Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| Объясняет нам иудаизм, что главный объект духовной работы человека - это он сам. Так вот, говорит Тора, что у человека есть мидот - качества характера, и наша цель - улучшать свой характер (на иврите - делать "тикун мидот"). «Тикун мидот» - общее исправление качеств характера. Работая над своим характером, в частности, опираясь на мощнейший инструмент заповедей, человек постепенно трансформирует свой внутренний мир и восстанавливает чистоту укрепленного сосуда.
Главная же наша проблема, что каждому из нас сложнее всего всмотреться именно в самого себя. Т.е., чтобы себя улучшать - надо сначала понять, что же я из себя представляю.
Один из удобных путей - выбрать "базовые" характеристики (мидот). Условно говоря, выделить в себе базовые параметры ("оси координат"), и далее с помощью эффективных методов себя улучшать (продвигаться по каждой из осей координат - извините за несколько упрощающую метафору). Это похоже на вектор, который мы можем разложить на набор координат. При этом, если система координат будет ортогональная, то с каждой координатой можно будет разбираться достаточно автономно!
Одной из наиважнейших вещей в Кабале является дерево Сфирот, состоящее из 3+7 сфирот. 3 из них (Хохма, Бина и Даат) помогают нам разобраться в своем разуме, чтобы научиться его совершенствовать. 7 остальных (Хесед, Гвура, Тиферет, Нецах, hод, Йесод и Малхут) вычленяют 7 базовых характеристик нашего "я".
"Раскладывая" себя по этим характеристикам, мы можем выбрать для каждой из "осей" свой алгоритм осмысления и работы над собой.
Кстати, этим объясняется то, что каждой сфире соответствует свой персонаж из ТаНаХа. Т.е. мы учим "механизм" духовной работы соответственно у (Авраама, Ицхака, Яакова, Моше, Аарона, Йосефа и Давида).
Интересно, что Тора не предлагает одного идеального персонажа. (Таким пытались сделать Адама, но он "надорвался" в самом начале своей карьеры). Те, кто помнят советскую идеологю, знают, как нас учили быть похожими на дедушку Ленина, который и бревна носил на субботнике, и ходоков чаем поил, и детей любил, и РабКрИн реорганизовывал и т.д.
Тора выдала нам целую "команду" образцов, при том весьма динамичных, со своими "ошибками" и живыми реакциями... Благодаря такой "раскладке", мы получаем реальный шанс начать конструктивную работу над собой. Поэтому, в таком ракурсе для нас дерево Сфирот является не далекой и недоступной вершиной, а "АЗБУКОЙ", с которой мы должны начинать свой "рабочий день".
Психология постепенно оттачивает свои инструменты работы над человеческими качествами, и последние "психотехнлогии" становятся особенно качественно проработанными.
Вернемся к нам. Качества Нецах и hод - два "лидерских" качества, которые должен развивать любой человек, связанный с управлением в коллективе. Поэтому, кстати, для большинства людей - этот материал актуализируется, начиная со дня свадьбы. Семья - первая социальная модель, в которой мы используем свои "лидерские" качества. (Кстати, все, что здесь написано, было бы очень полезно использовать выросшим детям в своем общении с родителями. Тогда многие из конфликтов отпали бы сами собой. Ведь когда юный лоботряс приходит домой в час ночи и не задумывается (отсутствие эмпатии), что у его мамы может быть сердечный приступ от волнения... а ведь позвонить по мобильному телефону и сказать, что у меня все в порядке не стоит никаких усилий...)
Так вот, евреи впервые всерьез активировали понятие лидера, тогда когда появился народ в Египте и у него возникло 2 вождя - Моше и Аарон. У каждого из них был свой принцип "работы" с "подчиненными".
Обратите внимание, от имени Аарона мы не имеем в Торе ни одной фразы учения. Его роль была в налаживании отношений между людьми (peacemaker), и обеспечении контакта "Земля-Небо" (в святилище).
Моше практически ни разу не имеет дело с конкретными персонажами, он спускает истину с Небесного уровня, обладая: истиной и методами "внедрения" ее в сознание людей.
Теперь каждый из нас ДОЛЖЕН СФОКУСИРОВАТЬСЯ НА СЕБЕ.
(Нецах) 1.Насколько Вы имеете, что сказать людям (атрибут Вечной истины)? 2.Насколько Вы обладаете УВЕРЕННОСТЬЮ, чтобы донести свою истину ближним (и дальним через интернет) Кстати, при отсутствии первого, второе обычно уже не нужно (хотя часто "пустое место" более всего заявляет о себе - как шутил кто-то "пустой барабан"), с другой стороны, при наличии первого, мы можем начать учиться вырабатывать эту самую АССЕРТИВНОСТЬ в своей коммуникации.
