"Потому что Я Г-сподь, Б-г ваш, освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят" (Левит 11:44)
"Ибо все народы пойдут – каждый во имя божества своего, а мы пойдем во имя Г-спода Б-га нашего во веки веков." (Миха 4:5)
Шалом! Данный форум устроен по типу бейт-мидраш. Эта модель призвана помочь тем, кто желает изучать Тору и еврейскую мудрость, а учеников отличает стремление пополнить свои знания и найти им достойное применение. Люди данной категории не озабочены собственной репутацией или мнением большинства; их цель – сблизиться со Всевышним путем исполнения Его заповедей. Посещение «Бейт-Мидраш» не должно рассматриваться как место, где один человек обнажает духовную несостоятельность другого и претендует на исключительность собственного мнения. Суть общения и обучения – укрепление в праведности, исправление своего характера и, тем самым, участие в исправлении всего Мира (тикун олям). У нас приветствуются ноахиты (бней-Ноах); геры (прозелиты), принявшие официальный или неофициальный гиюр, или находящиеся на пути к этому; выходцы из христианства или иных религий и культов; караимы; иудействующие, а также все Б-гобоязненные, неравнодушные к Б-гу Авраама, Исаака и Иакова, к Торе и Иудейскому образу жизни. Добро пожаловать!
Отправлено в: Четверг, 23 Апреля 2009, 21:48 | Сообщение № 1
Фесвитянин-самбатианец
Сообщений: 1902
C нами с 20 Марта 2008
Откуда: Российская Федерация
Статус: Отсутствует
Субботники — распространенное неофициальное название последователей христианских или околохристианских вероучений, соблюдающих субботу (подобно иудеям). Собственно иудеев так не называют.
«Жидовствующие» в России
Возникновение ереси в Великом Новгороде во второй половине XV века обычно связывают с неким проповедником по имени Схария. Сведения о учении Схарии и его последователей весьма отрывочны и их источником является исключительно обличительная литература их церковных оппонентов. Некоторые современные учёные (Р. Скрынников, например) предполагают, что Схария был выдуман противниками жидовствующих (Иосифом Волоцким) для дискредитации секты.
«Жидовствующие», отрицали монашество и церковную иерархию, отвергали поклонение иконам, мощам и кресту. Строгие монотеисты, они не признавали божества Иисуса Христа, полагая его сыном человеческим, и пророком, подобным Моисею. По некоторым свидетельствам, не верили они и в загробную жизнь. Кроме того, жидовствующие не принимали исчисленную дату конца света, которого многие тогда ожидали в 7000 году «от сотворения мира» (1492 от «Рождества Христова»). В счислении лет «от сотворения мира» они опирались на еврейский календарь, а не на принятый на Руси счёт, воспринятый от византийских хронографов.
Проповедник, известный как «Схария Жидовин», предположительно прибыл в Новгород из Киева в свите литовского князя Михаила Олельковича в 1471 и «совратил в жидовство» новгородских священников Алексея и Дениса, Фёдора Курицина, Ивана Чёрного, которые, по-видимому, стали главными распространителями ереси в Новгороде, а затем и в Москве. В политическом отношении новгородские еретики ориентировались на Москву, стремившуюся тогда присоединить Новгород; подобно нестяжателям они требовали от монастырей оказаться от владения земельными угодьями и крепостными, что также не могло не находить сочувствие у московского князя Ивана III. Вопрос о церковном землевладении приобрёл такую остроту во многом из-за того, что землевладельцы, ожидая скорую кончину мира, передавали монастырям свои владения на «помин души».
После аннексии Новгорода Москвой в 1478 великий князь изъял в свою пользу более половины земельных владений новгородских монастырей. Одновременно Иван III приблизил к себе священников Алексея и Дениса, которые в 1480 году получили места протопопов в Успенском и Архангельском соборах Москвы. Их проповедь привлекла к ереси многих москвичей, в том числе невестку великого князя Елену, приближенных великого князя, в числе которых был дипломат и писатель дьяк Фёдор Курицын. В 1487 новгородский архиепископ Геннадий доносил великому князю и митрополиту об открытой им ереси, но никаких последствий донесение тогда не имело.
