[ Новые сообщения · Правила поведения · Участники · Поиск по темам · RSS лента ]
"Потому что Я Г-сподь, Б-г ваш, освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят" (Левит 11:44)
"Ибо все народы пойдут – каждый во имя божества своего, а мы пойдем во имя Г-спода Б-га нашего во веки веков." (Миха 4:5)
Шалом! Данный форум устроен по типу бейт-мидраш. Эта модель призвана помочь тем, кто желает изучать Тору и еврейскую мудрость, а учеников отличает стремление пополнить свои знания и найти им достойное применение. Люди данной категории не озабочены собственной репутацией или мнением большинства; их цель – сблизиться со Всевышним путем исполнения Его заповедей. Посещение «Бейт-Мидраш» не должно рассматриваться как место, где один человек обнажает духовную несостоятельность другого и претендует на исключительность собственного мнения. Суть общения и обучения – укрепление в праведности, исправление своего характера и, тем самым, участие в исправлении всего Мира (тикун олям).

У нас приветствуются ноахиты (бней-Ноах); геры (прозелиты), принявшие официальный или неофициальный гиюр, или находящиеся на пути к этому; выходцы из христианства или иных религий и культов; караимы; иудействующие, а также все Б-гобоязненные, неравнодушные к Б-гу Авраама, Исаака и Иакова, к Торе и Иудейскому образу жизни. Добро пожаловать!
Книга Мириам Исраэли Страна Аслана. Еврейский секрет Нарнии. "Хроники Нарнии" сквозь призму иудейского мировоззрения


Страница 1 из 11
Бейт-мидраш / Дом учения » ИУДАИЗМ VS ХРИСТИАНСТВО » Дискуссии с Христианами » Ars moriendi: искусство умирать по-христиански (есть ли в нем смысл?)
Ars moriendi: искусство умирать по-христиански
ГалилеянкаОтправлено в: Суббота, 28 Января 2017, 09:24 | Сообщение № 1

Администратор
Сообщений: 5421
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
Ars Moriendi ("Искусство умирать") — название двух латинских текстов (публикуемых примерно в 1415-1450 гг.), повествующих о процедурах, предшествующих "праведной смерти", и объясняющих, как "умереть хорошо" в соответствии с христианскими заповедями позднего средневековья. Эти тексты сначала использовались священниками для обряда отпевания, затем они получили распространение в форме иллюстрированных книг. Текст был написан в историческом контексте последствий ужасов Черной смерти и, как следствие, социальных потрясений 15 в. Книга была очень популярна, переведена на большинство западноевропейских языков, и явилась первым в западной литературной традиции руководством к смерти и умирания.

Оригинал на латыни. Можно хотя бы занимательные картинки посмотреть (только не перед сном) smile

Некий Pavlo пишет:

"Кроме собственно самих трактатов «Ars moriendi» включает в себя серию интересных средневековых гравюр и рисунков под названием «Пляска смерти», на которых изображена госпожа смерть, (в виде веселого скелетика) при выполнении своих рабочих обязанностей. Просто, почти по обыденному она (смерть) приходит к разным людям: королю (которому снимает корону с головы), богачу (у которого забирает его бесполезно накопленные в течении жизни золотые монеты), помогает бедному крестьянину в последний раз вспахать поле, а старенького дедушку бережно ведет за руку прямо в могилу …

Другая важнейшая философско-художественная часть «Ars moriendi» изображает умирающих людей в последние мгновения их жизни, важнейшие мгновения. Дело в том, что по представлениям средневековых людей — момент, предшествующий непосредственной смерти является самым важным в целой жизни. Ведь именно в этот предсмертный момент Бог и Дьявол сходятся в решающей битве за душу умирающего человека. И от того, кто из них победит, зависит, куда пойдет душа, в рай или ад. Поэтому особенно большое внимание уделялось правильному приготовлению к смерти, к тому, чтобы должным образом и в нужном настроении встретить эту даму с косой, хорошо поприветствовать ее и отправиться с ней в последний путь… Но не стоит расслабляться, ведь наш злейший враг и противник — Сатана, именно в этот предсмертный момент делает огромные усилия и попытки, чтобы как можно больше душ отвлечь от Бога, и направить к себе и своему царства извечной тьмы. Эти его попытки в литературной части «Ars moriendi» называются «атаками Сатаны».

