[ Новые сообщения · Правила поведения · Участники · Поиск по темам · RSS лента ]
"Потому что Я Г-сподь, Б-г ваш, освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят" (Левит 11:44)
"Ибо все народы пойдут – каждый во имя божества своего, а мы пойдем во имя Г-спода Б-га нашего во веки веков." (Миха 4:5)
Шалом! Данный форум устроен по типу бейт-мидраш. Эта модель призвана помочь тем, кто желает изучать Тору и еврейскую мудрость, а учеников отличает стремление пополнить свои знания и найти им достойное применение. Люди данной категории не озабочены собственной репутацией или мнением большинства; их цель – сблизиться со Всевышним путем исполнения Его заповедей. Посещение «Бейт-Мидраш» не должно рассматриваться как место, где один человек обнажает духовную несостоятельность другого и претендует на исключительность собственного мнения. Суть общения и обучения – укрепление в праведности, исправление своего характера и, тем самым, участие в исправлении всего Мира (тикун олям).

У нас приветствуются ноахиты (бней-Ноах); геры (прозелиты), принявшие официальный или неофициальный гиюр, или находящиеся на пути к этому; выходцы из христианства или иных религий и культов; караимы; иудействующие, а также все Б-гобоязненные, неравнодушные к Б-гу Авраама, Исаака и Иакова, к Торе и Иудейскому образу жизни. Добро пожаловать!

  • Страница 1 из 1
  • 1
Бейт-мидраш / Дом учения » ИУДАИЗМ VS ХРИСТИАНСТВО » Дискуссии с Христианами » "Дух мира сего" - еще одна эллинистическая персонификация
"Дух мира сего" - еще одна эллинистическая персонификация
ГалилеянкаОтправлено в: Суббота, 11 Февраля 2017, 23:53 | Сообщение № 1

Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
2кор. 2:12 "Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога…"

Подарки, наследство, гарантия спасения, вечные блаженства... Какой корыстный подход к вере, однако... Но, речь сейчас не об этом.

Что такое "дух мира сего" ("пневма ту косму")? Речь здесь не может идти о некоем образном понятии или переносном значении. Автор четко противопоставляет дух мира - духу бога. Они оба явно персонифицированы.

Вероятно, это отсылка к "мировой душе" ("психе ту косму") Платона - в философии единая внутренняя природа мира, мыслимая как Высшее живое существо (Бог), обладающее стремлениями, представлениями и чувствами. Многие философские учения, выводившие единство мира из вечной области бытия идеального или умопостигаемого, признавали, однако, и живущую во всех явлениях Мировую душу как подчинённое начало, воспринимающее и осуществляющее в чувственной области и во временном процессе высшее идеальное единство, вечно пребывающее в абсолютном начале. Такой взгляд на Мировую душу был изложен в «Тимее» Платона и затем стал одним из основных пунктов в философии Платона и неоплатоников. Платон придаёт душе смысл всеобщего космологического принципа, и описывает создание мировой души демиургом. Так как Мировая душа обозначается как третья начальная ипостась всего существующего, то некоторые церковные писатели (особенно Ориген и его последователи) ошибочно отождествляли её с третьим лицом троицы. Исчезнувшая в период схоластики идея Мировой души выступает на первый план у платоников эпохи Возрождения и начала Нового времени.

Павел заявляет, что уверовавшие в Иисуса (гностики, постигающие "тайные знания") выходят из под власти "духа мира" и принимают "духа бога" (какого именно бога, кстати, не уточняется).

Возможно, эта философия, наряду с христианскими представлениями, позднее легла в основу идеи о "духе мира" - spiritus mundi

А.В. Лебедев:

"Согласно Агриппе Неттесгеймскому, божественный дух (активное начало) не может непосредственно воздействовать на косную материю; необходим медиум, который обладал бы смешанной духовно-телесной природой («De philosophia occulta» 114); этот медиум есть «дух мира», квинтэссенция, оживляющая тела (алхимический аспект: квинтэссенция обладает протяженностью и может быть извлечена из тел). Согласно Парацельсу, в основе всех веществ лежит квинтэссенция — «панацея», философский камень и эликсир жизни. Эфирный «дух мира», квинтэссенция встречаются у Бруно, Ф. Бэкона и др. Представление об «эфирном», или «астральном теле», как связующем звене между земным, материальным телом и бестелесной бессмертной душой укоренилось в оккультизме".

Теперь узнаем немного о том фоне, на котором расцвело христианское учение, в котором в полной мере отразилось представление об антагонизме "мирского" и "божественного", "плотского" и "духовного". В представлении христиан "плоть" и "дух" - непримиримые враги, а в представлении Иудеев - материальность и духовность взаимосвязаны и немыслимы друг без друга. Иными словами, приземленность без помышлений о возвышенном, и духовность в отрыве от материальности – одинаково губительны.

