[ Новые сообщения · Правила поведения · Участники · Поиск по темам · RSS лента ]
"Ибо Я - Господь Б-г ваш: освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят" (Левит 11:44)
"Ибо все народы ходят, каждый во имя своего бога; а мы будем ходить во имя Господа Б-га нашего во веки веков" (Мих.4:5)
Шалом! Данный форум устроен по типу бейт-мидраш. Эта модель призвана помочь тем, кто желает изучать Тору и еврейскую мудрость, а учеников отличает стремление пополнить свои знания и найти им достойное применение. Люди данной категории не озабочены собственной репутацией или мнением большинства; их цель – сблизиться со Всевышним путем исполнения Его заповедей. Посещение «Бейт-Мидраш» не должно рассматриваться как место, где один человек обнажает духовную несостоятельность другого и претендует на исключительность собственного мнения. Суть общения и обучения – укрепление в праведности, исправление своего характера и, тем самым, участие в исправлении всего Мира (тикун олям).

У нас приветствуются ноахиты (бней-Ноах); геры (прозелиты), принявшие официальный или неофициальный гиюр, или находящиеся на пути к этому; выходцы из христианства или иных религий и культов; караимы; иудействующие, а также все Б-гобоязненные, неравнодушные к Б-гу Авраама, Исаака и Иакова, к Торе и Иудейскому образу жизни. Добро пожаловать!
Книга Мириам Исраэли Страна Аслана. Еврейский секрет Нарнии. "Хроники Нарнии" сквозь призму иудейского мировоззрения


Страница 1 из 11
Бейт-мидраш / Дом учения » ЕВРЕЙСКИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ » Духовное Развитие -Тикун Мидот » Всё, что требуется, – это желание воспарить
Всё, что требуется, – это желание воспарить
ГалилеянкаОтправлено в: Пятница, 17 Августа 2012, 23:58 | Сообщение № 1

Администратор
Сообщений: 5329
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
Один из самых мудрых евреев, царь Соломон, говорил: «Не будь слишком праведным и не выставляй себя слишком мудрым: зачем тебе губить себя?» («Когелет», 7:16).

Закономерен вопрос: разве праведность может быть губительна? Увы, может. И не только для ее обладателя. Рабби Михл из Злочева утверждал: «Иногда святость – всего лишь нечистое искушение». Более того, еврейские мудрецы не единожды обращались к вопросу: кто более угоден Всевышнему – совершенный праведник или раскаявшийся грешник? Любопытный пример приводит профессор Ицхак Тверский: «Рабейну Бахия ибн Пакуда (XI в.) в книге „Ховот а-левавот“ („Обязанности сердца“. – Прим. авт.) писал: „Как сказал один из праведников своим ученикам, „если бы на вас не было греха, я бы опасался, что вас постигнет нечто худшее“. Удивились они: „Что же может быть хуже греха?“ Он ответил: „Гордыня и ханжество“. Именно к этому относятся слова: „Совершенные праведники не могут достичь той ступени, на которой стоят раскаявшиеся грешники“». Думаю, эта мысль нашла свое подтверждение в талмудической агаде «Люди и ангелы» рабби Иегошуа бен Леви (III в.).

«В час, когда Моисей поднялся на гору, ангелы-служители сказали Б-гу: „Владыка мира! Что делает среди нас рожденный женщиной?“ Б-г ответил: „Он пришел получить Тору“. Они спросили: „И Ты собираешься дать созданиям из плоти и крови сокровище, которое было спрятано у Тебя еще до сотворения мира?“» Ангелы находились рядом со Всевышним, служили Ему, были полностью в Его власти, не бунтовали, не лгали, не истребляли друг друга, но Тора, в которой Б-г открывается миру, была отдана не им, а людям. Почему? Какие качества проявили ангелы? Думаю, гордыню и ханжество. Увидев рядом с собой человека, самое великое творение Всевышнего, они даже человеком его не называют, а говорят: «рожденный женщиной» и выражают удивление, что подобное существо может находиться рядом с ними. Людей они называют не людьми, а «созданиями из плоти и крови», игнорируя наличие великой и бесконечной человеческой души, скорее всего, чуждой и непонятной им.

