Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| "Тора - учение, которое лежит в основе мировой цивилизации. Многие выражения из тех, что вошли в обиход, имеют не только метафорический смысл, но и самый прямой, восходящий к текстам Торы. Одним из самых распространенных стал козел отпущения" (Рав Элиягу Эссас). Сегодня ритуал козлоотпущения, названный нашими учителями самым драматическим моментом Йом-Кипура, воспринимается многими как старая, лишенная всякой логики сказка, в которой люди перекладывают на козла отпущения все свои прегрешения, сбрасывают его со скалы и считают, что избавились от грехов. Какой прекрасный комфортный способ борьбы с пороками. И козел не возражает, потому что он козел, и людям удобно - с грехами до следующего Йом-Кипура покончено, а на следующий год - новых козлов приобретем. Чего-чего, а козлов всегда хватает. Но почему же рав Моше Вейсман cо сcылкой на Мидраш рассказывает: "В чем значение этой уникальной и странной службы, связанной с козлом "для Азазеля", сбрасываемым со скалы в пустыне? Язычники высмеивают этот загадочный закон Торы, и наши скептики подвергают его разумность сомнению. Но Ашем сказал: «Это закон, заповеданный Мною; не вам оспаривать его!»" ? Этот ритуал, на мой взгляд, обнажает всегда актуальную и весьма важную проблему: полностью ли идея единобожия, то есть вера в Единого Естинного Творца, являющаяся основой иудаизма, христианства и ислама искоренила идолопоклонство? Наверное, не полностью. Внешние проявления идолопоклонства, такие как поклонение солнце, ветру, огню, разнообразным истуканам и т.п. исключить относительно несложно. Существенную роль здесь играет рационально-разумный подход и научно-технический прогресс. Но с самыми коварными - внутренними идолами - ситуация иная. Их одолеть куда сложнее, поэтому они не побеждены, не изжиты. Полагаю, эта проблема является одним из глубоко сокрытых аспектов ритуала. Кому приносится жертва?
"И возложит Аарон на обоих козлов жребии: один жребий – "Господу", и один жребий – "Азазелю"" ("Ваикра", 16:8). Израильский раввин Эли Бар-Яалом подчеркивает: "Слово "Азазель" встречается во всем ТАНАХе только в этой главе - зато целых четыре раза, что напрочь исключает возможность описки". Среди комментаторов Торы нет однозначного мнения по поводу значения этого слова. Кроме названия скалы, ряд комментаторов считают, что Азазель подразумевает какую-то силу, ведь в Торе сказано, что козел отпущения это тот, "на которого выпал жребий для Азазеля" ("Ваикра", 16:9), а само слово состоит из слов "азаз" ("сильный") и "эль" ("мощный"). Всё это похоже на идолопоклонство, однозначно запрещенное в иудаизме, как и жестокие способы умерщвления животных. В Торе не единожды повторяется запрет обращаться к каким-либо божествам, идолам, силам, поклоняться им. Кроме того, Раши подчеркивал, что заповедь о козле отпущения всегда служила поводом для обвинения евреев в признании темных сил и принесении им даров. Почему же в такой важный, определяющий будущее, эмоционально-насыщенный день Всевышний велит совершить столь жестокое, однозначно противоречащее и духовно-нравственной направленности Торы, и еврейским законам действие, к тому же очень похожее на идолопоклонство? Кому приносилась жертва? Какую "темную силу" подразумевает этот непонятный ритуал?
Хищники
В еврейской религии существует понятие "йецер ха-ра", означающее злое начало в человеке, психологический механизм, побуждающий человека следовать призывам своей плоти и совершать негативные поступки. "Причем эта врожденная склонность к дурным, запрещенным вещам, то есть по сути, к греху, является неотъемлемой частью человеческой натуры, точнее - его животного начала", - подчеркивал Менахм Мендл Шнеерсон.
Человек — это сочетание Б-жественного и животного начал. Еврейские мудрецы объясняли, что в человеке природа ангела соединена с природой зверя. Типично "человеческий" зверь - это не сдерживаемое, не укрощаемое изнутри злое человеческое начало. Оно стремится жить в соответствии со своими звериными наклонностями и потому всегда готово избрать жертву, напасть, растерзать, уничтожить и т.п. В Мидраше "Берешит раба" сказано: "Если человек достоин того, он властвует над зверем и скотом; если же не достоин, опускается ниже их, и зверь правит им". Иногда для лучшего понимания библейских строк или сказанного еврейскими мудрецами имеет смысл пересказать их, максимально приближая сюжетную часть к современным реалиям, используя современную терминологию. Попытаюсь подобным образом пересказать ритуал козлоотпущения. Выбирается козел. Не могучий бык, не дойная корова, не овен, который дает мясо и шерсть, а козел, от которого меньше всего проку. Аргументация проста. Из всего надо извлекать максимальную пользу. Максимальную пользу от козла можно извлечь, сделав его козлом отпущения и переложив на него все людские прегрешения. Неважно, что он своим козлиным умом до большинства прегрешений и додуматься никогда бы не смог, и осуществить своими козлиными возможностями даже тысячной доли навешиваемого на него не сумел бы. Главное, что ему присудили быть козлом отпущения. Более того, чтобы в козлиные мозги не закралась мысль блеять лишнее или разглашать имена тех, чья репутация не может быть запятнана, его уводят в пустыню и там сбрасывают со скалы. И не просто со скалы. Как подчеркивается в классических комментариях к Торе, козла сбрасывали со скалы в пустынной удаленной местности, чтобы его останки невозможно было найти. В общем, концы в воду. Всё в порядке, с грехами окончательно и бесповоротно покончено. Убиенные не воскресают, не возвращаются. Все, ставшие благодаря козлу "безгрешными", очень постараются не допустить этого. Бывает, правда, что некоторым слабакам козел может напоминать о себе муками совести, являться в страшных снах, но... совесть - понятие неконкретное, да и сны - не реальность. Чего на них обращать внимание? Не подобает подобное сильной личности... Возникает закономерный вопрос. Ну, переложили на безответного туповатого козла все прегрешения, обвинили во всевозможных пороках, но для чего столь жестоко убивать? Неужели недостаточно заставить помалкивать, изолировать, припугнуть и т.п.? Полагаю, нет. Остановиться трудно. Почему?