Несмотря на противодействие митрополита Московского Геронтия, Геннадию, однако, удалось заручиться поддержкой влиятельных епископов, и в 1488 созвать собор, на котором нераскаявшиеся новгородские еретики были осуждены. В дальнейшем противники жидовствующих и нестяжателей встретили серьёзные трудности: митрополитом стал слабовольный Зосима, полностью следовавший политике великого князя и, по некоторым сведениям, сам придерживавшийся еретических взглядов. На сторону противников нестяжателей перешел религиозный деятель и писатель Иосиф Волоцкий, написавший обличительную книгу «Просветитель». Именно он способствовал распространению названия «жидовствующие», связавшего христианских инакомыслящих с «врагами божиими» евреями. Во многом благодаря его стараниям власти вынуждены были назначить сыск, и новый собор в 1490 отлучил нестяжателей и жидовствующих от церкви и предал проклятию. Противники ереси, однако, были разочарованы слишком мягкими приговорами — никто даже не был казнен, а ведь требовали отступников «жечи и вешати».
После собора политическое влияние нестяжателей и «жидовствующих» не пошатнулось: Зосима по-прежнему оставался митрополитом, к тому же, так и не состоявшийся в 1492 конец света дал сильнейший аргумент в свою пользу. Только в 1495 удалось сместить Зосиму, а в 1499, посредством сложных дворцовых интриг, вызывать гнев великого князя на главных сторонников ереси при дворе. Одновременно Иосиф Волоцкий и его сторонники вели борьбу против нестяжателей, которых возглавлял Нил Сорский. Хотя позиция нестяжателей в вопросе о церковном имуществе импонировала великому князю, в его глазах они запятнали себя поддержкой опальных бояр. Этим обстоятельством блестяще воспользовался Иосиф Волоцкий.
Когда на соборе 1503 года великий князь поднял вопрос о церковных имуществах, Иосиф Волоцкий призвал его на старости лет свершить душеспасительное дело — розыск и наказание еретиков. Иван III поддался нажиму.
В 1504 году под председательством митрополита Симона был созван собор, специально посвященный искоренению ереси. Собор носил политический характер и был направлен против царицы. Видные приверженцы ереси были преданы анафеме и сожжены, вскоре после чего ересь прекратилась.
Движение субботников в России в конце XVIII и начале XIX века
История
В конце XVIII в России зародилось религиозное движение «субботников», отличительным характером которого было соблюдении субботы. Начало распространения этого движения в России относится к царствованию Екатерины II-й. До конца 1820-х гг. С. сосредоточивались преимущественно в губерниях Воронежской (в уездах Павловском и Бобровском в 1818 г. их было 503 чел., а в 1823 г. — 3771), Орловской, Московской, Тульской, Саратовской. После правительственных мероприятий 1806, 1825 (когда был издан синодский указ «о мерах к отвращению распространения жидовской секты под названием субботников» — П. С. 3. т. XL, № 30436а) и 1826 гг. Субботники, открыто признававшие свою принадлежность к этому религиозному движению, были переселены в северное предгорье Кавказа, Закавказье и губернии Иркутскую, Тобольскую, Енисейскую.
На прежних местах жительства осталось, однако, немало «скрытых» субботников. Точно определить число субботников в Европейской России и Сибири невозможно; больше их на окраинах, но ни в одном пункте не насчитывалось их в те годы более 2500. Не установлено вполне и исповедуемое ими учение, тем более, что оно разнится в различных губерниях.