Увы, ангелы, живущие на небесах, оказались явно не «на высоте». Значит, внешняя высота не всегда такова и по сути. Но Всевышний, не сказав им ни слова, может быть, именно потому, что совершенным праведникам недоступна высота, на которую может подняться грешный человек, велел Моисею: «Ответь им». Моисей засомневался: «Я боюсь, что они обожгут меня своим дыханием». Б-г сказал: «Держись за престол Славы Моей и отвечай... » Получается, в ангелах есть огонь. А есть ли в них свет?

Рассматриваемая агада говорит о наличии в них огня, а не света. Свет появляется тогда, когда огонь входит во тьму, которой нет в безупречных ангелах. Получается, в гордыне и ханжестве нет и не может быть настоящего света. В книге «Зогар», посвященной тайнам нашего бытия, сказано: «Если бы не было тьмы, свет был бы неразличим и не приносил бы никакой пользы».

Изгоняющие Всевышнего

Огонь может озарить светом, в котором виден выход из тупика, а может обжечь так, что уже невозможно будет восстановиться. Человека можно уничтожить вызывающе-обжигающей безупречностью: мол, я такой идеальный, что вправе презирать и карать других. Безупречность как право на презрение и жестокость? Откровенное зло зачастую травмирует меньше, чем испепеляющая добродетель. Думаю, убежденность в собственной непорочности и в порочности находящихся рядом способна не только «обжечь своим дыханием», а и сжечь заживо. «Святая» инквизиция так и поступала. Или советская коммунистическая партия, объявившая себя воплощением справедливости и уничтожавшая всех несогласных с этим.

Самых страшных палачей человечества порождала, как правило, не жажда крови, а убежденность в собственной безупречности, якобы дающая право карать тех, кого они считают порочным. И самое ужасное, на мой взгляд, в том, что это отбирает у людей Б-га. И не потому, что утверждающие собственную непорочность отрицают Б-га, наоборот, они зачастую действуют Его Именем, возводят церкви и храмы, демонстрируют набожность и т. п., но цель всего этого – доказать низость и порочность грешной толпы, у которой нет и не может быть Б-га. Он принадлежит только им, «безгрешным». Даже языком молитв инквизиторы сделали неизвестную большинству латынь, хотя молитва, являющаяся, по сути, обращением человека к Б-гу, на чужом, непонятном языке – препятствие на пути к Б-гу, а ведь мало кто стремится к Б-гу сильнее кающегося, жаждущего прощения и пощады грешника, потому что нет Б-га, «кроме Тебя, который столько сделал для надеющихся на Него» («Исайя», 64:3).

Говоря словами Менахема Мендла Шнеерсона, «они изгнали Б-га. Они объявили Его слишком святым, слишком совершенным для нашего мира. Они пришли к выводу, что Он не принадлежит обыденному, повседневности. Они выдворили Его из Его мира в царство молитв, медитации, в святилище и уединенные кельи отшельников. Отправив Б-га в изгнание, они оставили Его создания в холодной темнице».

Принесший столько бед атеизм, «холодная темница человечества», является, на мой взгляд, порождением гордыни и ханжества в религиозных сферах и «святой» инквизиции – в частности... Ведь если именем Б-га презирают, унижают, угнетают, держат в постоянном страхе, терзают, сжигают заживо, то не лучше ли вовсе без Б-га?

Осталась ли в прошлом эта инквизиторская непорочность? Увы, нет! Как говорится, жива, здорова и постоянно напоминает о себе. Например, отношением к критике и критикующим. Поэтому хотелось бы привести строки из письма великого еврейского философа Рамбама куда менее известному человеку: «...желательно проверять мои слова и критически относиться к написанному мной. Да не сравнит читатель моего сочинения себя с тем, кто осмеливается поправлять царя, – ибо царь позволяет это. Тот, кто заметит, что что-то не в порядке, и сообщит мне, окажет мне тем самым большую услугу, и так до тех пор, пока не останется ни одной ошибки, да избавит от них Господь». Более того, Рамбам утверждал: «Следует принимать правду от всякого, кто ее говорит. Серьезная, ответственная критика не заслуживает порицания, наоборот, за нее получают воздаяние свыше», поэтому… «держись за престол Славы Моей» и не бойся правды, ведь одна из составляющих Славы Б-жьей – в том, что Всевышний открыто объявляет, что и добро, и зло исходят от Него. При этом все Его заповеди служат однозначной победе над злом.