Ганс Йонас, в книге "Гностицизм", пишет:

"Гностическое движение - так мы должны назвать его - было широко распространенным феноменом в указанные критические столетия, питающимся, подобно христианству, импульсами широко распространенной ситуации человека и, следовательно, прорывающимся во многих местах, многих формах и на многих языках. Первая среди выраженных здесь особенностей представляет собой полностью дуалистическое настроение, лежащее в основе гностической позиции в целом и объединяющее ее широко разнообразные, более или менее систематические выражения. Оно возникает на этой первичной основе страстно прочувствованного человеком опыта противостояния себя и мира, которую оставляет сформулированная доктрина. Дуализм существует между человеком и миром и, соответственно, между миром и Богом, и это двойственность не дополнительных, но двух противоположных условий: поскольку двойственность между человеком и миром отражена на плоскости опыта между миром и Богом и извлекается из нее как из своей логической основы, пусть даже первая может скорее сохраняться так, что трансцендентная доктрина дуализма мир-Бог вырастает из имманентного опыта разъединения человека и мира как из своей психологической основы. В этом собрании трех терминов - человек, мир, Бог - человек и Бог стоят в оппозиции к миру и являются, несмотря на эту немаловажную принадлежность, по сути словно разделенными миром.

Для гностика этот факт познается в откровении, и он определяет гностическую эсхатологию: мы можем увидеть в нем проекцию его базового опыта, которая таким образом создается собственно его истиной откровения. Первоначально это могло быть ощущением абсолютного разрыва между человеком и местом, где он обитает - миром, - ощущением, которое выражается в формах объективного учения. В своем теологическом аспекте это учение утверждает, что Божественное чуждо миру, не играет никакой роли в физической вселенной и не интересуется ею; что истинный Бог, строго надмирный, не открыт миру и даже неразличим для него, и, следовательно, он - Неведомый, совершенно Иной Бог, непознаваемый с точки зрения мировых аналогий. Соответственно, в своем космогоническом аспекте учение утверждает, что мир - творение не Бога, но некоего низшего начала, закон которого он выполняет; а в своем антропологическом аспекте оно утверждает, что человеческая внутренняя суть, пневма ("дух", в противоположность "душе" = психе), не является частью мира, природного творения и владения, но представляется в этом мире полностью запредельной и непознаваемой посредством всех мировых категорий, так же как и ее запредельный двойник, непознаваемый Бог. То, что мир сотворен некоей личной силой, обычно считается доказанным в мифологических системах, хотя в некоторых почти безличная необходимость темного импульса представляется причастной к его происхождению. Но кто бы ни сотворил мир, человек не обязан ему ни преданностью, ни отношением к его работе. Его работа, пусть и непостижимая для заключенного в ней человека, не предлагает звезд, по которым он может установить свой курс, и не провозглашает его желание и волю. Так как истинный Бог не может быть творцом того, что человеческий дух ощущает настолько себе чуждым, природа просто открывает своего Демиурга как силу, находящуюся ниже истинного, другого Бога, - силу, на которую каждый человек может смотреть с высоты своего родственного Богу духа, и это искажение божественного поддерживает его только силой действовать, но действовать слепо, без знания и благожелательности.

Таким образом, Демиург действительно сотворил мир из неведения и страсти. В этом случае мир является продуктом и даже воплощением отрицания знания. То, что он собой представляет, - непросвещенная и потому зловредная сила, произошедшая от духа самоуверенности, от воли править и принуждать. Неразумность этой воли есть дух мира, который не связан с пониманием и любовью. Законы вселенной - законы этого правления, а не божественной мудрости. Власть становится главным аспектом космоса, и его внутренней сущностью является неведение (агнозия). Позитивным дополнением к этому является то, что сущность человека есть знание - знание себя и Бога: это обуславливает его ситуацию как возможность знания в средоточии неведения, возможность света в средоточии тьмы, и это отношение лежит в основе его чуждости, без обращения к темной обширности вселенной
".

"Сокровенная и тайная мудрость" о которой пишет автор послания к коринфянам, намекает именно на гнозис. Христиане посчитали, что познали некую "тайну, сокрытую от веков и родов, ныне же открытую святым Его" (кол. 1:26). В НЗ не раз говорится о "тайне", доступной лишь уверовавшим в Иисуса. Вообще, христианское учение изначально окружено неким ореолом "таинственности" и мистицизма, истоки которого восходят к греческой философии.

Давайте, навскидку, проведем небольшой сравнительный анализ представленного отрывка из книги о гностицизме с христианством и иудаизмом:

Гностицизм: представление о том, что человек и Б-г находятся в оппозиции к миру.
Христианство: "Б-г есть Дух", человек (христианин) - духовен, и должен всеми силами противостоять материальности.
Иудаизм: Б-г присутствует везде, и даже несмотря на то, что в материальном мире Он скрыт (в результате нашего греха), Он не находится в оппозиции ни к миру, ни к человеку. И человек не зря создан и помещен именно в мир, поскольку мир является органической частью человека. Всевышний постоянно взаимодействует с человеком, а человек призван быть сотрудником Б-га в плане исправления всего творения.