Учение, обычаи
Первые официальные данные об их учении (в синодском указе 1825 г. и в сообщении архимандрита Григория) весьма неопределенны. По словам указа, «существо секты не представляет полного тождества с еврейской верой», хотя она и признает обрезание, "устанавливает празднование субботы, допускает произвольные браки. По сообщению архимандрита Григория, московские субботники не производят обрезания, но вообще держатся чисто еврейских догматов. По позднейшим исследованиям, в одних местах субботники соблюдали обряды по закону Моисееву, но не признавали Талмуда и молитвы читали на русском и церковно-славянском языках; в других (напр. в Пятигорске и Иркутской губ.) носили русскую одежду и вообще придерживались русских обычаев. Одни субботники вовсе не признавали Иисуса как Христа и ждали пришествия Мессии, Мошиаха, Христа, как царя земного; другие считали Иисуса святым человеком, пророком и смеялись над ожидавшими пришествия царя земного. Одни вовсе не признавали Евангелие, другие только ставили его ниже Ветхого Завета. Общих признаков учения субботников можно затем установить очень немного: это — обрезание, признание Божества в одном лице, то есть отрицали троицу, наибольшее преклонение пред Ветхим Заветом и празднование субботы, отрицание икон, клира. Все почти единогласно, и частные, и официальные исследователи, сообщают, что субботники трудолюбивы, грамотны и беспрекословно исполняют требования начальства и что в их среде не замечается пьянства, разврата и бедности. Ср. Н. Астырев, «Субботники в России и в Сибири» («Северный вестник», 1891, № 6).
Субботники и евреи
Уже с самого начала XIX в. субботники вступают в контакты с ашкеназскими евреями, жившими вне черты оседлости, и с крымскими караимами. В конце XIX — первой половине XX в. почти в каждой общине субботников (иудействующих) жили евреи, выполнявшие обязанности учителей, шойхетов, раввинов. С другой стороны, во многих еврейских общинах за пределами черты оседлости иудействующие, переселявшиеся в города, были приняты в качестве полноправных членов. Однако полной ассимиляции иудействующих ашкеназскими евреями не произошло: вступая в браки с ашкеназами и с горскими евреями, считая себя частью еврейского народа, иудействующие сохранили свое особое групповое самосознание. Это проявляется, в частности, в самоназваниях «геры» или «гейрим» (ими часто пользуются субботники, чтобы отличить себя от «природных евреев») и в нарративных практиках современных геров и субботников, противопоставляющих свою приверженность религии недостаточно ревностному, с их точки зрения, соблюдению «закона» или даже атеизму нынешних евреев. Эти и другие особенности группового самосознания иудействующих воспринимаются зачастую современными русскими или израильскими евреями (особенно — далекими от религии) как признак «сектантства».
Субботники в XX веке
Манифест о свободе совести (17 апреля 1905 г.) положил конец всем законам, направленным против субботников. Однако администрация, часто смешивая их с евреями, применяла к ним ограничения и министерство внутренних дел было вынуждено в циркулярах от 1908 г. и 1909 г. разъяснить, что иудействующие имеют одинаковые права с коренным населением. К началу XX века общины субботников существовали в 30 губерниях Российской империи и насчитывали десятки тысяч человек.
В 1920–21 гг. субботники Воронежской губернии из селений Озерки, Клеповка, Гвазда, Бутурлиновка, Верхняя Тишанка и др. переселились на бывшие помещичьи земли, где образовали два отдельных селения — Ильинка и поселок Высокий. Изолированность проживания, сплоченность и сильное духовное руководство привели к тому, что большая их часть полностью восприняла ортодоксальный иудаизм и отождествила себя с евреями. В 1920-х гг. в Ильинке возникла сельскохозяйственная коммуна (с субботним выходным днем) под названием «Еврейский крестьянин» (так первоначально назывался и колхоз, который после укрупнения вошел в колхоз «Россия»). В 1920-е гг. туда для помощи в религиозном воспитании и налаживании религиозной жизни неоднократно приезжали евреи.
В 1937 г. синагога в Ильинке была закрыта, изъяты четыре свитка Торы, два из которых позже были возвращены. В 1930-е гг. во время оформления документов некоторые жители вышеуказанных поселков (особенно Ильинки) настаивали на записи «еврей» в актах гражданского состояния в графе «национальность». По данным исследования, проведенного в 1960-х гг. Институтом этнографии АН СССР, даже в менее ортодоксальном Высоком в 1963 г. из 247 мальчиков дошкольного возраста лишь 15 не были обрезаны, а в 1965 г. в Йом-Киппур в этом поселении никто не вышел на работу. В Ильинке обязательно обрезали всех новорожденных мальчиков (для этого ездили в Воронеж и на Кавказ), не было ни одного случая смешанного брака, соблюдались суббота и праздники, а также частично кашрут (только в домашних условиях).
