[ Новые сообщения · Правила поведения · Участники · Поиск по темам · RSS лента ]
"Ибо Я - Господь Б-г ваш: освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят" (Левит 11:44)
"Ибо все народы ходят, каждый во имя своего бога; а мы будем ходить во имя Господа Б-га нашего во веки веков" (Мих.4:5)
Шалом! Данный форум устроен по типу бейт-мидраш. Эта модель призвана помочь тем, кто желает изучать Тору и еврейскую мудрость, а учеников отличает стремление пополнить свои знания и найти им достойное применение. Люди данной категории не озабочены собственной репутацией или мнением большинства; их цель – сблизиться со Всевышним путем исполнения Его заповедей. Посещение «Бейт-Мидраш» не должно рассматриваться как место, где один человек обнажает духовную несостоятельность другого и претендует на исключительность собственного мнения. Суть общения и обучения – укрепление в праведности, исправление своего характера и, тем самым, участие в исправлении всего Мира (тикун олям).

У нас приветствуются ноахиты (бней-Ноах); геры (прозелиты), принявшие официальный или неофициальный гиюр, или находящиеся на пути к этому; выходцы из христианства или иных религий и культов; караимы; иудействующие, а также все Б-гобоязненные, неравнодушные к Б-гу Авраама, Исаака и Иакова, к Торе и Иудейскому образу жизни. Добро пожаловать!
Книга Мириам Исраэли Страна Аслана. Еврейский секрет Нарнии. "Хроники Нарнии" сквозь призму иудейского мировоззрения


Страница 1 из 11
Бейт-мидраш / Дом учения » СМЫСЛ БЫТИЯ » Духовное Развитие -Тикун Мидот » Главная цель жизни — исправление черт характера?
Главная цель жизни — исправление черт характера?
ГалилеянкаОтправлено в: Пятница, 01 Февраля 2013, 15:24 | Сообщение № 1

Администратор
Сообщений: 5413
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
Вопрос раввину:

Шалом. Я слышала, что Гаон из Вильно считал, что главная цель жизни человека - это исправление черт своего характера. С другой стороны, вроде как цель - тикун олам, летакен олам бе-малхут Шадай (исправление мира в соответствии с Волей Всевышнего). Если придерживаться первой идеи, то человек будет себе жить свою жизнь, работая над собой. А если второй - начнёт организовывать какие-то социальные изменения, например.
Что же правильно?
Спасибо!

Лея

Отвечает рав Элиягу Эссас:

На первый взгляд, и в самом деле может показаться, что эти две, как Вы выразились, «идеи» противоречат друг другу. Тем более — если под понятием «Тикун Олам» (исправление мира) подразумевать, по Вашим же словам, «организацию каких-то социальных изменений».

Еврей может (а иногда — и должен) поддерживать движения, деятельность которых способна улучшить, допустим, положение еврейской общины или, к примеру — ситуацию в городе, где он живет. Прилагая к этому разумные усилия, а вне Израиля — ни в коем случае не беря на себя руководство подобным движением.

Если же речь — о революциях или мятежах, чему, как правило, сопутствуют убийства, насилие и грабежи, принимать в них какое-либо участие еврею — категорически нельзя. По многим весьма серьезным причинам. В том числе, и потому, что никакие революции не приближают мир к идеалу. Не обсуждаю здесь ситуацию, когда над еврейской общиной нависла смертельная угроза.

Теперь мы вплотную подошли к тому, чтобы уточнить, что такое Тикун Олам (исправление мира) с точки зрения еврейской традиции.

Тикун Олам в нашем понимании — это духовный процесс, конечная цель которого — вернуть миру совершенство и гармонию, сделать его таким, каким изначально создал его Творец. И выполнить эту миссию Он поручил еврейскому народу. Для чего Он и раскрыл нам свою Мудрость в Его Торе.

Чтобы реализовать эту высокую задачу, мы (все вместе и каждый еврей, в отдельности) должны вносить в мир как можно больше Добра и стараться, по мере сил и возможностей, уменьшать «объем» Зла.

И у нас для этого есть — свое «вооружение», свои способы благотворного воздействия на ситуацию в мире. Это:

1. Изучение Торы и соблюдение записанных в ней заповедей.

2. Ежедневное обращение к Всевышнему с искренними, идущими от сердца молитвами.

3. Добрые дела (включая цдаку — регулярные пожертвования на высокие, благородные цели и помощь людям — материальная, физическая и психологическая).


