[ Новые сообщения · Правила поведения · Участники · Поиск по темам · RSS лента ]
"Потому что Я Г-сподь, Б-г ваш, освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят" (Левит 11:44)
"Ибо все народы пойдут – каждый во имя божества своего, а мы пойдем во имя Г-спода Б-га нашего во веки веков." (Миха 4:5)
Шалом! Данный форум устроен по типу бейт-мидраш. Эта модель призвана помочь тем, кто желает изучать Тору и еврейскую мудрость, а учеников отличает стремление пополнить свои знания и найти им достойное применение. Люди данной категории не озабочены собственной репутацией или мнением большинства; их цель – сблизиться со Всевышним путем исполнения Его заповедей. Посещение «Бейт-Мидраш» не должно рассматриваться как место, где один человек обнажает духовную несостоятельность другого и претендует на исключительность собственного мнения. Суть общения и обучения – укрепление в праведности, исправление своего характера и, тем самым, участие в исправлении всего Мира (тикун олям).

У нас приветствуются ноахиты (бней-Ноах); геры (прозелиты), принявшие официальный или неофициальный гиюр, или находящиеся на пути к этому; выходцы из христианства или иных религий и культов; караимы; иудействующие, а также все Б-гобоязненные, неравнодушные к Б-гу Авраама, Исаака и Иакова, к Торе и Иудейскому образу жизни. Добро пожаловать!

  • Страница 1 из 1
  • 1
Бейт-мидраш / Дом учения » ИУДАИЗМ VS ХРИСТИАНСТВО » Дискуссии с Христианами » Страх ада и вечных мук - двигатель прогресса христианства
Страх ада и вечных мук - двигатель прогресса христианства
ГалилеянкаОтправлено в: Пятница, 07 Июля 2017, 23:00 | Сообщение № 1

Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
К.С. Льюис однажды написал: "Нет доктрины, которую я хотел бы исключить из христианской догматики более, чем учение об аде, если бы это было в моей власти".

Что же, пришло время разобраться с этой "доктриной".

Здесь я уже писала (и даже приводила наглядный видео-ролик) о том, что ключевой аспект церкви, и, собственно, главный "двигатель прогресса" христианской религии заключается именно в идее "спасения от ада и вечных мук". Иисус служит христианину ничем иным, как всего лишь средством для достижения этой цели. Т.е., грубо говоря, христианин готов верить в кого или что угодно, при условии, что оно "спасет его от вечных мук", и подарит ему "вечное блаженство". Как сказал однажды философ Дени Дидро: "Отнимите у христиан страх ада — и христианство исчезнет".

На самом деле, это очень печально, поскольку многие христиане полностью поглощены страхом "попасть в ад" и вечно "гореть в неугасимом пламени, скрежеща зубами". И этот страх, как правило, приводит к двум крайностям: либо человек становится фанатиком-неврастеником, вынужденным жить с постоянной, сводящей с ума, тревогой за свою грядущую участь (пример), либо вообще отпадает от христианства и становится атеистом.

В большей степени, это происходит потому, что в христианстве нет четких определений того, что вообще такое "ад", для чего и для кого он предназначен. Церковь пытается использовать еврейские термины, не понимая их значения, а зачастую и смешивая их с греческой мифологией. В частности, христианское понятие "ад" восходит к др.-греч. "аид" - подземное царство мертвых. Однако, оно не имеет никакого отношения к подлинному "шеолу", который обычно переводят как "преисподняя", и к тому, что Тора определяет как место пребывания душ после смерти, между воплощениями.

Бертран Рассел, атеист, в своей книге "Почему я не христианин", пишет:

"... Я перехожу к некоторым пунктам, в которых, на мой взгляд, нельзя усмотреть ни высочайшей мудрости, ни величайшей благости Христа, которые ему приписываются в евангелиях. В данной связи я могу заметить, что мы не заняты исторической проблемой. Исторически вообще весьма сомнительно, существовал ли когда-либо Христос; если же он существовал, то о нем мы ничего не знаем. Таким образом, я не занимаюсь сейчас исторической проблемой, которая является необычайно трудной проблемой. Я занят тем Христом, который изображен в евангелиях, принимая евангельский рассказ, как он есть; и здесь мы находим ряд вещей, которые отнюдь не свидетельствуют об особой мудрости Христа. Начну с того, что Христос, несомненно, считал, что его второе пришествие произойдет в облаках славы еще до того, как смерть унесет всех людей, живших в его время. Это доказывают очень многие места из евангельских текстов. Например, Христос говорит: "...не успеете обойти городов израилевых, как приидет сын человеческий" (Мф 10:23). "...есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят сына человеческого, грядущего в царствии своем" (Мф 16:28); есть много и других мест, из которых совершенно ясно, что Христос верил в то, что его второе пришествие произойдет еще при жизни многих живших в то время людей. Веру эту разделяли и ранние последователи Христа, и она составляла основу многих элементов его нравственного учения. Когда Христос говорил: "Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне" (Мф 6:34) - и другие подобные вещи, им двигало в весьма значительной мере убеждение, что второе пришествие произойдет в самом скором времени и что все обыденные, мирские дела не стоят и ломаного гроша. Мне самому доводилось знавать некоторых христиан, которые верили, что наступление второго пришествия близко. Так, я знал одного приходского священника, который до смерти напугал свою паству, сказав перед ней, что не сегодня-завтра непременно наступит второе пришествие; правда, его прихожане вполне утешились, когда увидели, что он сажает в своем саду деревья. Но ранние христиане на самом деле верили в это и воздерживались от таких вещей, как посадка деревьев в своих садах, ибо они действительно восприняли от Христа веру в близкое наступление второго пришествия. Ясно, что в данном отношении Христос не был столь мудр, как некоторые иные люди, а уж о высочайшей мудрости его и вовсе говорить не приходится.

