[ Новые сообщения · Правила поведения · Участники · Поиск по темам · RSS лента ]
"Потому что Я Г-сподь, Б-г ваш, освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят" (Левит 11:44)
"Ибо все народы пойдут – каждый во имя божества своего, а мы пойдем во имя Г-спода Б-га нашего во веки веков." (Миха 4:5)
Шалом! Данный форум устроен по типу бейт-мидраш. Эта модель призвана помочь тем, кто желает изучать Тору и еврейскую мудрость, а учеников отличает стремление пополнить свои знания и найти им достойное применение. Люди данной категории не озабочены собственной репутацией или мнением большинства; их цель – сблизиться со Всевышним путем исполнения Его заповедей. Посещение «Бейт-Мидраш» не должно рассматриваться как место, где один человек обнажает духовную несостоятельность другого и претендует на исключительность собственного мнения. Суть общения и обучения – укрепление в праведности, исправление своего характера и, тем самым, участие в исправлении всего Мира (тикун олям).

У нас приветствуются ноахиты (бней-Ноах); геры (прозелиты), принявшие официальный или неофициальный гиюр, или находящиеся на пути к этому; выходцы из христианства или иных религий и культов; караимы; иудействующие, а также все Б-гобоязненные, неравнодушные к Б-гу Авраама, Исаака и Иакова, к Торе и Иудейскому образу жизни. Добро пожаловать!

  • Страница 1 из 1
  • 1
Бейт-мидраш / Дом учения » ИУДАИЗМ VS ХРИСТИАНСТВО » Дискуссии с Христианами » А был ли спор ангела с дьяволом "о Моисеевом теле"?
А был ли спор ангела с дьяволом "о Моисеевом теле"?
ГалилеянкаОтправлено в: Пятница, 10 Февраля 2017, 22:48 | Сообщение № 1

Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
Иуда, 9 "Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «да запретит тебе Господь»".

Прежде всего, отмечу, что фраза: "да запретит тебе Господь", которая является, якобы, аллюзией на пророчество Захарии (3:2), не имеет к этому пророчеству никакого отношения. В этом месте употребляется глагол "лигъор", который переводится как: "гневно отчитывать", "ругать", "бранить", "срамить", "упрекать", "выговаривать", "обличать", "укорять".

Синодальный перевод: "И сказал Господь сатане: Господь да запретит тебе, сатана, да запретит тебе Господь, избравший Иерусалим! не головня ли он, исторгнутая из огня?"
Еврейский перевод: "И сказал Г-сподь сатану: разгневается Г-сподь на тебя, сатан, разгневается на тебя Г-сподь, избравший Иерушалаим! Ведь он головня, спасенная из огня".

***

Итак, в данном случае мы сталкиваемся не с заимствованием из языческой мифологии, а с реминисценцией на еврейский апокриф "Вознесение Моисея", написанный примерно в то же время, что и тексты НЗ.

Реувен Левин:

"Этот псевдоэпиграф, повествующий о последних днях и духовном завещании великого еврейского лидера Моисея, стал известен широкой публике в 1861 г. Итальянский исследователь библейских текстов А. Чериани обнаружил латинский перевод этого произведения, датируемый VI в., в библиотеке Милана. Анализ документа показал, что первоначальный текст был составлен на древнееврейском или же на арамейском языке. По вопросу датировки, месту написания и авторству этого псевдоэпиграфа было написано немало научных публикаций. В наши дни значительная часть ученых придерживается мнения, высказанного известным библеистом Л. Ростом: “Уже в 1868 г. М. Шмидт и А. Меркс описывали автора как ессея, но они не смогли добиться признания своей гипотезы. Открытие кумранских рукописей доказало, что они оказались правы, подтвердив догадку, что автор принадлежал к кумранской среде. Просматриваются особенно тесные связи текста с Дамасским документом и Свитком Войны. Связь с Кумраном означает, что работа была написана в Палестине. Согласно тексту, Храм все еще существовал, в то время как Ирод умер, а его сыновья, по всей видимости, должны были начать править, — тогда дата написания должна соответствовать первой трети первого века н.э.”. Существует и другая точка зрения на время создания данной книги. Так, например, Дж. Никельсберг и Р. Чарлс относят написание “Вознесения Моисея” к периоду Маккавейских войн (167-160 гг. до н.э.).

