|
"Потому что Я Г-сподь, Б-г ваш, освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят" (Левит 11:44) "Ибо все народы пойдут – каждый во имя божества своего, а мы пойдем во имя Г-спода Б-га нашего во веки веков." (Миха 4:5) |
Шалом! Данный форум устроен по типу бейт-мидраш. Эта модель призвана помочь тем, кто желает изучать Тору и еврейскую мудрость, а учеников отличает стремление пополнить свои знания и найти им достойное применение. Люди данной категории не озабочены собственной репутацией или мнением большинства; их цель – сблизиться со Всевышним путем исполнения Его заповедей. Посещение «Бейт-Мидраш» не должно рассматриваться как место, где один человек обнажает духовную несостоятельность другого и претендует на исключительность собственного мнения. Суть общения и обучения – укрепление в праведности, исправление своего характера и, тем самым, участие в исправлении всего Мира (тикун олям). У нас приветствуются ноахиты (бней-Ноах); геры (прозелиты), принявшие официальный или неофициальный гиюр, или находящиеся на пути к этому; выходцы из христианства или иных религий и культов; караимы; иудействующие, а также все Б-гобоязненные, неравнодушные к Б-гу Авраама, Исаака и Иакова, к Торе и Иудейскому образу жизни. Добро пожаловать! |
Мудрость Иисуса Сираха
| |
Галилеянка | Отправлено в: Четверг, 06 Января 2011, 11:15 | Сообщение № 31 |
Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| 22 1 Бездельник похож на грязный камень, всякий хмыкнет при виде его позора. 2 Бездельник похож на кучку навоза, всякий, подняв ее, отряхнет руку. 3 Стыдно быть отцом сына-невежды, а рождение дочери — убыток. 4 Разумная дочь найдет себе мужа, бесстыжая огорчит родителя. 5 Отца и мужа опозорит наглая, оба ее презирать будут. 6 Разговор неуместный — как музыка во время траура, мудрости бич вразумляющий всегда вовремя. 9 Учить дурака — что черепки склеивать иль разбудить пытаться крепко спящего. 10 С дураком беседовать, что с человеком сонным: ты закончишь, а он скажет: «Что это?» 11 Плачь над умершим: свет ушел от него, плачь над глупцом: от него ушел разум. Меньше плачь над умершим: он почивает, глупого жизнь хуже смерти. 12 Семь дней — траур по умершему, по нечестивому глупцу — все дни его жизни. 13 С безрассудным не говори долго, не посещай дом неразумного. чтоб не попасть в беду, сторонись его, замараешься, с ним столкнувшись. Удались от него, если ищешь покоя и не хочешь страдать от его безрассудства. 14 Что свинца тяжелее? Как его имя? — «Глупый»! 15 Легче нести песок, или соль, или груду железа, чем тяжкое бремя — глупого человека. 16 Деревянные балки крепят здание, не рухнет оно от землетрясения. Так и ум, укрепленный разумным советом, не оробеет в годину бедствия. 17 Ум, утвержденный разумной мыслью, как красивая лепнина на стене гладкой. 18 Хлипкий забор на холма вершине порыва ветра не выдержит, так и ум, оробевший от глупых мыслей, не сможет вынести страха. 22.1-18 Невоспитанность и глупость. 22.1-2 Лень. 22.3-6 Невоспитанные дети. 22.3б В древности рождению дочери радовались гораздо меньше, чем рождению сына. Дочь, выйдя замуж, покидала семью, не приносила в нее дохода, не могла содержать родителей в старости, а также не сохраняла родовое имя. См. также 42.9-11. (22.7-8) В рукописях есть ст. 7-8: «Дети, вскормленные в доброй жизни, скрывают низкое происхождение их родителей, (8) но те, что кичатся гордостью и невоспитанностью, оскверняют собственное благородное происхождение». 22.9 Учить дурака так же бесполезно, как cклeивaть разбившийся сосуд, он все равно будет протекать, потому что в древности клей склеивал плохо; кроме того, глиняная посуда стоила дешево, и не было смысла пытаться ее восстанавливать. 22.12 Обычно траур по умершему длился ceмь днeй. 22.17б Смысл образа неясен, перевод приблизителен. 22.18 Хлипкий забop —в рукописях разночтение: «Мелкие камешки». Возможно, указывает на палестинский обычай класть камешки на стену, окружавшую виноградник. Если туда забирался вор или животное, они с шумом сыпались на землю, привлекая внимание владельца виноградника. 19 Если поранишь глаз, потекут слезы, сердце поранишь — затрепещет от боли. 20 Бросишь камень в птиц — их прогонишь, оскорбишь друга — разрушишь дружбу. 21 Меч обнажишь против друга — духом не падай: есть путь обратно. 22 Слово злое сказал против друга — не робей: еще есть примирение. Но заносчивость, брань, разглашение тайны, в спину удар — любого друга прогонят. 23 Сблизься с соседом, когда он беден, — С ним вместе разделишь его богатство. Оставайся с ним в пору кручины — и приобщишься к его наследству. 24 Пар и дым в печи прежде пламени, так и ссоры прежде пролития крови. 25 Не постыжусь я друга взять под защиту, не повернусь к другу спиною. 26 Если ж через него придут ко мне беды, всякий, об этом узнав, станет его беречься. 22.19-26 Ценнocть дpyжбы. Даже самые тяжкие проступки могут быть прощены и заглажены, дружба не вынесет лишь коварства и предательства (ср. 27.16-21; 41.26; Притч 11.13; 20.19; 25.9). 22.24 Эти стихи нарушают последовательность мысли. 22.26 чepeз нeгo пpидyт кo мнe бeды — т. е. из-за предательства друга.
Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!" Гибнет народ от недостатка ведения...
|
|
| |
Галилеянка | Отправлено в: Четверг, 06 Января 2011, 11:18 | Сообщение № 32 |
Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| 2 Как от жертвы лучший жир отделяется, так и Давид отделен от сынов Израиля. /...../ 12 Сын ученый ему наследовал, благодаря отцу живший счастливо: 13 в мирные дни Соломон царствовал: Бог его окружил отовсюду покоем, чтобы он в Его честь дом построил, приготовил Ему святилище вечное. 14 Как ты мудр, Соломон, был в юности, словно река, полон разума! 15 Дух твой сумел охватить всю землю, ты наполнил ее загадками, притчами. 16 До островов далеких дошла твоя слава, тебя полюбили за мирное царство. 17 За песни твои, за реченья и притчи тобой восхищались все страны мира. 18 Во имя Господа Бога, которого звали Богом Израиля, собрал ты золота больше, чем олова, словно свинец, серебро умножил. 19 Но ты тело свое предал женщинам, и они тобой завладели. 20 Ты запятнал свою славу предал семя свое осквернению, так что гнев навлек на детей своих, и безумство твое сердца сокрушило: 21 единая власть разделилась надвое, мятежное царство возникло в Ефреме. 22 Но Господь вовек не забудет о милости, вовек от слов Своих не отступится, не истребит Он потомство избранника, семя любившего Его не погубит: Он даровал Иакову остаток, Давиду — побег от его корня. 47.12-20 Соломон. Он считался величайшим мудрецом мира, родоначальником всех учителей мудрости. 47.12 ученый — для Сираха ученость — синоним мудрости. Благодаря отцу — за заслуги отца, а не за собственные. Бог исполняет обещания, данные Давиду. Счастливо — буквально: «обширно». Хотя территория его царства была очень большой, всё же здесь говорится о роскоши и процветании. 47.13 в мирные дни — имя «Соломон» значит «мирный, миролюбивый»; в его дни царил мир. Дом — т. е. Храм (см. 3Цар 6). 47.14-15 Похвала мудрости Соломона (ср. 3Цар 3.4-14; 10.1-10; 2Пар 9.1-9). Умение слагать загадки и притчи считалось признаком мудрости. См. 3Цар 4.32-33; Притч 1.6. См. также прим. к 1.25. [Притчами в евр. традиции называются не только короткие рассказы, но и пословицы, поговорки, загадки, афоризмы, аллегории и т. д. Составление притч высоко ценилось на Востоке, умение их слагать рассматривалось как свидетельство обладания мудростью.] 47.16 за мирное царство — см. прим. к ст. 13. 46.17 песни — т. е. Песнь песней. 47.18 О богатстве Соломона см. 3Цар 10.21-22, 27. 47.19-22 У Соломона был огромный гарем, многие из его жен и наложниц были язычницами, склонившими царя к идолопоклонству (3Цар 11.4-8). В евр. тексте другие слова, там говорится о славном имени Соломона — это намек на имя Иедидиа («возлюбленный Богом»), которое было дано ему пророком Нафаном по слову Бога (2Цар 12.25). 47.21-22 После смерти Соломона царство разделилось (см. 3Цар 11.9-13). Ефрем — так у пророков (Ис 7.2 и др.) названо Северное царство Израиля, отложившееся от дома Давида (3Цар 12), в него входило десять племен. У династии Давида осталось Южное царство Иуды, включавшее два племени — Иуды и Вениамина. 23 Когда почил Соломон с отцами, он царство оставил одному из потомков, глупейшему из народа и слабому разумом, толкнувшему народ на мятеж — Ровоаму. 24 Иеровоам, сын Навата, в грех ввел Израиля, путем греха повел он Ефрема. И грехи их настолько умножились, что они из земли своей были изгнаны; 25 погрязли в зле и пороке, пока не пришло к ним возмездие. 47.23-25 Ровоам и Иеровоам. См. 3Цар 11.43-12.17. Ровоам проявил свою глупость тем, что отверг совет старейшин снять с народа непосильное бремя принудительных работ, установленных его отцом Соломоном (3Цар 12.8,13-15). Иеровоам — из племени Ефрема, младшего сына Иосифа (см. 3Цар 11.26-40; 12.20). Грех Иеровоама — введение языческого культа (3Цар 12.25-33). 47.24-25 Наказанием за идолопоклонство и грехи стало завоевание ассирийцами в 722 г. до н. э.
Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!" Гибнет народ от недостатка ведения...
|
|
| |
Галилеянка | Отправлено в: Четверг, 06 Января 2011, 11:21 | Сообщение № 33 |
Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| 21 1 Ты согрешил, сынок? Впредь так не делай и о прежних грехах возноси моленья. 2 От греха убегай, как от змеи спасаешься, подойдешь к нему — он ужалит. Его зубы — как зубы льва, они людей жизни лишают. 3 Всякое беззаконие — меч обоюдоострый, раны от него не исцеляются. 4 Устрашение и насилие опустошают богатство, так и дом гордеца запустеет. 5 Молитва бедняка дойдет до ушей Господа, приговор Его грянет очень скоро. 6 Ненавидящий обличение ходит путями грешников. Боящийся Господа обратится к Нему всем сердцем. 7 Сильного языком издалека видно, но человек разумный видит свои падения. 8 Строящий дом на чужие деньги — как зимой собирающий камни. 9 Собрание неразумных — куча пакли, конец их — огня пламя. 10 Путь грешников гладко вымощен, но ведет их в могильную яму. 21.1-10 Опаcнocть гpеxа. Грех персонифицируется: он уподоблен змее, льву, мечу. 21.7 Смысл не совсем ясен. Возможно, это значит, что человек хвастливый всем известен, но скромный и разумный думает не о славе, но о Божьем прощении. 21.8 зимoй сoбиpающий камни — возможно, вместо дров. В других рукописях: «собирающий камни для своей гробницы». 21.10 В те времена дороги в Израиле не мостились, но путь грешника вымoщeн и так гладок, что идущий по нему скользит и падает в мoгильнyю яму — дословно: «в яму ада»; см. прим. к 14.12. ["ад" он соответствует еврейскому "шеолу", месту пребывания всех умерших. Участь всех умерших, по мнению автора, одинакова. День смерти человеку неизвестен, но известно, что человек окажется в шеоле. Таков закон природы. Ср. Пс 49 (48).] 11 Тот, кто Закон соблюдает, хранит свои мысли, и страх перед Господом увенчается мудростью. 12 Не вразумить человека неумного, но есть ум, что увеличивает горести. 13 Знание мудрого — как поток бурный, его совет — как источник жизни. 14 Ум глупца — как сосуд разбитый, он не удерживает никакого знания. 15 Если знающий услышит мудрое слово, он похвалит его и к себе применит, а беспутный услышит, лишь раздражится и повернется к нему спиною. 16 Слушать глупого — что путешествовать с грузом, в устах разумного — приятность. 17 Речей разумного будут ждать в собрании, и слова его будут взвешивать. 18 Мудрость для глупца как дом разрушенный, знание неразумного — слова бездумные. 19 Наставление — цепи на ногах глупого, как на правой руке оковы. 20 Глупый хохочет во весь голос, умный улыбнется едва заметно. 21 Золотой убор — наставление для разумного, как на правой руке драгоценный перстень. 22 Нога глупца в чужой дом торопится, многоопытный вежливо отступает. 23 Безрассудный у дверей в дом заглядывает, воспитанный человек стоит снаружи. 24 Невоспитанность — у дверей подслушивать, разумный считает это позором. 25 Глупый слова других пересказывает, мудрые взвешивают каждое слово. 26 Глупые говорят, еще не подумав, мудрые думают, прежде чем скажут. 27 Когда нечестивые проклинают противника, самих себя они проклинают. 28 Ябедник сам себя оскверняет, и его ненавидят все соседи. 21.11-28 Умный и глyпый. Соблюдение Закона, страх перед Господом и мудрость — одно и то же. 21.11 cвoи мыcли — в греческом: «свое понимание» — вероятно, Закона. Xpанит cвoи мыcли — т. е. держит их под своим контролем, в чиcтотe; в сир. пер.: «хранит свои побуждения». Вероятно, смысл тот же, что и в 19.20-23. 21.12 Есть злобный и хитрый ум, который направлен на дурные цели. Таким был ум Змея (Быт 3.1). 21.13-14 Ср. Притч 10.11; Иер 2.13. 21.20-26 Мудрый — это человек воспитанный, а глупый — неотесанный грубиян. 21.25а Стих не совсем понятен. В одной рукописи эти слова имеют следующий смысл: «Болтуны говорят о том, чего не понимают». 21.27 Сатана (арам. ) значит противник. Может быть, автор хочет сказать, что проклинать надо не внешние обстоятельства, а собственные страсти, толкающие на грех. Но, возможно, речь идет об обычном враге.
Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!" Гибнет народ от недостатка ведения...
|
|
| |
Галилеянка | Отправлено в: Четверг, 06 Января 2011, 11:22 | Сообщение № 34 |
Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| 16 Есть два сорта людей, что грех умножают, и третий гнев на себя навлекает. 17 Жаркая похоть, словно огонь, пылает, развратник горит, пока жизнь его не угаснет. Человек, чье тело разврату предано, не уймется, пока огонь не погаснет. Человеку развратному всякий хлеб по вкусу, не уймется он, пока не скончается. 18 Человек, оскверняющий брачное ложе, говорит себе: «Кто меня видит? Тьма вокруг, меня закрывают стены, никто не увидит. Чего бояться? О грехах моих не вспомнит Всевышний». 19 Только глаз человеческих он боится, он не знает, что очи Господа в сто тысяч раз солнца ярче, видят все пути человеческие, проникают во все сокровенное, 20 еще прежде творения все Ему ведомо, так и конец Ему известен. 21 Развратника будут судить на площади города, схватят там его, где и не думал. 22 То же будет с женою, неверною мужу, родившей ему наследника от другого. 23 Она нарушает, во-первых, Закон Всевышнего Бога, во-вторых, совершила грех против мужа, в-третьих, себя осквернила развратом, незаконных детей родив от другого мужчины. 24 Приведут ее на суд в собрание и детей ее подвергнут проверке. 25 У детей ее корня не будет, на ветвях ее плоды не созреют. 26 Ее память будет покрыта проклятием, и позор ее не изгладится. 27 И узнают ее пережившие: лучше нет ничего, чем бояться Господа, слаще нет ничего, чем хранить Его заповеди. 23.16-27 Опаcнocть пoxoти. 23.16 Еcть два copта людeй... и тpeтий — так называемая числовая притча, стилистический прием для лучшего запоминания (см. также Притч 30.15). 23.17 oгoнь — традиционная метафора для похоти (ср. 1Кор 7.9). Хлeб — эвфемизм. 23.19 Ср. Притч 15.3; 17.3; 24.12; Ис 29.15. 23.20 Богу известны все вещи, прежде чем Он сотворил их и после того, как Он завершил их творение или положит конец их бытию. 23.21 Развратников следовало побивать камнями (ср. Лев 20.10; Втор 22.22). 23.23 Закoн — т. е. заповедь, запрещающая cyпpyжecкyю измену (Исх 20.14; Втор 5.18). 23.24 Некогда неверных жен побивали камнями, но во время написания этой книги смертных приговоров, вероятно, уже не было и всё ограничивалось позором и разводом без возврата приданого. Дeтeй ее пoдвepгнyт пpoвepкe — чтобы выяснить, от кого она их родила. 23.25 кopня нe бyдeт — вероятно, они не оставят потомков или не будут включены в «святой корень», или «святой остаток» (ср. 47.22). Считалось, что такие дети умирают в раннем возрасте, но даже если они будут жить, жизнь их будет несчастной и опозоренной. (23.28) В некоторых рукописях есть ст. 28: «Следовать Господу приносит большой почет, добиваться Его одобрения означает длину дней».
Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!" Гибнет народ от недостатка ведения...
|
|
| |
Галилеянка | Отправлено в: Четверг, 06 Января 2011, 11:23 | Сообщение № 35 |
Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| Quote (Галилеянка) 22 То же будет с женою, неверною мужу, родившей ему наследника от другого. 23 Она нарушает, во-первых, Закон Всевышнего Бога, во-вторых, совершила грех против мужа, в-третьих, себя осквернила развратом, незаконных детей родив от другого мужчины. 24 Приведут ее на суд в собрание и детей ее подвергнут проверке. 25 У детей ее корня не будет, на ветвях ее плоды не созреют. 26 Ее память будет покрыта проклятием, и позор ее не изгладится. 27 И узнают ее пережившие: лучше нет ничего, чем бояться Господа, слаще нет ничего, чем хранить Его заповеди. это о вавилонской блуднице (христианской религии).
Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!" Гибнет народ от недостатка ведения...
|
|
| |
Галилеянка | Отправлено в: Четверг, 06 Января 2011, 11:30 | Сообщение № 36 |
Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| 51 1 Буду тебя прославлять, Господь мой и Царь, буду Тебя восхвалять, моего Спасителя Бога, Имя Твое прославляю, 2 потому что Ты стал мне защитником и помощником, Ты избавил меня от погибели, от сетей языка клеветнического, от уст, ложь сплетающих. Против врагов, меня окруживших, Ты мне помог и меня избавил 3 полнотой Твоей милости, силой Имени от жадных зубов, пожрать меня приготовившихся, от рук, на жизнь мою посягавших, от бесчисленных горестей, которым я подвергался, 4 от огня и дыма, в котором я задыхался, от жаркого пламени, не мной разожженного, 5 от бездонного чрева могилы, от языка нечистого и от слова лживого. 6 от языка клеветы в царском присутствии. Подошла душа моя к смерти порогу, жизнь моя была рядом с могилой. 7 Окружили меня отовсюду, а помощника не было, я искал средь людей заступника — его не было. 8 И я вспомнил, Господь, о Твоем милосердии, о делах всех Твоих от начала века, что Ты избавляешь на Тебя уповающих и от рук врагов их спасаешь. 9 И вознес от земли я свое моление, я просил избавить меня от смерти. 10 К Господу я обратился, к Отцу моего господина: "Не оставляй меня в дни моей скорби, я беззащитен перед надменностью. Буду имя Твое восхвалять непрестанно, воспевать Тебя, прославляя". 11 И была молитва услышана: ведь Ты спас меня от погибели, избавил меня от печального часа. 12 И поэтому буду Тебе возносить я хвалу и славу, благословлять буду имя Господа. 51.1-30 Завершение книги. 51.1-12 Благодарственный псалом. Язык его очень близок к языку библейских псалмов. Сирах благодарит Бога за избавление от смертельной опасности, которой он подвергался. 51.2 Ср. Пс 25(24).15; 27(26).1; 56(55).2. Евр. текст значительно отличается, хотя смысл тот же, что и в греч. тексте. 51.6 Вероятно, речь идет о том, что Сирах был оклеветан перед правителем. В евр. тексте слова "царь" нет. 51.8 Ср. Пс 25(24).6. 51.9 Ср. Пс 18(17).5-7. 51.10 к Отцу моего господина — возможно, здесь христианская интерполяция, если слово Господин с заглавной буквы, но, вероятно, господином назван покровитель Сираха (ср. Пс 110(109).1). 51.12 После этого стиха в евр. тексте следует еще один псалом, близкий к еврейской молитве Шмоне Эсре: "Хвалите Яхве, ибо Он добр, ибо любовь Его вечна. Хвалите Бога хвалы, ибо любовь Его вечна. Хвалите Хранителя Израиля, ибо любовь Его вечна. Хвалите Творца вселенной, ибо любовь Его вечна. Хвалите Того, кто искупает Израиль, ибо любовь Его вечна. Хвалите Того, кто собирает рассеянных Израиля, ибо любовь Его вечна. Хвалите Того, кто воздвигает город и храм, ибо любовь Его вечна. Хвалите Того, кто дает процветание мощи дома Давидова, ибо любовь Его вечна. Хвалите Того, кто избрал священниками сыновей Цадока, ибо любовь Его вечна. Хвалите Щит Авраама, ибо любовь Его вечна. Хвалите Скалу Исаака, ибо любовь Его вечна. Хвалите Владыку Иакова, ибо любовь Его вечна. Хвалите Того, кто избрал Сион, ибо любовь Его вечна. Хвалите Царя царей, ибо любовь Его вечна. Он увеличивает мощь Своего народа и хвалу всех Своих верных сынов Израиля, народ, который Ему близок. Аллилуйя". 13 Когда я был молод, прежде чем стал путешествовать, в молитве своей я открыто просил о мудрости. 14 Я молился о ней у двери святилища и буду искать ее до дня кончины. 15 От первых цветов до налившейся грозди радовалось ей мое сердце. Мои ноги с пути не сворачивали, я шел следом за ней от юности. 16 Чуть склонил я к ней ухо — и сразу же столь великое от нее получил наставление. 17 Я в ней делал всё больше успехов. Я славу воздам мне Давшему мудрость! 18 Я твердо решил исполнять ее в жизни, к благу стремился — и никогда не раскаюсь! 19 Ради нее я сражался, как воин, я Закон исполнял очень тщательно, руки свои простирал я в небо, оплакивая свое невежество. 20 Я сердце направил к обретению мудрости и нашел ее, чистоту сохраняя. Вместе с ней изначально обрел я разум, никогда я не буду оставлен ею. 21 Всем своим существом я ее домогался и поэтому сделал приобретенье благое. 22 И Господь мне дал язык в награду, я Его восхвалять им буду. 51.13-30 Поэма о поиске мудрости. В евр. тексте она написана акростихом, т. е. каждая строка или стих начинаются со следующей буквы еврейского алфавита. В греч. тексте акростих отсутствует, так же как и в переводах на другие языки. Ср. Пс 111,112,119,145 в "Брюссельской Библии"; Плач 1-4. 51.13-22 Сирах о поиске мудрости в юности. 51.15 От первых цветов до налившейся грозди — т. е. с юных лет до зрелости. 51.22 дал язык — т. е. дал красноречие. 23 Так придите ко мне, не наставленные, поселитесь в доме наставления! 24 Почему себя в нужде оставляете, душу свою пересохшей от жажды? 25 Я уста отверз, заговорил: "Приобретайте ее себе без денег! 26 под ярмо ее склоните шею, приготовьтесь получить наставление. Не надо искать — оно близко!" 27 Сами посмотрите, как я мало трудился, а нашел для себя великое отдохновение. 28 Много серебра будет стоить вам наставление, но получите за него много золота! 29 Пусть душа ваша радуется Его милости, восхвалять Его никогда не стыдитесь. 30 Делайте дело свое заблаговременно, и в свой час Он даст вам награду вашу. 51.23-30 Приглашение стать учениками его школы. 51.23 в доме наставления — это самое раннее дошедшее до нас название школы, где занимались изучением Библии, позже оно стало традиционным (евр. бет-хамидр`аш"). 51.24 Нужда и жажда символизируют желание мудрости (ср. Ис 55.1; Ам 8.11). 51.25 Учитель не берет денег за обучение мудрости. Ср. Ис 55.1-2; Притч 4.5-7. 51.26 Ср. 6.23-31. 51.27 Ср. 6.19, 28; 24.34; 33.18. 51.28 Эти слова вступают в противоречие со ст. 25. Древние учителя мудрости считали за честь обучать ей бесплатно, но позже плата за обучение иногда взималась. Евр. текст испорчен и непонятен. Вероятно, эти слова надо понимать в переносном смысле; ср. 6.19. 51.29 В евр. тексте: "Пусть душа моя радуется посреди моих учеников и пусть вам будет не стыдно восхвалять меня". 51.30 Призыв к ученикам быть усердными в учении, чтобы в День Суда они получили награду от Господа (ср. 18.20). Евр. текст книги заканчивается следующими словами: "Да будет благословен Господь вовеки и да хвалится имя Его из рода в род. До сих пор слова Симеона, сына Иешуа, называемого Бен Сира. Мудрость Симеона, сына Иешуа, сына Елеазара, Бен Сира. Да будет благословенно имя Яхве отныне и до века".
Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!" Гибнет народ от недостатка ведения...
