Торжественная песнь «Маоз Цур»
(«Твердыня, оплот спасения моего») По традиции каждый вечер после зажигания ханукальных свечей мы поем песнь «Твердыня, оплот спасения моего» («Маоз Цур»). Слова песни принадлежат неизвестному еврейскому поэту, жившему в XIII веке в Германии. Впрочем, если взять первые буквы всех строф песни (на иврите), то мы получим имя автора – Мордехай.
В песне рассказывается о различным эпизодах еврейской истории, когда евреи обретали чудесное избавление от своих врагов и угнетателей. Так, во второй строфе описывается Исход из Египта, в третьей – возвращение из Вавилонского пленения, в четвертой – чудесное избавление евреев во времена Мордехая и Эстер, послужившее основой праздника Пурим, в пятой – говорится о победе Маккавеев над греками.
Греки собрались против меня в те дни Хасмонеев, и проломили они стены Храма, и осквернили весь запас масла. Но из оставшегося в последнем кувшине чудо было сотворено для Израиля, и Сыны Мудрости установили восемь дней для пения и ликования.
I.Твердыня, Оплот спасения моего,
Тебя подобает славить.
Устрой скорее Дом молитвы моей,
и там принесем благодарственную жертву.
Когда наступит окончательная гибель
врага-осквернителя,
Мы завершим песней благодарения
строительство Храма.
II. Насытилась несчастьями душа моя.
В печали иссякали силы мои.
Жизнь моя стала невыносимо горькой
из-за порабощения царством поклоняющихся быку.
Но рукой Твоей мощной
вывел Ты избранный народ,
А войско Фараона и все потомство его
камнем пали в пучину.
III. В Храм свой ввел Ты меня,
но и тогда не наступил покой.
Притеснитель пришел и изгнал меня — за мое идолопоклонство,
И за возлияния идолам, ставшими мне ядом,
почти полностью был я уничтожен
Но наступил конец плену Вавилонскому.
Зерубавел вывел меня, — через семьдесят лет.
IV. "Срубите кипарис повыше", — потребовал сын Гамдаты из рода Агага.
Но стало это ему западней,
и спесь с него слетела.
Возвысил Ты человека из рода Биньямина,
а врага его — стер.
Большинство же сыновей врага и принадлежащих ему
— на дереве повесил.
V. Греки (эллины) собрались против меня.
Тогда, в дни Хашмонеев
Они проникли и сквозь стены Храма
и осквернили все масло.
Но с одним оставшимся кувшином
совершилось для евреев чудо.
И тогда мудрецы постановили ежегодно
праздновать Хануку восемь дней.
VI. Обнажи мощь руки Твоей, —
приблизь день окончательного избавления.
Отомсти за кровь служивших Тебе,
пролитую людьми зла.
Уж очень долго ждем мы,
и нет конца мучительным дням.
Брось Адмона в небытие,
и дай нам руководителя, избранногоТобой.
Комментарии к гимну "Маоз Цур"
I. Введение к основному тексту. Сформулировано принципиальное противостояние евреев и тех, кто оскверняет Имя Всевышнего. Конец нынешнего этапа истории человечества придет, когда, с одной стороны, будет уничтожен корень зла — неприятие народами того простого факта, что Всевышний руководит миром и одновременно, с другой стороны, — будет построен третий Храм и все законы Торы вступят в силу на Земле Израиля.
II. Тяжелый гнет египетского рабства. В него попали евреи 3500 лет тому назад. Вокруг царило идолопоклонство, животная сила быка стала предметом поклонения. Однако в момент, когда, казалось бы, у евреев уже не было больше сил, Всевышний сокрушил империю Египта и вывел их — под руководством Моше (Моисея) — на свободу и дал им Тору. Это произошло 3300 лет тому назад.
III. После этого евреи вошли в предназначенную им Творцом землю — Эрец Исраэль. Преодолевая многочисленные внешние проблемы, приходившие одна за другой вследствие нецельности поведения еврейского народа, его далеко не полного (мягко сказано)соответствия высокой миссии, переданной ему через Тору самим Всевышним, евреи должны были освоить страну, построить Иерусалим и в нем — священный Храм. Но "кредит", отпущенный им Всевышним на обустройство, оказался исчерпанным. Идолопоклонство, поклонение чужим богам, идеям, "измам" достигло невыносимого уровня. Тогда армия вавилонского царя Невухаднецара захватила страну, разрушила Иерусалим и сожгла Храм, как и предупреждали, точно предсказывая такую цепь событий пророки. Только через 70 лет, когда во главе народа стоял Зерубавель, закончился Вавилонский плен и евреи вновь отстроили Иерусалим и Храм.
IV. За несколько лет до этого, когда Вавилон уже стал частью огромной Персидской империи, главный министр при дворе царя Ахашвероша — Аман из рода Агага — пришел к выводу, к которому, кстати, потом неоднократно приходили многие другие: или мы, поклонники "измов", — или они — евреи, то есть к необходимости "окончательного решения еврейского вопроса". Всех евреев следовало убить, а одного из руководителей — Мордехая из рода Биньямина — повесить на виселице. Всемогущий, казалось бы, царь Персии дал свое согласие. Как евреям спастись? Но... рука Всевышнего вновь проявила себя через цепь невероятных как будто "случайностей", "совпадений", и в итоге Аман был повешен на дереве, которое он подготовил для Мордехая, а с ним погибли и его предвкушавшие "окончательное решение" сыновья и союзники.
V. Изложена суть истории Хануки. Здесь уместно напомнить, что Матитьягу был из рода когенов (священников) по имени Хашмонаи. В ивритском оригинале евреи названы — "подобные цветку лилии". Так Всевышний назвал нас в книге "Шир Аширим" — "Песнь песней", одной из книг Танаха.
VI. Чтобы понять последние слова, надо помнить, что вся еврейская история динамическое противостояние Яакова его близнецу Эсаву (оба они родились у Ицхака, сына первого еврея Авраама, и Ривки). Эсава из-за цвета волос звали еще Эдом, Адмон — "красный". Безбожная суть Эсава — Адмона — прошла стержнем через характер и поведение многих народов, с которыми мы сталкивались за нашу многотысячелетнюю историю. В конце нынешнего этапа истории человечества - завтра, через 10 лет, или через 100 лет — эта безбожная суть будет стерта с лица земли и человечество признает Всевышнего как Высшего Господина мира. Чтобы все законы Торы были исполнены в своей полноте, во главе еврейского народа должен стать человек из рода царя Давида, достойный быть нашим руководителем на этом удивительном, завершающем этапе нашей истории. В тексте он назван — " возглавляющий семерых". В нем как бы концентрируется духовная суть семерых создателей нашего народа и его основных руководителей: Авраама, Ицхака, Яакова, Йосефа, Моше, Аарона и Давида.
Один из вариантов мелодии здесь