Если каждый из нас будет осуществлять свою работу во всех этих трех, указанных выше направлениях, мир, несомненно — улучшится. И можно будет сказать, что каждый внес свою лепту в процесс его исправления.

Теперь, полагаю, понятно, что исправление черт собственного характера — «параллельная», необычайно важная задача, самым непосредственным образом связанная с процессом Тикун Олам.

Судите сами. Преуспеет ли в изучении Торы ленивый человек, у которого в свое оправдание всегда найдутся тысячи причин, чтобы, допустим, пропускать необходимые для его духовного развития уроки? Та же лень может помешать человеку, к примеру, каждое утро рано вставать. И он не будет успевать на утренние молитвы.

Или, скажем, кому-то нужна помощь, но для этого надо поехать в отдаленный район города. Ленивый вполне может упустить подвернувшийся ему шанс совершить доброе дело.

Препятствием для реализации столь почетного поручения Всевышнего могут стать, как очевидно, и неорганизованность (когда человек берется за все подряд и ничего не успевает), завистливость (способная в той или иной степени отвлечь еврея от главного «задания») и т.д. и т.п.

Именно это имел в виду Виленский Гаон (великий Учитель Торы раби Элиягу из города Вильно; Литва, вторая половина 18-го века), подчеркивая значимость исправления негативных черт характера. И мы видим, что никакого противоречия между участием в процессе Тикун Олам и улучшением характера в действительности — нет.

Более того, в определенном смысле работу над собой можно считать одной из граней многопланового процесса исправления мира. Ибо серьезное изучение Торы, усилия, прилагаемые к повышению качества исполнения заповедей, искренняя молитва и стремление к увеличению числа добрых деяний — дисциплинируют, возвышают человека, просветляя его и улучшая его человеческие свойства.

И если человек излишне не концентрируется на «борьбе» с собственными негативными чертами (что может увести его с главной дороги) — их исправление становится естественным процессом.


Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!"
Гибнет народ от недостатка ведения...
 
АркадийОтправлено в: Пятница, 01 Февраля 2013, 20:52 | Сообщение № 2

Участник
Сообщений: 537
C нами с 24 Апреля 2011
Откуда: Молдова
Статус: Отсутствует
Если брать интервью у прохожих с вопросом: улучшается ли ОЛАМ или ухудшается?
Ответы будут оптимистичные и пессимистичные.
Как объективно следует признать направление движения ОЛАМ?
Государственное законодательство, последуя за "ПРАВАМИ ЧЕЛОВЕКА" всё ниже опускает планку требований к своим гражданам.
Статистика преступлений улучшается, а нравственность падает.
Хорошо ли это или плохо?
Церковь выдвигает тезис, например, что Бог сотворил некоторых людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией. А следовательно, их также надо любить. Давать им детей сирот на воспитание, для полноты их счастья. А характеры у них можно сказать миролюбивые, значит, хорошие.


Не закрывай глаза на правду.

Отредактировал/а: Аркадий - Пятница, 01 Февраля 2013, 20:55
 
ГалилеянкаОтправлено в: Пятница, 01 Февраля 2013, 21:48 | Сообщение № 3

Администратор
Сообщений: 5413
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
Цитата (Аркадий)
Если брать интервью у прохожих с вопросом: улучшается ли ОЛАМ или ухудшается?
Вы ведь сами ответили на свой вопрос:
Цитата (Аркадий)
Ответы будут оптимистичные и пессимистичные.

smile

Мы (люди) не в состоянии объективно оценивать состояние той системы, частью которой сами являемся. Поэтому, не имеет смысла задавать подобные глобальные вопросы и пытаться судить обо всем мире в целом. От нас требуется, всего лишь, делать то, что в наших конкретных силах, чтобы улучшать себя и то, что нас окружает.

Цитата (Аркадий)
Церковь выдвигает тезис
ну и пусть себе выдвигает, мало ли что. Пусть это заботит тех, кто непосредственно причастен к данному явлению. А нам и без того хватает задач, которые нужно решать для себя в повседневной жизни: исследовать себя, смотреть в глубь, улучшать качества, для исправление которых, собственно, мы и рождаемся в мир. Еврейская вера учит, что у каждого из нас есть шореш, т.е. корень души - это определенная основа, с которой мы приходим в мир: задатки, которые даются нам в помощь, и помогают достигать цели. Каждому дается что-то свое. Поэтому важно выяснить, что именно нам дано, и использовать это во благо. Это как детали единого механизма. Поэтому нам нет смысла пытаться объять необъятное и решить все мировые вопросы. Во все эти области уже определены люди, которых туда посылает Б-г. А если каждый будет делать свою работу (пусть даже кажущуюся незначительной), но - свою, а не чужую: тогда мир улучшится гораздо быстрее.


Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!"
Гибнет народ от недостатка ведения...
 
ГалилеянкаОтправлено в: Воскресенье, 15 Марта 2015, 12:59 | Сообщение № 4

Администратор
Сообщений: 5413
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
Общее описание путей преодоления плохих качеств характера

1. Все служение Всевышнему зависит от исправления качеств характера. Они [эти качества] подобны облачению для заповедей и для основ Торы. И все грехи имеют своим корнем качества характера. А качества характера имеют корнем четыре основных элемента [огонь, воду, землю и воздух. Имеются в виду духовные прообразы всех явлений нижнего мира ].

2. Основа жизненности человека - постоянно укрепляться в преодолении [своих дурных] качеств. И если он этого не делает, то зачем живет?!

3. Желающий покинуть свой дурной путь должен взвесить свои качества на весах справедливости. Ибо сначала необходимо поразмыслить о своих плохих качествах и хорошенько их узнать. И приучать себя перегибать каждое плохое качество к его крайней противоположности. Например, от гнева - к состраданию, а от гордости - к максимальному самоуничижению. (Но не следует перескакивать за один раз к крайней противоположности, а нужно понемногу двигаться от одного уровня к другому). После этого следует установить себя в среднее [умеренное] положение, как предписано Торой, и удерживаться на нем, пока оно не станет для человека естественным. Ибо если он сразу же направится по средней дороге, то [впоследствии] вернется, не дай Б-г, к прежним привычкам. Ведь на этом пути влечение ко злу уже пересилило его.

4. Каждый человек должен строить себе ограду от грехов в соответствии со своим характером, даже если его путь не кажется верным другим людям, не знакомым с его характером (Мишлей 14:2). Однако в вопросах, противоречащих Торе, человек не должен полагаться на свой разум, например, поститься в шабат (Мишлей 1:2, а также 16:4,10; 1:3).

5. Качества характера соответствуют природе тела и животной души (нефеш) (и меняются в зависимости от их деяний в первом перевоплощении). А дела [человека] соответствуют духу (руах). И как всадник может, приложив усилия, заставить идти прямо даже строптивого коня, так и для того, чья животная душа обладает по своей природе плохими качествами, определяющим является дух (Тикуней Зоар 109, 157; см. Мишлей 11:22).

6. Со стороны тела и животной души человек хуже всего живого. Но со стороны духа и высшей души (нешама) он - величайшее из творений.

7. Даже тот, чья натура дурна, не должен во всем идти против своей природы, ибо это у него не выйдет. Но следует приучать себя идти прямым путем в соответствии со своей природой. Например, тот, кто родился под знаком Марса, непременно прольет кровь. Но он может стать шохетом (резником) - путь среднего человека (бейнони), или моэлем (специалистом по обрезанию) - путь праведника, и не стать грабителем. И об этом написано: "Воспитывай юношу в соответствии с его путем, и даже когда состарится - не свернет с него" (Мишлей 22:6).

8. Бывает, что душа человека по своей природе обладает хорошими качествами, но, несмотря на это, он - нечестивец. Такому человеку дают всю его награду в этом мире, чтобы у него не было доли в Грядущем мире. Потому что ему было очень легко делать добро, но он не хотел, и о нем сказано: "Горе их душе, ибо воздали им зло" (Йешая 3:9). А если душа человека дурна, но он постоянно воюет с побуждением ко злу, тогда “по страданию и награда”. И даже если он иногда оступается и грешит, не дай Б-г, Всевышний судит его со снисхождением (лифним мишурат адин), как сказано "Обещание, данное женщинам, значительнее данного мужчинам..." (Брахот 17а), потому что они связаны с левой стороной, которая ближе к греху. [Левая сторона - совокупность аспектов Творения, относящаяся к Атрибуту Суда]. И [об этом же] сказано (Хагига 12б): "Притча о царе, который приказал своим рабам: “Завтра поутру явитесь ко мне”. Когда назавтра он поднялся с постели, его уже ждали и мужчины и женщины. Кого он хвалил больше? Того, кто не привык рано вставать".

9. Все добро и зло в этом мире [человек получает], по большей части, согласно качествам своего характера (Тикуней Зоар 109).

