Началось ли христианство с верующих в мессию, именуемых "христианами"? Лука замечает в Деян 11:26: "ученики в Антиохии в первый раз стали называться christianoí (христианами)". Когда это произошло, в точности неизвестно. Вряд ли речь идет о времени, соответствующем контексту повествования Луки, - когда Варнава привел Павла в Антиохию. Понятно, что именование "христиане" было внешним: сами себя они называли "учениками". Они осознавали, как это было характерно для членов мессианских общин, что они получили свое, так сказать, "образование" от Иисуса.
Греческое словообразование christianoí можно объяснить на основе латинских аналогов. В латинском языке нередко к имени человека прибавляется окончание – iani, которое указывает на принадлежность человека к той или иной политической партии. Таким образом, именование "христиане", по всей видимости, было придумано в окружении римского наместника, правившего провинцией Антиохия. Римляне желали держать под контролем любые собрания, из опасений перед возможными беспорядками и бунтами. Теперь они следили за собраниями евреев и богобоязненных за пределами синагоги, в частных домах. Поскольку их участники ссылались на christus, их назвали "христианами". Именование, придуманное извне, предшествовало самоназванию.
В Деяниях это внешнее именование встречается еще только один раз, опять же в устах стороннего человека (Деян 26:28). Это обстоятельство исключает возможность самоименования, в контексте рассказа Луки. Еще раз слово "христиане" встречается только один раз в Новом Завете, в 1 Петр 4:16. Здесь уже видно, как внешнее именование превращается в самоименование. В ст. 15 автор предостерегает адресатов послания, чтобы их не обвинили в убийстве, воровстве, злодействе, растрате. Но все те, продолжает автор Послания в ст. 16, кто страдает как "христианин", не должны стыдиться и обязаны быть готовыми к такой участи. Учитывая их образ жизни, отличавшийся от жизни других людей, и тот факт, что они не разделяли многих ценностей, безусловно признаваемых большинством общества, верующие в мессию объявлялись виновными во всех смертных грехах. Однако когда дело доходило до суда, правда должна была состоять только в одном – что они "христиане". Так в мартирологическом контексте внешнее именование становится самоименованием. Но это еще не составляло начала христианства.
Источник