Вопрос о личности Христа надо рассмотреть и в нравственном плане. В нравственном облике Христа имеется, на мой взгляд, один весьма серьезный изъян, и заключается он в том, что Христос верил в ад. Я не могу представить себе, чтобы какой-нибудь человек, действительно отличающийся глубокой человечностью, мог верить в вечную кару. А Христос, как он изображен в евангелиях, несомненно, верил в вечное наказание, и мы неоднократно находим места, в которых он исполнен мстительной злобы против людей, не желавших слушать его проповеди, отношение к инакомыслящим, которое отнюдь не является необычным у проповедников, но которое несколько умаляет величие такой исключительной личности, как Христос. Вы не обнаружите подобного отношения к инакомыслящим, например, у Сократа. Сократ относился к людям, не желавшим его слушать, добросердечно и снисходительно; и такое отношение представляется мне гораздо более достойным поведением для мудреца, чем гнев. Вероятно, вы все помните, что говорил Сократ перед своей смертью и что он всегда говорил, обращаясь к людям, расходившимся с ним во мнениях. А в евангелиях вы найдете, что Христос говорил: "Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну?" (Мф 23:33). Эти слова были обращены к людям, которые не приходили в восторг от его проповедей. Это никак нельзя, по-моему, признать наилучшим тоном, а в евангелиях есть очень много подобных мест об аде. И прежде всего, разумеется, известное место о прегрешении против святого духа: "...если же кто скажет на духа святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем" (Мф 12:32). Это место причинило миру неисчислимые страдания, ибо люди всех состояний и положений вбили себе в голову, что они совершили грех против святого духа, который не простится им ни в сем мире, ни в будущем. Я отнюдь, действительно, не думаю, чтобы человек, по своей природе наделенный в какой-то мере добротой, стал сеять подобные страхи и ужасы в нашем мире. Далее Христос говорит: "Пошлет сын человеческий ангелов своих, и соберут из царства его все соблазны и делающих беззаконие и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов" (Мф 13:41-42); и он еще долго продолжает говорить относительно плача и скрежета зубов. Это повторяется во многих стихах, и для читателя становится совершенно очевидным, что Христос предвещает плач и скрежет зубовный не без некоторого удовольствия, иначе он не заводил бы об этом разговор так часто. Затем все вы, конечно, помните место про овец и козлов: как он в свое второе пришествие собирается отделить овец от козлов и сказать козлам: "...идите от меня, проклятые, в огонь вечный..." (Мф 25:41). А далее он снова говорит: "И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает" (Мк 9:43-44). Эта тема тоже повторяется много раз. Я вынужден заявить, что вся эта доктрина, будто адский огонь является наказанием за грехи, представляется мне доктриной жестокости. Это доктрина, которая посеяла в мире жестокость и принесла для многих поколений человеческого рода жестокие муки; и Христос евангелий, если принять то, что рассказывают о нем его же собственные летописцы, несомненно, должен быть признан частично ответственным за это. В евангелиях есть и другие, менее значительные вещи того же порядка. ... Словом, я решительно отказываюсь признать, что в вопросах мудрости или в делах добродетели Христос занимает такое же высокое место, как некоторые другие люди, известные нам из истории. Мне думается, что я лично поставил бы Будду и Сократа в обоих этих отношениях выше Христа.

Как я уже указывал, действительная причина того, почему люди принимают христианскую религию, на мой взгляд, не имеет ничего общего с доводами рассудка. Люди принимают её из эмоциональных побуждений. Часто нас уверяют, что нападать на религию весьма пагубно, ибо она делает людей добродетельными. Уверяли в этом и меня; но я что-то не примечал, чтобы дело происходило действительно так. Всем вам, несомненно, известно, как пародировал этот аргумент Сэмюэл Батлер в своей книге "Возвращение в Едгин". Вы помните, что в "Едгине" изображен некий Хиггс, который попадает в далекую страну, проводит здесь некоторое время, а потом бежит из этой страны на воздушном шаре. Двадцать лет спустя Хиггс возвращается в ту же страну и обнаруживает, что едгинцы исповедуют новую религию, в которой предметом поклонения является он сам под именем Сына Солнца; и про него рассказывают, что он вознесся на небо. Хиггс прибывает как раз в канун торжеств по случаю праздника вознесения. Он подслушивает разговор профессоров Хэнки и Пэнки, рассказывающих друг другу, что они никогда и в глаза не видывали человека Хиггса и, надеются, никогда не увидят; однако именно они и являются первосвященниками религии Сына Солнца. Хиггс приходит в великое негодование, приближается к ним и заявляет: "А я возьму да и разоблачу все это шарлатанство и расскажу жителям Едгина, что Сын Солнца - это всего лишь я, человек Хиггс, и это я улетел на воздушном шаре". Но Хэнки и Пэнки отвечают ему: "Вы не должны этого делать, ибо на мифе о Сыне Солнца держится вся нравственность этой страны, и если только едгинцы узнают, что вы не возносились на небо, все они погрязнут в пороках". Довод этот убеждает Хиггса, и он мирно покидает страну.

Именно эту идею внушают нам приверженцы христианства - будто все мы погрязли бы в пороках, если бы не придерживались христианской религии. А я полагаю, что как раз те люди, которые придерживались христианской религии, и отличались в большинстве своем вопиющей порочностью. Вы признаете, разумеется, тот любопытный факт, что, чем сильнее были религиозные чувства и глубже догматические верования в течение того или иного периода истории, тем большей жестокостью был отмечен этот период и тем хуже оказывалось положение дел. В так называемые века веры, когда люди действительно верили в христианскую религию во всей ее полноте, существовала инквизиция с ее пытками; миллионы несчастных женщин были сожжены на кострах как ведьмы; и не было такого рода жестокости, которая не была бы пущена в ход против всех слоев населения во имя религии. Взгляните на мир вокруг себя - и вы обнаружите, что каждая крупица прогресса в человеческих чувствованиях, каждое улучшение в уголовном законодательстве, каждый шаг, направленный на то, чтобы в мире было меньше войн, каждый шаг, сделанный с целью улучшить отношение к цветным расам, или любое смягчение рабства, любой нравственный прогресс, имевший место в мире, - все это неизменно наталкивалось на противодействие организованных церквей мира. И с полной ответственностью за свои слова я заявляю, что христианская религия в своей церковной организации была и все еще продолжает оставаться главным врагом нравственного прогресса в мире. ... Религия основана, на мой взгляд, прежде всего и главным образом на страхе. Частью это ужас перед неведомым, а частью, как я уже указывал, - желание чувствовать, что у тебя есть своего рода старший брат, который постоит за тебя во всех бедах и злоключениях. Страх - вот что лежит в основе всего этого явления, страх перед таинственным, страх перед неудачей, страх перед смертью. А так как страх является прародителем жестокости, то неудивительно, что жестокость и религия шагали рука об руку. Потому что основа у них обеих одна и та же - страх
".