В 1973–91 гг. большинство жителей Ильинки уехали в Израиль.
Отправлено в: Четверг, 23 Апреля 2009, 22:10 | Сообщение № 2
Участник
Группа: христиане
Сообщений: 64
C нами с 16 Июня 2007
Откуда: Соединенные Штаты
Статус: Отсутствует
О-о-о, опять Суббота!
Quote (M-SHULAM)
В 1937 г. синагога в Ильинке была закрыта, изъяты четыре свитка Торы, два из которых позже были возвращены. В 1930-е гг. во время оформления документов некоторые жители вышеуказанных поселков (особенно Ильинки) настаивали на записи «еврей» в актах гражданского состояния в графе «национальность». По данным исследования, проведенного в 1960-х гг. Институтом этнографии АН СССР, даже в менее ортодоксальном Высоком в 1963 г. из 247 мальчиков дошкольного возраста лишь 15 не были обрезаны, а в 1965 г. в Йом-Киппур в этом поселении никто не вышел на работу. В Ильинке обязательно обрезали всех новорожденных мальчиков (для этого ездили в Воронеж и на Кавказ), не было ни одного случая смешанного брака, соблюдались суббота и праздники, а также частично кашрут (только в домашних условиях).
В 1973–91 гг. большинство жителей Ильинки уехали в Израиль.
Отправлено в: Четверг, 14 Мая 2009, 07:26 | Сообщение № 4
Фесвитянин-самбатианец
Сообщений: 1902
C нами с 20 Марта 2008
Откуда: Российская Федерация
Статус: Отсутствует
Субботники в селе Михайловка (бывшем месте компактного проживания астраханских субботников) рассказывают об устройстве синагоги, которую они традиционно называют «моленной». И сама «моленная», и те, кто в ней собирались, выглядели вполне традиционно: моленный зал был разделен на мужскую и женскую половины, мужчины молились в талесах, богослужение совершал «раввин», и был даже свиток Торы, переданный впоследствии в Астраханскую синагогу.
Одним из феноменов религиозной жизни России являются субботники — русские люди, исповедующие иудаизм. Исследовательская группа преподавателей РГГУ – Людмила Жукова, Мария Каспина, Наталья Киреева и Андрей Мороз – изучала традиции и образ жизни субботников в разных частях России и мира.
Экспедиция к астраханским субботникам в феврале 2007 года.
Субботники в селе Михайловка (бывшем месте компактного проживания астраханских субботников) рассказывают об устройстве синагоги, которую они традиционно называют «моленной». И сама «моленная», и те, кто в ней собирались, выглядели вполне традиционно: зал был разделен на мужскую и женскую половины, мужчины молились в талесах, богослужение совершал «раввин», и был даже свиток Торы, переданный впоследствии в Астраханскую синагогу.
Субботники говорят о микве («мыкве»). Напоминая своей родственнице, что это такое, Алексей Леонович вспоминает, прибегая к православным реалиям: «Там купали, новорожденных тоже — как бы крестили». Подобное переплетение традиций и на уровне понятий и на уровне религиозных практик – явление для субботников вполне обычное. На Пасху они, как и православные, «катали яйца», на Пятидесятницу, которую субботники вслед за своими соседями называли Троицей, пускали по воде вьюн и украшали дома зеленью.
Рассказывая о моленной, субботница Раиса Федоровна упоминает о том, что у нее есть второе имя – Роза, которое было дано ей во время болезни раввином и его женой, после чего она выздоровела, а у ее родителей стали рождаться здоровые дети. Еврейский обычай давать опасно заболевшему ребенку другое имя, с тем, чтобы обмануть ангела смерти, хорошо известен и по научной, и по художественной литературе. Например, Меир Шалев «Как несколько дней».
