[ Новые сообщения · Правила поведения · Участники · Поиск по темам · RSS лента ]
"Потому что Я Г-сподь, Б-г ваш, освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят" (Левит 11:44)
"Ибо все народы пойдут – каждый во имя божества своего, а мы пойдем во имя Г-спода Б-га нашего во веки веков." (Миха 4:5)
Шалом! Данный форум устроен по типу бейт-мидраш. Эта модель призвана помочь тем, кто желает изучать Тору и еврейскую мудрость, а учеников отличает стремление пополнить свои знания и найти им достойное применение. Люди данной категории не озабочены собственной репутацией или мнением большинства; их цель – сблизиться со Всевышним путем исполнения Его заповедей. Посещение «Бейт-Мидраш» не должно рассматриваться как место, где один человек обнажает духовную несостоятельность другого и претендует на исключительность собственного мнения. Суть общения и обучения – укрепление в праведности, исправление своего характера и, тем самым, участие в исправлении всего Мира (тикун олям).

У нас приветствуются ноахиты (бней-Ноах); геры (прозелиты), принявшие официальный или неофициальный гиюр, или находящиеся на пути к этому; выходцы из христианства или иных религий и культов; караимы; иудействующие, а также все Б-гобоязненные, неравнодушные к Б-гу Авраама, Исаака и Иакова, к Торе и Иудейскому образу жизни. Добро пожаловать!

  • Страница 1 из 1
  • 1
Бейт-мидраш / Дом учения » СМЫСЛ БЫТИЯ » Духовное Развитие -Тикун Мидот » Лестница Яакова - как ступени между человеком и Б-гом (а также: кто такие эгрегоры?)
Лестница Яакова - как ступени между человеком и Б-гом
ГалилеянкаОтправлено в: Среда, 15 Февраля 2012, 00:55 | Сообщение № 1

Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
Существует два способа рассмотрения отношений между человеком и Богом. Их можно назвать простой путь и путь для продвинутых.
Простой путь говорит: есть человек, есть Бог. Человек простой верой верит в Бога, в то, что Бог его слышит, и эта простота является добродетелью, потому что в этом контексте усложнения запутывают и уводят человека от простого понимания.
Но есть путь для людей, которые стремятся к большему совершенству.
Система и структура, которую мы будем описывать, имеет символическое название «Лестница Яакова». В самом общем виде она говорит о том, что между человеком и Богом находятся четыре мира. На иврите они называются Асия, Ецира, Брия и Ацилут.
С ними также связаны четыре стихии.
В простом переводе можем сказать:
асия - это мир действия, или материальный - стихия земля;
ецира — это мир формирования или мир психологии - стихия вода;
брия — это мир творения, или мир духовности - стихия - воздух;
ацилут — это мир близости к Богу, или мир Божественности - стихия огонь.

Важное историческое наблюдение.
Большинство людей в более ранние времена имели простую веру в Бога. Но с появлением современной ментальности и возникновением атеизма простая вера у многих была разрушена.

И если посмотреть на развитие наук в новое время, то началось восстановление пути между человеком и Богом с помощью постепенного изучения и открытия промежуточных миров. Мир материальности нам известен изначально, а с конца XIX века начал раскрываться мир психологии, которую мы можем связать с миром Ецира.
Каждый из миров условно делится на нижнюю и верхнюю часть. Нижняя часть мира психологии (Ецира) связана с открытиями, сделанными З.Фрейдом. Фрейд раскрыл нижние пол-ступеньки по лестнице Яакова. Верхняя часть мира психологии была раскрыта учеником Фрейда, который потом отделился и стал автором независимой системы психологом К.Юнгом. Таким образом, раскрытие мира Ецира в терминах современного научного подхода произошло с помощью создания науки психологии, которая в «два приема» дала нам некоторое знание этого мира.
Примерно в то же время начали возникать моды на духовные (эзотерические) системы. При этом многие последователи духовных систем не верили в Бога. То есть они отделили духовность от Божественности. Можно сказать, что увлечение духовностью раскрыло доступ к третьей ступени лестницы Яакова, к миру духовности, к миру Брия.
Важно заметить, мир Ецера, мир психологии, раскрывался систематически научными подходами, мир Брия, мир духовности находится вне механизмов науки и описывался он «неформальными» подходами.
Важно заметить, что следующим фактором стало массовое увлечение каббалой. В данном контексте важно понять, что одной из ключевых возможностей, которые дает каббала – это построение некоторого знания мира Божественности. В частности, система сфирот, одно из важных ее значений – это структура проявления (эманации) Божественного. Таким образом, каббала частично затронула четвертную ступень, мир Ацилут. Мы видим, что современное человечество — после отказа от «простой» веры в Б-га «наметило» шаги возвращения к Б-гу по четырем ступеням лестницы Яакова.

