Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| О том, чем мы больше всего дорожим и с чем легче всего расстаемся. Пожалуй, не будет преувеличением сказать, что одним из самых первых и фундаментальных социальных институтов, возникших на заре человечества, была семья. История развития человеческого общества свидетельствует об особой роли, которую играет семья в жизни человека. Еще с детства нам знакомо известное выражение «Здоровая семья – здоровое общество». Каждая девушка и парень мечтает и планирует в будущем создать именно такую семью – здоровую и счастливую. Но реалии сегодняшнего дня говорят нам, что этот институт находится на грани полного распада и исчезновения. Тенденции изменений института семьи, с которыми мы сталкиваемся сегодня, уже не просто настораживают, но серьезно удручают и обязывают бить тревогу. Нет необходимости приводить какую-либо статистику, чтобы убедить читателя в подлинности данной ситуации уже лишь потому, что мы сами, наши родственники, друзья, знакомые, коллеги - живые свидетели, участники и жертвы этого разрушительного процесса. То, что составляет основу общества, будучи его краеугольным камнем, сегодня наиболее уязвимо и находится в стадии стагнации. И если мы последуем логике вышесказанной мысли о взаимосвязи семьи и общества, то что нас ожидает в будущем? Как долго нам еще осталось ждать того времени, когда на традиционный брак будут смотреть как на историческое ископаемое, при этом сочувственно улыбаясь и вздыхая?! Разрушение традиционной семьи, как основного социального института, приведет к морально-нравственной деградации, и, в конечном счете, к исчезновению современной цивилизации, о чем напоминает исторический опыт. Психологи и социологи, ученые и философы, религиозные и светские деятели горячо обсуждают и полемизируют о настоящем и будущем семьи и брака. Общество и церковь включились в проведение серьезных просветительских программ. Издаются журналы, пишутся книги, создаются фильмы, проводятся открытые дискуссии, телепередачи, создаются вебсайты, и делается многое другое для спасения традиционной семьи. К сожалению, несмотря на все усилия ситуация, не только не улучшается, но катастрофически ухудшается, примером чему являются страны Западной Европы. Цивилизация стремительно отбрасывает понятие о традиционной семье на архаическую свалку за ненужностью и бесценностью, и даже вредностью, по мнению борцов за «свободу». «В течение следующих 30 лет будет продолжаться закат брака как гражданского института: все больше и больше людей меняют церемонию у алтаря на незарегистрированное официально совместное проживание. К 2031 году половина мужчин Великобритании будет холостяками, тогда как в 2003 году в браке не состояло 35% мужчин, - сообщается в опубликованном докладе... Количество незамужних женщин вырастет с 28 до 49%. Кристина Хьюз, читающая курс социологии в Университете Уорвика, отмечает: "Эти цифры не вызывают удивления. Со временем старомодные представления о жизни во грехе и вступлении в брак размылись. Многие люди полагают, что лучше просто жить вместе с партнером, чем оформлять брак, который грозит разводом"». The Times (перевод на сайте Inopressa.ru, 30 сентября 2005 г.). Как исправить ситуацию? Каким образом можно повлиять и изменить мотивацию молодого поколения по отношению к семье? Где причина неэффективности наших усилий? Почему так тяжело переломить ситуацию и повернуть вспять эти деструктивные тенденции по отношению к семье. Одна из проблем, как ни странно это звучит, состоит в том, что далеко не всегда и не везде вы можете найти и практическую, животворную, спасительную для семьи информацию. Зачастую половинчатые и обезличенные взгляды, выводы, советы и рекомендации производят обратный эффект и приносят еще больше хаоса и разочарования. Где человек может научиться искусству создания семьи? Получив аттестат «зрелости», готовы ли молодые люди создать здоровую семью? Что они знают об этом? Какой теоретической подготовкой в отношении психологии семьи, быта, воспитания детей, выхода из семейных конфликтов и личной ответственности они обладают после 10-12 лет школы? Или, может, они научатся этому в институтах? Увы, такого предмета не существует в учебных заведениях. Написано множество всевозможных инструкций и правил, начиная с того, как правильно пользоваться зубной щеткой или как эксплуатировать паркетный пол, заканчивая более жизненными и современнымитакими как, выдаваемые в школах инструкции по технике использования контрацептивных средств для решения актуальных проблем, связанных с подростковой беременностью и предотвращением распространения венерических заболеваний