****************
Отрывок из интервью с субботницей Раисой Филипповной, ныне живущей в Астрахани. Рассказывая о том, как в ее семье готовились к празднованию Песаха, Раиса Филипповна произносит молитвы на иврите. Почти у всех ныне здравствующих субботников имеются старинные двуязычные молитвенники, и некоторые из наших информантов произносят молитвы на иврите, выучив их еще в детстве, но почти никто не умеет на иврите читать. Их родители, а вслед за ними и современные субботники, читали молитвы на иврите в ашкеназском произношении. Обнаружив, что израильское произношение молитв отличается от привычного ей с детства, Раиса Филипповна пришла к выводу, что старшее поколение читало молитвы на идише. Она оказалась одним из самых сведущих собеседников исследовательской группы, однако знания об иудаизме большей частью почерпнуты ею из современной религиозной литературы. В отличие от многих других она твердо уверена в необходимости исправления тех субботнических традиций, которые расходятся с религиозными практиками нормативного иудаизма. Исследовательская группа преподавателей РГГУ -- Людмила Жукова, Мария Каспина, Наталья Киреева и Андрей Мороз -- изучала традиции и образ жизни субботников в разных частях России и мира.
*********
На видеозаписи — пожилые субботники из поселка в Астраханской области. Раиса Филипповна с дочерью говорят о Святой Горе в Израиле, на которой в конце времен соберутся евреи. Две пожилые женщины объясняют происхождение известного славянского обычая собирать и закапывать в землю обрезанные ногти и дают ему своеобразную «еврейскую» интерпретацию.
Отправлено в: Воскресенье, 18 Сентября 2011, 16:38 | Сообщение № 5
Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
ЖИДО́ВСТВУЮЩИЕ, принятое в православной церкви название ряда религиозных групп, существовавших в России начиная со второй половины 15 в. и обвиняемых церковниками в склонности к иудаизму. Аналогичное обозначение («иудействующие») часто применялось христианской церковью (особенно в Византии) по отношению к различным еретическим течениям, в которых усматривали близость к иудаизму.
В русской исторической литературе, а также в советской до конца 1960-х гг. термин «жидовствующие» относится к еретическому движению, которое зародилось в Новгороде в конце 15 в. Возникновение этой ереси в Новгороде, по словам летописца, связано с тем, что Схария Жидовин, прибывший в город из Киева в свите князя Михаила Олельковича (Александровича) в 1471 г., «совратил в жидовство» новгородских священников Алексея и Дениса, которые, по-видимому, стали главными распространителями ереси в городе. Великий князь московский Иван III (Васильевич) назначил этих священников на высокие церковные посты в Москве. Таким образом, в Москве возник новый центр ереси, к которой примкнула невестка великого князя Елена и влиятельный придворный дьяк Федор Курицын.
Новгородский архиепископ Геннадий, стремясь искоренить ересь, начал преследование еретиков. У арестованных были обнаружены тетради, по которым они «молились по-жидовски» (возможно, «Псалтырь Федора Жидовина», которая была, по существу, русским переводом махзора). Часть еретиков под пытками отреклась от ереси, часть бежала в Москву, где нашла покровительство великого князя. Состоявшийся в 1490 г. церковный собор осудил жидовствующих, вменив им в вину осквернение икон и надругательство над крестом, а также то, что они «хулы изрекали на Иисуса и Марию» и «чли субботу паче воскресения Христова». По свидетельству летописца, жидовствующие праздновали также еврейскую Пасху.
Влияние ереси жидовствующих достигло вершины в 90-х гг. 15 в. В начале 16 в. борьба против жидовствующих тесно переплеталась с политической борьбой различных группировок вокруг кандидата на наследование престола. Жидовствующие поддерживали Дмитрия, сына княгини Елены, однако Иван III в 1502 г. назначил наследником своего сына Василия. После смерти Курицына в 1504 г. Иван III санкционировал преследование жидовствующих. Некоторые из еретиков были сожжены на кострах, некоторые бежали в Литву, где формально приняли иудаизм. В результате этих событий ересь жидовствующих исчезла с политического и культурного горизонта Руси.
