[ Новые сообщения · Правила поведения · Участники · Поиск по темам · RSS лента ]
"Потому что Я Г-сподь, Б-г ваш, освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят" (Левит 11:44)
"Ибо все народы пойдут – каждый во имя божества своего, а мы пойдем во имя Г-спода Б-га нашего во веки веков." (Миха 4:5)
Шалом! Данный форум устроен по типу бейт-мидраш. Эта модель призвана помочь тем, кто желает изучать Тору и еврейскую мудрость, а учеников отличает стремление пополнить свои знания и найти им достойное применение. Люди данной категории не озабочены собственной репутацией или мнением большинства; их цель – сблизиться со Всевышним путем исполнения Его заповедей. Посещение «Бейт-Мидраш» не должно рассматриваться как место, где один человек обнажает духовную несостоятельность другого и претендует на исключительность собственного мнения. Суть общения и обучения – укрепление в праведности, исправление своего характера и, тем самым, участие в исправлении всего Мира (тикун олям).

У нас приветствуются ноахиты (бней-Ноах); геры (прозелиты), принявшие официальный или неофициальный гиюр, или находящиеся на пути к этому; выходцы из христианства или иных религий и культов; караимы; иудействующие, а также все Б-гобоязненные, неравнодушные к Б-гу Авраама, Исаака и Иакова, к Торе и Иудейскому образу жизни. Добро пожаловать!

  • Страница 1 из 1
  • 1
Бейт-мидраш / Дом учения » ИУДАИЗМ VS ХРИСТИАНСТВО » Вехи Истории » Золотой век святоотеческой антиеврейской литературы
Золотой век святоотеческой антиеврейской литературы
ГалилеянкаОтправлено в: Четверг, 29 Сентября 2011, 18:03 | Сообщение № 1

Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
В Константинову эпоху, когда христианство стало занимать господствующее положение, христианская литература зазвучала во всю мощь. Доводы раннехристианских апологетов, касающиеся евреев, заняли почетное место в творениях Амвросия Медиоланского, бл. Августина, бл. Иеронима, Иоанна Златоуста, Василия Великого. Adversus Judaeos расцвела пышным цветом, варьируясь в широком спектре от "сугубо религиозной аргументации, как в трудах бл. Августина, до проявлений откровенной ненависти к евреям", граничащей с антисемитизмом. "Именно в этот период... получила наиболее полное развитие классическая антииудейская апологетика, учение о еврейском народе и его судьбах, очерченное уже в трудах полемистов II и III веков" [P. Demann, art. cit., p. 97]. "В большинстве таких писаний (об иудаизме) принимается за непреложный факт коллективная ответственность еврейского народа за смерть Иисуса и прилагаются самые невероятные усилия, чтобы показать: гнусный поступок евреев объясняется глубоко извращенным характером этого народа... Вся история Израиля, по существу, есть длинная цепь разного рода преступлений - по этой причине Бог извергнул евреев, отмел их от Себя" [K.Hruby art. Cit., col. 1197]

Параллельно развиваются темы "богоубийства" и рассеяния Израиля, рассматриваемые как следствие Божьей кары. Это "учение презрения" [J. Isaac "L'enseignement du mepris", Paris 1962 ]не обошло христианскую литургию; каждое упоминание о евреях стало сопровождаться уничижительными характеристиками: perfidia Judaica, perfidi Judaei, incredula judaicaplebs, populus cuius rnanus sanguine pollutae sunt" ("коварное еврейство, вероломные евреи, упорствующая в неверии еврейская чернь; народ, руки которого обагрены кровью") и т. д. Среди триумфальных песнопений этого времени нашли место и антиеврейские гимны, особенно в богослужении Великой Пятницы (В римском богослужении Великой Пятницы среди прочих молитв (за Папу, клир, больных и т.д.) были также установлены молитвы за язычников и евреев, причем последняя включала в себя самые уничижительные характеристики еврейского народа: "oremus pro perfidis judaeis" - "помолимся за вероломных евреев". Любопытно, что все эти молитвы должны были сопровождаться коленопреклонением, но уже с IX в. коленопреклонение в молитве за евреев, в отличие от других молитв, перестало практиковаться. Лишь в 1948 г. Папа Пий XII восстановил коленопреклонение, а в начале 60-х годов Папа Иоанн XXIII изъял из ряда служб тексты антиеврейской направленности, в т.ч. слово "perfidia" применительно к евреям. В 1971 г. молитва за евреев в богослужении Великой Пятницы, по существу, не менявшаяся с 1570 г., подверглась радикальной переработке в духе уважения и веротерпимости, характерном для II Ватиканского Собора. В еще большей степени тенденции к реформированию богослужения были характерны для протестантских Церквей. В Русской Православной Церкви никаких соответствующих литургических изменений не вводилось, и антиеврейские пассажи в богослужебных текстах по-прежнему имеют место. Так, например, согласно канону принятия в Православную Церковь еврея, последнему надлежит произнести: "Отрицаюся от всего зловерия иудеев, и от всех хулений и проклинаний, и всеконечно отметаю оная, яко богопротивная и душепагубная").