Действительно, Иисус довольно много говорил об "аде" и "геенне"... Однако, христианам никто не пояснил, что же эти понятия обозначают. А когда нет четкого осознания, возникают домыслы, которые, в свою очередь, служат отличным инструментом для запугивания паствы и привлечения новых адептов в церковь.

Религия, которая зиждется на животном страхе перед смертью и мучениями - примитивна и бессмысленна. Всевышний желает, чтобы человек служил Ему не из-за боязни быть наказанным если ослушается, но из любви и искренней преданности, из желания исполнить волю Его, а не получить для себя какую-то выгоду или награду в этой жизни или в будущей.

Теперь рассмотрим вкратце, что на самом деле означает понятие "ад" в Торе.

Фактически, для некоторых душ попадание в "ад" после смерти - это привилегия, которую еще нужно заслужить! В комментарии к данному видео я писала: "проживая свою жизнь, нужно ЗАСЛУЖИТЬ право попасть в геином (ад), для того, чтобы получить там очищение от скверны, и суметь двигаться дальше, к Свету! Т.е. геином (ад) предназначен как раз для тех душ, которые стремятся к праведности, и живут, стараясь исполнять волю Всевышнего, однако, не способны полностью очиститься, пребывая на Земле. Такие души и попадают в геином (ад). Если человек удостаивается подобного очищения, значит у его души есть будущее, есть следующие этапы восхождения и совершенствования для получения доли в Грядущем Мире. Это касается абсолютно каждого человека, независимо от того, еврей он, или нет".

Здесь р. Элиягу Эссас поясняет, что такое "ад" и куда он денется после прихода Машиаха.
Здесь р. Берл Лазар учит о "четырех ступенях восхождения души".

Рав Шалом Каплан учит:

"В иудаизме действительно есть такие понятия как "ад" и "рай". Человек приходит в этот мир для того, чтобы исполнить свое предназначение. Мы все после смерти предстанем перед Небесным судом и ответим за наши поступки. Рай и ад – это мир душ. Рай – это место пребывания душ умерших, которые во всем исполнили свое предназначение, либо прошли исправление после понесенного наказания. В раю душа пребывает в близости ко Всевышнему и испытывает высшее наслаждение. Но рай не является окончательным вознаграждением. В нем души лишь ожидают Будущего Мира, который наступит после воскрешения мертвых. Ад – это место, предназначенное для исправления определенных грехов человека. Туда, соответственно, попадают души грешников. Есть много описаний ада у наших мудрецов, как, например: «огонь (в нашем мире) это 1/60 огня ада (геинома)» (Брахот, 57б). Мудрецы последующих поколений (Рамбан, рав Элияу Деслер и др.) объясняют, что ни в коем случае это нельзя воспринимать буквально. Речь идет о муках души, которые аллегорически сравниваются с огнем, для того, чтобы приблизить эти страдания к нашему пониманию. Есть несколько видов наказаний грешников после смерти. Попробуем их объяснить по порядку, опираясь на описание р. Элияу Деслером в книге «Михтав ми-Элияу». Это нам поможет немного понять смысл наказаний ада.

Все мы смертны – это совершенно очевидно. В момент смерти душа покидает тело, но по сути она никак не изменяется. Душа остается со всем «багажом», который она приобретала в течение жизни – желания, стремления, привычки, достоинства и недостатки. Человек – это единственное существо, способное жить в иллюзорном мире, который каждый создает себе сам. И все потому, что в этом мире истинная реальность скрыта от нас. Ее невозможно постичь иначе, чем через изучение Торы. Душа – сугубо духовна, она стремится воссоединиться со своим источником. После смерти душе предстоит встреча с истинной реальностью, которая является единственной реальностью, и пройти проверку, насколько душа ей соответствует, имеет ли она возможность в ней существовать. В этом заключается смысл Небесного суда, перед которым предстает душа после смерти. Если душа не подходит под эту реальность, т.е. при жизни она приобрела различные недостатки, «обросла» материальностью, обрела дурные качества, пороки, то ее постигает наказание, цель которого – очистить душу от наслоений, мешающих ей войти в рай – мир совершенных душ. Т.е. наказание не может создать добро в человеке, но только освободить его от накопленного зла. Соответственно, различные наказания исправляют различные недостатки. Чтобы понять дальнейшие объяснения рава Деслера, нам необходимо понять строение души человека. Она условно делится на три уровня: самый низший – нефеш (животная душа) поддерживает жизнедеятельность тела. В теле человека она прибывает в печени, из которой по крови распространяется по всему телу. Она обладает свойствами, такими как рефлексы и физические желания, а также все то, что называется качествами души. Второй уровень – руах (дух). Он пребывает в сердце, и в нем сосредоточены чувства человека: любовь и страх, приятие и неприятие, желание и ненависть. Главная характеристика этого уровня – желание и ощущение собственного «я», в котором заключается право выбора человека. Третий и самый высший уровень – нешама (Б-жественная душа). Она прибывает в высших сферах и лишь озаряет мозг человека. Она отвечает за постижение Б-жественного разума, данного человеку. Чем больше человек занимается Торой, тем большего света нешамы он удостаивается. ...