Распространение ереси жидовствующих сопровождалось появлением переводов с иврита на русский некоторых библейских книг и сочинений еврейских писателей по логике (например, труда Маймонида, известного в переводе на иврит под названием «Миллот ха-хигайон» или «Шмот ха-хигайон» — «Слова логики» или «Термины логики»), астрологии и астрономии («Шестокрыл» — «Шеш кнафаим», 1365 г., Иммануэля бен Я‘акова Бонфиса) и другим наукам, — главным образом с целью доказать правильность еврейского летосчисления и исторической традиции в сравнении с византийскими. Полемика между жидовствующими и православной церковью обогатила духовную жизнь России конца 15 в. — начала 16 в. Существует предположение, что резко отрицательное отношение к иудаизму и евреям в Московской Руси, неизвестное там до начала 16 в., имеет своим истоком борьбу официальных властей и церкви с жидовствующими.
В начале 18 в. в России вновь появляются иудействующие секты, однако связь между ними и жидовствующими 15 в. не прослеживается. Митрополит Дмитрий Ростовский упоминает о сектантах, «иже по-жидовски субботу постят». Со второй половины 18 в. группы жидовствующих получают весьма широкое распространение. В начале 19 в. начинаются систематические официальные гонения против сект жидовствующих. В 1820 г. совет министров принял решение рекомендовать местным властям ограничиваться ссылкой проповедников на вечное поселение на Кавказ, не применяя при этом карательных мер против пассивных членов сект, однако предписал во всех официальных документах именовать сектантов «жидовствующие». В 1823 г. граф Кочубей представил совету министров меморандум, в котором указывал на широкое распространение ереси жидовствующих в России, оценивая число ее приверженцев в двадцать тысяч человек. Было решено призвать в армию всех распространителей ереси, а непригодных к военной службе сослать в Сибирь; кроме того, было принято решение об изгнании евреев из тех областей, в которых было отмечено появление ереси. В результате этих преследований многие сектанты формально возвратились в лоно православной церкви, продолжая, однако, тайно соблюдать обычаи своих сект.
Положение жидовствующих еще более ухудшилось с вступлением на престол Николая I. Уличенные в соблюдении еврейских обычаев забирались в армию или целыми деревнями ссылались в Сибирь. Многие сектанты были сосланы в Закавказье, где основали процветающие деревни и преуспели в распространении ереси среди русских колонистов. Воцарение Александра II положило конец административным преследованиями жидовствующих, и многие сектанты стали открыто исповедовать свою религию. В 1887 г. правительство официально признало за сектантами право совершать брачные и похоронные церемонии в соответствии с обрядами секты. Манифест (17 апреля 1905) о свободе совести, гарантировавший ее гражданам Российской империи, означал отмену всех дискриминационных законов против иудействующих сект. В специальном циркуляре правительство указывало, что сектанты, соблюдающие субботу, не должны рассматриваться в качестве евреев и, следовательно, на них не распространяются ограничительные законы относительно евреев.
Все, кто приходил в соприкосновение с членами сект жидовствующих, включая и их оппонентов, отмечали их трудолюбие, трезвость, грамотность и высокую нравственность.
www.eleven.co.il
Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!" Гибнет народ от недостатка ведения...
Отправлено в: Вторник, 20 Сентября 2011, 13:11 | Сообщение № 6
Постоянный участник
Сообщений: 223
C нами с 26 Января 2008
Откуда: Украина
Статус: Отсутствует
Интересно, как там сейчас в России - есть место под солнцем? В смысле - для иудействующих. Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою. Пр.21:23
Отредактировал/а: Андрей(ка) - Вторник, 20 Сентября 2011, 20:15
Ленточный Вариант Форума | Правила поведения | Участники | RSS Лента | Поиск по Названиям ТемПредупреждение: данный форум строго модерируем. Проводятся постоянные ревизии, чистки, а также удаляются устаревшие и потерявшие актуальность темы.
Цветовая маркировка групп: Читатель ~ Участник ~ Постоянный участник ~ Администратор