и СПИДа. Но что удивительно, в ЗАГСе молодоженам не выдается инструкция с правилами сохранения и успешной «эксплуатации» заключенного брака так, что бы он бесперебойно работал десятилетия, принося удовлетворение, радость и счастье супругам. Вы не задумывались, почему не существует таких инструкций? Может быть, они еще не написаны? А если существуют, то где? Вполне вероятно, что в этом и нужно искать суть проблемы. Главной причиной является отсутствие базовой, изначальной модели для подражания. Нужен непререкаемый авторитет и незыблемый фундамент не только для частных, кухонно-дилетантских общенародных советов и правил, но и для специалистов работающих с проблемами семьи и брака, если мы действительно хотим сдвинуть решение проблемы с мертвой точки и повернуть регрессирующие тенденции вспять. Основы и истоки здоровой семьи, которые могли бы стать фундаментальным знанием для подрастающего поколения и которые бы пользовались доверием и уважением среди молодежи, находятся в Священном Писании. В этом смысле знакомство с Торой и историей развития еврейской семьи, законов и традиций, которые повлияли на уникальность этого социального института, очень важно и актуально сегодня. Несмотря на то, что практически постоянно, за исключением, может быть, короткого периода истории, когда влияние на древнееврейскую семью со стороны других народов и культур было доминирующим, основы жизненной философии, религии, морально-нравственных принципов в отношении семьи, ее устройства, воспитания детей, были глубоко запечатлены в сознании еврейского общества, благодаря Торе. Влияние Священного Писания на формирование и развитие еврейского общества трудно переоценить. Целью нашего размышления является не столько констатация и перечисление уже известных исторических фактов и положений, сколько взгляд на еврейскую семью через призму Писания. Как Тора повлияла на уникальность института еврейской семьи? Как еврейская семья отображает оригинальный дизайн семьи, вышедшей из рук Творца? Какой видел человеческую семью Бог? К сожалению, путь развития человеческой семьи после грехопадения, с последствиями которого мы знакомимся уже на первых страницах Торы, никогда не являлся первоначальным замыслом Бога. Необходимо отметить, что описанные в книге Брейшит (Бытие) неравенство в браке, полигамия, подавление личности и интересов членов семьи, ссоры и разводы, а также другие трагедии, которые мы можем увидеть на примере патриархов, никогда не были одобрены, узаконены или канонизированы Богом. Грех изменил, порою до неузнаваемости, первоначальный план семейного института. Показательно, что то, что изначально в Эдеме создавалось для высшего земного счастья, в первую очередь подверглось хитрой, коварной, яростной и, к сожалению, небезуспешной атаке змея. Рассматривая последствия грехопадения, мы обнаруживаем, в первую очередь, потерю надежности наших отношений с Богом, и, во-вторых, нарушение гармонии отношений между первой четой. Нарушение семейных отношений является результатом разрыва отношений с Богом. Это базовая и важнейшая аксиома, которую мы обнаруживаем читая историю грехопадения. Адам и Ева поддались искушению, отвергли смиренную зависимость от Создателя, пожелали уподобиться Богу и познать добро и зло (Быт.3:5). Тем самым они нарушили здоровые отношения с Богом, и как следствие этого сразу же была нарушена и счастливая супружеская идиллия. Два вечных памятника были установлены Творцом в Эдемском саду: они были освящены, отделены и благословлены Богом навечно. Суббота, ставшая неветшающим храмом во времени, гарантировала человеку освящающие и близкие отношения с Богом, и семья, какой она вышла из рук Создателя, должны были стать основой здоровых и счастливых межличностных отношений. Такой вывод очевиден, но для многих неизвестен: исключив Бога как основание счастливого брака, мы обречены на провал наших многочисленных попыток наладить семейные отношения путем накопления знаний по семейной проблематике через посещение лекций, чтение книг, консультации у специалистов и т.