Истинное, недосягаемое для гордыни и ханжества величие не в победе над кем-то, а в победе над собой. Именно в этом одно из величайших подобий человека Всевышнему, дающее раскаявшимся грешникам право на высоту, недоступную отрицающим собственные пороки. «Возвратитесь ко мне, и Я возвращусь к вам, говорит Господь» («Малахия», 3:7). А «возвращение» Б-га, по-видимому, и есть самая высокая человеческая планка.

Вавилонская башня

«Хорошо немногое для праведника», – утверждал царь Давид («Тегилим», 37:16), но гордецам и ханжам, несмотря на демонстративный альтруизм, надо очень много. В гордыне и ханжестве сокрыта огромная внутренняя трагедия вожделенной высоты, которая никогда не может быть достигнута, трагедия недостроенной Вавилонской башни, возведение которой перепутало языки и лишило людей взаимопонимания.

Психологи утверждают, что ханжество скрывает недоверие и подозрительность, а «подозрительное видение зла в другом есть всегда недостаточное видение зла в себе» (Н. Бердяев). Это не единожды подтвердила история человечества. Фанатичное стремление к вавилонским «высотам» и неизбежный страх не достичь или быть низверженым неизбежно порождает диктаторов и тиранов, которым повсюду мерещатся враги и заговоры, и они жестоко мстят окружающим за собственный страх. Кроме того, огонь осуждающе-карающей непорочности страшен еще и тем, что уничтожает очень многие позитивные человеческие проявления, всё сильнее и сильнее утверждая диктаторов и тиранов в их праве презирать и карать этих порочных, бездушных и трусливых существ. В общем, замкнутый круг получается...

Лестница Иакова

Человеку свойственно стремление ввысь. Поэтому вместо Вавилонской башни Всевышний предлагает лестницу Иакова (Израиля), ведущую к престолу Славы Б-жьей: «Вот: лестница стоит на земле, а верх ее достигает неба, и вот ангелы Всесильного восходят и спускаются по ней» («Берешит», 28:12). Очень любопытный момент. Почему сначала сказано, что ангелы восходят, а потом спускаются? Логичнее было бы наоборот. Ведь ангелы и так находятся на небе, это человеку надо подниматься вверх. Почему действие, относящееся к человеку, названо первым? Может, потому, что Всевышний ценит восхождение по лестнице, то есть стремление к совершенству выше самого совершенства. Может, поэтому семейству Иакова, получившему столь высокое и почетное обетование Всевышнего, что в семени его благословятся «все племена земные» («Берешит», 28:14), пришлось столько лет быть «рабами в земле Египетской» и только после этого получить Тору?

Никто не застрахован от подавляющих и подчиняющих обстоятельств, вынужденных отступлений и неизбежных ошибок, поэтому, как следует из продолжения агады «Люди и ангелы», Моисей, подчеркивая отстраненность ангелов от земных реалий, сказал: «Царь Вселенной, что написано в Торе, которую Ты дал мне? – „Я Господь Б-г твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства“. – Ангелы, вы разве спускались в Египет? Вы были под властью фараона? Почему Тора должна быть вашей? Дальше сказано: „Да не будет у вас других богов“. – Разве вы живете среди других народов, служащих идолам? „Не клянись Именем Господним попусту“. – Разве вы даете клятвы? „Помни день Субботний, чтобы освятить его“. – Разве вы работаете и для вас Суббота отличается от будней? „Почитай отца и мать“. – Разве у вас есть родители? „Не убивай, не кради, не прелюбодействуй“. – Разве у вас есть побуждение ко злу? И ангелы согласились...» Итак, Тору получил человек...