... Геином – ад. В нем происходит исправление части души руах (духа). Это происходит следующим образом: человек ощущает, что его собственное «я» после освобождения от качеств души осталось совершенно пустым. Это ощущение причиняет ему тяжелейшие страдания. О них сказано: «Души злодеев сгорают» (Рош а-Шана, 17б), т.е. в их душах нет никакой духовности. Все попадают в ад (праведники также проходят через него, но их провожают ангелы, которые были созданы их праведными поступками и изучением Торы), но выходят из него по-разному. Каждый – в меру духовности, которая была в нем. Наихудший случай – когда наш праотец Авраам вызволяет еврея из ада. Это означает, что в том еврее «сгорело» все, кроме несгораемой внутренней сути, подобной точке. Она есть у каждого еврея, она причисляет его к народу Израиля – к потомкам Авраама. Но если у человека при жизни были помыслы о раскаянии, то его мучения доходят до этой точки. Если и этого не было, то мучения такого человека продолжаются до тех пор, пока от него не остается ничего, и он становится прахом в ногах праведников. Маараль из Праги объясняет, что ад – это небытие. В аду человек ощущает всю никчемность своего существования: все, к чему он стремился, исчезло, и он остался в полном одиночестве. В нем осталось лишь ощущение собственного «я». Он остался один на один с отчаянием от пустоты прожитой жизни, и это причиняет ему немыслимые муки. Как известно, муки души несравненно страшнее, чем мучения тела. После того, как душа выходит из ада, она попадает в рай. Из сказанного выше ясно, что в ад попадают не самые закоренелые грешники. Для таких есть особое наказание – карет (да спасет нас Всевышний от этого страшного наказания!).
"

К.С. Льюис также писал: "... Каждый человек будет жить вечно, и это — либо истина, либо заблуждение. Значит, если мне суждено прожить каких-нибудь семьдесят лет, то о многих вещах мне не надо беспокоиться, но о них стоит беспокоиться, и очень серьезно, если мне предстоит жить вечно. Возможно, мой дурной характер становится все хуже или присущая мне зависть — все больше, но это происходит так постепенно, что изменения к худшему, накопившиеся за семьдесят лет, практически незаметны. Однако за миллион лет мои недостатки могли бы развиться во что-то ужасное. Если христианство не ошибается, «ад» — абсолютно верный термин, передающий то состояние, в какое приведут меня за миллионы лет зависть и дурной характер".

Это слишком прогрессивное мнение, которое, к сожалению, не присуще классическому христианству. Скорее, оно отражает именно иудейский подход, поскольку в нем делается акцент на главном смысле нашего бытия - на исправлении и самосовершенствовании. Т.е. необходимо исправить свой дурной характер, чтобы в вечности пребывать с Творцом. Но, опять же, проблема заключается в том, что христианство не способно дать своей пастве те инструменты, с помощью которых человек может исправиться и достичь праведности.

Эти инструменты - Заповеди Торы. Они помогают, во-первых, высветить те недостатки характера, которые имеются у человека в реальности, и о которых, без Торы, он обычно и не подозревает; а во-вторых, помогают их исправить. При этом, безусловно, чтобы достичь подлинной святости, необходимо исполнять и Заповеди, касающиеся взаимоотношений с Б-гом, и заботиться не только о личном совершенствовании, но и об исправлении всего мира. Христианская идея "личного спасения" - очень эгоистична, "узколоба" и довольно маловажна в перспективе вечности и конечного исправления всего мироздания.

В общем, нет никакого смысла бояться "ада" и "вечных" мучений, поскольку даже "ад" создан Творцом исключительно для нашего блага, и способствует нашему исправлению. Иез. 18:23 "Разве Я хочу смерти беззаконника? говорит Господь Б-г. Не того ли, чтобы он обратился от путей своих и был жив?". У человека всегда есть шанс покаяться, обратиться к Б-гу и попытаться исправиться. Если исправление не достигнуто в этой жизни, оно будет дополнено в "аду", а затем, возможно, душа получит шанс воплотиться вновь и довершить свое исправление.

Не так страшен "ад", как его малюют. Хотя, предпочтительнее, конечно, дожидаться Мира Грядущего в раю, вместе с праведниками... Впрочем, для этого необходимо изрядно потрудиться, дабы привести свою душу в состояние совершенства, чтобы суметь приблизиться к Творцу.


Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!"
Гибнет народ от недостатка ведения...
 
ГалилеянкаОтправлено в: Суббота, 08 Июля 2017, 08:54 | Сообщение № 2

Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
Чего же на самом деле следует бояться?

Рав Моше Кордоверо учит:

Еще одно качество, относящееся к малхут, является наиважнейшим и служит вратами к служению Всевышнему. Это трепет перед Творцом, Великим и Грозным. Однако качество страха таит чрезвычайную опасность искажения, если в него войдут «внешние силы» (силы зла). Ведь если человек боится страданий, смерти или ада, то это страх перед «внешними силами», ведь все эти действия – от них.

Однако основной страх – это трепет перед Всевышним. Требуется размышлять о четырех вещах:

1. Величие Творца Всего по сравнению со всем сущим. Ведь человек боится льва, медведя, бандита, огня, обвала; но это – лишь Его малые посланники. Почему же он не страшится Великого Царя, дабы был трепет перед Его величием на его лице? Следует сказать себе: «Как может презренный человек грешить перед столь великим Господином? Ведь если бы это был медведь, тот загрыз бы его, а Всевышний «терпит обиду». Но разве это причина не страшиться Его величия?

2. Когда представит себе постоянное Провидение Творца, Которое смотрит и надзирает над ним. Ведь раб боится своего господина всегда, когда находится перед ним; а человек постоянно находится перед Творцом, взор Которого следит за всеми его деяниями. Поэтому человеку следует бояться и страшиться, что Он видит, как он нарушает Его заповеди.

3. Всевышний – источник всех душ, и все они укоренены в Его сфирот. Как же он не убоится, если Дворец Царя будет изгажен его злыми делами?

4. Убоится, что вред, нанесенный его действиями, изгоняет Шехину (Б-жественное присутствие) свыше. Поэтому человек должен страшиться принести столь великое зло – отдалить благоволение Царя от Царицы.

Подобные виды страха наставляют человека на правильный путь к исправлению данного атрибута (малхут) и позволяют ему прилепиться к этому атрибуту.

«Еще одно качество, относящееся к малхут, является наиважнейшим и служит вратами к служению Всевышнему. Это трепет перед Творцом, Великим и Грозным». Как было отмечено ранее, самое важное качество атрибута малхут – то, что у него «нет ничего своего». Поэтому, благодаря этому атрибуту, в мире раскрывается царство Всевышнего. И то же самое можно сказать о человеке. Если у человека есть трепет перед Небесами, и он готов поступиться своим эго и своими желаниями ради выполнения воли Всевышнего, он проявляет власть Всевышнего над этим миром.