Зоны опасности.
Есть важное свойство метафоры «лестница». Когда человек поднимается по лестнице вверх, то чем выше он поднялся, тем большая опасность, если он упадет. Падая с большей высоты сильнее разобьешься. Мы рассмотрим три вида опасностей, подстерегающих человека на трех ступенях.
Опасности мира психологии.
Психология раскрывает устройство сил, влияющих на человека на психическом уровне. С появлением знаний психологии возникли манипуляторы - люди, знающие как повлиять на психическое состояние человека, заставляющие его делать то, что им было важно.
Два наиболее ярких примера манипуляций – это политика и реклама. Еще более одиозным является симбиоз политики и рекламы в виде идеологии, который привел к созданию двух диктатур – Гитлера и Сталина, которые были построены на суперэффективном использовании манипулятивных технологий. Кроме этого успеху распространени маницпляции способствовала масс-медиа.
В результате былисозданы два гигантских лагеря, подчиненных Сталину и Гитлеру. Эти примеры показывают, что вход в область психологии чревата злоупотреблениями со стороны тех, кто профессионально этим пользуется. Отметим, что психология учит не столько злоупотреблению, сколько сознательному отношению к психическим процессам, поэтому наиболее подвержены влиянию манипуляций люди неграмотные, незнакомые с особенностями мира Ецира.
Люди, владеющие знаниями психологии — могут защититься от манипуляций так как знают уловки своих «врагов».