Кто кого сильней ненавидит: жертва палача или палач жертву? По элементарной логике, вроде бы жертва палача. Но в жизни наоборот. "Мы любим людей за то добро, что им сделали, и ненавидим за зло, которое им причинили", - утверждал Лев Толстой. Чем сильнее причиненное зло, тем сильнее ненависть, тем больше жертв. Ведь найти подлежащих расправе всегда несложно. Как в известной басне про ягненка и волка: "Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать". Но если волк может насытиться конкретным ягненком, то насытить злое человеческое начало, вкусившее живой кровушки, практически невозможно. Оно ненасытно. Психологи объясняют, что агрессия, если её выплескивать, не уменьшается, а увеличивается. Вот и начинается страшная череда жертвоприношений ненасытному внутреннему Молоху - библейскому Азазелю.
Жертвоприношение
Какой смысл вкладывает иудаизм в жертвоприношения? Рав Пинхас Полонский объясняет: "Слово "корбан" - "жертвоприношение", - происходит от корня "карав" - "приближаться", что указывает на суть жертв как способа приближения человека к Б-гу".
Если жертвоприношение означает приближение к тому, кому оно приносится, то получается, что козел, предназначенный Азазелю, символизирует приближение к собственному внутреннему зверю. Можно настолько приблизиться, что ничего человеческого не останется... Так может ритуал козлоотпущения, вобравший в себя главные человеческие пороки: эгоизм, трусость, подлость, низость, предательство, звериную жестокость - в общем, всё то, что является основной причиной перекладывания собственных прегрешений на невиновных, безответных и расправы над ними, - должен наглядно продемонстрировать, что служение злому человеческому началу мало чем отличается от служения кровожадному Молоху, верховному божеству, которому приносились человеческие жертвы, особенно дети, то есть самые слабые и беззащитные. Получается, самое порочное проявление идолопоклонства - жертвоприношения внутреннему человеческому зверю - доселе не изжито? Не об этом ли ежегодно напоминает Йом-Кипур, день раскаяния и прощения? Что означают раскаяние и прощение? То, что человек не будет впредь заблуждаться, ошибаться, совершать негативные поступки, никогда никого не обидит, станет идеально-безгрешным и т.п.? Конечно же, нет. Подобное непосильно, нереально. Что же тогда?
Выбор
В Йом-Кипур к Храму приводили двух совершенно одинаковых козлов. Один, приносимый в Жертву Всевышнекму, символизировал добро. Козел, отсылаемый Азазелю, означал зло. Рамбам, сказал, что "раскаяние - это результат выбора между добром и злом. В еврейской религии раскаяние называется "тшува" - дословно "возвращение". Возвращение к Б-гу путем раскаяния. Поэтому в основе подлинного раскаяния выбор пути: в какую сторону податься? К Б-гу или к Азазелю? Почему именно пути? "Один из самых святых принципов еврейской веры - принцип свободы выбора, а выбор возможен только тогда, когда обозначены две дороги, никак не меньше. Две тропы - та, которую мы выбираем и та, от которой отказываемся - символически (в образной системе, естественной для наших предков-скотоводов) представлена двумя козлами, и называются они "Козёл к Единому" и "Козёл к Азазелю", - говорит Эли Бар-Яалом. Это очень непростой выбор. Неспроста еврейские мудрецы называли Йом-Кипур днем, который "отдан величайшей духовной работе"? Арье Барац сформулировал суть этой работы следующим образом: "В каждом человеке живет зверь, человек же представляет себя самого в той мере, в какой он этого зверя укротил и преобразил. Не нужно думать, что невозможно укротить зверя в себе. Этот зверь жив преимущественно нашим сознанием такой невозможности. С помощью Всевышнего победа над зверем в себе возможна и в сущности даже гарантирована". "Вы хозяева над зверями внутри себя, хозяева, а не рабы", - утверждал Менахем Мендл Шнеерсон, но... "Иной раз легче посмотреть в глаза смерти, чем человеку", - заметил Станислав Ежи Лец. Глаза, как говорится, зеркало души. Тысячелетиями лучшие умы бьются над вопросом: почему гомо сапиенс способен сделать то, чего хищный зверь никогда не сделает. И человек, разумное духовное существо, зачастую вынужден панически бояться собратьев по разуму. Этот вечный страх не зависит ни от эпох, ни от уровня цивилизации, что подтверждает следующая притча. "Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину: - В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло - зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь... Другой волк представляет добро - мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность... Маленький индеец задумался, а потом спросил: - А какой волк побеждает? Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: - Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь..."
Е.Деревянченко
Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!" Гибнет народ от недостатка ведения...
|