п. Знания хороши и полезны, но сами по себе они не заработают без источника энергии. Этот источник, энергетическое сырье, должен соответствовать всем параметрам, заложенным конструктором, иначе он будет постоянно коптить, и "попыхтев" какое-то время вскоре сломается и заглохнет навечно. Семья - это сложный механизм, постоянно нуждающийся в бережной заботе и любви. Господь - единственный источник семейного счастья и залог здоровых, долгих отношений. Если вы хотите что-то поменять в своем браке или улучшить его, начинайте с главного. Исследуйте, что лежит в основе вашего брака, на каком основании вы построили или намерены воздвигнуть ваш семейный дворец. Стены и крыша, окна и двери, ковры, сантехника, мебель и огромный плазменный телевизор может быть и важны, но если фундамент песочный, то рано или поздно вам придется пополнить печальную статистику неудавшихся и несчастливых браков и пить горькую чашу необратимых последствий этого безответственного и легкомысленного строительства. Можно выучить все правила счастливой жизни, приобрести элегантную современную одежду, перекрасить волосы, сделать дорогой макияж, овладеть в совершенстве утонченными манерами и техникой Камасутры, получить хорошее образование и престижную денежную работу, но, увы, все выше перечисленное не гарантирует вам наличие радостного долговременного семейного счастья, если Бог и Его воля, выраженная в Его законах, не положены в основание брака. Господь является единственным основанием и гарантом счастливой семьи. Исследуя Писание, мы находим, что (1) Бог является Создателем человека и единственным источником жизни; (2) Человеку одному «нехорошо». Люди существа социальные; (3) Автор счастливой семьи – Господь; (4) Первая семейная ссора произошла в результате разрыва отношений с Богом; (5) Восстановление отношений в семье возможно лишь после восстановления отношений с Богом; (6) Законы счастливой семейной жизни описаны в Библии; (7) Изучение Священного Писания, истории, традиций и многовекового опыта еврейской семьи, находящейся под влиянием ученияТоры, является жизненно важной необходимостью для каждого современного человека на земле. «...Рассмотрите, и расспросите о путях древних...» Иер.6:16 Появление на исторической сцене израильтян как народа, осуществилось в результате исполнения Божественного обещания данного патриархам. Возникновение народа Израиля было Небесным планом и служило определенной цели. Читая священную историю событий древности, мы однозначно приходим к заключению, что зарождение еврейской нации является исключительно инициативой Бога, проявлением Его Воли и Провидения. Избрание Израиля не состоялось в результате его особых качеств или заслуг, согласно человеческой шкале ценностей и достоинств. Скорее, наоборот. Израильтяне не могли похвалиться своей древней историей. На момент зарождения израильской нации некоторые народы уже отмечали свое тысячелетие. Израильтяне не могли похвалиться и своими достижениями в области науки, архитектуры, медицины и искусства. Были цивилизации, которые далеко опередили Израиль в этом. Израиль не мог похвалиться ни своей многочисленностью, ни силой своей армии и оружия, которое значительно уступало окружающим его народам. Что же уникального было в древнем Израиле? Что так выделяло его среди других народов? Чем для нас так ценен опыт этого древнего народа? Божий перст избрания указал на несчастную, бедную, измученную и обессилевшую группу людей, находящихся в тот великий момент на грани полного истребления. Потомки Иакова оказались на низшей социальной ступени, в состоянии, когда сама мысль о надежде на перемены к лучшему была нереальной, в момент, когда смерть - это желанное избавление от боли, страданий и унижений. Именно в этот момент наибольшей тьмы, Бог явил Свою милость и могущество. Освобождение рабов-израильтян – это великое чудо и вечный пример силы Всевышнего. Избрание Божье сделало этот народ уникальным. Религия, которой Господь научил вчерашних рабов, сделала Израиль особенным народом. Откуда израильтяне получали истинные знания о Боге и Его воле? - Из Торы. Чему Израиль должен был научить народы? – Торе. Давайте и мы коснемся устройства семьи по Торе. Священное Писание и семья. Большинство цитат и примеров, уроков и выводов, взяты из Еврейской энциклопедии в 16 томах. Брокгауз–Эфрон. Читая эти выдержки взятые из различных статей энциклопедии, вы найдете их удивительно современными и актуальными. В Библии семья называлась בֵּית אָב, бет-ав (буквально "отчий дом", Быт. 24:38; 46:31). Создание семьи считалось основанием «дома» (байт), а «дом» был частью народа (мишпаха), Ам. 3:2. Семья была не только социальным, но также и религиозным объединением (Исх. 12:3; I Сам. 20:6, 29; Иов 1:5). Отец был главой семьи и владельцем семейного имущества (Чис. 26:54–55), в его руках была власть над членами семьи. В Библии часто описываются ситуации, когда отец отдает распоряжения (Быт. 50:16; Иер. 35:6–10 и в других местах) и делает выговоры (Быт. 37:10; Чис. 12:14). Отец должен был благоволить к членам семьи (Быт. 25:28; 37:4; 44:20) и жалеть их (Пс. 102:13). Десять заповедей требуют уважения к обоим родителям. Довольно распространенное мнение о том, что женщина в еврейской семье была в унижении и