Различалось 5 основных дьявольских атак: серьезные сомнения в вере, отчаяние и муки совести, нетерпеливость и раздражительность из-за перенесенных страданий, гордыня и тщеславие, жадность (она же скупость) и прочие мирские заботы и привязанности. Человеку, лежащему на смертном одре нужно должным образом (с помощью искреннего раскаяния в своих грехах и смирения) преодолеть все эти дьявольские атаки и искушения, имеющие целью лишь одно — погубить душу, отвлечь ее от Бога. И еще одной шестой (и возможно важнейшей) дьявольской атакой в некоторых произведениях «Ars moriendi» считалось желание умирающего избежать своей судьбы, не умирать, еще немножко пожить. Но как мы знаем, смерть бесполезно умолять, в нужный момент она заберет каждого из нас, поэтому вместо бесплодных попыток избежать неизбежного, куда лучше больше позаботиться о собственной душе и лучше подготовить ее к «переходу в другое измерение»
".

В порыве типично феодального лицемерия государи и крупные синьоры того времени перед смертью принимали постриг, чтобы предстать пред взором Всевышнего в буквальном смысле "обеленными". Этот подход является ярчайшим примером христианского отношения к праведной жизни и исправлению. У христианина всё происходит исключительно на ментальном уровне. Вся его "праведность" или "греховность" - в уме, и он сам для себя решает - что "добро", а что - "грех", не считаясь с мнением Творца, выраженным в Торе. "Дьявольские атаки", описываемые в трактате, которые ставятся в вину умирающему христианину, включают в себя даже "муки совести"(!), хотя, на первом месте, конечно же, стоит "сомнение в вере". Это "самый страшный грех" христианина. Человек всю жизнь мог жить так, как ему заблагорассудится, имея в голове пунктик "верю в Иисуса", и блаженно умирая с этой верой, "идти в рай". А человек, который всю жизнь старался жить праведно (насколько это было доступно его духовным познаниям и уровню), но усомнившись на смертном одре в своей "вере в Иисуса", мог оказаться "в лапах дьявола" и отправиться в ад.

Кому нужна такая вера, которая полностью обесценивает все попытки человека достигать совершенства и приближаться к Б-гу, рядом с Которым не может находиться ничего нечистого? Каким образом она может поспособствовать распространению света в мире и исправлению человечества? Что изменится, даже если каждый человек на планете вдруг признает в уме "Иисус - бог", но продолжит жить как прежде, не соблюдая заповеди Творца?..

Как говорил Овидий: "противодействуй болезни вначале; поздно думать о лекарствах, когда болезнь укоренилась от долгого промедления". Чего стоит "ментальное исповедание" человека при смерти, если он в течение всей своей жизни не исправлял качества своего характера (не исполнял заповеди Торы), не стремился соблюдать волю Всевышнего и, собственно, не исполнял главного предназначения своей жизни, которое заключается в исправлении греха Адама и возвышении души? Его жизнь прошла впустую, а его "вера", не подкрепленная поступками - не имеет никакого смысла. "Принятие Иисуса" перед смертью - "спасения" не принесет.

И каким представляется бог в связи с подобным подходом? Таким, которому принципиально важно чтобы человек "был верен до конца" определенной идее, принятой разумом, но не имеющей выражения в поступках и праведных делах. Легко поклоняться такому нетребовательному богу, однако.

"Спасение души" в христианстве является исключительно следствием принятия определенной идеи, и удержания её в разуме до самой кончины. Это подтверждается знаменитым высказыванием Мартина Лютера: "Будьте грешником и грешите с дерзновением, но веруйте с еще большим дерзновением. Грех не увлечет нас от Него, даже если мы блудим и убиваем тысячи и тысячи в день" (Luther, M. Letter of August 1,1521) И действительно, какой смысл прикладывать усилия, соблюдать какие-то заповеди, если христианин уже "спасен", уже "искуплен"? Главным приоритетом остается лишь необходимость до самой смерти быть преданным идее "Иисус - бог", которая и является залогом "спасения". Хотя, с точки зрения здравомыслия, такой подход является ничем иным как слепым фанатизмом.