Здесь мы видим первую важную ценность «сложного» знания. Если простая вера была хороша в мире до появления новых наук, простая вера позволяла жить спокойной, счастливой жизнью, то с появлением манипуляций человек, владеющий только простой верой, может пострадать от того, что его вовлекут в сети профессионалы манипуляций.
Поэтому знание законов психологии помогает нам защититься от опасностей, которые появились в мире Ецера.
Опасности мира духовности.
Мир духовности нам гораздо менее понятен, чем мир психологии. Про него нет научных исследований, потому что он по определению избегает строгого и четкого подхода, присущего науке. Но в эзотерике есть и знание того, какие силы могут появляться в мире Брия. Важно осознать, что слово «духовность» не несет однозначно позитивного оттенка. Может быть духовность со знаком «минус», например, всевозможные магии, колдовство. Некоторые люди в них не верят, и иногда им кажется, что неверие в это позволяет им избежать опасности, но в некоторых случаях это неверие может быть не настолько сильным и сохранять лазейки, через которые человек может попасть в опасные сети.
В мире духовности нет однозначности, что человек обязательно попадет в сети, но нужно уметь осознавать происходящие в этом мире события.
В эзотерике возникло понятие «эгрегор». Эгрегор – это некая «виртуальная» сила, которая возникает по разным причинам, о которых мы чуть позже поговорим подробней. Важно понять, что эта сила обладает возможностью давать тем, кто с ней связан какие-то ценные ресурсы, но при этом взамен она отбирает еще более важные ресурсы.
В разных традициях подобные силы назывались дьявол или сатана. Было выражение «продать душу дьяволу». Это означало, что дьявол, покупая душу, дает тебе какие-то ресурсы, например, богатство, красоту, молодость, красивых женщин, еду, власть, но ты отдаешь ему душу, то есть ты отдаешь что-то гораздо более ценное, чем получаешь.
Эгрегоры могут быть и менее мистическими. В частности, большие группы людей порождают эгрегора, который начинает ими командовать.
Два примера.
а) Фанаты спортивного клуба. Они получают большое удовольствие от игры клуба в виде сильных эмоций. Но при этом возникает эгрегор клуба, который получает от этих людей что-то более тонкое и возвышенное.
Иногда это называют «стадный принцип», то есть человек чувствует силу от того, что он «принадлежит к стаду», но принадлежность к стаду даже своим названием говорит о том, что человек теряет индивидуальность личности.
Эгрегор активно использует символику для своего формирования. Спортивные клубы имеют свои цвета, эмблемы.
б) Второй пример эгрегора – это народы и государства.
Рассмотрим пример про Сталина и Гитлера. Мы помним, что у обоих диктаторов были свои символы – звезды, свастики, цвета флагов, орлы, гербы и поэтому кроме психологии там происходило духовное вторжение эгрегоров, «подманивших» под себя людей, которые оказывались во власти эгрегора. При этом человек чувствовал определенный уровень счастья - от принадлежности к эгрегору. Эгрегор дает чувство силы, но силы не собственной, а силы принадлежности к сильному «стаду». И человек, живущий в «сильной» стране, может потерять свою индивидуальность, меняя ее на ощущение силы принадлежности к большой и сильной системе. Это вариант попадания под власть эгрегора.
Кстати, диссиденты — это оппоненты эгрегора и поэтому эгрегоры агрессивно нападают на диссидентов.
Другой способ описания этого же процесса в мистике называется «ангел страны». Каждая страна, каждый народ имеет своего ангела. Ангел или, более точно, архангел – это некая форма персонификации эгрегора. Ангел, командующий народом, дает людям этого народа определенные силы, способности, навыки, знания, но при этом отбирает тонкую индивидуальность, лишая человека более высших проявлений самореализации. С эгрегором бороться сложнее, чем с манипуляторами, потому что сама эта материя менее четкая, а с другой стороны более мощная. Принцип толпы легко может захватить почти любого человека. Особенно, помогает этому надевание униформы на человека.
Рав Штейнзальц в одной из статей писал, что в Израиле есть институт резервистов, людей, которые служат несколько месяцев в армии, а остальное время живут «мирной жизнью». И эти серьезные люди, когда собираются вместе и одеваются в военную форму, их облик и поведение резко меняется и многие из них начинают ощущать себя частью толпы.
Опасность вторжений и манипуляторов и эгрегоров в том, что они дают человеку иллюзию счастья. Манипулятор, например, рекламщик, убеждает человека, что купив товар, он получит счастье. И человек искренне в это верит, и какое-то время действительно, чувствует счастье, купив навязанный ему товар, но очень быстро наступает разочарование. Иногда человек не хочет верить в то, что его мечта оказалась иллюзией, тогда это еще более обидно. В случае эгрегора ситуация еще более опасная, потому что идет более регулярная подпитка низших энергий со стороны эгрегора. Человек постоянно чувствует некий уровень счастья, но это счастье в целом имеет стадную природу. И у человека есть реальная опасность замкнуться на этом уровне, в отличие от манипуляторов, требующих нагнетания и увеличения дозы.
Таким образом, манипулятор — манит локальным счастьем, а эгрегор — обеспечивает стабильным, но грубым счастьем.
Сейчас мы можем более четко описать опасность человека духовного, но не религиозного, так как, увлекшись духовной системой, скорее всего это будет, в первую очередь, система, которая имеет атрибуты эгрегора. Часто такой человек начинает гордиться своей духовностью, и это еще одна ловушка, так как он считает себя не частью толпы, но избранным.
Но попадая в этот эгрегор, человек, не осознавая, входит в систему служения некой промежуточной силе — получается секта, в которой формируется «толпа избранных... эгрегором».
Мы видим, что существуют глобальные эгрегоры - «архангелы народов», существуют эгрегоры для простых людей в виде спортивных клубов или фан-клубов рок-звезд и существуют эгрегоры «для избранных» в виде духовных сект.
= - = - =
Обратим внимание, что после распространения атеизма было достаточно модным претендовать на духовность вне религии или вне божественности, и можно высказать веское предположение, что мы имеем дело с происками эгрегоров, которые заинтересованы в более тонких (духовных) энергиях.
Если фанат футбольного клуба не задумывается о высших материях, то интеллигент может попасться на удочку тонких материй духовного эгрегора, который поджидает его на ступень выше, чем эгрегор футбольного клуба. Но настаивая на том, что он человек не религиозный, но духовный, человек имеет много шансов попасть в эгрегор. Теоретически такое развитие ситуации не обязательно. Могут быть сильные личности, которые сохраняют свою индивидуальность, но это, к сожалению бывает редко.
Из моего опыта общения с разными духовными системами и с различными эзотериками видно, насколько большинство людей, получив ресурс от системы, одновременно лишают себя связи с более высшей системой.
= - = - =
Чтобы выйти в позитив, нам нужно понять, что третья ступень является преддверием четвертой ступени – мира Ацилута, мира Божественности.
Какой же у нас свет в конце туннеля? Наша лестница Яакова не заканчивается ни вторым, ни третьим уровнем, а ведет к четвертому уровню, который приводит нас к Б-гу.
Б-г – это абсолютное добро, абсолютное знание и абсолютное могущество. Обладая этими качествами, Бог не нуждается в подпитке энергиями со стороны людей, и поэтому, если во главе системы находится Б-г, а не эгрегор, то человек не становится жертвой. Он, получая от Б-га связь с бесконечностью, не вынужден отдавать что-то еще более ценное.
Главная истина духовного мира - человек, попадающий в эгрегор, отдает возможность общения с Богом, а человек, попадающий к Богу получает также доступ и ко всем остальным более низким уровням ресурсов. Поэтому наша сверхзадача – пройти через промежуточные ступени и выйти на самую вершину лестницы Яакова.