Восхождение

«Если вы по уставам моим ходить будете» – сказано в Торе («Вайикра», 26:3). С этих слов начинается перечисление благословений, сопутствущих исполнению заповедей. Хотелось бы обратить внимание на глагол «ходить». Не жить, не действовать, не соблюдать, а именно «ходить». Кроме того, служение наших праотцев Авраама, Ицхака и Яакова, исход из египетского рабства, получение Торы, обретение Святой земли также непосредственно связаны с движением. Полагаю, одна из причин в следующем. Совершенство и безупречность практически недостижимы, но стремление к ним очень позитивно и благотворно. Думаю, поэтому стремление к совершенству – неизбежная составляющая непрекращающегося процесса Творения. Этот процесс не в материальном, а в духовном мире. Ведь материальный мир изначально был создан совершенным, и попытки его улучшить, как правило, приводят к разрушениям и катастрофам. С человеком – противоположная ситуация. Человек – единственное незавершенное творение. И неотъемлемая составляющая становления человеческой личности – самосовершенствование, то есть постоянное движение души и разума. «Преимущество этого мира – в его динамичности: всё в нем поддается изменению, все потенции могут быть реализованы» («Дерех хаим»). Как ни странно, одно из самых больших человеческих благ, на мой взгляд, в недостижимости совершенства, ибо для большинства людей совершенство – непосильная ноша, но продвижение к нему, несмотря на всю тяжесть и сложность этого, дает самые благостные ощущения, без которых жизнь довольно пуста и мрачновата. Ради человека Всевышний сделал стремление к совершенству выше самого совершенства, и в этом истинное совершенство нашего мироздания, столь часто кажущегося несовершенным и беспощадно губящим «души прекрасные порывы». Так, может, одна из причин – в том, что «все мы пленники. Но сидим мы на ключах... Всё, что требуется, – это желание воспарить» (Менахем Мендл Шнеерсон).

Е. ДЕРЕВЯНЧЕНКО


Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!"
Гибнет народ от недостатка ведения...
 
елизаветаОтправлено в: Среда, 27 Мая 2015, 17:55 | Сообщение № 2

Участник
Сообщений: 3
C нами с 21 Мая 2015
Откуда: Германия
Статус: Отсутствует
Ув. Галилеянка
Интересуют ли Вас другие статьи этого автора?
 
ГалилеянкаОтправлено в: Четверг, 28 Мая 2015, 12:40 | Сообщение № 3

Администратор
Сообщений: 5329
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
елизавета, шалом! Рада приветствовать Вас на форуме. Вы перенесены в группу "участник", и я буду рада, если поделитесь другими своими работами, в особенности по теме "Евреи и христиане", которая, если я не ошибаюсь, Вам близка. smile


Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!"
Гибнет народ от недостатка ведения...
 
елизаветаОтправлено в: Пятница, 29 Мая 2015, 10:12 | Сообщение № 4

Участник
Сообщений: 3
C нами с 21 Мая 2015
Откуда: Германия
Статус: Отсутствует
Ув. Галилеянка
Спасибо за публикацию "Еврейских процентов". По-видимому произошел компьютерный сбой и из середины выпало несколько предложений. Подскажите, пожалуйста, как исправить, а то теряется смысл. Несколько раз пыталась исправить через окно "изменить", но ничего не получается. Помогите, пожалуйста.
 
ГалилеянкаОтправлено в: Пятница, 29 Мая 2015, 13:14 | Сообщение № 5

Администратор
Сообщений: 5329
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
елизавета, да, мне тоже показалось, что текст опубликован не полностью. Попробуйте выложить весь текст целиком без форматирования в той теме, а я перенесу его в заглавное сообщение.


Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!"
Гибнет народ от недостатка ведения...
 
Бейт-мидраш / Дом учения » ЕВРЕЙСКИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ » Духовное Развитие -Тикун Мидот » Всё, что требуется, – это желание воспарить
Страница 1 из 11
Поиск:
Функции форума
Ленточный Вариант Форума  |  Правила поведения  |  Участники  |  RSS Лента  |  Поиск по Названиям Тем

Предупреждение: данный форум строго модерируем. Проводятся постоянные ревизии, чистки, а также удаляются устаревшие и потерявшие актуальность темы.

Цветовая маркировка групп: Читатель ~ Участник ~ Постоянный участник ~ Администратор

Поиск по всему сайту


Форум основан 1 июня 2006 г.
Хостинг от uCoz