|
|
| |
Галилеянка | Отправлено в: Четверг, 06 Января 2011, 11:32 | Сообщение № 37 |
Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| 6 Аарона возвысил Он, равного в святости, брата его, из племени Левия; 7 с ним заключил договор навеки, дал ему в народе священство; даровал ему почесть и разукрасил: облачил его в одеяния славы. 8 Он одел его в покровы прекрасные, укрепил его знаками силы: исподней одеждой, подиром, эфодом, — 9 подол одежды окружил камнями гранатовыми, подвесил множество золотых колокольчиков, чтобы шел он и звучала музыка, чтобы звон стоял по всему храму в напоминание всему народу. 10 Он облек его в святые одежды, шитые золотом, гиацинтом и пурпуром, оракул суда на нём, свидетельство истины, заткан алыми нитями искусной работы; 11 с драгоценными камнями, вырезанными, как печати, в золото оправленными искусным резчиком, с надписями, чтобы служить напоминанием, по числу племен Израиля. 12 Золотой венец поверх кидара, вырезанный как печать посвящения Господу, — какая пышность и великолепие, искусство, для глаз вожделенное! 13 Такой красоты до него не было, никто из чужих так не одевался, только его сыновья и потомки вовеки. 14 Жертвы его — полное приношение, дважды в день совершаются непрестанно. 15 Это Моисей его поставил и помазал его святым елеем В знак вечного договора навечно, до дней скончания неба, чтобы служил священником он и потомки и благословлял народ именем Господа. 16 Он избрал его из всех живущих, чтобы Господу приносить жертвы, благоуханный фимиам как знак напоминания о милости к Твоему народу. 17 Он дал ему Свои заповеди и власть выносить суда решения, чтобы учить Иакова Своим повелениям, просвещать Израиль Своим Законом. 18 На него чужаки восстали, позавидовав ему в пустыне, примкнувшие в Дафану и Авирону и скопище Корея, пылавшее гневом. 19 Господь увидел и не одобрил: погибли они от ярости гнева, Он явил им Свое знамение, истребив их пламенем огненным. 20 Он прибавил Аарону еще славы, Он ему даровал наследие, уделив ему лучшее из всех начатков, обеспечив его изобилием хлеба, 21 Ведь едят они жертвы Господа, их Он дал ему и его потомкам. 22 Но земли в удел он не получит, нет участка для него среди народа, сам Господь — удел его и наследие. 45.6-22 Аарон. Этот длинный отрывок, как и 50.1-24, свидетельствует об огромной важности, которую Сирах придавал священству и особенно первосвященникам. 45.7 договор — о том, что только потомки Аарона могут быть священниками. 45.7-13 Описание первосвященнических одежд Аарона. См. Исх 28; ср. также Прем 18.24. Одежды были описаны и аллегорически истолкованы Иосифом Флавием, Филоном Александрийским и Климентом Александрийским. 45.8 Исподняя одежда — короткие льняные штаны, надеваемые под рубаху (Исх 28.42); подир — нагрудник (Исх 28.15-29); эфод — короткая одежда, род мантии (Исх 28.5-14), в греч. тексте он назван "наплечником". 45.9 См. Исх 28.33-35. 45.10 Святыми одежды названы потому, что в них совершается служение Святому Богу. Гиацинт — см. прим. К 6.30. Оракул суда — урим и туммим; см. прим. к 33.3. В евр. тексте: "эфод и пояс". 45.11 См. Исх 28.17-21. 45.12 Кидар — головной убор наподобие тюрбана; см. Исх 28.36-38. 45.13 никто из чужих — т. е. не из рода Аарона. 45.14 Вероятно, это хлебное приношение (Лев 6.19-26). 45.15 О помазании Аарона см. Лев 8.1-13. Благословлял народ... — содержание благословения см. в Числ 6.24-26. 45.16 Здесь, вероятно, идет речь о всесожжении и хлебном приношении за народ (Лев 1-2). 45.17 Кроме храмовой службы, у священников были и другие права и обязанности, перечисленные здесь (Втор 31.9-13; 33.10). 45.18 О бунте против Моисея и Аарона, зачинщиками которого были Дафан, Авирон и Корей, см. Числ 16.1-50; Иуд 11. Чужаки — см. прим. к 45.13. 45.20-22 Так как священники не имели земли, они должны были жить за счет жертв и приношений (см. Числ 18.8-21; 1 Кор 9.13). 23 Финеес, сын Елеазара — третий в славе, за ревность о страхе перед Господом, за мужество во время отпадения народа, и так благим души своей порывом он умилостивил Господа к Израилю. 24 Поэтому с ним заключен завет о мире: ему святилище и весь народ доверен, ему навечно и его потомкам принадлежит отныне первосвященство. 25 Как в договоре с сыном Иессея, с Давидом, что из племени Иуды, наследуется трон от сына к сыну, так сан священника — Аарону с потомками. 26 пусть даст Господь вам мудрость сердца Его народ судить по правде, чтобы вовеки не исчезло процветание, чтобы их слава пребывала в поколениях. 45.23-26 Финеес. 45.23 третий в славе — после Моисея и Аарона. См. также 1Мак 2.26,54. 45.23-24 См. Числ 25.6-13. 45.24-25 Финеес — внук Аарона. То, что Сирах настаивает на исключительном праве потомков Финееса на первосвященство, может указывать на смену первосвященнической династии в его время. Иессей – отец Давида. 45.26 В евр. тексте стих начинается словами: "Теперь молитесь Богу — Он добр и дает вам венец славы".
Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!" Гибнет народ от недостатка ведения...
|
|
| |
Галилеянка | Отправлено в: Четверг, 06 Января 2011, 11:35 | Сообщение № 38 |
Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| 44 1 Так восхвалим мужей прославленных, отцов народа в их поколениях. 2 Господь сотворил много славного, издревле Его величие. 3 Одни правили в своих царствах, мужи, именитые силою, дававшие советы разумные, пророчества возвещавшие, 4 народа правители, в совещаниях наставлявшие знанием и разумом: мудрые слова в их наставлении. 5 Одни сочиняли музыку, слова стихами слагали. 6 Были люди богатые, одаренные силою, мирно жившие в своих жилищах. 7 Все они славны, каждый в своем поколении, и ими гордились в их время. 8 Одни из них после себя имя оставили, и его восхваляют в рассказах. 9 Есть и такие, что не оставили памяти, исчезли, как будто и не было, как будто они никогда не рождались. Так и с детьми их позже случилось. 10 Но другие были мужами милости, не забыты их праведные деяния. 11 К детям перешло их процветание, к их потомству — наследие доброе. 12 Потомство их твердо в заветах, такими же будут и их дети. 13 До скончания века будет жить их потомство, добрая слава о них не изгладится. 14 Их тела похоронены были в мире, имя их будет жить в поколениях. 15 О мудрости их расскажут народы, возвестят похвалу им в собрании. 44.1-50.29 СлаваБожья в истории. Похвала великим мужам Израиля — от Еноха до первосвященника Симона. Жанр хвалы известен издавна; ср. Неем 9; Пс 78 (77); 105 (104); 135 (134); 136(135); Прем 10-12; ср. также Деян 7; Евр 11. Как природа восхваляла своего Создателя послушанием Ему, так и Израиль восхваляет Его своей жизнью, он — вершина Божьего творения. 44.1-15 Введение. 44.1 Прославленные мужи в евр. тексте названы «мужами милости», это значит, что Бог излил на них Свою милость (ср. ст. 10). Милость по-еврейски — «х`есед»: от этого слова возникнет название благочестивых людей времен Маккавейского восстания — хасидов. К этим мужам была обращена милость Бога. В их поколениях — т. е. в хронологической последовательности. 44.2 Величие этих людей — тоже дар от Господа. 44.9 То ли потому, что они были неверны Богу, то ли не всех людей помнят. 44.10 мужи милости — см. прим. к 44.1. 16 Енох по нраву был Господу и взят на небо, образец раскаяния для всех поколений. 17 Ной был признан совершенным праведником, умилостивил Господа в дни гнева. Вот почему выжил остаток, когда на землю потоп обрушился. 18 С ним заключен договор навеки: впредь всё живое не истребится потопом. 44.16 Енох — его имя упомянуто дважды (см. 49.14). В евр. тексте и сир. пер. стих опущен и список начинается с Ноя. Енох — фигура, окруженная легендами. В Быт 5.24 сказано, что не нашли его, потому что Бог взял его. Обычно так говорилось о смерти, но эти слова были поняты как указание на то, что Енох был взят живым на небо. Раскаяния — вероятно, ошибка переводчика или переписчика, так как в евр. тексте: «знания», т. е.мудрости. Считалось, что Енох удостоился лицезрения Божественных тайн; под его именем написаны апокрифические книги, самой известной из которых является 1 Книга Еноха; она даже цитируется в Новом Завете как Писание (см. Иуд 14). Енох пользовался большой популярностью в евр. апокалиптической и раннехристианской литературе (см. Евр 11.5). 44.17-18 Ной. См. Быт 6.9-8.19; Евр 11.7; 1Петр 3.20. 44.17 Он назван праведником в Быт 6.9. См. также Евр 11.7 где говорится, что он был спасен за веру и праведность. Дни гнева — Бог разгневался на грешников и уничтожил их потопом. Остаток — о «святом остатке» см. Ис 4.3. 44.18 О договоре с Ноем см. Быт 8.20-22; 9.8-17.
Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!" Гибнет народ от недостатка ведения...