Важное замечание. В начале статьи мы сказали, что существует простая вера в Б-га. И человек может сказать: «зачем нам сложности, если мы можем сразу прийти к Б-гу без промежуточных ступеней».
Ответ: если человек сильный, искренний, добрый и живет в невраждебной среде, то его простая вера в Бога вполне может удовлетворить всем нашим требованиям. Но если человек не знаком с правилами игры в промежуточным ступенях и его вера в Б-га не столь сильная и искренняя, то с большой вероятностью его могут «перехватить» по дороге. Или манипуляторы, которые по науке захватывают его с помощью ресурсов на уровне мира психологии, или же более тонкие структуры, эгрегоры на уровне мира духовности.
Приведем один из самых знаменитых исторических примеров — крестовые походы.
Христиане гордились тем, что в отличие от сложного мира иудаизма они предложили своим последователям простой мир веры в Б-га в христианском понимании. При этом, когда некая горстка манипуляторов и служителей эгрегоров захотела поживиться сокровищами ближневосточных стран, эта горстка с легкостью собрала гигантскую толпу людей, считавших себя верующими простой верой в Бога и создала из них толпу, которая пошла в крестовые походы, по дороге реализуя самые низменные проявления, грабя, убивая и оскверняя гордое имя человека.
Поэтому в современном «агрессивном» мире, где появляются силы и у манипуляторов за счет знания психологии, и у эгрегоров за счет увлечения духовностью, простая вера может не помочь, потому что только простая вера может не гарантировать защиту от опасности. Если же человек освоил движение по лестнице Яакова, то он поднимается до самой вершины.
Как сказано про лестницу Яакова в Торе, ангелы поднимались и спускались по ней. Обратите внимание, сначала поднимались, потом спускались. Эта идея выражает суть того факта, что мы должны подняться от себя к Вс-вышнему, и потом, удерживая связь со Вс-вышним, спустить ее в более низшие миры, и тогда мы получим не только связь с Б-гом, но и экологичные силы и ресурсы в мире духовности и в мире психологии.
Подведя итог, можно сказать, что в связи с Богом человек может стать владельцем ресурсов духовных миров и владельцем психологических ресурсов, что поможет ему духовно «подняться» над другими людьми, стать «суперменом».
И здесь возникает ключевой момент, который мы разберем подробнее в следующем материале. Но пока опишем ситуацию вкратце.
Когда мы говорим «подняться», у нас есть опасность того, что поднимается эго и человек, раздувая свое эго, чувствуя себя выше других, начнет вести себя, следуя своему эго. Поэтому мы опишем:
Опасность четвертого этапа.
Как мы сказали, мир Ацилут имеет символ стихии огня. И Б-г в Торе называется «Огонь пожирающий». О чем идет речь? Если человек поднимается до четвертого уровня, при этом сохраняя свое эго в роли хозяина личности, то эго не может находиться вместе с Б-гом. Эго само себя считает Б-гом.
В каббале есть понятие битуль, то есть самоупразднение, убирание эго. И поэтому для того, чтобы подняться на четвертый уровень и не сгореть там, необходима работа над эго, чтобы эго не претендовало на то, что это именно оно поднялось над миром.
Тора приводит нам два примера опасности. Один пример явный - это история про Кораха, человека с явным гигантским эго, который собрал вокруг себя единомышленников. Тора пишет, что Б-г «разверзает уста земли» и Корах проваливается под землю. Человека с большим эго Б-г наказывает и, в конце концов, его ожидает провал.
Более тонкий пример с эго, это история двух сыновей Аарона - Надава и Авигу. Они находились в самом привилегированном положении, они были старшими сыновьями первосвященника. И Тора нас предупреждает, что фигура принца, сына царя обладает опасностью. Человек чувствует свое величие, но еще не имеет ответственности, которая есть у его родителя. Также несколько тонких нюансов приведено в мидрашах. В частности, говорится, что они не были женаты. Говорит Аризаль, что когда человек долго не женится, то при этом он часто говорит, что он ищет идеальную невесту. И это классический пример проявления эго. Вместо того, чтобы найти адекватную невесту, сознавая свои недостатки человек, как пишет Аризаль, ищет невесту, которая будет «массировать его эго». И поэтому человек, долго не женящийся на самом деле выражает проблемы эго, но более тонкие, чем откровенный карьерист Корах. И поэтому когда Надав и Авигу хотели приблизиться к Богу, обладая изъянами в области эго, они сгорели.
Можно ситуацию с эго понять и по-другому. Испытывая Б-жественное наслаждение от близости к Творцу — эгоистический человек не хочет «оставлять» это наслаждение и возвращаться в мир. В итоге он умирает, так как не хочет спускаться в мир. Когда человек женат, то у него появляется ответственность за семью и он готов «оставить» состояние близости к Творцу, чтобы вернуться в мир повседневной жизни.
Поэтому опасности четвертого уровня связаны с тем, что человек, который все еще находится на уровне власти эго «сгорает» от огня, который включает Всевышний по отношению к эго.
И так как современная цивилизация на данном этапе очень сильно работает на эго, то на благо человечества людям безопаснее оставаться атеистами, чем идти к Б-гу с таким эго, потому что в таком случае Б-г их просто уничтожит.
Какая альтернатива? Не веря в Бога, человек или поднимается на какую-то из ступенек, где его поджидают опасности, или же остается на самом низшем из миров.
Существование в низшем описал Платон своей метафорой «Пещеры». Когда человек живет как будто в пещере, в полумраке, и видит он не реальные объекты, а только тени на стене, считая их реальным миром, не осознавая, что весь его мир – это пещера с тенями.
Такой человек лишает себя подлинных жизненных удовольствий, но зато он живет в безопасности.
Интересно, что в эпоху холодной войны был популярным образ бомбоубежища или подвала. Этот образ, одновременно иллюстрировал идею скудности жизни человека, живущего только на самом низшем из миров.
= - = - =
Итог. Для современного человека наиболее достойно разобраться в аспектах четырех миров, проходя по которым, человек доходит до высшей точки, до связи с Богом. Такая связь с Богом будет неизмеримо более достойная, ценная и важная, чем простая вера, которая была у людей в прошлые эпохи. Создавая происходящее, человек может обезопасить себя от опасности прохождения по этим этапам, а поднявшись до верха, человек спускается вниз, неся в себе связь с источником бесконечных ресурсов и постепенно осваивая нижестоящие миры, идя сверху вниз.
В дальнейших материалах мы разберем тему семи небес или семи дворцов ступеней мира Брия, в которые человек может попасть, имея связь с Богом, а также особенности работы в мире психологии, которые помогают человеку его самореализации.