Рав П. Полонский пишет: "Понятно, что глубокое теологическое несоответствие между иудаизмом и христианством проявляется не только в области религиозной философии, но также и во всем мироощущении человека, принадлежащего к той или иной религиозной культуре, в его экзистенциальной и этической установках. Один из главных вопросов, в которых расходятся эти две религии, вопрос о том, что имеет для Б-га (и, соответственно, для человека и для мироздания в целом) большее значение: вера людей или их поступки. В связи с этим мы наблюдаем существенное различие в соотношении между верой и делами в системах моральных приоритетов, сложившихся в христианской и еврейской культурах. Конечно, и в той и в другой религии идеалом является человек, который соединяет глубокую религиозную веру с правильными и достойными делами. И там, и там можно встретить утверждение, что "вера проявляется через дела", "вера без дел мертва", и что "правильные дела должны подкрепляться также правильными намерениями и правильной верой". Но однако, поскольку идеала соединения веры и дел в жизни удается достичь далеко не каждому и далеко не во всех ситуациях - приходится поэтому поставить вопрос: что важнее для религиозного человека: правильная вера или правильные дела? Какой области своего существования человек должен уделить первостепенное внимание? На что должны ориентировать народ его духовные наставники? От ответа на этот вопрос зависят как те этические принципы (в существовании которых человек, возможно, и не отдает себе отчета), по которым обычные люди строят свою повседневную жизнь, так и тот выбор, который совершает человек в кризисной, экстремальной ситуации. Иудаизм утверждает, что для Всевышнего поступки людей важнее, чем их вера. Талмуд, основываясь на словах пророка Иеремии (16:11), подчеркивает: "В крайнем случае пусть лучше евреи оставят [Меня], но будут верны Моему Учению". Именно дела, а не вера сама по себе, являются в конце концов главным критерием, по которому оценивается человек".

Всевышний, через пророка Иезекииля (18:19-32) говорит:

"Вы говорите: «почему же сын не несет вины отца своего?» Потому что сын поступает законно и праведно, все уставы Мои соблюдает и исполняет их; он будет жив. Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается. И беззаконник, если обратится от всех грехов своих, какие делал, и будет соблюдать все уставы Мои и поступать законно и праведно, жив будет, не умрет. Все преступления его, какие делал он, не припомнятся ему: в правде своей, которую будет делать, он жив будет. Разве Я хочу смерти беззаконника? говорит Господь Б-г. Не того ли, чтобы он обратился от путей своих и был жив? И праведник, если отступит от правды своей и будет поступать неправедно, будет делать все те мерзости, какие делает беззаконник, будет ли он жив? все добрые дела его, какие он делал, не припомнятся; за беззаконие свое, какое делает, и за грехи свои, в каких грешен, он умрет. Но вы говорите: «неправ путь Господа!» Послушайте, дом Израилев! Мой ли путь неправ? не ваши ли пути неправы? Если праведник отступает от правды своей и делает беззаконие и за то умирает, то он умирает за беззаконие свое, которое сделал. И беззаконник, если обращается от беззакония своего, какое делал, и творит суд и правду, — к жизни возвратит душу свою. Ибо он увидел и обратился от всех преступлений своих, какие делал; он будет жив, не умрет. А дом Израилев говорит: «неправ путь Господа!» Мои ли пути неправы, дом Израилев? не ваши ли пути неправы? Посему Я буду судить вас, дом Израилев, каждого по путям его, говорит Господь Б-г; покайтесь и обратитесь от всех преступлений ваших, чтобы нечестие не было вам преткновением. Отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешали вы, и сотворите себе новое сердце и новый дух; и зачем вам умирать, дом Израилев? Ибо Я не хочу смерти умирающего, говорит Господь Б-г; но обратитесь, и живите!"