10. Есть в человеке такие недостойные вещи, от которых он избавляется, исполняя заповеди, есть такие, от которых может избавиться только Торой, а есть и такие, от которых он может избавиться, только если следит за тем, чтобы исправить свои качества с помощью этических наставлений, чтобы отделить пути добра от путей зла (Мишлей 22:5).

11. Тора для души - что дождь для земли, взращивающий посеянное в ней, будь то живительные или ядовитые растения. Так и Тора взращивает то, что в сердце человека. Если у него доброе сердце, она увеличит его Б-гобоязненность. Если же в его сердце "корень, начиненный ядом и горечью", возрастет в нем недоброжелательность. Как написано: "Прямы пути Б-га, праведники пойдут по ним, а злодеи оступятся на них" (Ошеа 14:10). И как сказано (Шабат 88б): "Для забирающих в ней вправо - эликсир жизни, а для забирающих влево - смертный яд". [Т.е. для тех, кто трудится над Торой изо всех своих сил, она - эликсир жизни; для тех же, кто относится к ней как к чему-то второстепенному - смертный яд /Раши/].

Поэтому необходимо каждый день перед началом учения и после него освобождать свое сердце от плесени [неправильных] мнений и черт характера с помощью боязни греха и добрых дел, и это [занятие] называется "отхожим местом". И на это намекнули Мудрецы, сказав: (Брахот 8б) "Отхожее место - предпочтительнее всего", а также (там же, 55а): "Тому, кто проводит много времени в отхожем месте, удлиняют дни и годы" и (там же, 62а): "Встань (утром) и выйди, дождись вечера и выйди". Имеется в виду - в юности и в старости не отдаляйся от Творца на большое расстояние, а то не помогут никакие усилия. И необходимо тщательно проверять, какое дурное качество усиливается в нем и после этого очиститься [от него]. Не так, как вожделеющие плотских наслаждений, которые постятся, и [от этого] их страсть многократно возрастает. И для этого нужна большая хитрость в Б-гобоязненности - против хитрого змея. Тому же, кто ленится копаться во всех своих плохих чертах, не помогут никакие ограды и межи, которые он устраивает, так как "всякое поражение, которое не вылечено внутри... [снова проявится снаружи]". И даже ограда Торы, которая защищает и спасает [от греха], разрушается его ленью (Мишлей 24:31, 19:15, 25:4).

12. Качества характера - в [животной] душе, сопряженной с телом, и они - облачения для разумной души. И как человек пользуется почетом и завоевывает расположение окружающих благодаря своей одежде, так и Тора только тогда дает изучающим ее милость в глазах людей и удостаивает их почета, когда они отличаются хорошими чертами характера, и об этом сказано (Шабат 113а): "Раби Йоханан называет одежду почетом" (Мишлей 11:16; 13:15).

13. Несмотря на то, что сказали Мудрецы (Бава батра 164б): "Не следует человеку расхваливать товарища, так как от похвалы он придет к хуле", того, кто известен своими хорошими качествами, наоборот, подобает прославлять, поскольку в этом случае невозможно "от похвалы перейти к хуле" - ведь все прославляют его. И даже если кто-нибудь скажет о таком человеке худое, ему не поверят.

14. Мудрец Торы должен предъявлять к себе повышенные требования (лифним мишурат адин) в большей степени, чем другие люди. Например, многие люди прощают наемному работнику нанесенный им ущерб. Но мудрец Торы, кроме прощения ущерба, должен еще и заплатить ему за работу, выполняя которую, он причинил ущерб (как поступил Раба бар Бар Хана - Бава меция 83а).

Глава из книги "Совершенная Мера" (Эвен Шлема). Книга написанная равом Элияу из Вильно - Виленским Гаоном.
Материал с сайта http://www.toldot.ru/


Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!"
Гибнет народ от недостатка ведения...
 
Бейт-мидраш / Дом учения » СМЫСЛ БЫТИЯ » Духовное Развитие -Тикун Мидот » Главная цель жизни — исправление черт характера?
Страница 1 из 11
Поиск:
Функции форума
Ленточный Вариант Форума  |  Правила поведения  |  Участники  |  RSS Лента  |  Поиск по Названиям Тем

Предупреждение: данный форум строго модерируем. Проводятся постоянные ревизии, чистки, а также удаляются устаревшие и потерявшие актуальность темы.

Цветовая маркировка групп: Читатель ~ Участник ~ Постоянный участник ~ Администратор

Поиск по всему сайту


Форум основан 1 июня 2006 г.
Хостинг от uCoz