Louiza | Отправлено в: Воскресенье, 29 Июля 2012, 06:42 | Сообщение № 1 |
Участник
Сообщений: 1318
C нами с 22 Июня 2009
Откуда: Украина
Статус: Отсутствует
| Нужно ли отмечать свой День рождения ? (есть ли этому основание в Торе ?) Любавичский Ребе Менахем-Мендл Шнеерсон в корне изменил отношение ко дню рождения именно на основании Торы, следуя принципам хасидизма. Он объяснил, какое значение имеет этот день для каждого человека, и дал указания, как отмечать его, чтобы это максимально соответствовало Торе и аутентичным еврейским обычаям.
Но прежде всего Ребе разоблачил весьма распространившиеся заблуждения. Так, он обратил внимание на то, что сообщение о дне рождения фараона — не единственное упоминание в Торе подобной даты. Написано также о дне рождения Моше-рабейну — что для нас, евреев, куда важнее: когда Моше родился, его мать сразу увидела, что «он — хорош» (Шмот, 2:2). Раши, на основе Талмуда (Сота, 12а), комментирует это так: «Весь дом наполнился светом». Ребе объяснил: «дом» — это весь мир, который является обителью Всевышнего, и он «наполнился светом», ибо, как говорит Талмуд (Сангедрин, 113б; Тосефта, Сота, 10:1), когда «праведник приходит в мир — в мир приходит благо».
Устная Тора вовсе не игнорирует день рождения. В Талмуде (Моэд катан, 28а) рассказывается, что, когда один из величайших еврейских мудрецов Двуречья, рав Йосеф, достиг шестидесяти лет, он устроил «праздник для наших учителей» — то есть своих товарищей-ученых и учеников. Следовательно, нельзя сказать, будто празднование дня рождения противоречит Торе. Поскольку она вся — «ораа», то есть «указание», то и этот рассказ — тоже указание, относящееся к любому дню рождения. Талмуд подразумевает, что день рождения человека означает его подъем как в сфере материального мира, так и в плане духовном.
И тут мы подходим к внутренней сути дня рождения, на которую намекает каббала и которую Ребе объяснил на основе учения хасидизма.
Иерусалимский Талмуд (Рош а-Шана, 3:8) формулирует ее всего в двух словах: «Мазало говер» («Его “мазаль” набирает силу»).
«Мазаль» здесь — источник души человека; уровень души, который выше всех ее сил — выше мысли, речи и действия. Если еврей выявляет, пробуждает и укрепляет свою связь с Творцом, он не подвержен никаким влияниям внутри сотворенного мира, вроде влияния звезд и планет. Разве что он подчинится им по собственной воле… А что значит «набирает силу»? То, что в день рождения к человеку идет дополнительная подпитка сил Свыше.
В разговорном языке слово «мазаль» употребляют в значении «счастье», «удача», а иногда — «судьба». В таком смысле можно понять и приведенное выше изречение из Иерусалимского Талмуда: в день рождения судьба человека меняется к лучшему — она обещает ему больше счастья, больше удачи…
В учении хасидизма понятие «мазаль» связывается с однокоренным словом «нозель» («течет, струится»), и на основе этого сопоставления проясняется смысл понятия «мазаль». К человеку спускается — «струится» — жизненная энергия, как бы пропитывающая все существование вплоть до самого низкого уровня материального. День рождения можно сравнить с днем Рош а-Шана. Как известно, в еврейской традиции этот день (годовщина сотворения первого человека, Адама) — День суда, когда Творец обновляет мир и определяет судьбу каждого из Своих созданий на следующий год. Также и у каждого человека есть его личный Рош а-Шана — день рождения, когда душа обновляется и получает новые силы. И от него самого зависит, чтобы это обновление стало фактором духовного роста.
В Рош а-Шана евреи занимаются самоанализом, стараются исправить свой характер, свое поведение и принимают обязательства на будущее. В целом все это обозначается словом «тшува»: «возвращение» — к Б-гу, к Торе, к добру... «Тшува» обладает поразительной силой и способна защитить человека от бед.
День рождения — день, который также может изменить судьбу человека. Однако необходимо «пробуждать» свой мазаль, чтобы он «набирал» и сообщал большую силу. Как известно от Бааль-Шем-Това, особое воздействие на мазаль оказывает чтение глав книги Теилим. На этом основан обычай читать всю книгу Теилим в день рождения и изучать псалом, соответствующий текущему году жизни данного человека. Скажем, тот, которому двадцать пять лет, сейчас находится на двадцать шестом году своей жизни; поэтому его «личный» псалом — 26. А в день своего рождения он начнет читать следующий: 27.
В Писании мы находим также намек на то, что в день рождения у человека возникает особая связь со Всевышним.
В Теилим сказано: «Ты — сын Мой, Я сегодня тебя произвел на свет», и сразу же после этого: «Проси у Меня» (2:7-8). Значит, в день, когда Всевышний дал тебе жизнь, проси — и Он удовлетворит твою просьбу!
Говоря кратко, самый общий смысл дня рождения — обновление души, и это поистине радостный день. Его воздействие распространяется на весь год точно так же, как воздействие Рош а-Шана.
Я могу только предоставить Вам информацию. Убеждения Ваши Вы должны формировать сами.
|
|
| |