Итак, "залог спасения" - это обращение от беззакония к праведности. Причем, важно быть не "пассивным праведником", т.е. не только не делать беззаконий, но еще и активно "соблюдать все уставы Б-га, поступать законно и праведно, творить суд и правду". Всевышний обещал, что такой человек будет жив (вечно), не умрет. А беззаконник, на каждом углу кричащий о своей вере, и исповедующий эту "веру" до конца, но не исполняющий конкретных заповедей Всевышнего - умрет во грехах, и ни жертва животного, ни "жертва Иисуса" ему не помогут.

Рав Саймон Джейкобсон:

"Есть ли что-либо могущественнее смерти? Можем ли мы одолеть смерть? Ответом будет "нет", – если только мы держимся за свое ограниченное видение жизни. Жизнь не сильнее смерти. Напротив, жизнь прекращается со смертью, – нам это хорошо известно. Но если мы припадаем к Дающему жизнь, вернее, позволяем Ему припасть к нам через кадиш (поминальная молитва), – мы обретаем бессмертие. Мы соединяемся с бессмертной душой покойного и с самим Источником бессмертия. Сама по себе жизнь не победит смерть. Но жизнь, полная смысла, Б-жественного смысла, одолеет смерть. В этом суть воззрения Торы на смерть: в отличие от вышеупомянутых верований, иудаизм не воспринимает смерть как конечный пункт назначения; он также не идеализирует смерть, смерть остается отклонением от нормы (результатом греха Древа Познания). Тора также воспринимает этот мир как темный и жестокий, но только на поверхности: внутри себя материализм содержит огромные запасы духовной энергии, которые должны быть освобождены силою наших деяний (мицвот), трансформирующих этот мир в место, которое может сосуществовать и быть полностью интегрировано с духовностью. Грехи и зло в мире временно скрывают потаенные "искры" (энергию) и в конечном итоге приводят к смерти – временному разделению между телом и его душой, которая вечна и живет даже после смерти. Но через нашу связь с Б-гом и благодаря нашим усилиям очистить материю и раскрыть Б-жественную энергию мы готовим вселенную к ее конечному переживанию – когда смерти уже не будет, и тело будет воссоединено навсегда со своей душой".


Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!"
Гибнет народ от недостатка ведения...
 
sofiya111Отправлено в: Суббота, 28 Января 2017, 20:55 | Сообщение № 2

Постоянный участник
Сообщений: 139
C нами с 11 Января 2013
Откуда: Российская Федерация
Статус: Отсутствует
 чего то тяжело для восприятия.Еще раз перечитаю.Ну не понимаю текст....
 
ГалилеянкаОтправлено в: Суббота, 28 Января 2017, 21:42 | Сообщение № 3

Администратор
Сообщений: 5421
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
Цитата sofiya111 ()
чего то тяжело для восприятия
что именно?

Цитата Галилеянка ()
преодолеть все эти дьявольские атаки и искушения
кстати, следует дополнительно прокомментировать это.

Что значит "преодолеть искушение"? Это вовсе не означает, что достаточно искренне раскаяться в совершенном грехе и... всё. Большинство адекватных верующих ежедневно "раскаиваются" в своих грехах, а на следующий день - повторяют их. Подобное ментальное, эмоциональное "раскаяние", даже если оно "супер-искреннее" вовсе не является свидетельством того, что человек исправился. Этого мало! Подлинное раскаяние и исправление доказывается лишь тогда, когда человек, попадая в аналогичную ситуацию (где согрешил) - выдерживает испытание и удерживается от совершения греха.

Поэтому, раскаяние на смертном одре не имеет особого смысла, ведь у умирающего человека уже нет возможности доказать его подлинность (не факт, что окажись человек опять в ситуации, где есть искушение согрешить - он удержится и не поддастся греху). Что толку, что он перед смертью осознал свои грехи?... Он ведь их не исправил.

Помимо этого, в христианстве есть еще несколько проблем:

1. Понятие "грех" в этой религии весьма расплывчатое. К примеру, нарушение Четвертой заповеди о соблюдении Шаббата грехом не считается... Поэтому, христианин даже не способен адекватно раскаяться, не понимая, в чем именно заключается его вина перед Творцом.

