[ Новые сообщения · Правила поведения · Участники · Поиск по темам · RSS лента ]
"Ибо Я - Господь Б-г ваш: освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят" (Левит 11:44)
"Ибо все народы ходят, каждый во имя своего бога; а мы будем ходить во имя Господа Б-га нашего во веки веков" (Мих.4:5)
Шалом! Данный форум устроен по типу бейт-мидраш. Эта модель призвана помочь тем, кто желает изучать Тору и еврейскую мудрость, а учеников отличает стремление пополнить свои знания и найти им достойное применение. Люди данной категории не озабочены собственной репутацией или мнением большинства; их цель – сблизиться со Всевышним путем исполнения Его заповедей. Посещение «Бейт-Мидраш» не должно рассматриваться как место, где один человек обнажает духовную несостоятельность другого и претендует на исключительность собственного мнения. Суть общения и обучения – укрепление в праведности, исправление своего характера и, тем самым, участие в исправлении всего Мира (тикун олям).

У нас приветствуются ноахиты (бней-Ноах); геры (прозелиты), принявшие официальный или неофициальный гиюр, или находящиеся на пути к этому; выходцы из христианства или иных религий и культов; караимы; иудействующие, а также все Б-гобоязненные, неравнодушные к Б-гу Авраама, Исаака и Иакова, к Торе и Иудейскому образу жизни. Добро пожаловать!
Книга Мириам Исраэли Страна Аслана. Еврейский секрет Нарнии. "Хроники Нарнии" сквозь призму иудейского мировоззрения


Страница 1 из 11
Бейт-мидраш / Дом учения » ЕВРЕЙСКИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ » Духовное Развитие -Тикун Мидот » Парные композиции в Торе - лестница и колодец
Парные композиции в Торе - лестница и колодец
ГалилеянкаОтправлено в: Пятница, 17 Августа 2012, 19:14 | Сообщение № 1

Администратор
Сообщений: 5329
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
Один из наиболее интересных способов извлечения мудрости в тексте Торы - это рассматривать "парные композиции" - сюжеты в которых рядом помещаются концепции, дополняющие друг друга.

В главе "Ваеце" такой парной композицией являются лестница и колодец.

Напомним сюжет: Яаков засыпает и во сне видит "Лестницу Яакова", опирающуюся одним концом в землю и устремляющуюся в Небеса. По этой лестнице поднимаются и спускаются ангелы.
В следующем сюжете Яаков, встречая Рахель в одиночку снимает камень (очень тяжелый, который обычно поднимает целая команда пастухов) с устья колодца, открывая доступ к воде.

С одной стороны лестница и колодец находятся в разных "измерениях" реальности. Лестница приснилась Яакову во сне. А колодец присутствовал наяву.

Но с точки зрения глубинной мистики эта пара символов работает в связке.

В духовном мире существуют два понятия, обозначающие духовность.
- возвышенность, Небеса - как духовный "верхний мир" - противопоставленный приземленности, обыденности.
- глубинность - противопоставленная поверхностности.

а) Эти категории дополняют друг друга.

Так, например, может быть поверхностная возвышенность.
Это когда человек говорит о духовном примитивными "лозунгами". Он не может углубить свое понимание, оставаясь в рамках простейших формулировок.

Настоящая еврейская духовность может быть понята на самом разном уровне углубленности.
Серьезный лектор может из любой концепции выстроить серьезную лекцию, разбирая эту концепцию углубленно.
Более того, степень углубленности будет зависеть и от зрелости ученика.
Ребенок получит свой упрощенный подход. Подросток сможет понять глубже... ну а мистик сможет из той же концепции выстроить серьезную конструкцию.

С другой стороны, человек может углубленно знать нечто материальное. Так юрист может написать целую книгу о каком-то юридическом подходе, но тема его рассмотрения будет приземленной.