Это произведение, дошедшее до наших дней с многочисленными лакунами, остается тем не менее интереснейшим теологическим и литературным памятником. По мнению ряда специалистов, текст объединяет в себе два первоначальных документа: Завещание Моисея и Вознесение Моисея, достаточно близких по содержанию. В основе этого псевдоэпиграфа, который содержит 12 глав, находится пророчество Моисея о будущем народа Израиля. Книгу можно условно разделить на несколько частей. Первая часть повествует о близкой кончине Моисея, назначении Иисуса Навина его преемником и новым пророком Израиля. Центральная часть книги повествует о дальнейшей судьбе народа Израиля, иносказательно описывая такие события, как разрушение и восстановление Первого Храма, гонения Антиоха и правление династии Хасмонеев. В этой части книги есть и строки, предвещающие наступление тяжелых времен для сынов Израиля: “Тогда восстанут у них цари властные. Назовутся они священниками великого Бога и удалят творящих нечестие от святая святых. И придет вслед за ними царь дерзновенный, который не будет из рода священнического. Сей человек — безрассудный и злой, и будет судить он их, как они того достойны. Истребит он вождей их мечом, и в неизвестные места порознь положит тела их, дабы не ведал никто, где тела их. Погубит он старших возрастом и юношей не пощадит. Тогда страх пред ним будет великий в земле их, и станет он вершить суд над ними, как вершили его Египтяне, тридцать четыре года, и покарает их”. Заключительная часть посвящена плачу Иисуса Навина о близкой кончине Моисея, а также последним словам патриарха о важности соблюдения заповедей. Моисей говорит: “Все в этом мире предусмотрел Он, и вот, [истребляется…] Меня поставил он молиться за них и за грехи их — и заступником быть им — не по добродетели моей и не по немощи, но в меру милосердия Его и терпения Его. Говорю же тебе, Иисус: не по благочестию народа сего истребишь ты язычников; все тверди небесные Богом созданы и одобрены, и лишь под Его десницею они. Итак, творящие и совершающие заповеди Божий возрастают и по доброму пути продвигаются, а согрешающим и пренебрегающим, нет им добрых заповедей в том, что предсказано”.

Книга не дошла до наших дней в целости — в частности, в ней отсутствует эпилог. Судя по названию, он был посвящен вознесению души праведника в “горний мир” и содержал описание спора между умирающим Моисеем и Всевышним, в котором Моисей просил не отдавать его душу Ангелу Смерти. Этот сюжет известен нам из литературы мидрашей; подобный диалог описан также в другом известном псевдоэпиграфе — “Завещание Авраама”. По всей видимости, мидраш подробно описывал пререкания Моисея с Богом, опираясь на ныне утерянные отрывки из “Вознесения Моисея”. Вот диалог из мидраша, характерный для данного спора: “Раздался Глас небесный: Приблизился час, когда ты должен покинуть мир земной. Владыка! — взмолился Моисей. — Зачти мне тот день, когда ты в несгораемом кусте открылся мне; зачти мне то время, когда я сорок дней и сорок ночей стоял перед Тобою на горе Синайской. Молю Тебя: не предавай меня в руки Ангела Смерти! Не страшись, — прозвучал Небесный Голос, — Я Сам буду при тебе и совершу погребение твое”.