«Трепет перед Творцом, Великим и Грозным». Написано в трактате Шаббат (31а-б): «Сказал Рова бар рав Уна: каждый человек, у которого есть Тора, но нет трепета перед Небесами, подобен казначею, который получил ключи от внутренних дверей, но не получил ключи от наружных дверей». В предисловии к книге «Зоар» (11) написано: «Раби Шимон бар Йохай сказал, что трепет является вратами к обретению веры. Весь мир существует благодаря этой заповеди. Она является корнем и фундаментом для выполнения всех остальных заповедей Торы. Тот, кто сохраняет трепет, сохраняет все. А тот, кто не стремится сохранить трепет, – не соблюдает заповеди Торы». И написано в книге «Зоар» (Беар, л. 108): «Вначале человек должен принять на себя ярмо [Торы], и потом будет выполнять в нем [в трепете] всю необходимую работу [служение Всевышнему]. А если не примет его на себя, то не сможет служить. И об этом сказано (Теилим, 2:11): “служите Г-споду в трепете”. Что значит “в трепете”? Как сказано (Теилим, 111:10): “начало мудрости — трепет перед Г-сподом”. И поэтому [трепет] – это начало всего, ибо благодаря ему можно войти во врата святости. А если нет в нем [трепета] – не снизойдет на него Высшая Святость».

В книге «Нефеш а-Хаим» (4:4) р. Хаим Воложинер объясняет: «И ещё сказали (Авот, 3:9): “мудрость каждого, чья Б-гобоязненность предшествует его мудрости, сохраняется”. Б-гобоязненность – это начало и основа мудрости Торы. И об этом сказали наши мудрецы благословенной памяти (Шаббат, 31а): “сказал Рейш Лакиш: написано [Йешаяу (33:6) “И упрочены будут времена твои сокровищем спасения, мудрости и знания; Б-гобоязненность – сокровищница Его”[ “Упрочены времена” – это раздел [Мишны] Зраим… и так далее. В этом стихе содержатся намеки на все шесть разделов Мишны и Талмуда [то есть, на основу всей устной Торы]. И тем не менее, “Б-гобоязненность – сокровищница Его”. Талмуд сравнивает Тору с урожаем, а Б-гобоязненность – это склад, в котором содержится зерно, и который это зерно сохраняет. Б-гобоязненность – это хранилище для Святой Торы, только благодаря ей человек может сохранить Тору. А если человек не подготовил хранилище трепета – то его Тора как зерно, которое рассыпано в поле, и быки и ослы топчут его. Она не сохраняется у такого человека, не дай Б-г». Рав Хаим подразумевает, что если человек не подготовил себя, приобретя трепет перед Всевышним, то аспекты дурного начала, которое в святых книгах называется «бык и осел», испортит все служение и всю Тору этого человека.

«Трепет перед Творцом, Великим и Грозным». Написано в книге «Решит Хохма» (Врата трепета): «У мира есть один создатель, и Он создал все сущее, и Он правит им по воле Своей, и без жизненной силы, исходящей от Него, они бы не существовали, как сказано (Нех. 9:6): “а Ты оживляешь их всех”. И если бы, не дай Б-г, можно было себе представить, что влияние и изобилие, исходящие от Него, покинули бы все миры даже на одно мгновение – они все прекратят существовать, как будто их никогда и не было. Ибо все нуждаются в Нем, а Он не нуждается ни в ком. После того, как человек осознает это, он будет обязан трепетать перед Ним [Творцом], и принять на себя бремя исполнения Торы и ее заповедей, подобно рабу, который знает кому он служит, так как у него есть владелец, хозяин и властелин. Ведь в сердце того, кто не знает кому он служит, не может быть настроя на служение».

В книге «Месилат Йешарим» Рамхаль пишет, что существует два вида боязни или трепета перед Всевышним: «Боязнь наказания, попросту говоря, состоит в том, что человек боится нарушить слово Г-спода, Б-га своего, из-за угрозы наказания, как из-за наказания тела, так и из-за наказания души. Эта боязнь легко достижима, ведь всякий человек любит себя, и опасается за свою душу. Нет ничего, что более оттолкнуло бы его от поступка, чем боязнь, как бы это не причинило ему какого-либо зла. Такая боязнь пристала только простым людям и \женщинам\, сила сознания которых не столь велика. Это не боязнь мудрецов и людей с развитым сознанием. Второй вид – это боязнь величия. Она состоит в том, что человек отдаляется от грехов и не совершает их из-за великого уважения к Творцу, благословенно Имя Его. Ведь как может сердце человека из плоти и крови, низкого и презренного [существа], позволить себе или возжелать что-либо противоречащее воле Создателя, благословенно и возвышенно Имя Его!»

О первом уровне р. Моше Кордоверо пишет, что в нем кроется великая опасность. Тот, кто страшится страданий, смерти, ада, или наказаний, исходящих от сил зла (которым Всевышний может дать волю с целью наказать или проучить человека) – дает этим «внешним» силам возможность существовать. Он сам подвергает себя опасности нападения с их стороны. «Если человек боится страданий, смерти или ада, то это страх перед “внешними силами”, ведь все эти действия – от них». Р. Хаим Воложинер в книге «Руах Хаим» (4:22) пишет: «Тот, кто трепещет перед Всевышним, не боится ничего в этом мире. Если же у него нет качества трепета в достаточной степени, то будет он бояться созданий, львов, медведей и грабителей, которые рыщут по миру. И действительно, тот, кто не боится Г-спода, должен бояться их. И об этом говорил наш наставник Моше (Дварим, 10:12): “Чего Г-сподь требует от тебя? Только трепета перед Г-сподом!” Т.е., так как у любого человека есть естественный страх перед многими дурными вещами, не лучше ли для него превратить этот страх в трепет перед Всевышним?! И тогда он убережется от всех страхов, которые существуют в этом мире! Требуется использовать разнообразные страхи, которые есть в мире, для того, чтобы прийти к трепету перед Всевышним».