"Подобный язык и соответствующие воззрения частично объясняются общей атмосферой реакции и антихристианской позицией, занимаемой евреями" [K. Hruby col. 1198 ] - но только частично. К причинам антиеврейских эскапад следует также отнести еще достаточно сильные в то время прозелитизм и влияние евреев (в последние десятилетия традиционный взгляд на тяжелое положение еврейских общин сразу после утверждения христианства был в значительной степени поколеблен. Открытие новых документов и археологические раскопки, в частности, синагоги в Сарде, свидетельствуют о существовании процветавших еврейских общин диаспоры и об их значительном социально-религиозном авторитете), с чем боролись христианские учители и проповедники, соответствующим образом настраивая свою паству. Но при всем том, как верно показали о. Ловски и М. Симон, христианство с готовностью стало опираться на древний языческий антииудаизм, подливая масло в готовый полыхнуть огонь антисемитизма.

В процессе своего почти полного вырождения доктринальный антииудаизм апологетов и Отцов Церкви превратился для их слушателей и читателей в "государственный антисемитизм" (о. Ловски), все более ограничивающий правовой статус евреев. Церковь, прочно связанная с "христианским государством", стала принимать антиеврейские канонические установления по образцу имперских законов. Эльвирский (305 г.),Халкидонский (451 г.) Соборы, а также Соборы в вестготской Испании VI в. приняли на вооружение и детализировали положения Кодекса Феодосия (На этих, а также на других Соборах (Клермонтский Собор 535 г., Орлеанский Собор 538 г.) были приняты и новые антиеврейские законы. Евреям запрещалось вступать в половые контакты с христианами, питаться вместе с ними, занимать общественные должности, появляться на улицах в пасхальную неделю). Одновременно появившееся в Византийской империи обширное законодательство Юстиниана также носило откровенно враждебный характер по отношению к евреям - не вызвав, однако, ненависти к ним со стороны недавно и поверхностно обращенного христианского населения (Кодекс Юстиниана резко изменил положение евреев в худшую сторону, что вызвало, естественно, их недовольство, а позднее и сопротивление. Отношения евреев с христианским населением (и ранее не слишком теплые) неуклонно ухудшались): "Прежде всего была принята система мер защиты от еврейского прозелитизма, против строительства и поддержания синагог, были запрещены смешанные браки, введены ограничения для евреев на владение рабами и слугами-христианами и т.д." [ P.Demann p.98]

Несомненно, что эти законы и уложения (по крайней мере, некоторые из них) часто оставались только на бумаге. Евреи и христиане, прежде всего на Западе, вплоть до XI в. поддерживали социально-экономические отношения. Тем не менее факт остается фактом: "С первых веков "огосударствления" христианства евреев стали вытеснять из общества. Приведенный в действие процесс, при всей его запутанности и неоднозначности, достиг кульминации в окончательно "огосударствленном" христианстве - с гетто, желтыми нашивками на одежце (или желтыми головными уборами), унизительными ограничениями, обременительными правилами, многочисленными предписаниями. Этот процесс оставил глубокий след в социальной жизни и психологии еврейства в постсредневековых христианских государствах". Отсюда легко понять, почему евреи в законных попытках обрести утраченную свободу часто поддавались искушению поддерживать контакты с внешними врагами христианских государств. Во время войны персов с императором Гераклием (614 г.) и в период арабских завоевательных походов на Испанию (694, 711, 852 гг.) евреи приветствовали захватчиков (Евреи Византии надеялись на лучшую жизнь при персах и ожидали, что те уступят им Иерусалим. Однако надежды не оправдались: персы обращались с ними как с побежденными, а часть недовольных была выслана в Персию. Тогда евреи присоединились к императору Гераклию, который обещал им амнистию и улучшение гражданского статуса, и приняли участие в ряде победоносных битв на стороне Гераклия. В 628 г. император вступил в Иерусалим. Но евреи опять обманулись в своих ожиданиях: их постигли куда более страшные гонения, чем при персах. Что касается положения испанских евреев, то в VII в. оно резко ухудшилось. В 681 г. на XII Толедском Соборе был принят закон об обязательном переходе евреев в христианство, не исполнявшийся лишь благодаря раздорам между королем и дворянами, которые опирались в своей борьбе на евреев. К 693 г. евреям было запрещено владеть землями и домами, вести торговлю с христианами; они обязаны были продать всю имеющуюся у них недвижимость. Невыносимые условия жизни заставили евреев поднять мятеж, который был жестоко подавлен, а потом всячески поддерживать арабских завоевателей). Подобная антипатриотическая позиция, в свою очередь, не могла не вызвать ответной жестокой реакции в период Реконкисты.