2. Христианское "покаяние" на смертном одре в любом случае будет являться весьма условным, поскольку "главный грех" (с точки зрения церкви), в котором каждый "нехристь" "виноват" по определению (несчастный sad ) - это "неверие в Иисуса". Однако, предсмертное покаяние в этом "неверии" и признание на ментальном уровне что "Иисус - бог" - абсолютно бессмысленно с точки зрения Всевышнего ЙХВХ. Это будет лишь принятием нового идола, которое абсолютно не повлияет ни на исправление человека, ни на его приближение к Творцу.

Пример императора Константина: "Канонизация же христианских текстов происходила не только не в результате откровений, но даже не в процессе теологических дискуссий. Выбор тех или иных текстов продиктован в значительной мере возможностью тех или иных теологов убедить императора. Фактически, близость к императору обеспечивала поддержку взглядов того или иного теолога. Хорошо известно, что после Никейского Собора ряд арийцев были отправлены в ссылку, а церковь приняла сторону Афанасия (концепция воплощения Б. в человеке) только в результате поддержки императора Константина – мягко говоря, слабого авторитета в области христианской теологии. Легко видеть, что Константин поддерживал наиболее понятные ему концепции – видимо, самые примитивные. Тем более, он, вероятно, не столько интересовался христианством, сколько легализовывал религию матери, императрицы Елены, большой почитательницы всего христианского. До своей смерти, Константин не переходил в христианство, а его обращение перед смертью можно связать с тем, что эта процедура была важна только в христианстве (как условие спасения), и была безрисковым (опять-же, в отношении спасения) мероприятием для Константина" (цитата из книги)


Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!"
Гибнет народ от недостатка ведения...
 
sofiya111Отправлено в: Воскресенье, 05 Февраля 2017, 18:21 | Сообщение № 4

Постоянный участник
Сообщений: 139
C нами с 11 Января 2013
Откуда: Российская Федерация
Статус: Отсутствует
  • Простите за  беспокойство ,Галилеянка.Я перечитала не спеша -и поняла смысл.Я сама стала закрываться от  христианских понятий -просто не замечаю, unsure  иначе я пропаду в своем окружении.
 
ГалилеянкаОтправлено в: Воскресенье, 05 Февраля 2017, 19:32 | Сообщение № 5

Администратор
Сообщений: 5421
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
Цитата sofiya111 ()
иначе я пропаду в своем окружении
cry

Цитата sofiya111 ()
Простите за  беспокойство
да что Вы, всё в порядке! Я просто пишу, как правило, экспромтом, "импровизирую", так сказать, на эмоциях, в голове роится миллион мыслей, трудно собрать их в кучу и упорядочить. Если бы я была христианкой, то смело сказала бы, что это "дух святой через меня вещает". tongue Хотя, доля истины в этом, может, и есть, поскольку идеи о чем именно нужно написать приходят ко мне спонтанно, без подготовки, будто толчок какой-то: "садись и пиши". Сама потом перечитываю, исправляю, дополняю, корректирую, и не могу поверить, что это я написала. biggrin Зачастую мне довольно трудно выразить мысли словами, поэтому не исключено, что могут быть какие-то непонятки, но я с радостью попытаюсь объяснить, что имелось в виду.


Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!"
Гибнет народ от недостатка ведения...
 
Бейт-мидраш / Дом учения » ИУДАИЗМ VS ХРИСТИАНСТВО » Дискуссии с Христианами » Ars moriendi: искусство умирать по-христиански (есть ли в нем смысл?)
Страница 1 из 11
Поиск:
Функции форума
Ленточный Вариант Форума  |  Правила поведения  |  Участники  |  RSS Лента  |  Поиск по Названиям Тем

Предупреждение: данный форум строго модерируем. Проводятся постоянные ревизии, чистки, а также удаляются устаревшие и потерявшие актуальность темы.

Цветовая маркировка групп: Читатель ~ Участник ~ Постоянный участник ~ Администратор

Поиск по всему сайту


Форум основан 1 июня 2006 г.
Хостинг от uCoz