Несмотря на то, что р. Моше Кордоверо предупреждает об опасностях, связанных с боязнью наказания, из слов Рамхаля понятно, что достичь более высокого уровня – трепета перед величием Творца – чрезвычайно трудно. Р. Хаим Воложинер в книге «Нефеш а-Хаим» (праким, 8) пишет, что более низкий уровень трепета тоже совершенно необходим: «Еще одна вещь может соблазнить тебя множеством доказательств. Это мысль, что единственная цель служения Всевышнему – это достичь трепета перед величием Всевышнего, и только ко этому будут обращены сердце и глаза его. И [будет думать, что] боязнь наказания, а также стыд перед людьми, – это худшее из худших качеств, которое следует искоренить из сердца. И твое дурное начало позволит тебе обрести все более и более высокий уровень трепета, до такой степени, что в сердце твоем укоренится мысль, что боязнь наказания и стыд перед людьми – это грех. И будешь убегать от них, как убегают от греха. И может случиться, что попадешь ты в сети [своего дурного начала], и, не достигнув подобающим образом трепета перед величием Всевышнего, не сможешь отказаться от запрещенного. А ведь наши мудрецы благословенной памяти уже научили нас, как надо правильно себя вести, приведя благословение, которое раби Йонатан бен Закай дал своим ученикам [перед смертью] (Брахот, 28б): “чтобы ваш страх перед Небесами был как страх перед плотью и кровью”. [То есть, даже мудрецам и праведникам высочайшего уровня, коими были ученики раби Йоханана бен Закая, потребовалось его благословение для того, чтобы их страх перед Небесным наказанием сравнялся со страхом перед наказанием, которому их могут подвергнуть люди. Это тем более удивительно в свете того, что ученики раби Йоханана бен Закая несомненно были глубоко верующими, и не сомневались, что любое наказание, исходящее от людей, тоже является постановлением Высшего Суда. Тем не менее, естественный страх перед человеческим судом настолько силен, что воспитать в себе сравнимый с ним страх перед Небесами – это чрезвычайно трудная задача.]

И кто может превзойти по величию и праведности р. Амрама Хасиду?! И несмотря на это, когда один раз ему неожиданно подвернулась возможность совершить грех, не дай Б-г, он сражался с соблазном с помощью многих уловок, и [в том числе] задумался о позоре перед людьми [который он будет испытывать, если совершит нарушение]». [См. Кидушин 81а. В Талмуде описано, что, когда его стало одолевать дурное начало, р. Амрам Хасида закричал «Пожар!». Люди сбежались на его крик, и у него уже не было возможности совершить грех.] Виленский Гаон пишет, что в то время, когда человек совершает грех, ему не поможет трепет перед величием Всевышнего, ибо он забывает Всевышнего, и ведет себя как пьяный, которого обуяло безумие. Это также написано в комментарии «Имрей Ноам» к приведенному отрывку из трактата Брахот: «Перед совершением греха от него можно отказаться, используя страх перед Всевышним. Но тот, кто уже начал грешить, сможет остановиться только благодаря страху перед людьми».

«Минхат Хинух» (432) пишет, что путь к трепету перед величием Всевышнего лежит через боязнь наказания. Только обретя более низкий уровень, можно стремиться к более высокому. «Человек боится льва, медведя, бандита, огня, обвала; но это – лишь Его малые посланники. Почему же он не страшится Великого Царя, дабы был трепет перед Его величием на его лице?» Мудрецы благословенной памяти (в трактате Брахот 59а) объяснили стих (Коэлет, 3:11) «А сделал Б-г так, чтобы боялись Его»: «речь идет о громе, который создан для того, чтобы выпрямлять искривленность человеческого сердца». Подразумевается не то, что человек должен бояться посланника Всевышнего – грома, а Того, кто этот гром послал. И это относится ко всем «естественным» явлениям. Они лишь слуги и посланники Всевышнего, Которого следует бояться.

«Однако основной страх – это трепет перед Всевышним». Написано в книге «Шаарей Ора»: «Есть два вида трепета: внешний и внутренний. Тот, кто не осознает величие Всевышнего, испытывает внешний трепет и служит Создателю из страха перед наказанием, перед несчастьями, которые могут его постигнуть. Он подобен тому, кто не убивает и не ворует только из страха, что его за это убьют. Внутренний трепет – это более высокий уровень. Это трепет, который приходит в результате разумения. Каким образом это происходит? Человек начинает постигать величие Творца, благословен Он, и грандиозность Его могущества. И вместе с осознанием Его величия, человек начинает постигать ничтожество своего бренного тела. И у него возникает боязнь восстать против столь великого Царя. Он скажет: “кто вел меня до сих пор, и позволил мне осознавать и созерцать Великого Царя, Владыку царей, Святого, благословен Он, хоть я и низменным и презренным существом?! Кто я, и чего стоит моя жизнь, чтобы я удостоился пребывать на столь высокой ступени?” Таким образом, получается, что человек боится стать недостойным войти в обитель Владыки царей. И это то, что подвигает его исправлять себя, улучшать и развивать свою душу».

«Величие Творца Всего по сравнению со всем сущим». В книге «Решит Хохма» (Врата трепета, гл. 1) написано, что, размышляя о величии Всевышнего, можно прийти к трепету перед Ним: «Когда будет человек размышлять о деяниях Его, благословен Он, устрашится и покорится величию Его; устыдится перед Ним, и не нарушит веления Его. И это то, что сказал пророк Йона (1:9): “Страшусь Г-спода Б-га небес, сотворившего море и сушу”».

«Представит себе постоянное Провидение Творца, Которое смотрит и надзирает над ним. Ведь раб боится своего господина всегда, когда находится перед ним». Написано (Теилим, 18:8): «Представляю Всевышнего перед собой всегда». Это одно из основополагающих понятий Торы. И этого добивались праведники, которые все свои действия совершали по воле Творца. Ибо не похоже то, как человек сидит, двигается, и делает дела, когда находится в одиночестве своего дома на то, как он ведет себя перед великим царем. И его разговоры в кругу семьи не похожи на то, что он произносит в обители царя. Тем более, если человек будет постоянно помнить, что Всемогущий Царь, Царь всех царей, Всевышний, благословен Он, слава Которого наполняет мир, находится перед ним, и следит за его действиями, то трепет и покорность охватят его, и он будет стыдиться. И это поможет ему преодолеть стыд перед теми, кто насмехается над ним из-за того, что он служит Всевышнему и живет по Его законам (Рамо, «Шулхан Арух», «Орах Хаим» 1:1, «Законы утреннего пробуждения»).