рав Меир Брук


Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!"
Гибнет народ от недостатка ведения...
 
ХульдаОтправлено в: Среда, 15 Февраля 2012, 11:31 | Сообщение № 2

Участник
Сообщений: 428
C нами с 20 Сентября 2009
Откуда: Латвия
Статус: Отсутствует
Quote (Галилеянка)
Итог. Для современного человека наиболее достойно разобраться в аспектах четырех миров, проходя по которым, человек доходит до высшей точки, до связи с Богом. Такая связь с Богом будет неизмеримо более достойная, ценная и важная, чем простая вера, которая была у людей в прошлые эпохи.

Хотелось бы разобраться, спасибо за ценный материал!

Quote (Галилеянка)
В дальнейших материалах мы разберем тему семи небес или семи дворцов ступеней мира Брия, в которые человек может попасть, имея связь с Богом, а также особенности работы в мире психологии, которые помогают человеку его самореализации.

Будем ждать дальнейших материалов!


Утешайся Господом, и Он исполнит желание сердца твоего.
 
ГалилеянкаОтправлено в: Среда, 15 Февраля 2012, 11:57 | Сообщение № 3

Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
Жанна, это как раз часть лекции которую Меир вел в этот понедельник. Я подключилась не с начала, поэтому решила поискать в сети с чего вообще начался разговор об эгрегорах. smile


Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!"
Гибнет народ от недостатка ведения...
 
ХульдаОтправлено в: Понедельник, 12 Марта 2012, 00:18 | Сообщение № 4

Участник
Сообщений: 428
C нами с 20 Сентября 2009
Откуда: Латвия
Статус: Отсутствует
Quote (Галилеянка)
Важно заметить, что следующим фактором стало массовое увлечение каббалой. В данном контексте важно понять, что одной из ключевых возможностей, которые дает каббала – это построение некоторого знания мира Божественности. В частности, система сфирот, одно из важных ее значений – это структура проявления (эманации) Божественного. Таким образом, каббала частично затронула четвертную ступень, мир Ацилут. Мы видим, что современное человечество — после отказа от «простой» веры в Б-га «наметило» шаги возвращения к Б-гу по четырем ступеням лестницы Яакова. Зоны опасности. Есть важное свойство метафоры «лестница». Когда человек поднимается по лестнице вверх, то чем выше он поднялся, тем большая опасность, если он упадет. Падая с большей высоты сильнее разобьешься.