Особенно это релевантно в наших отношениях с детьми!!! Почему в светском обществе понятие АВТОРИТЕТА исчезло полностью?!?!? Израильские светские школьные психологи говорят, что невозможно эффективно преподавать детям, когда у учителя нет своей (абсолютной) системы ценностей. Ведь дети чувствуют невербально, т.е. когда учитель или отец передают мудрость (идеи) с чувством уверенности (АССЕРТИВНОСТИ), то они с готовностью (дети любят подчиняться силе!) перенимают информацию и БОЛЕЕ ТОГО У В А Ж А Ю Т !!!!! того, кто им эту истину передал и сама эта истина закрепляется в их сознании. Тем более, когда сам учитель (Отец) демонстрируют это же своим поведением! Если же у учителя нет внутренней уверенности (авторитет), то и качество передачи страдает.
Поэтому, АССЕРТИВНОЕ преподавание в школе и воспитание дома - это важный ключ к спасению современного деградирующего человечества, которое должно начинаться с уровня семьи и школы.
Мы здесь можем добавить одну важную вещь - если АССЕРТИВНОСТЬ, это одно из наших базовых качеств (ось координат), то Тора добавляет нам к этому "супер-Ресурс" (извиняюсь за излишнюю техно-терминологию) - Вс-вышнего, который наполняет идею авторитета Духовным (и при этом абсолютным) содержанием.!!!!!!!!!!!!!!!!
А теперь интересный поворот. Когда в нашем примере дети-родители, когда дети (взрослые) начинают соблюдать (заповеди) в светском родительском доме - у нас всплывает противоречие - Авторитет Вс-вышнего (от детей) "против" авторитета Родителей.
И тогда - мы должны "перестать хромать на одну ногу" :-) и вспомнить про наш второй ресурс - ЭМПАТИЮ!!!...
Итак, самые интересные (из не вошедших в прошлый материал) идей про эмпатию. В нашем конфликте авторитетов, который может иметь место в семье молодого Баль-Тшува со светскими родителями (конфликт, кстати, имеет корни в Торе - уважай родителей...) нашим "ключом" должна стать ЭМПАТИЯ - мы должны понимать, какие чувства мы вызываем своим новым образом жизни у своих родителей. (кстати, мои страницы на ЖЖ - должны помочь умному родителю раскрыть суть еврейского подхода!)
Тогда, мы делая акцент на этических сторонах иудаизма, можем помочь родителям открыть для себя мир Торы.
Второй ключ - родители к детям. Здесь целый океан возможностей. Внутренний мир ребенка - мир особый.
И, когда мы научимся ЭМПАТИИ - т.е. чувствовать (входить в него) в этот внутренний мир - особенно перед тем, как АССЕРТИВНО влиять на ребенка.
Кстати, когда Моше стучал палкой (скипетр - символ власти) по скале вместо слов - это был избыток АССЕРТИВНОСТИ там, где ожидалась ЭМПАТИЯ.
Проблема ЭМПАТИИ - современная проблема больших мегаполисов, особенно в Штатах - How are you? OK! и побежали дальше...
А теперь ЭМПАТИЯ в психологии и кабале... Эмпатия дает нам схему (подход) того, как нам двигаться по одной из "осей координат".
А Тора добавляет нам замечательную идею - каждый человек внутри - это целый мир, созданный по образу и подобию Вс-вышнего. Поэтому, путешествие в этот внутренний мир - возможность встречи с Вс-вышним!!!
Итак, повторим схему: 1. Человек должен развиваться. 2. Чтобы делать это структурно, выбирается система координат (сфирот). 3. Фокусируемся на конкретной "ОСИ". 4. Выбирается персонаж Торы, который олицетворяет эту "ось координат". 5. Глядя конкретно на себя с точки зрения данной "оси" мы: а) выбираем психологическую схему (оболочку) работы над собой; б) мы акцентируем на еврейском духовном наполнении этой формы
А теперь краткая формула: Нецах=АССЕРТИВНОСТЬ + Авторитет Вс-вышнего (и его Торы) hод = ЭМПАТИЯ + Вс-вышний внутри каждого из наших ближних...
Послесловие: Уникальность схемы сфирот, что она применима не только к отдельно взятому человеку, но и еще к другим вещам, имеющим духовное наполнение...
р. Меир Брук
Примечание:
Согласно подходу Каббалы, подготовка к получению Торы заключается в "тикун мидот" - буквально "исправлении качеств". Имеется в виду, что человеку необходимо очиститься и "исправить" качества, свойственные его душе, с тем, чтобы достичь внутренней цельности и гармонии, ибо только тогда ему удастся в полной мере принять Тору. Таким образом, семь недель счета омера соответствуют семи основным качествам - "мидот" (в скобках мы очень приблизительно даем объяснение сути этих качеств). Вот они: "Хесед" (желание отдавать). "Гвура" (желание удерживать). "Тиферет" (находить равновесие между "давать" и "удерживать"). "Нецах" (настойчивость). "Од" (умение удержать полученное, цепкость). "Йесод" (равновесие между настойчивостью и цепкостью, правильная оценка ситуации). "Малхут" (реализация, получение). Понятно, что такую работу над собой каждому человеку необходимо проделать самому.
Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!" Гибнет народ от недостатка ведения...
|