В книге «Месилат Йешарим» написано (там же): «Когда человеку станет ясно, что всюду, в любом месте, он находится перед Всевышним, благословен Он, тогда сами собой придут к нему боязнь и страх, как бы не ошибиться в поступках, чтобы не оказались они недостойными величия славы Его. Об этом сказано (Авот, 2:1): “Знай, что над тобой – глаз видящий и ухо слышащее, и все дела твои в книгу записываются”. Поскольку Провидение Всевышнего – во всякой вещи, и Он все видит и все слышит, то нет сомнений, что все дела человека оставляют свой след, и все записывается в книгу, в заслугу ему или в обвинение».

«Раб боится своего господина всегда, когда находится перед ним; а человек постоянно находится перед Творцом, взор Которого следит за всеми его деяниями». Человек должен осознавать, что его здоровье, достаток и сама жизнь полностью зависят от Всевышнего. Творец может наказать его за его проступки в любой момент. И тот факт, что Всевышний проявляет качество бесконечного терпения, не означает, что его не следует бояться. В любой момент Он может перестать проявлять это качество, и наказать человека за его грехи. Рамбам пишет в книге «Сефер а-Мицвот» (4): «Всевышний повелел нам испытывать трепет перед Ним, и бояться Его. И не быть как вероотступники, которые делают все, что им вздумается. Мы должны постоянно ощущать страх перед наказанием, и об этом сказано (Дварим, 6:13) “Трепещи перед Г-сподом, Б-гом твоим”».

«Человек постоянно находится перед Творцом, взор Которого следит за всеми его деяниями. Поэтому человеку следует бояться и страшиться, что Он видит, как он нарушает Его заповеди». В книге Рамхаля «Месилат Йешарим» (начало 25-й главы) написано: «Боязнь [греха] приобретается в размышлениях о двух истинах. Первая заключается в том, что Шехина (Б-жественное присутствие) находится в каждом месте в этом мире. Он, благословенный, следит за каждой вещью, малой или большой, и ничто не скрыто от Его глаз, ни великое, ни ничтожное. Малое и большое, презренное и достойное, – все Он видит и понимает, без всякого различия между ними».

«Как же он не убоится, если Дворец Царя будет изгажен его злыми делами?» «Царский дворец» символизирует высшие миры. И чем нарушение «ближе к Царю», тем выше уровень, на котором это нарушение наносит ущерб. И это объясняется в книге «Нефеш а-Хаим» (1:14): «Возможно, что два человека совершат один и тот же грех, и, несмотря на это, наказания, которые им за это полагаются, неодинаковы. Например, если разум и знания одного из них превосходят разум и знания другого из-за того, что его душа происходит из более высокого источника. И это упоминается в книге “Тикуней Зоар” в конце гл. 443. Тот, кто наносит повреждение внизу, наносит также повреждение Свыше, в месте, из которого высечена его душа… И тот, кто испачкал двор царя отличен от того, кто испачкал царский дворец. И тем более, он не схож с тем, кто испачкал его трон, или его величественные одеяния, и тем более – корону. И хотя, чем выше находится духовный мир, тем меньше он подвержен влиянию грехов, тем не менее, <тому, чей грех влияет на высшие миры> полагается более суровое наказание. Ибо невозможно даже сравнить наказание того, кого назначили чистить и полировать царскую корону, и он оставил на ней хотя бы пылинку, с наказанием того, кого назначили чистить царский двор, и он оставил в нем целые горы мусора и глины. И поэтому суд Б-га Истины назначает бесконечное разнообразие наказаний – в соответствии с размером нанесенного повреждения, и уровнем, из которого происходит его душа, и из какого духовного мира она вышла.

«Убоится, что вред, нанесенный его действиями, изгоняет Шехину (Б-жественное присутствие)». Перед выполнением многих заповедей у многих принято произносить слова «Во имя единения между Святым, благословен Он, и его Шехиной». Эти слова говорят о соединении и единении атрибутов тиферет и малхут. Когда эти атрибуты соединяются, восстанавливаются «каналы», по которым в материальный мир спускается великое изобилие и благословение из высших духовных миров. Если же единение между этими атрибутами нарушается, не дай Б-г, мир страдает от несчастий, недостатка, болезней и отсутствия благословения и удачи в том, что происходит в нем.

В сборнике мидрашей «Берешит Раба» (19:6) объясняется, что при создании мира, Б-жественное присутствие находилось в этом мире. Но в результате систематического и постоянного грехопадения человечества, Шехина отходила все дальше и дальше от этого мира. Но когда в мире появились праотцы и праведные руководители еврейского народа, Б-жественное присутствие стало «опускаться вниз», приближаясь к этому миру. Когда еврейский народ во главе с Моше получил Тору у горы Синай, Шехина вернулась в этот мир. Если народ Израиля грешит, не дай Б-г, это приводит к уходу Шехины из низших миров, и «канал», который объединяет миры, прерывается. Если прежде чем совершить грех, человек задумается о том эффекте, который возымеет его действие в этом мире и в высших мирах, он устрашится, и откажется от греховных мыслей.

«Убоится, что вред, нанесенный его действиями, изгоняет Шехину». Если бы человек видел то страшное разрушение, которое влекут его дурные деяния, он бы боялся грешить.