Гностицизм: Демиург, сотворивший мир, находится ниже истинного, другого бога, более доброго и понятного человеку.
Христианство: "Бог-отец", сотворивший мир, слишком жесток и кровожаден, слишком далек и непостижим для человека, поэтому христианин обращается к богу-Иисусу, антропоморфному и добродушному "спасителю", который находится не где-то там, вдалеке, а рядом, "живя в христианине" и взаимодействуя с ним.
Иудаизм: Еврей не ощущает себя отделенным от мира, или чуждым миру. И даже непостижимый Творец не далек от человека. Он открылся человечеству на Синае, Он постоянно взаимодействует с человеком, требуя соблюдать Свой Закон, который, при этом, не является ни бременем, ни жестокостью. Совсем наоборот: это проявление высшей любви к творению.

Гностицизм: Кто бы ни сотворил мир, человек не обязан ему ни преданностью, ни отношением к его работе.
Христианство: Даже зная, что мир был сотворен "Богом-отцом", христиане, между тем, не считают, что должны быть преданы Ему и что на них распространяется требование соблюдать Его заповеди. Они не уважают Тору, данную на Синае, и не считаются с Волей Творца.
Иудаизм: Израиль знает Того, Кто сотворил наш мир. Еврейский народ лично ощущал Шехину, Присутствие Творца посреди народа. Израиль принял на себя Его заповеди, и согласился исправлять свой характер и способствовать исправлению всего мира. Евреи уважительно относятся ко всему творению, не принижая материальное перед духовным.

Гностицизм: Мир, сотворенный Демиургом, произошел от духа самоуверенности, от воли править и принуждать.
Христианство: Христиане полагают, что евреи поклоняются властолюбивому и требующему постоянных жертвоприношений Б-гу из страха, исполняя заповеди "по плоти", только лишь в результате принуждения. В то время как Иисус, добрый бог, выкупил уверовавших в него у этого "жестокого Б-га" и гарантировал им спасение, в результате чего необходимость в исполнении Закона - отпала, и наступила "свобода во Христе". Поэтому, кстати, любые попытки христиан "бороться с плотью" заведомо обречены на провал.
Иудаизм: Всевышний - это любящий но справедливый Отец, требующий послушания, которое является благом в первую очередь для самого человека. Иудеи исполняют Тору из любви к Б-гу и в результате искреннего желания исправить свои недостатки и приблизиться к Вечному Творцу, рядом с Которым не может находиться ничего нечистого. Иудеи, в попытке не "победить плоть" а подчинить свои страсти доброму началу, стремятся стать цельным человеком, способным одухотворять материальность.

... Manifestum non eget probatione (очевидное не нуждается в доказательстве).


Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!"
Гибнет народ от недостатка ведения...
 
ГалилеянкаОтправлено в: Воскресенье, 12 Февраля 2017, 08:51 | Сообщение № 2

Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
Современные христиане, в большинстве своем, далекие от гнозиса, и гораздо менее просвещенные в этих вопросах, нежели древние греки, зачастую идентифицируют "дух мира сего" с "диаволом", тем более, что в НЗ он действительно назван "князем мира сего" (Ин. 16:11). Когда же он успел "воцариться"?..

Подобное представление всецело чуждо иудаизму, который признает, что абсолютно всё творение, каждая его молекула, подчиняется Творцу, и нет ничего, что было бы Ему не подконтрольно, и где царствовал бы какой-то иной "князь".

Пс. 96:1 "ЙХВХ царствует: да радуется земля; да веселятся многочисленные острова".
Пс. 95:10 "Скажите народам: ЙХВХ царствует! потому тверда вселенная, не поколеблется. Он будет судить народы по правде".

Ис. 45:17,18 "Израиль же будет спасен спасением вечным в ЙХВХ ; вы не будете постыжены и посрамлены во веки веков. Ибо так говорит ЙХВХ, сотворивший небеса, Он, Б-г, образовавший землю и создавший ее; Он утвердил ее, не напрасно сотворил ее; Он образовал ее для жительства: Я ЙХВХ, и нет иного."

Как видим, нет иного царя, кроме Всевышнего. И Он сотворил не только небеса, т.е. мир духовный, но и Землю, т.е. мир материальный. Нет ничего враждебного или напрасного в творении. Поэтому, человеку следует учиться не "уничтожать" плоть, борясь с ветряными мельницами, а правильно взаимодействовать с ней, контролировать свои эмоции и возвышать материальность. Достаточно духовный - это тот, кто, живя в материальном мире, способен не опуститься на его уровень, а наоборот, поднять материальность на более высокую ступень.


Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!"
Гибнет народ от недостатка ведения...
 
Бейт-мидраш / Дом учения » ИУДАИЗМ VS ХРИСТИАНСТВО » Дискуссии с Христианами » "Дух мира сего" - еще одна эллинистическая персонификация
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:
Функции форума
Ленточный Вариант Форума  |  Правила поведения  |  Участники  |  RSS Лента  |  Поиск по Названиям Тем

Предупреждение: данный форум строго модерируем. Проводятся постоянные ревизии, чистки, а также удаляются устаревшие и потерявшие актуальность темы.

Цветовая маркировка групп: Читатель ~ Участник ~ Постоянный участник ~ Администратор

Поиск по всему сайту


Форум основан 1 июня 2006 г.
Хостинг от uCoz