В ЭЕЭ написано следующее: ОТЦЫ́ ЦЕ́РКВИ, основоположники христианской церковной доктрины, действовавшие во 2–8 вв. (хотя некоторые деятели этого круга — Тертуллиан, Ориген — не канонизированы церковью). Решающее влияние отцы церкви оказали на формирование отношения христианской церкви к евреям, когда христианство в полемике с иудаизмом отстаивало свою самобытность и адаптировало еврейскую Библию (у христиан — Ветхий завет) к своему вероучению. Многие отцы церкви в той или иной степени были сведущи в иврите и знакомы с раввинистической традицией.
Необходимость в четком размежевании между новым вероучением и иудаизмом заставила уже первых христианских авторов занять резкую антиеврейскую позицию, вступить в полемику с еврейским толкованием Священного Писания и выставить возражения на полемические доводы евреев. Так, уже в анонимном «Письме Варнавы» (2 в.) утверждается, что евреи ложно понимают Закон, трактуя его буквально, вместо того, чтобы искать его подлинный духовный смысл, а Аристид Афинский в обращенной к императору Адриану «Апологии» (около 123 г. – 124 г.) подвергает евреев критике наряду с еретиками. Наиболее значительный христианский апологет 2 в. Юстин-мученик в своем «Диалоге с Трифоном» излагает двухдневную дискуссию (возможно, реально состоявшуюся) между автором и еврейским ученым из Эрец-Исраэль (некоторые исследователи полагают, что с рабби Тарфоном; см. Диспуты). Дискуссия посвящена значению Ветхого завета (по сравнению с Новым заветом), божественности Иисуса и претензиям христианства быть «Новым Израилем». Другой антиеврейский полемический трактат 2 в. — сочинение (около 175 г.) епископа Аполлинария из Гиераполиса во Фригии. Все эти сочинения написаны по-гречески. Первый антиеврейский полемический трактат на латыни был написан около 200 года Тертуллианом, который решил в письменной форме опровергнуть антихристианские доводы, высказанные евреями на еврейско-христианском диспуте. В центре стоят все те же вопросы: сохранение Ветхим заветом своей силы, божественность и мессианская (см. Мессия) роль Иисуса и избрание Богом христианской общины как «Нового Израиля».
Несколько сочинений отцов церкви относятся к первой половине 3 в. Приписываемый Ипполиту Римскому трактат «Против иудеев» объясняет бедственное положение евреев как следствие их отказа принять Иисуса. Климент Александрийский, широко использовавший аггадический материал (см. Аггада), ставит своей целью доказать язычникам, что греческие философы многое заимствовали из еврейского учения, и ответить евреям на их довод о сектантской раздробленности христиан. Не менее сложную задачу преследует и Ориген, в известной мере защищающий иудаизм и одновременно опровергающий антихристианские аргументы, заимствованные язычниками у евреев. Считается, что мать Оригена была еврейкой, и не подлежит сомнению, что он поддерживал отношения с еврейскими законоучителями Эрец-Исраэль.
Не позднее середины 3 в. Киприан Карфагенский собрал библейские «свидетельства» (тестимонии) для использования их в дискуссиях с евреями; возможно, что образцом ему послужило аналогичное собрание, составленное во 2 в. на греческом языке. Ошибочно приписываются Киприану также четыре других антиеврейских сочинения. В 3 в. епископ Новациан написал ряд сочинений (сохранившихся лишь частично), в которых призывает христиан отказаться от соблюдения кашрута и субботы и выступает против еврейского закона обрезания.
Евсевий в «Приготовлении к христианству» (между 312 и 332 гг.) некоторые из экзегез заимствовал у своего еврейского учителя; автор указывает потенциальным прозелитам, что христиане правильно поступили, предпочтя теологию евреев язычеству. В «Истории церкви» Евсевий доказывает, что за свой заговор против Иисуса евреи были немедленно наказаны всевозможными бедствиями и что подлинное, мистическое значение Пасхи раскрывается в Тайной вечере.
Юлий Фирмик Матерн первым из отцов церкви полемизировал с евреями по вопросу о «триединстве» Бога («троице») в трактате «О заблуждениях незнающих религию» (336). Григорий Нисский в «Великом Катехизисе» (386), в противоположность Евсевию, защищает католическую догму одновременно от язычников, евреев и еретиков. Первый сирийский отец церкви, Афраат (первая половина 4 в.), в «Проповедях» среди прочего опровергает антихристианские аргументы евреев, смущающие его паству. Ефрем Сирин (4 в.) в трех «Гимнах веры» (на сирийском языке) полемизирует как с арианской ересью, так и с евреями.
