Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| Что такое интуиция в иудаизме?
Интуиция это способность человека понять что-либо, не задумываясь об этом. Обычно источник такого понимания находится в подсознании. Мы должны знать: всё, что мы видим, слушаем, читаем, невольно влияет на наше подсознание. Наш мозг использует ту разнообразную информацию, которую мы в него загрузили, чтобы выработать «интуитивный» взгляд на различные вещи. Отсюда ясно, насколько важно обращать внимание на то, что мы видим, читаем, слушаем в течение дня.
И именно в тех вещах, которые в подсознании, — основная сила йецер а-ра — «дурного стремления». Как сказал Всевышний змею, который и был йецер а-ра (Бэрейшит 3, 15): «…оно (потомство Хавы) будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту», т.е. сила человека победить дурное стремление находится в голове: обдумав свои поступки, человек может изменить их. А сила дурного стремления, йецер ара — в том, что он жалит в пяту. Пята в данном случае «намекает» на подсознание человека.
Почему? С одной стороны, пятка — наименее чувствительное место во всём теле человека; и когда человек идёт, он не думает о том, куда поставить пятку, а только о том, куда пальцы ноги. С другой стороны, пятка держит на себе всего человека. Так же и подсознание — интуиция основана на всём, мимо чего мы «прошли», не обратив внимания: на что бросили взгляд, услышали краем уха, прочли без внимания и т.д., однако именно интуиция «держит» всего человека.
Особое преимущество нашего праотца Яакова было именно в том, что он умел «держать пяту (акев)» (см. Бэрейшит 25, 26), т.е. управлять подсознанием. Поэтому ему было дано имя Яаков — от акев («пята»).
Однако иногда источник интуиции бывает духовным, наш дух чувствует то, что сами мы почувствовать не можем. Приведу пример из книги рава Ицхака Зильбера зацал «Чтобы ты остался евреем»:
С четырнадцати лет я начал работать. По закону подросткам полагался сокращённый — шести-, а не восьмичасовой рабочий день. Я нашёл место, где меня согласны были принять с тем, чтобы я в субботу не работал. За это я обязался работать не с восьми до двух, как следовало бы, но с восьми утра до восьми вечера — по двенадцать часов в день, шестьдесят часов в неделю вместо тридцати шести. В полседьмого утра я старался уже быть в синагоге, молился, потом учил Гемару, потом отправлялся на работу. Я чинил примусы, керосинки, патефоны, велосипеды. Дело я осваивал старательно и стал рабочим что надо: я слесарь шестого разряда, прошу не шутить! Из тех времён мне помнится один странный случай. Три дня не выходил я на работу: Рош а-Шана пришёлся на четверг и пятницу, а потом наступила суббота. В воскресенье (мы по воскресеньям работали) только собрался идти, мама говорит:
– Не пущу. Обыкновенно она меня поторапливала, а тут… – Почему, мама? – Сердце чувствует: не надо сегодня ходить. Я разволновался: – Я три дня пропустил. И так всё время грозятся уволить! Но мама настояла на своём. Я остался дома. И избежал большой беды. А, может, и гибели. В тот день в мастерской случился пожар. Сгорело всё: здание, оборудование, принесённые в ремонт вещи. А я начальника боялся пуще огня: боялся потерять работу. Пошли он меня в горящий дом — я бы не посмел отказаться…
Поэтому сказали мудрецы (трактат Мегила 3а), что если человек внезапно чувствует страх, ему следует прочесть молитву Шма Исраэль: хотя сам он не видит причины этого страха, его душа видит.
С уважением, Реувен Куклин
Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!" Гибнет народ от недостатка ведения...
|