«Не поднимайся по ступеням на Мой жертвенник»

Ицхак Ройтман

Эту шокирующую гиматрию קבלה = נאוף я услышал впервые где-то полгода назад на одном из уроков рава Гинзбурга. Тогда меня это просто шокировало, ну и добавилось к списку еще нескольких шокирующих гиматрий, самая «красивая» и известная из которых – נחש=משיח

Перед праздником Песах получил от рава Гинзбурга еще одну гиматрию из той же серии: חמץ=צמח=מנחם.

Кстати, קבלה=נאוף это не изобретение рава Гинзбурга, автор этой гиматрии – рабби Нахман.

Что это – парадоксальные исключения, или за этим, возможно, кроется какое-то общее правило?

Те, кто когда-то учили еврейскую грамматику, знают, что также в языке иврит есть корни-перевертыши: один и тот же корень может означать две противоположные идеи. Сейчас не помню все, один из примеров = להשריש/לשרש. Первое означает укоренять, второе – искоренять. Есть еще несколько. Например, חסד – означает милость, и חסד – означает кровосмесительную связь. Также קדוש - святой, и קדש - развратник קדשה – блудница. Есть еще.

Тут уже не просто гиматрии – тут уже один и тот же корень «переворачивается». Иногда этот «переворот» пытаются объяснить каким то общим значением, как например, тот же קדש Раши объясняет, как «отделенный», «приготовленный», соответственно можно быть отделенным для святости, а можно – наоборот.

За этими гиматриями и за этими корнями стоит некоторый общий и важный принцип. Принцип, собственно, известен: «зэ леумат зэ аса а-Элоким». «Одно напротив другого сотворил Все-сильный». Можно назвать это принципом подобия, или принципом параллельности. Миры святости и миры нечистоты – очень похожи друг на друга. «Нечистота уподобляется святости, подобно тому, как обезьяна уподобляется человеку».

Классическая агада про царя Соломона, когда царь Асмодей забросил его в чужую страну, а сам уселся на престоле царя Соломона. У Соломона заняло полгода вернуться обратно. Он шел из города в город, и кричал – «Я – царь Соломон». На него, естественно, все смотрели как на сумасшедшего. Нашлось несколько добрых людей, помогавших ему с едой и питьем и с одеждой, но в основном – все думали, что он сумасшедший. А Асмодей в это время прекрасно восседал на троне Соломона.

Чем дело кончилось? Соломон пришел в Иерусалим. Идет и кричит – «Я Соломон». Доложили Санедрину, что, вот, появился один сумасшедший, который говорит, что он – царь Соломон. В Санедрине нашелся один умный человек, который сказал, что что-то в последнее время в царстве что-то неладно, давайте сюда этого сумасшедшего. Начали с этим сумасшедшим разговаривать. На все вопросы отвечает складно, и с большим умом. И кричит – «Я – царь Соломон». В Санедрине решили, что не бывает так, чтобы все человек говорил, как надо, а только в одном – был сумасшедшим, и решили провести расследование. Я уже не помню всех деталей этого замечательного мидраша – в общем, обнаружилось, что самозваный царь никому не показывает свои ноги. Дополнительная проверка показала, что ноги у «царя» – куриные. Справедливость была восстановлена, Асмодей с позором изгнан, а царь Соломон получил назад свой престол.

Чему нас учит эта замечательная история? Тому, что различить между святостью и нечистотой иногда необычайно трудно. Только мудрость членов Сангедрина спасла положение, иначе бы Асмодей до сих пор сидел бы на троне, и называл бы себя при этом царем Соломоном.

Это – общий принцип. Святость и нечистота подобны друг другу, и различить между ними бывает трудно.

Добавим к этому еще один важный принцип: «все дороги – опасны» (כל הדרכים בחזקת הסכנה). Человек, решивший двинуться по пути Служения – должен ясно осознавать, что это опасный путь, и его ждут многие опасности на этом пути. И также – есть путь, который кажется коротким, но оказывается долгим, и есть путь, который кажется долгим, но приводит к цели.

Рав Гинзбург в одной из своих статей перечисляет шесть путей, и шесть опасностей.

Вот некоторые из них[1]:

1) Путь к глубине сердца лежит через разум. Опасность, подстерегающая идущего по пути разума к сердцу – что он останется на ступени разума, и так и не дойдет до сердца. Лекарство против этой опасности – цдака.

2) Путь к любви к Вс-вышнему лежит через любовь к ближнему. Опасность – что любовь к ближнему станет самоцелью. Лекарство от опасности – шифлут, скромность и униженность.