|
|
| |
Галилеянка | Отправлено в: Четверг, 06 Января 2011, 11:37 | Сообщение № 39 |
Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| 42 1 Но вот чего стыдиться не следует: не греши из страха чужого мнения, 2 не стыдись Закона Всевышнего и Его Договора, не стыдись на суде оправдать нечестивца, 3 заключить с товарищем или спутником сделку, разделить наследство с другими наследниками, 4 пользоваться точными весами и мерами, приобретать имущество, большое иль малое, 5 получать от торговли доходы, подвергать детей частому наказанию, сечь до крови раба-бездельника. 6 При негодной жене имей покрепче запоры. Где много рук, там запирай имущество. 7 Если даешь на хранение, замеряй и завешивай, когда даешь и берешь, всё точно записывай. 8 Не стыдись вразумить дурака и невежду и престарелого, спорящего с молодыми. И тем выкажешь истинное воспитание, тебя похвалит всякий живущий. 42.1-8 Чего не надо стыдиться. 42.2 Под нечестивцем, вероятно, понимается язычник. Суд должен быть беспристрастным, к иноплеменнику и иноверцу нужно относиться с той же справедливостью, что и к израильтянину. 42.36 Возможно иное понимание: «отдать наследство друзьям». 42.5 наказанию — буквально: «воспитанию», но часто под этим словом понималось физическое воздействие. См. также прим. к 30.1. [Физические наказания были одним из важнейших методов воспитания в древнем мире, о наказаниях в школе рассказывает шумерская и егип. литература (см. также ст. 11). См. Притч 13.24; 23.13-14; 29.15; Евр 12.5-11.] О наказании рабов см. 3.25-29. 42.8 Текст не совсем понятен; есть разночтение: «подвергнуть престарелого суду за разврат». 42.9-14 Женская порочность. Этот раздел продолжает тему стыда, здесь в применении к женщине. Женоненавистничество — частая тема книги; см. 7.24-25; 22.3-5; 26.9-12. 42.9-11 Проблемы с дочерями. 42.1 В евр. тексте: «Дочь для отца — спрятанное сокровище», т. е. не приносящее пользы. 42.9 как бы мужуне опротивела — в случае развода дочь возвращалась к родителям. 42.10 не изменилабы мужу — в этом случае муж выгонял жену без разводного свидетельства, так что она не могла выйти вторично замуж и не получала обратно своего приданого. Она должна была возвратиться к родителям. Бесплодна- бесплодие считалось позором и наказанием от Бога. 42.11 Непокорной дочерью Сирах может называть дочь, отказывавшуюся выйти замуж за выбранного для нее отцом мужа. 42.12 Греч. текст не совсем понятен. В евр. тексте речь идет по-прежнему о дочери: «Посели ее в спальню без окон, откуда не видны входные ворота, пусть не показывает она свою красоту ни одному мужчине и не ведет бесед с замужними женщинами, (13) чтобы она не научилась порочности их путей». 42.14 Сирах еще более резко высказывается о женщинах, чем авторы Притч. Такова традиционная точка зрения и позднейшей раввинистической литературы. Считалось, что благочестивый человек не должен был разговаривать с женщинами, потому что это якобы навлекало на него зло и отвлекало его от изучения Закона. Известно, что евреи в молитве благодарили Бога за то, что Он создал его мужчиной, а не женщиной. Впрочем, отношение греков мало чем отличалось, у них тоже была подобная молитва. Ср. также Екк 7.27-28. См. также сатиру Семонида Аморгского: «Различно женщин нрав сложил вначале Зевс». Но такой отрицательной оценки, как у Сираха, ни у кого не встречалось. Некоторые даже высказывали предположение, что его женоненавистничество вызвано личным несчастливым опытом. 42.15-25 ЧудесаБогав творении. Ср. Иов 36.24-38.38; Пс 19 (18); 136 (135).4-9; 148. 42.15 по слову Господа — указание на творение (Быт 1; Пс 33 (32).6; Прем 9.1-2; Ин 1.1-3. В евр. тексте добавлено: «и творение повинуется Его воле». 42.16 В евр. тексте: «Как солнца восход виден повсюду, так и Слава Господа — во всех делах Его». 42.17 ангелам — буквально: «святым» (ср. Втор 33.3; Иов 5.1; 15.15; Пс 89 (88).8). 42.18 бездну — см. прим. к 1.3; ср. Быт 1.2; Иов 38.16. Сердце здесь уподобляется бездне, оно — сокровенное вместилище мыслей, не известных никому, кроме Бога (ср. Притч 15.11). Знаки времени — небесные святила, по которым узнается время (ср. 43.6; Быт 1.14-18), а также знаки (знамения) того, что должно прийти в мир; считалось, что это можно было узнать по звездам (ср. Быт 1.14). 9 Дочь для отца — тайная бессонница, забота о ней сон прогоняет: в юности — не перезрела бы; в замужестве — как бы мужу не опротивела; 10 в девичестве — не соблазнили бы, чтобы в доме родительском не забеременела; в замужестве — не изменила бы мужу; с мужем живет — а вдруг бесплодна. 111 Глаз не своди с непокорной дочери, не то сделает тебя для врагов посмешищем и пойдут о тебе толки в городе и в народе, опозорит тебя перед всеми. 12 Не смотри на красоту человека и не сиди среди женщин. 13 Ведь как из одежды моль вылетает, так от женщин порочность женская. 14 Лучше мужская порочность, чем добродетель женская, ведь от женщины стыд и позор исходят. 15 Вспомяну теперь о делах Господних, расскажу о том, что я видел: по слову Господа Его дела явились. 16 Как все освещается лучами солнца, так и дела Господни полны Его славой. 17 Даже ангелам Господь не доверил о чудесах Своих все поведать, что совершил Господь Вседержитель, чтобы стояла вселенная в Его славе. 18 Он и бездну исследует, и сердце человеческое, все хитросплетения их различает. Ведь Всевышний обладает полнотой знания, наблюдает Он знаки времени, 19 возвещая прошедшее и будущее и следы сокровенные открывая. 20 Никакая мысль от Него не спрячется, никакое слово от Него не скроется. 21 Он в прекрасном порядке выстроил величавые дела Своей мудрости, прежде века Он пребывает вовеки. Ничего не прибавить и ничего не убавить, не нуждается Он в советчиках. 22 Как дела Его все прекрасны, даже искры, едва различимые глазом! 23 И всё это живет, пребывая вовеки для всех нужд, и всегда у Него в послушании. 24 Всего по двое — одно напротив другого, ничего не создал Он несовершенным. 25 Одно дополняет благо другого. Кто насытится зрелищем Его славы?!
Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!" Гибнет народ от недостатка ведения...
|
|
| |
Галилеянка | Отправлено в: Четверг, 06 Января 2011, 11:40 | Сообщение № 40 |
Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| 12 Есть еще у меня что рассказать тебе, ведь я полон, словно луна в полнолуние. 13 Выслушайте меня, благочестивые сыновья, и цветите, словно у ручья роза, 14 словно ладан, издавайте благоухание, расцветайте цветами, как лилия, аромат испускайте и песнь пойте, благословляйте Господа всеми делами. 15 Имени Его придайте величие, благодарите Его, прославляя пением и арфы звуками. Так говорите, благодаря Его: 16 "Всё, что сделал Господь, прекрасно, всякое повеление исполнится вовремя". Пусть никто не спрашивает: "Что и зачем это?" В свое время на все вопросы дадутся ответы. 17 По слову Его воды сгустились, по Его повеленью возникли для них хранилища. 18 Когда Он велит, воля Его совершается, не умалить никому Его спасительной силы. 19 Все дела смертных перед Ним проходят, невозможно от глаз Его укрыться. 20 От века до века Он на всё взирает, нет для глаз Его ничего удивительного. 21 Пусть никто не спрашивает: "Что и зачем это?" Ведь все создано для собственной цели. 22 Благословение Его словно река, щедро поящая иссохшую землю. 23 Но как воды Он сделал солеными, так и язычники гнев Его испытают. 24 Пути Его для набожных прямы, а для грешников — ухабы и рытвины. 25 Как для добрых добро сотворено изначально, так и зло — для грешников. 26 Главное из всех потребностей человека: вода, огонь, соль, железо, мука, молоко и мед, сок виноградный, масло, одежда — 27 все это благочестивым на благо, но для грешных во зло обратится. 28 Ветры есть, что созданы для возмездия, в ярости наносят удары бичами, в день конечный свою израсходуют силу и так уймут гнев Создателя. 29 Огонь, град, голод, смерть — все это создано для возмездия, 30 зубы зверей, скорпионы, змеи и меч отмщения нечестивым на гибель. 31 Радуются они, исполняя Его повеление, все, что нужно Ему на земле, готовы исполнить. Когда время придет, они Его не ослушаются. 32 В этом я убежден изначально, все обдумав, изложил в письменном виде: 33 "Все дела Господни прекрасны, всякую нужду Он в свое время исполнит". 34 Пусть никто не говорит: "Это того хуже" — все в свое время признают хорошим. 35 И теперь воспойте Его всем сердцем, восхвалите устами имя Господа! 39.12-35 Деяния Господа. Этот раздел состоит из псалма, благословения и благодарения Богу за Его великие благодеяния. И темы, и слова сходны с Пс 33 (32) (ср. также Иов 9; 38), они также присутствуют в егип. литературе мудрости. 39.12-16 Призыв к ученикам воздать славу и благодарение. 39.12 Образ луны в полнолуние см. в 50.6. 39.16 Бог творил мир и говорил "хорошо" (Быт 1.31). Эти слова будут повторены в ст. 33. Так как Бог всемогущ и всеведущ, не следует задавать преждевременные вопросы, ответы на них будут даны, но в свое время. 39.16-31 Это ответ Сираха скептикам своего времени. Бог не сотворил ничего дурного, но люди превратили хорошие вещи в дурные во вред себе. Сирах верит в рациональное устройство мира, отчасти напоминающее греческие представления о врожденной идее справедливости во вселенной. 39.17 сгустились — дословно: "стали как груды". Вероятно, указание на разделение воды и тверди (Быт 1.6; Пс 33 (32).6-7), переход через Красное море (Исх 14.21-22) и через Иордан (Нав 3.16). Хранилища — вероятно, облака (ср. Пс 104 (103).6-13). 39.19 Ср. 16.17; 17.15-19; 23.19. 39.20б Евр. текст: "Есть ли пределы Его знанию?" там находятся духи [вероятно, ветры] отмщения для наказания людей". 39.32-35 Эти стихи имеют большое сходство с предыдущими: ст. 32 со ст. 12; ст. 33-34 со ст. 16; ст. 35 со ст. 15. 40 1 Тяжкий труд — удел всякого человека, бремя тяжелое для сынов Адама со дня исхода из чрева матери до дня возвращения к всеобщей матери: 2 тревожные мысли и страх в сердце — ожидание дня кончины. 3 Сидит ли кто на роскошном троне, лежит ли повержен на землю, в прахе, 4 носит ли пурпур и корону или одет в мешковину, удел его — гнев и зависть, тревога и смута, страх смерти, негодование, распри. 5 Даже в час отдыха, в постели, ночью сон его разум смущает. 6 Да и мало, почти совсем не имеет покоя: он и во сне, как и днем, на страже: он смущен ночными видениями, он как будто бежит с поля битвы, 7 но, безопасного места достигнув, вдруг ото сна пробуждается, дивясь беспричинному страху. 8 Так бывает со всеми — с людьми и скотиной, но у грешников всемеро больше: 9 смерть, кровь, ссоры и меч, несчастья, голод, разрушенья, удары — 10 все это создано для беззаконных, из-за них и потоп случился. 11 Все, что есть на земле, возвратится в землю, что в воде — то в море почиет. 40.1-11 Страдания. Здесь мысль Сираха контрастируете предыдущей. Страдают не только грешники, но и праведные, участь всех людей не только смерть, но и страдания. Но Сирах не ставит вопрос о причине невинного страдания. Раньше он говорил, что страдания посланы для испытания или для воспитания, здесь же он лишь утверждает, что грешники страдают гораздо больше остальных людей. Такой пессимистический взгляд характерен также для егип., греч. и позднейшей раввинистической литературы, особенно для ветхозаветных апокрифов. Ср. также Иов 7.1-6; 14.1-6; Пс 90 (89).4-10. 40.1 к всеобщей матери(дословно: "матери всех") — т. е. в землю. Выражение "возвратиться к матери всех" было и у греков, и у евреев и означает смерть. Под матерью-землей понимается "материнская утроба", эвфемистическое описание шеола. 40.2 Самое страшное для человека не сама смерть, но ее ожидание. Стих отсутствует в евр. тексте. 40.4 пурпур и корону — в евр. тексте: "кидар и эфод", т. е. принадлежности первосвященника (см. Исх 28.36-37). 40.5 Ср. Екк 2.22-23; Пс 91 (90).5; Иов 4.13-14; 7.13-14. 40.9-10 Ср. 39.29-30; Ис 51.19; Иез 5.16-17. 0 потопе см. Быт 6-8. 40.11 Ср. 41.10; Быт 3.19; Иов 34.15; Пс 146 (145).4. В евр. тексте: "что сверху — наверх возвращается", т. е. дыхание жизни, дарованное Богом, возвратится к Богу (ср. Екк 12.7).
Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!" Гибнет народ от недостатка ведения...
|
|
| |
Галилеянка | Отправлено в: Четверг, 06 Января 2011, 11:41 | Сообщение № 41 |
Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| 24 Мудрость ученого — от избытка досуга, лишь свободный от дел обретает мудрость. 25 Может ли мудрым быть тот, кто шагает за плугом, чем похвалится тот, кто бичом машет, погонщик быков, своим занятый делом? Лишь о скотине у них беседа. 26 Занят их ум одними лишь бороздами, трудятся допоздна, коровам корм задавая. 27 Так же ремесленник всякий, так же строитель — все свои дни и ночи они за работой проводят, резчики заняты резьбою печатей, терпеливо разнообразят рисунок, добиваются схожести в изображении, трудятся допоздна, чтобы закончить работу. 28 Так же кузнец, что рядом сидит с наковальней, думает лишь о вещах, что сделаны из железа. Дым и огонь его изнуряют тело, борется он с печным жаром, только стук молотка и слышит, глаз не отводит от образца сосуда, думает лишь о том, как закончить работу, трудится допоздна, украшая изделие. 29 Так и горшечник, который сидит за работой, крутит ногами круг гончарный, весь постоянно в заботе о деле, вся работа им рассчитана точно, 30 формует из глины руками посуду, весь согнутый, он истощает силы, погружен он в мысли о глазури, трудится допоздна, печь от золы вычищая. 31 Все эти люди на руки свои полагаются, каждый из них в своем ремесле искусен. 32 Никакой город без них не населится, не будет ни обитателей в нем, ни путников. 33 Но не зовут их на советы, они не займут в собрании высокого места, не сидят они в кресле судейском, не принимают судебных решений, 34 не излагают ни порицаний, ни приговоров и притч изречь не способны. Но держится ими быт житейский, и о своем ремесле — их молитва. 39 1 Но не так у того, кто предан сердцем и мыслью погружен в Закон Всевышнего. Он исследует мудрость прошлых поколений, занимает себя изучением пророчеств, 2 сохраняет речения мужей знаменитых и в тонкости притч погружается, 3 проникает в сокровенный смысл изречений и притч загадки разгадывает. 4 Вельможи пользуются его служением, и он будет среди правителей, будет путешествовать в чужие страны, добро и зло их узнает на опыте. 5 С раннего утра он искать стремится Господа, своего Создателя, перед Всевышним он молится: отверзает уста в молитве и о грехах своих совершает моление. 6 Если Господь великий захочет, Он наполнит его духом разума, и будут источать слова его мудрость, в молитве воздаст он Господу благодарность. 7 Волю и ум его Господь направит, и будет он размышлять о Его тайнах, 8 он явит воспитанность и ученость, похвалится законом Завета с Господом. 9 Восхвалят многие его разум, он вовеки забыт не будет, память о нем никогда не погибнет, имя его будет жить в поколениях. 10 О мудрости его расскажут народы, хвалу воздадут ему в собрании. 11 Пока он жив, его имя ведомо тысячам, когда умрет, оно не исчезнет. 38.24-39.11 Люди физического труда и мудрость. Весь этот отрывок имеет большое сходство с егип. текстом периода Среднего Царства о превосходстве работы "писца" над теми, кто занят физическим трудом. Вероятно, Сирах и его ученики были достаточно богатыми, чтобы не трудиться, вряд ли они имели какое-нибудь ремесло. В более поздние времена рабби, как правило, занимались также физическим трудом (ср. Деян 18.3). 38.24 ученого — буквально: "писца". Это слово постепенно перестало означать простого переписчика и приобрело значение ученого, или мудреца. Такой человек занимается тем, что изучает Священное Писание и обучает других. В Египте у мудрости и писцового искусства был свой Бог по имени Набу. Герой ассирийской легенды писец Ахикар назван также советником всей Ассирии и хранителем печати царя Сеннахериба. 38.25-30 Сирах, в отличие от позднейших фарисеев, презиравших всех тех, кто не изучал Закон так же, как они, не относится пренебрежительно к пастухам, пахарям и ремесленникам, но лишь констатирует факт, что у них нет времени на изучение мудрости, потому что они работают с утра до ночи. Хотя на них держится жизнь города, им не быть судьями, учителями, законодателями, правителями. 39.1-3 Законом часто называлось всё Священное Писание, состоявшее из трех частей: собственно Закона, или Торы, Пророков и Писаний. Первые две названы прямо, третью же, включавшую в себя Псалмы, Иова и Притчи, Сирах, вероятно, называет мудростью. 39.2 сохраняет речения мужей знаменитых — известно, что фарисеи и учителя Закона наряду с письменным Законом почитали устную традицию, т. е.предания отцов (см. 8.8-9; ср. Мк 7.3-5). 39.4 Такие люди часто бывали советниками, послами, министрами, казначеями и занимали другие важные посты. О пользе путешествий см. 34.9-12. Евр. мудрецы иногда подражали бродячим философам эллинистического периода. Важные должности, которые они исполняли, также часто были связаны с путешествиями. Добро и зло — словосочетание, имевшее на Востоке значение "всё" (ср. Быт 2.9); здесь может быть в значении: "положительные и отрицательные явления". 39.5 См. прим. к 32.14. [Традиционное описание благочестивого человека; ср. 4.12; 6.36; 39.5; Пс 63.1 (62.2).] 39.6-11 Напоминание о том, что мудрость — дар Господа (ср. 6.37; 51.17). 39.7 Под тайнами понимается знание о Боге, открытое в Писаниях и доступное лишь тем, кто их изучает. 39.8-11 Эти стихи продолжают и расширяют тему 37.23-26. 39.11б Смысл не совсем ясен; перевод условен. Слава о нём или переживет его, или во много раз увеличится.
Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!" Гибнет народ от недостатка ведения...
|
|
| |
Галилеянка | Отправлено в: Четверг, 06 Января 2011, 11:49 | Сообщение № 42 |
Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| 30 Не иди вослед своим желаниям и держи в узде свои страсти. 31 Если поддашься в угоду похотям, станешь ты для врагов посмешищем. 32 Не упивайся без меры роскошью — по рукам и ногам она тебя свяжет. 33 Не роскошествуй, в долги влезая, — останешься нищим, без гроша в кармане. 19 1 Пьяный работник не разбогатеет, небрежный в малом скоро рухнет. 2 Вино и женщины сбивают с пути разумных, и к проституткам ходок станет еще безрассудней. 3 Черви и гниль — вот их наследие, человек безрассудный будет погублен. 18.30-19.3 Умение владеть собой. 18.33 Евр. текст: «Не будь расточителем и пьяницей, иначе останешься с пустым кошельком». 19.2 Вино и женщины — традиционная тема егип. литературы мудрости. 4 У слишком доверчивого пустое сердце, себе самому вредит грешник. 5 Радующийся злу осужден будет, 6 но ненавидящий пересуды убавит порочность. 7 Не повторяй того, что ты услышал, и ничего у тебя не убавится. 8 Не рассказывай ни врагу, ни другу, и, если молчанье не грех, сохрани в тайне, 9 не то, услышав, тебе доверять перестанут и при случае неприязнь выкажут. 10 Услышал ты слух, пусть умрет с тобою, не бойся, не думай, что лопнешь! 11 Дурак от слухов жестоко мучится, как роженица, рожая ребенка. 12 Как стрела, вонзившаяся в бедро, так и слух поражает сердце глупого. 13 Друга ты расспроси, может, не делал он, если сделал, то больше не сделает. 14 Ближнего расспроси, может, не говорил он, а сказал, так второй раз не скажет. 15 Друга расспроси, ведь клеветы много, доверяй не каждому слову. 16 Бывает, кто-то сболтнул случайно. Кто языком не провинился?! 17 Ближнего расспроси, прежде чем угрожать ему, и пусть все решает Закон Всевышнего. 19.4-12 Умение владеть своим языком. 19.8 если молчанье не грех — т. е. в тех случаях, когда твое молчание может повлечь осуждение человека или какие-нибудь иные серьезные неприятности, твое же свидетельство докажет его невиновность. 19.11-12 Дурак испытывает страшные мучения, пока не перескажет другим сплетен и слухов или не поведает узнанных им секретов. 19.13-17 Против поспешного осуждения. В отрывке использован риторический прием — анафора: четыре стиха начинаются с одних и тех же слов. 19.16 Ср. Иак 3.2. 19.17 В ряде рукописей стих имеет продолжение, а также есть ст. 18 и 19: «не поддаваясь гневу. (18) Страх перед Господом — начало принятия Им, а мудрость завоевывает Его любовь. (19) Знание заповедей Господа — наставление жизни, и делающие угодное Ему срывают плод с дерева бессмертия».
Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!" Гибнет народ от недостатка ведения...
|
|
| |
Галилеянка | Отправлено в: Четверг, 06 Января 2011, 11:51 | Сообщение № 43 |
Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| 11 Дал Он смертным великое знание, дал Закон, жизнь дарующий, 12 заключил Договор с ними вечный и явил им Свои решения. 13 Их глаза увидали величие славы, уши услышали славу голоса. 14 Он сказал: "Берегитесь неправды", научил их обязанностям перед близкими. 17.11-12 Вершиной благодеяний Бога было дарование Израилю Закона Моисея, который назван великим знанием. 17.11-14 Имеется в виду Богоявление на горе Синай (см. Исх 19.16-19). 17.14б Одной из главных заповедей является любовь к ближнему (Лев 19.18; Исх 20.1-17; ср. Мф 22.35-40, а также Мф 7.12; Лк 6.31; Рим 13.8-10). 15 Всегда Ему пути их известны. Им от глаз Его не укрыться. 17 Каждому народу Он вождей назначил, но Израиль сделал Своим уделом. 19 Все дела их видит Он, словно солнце, и от глаз Его не скрыть путей их. 20 Прегрешенья их от Него не укроются, все грехи людей Ему известны. 22 Милостыня для Него — что печать драгоценная, доброта человека — что зеница ока. 23 Потом встанет Он и воздаст порочным, на головы их обрушит возмездие. 24 Но тем, кто кается, дает возвратиться и страдальцам дает терпение. 25 Так вернись к Господу и с грехом покончи, молись пред Ним и уменьшай проступки, 26 вернись к Всевышнему, отвернись от неправды и всеми силами ненавидь скверну. 27 Кто восхвалит Его в могиле? Только живые воздадут Ему благодарность. 28 Когда бытие их прекратится, умрет с ними вместе и их благодарность. Только живой и здоровый Господа хвалит. 29 Велико милосердие Господа, Он прощает тех, кто к Нему обращается! Не всё дано человеку: не бессмертно дитя человеческое. 31 Что ярче солнца? Но и оно затмевается. Плоть и кровь о зле помышляют. 32 Небесными силами Господь управляет, но человек — только прах и пепел! 17.15-24 Чего хочет Бог от человека. (17.16) В ряде рукописей есть ст. 16: "Их пути в юности устремляются к злу, они не смогли превратить свои сердца из каменных в сделанные из плоти, (17) когда Он рассеял народы по всей земле". 17.17 Каждому народу — Бог или назначил людей в качестве предводителей других народов, или ангелов, хранителей каждого народа, как в это верили в Израиле (см. Втор 32.8 LХХ; Дан 10.21). Израиль сделал Своим уделом — см. Втор 7.6; 26.17-19; 32.8-9. (17.18) В рукописях есть ст. 18: "Которого воспитывал как Своего первенца, наделяя его светом любви и никогда им не пренебрегая". (17.21) В некоторых рукописях есть ст. 21: "Господь, будучи добр и зная, из чего они сотворены, не отвергал их и не оставлял их, жалея их". 17.22 Милостыня — см. прим. к 3.30. [Милостыня, как и забота о родителях, искупает грехи (см. прим. к 3.3). Надо помнить, что греч. слово "элеэмосюнэ" и евр. "цедека" имеют гораздо больше значений, чем "подаяние", это скорее благотворительность: оказание безвозмездной помощи, кредит, поручительство, забота о вдовах и сиротах, о больных и пришельцах, погребение одиноких и т. д. Это также исполнение Закона (см. Втор 15.7-11). Ср. также Тов 12.9; Притч 10.12.] Печать драгоценная — печатка на перстне была символом царского достоинства. 17.25-32 Призыв к раскаянию. 17.25-26 Всякий грех — это уход от Господа, поэтому раскаяние — возвращение к Нему (ср. Мал 3.7). 17.26 отвернись от неправды — этого потребовал Бог на Синае (17.14). Неправда и скверна — это определение того, что есть грех. 17.27 в могиле — дословно: "в аду"; см. прим. к 14.12. [Могила — буквально: "ад", но он соответствует еврейскому "шеолу", месту пребывания всех умерших. Участь всех умерших, по мнению автора, одинакова. День смерти человеку неизвестен, но известно, что человек окажется в шеоле. Таков закон природы. Ср. Пс 49 (48).] 17.27-28 Автор не знает о воскресении и жизни после смерти (ср. Пс 6.6; 30(29). 10; 115.17 (113.25); Ис 38.18-19). 17.30 Смысл не совсем ясен. В сир. пер.: "Но не так в человеке, и мысли Божьи не подобны мыслям сынов человеческих". 17.31 Плоть и кровь — так часто называется человек. 17.32 Один из титулов Бога — Саваоф, т. е. Властелин небесных сил, светил, под которыми понимались ангелы.
Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!" Гибнет народ от недостатка ведения...
|
|
| |
Галилеянка | Отправлено в: Четверг, 06 Января 2011, 11:53 | Сообщение № 44 |
Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| 24 Так послушай, сынок, научись знанию и к моим словам будь внимателен. 25 Я дам тебе верное наставление, научу тебя правильному знанию. 26 Когда начал Господь творение, все дела Свои Он обдумал, сотворив, разделил их части, 27 выстроил Он их в вечном порядке и назначил им их владения. И не знают ни голода, ни усталости, исполняя, что им назначено, 28 не теснятся, друг друга толкая. Его слову вечно послушны. 29 А потом посмотрел Он на землю, ее щедро наполнил благами, 30 разной живностью населил лицо ее, и туда же, в землю им возвращаться. 16.24-30 Бог — Творец вселенной. Но Он не только сотворил мир, но и дал ему законы, которым подчиняется всё в мире. 16.26 творение — так в евр.; в греч. тексте: "по суду Своему, по Своему определению". Разделил их части — в Быт 1.3-19 рассказывается о разделении света и тьмы, вод и тверди и т.д. 16.27 выстроил — буквально: "упорядочил, украсил", т. е. из хаоса создал космос: это греческое слово значит "порядок" и "красота". Не знают ни голода, ни усталости — в отличие от живых существ. 16.29 наполнил благами — прежде всего, пищей для людей и животных, так что земля — объект особых забот Бога, потому что здесь обитает жизнь, хотя она и завершается смертью. Ср. Пс 104 (103). 17 1 Из земли Господь сотворил человека и снова возвратит его в землю. 2 Он людям назначил время жизни, власть им дал над всею землею; 3 Он облек их силой, что силе Его подобна, сотворил их по собственному образу. Страх вселил перед ними во всё живое, над зверями и птицами дал господство, 6 наделил их умом, языком, глазами, уши дал и сердце, чтобы думать, 7 разумом наполнил их и знанием, и добро, и зло показал им. 8 Он сердца их наблюдал неотступно, даровал им дел Своих величие. 10 И восхвалят они Его святое Имя, повествуя о величии дел Его. 11 Дал Он смертным великое знание, дал Закон, жизнь дарующий, 12 заключил Договор с ними вечный и явил им Свои решения. 13 Их глаза увидали величие славы, уши услышали славу голоса. 14 Он сказал: "Берегитесь неправды", научил их обязанностям перед близкими. 17.1-14 Бог — творец человека. Вершиной творения стал человек, хотя и его жизнь преходяща. 17.2-4 См. Быт 1.26-28. (17. 5) В ряде поздних рукописей есть ст. 5: "Они получили от Господа пять способностей, шестым же даром, которым Он наделил их, был разум, седьмым — слово, истолкователь этих способностей". Пять способностей — это пять чувств. 17. 6 Сердце на Востоке считалось органом ума, воли и благородных чувств. 17. 7 и добро, и зло — возможно, в древнем библейском смысле "всё" (ср. Быт 2.17; 3.22). 17. 8 Здесь сердце понимается как сущность человека, его совесть, его истинное я. (17. 9) В ряде рукописей есть ст. 9: "И дал им хвалиться вовеки Его чудесными деяниями". 17. 10 Его святое Имя — дословно: "Имя освящения"; здесь "Имя" означает самого Бога. Благочестивые евреи часто называют Бога "Шем", т. е. "Имя" (см. 47.10; Мф 6.9; Лк 11.2). 17. 11-12 Вершиной благодеяний Бога было дарование Израилю Закона Моисея, который назван великим знанием. 17. 11-14 Имеется в виду Богоявление на горе Синай (см. Исх 19.16-19). 17. 14б Одной из главных заповедей является любовь к ближнему (Лев 19.18; Исх 20.1-17; ср. Мф 22.35-40, а также Мф 7.12; Лк 6.31; Рим 13.8-10).
Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!" Гибнет народ от недостатка ведения...
|
|
| |
Галилеянка | Отправлено в: Четверг, 06 Января 2011, 11:54 | Сообщение № 45 |
Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| 16 1 Не желай множества детей никчемных и сыновьям безбожным не радуйся. 2 Хоть и много их, не радуйся, если нет в них страха перед Господом. 3 Не надейся прожить безбедно старость, не полагайся на их количество. Намного лучше один, чем тысячи, лучше бездетным скончаться, чем иметь детей-безбожников. 4 Один разумный заселит город, племя бесчинных превратит в пустыню. 5 Много такого глаза мои видели, еще больше слышали уши. 6 В сборище грешников огонь разгорится, непослушный народ испепелится гневом. 7 Не простил Господь древних гигантов, что восстали, на мощь надеясь. 8 Не пощадил Господь соседей Лота, Ему мерзка была их гордость. 9 Не пожалел Он народ проклятый, уничтоженный за грехи его, 10 и воинов собрание в шестьсот тысяч, упрямо бросивших Ему вызов. 11 Если есть хоть один непокорный, диво, если вдруг ускользнет от кары. Ведь и милость, и гнев у Господа — в Его власти простить и обрушить ярость. 12 Сколь велико Его милосердие, столь велико и Его осуждение. Судит Он человека по делам его. 13 Не убежит от Него грешник с добычей, и набожного терпение не окажется тщетным. 14 Милость Его изольется щедро, по делам своим каждый получит. 16.1-14 Возмездие грешникам. 16.1-3 В многочисленном потомстве всегда видели Божью награду (ср. Втор 28.4). Но для Сираха важно не количество детей, а то, каковы они. 16.3 В стихе много разночтений, вероятно, потому, что эта мысль звучала еще непривычно. 16.7-10 Перечислены четыре примера того, как Господь наказывал грешников: это гиганты и потоп; содомиты, ханаанеи и погибшие во время Исхода израильтяне. 16.7 Гиганты — дети, родившиеся от союза падших ангелов и земных женщин (см. Быт 6.4). Бог послал потоп, уничтоживший их и остальных грешников. 16.8 Содом, город, в котором жил праведный Лот, был уничтожен огнем и серой (см. Быт 19.23-29). 16.9 Народ проклятый — вероятно, ханаанеи; они были уничтожены израильтянами (см. Втор 7.1-6). 16.10 Шестьсот тысяч воинов — в начале исхода из Египта мужчин, способных сражаться, насчитывалось около шестисот тысяч; почти все они, восстав против Моисея из-за тягот путешествия в пустыне, умерли, не вступив в обещанную землю (см. Исх 12.37; Числ 14.22-23). (16.15-16) В ряде рукописей есть ст. 15-16: "Господь ожесточил фараона, чтобы тот не признал Его и чтобы дела Его стали известны под небесами. (16) Всему творению Он явил Свою милость и свет и тьму назначил всему человечеству". 17 Не говори: "Я спрячусь от Господа. Кто с небес обо мне вспомнит? Посреди народа меня не заметят. Кто я такой в бесконечной вселенной?" 18 Небо, небо небес, земля и бездна — всё трясется, когда Он посещает. 19 Также и горы, и земли основанья от страха дрожат, когда Он взирает. 20 Есть ли сердце, что охватит это? И пути Его кто постигнет? 21 Как ветра порыв человек не видит, так и большая часть Его дел — тайна. 22 "Кто возвестит о делах правосудия? Кто дождется? Нескоро их исполнение!" — 23 такие мысли — у скудного разумом, глупые мысли — у неразумного и заблудшего. 16.17-23 Глупость грешников. Глупый человек считает, что Бог не заметит его по причине его малости (ср. Ис 40.27-28). 16.20-22 Евр. текст продолжает тему ст. 17: "Бог не заметит меня и не станет следить за моими путями. Если греха никто не видит, если того, что я делаю втайне, никто не узнает; если я совершаю праведные дела, никто объявит об этом. Так какой может быть надежда? Далеко воздаяние Божье и будет ли оно?" 16.21 Как ветра порыв... — в древности движение ветра считалось одной из самых больших тайн; одно и то же евр. слово означало "ветер" и "дух" (ср. Ин 3.8). Тайна — т. е. недоступно для человеческого постижения.
Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!" Гибнет народ от недостатка ведения...
|
|
| |
Галилеянка | Отправлено в: Четверг, 06 Января 2011, 11:55 | Сообщение № 46 |
Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| 20 Счастлив тот, кто мудрость исследует, кто о ней размышляет всем разумом, 21 кто раздумывает о путях ее и тайны ее постигает! 22 Так следуй за ней, словно охотник, на путях ее ставь засады. 23 Кто в окна ее заглядывает, у дверей ее кто прислушивается, 24 кто у дома ее поселяется, кто вбивает гвоздь в ее стены, 25 кто шатер ставит рядом с нею, кто находит здесь доброе место, — 26 тот положит детей под навес ее, под ветвями ее устроится, 27 от зноя под ней укроется, тот будет жить в ее славе. 15 1 Боящийся Господа так поступит, твердый в Законе овладеет мудростью. 2 И встретит она его, подобно матери, примет его, как девственная невеста, 3 напитает его хлебом разума, водой мудрости его напоит. 4 О нее обопрется он и выстоит, ей доверится и стыда не узнает. 5 Возвысит мудрость его над ближними, слова найдет для него в собрании, 6 увенчает его радостью и ликованием, он получит себе имя вечное. 7 Не овладеют мудростью неразумные, люди грешные ее не увидят. 8 Далека она от надменности, и лжецы о ней не вспомнят. 9 Нет прекрасной хвалы в устах грешника, ведь она им не послана Господом, 10 Хвала — выражение мудрости, сам Господь ее направляет. 14.20-15.10 Поиски мудрости. Этот текст очень близок к Притч 8.32-9.6. 14.23 Автор не боится даже некоторой фамильярности. Ср. Притч 8.34. 14.24-25 Образ кочевника, ставящего шатер. 14.24 вбивает гвоздь — т. е. колышек, чтобы поставить палатку. 14.26-27 В греч. тексте образ человека, находящего защиту от зноя для себя и своей семьи в тени развесистого дерева. Ср. Пс 91 (90); Лк 13.19. В евр. тексте — образ птицы, свившей себе гнездо. 14.26а Евр. текст: "тот устроит гнездо в ее листве". 14.27 Ср. Ис 4.6. В ее славе — под славой понималось таинственное Божественное присутствие, в раввинистической литературе получившее название "шехин`а" (ср. облако в пустыне во время исхода; Исх 16.10; Иез 1.4-18). 15.1-6 Эти стихи завершают мысль, изложенную в 14.20-27. 15.1 твердый в Законе — так назывались учителя Закона, книжники, роль которых в это время начинает всё больше возрастать. 15.2-6 Мудрость персонифицирована. Ср. Притч 7.1-5; 9.1-6; Прем 8.2. 15.3 Хлеб и вода — привычные метафоры для знания и мудрости; в раввинистической литературе так называлась Тора. 15.6 имя вечное — т. е. славу в грядущих поколениях. 15.9 Хвала Господу рождается из мудрости. Мудрость и благочестие тождественны так же, как тождественны противоположные им неразумие и нечестие. Возможно, здесь завуалированная критика в адрес тех евреев, которые увлекаются языческой мудростью и легкомысленно относятся к Закону. 11 Не говори: "Из-за Господа стал я отступником". Что Ему ненавистно, того Он не делает. 12 Не говори: "Он с пути меня сбил". Грешный человек Ему не нужен. 13 Всякую мерзость Господь ненавидит. Нельзя любить ее и боящимся Господа. 14 Когда в начале Он творил человека, предоставил ему свободу выбора: 15 если хочешь, соблюдай заповеди, веры держись, если так настроен. 16 Он тебе предложил огонь и воду, протяни руку и сделай выбор. 17 Жизнь и смерть людям предложена, что предпочтут, то и будет дано им. 18 Велика мудрость Господа! Он силен могуществом и все видит. 19 Глаза Господа — на боящихся Его, Он знает все дела человека. 20 Никому не велел Он быть безбожным, никому грешить не дал позволенья. 15.11-20 Человеческая свобода. Сирах отрицает предопределение, человек свободен, и выбор зависит от его воли, поэтому человек должен отвечать за свои грехи — Бог за них не в ответе. 15.11-12 Ср. 15.20; Иак 1.13-14; Пс 5.5. 15.13б Евр. текст: "Он не даст их тем, кто боится Его". 15.16-17 Огонь и вода — противоположный тип поведения, здесь под ними понимается повиновение и отказ подчиниться воле Бога. Ср. Втор 30.19-20. 15.17 Повиновение означает жизнь, а неповиновение — смерть. Ср. Втор 30.15. 15.18-20 Но Бог не равнодушный зритель: Его глаза на боящихся Его, т. е. Он помогает благочестивым. 15.20 Бог не сотворил греха.
Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!" Гибнет народ от недостатка ведения...
|
|
| |
| |