Р. Хаим Воложинер в книге «Нефеш а-Хаим» (1:4) пишет: «Действительно, любой мудрый человек, когда по-настоящему осознает и поймет это, то сердце заколотится в груди его от страха и трепета, если вспомнит о своих нехороших деяниях, не дай Б-г! На каких духовных высотах происходит разрушение и как велик ущерб, который возникает в результате малейшего греха, не дай Б-г! Их результат гораздо страшнее, чем разрушение, которое совершили Навуходоносор и Тит <разрушившие Первый и Второй Храм>. Ибо Навуходоносор и Тит не вызвали своими действиями никакого разрушения свыше, так как нет у них удела и корня в высших мирах, и поэтому в этих мирах они ничего не могут изменить. И только в результате наших грехов как бы уменьшилась и ослабла сила, снисходящая на мир Свыше. <И то, что написано> (Бемидбар, 19:2): “ибо осквернил святилище Всевышнего” – подразумевается святилище, которое находится Свыше. И только благодаря этому <духовному разрушению>, у Навуходоносора и Тита была возможность разрушить низшее святилище внизу, ведь оно параллельно высшему святилищу. И это то, что сказали про них мудрецы (мидраш “Эйха Рабати”, 1:43): “молотую муку смолол”. Ибо наши действия разрушили высший Храм, великие и святые миры, а их действия повлияли лишь на низший Храм».

«Человек должен страшиться принести столь великое зло – отдалить благоволение Царя от Царицы». Уход Б-жественного присутствия (Шехины) – это самое большое возможное несчастье! В комментарии Виленского Гаона к Шир а-Ширим (5:8, «Заклинаю я вас, дочери Иерусалима: если найдете вы любимого моего, что скажете вы ему? Что я больна любовью!»): «Если вы найдете любимого моего, что вы ему скажете? Из всех несчастий, которые постигли меня, расскажите ему только об одном: что я больна любовью. То, что он далек от меня – это для меня самое тяжелое испытание».

«Человек должен страшиться принести столь великое зло – отдалить благоволение Царя от Царицы». Автор «Решит Хохма» («Врата трепета», 1) объясняет от имени своего учителя (р. Моше Кордоверо), что подразумевается, что человек должен бояться, что его нарушения приведут к отходу Шехины. Он должен сказать себе: как же я своими злодеяниями вызову раздор между возлюбленными? Такого рода боязнь приводит человека к любви ко Всевышнему, ибо он не только отказывается от греха, но и ищет возможности выполнить заповедь, чтобы ещё больше приблизить <тиферет к малхут> и увеличить любовь между ними.


Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!"
Гибнет народ от недостатка ведения...
 
anatol90Отправлено в: Суббота, 08 Июля 2017, 09:07 | Сообщение № 3

Постоянный участник
Группа: христиане
Сообщений: 96
C нами с 28 Апреля 2011
Откуда: Российская Федерация
Статус: Отсутствует
Цитата Галилеянка ()
На самом деле, это очень печально, поскольку многие христиане полностью поглощены страхом "попасть в ад" и вечно "гореть в неугасимом пламени, скрежеща зубами".
К сожалению многие как раз и не бояться ада, мотивируясь учением "Спасен однажды - спасен навсегда" (или думая примерно так) , но ведь Евангелия это учение опровергают.

Если человек живет в грехе то он уже здесь на земле живет в аду, но возможно покаяние и уход от греха на деле. Ад это состояние души без Бога, а в физическом аду ещё к мукам совести за грехи добавится физическая боль, и ещё неизвестно что сильнее, наверное всё таки муки совести за грехи гораздо сильнее.

Есть очень много свидетельств об аде, неужели это всё выдумка, для меня это безумие отвергать эти многочисленные свидетельства людей, но многие люди не верят. Как сказано в Евангелии: "Тогда [Авраам] сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят." (Лук. 16:31)

Цитата Галилеянка ()
Не так страшен "ад", как его малюют.
Как говорили в одном фильме "Всё не так страшно" - Конечно, всё ещё страшнее!
 
ГалилеянкаОтправлено в: Суббота, 08 Июля 2017, 09:32 | Сообщение № 4

Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
Цитата эх_я ()
К сожалению многие как раз и не бояться ада, мотивируясь учением "Спасен однажды - спасен навсегда"
"спасен" от чего? От ада! Они боятся его, однако, избирают для себя удобную доктрину "спасения", а по сути - самообман. Вместо того, чтобы страшиться нарушить волю Творца, выраженную в Торе, они страшатся "адских сковородок", поэтому и цепляются за Иисуса, надеясь избежать этой участи. У таких людей, к сожалению, нет осознания смысла бытия и того, чего хочет Всевышний от человека.

Цитата эх_я ()
Ад это состояние души без Бога
это отчасти верно.

Цитата эх_я ()
а в физическом аду ещё к мукам совести за грехи добавится физическая боль
в ев. от Матфея действительно есть упоминание о том, что "тело будет ввержено в геенну". Наверное поэтому православие учит, что "до Страшного суда в аду мучаются только демоны и души грешников, а после Страшного суда адские муки постигнут также и воскресшие материальные тела грешников". Исток подобного учения восходит к мифам Древней Греции. В. Южин: "Греки не почитали своих мертвых. Аид - как наказание за земной грех (например, вечные муки Тантала и Сизифа), шел "рука об руку" с восприятием мертвых как несчастных теней, осужденных на "беспокойные и бесцельные метания туда-сюда". Это очень жестокая доктрина, вполне в духе христианской инквизиции. Но она, к счастью, не имеет никакого отношения к правде. У Творца наказание служит исключительно для исправления и очищения, поэтому "вечное наказание", и уж тем более телесное - бессмысленно!

Цитата эх_я ()
неужели это всё выдумка
по большей части, данные "видения" являются следствием психоза, т.е. бредовыми галлюцинациями на религиозной почве. Человеческий мозг - суперсложная штука, и игры подсознания способны ввести в заблуждение. В любом случае, жизнь и вера человека не должны основываться на "видениях" или чьих-то "свидетельствах". Нужно думать своей головой.


Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!"
Гибнет народ от недостатка ведения...
 
Бейт-мидраш / Дом учения » ИУДАИЗМ VS ХРИСТИАНСТВО » Дискуссии с Христианами » Страх ада и вечных мук - двигатель прогресса христианства
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:
Функции форума
Ленточный Вариант Форума  |  Правила поведения  |  Участники  |  RSS Лента  |  Поиск по Названиям Тем

Предупреждение: данный форум строго модерируем. Проводятся постоянные ревизии, чистки, а также удаляются устаревшие и потерявшие актуальность темы.

Цветовая маркировка групп: Читатель ~ Участник ~ Постоянный участник ~ Администратор

Поиск по всему сайту


Форум основан 1 июня 2006 г.
Хостинг от uCoz