Интересно отметить, что сюжет о споре при вознесении души Моисея вошел в новозаветную книгу “Послание Иуды”, но там он описывается как препирательства между архангелом Михаилом и Сатаной. По словам известного христианского богослова Д. Гатри, это цитирование апокрифического текста является уникальным для Нового Завета. Говоря об особенностях “Послания Иуды”, Гатри отмечает: “Ссылки делаются на псевдоэпиграфическую книгу “Вознесение Моисея”, хотя до нас не дошло ни одного текста, в котором описывался бы спор из-за тела Моисея между архангелом Михаилом и диаволом […] Использование апокрифической книги “Вознесение Моисея” представляет интерес как свидетельство отношения Иуды к неканоническим книгам. К сожалению, в данном случае оригинальный текст утерян, и у нас нет никакой возможности говорить о степени ее влияния на Иуду. Но так как и Климент, и Ориген, и Дидим считают, что Иуда ее использовал, то вполне возможно, что он цитировал ее. С другой стороны, он мог цитировать и предание, которое было положено в основу этой апокрифической книги”. Таким образом, можно предположить, что не дошедший до наших дней эпилог “Вознесения Моисея” оказал непосредственное влияние на новозаветную литературу
".

Втор. 34:5-8 "И умер там Моисей, раб Господень, в земле Моавитской, по слову Господню; и погребен на долине в земле Моавитской против Беф-Фегора, и никто не знает места погребения его даже до сего дня. Моисею было сто двадцать лет, когда он умер; но зрение его не притупилось, и крепость в нем не истощилась. И оплакивали Моисея сыны Израилевы на равнинах Моавитских тридцать дней. И прошли дни плача и сетования о Моисее".

В апокрифе спорят о "душе Моисея" (ведь в Торе написано, что его тело было похоронено). В НЗ же появляется спор о "теле Моисея". И зачем оно дьяволу, который "охотится за душами"?...

Впрочем, в еврейской мистике и Каббале действительно сохранились отголоски этих представлений, но речь всегда идет о душе, а не о теле Моисея.

"Борьба Михаэля с Самаэлем (или дьяволом) после «Вознесения Моше» послужила основой легенды о борьбе ангела с драконом. Самой легенды в еврейских источниках нет, только Каббала называет Сатана или Самаэля «первоначальным змеем» (нахаш а-кадмони). Вера в постоянное заступничество за еврейский народ архангела Михаэля была настолько сильна, что, несмотря на запреты Талмуда обращаться к ангелам как к посредникам между Б-гом и людьми, Михаэль занял известное положение и в литургии как санегор (защитник). Этим объясняется следующее предписание (Иерусалимский Талмуд, Брахот 9, 13а): если человек в нужде, он должен обращаться с молитвой прямо к Б-гу, а не к ангелам. ... В «Завещании Авраама» сказано, что ему было поручено взять душу Авраама; он же спорил с Самаэлем за душу Моше (Дварим Рабба 11,6)".

Рав Александр Кац:

"Когда Моше лег, Б-г сказал ему: «Закрой глаза» — и Моше закрыл глаза. «Сложи руки на груди» — и Моше сложил руки на груди. «Соедини ноги вместе» — и Моше соединил ноги вместе. В это мгновение Б-г позвал душу Моше, чтобы она вышла из его тела. Но душа ответила: «Владыка миров! Я знаю, что Ты — Владыка всех душ, и души всех живых и мертвых — в Твоей власти. Ты сотворил меня, и Ты вселил меня в тело Моше на сто двадцать лет. И теперь в мире нет более чистого и праведного тела, чем у Моше. …Я люблю его и не хочу покидать его». «Доченька, — вновь позвал Творец, — выходи, не задерживайся, и Я вознесу тебя на вершину Небес и помещу тебя у Престола Моей Славы, рядом с ангелами — керувами и сарафами». «Я прошу Тебя, — взмолилась душа, — оставь меня в теле Моше». В это мгновение Творец как бы нежным поцелуем извлек душу из тела Моше (Дварим раба 11:10). Моше бен Амрам был призван в Небесную Ешиву седьмого адара 2488 года /1272 г. до н. э./ — в тот же месяц и в тот же день, что родился (Седер олам раба 10; Мегила 13б; Танхума, Ваэтханан 6; Седер адорот). Ему было ровно сто двадцать лет (Дварим 34:7). После смерти Моше его ученик Йеошуа бин Нун разделил последние восемь стихов Торы так, что проявились слова: «И умер там Моше, раб Б-га, в стране Моав, по слову Б-га» (Сефер аТодаа). Сыны Израиля оплакивали Моше в течение тридцати дней — до седьмого нисана (Дварим 34:8). А еще через три дня они перешли через Иордан в страну Кнаан (Йеошуа 4:19; Седер олам раба 10).