В мире к сожалению распространены два описанных подхода.
Профессионалы от материального мира углубляются в детали своей профессии.
Знатоки духовности пользуются поверхностными схемами для описания духовного мира.

Подлинное еврейское знание включает в себя оба измерения.

б) концепции лестницы и камня на колодце формулируют важные идеи кризиса и духовной трансформации.
Лестница - стратегическая модель, колодец с камнем - тактическая модель.

Говорят мистики, что цель нашей жизни - периодически проходить процесс трансформации.
Каждая такая трансформация - это ступенька на лестнице Яакова.

Глобальная цель этих процессов - приближение к Вс-вышнему (движение вдоль лестницы).
Согласно одному из пониманий сцены с лестницей наверху лестницы находился трон Вс-вышнего на котором были четыре изображения - льва, орла, быка и человека. Человек был изображен в виде Яакова.
И ангелы двигались по лестнице, сравнивая спящего (внизу) Яакова с его же изображением на Троне Вс-вышнего (проверяя насколько Яаков приблизился к своему идеалу).
Итак, "Верхний" Яаков - это идеальный Яаков, прошедший ступени трансформации.

Лестница Яакова - это "общий план" жизни духовного человека, продвигающегося по ступеням развития.

= - =

Модель колодца с камнем символизирует тактическую модель каждой ступени.

Есть такие выражения "камень на душе", "снять камень с души".
Они обозначают, что человек "застрял" на определенном уровне развития.
Душа - это "двигатель по лестнице Яакова".
Камень на душе - обозначает состояние души, когда ей не дают подняться на следующую ступень развития, ее "прижали" камнем.

Душа пытается освободиться, посылая нам сигналы на "своем языке". Для нас эти сигналы ощущаются как: сомнения, депрессия, слабость и отчаяние.
Это эмоциональные проявления ситуации камня, "запершего" колодец.
Эго человека, не желающее совершать трансформацию, интерпретирует эти сигналы по-своему, предлагая "эрзац"-решения в виде удовольствий материальной жизни, которые заглушают сигналы, но не решают ситуацию.
В таком случае жизнь превращается в "диалог" двух сил не имеющих общего языка.
Душа посылает страдания, чтобы разбудить человека.
Эго воспринимает это, как повод еще более погрязнуть в материальном.
В конце концов такого человека убирают из мира, как зашедшего в тупик ("dead end" - по-английски).

Яаков, пройдя "презентацию" модели "лестница" узнал, в чем смысл жизни.
Чтобы оторваться от старой (привычной) ступеньки, необходимо преодолеть мощную силу инерции, которая и символизируется камнем.

С другой стороны, Яаков переходит из состояния "холостой" (человек) в состояние женатый. Встретив свою суженную - Рахель, он ощутил в себе силы совершить этап трансформации и убрать с колодца камень.

"Старая модель" не может убрать камень (это все равно, что пилить сук на котором сидишь).
Кстати, в модели лестницы тоже был камень, на котором лежал Яаков. Это точка опоры для старта...

Итак, отвалив камень, Яаков получает доступ на большую глубину (самореализации в жизни) и переходит на следующую ступень лестницы.

Меир Брук


Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!"
Гибнет народ от недостатка ведения...
 
Бейт-мидраш / Дом учения » ЕВРЕЙСКИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ » Духовное Развитие -Тикун Мидот » Парные композиции в Торе - лестница и колодец
Страница 1 из 11
Поиск:
Функции форума
Ленточный Вариант Форума  |  Правила поведения  |  Участники  |  RSS Лента  |  Поиск по Названиям Тем

Предупреждение: данный форум строго модерируем. Проводятся постоянные ревизии, чистки, а также удаляются устаревшие и потерявшие актуальность темы.

Цветовая маркировка групп: Читатель ~ Участник ~ Постоянный участник ~ Администратор

Поиск по всему сайту


Форум основан 1 июня 2006 г.
Хостинг от uCoz