Будучи угнетаемым меньшинством в христианском мире, который не признавал религиозных свобод в нынешнем их понимании, евреи средневековья жили в тяжелейших и унизительных религиозных, экономических и социальных условиях.

Однако позволяет ли вышеописанный процесс ухудшения положения евреев в христианском мире говорить о резком усилении христианского антисемитизма в тот же период? "Имеющиеся в нашем распоряжении исторические документы того времени не оставляют места для сомнений: не поощряя "народный" антисемитизм, епископы, проповедники и законодатели были озабочены конкретной ситуацией, которую находили весьма опасной", т.е. усилением роли и влияния евреев во всех слоях общества. "Можно предполагать, что, несмотря на мощный антиеврейский пафос церковного учения и вводимые ограничительные меры, церковные и гражданские, настоящая враждебность к евреям отсутствовала - более того, можно говорить о симпатии к евреям со стороны населения в целом и даже многих клириков. Такое положение сохранялось в течение всего средневековья до эпохи крестовых походов. Иначе говоря, вирус ненависти и презрения внедрялся в подсознание европейцев значительно медленнее, чем это принято считать" [ Ibid, in oed. Loc. 35 ] Вряд ли уместно говорить о какой-либо "симпатии" во взаимоотношениях евреев и христиан средневековья (что, впрочем, не исключает отдельных случаев симпатии или даже дружбы на уровне межличностного общения). Закоренелый "народный" антисемитизм, многовековая массированная антиеврейская пропаганда со стороны Церкви о "народе-богоубийце" и широкие ограничительные меры, вплоть до самых жестких, не могли способствовать никакой "симпатии". Другое дело, что тесные социально-экономические контакты евреев и христиан в целом не прерывались и были выгодны обеим сторонам. Относительно высокий образовательный уровень евреев, позволявший им играть ведущую роль в финансово-экономической сфере, медицине, торговле, обеспечивал необходимое уважение со стороны населения и защищенность государства, что опять же шло на пользу обеим сторонам. Таким образом, реальная социально-экономическая ситуация создавала противовес религиозному и бытовому антисемитизму. Тем не менее христиане уже не могли рассматривать евреев иначе, как "отвергнутый" Богом народ, народ-"богоубийцу", т.е. мыслили вполне в русле христианского антисемитизма. При благоприятных обстоятельствах подобная идеология должна была дать плоды; по словам известного еврейского историка Якова Каца, "иногда подкрепленная богословием "теория неполноценности евреев" отвергалась, подозрительность отступала, и между соседями или партнерами по бизнесу складывались вполне достойные человеческие отношения. Но за фасадом "нормализации", за фасадом естественности и как бы непринужденности неизменно ждала своего часа идеология отчужденности" - идеология, укорененная в самой понятийной системе тогдашнего христианина. В западном мире стена в отношениях между евреями и христианами была окончательно воздвигнута именно в эпоху крестовых походов.

Краткий очерк истории еврейско-христианских отношений. Читать полностью.


Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!"
Гибнет народ от недостатка ведения...
 
Бейт-мидраш / Дом учения » ИУДАИЗМ VS ХРИСТИАНСТВО » Вехи Истории » Золотой век святоотеческой антиеврейской литературы
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:
Функции форума
Ленточный Вариант Форума  |  Правила поведения  |  Участники  |  RSS Лента  |  Поиск по Названиям Тем

Предупреждение: данный форум строго модерируем. Проводятся постоянные ревизии, чистки, а также удаляются устаревшие и потерявшие актуальность темы.

Цветовая маркировка групп: Читатель ~ Участник ~ Постоянный участник ~ Администратор

Поиск по всему сайту


Форум основан 1 июня 2006 г.
Хостинг от uCoz