бесправии, и что Тора регламентировала такое положение совершенно не соответствует действительности. Достаточно непредвзято и серьезно разобраться с историей создания первой семьи в Эдеме и фактом кто к кому «прилепится». Быт.2:24. Вступая в брак, мужчина покидал родителей согласно заповеди Творца. Мать занимала почетное место в семье и пользовалась уважением и авторитетом. Влияние матери отражено в библейских повествованиях, например, о Сарре (Быт. 21:12) и о матери Самсона (Суд. 13:23), а также в талмудических повествованиях (Кид. 31:72). Перед заключением брака совершалась помолвка. Помолвленный мужчина освобождался от военной службы до бракосочетания (Втор. 20:7), а помолвленной девушке запрещено было встречаться с любым другим мужчиной. Свадебная церемония включала переход празднично одетой невесты в дом жениха (Ис. 61:10; Пс. 44:14–16; Песнь 4:1, 3; 6:7; ср. Быт. 24:65–67; 29:23–25), где происходил брачный пир, длившийся семь дней (Быт. 29:22–27; Суд. 14:10–12) или дольше. Новобрачные уединялись в первую же ночь (Быт. 29:23); свадебное облачение невесты сохранялось потом как свидетельство ее девственности (Втор. 22:13–18). Член семьи считался ответственным за ее доброе имя: «Семья подобна куче камней — вытащи один, и вся куча рассыплется» (Быт. Р. 100:7); «Тот, кто навлекает бесчестие на себя, навлекает его на всю семью» (Чис. Р. 21:3). В более узком смысле семья включает мужа, жену и детей и образует в еврейской традиции тесную общность, возможно, более тесную, чем в других обществах. Хотя мы неоднократно встречаем в Библии факты полигамии, но все же в идеале, библейская семья состоит из мужа, жены и детей (Пс. 127:2–3;) Именно в семье сохраняется культурное и религиозное наследие иудаизма. Семья — центр религиозных традиций и обрядов, что проявляется прежде всего в исполнении предписаний субботы и праздников, сопровождающихся церемониальными трапезами, зажиганием свечей, произнесением бенедикций и т.д. Необходимо отметить, что в вопросах сохранения веры и образа жизни еврейский дом имеет большее значение, чем синагога или еврейские учебные заведения. Брак и создание семьи — обязанность, которую должен выполнять еврей в соответствии с библейской заповедью (Быт. 1:28) плодиться и размножаться (Иев. 6:6). В противоположность позднему, не библейскому христианству, превозносящему безбрачие и монашеский образ жизни, иудаизм, как и ранние иудео-христианские общины, видит в институте брака и семьи одну из высших ценностей. Обсуждая постановление Мишны, в котором говорится об обязанности произвести потомство в соответствии с библейской заповедью плодиться и размножаться, Вавилонский Талмуд (60б-63а) подчеркивает священный характер этой обязанности (брак называется киддушин — "освящение") и красоту, святость и радость, заключающиеся в еврейской семейной жизни. Тот, у кого нет жены, живет без радости, без благословения и без благости. Пятая заповедь — обязанность чтить отца и мать (Исх. 20:12) — особенно подчеркивается раввинистическими авторитетами. Законоучители Талмуда учили, что «человеку следует тратить меньше своих возможностей на еду, по своим возможностям на одежду и сверх своих возможностей на почитание жены и детей, потому что они зависят от него». Отец обязан учить мальчика Торе, женить и обучить его ремеслу; отец обязан обеспечить дочь, которая выходит замуж, всем необходимым (одеждой, деньгами и т.п.). В средние века семья была основой еврейской общины. Среди ашкеназов известны многочисленные случаи, когда целые семьи принимали мученическую смерть чтобы предотвратить насильственное крещение детей. Традиционно среди евреев, семейное единство рассматривалось как один из наиболее важных принципов: чтобы исполнить обязанность воспитания и обучения детей, родители сами учили их нормам и законам иудаизма, матери обучали дочерей правилам ритуальной чистоты и еврейскому образу жизни; большую роль в сохранении еврейской традиции в семьях играло старшее поколение. Инквизиция, заставлявшая детей марранов свидетельствовать против родителей и тем самым ставившая лояльность по отношению к церкви выше семейной преданности, приводила к подрыву института семьи. Родители и дети. Любовь к детям как характерная черта древней израильской цивилизации очень рано столкнулась с распространенным среди народов Ханаана обычаем принесения детей в жертву следы которого сохранились в Библии, где во многих местах сурово осуждаются пережитки этого варварского культа (Быт. 22; II Цар. 21:6; Иер. 7:31; Иех. 23:39; Миха 6:7,). Чадолюбие стало одной из наиболее характерных черт еврейской национальной психологии. Деторождение по-прежнему трактуется как