В Талмуде Моше перечислен среди семи величайших пастырей человечества — наряду с Адамом, Шетом, Метушелахом, Авраамом, Яаковом и царем Давидом (Сукка 52б). Моше был первым человеком, достигшим абсолютного совершенства, а следующим будет Машиах (Зоар 3, 260б; Оцар ишей аТанах с. 405). После завоевания сынами Израиля Святой Земли мать, сестра и жена Моше были перезахоронены там, недалеко от города Тверия (Седер адорот 2406, 2488). Его внук Шмуэль, сын Гершома, погребен в пещере возле города Баньяс, у подножья горы Хермон (там же 2516). По свидетельству кабалистов, «искры» души Моше возродились в пророках Шмуэле (Самуил) и Ирмеяу (Иеремия), а также в царе Шломо (Соломон) (там же 2435). Знатоки сокровенного учения указывают, что Царь-Машиах, который приведет народ Израиля к окончательному избавлению, будет новым воплощением души Моше, ведь написано: «Как в дни исхода твоего из земли Египта, явлю тебе чудеса» (Мих. 7:15) — т.е. последнее избавление во многом повторит события исхода из Египта. По словам Виленского Гаона, это соответствие закодировано в стихе: «מַה שֶּׁהָיָה הוּא שֶׁיִּהְיֶה — Что было, то и будет» (Эккл. 1:9) — первые буквы первых трех слов образуют имя משה (Моше).
"


Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!"
Гибнет народ от недостатка ведения...
 
Denis1979Отправлено в: Воскресенье, 12 Февраля 2017, 20:50 | Сообщение № 2

Постоянный участник
Сообщений: 83
C нами с 03 Февраля 2017
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
Спасибо,очень интересно.
 
ЛианаОтправлено в: Воскресенье, 07 Мая 2017, 10:08 | Сообщение № 3

Участник
Сообщений: 189
C нами с 06 Мая 2017
Откуда: Российская Федерация
Статус: Отсутствует
В послании Иуды в НЗ есть такая фраза:

9 Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: "да запретит тебе Господь ". 

А откуда он это взял?


Знаки и символы правят миром, а не Слово и Закон (с)
 
ГалилеянкаОтправлено в: Воскресенье, 07 Мая 2017, 14:24 | Сообщение № 4

Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
Цитата Лиана ()
А откуда он это взял?
в первом сообщении данной темы я уже исследовала этот вопрос.


Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!"
Гибнет народ от недостатка ведения...
 
ЛианаОтправлено в: Воскресенье, 07 Мая 2017, 14:51 | Сообщение № 5

Участник
Сообщений: 189
C нами с 06 Мая 2017
Откуда: Российская Федерация
Статус: Отсутствует
Цитата Галилеянка ()
в первом сообщении данной темы я уже исследовала этот вопрос.

Да, спасибо огромное!
Цитата Галилеянка ()
В «Завещании Авраама» сказано, что ему было поручено взять душу Авраама; он же спорил с Самаэлем за душу Моше (Дварим Рабба 11,6)".

Странно, конечно, Моисей был праведником.


Знаки и символы правят миром, а не Слово и Закон (с)
 
Бейт-мидраш / Дом учения » ИУДАИЗМ VS ХРИСТИАНСТВО » Дискуссии с Христианами » А был ли спор ангела с дьяволом "о Моисеевом теле"?
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:
Функции форума
Ленточный Вариант Форума  |  Правила поведения  |  Участники  |  RSS Лента  |  Поиск по Названиям Тем

Предупреждение: данный форум строго модерируем. Проводятся постоянные ревизии, чистки, а также удаляются устаревшие и потерявшие актуальность темы.

Цветовая маркировка групп: Читатель ~ Участник ~ Постоянный участник ~ Администратор

Поиск по всему сайту


Форум основан 1 июня 2006 г.
Хостинг от uCoz