Иоанн Златоуст (Хрисостом; вторая половина 4 в.), будучи в Антиохии, произнес восемь крайне резких антиеврейских проповедей, обвиняя евреев в жадности, порочности и порицая тех местных христиан, которые, подпав под влияние иудаизма, отмечают еврейские праздники и практикуют еврейские обычаи. Иероним, среди учителей которого были евреи, осуществил новый латинский перевод Библии (см. Вульгата) с еврейского оригинала и широко пользовался раввинистическими толкованиями и аггадической традицией для разъяснения текста. Многочисленные упоминания об Эрец-Исраэль в его сочинениях обнаруживают хорошее знание общественно-политических условий жизни, семейного уклада, культуры и религиозной жизни евреев, а также иудеохристиан и их мессианских чаяний.
В том же 4 в. Амвросий Медиоланский (Миланский) занимал крайнюю антиеврейскую позицию: он был автором антиеврейских полемических посланий и одобрял разрушение синагоги города Каллиник. Августин Блаженный в «Проповеди против евреев» утверждал, что евреи заслуживают жесточайшего наказания как виновные в смерти Иисуса, но они оставлены в живых Божественным Провидением для того, чтобы служить вместе с их Писанием свидетелями истинности христианства.
Максим Туринский (5 в.) полемизировал с евреями, по меньшей мере, в двух из своих проповедей. Приписываемый ему же «Трактат против евреев», видимо, написан его тезкой, арианским епископом Максимом. Последним из сирийских отцов церкви полемизировал с евреями Иаков из Сруга (Саруга; вторая половина 5 в. – начало 6 в.), автор семи «Проповедей против евреев», в которых повторились ставшие уже традиционными в сирийской церкви антиеврейские полемические мотивы. Иакову приписывается и авторство «Утешительного послания», адресованного мученикам Химьяра, где после принятия царем Зу Нувасом иудаизма начались преследования христиан. Из переписки папы Григория I Великого (конец 6 в.) видно, что он зачастую был вынужден решать вопросы, касавшиеся евреев; наиболее важное установление Григория — запрет насильственного обращения евреев в христианство. На Западе последним из отцов церкви был Исидор Севильский (конец 6 в. – первая треть 7 в.), автор двух важных антиеврейских трактатов: «О католической вере на основании Ветхого и Нового завета. Против евреев» (тестимонии, подобные Киприановым, однако заключающие извлечения также из Нового завета) и «Вопросы против иудеев и других неверных».
Отцы церкви и Аггада. Многие отцы церкви жили в Эрец-Исраэль; некоторые изучали у еврейских учителей иврит и даже библейскую экзегезу, используя впоследствии приобретенные знания в полемике против иудаизма. Влияние Аггады сказывается в подходе некоторых отцов церкви к Библии и в упоминании в их сочинениях галахических (см. Галаха) традиций, часть которых даже не сохранилась в других источниках. С другой стороны, ряд явлений аггадической традиции может быть объяснен лишь на фоне полемики между евреями и отцами церкви. Так, в частности, полемика с отцами церкви оказывала влияние на еврейских законоучителей Эрец-Исраэль в интерпретации некоторых библейских персонажей и событий. Например, отождествление «сынов Божьих» (Быт. 6:2) с ангелами, распространенное в еврейской литературе эпохи Второго храма, перестает упоминаться в Эрец-Исраэль после того, как христиане интерпретировали его по-своему. В эпоху Второго храма и в начале периода Мишны раскаяние жителей Ниневии (см. книгу Ионы) считалось образцом покаяния и было одной из тем публичных проповедей. Поскольку отцы церкви противопоставили раскаяние ниневийцев «упрямству» и «нераскаянности» евреев, то амораи Эрец-Исраэль стали рассматривать это раскаяние как неполное или ложное; лишь после завоевания Эрец-Исраэль мусульманами местные законоучители вновь начали положительно отзываться о нем. Характерно, что в Вавилонии, где христианство не было распространено, подобных изменений в аггадических интерпретациях практически не наблюдается.
Отношение таннаев и амораев Эрец-Исраэль к апокрифической (см. Апокрифы и псевдоэпиграфы) и апокалиптической литературе также объясняется полемикой с отцами церкви. Со 2 в. по 7 в. Аггада Эрец-Исразль не только совершенно игнорирует тему апокалипсиса, но и меняет свою оценку библейских событий и персонажей, стоящих в центре этих сочинений. Так, например, Ханоха (Эноха), которого почитала еврейская литература эпохи Второго храма, не упоминали мудрецы Талмуда, потому что отцы церкви видели в нем прототипа Иисуса; лишь с 7 в., то есть после прихода ислама в Эрец-Исраэль, местные законоучители вновь с одобрением говорят о Ханохе.