религиозный долг всякого еврея. Человека, отказывающегося вступить в брак и растить детей, рабби Эли‘эзер уподобляет убийце (Тосеф., Иев. 8:4). Согласно Мишне (Иев. 6:6, 61а–64а), заповедь «плодитесь и размножайтесь» (Быт. 1:28) считается выполненной, по школе Хиллела, после рождения хотя бы по одному ребенку каждого пола, а по школе Шаммая — после рождения двух мальчиков. Бездетность в течение десяти лет была достаточным основанием для мужа дать жене развод. Бог поручает детей заботам родителей: на отце лежит обязанность дать сыну религиозное образование, научить плавать (Кид. 40а), обучить ремеслу и найти ему невесту. Родителям строго запрещалось оказывать особое предпочтение одному из своих детей (Шаб. 10б). Библейское законодательство возлагает ответственность на родителей за плохое воспитание детей. Законоучители Талмуда видели в неповиновении детей родителям признак крайнего распада общественных связей, предшествующего приходу Мессии (Сота 49б; Санх. 97а). Заповедь «почитай отца твоего и мать твою» (Исх. 20:12) рассматривается в раввинистической литературе как высший долг человека. Соблюдающий эту заповедь получит вознаграждение как в этой жизни, так и в будущей (Пеа 1:1). Законоучители Талмуда приравнивали почитание родителей к почитанию самого Бога (Кид. 30б). Комментируя библейский текст, они говорили, что, поскольку ребенок бессознательно склонен любить свою мать больше, чем отца, Пятикнижие предписывает почитать сначала отца, а затем — мать (Исх. 20:12); в то же время он больше боится отца, чем матери, поэтому Пятикнижие упоминает в этой связи сначала мать, а затем — отца (Лев. 19:3; Кид. 30б–31а). В соблюдении этой заповеди законоучители Талмуда видели главное средство сохранения в чистоте наследия отцов — вечных ценностей еврейской религии, однако Талмуд приводит множество примеров заслуживающего похвалы соблюдения заповеди почитания родителей не только евреями, но и язычниками (Кид. 31а–б). Так, язычник Дама, сын Нетины из Ашкелона, признается примерным сыном, потому что он не пожелал разбудить своего отца и достать лежавший у него под подушкой ключ, хотя это было необходимо для заключения весьма выгодной сделки (Кид. 31а). Еврейская традиция особо подчеркивает лежащую на родителях обязанность воспитания детей в соблюдении религиозных заповедей и обучения их Торе. Здорового сына следует начинать учить Библии с пяти лет, Мишне — с десяти, соблюдению закона — с 13. Бытовало и другое мнение, что образование ребенка следует начинать с того момента, когда он начинает членораздельно говорить. В средние века первый день посещения ребенком школы отмечался как праздник. Еврейская традиция придавала образованию особое значение, что отразилось в многочисленных произведениях еврейской литературы всех времен о необычайно одаренных детях. В новое время эта традиция выразилась в стремлении евреев дать своим детям образование, обеспечить приобретение ими профессии, гарантирующей достаточно высокий общественный статус; в США и Советском Союзе выросло поколение евреев, подавляющее большинство представителей которого получило высшее или среднее образование. Хотя несовершеннолетние дети формально освобождены от соблюдения религиозных обязанностей, их приучают к этому с самого раннего возраста. В библейские времена дети принимали участие в религиозных церемониях, в субботний год их приводили в Храм во время чтения царем Второзакония (ср. Втор. 31:10–12). Мишна предлагает постепенно приучать детей к посту в Иом-Киппур (Иома 8:4), а Гемара предписывает отцу приобретать для сына талит (молитвенное покрывало), тфилин (специальные коробочки с библейскими текстами, помещаемые на лоб и руку во время молитвыи) лулав (специальный набор растений для празднования праздника Суккот или Кущей), как только ребенок становится способен понять их значение (Сук. 42а). Родителям также рекомендуется брать с собой детей в синагогу, где они допускаются к совершению некоторых действий (например, к свертыванию свитка Торы); они участвуют в праздновании Симхат-Тора и пасхального седера. Родители обязаны обеспечивать детей всем необходимым, заботиться об их воспитании, образовании и приобретении ими профессии. Закончить этот обзор хочется популярным высказыванием, в котором отразилось традиционное еврейское отношение к семье: «Там, где между мужем и женой царят мир и согласие, обитает Шхина». Крепость семейных уз — характерная черта еврейской семьи и в настоящее время. Процент разводов среди евреев всегда был и до сих пор остается сравнительно низким. Валерий Ручко
Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!" Гибнет народ от недостатка ведения...
|