3) Путь, чтобы вернуться к Вс-вышнему – через то, что человек возвращается к самому себе. Опасность – что поиски себя станут самоцелью. Лекарство – шиват Цион – возвращение в Сион.

Так или иначе, мы видим, что путь к цели не всегда бывает очевиден (иногда – совершенно неочевиден), и идущего по этому пути подстерегают опасности оказаться далеко от цели.

Так что же делать? Стоять на месте? Никуда не двигаться? Не учить каббалу (хасидизм)?

Стоять на месте точно не выход. Одно из моих любимых выражений у рава Гинзбурга – «выйти из ави-авот (архи-) нечистоты – ничегонеделания».

Человек, который ничего не делает – ави-авот тумъа – это архи-нечистота, нечистота мертвеца.

Несовершенное действие лучше совершенного бездействия[2].

Так или иначе, нужно знать, что, совершив тшуву, человек не становится «автоматически» лучше. Его дурное начало только меняет позицию, и более того, поскольку чем больше человек продвигается по пути святости, тем сильнее и хитрее становится его дурное начало – то наоборот, человек совершивший тшуву и начавший соблюдать – его дурное начало стало только хитрее и осторожнее.

Оно уже не предложит ему зажечь свет в субботу или съесть чего-то некошерное. Любавичский Ребе часто приводит в своих письмах известное выражение Хазал: «Сегодня говорит ему (дурное начало) ‘делай так’…» Что значит «делай так»? Это значит, что дурное начало соглашается, и более того, предлагает человеку «делай так», предлагает человеку исполнить какую-то заповедь. Для чего? Чтобы, «втеревшись в доверие» человеку, потерявшему бдительность, и переставшему различать, откуда исходит побуждение совершить то или иное действие – в конце концов, привести его к тому, чтобы сказать ему «иди, служи идолам».

И все же, как различить?

Сразу хочу сказать, что готовых «рецептов» нет. То есть, они есть, но не следует на них исключительно полагаться.

Главное и основное средство – даат. אתה חונן לאדם דעת – Ты даруешь человеку сознание. Даат – это сознание. В хасидизме объясняется, что «коах hавхана» (способность различения) и коах ахраа (способность вынести решение) – это даат. «Если нет даат – нет способности различения».

Возможно лучший эквивалент слову «даат» – это совесть. Способность различить – честно я поступаю или нет, порядочно ли я поступил или нет – это совесть. В общем – даат – это совесть, и даат – это способность различать.

Это не значит, что на уровне хохма и бина нет различения. Есть. Но окончательное, наиболее точное и наиболее внутреннее различение между добром и злом – это даат, внутренний голос, совесть человека.

Отсюда парадоксальный вывод: главный союзник человека на пути тшувы – это его совесть. Если совесть человека не развита, или ее голос заглушен тшувой (очень часто «каббалат ол» мы понимаем так, что не надо считаться с голосом собственной совести) – человек может попасть совсем не туда, куда он хотел попасть. Вместо того, чтобы попасть на вершину святости – он может попасть в глубину клипы. Почему? Так Вс-вышний сотворил мир. Наверное, Он хочет, чтобы мы не теряли совести.

Правы, наверное, те, кто говорят, что иудаизм начинается с мусара. Мусар – это, в общем-то, развитие голоса совести. Еще перед тем, как начать подниматься по ступеням святости и изучения Торы – человек должен развить в себе «естественную порядочность» – по выражению рава Кука – тогда, даже поднимаясь на высокие ступени – он не упадет.

В заключение – пару эмпирических правил:

1) Как правило тшува связана с резким ростом самомнения. Человек начинает считать свое направление «самым лучшим», своего рава «самым правильным», начинает с презрением (а то и с ненавистью) относиться к другим направлениям иудаизма, и тем более – к нерелигиозным евреям, нарушающим (не дай Б-г!) субботу, кушающим (не приведи Г-сподь) трейф и т.д. При этом не отдавая себе отчета, что эгоизм – это главное и самое опасное оружие дурного начала. При этом не осознавая, что «выигрыш» в заповедях за счет «проигрыша» в эгоизме – это, по сути, проигрыш. Есть история про больших праведников, которые устранялись от исполнения той или иной заповеди, если чувствовали, что это увеличивает их эгоизм.

2) Изучение Торы и молитва может превратиться в наркотик. Погружаясь в изучение Торы и в молитву – человек как бы покидает этот мир, полный зла и страдания и находится в мире добра и Б-жественного света. Кому же по доброй воле хочется назад? Человек легко может захотеть остаться (и остается). Реально это означает, что когда следует сделать выбор между активным действием, направленным на исправление этого мира, и пассивным созерцанием и поиском «ашгаха пратит» в сложившейся ситуации – хасид предпочтет бездействие. Куда проще мечтать и объяснять «ашгаха пратит», чем попытаться реально изменить ситуацию.

3) Как уже говорилось, естественная порядочность не дает человеку поступать нечестно и несправедливо. Часто голос этот естественной порядочности заглушается слишком сильным «светом», открывающимся тому, кто изучает хасидут и каббалу. У человека может создаться иллюзия, что можно учить хасидут и каббалу, не обращая особого внимания на сферу отношений между людьми. Это вообще характерно для баал тшув – как правило, сфере «бейн адам лемаком» придается куда большее значение и внимание, чем «бейн адам лехавейро». Ни к чему хорошему, понятно, это не приводит.

И наконец, последнее:

4) «Подъем на жертвенник» по «ступеням», т.е., слишком быстрое и резкое продвижение в святости, легко может привести к продолжению этого стиха «дабы не раскрылась нагота твоя на нем». Иначе говоря, изучение Торы, не уравновешенное в достаточной степени мусар и дерех эрец – может привести даже к тому, что «раскроется нагота твоя», т.е., к тому, с чего мы начали эту статью, каббала=разврат. (Собственно, это известный исторический факт – что члены сект Франка и Шабтая Цви предавались разврату из «каббалистических» соображений. Отсюда, по-видимому, и шокирующая гиматрия рабби Нахмана, показывающая, что в изучении каббалы действительно кроется такая опасность). Особенно это относится к изучению каббалы и хасидизма – ибо вся терминология каббалы – это совокупление высших сфирот, уподобленных соответствующим органам человеческого тела. Рав Гинзбург как-то говорил на одном из своих уроков, что в мире Ацилус – все запрещенные кровосмесительные связи разрешены и являются заповедью. Если человек не очистил себя морально, и пытается «подняться в Ацилус» – он легко может разрешить запрещенное.

Или – еще проще: превращение изучения Торы вообще, и каббалы и хасидизма в частности – в легкий источник получения «кайфа» – своего рода интеллектуальный разврат – может из «ацилус» опуститься в наш материальный мир. Человек, строящий свою жизнь не на основе обязанностей (перед обществом, перед Вс-вышним и т.д.), а на основе получения удовольствия – легко может стать развратником, не дай Б-г. Поскольку хасидизм значительно ослабляет линию «обязанности» и значительно усиливает линию «удовольствия» – то здесь опасность еще сильнее.

Вывод из всего вышесказанного прост: любое продвижение по линии «бейн адам лемаком» должно быть уравновешено продвижением «бейн адам лехавейро». Любое продвижение по линии «пнимиют а-тора» должно быть уравновешено продвижением в «ниглэ», в действии в этом мире. Любое продвижение в «удовольствии» от изучения Торы – должно быть уравновешено продвижением в «каббалат ол» – принятии ига и обязанности перед Вс-вышним и перед окружающими. И наконец – любое движение в Торе должно быть взвешено на весах собственной совести. Если эти «весы» перестают работать – человек легко может упасть. «Семь раз упадет праведник и поднимется – ибо Вс-вышний поддерживает руку его».
[1] Малхут Исраэль 1, стр. 74 и далее

[2] См. начало третьей части Тании


Утешайся Господом, и Он исполнит желание сердца твоего.
 
ГалилеянкаОтправлено в: Понедельник, 12 Марта 2012, 00:31 | Сообщение № 5

Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
Для тех, кто не читает на иврите, поясню:

Quote (Жанна)
קבלה = נאוף
каббала - блуд/разврат
Quote (Жанна)
נחש=משיח
мессия - змей
Quote (Жанна)
חמץ=צמח=מנחם
Менахем/утешитель - отрасль - квасное


Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!"
Гибнет народ от недостатка ведения...
 
Бейт-мидраш / Дом учения » СМЫСЛ БЫТИЯ » Духовное Развитие -Тикун Мидот » Лестница Яакова - как ступени между человеком и Б-гом (а также: кто такие эгрегоры?)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:
Функции форума
Ленточный Вариант Форума  |  Правила поведения  |  Участники  |  RSS Лента  |  Поиск по Названиям Тем

Предупреждение: данный форум строго модерируем. Проводятся постоянные ревизии, чистки, а также удаляются устаревшие и потерявшие актуальность темы.

Цветовая маркировка групп: Читатель ~ Участник ~ Постоянный участник ~ Администратор

Поиск по всему сайту


Форум основан 1 июня 2006 г.
Хостинг от uCoz