Эстер Кей
Вопрос: В таком случае вы и ученые, над которыми Вы иронизируете, говорят одно и то же — что до конца познать невозможно?
Ответ: Великолепно. Этого вопроса я и ждала. В некоторых форумах его боятся задать. Действительно, ученые утверждают, что по поводу первопричины мироздания им еще не все ясно, а мы говорим, что Всевышний непостижим в силу ряда причин. Иными словами, раз я добиваюсь от ученого ответа на вопрос — а кто создал первый атом, то и от меня можно потребовать ответа на вопрос: а кто создал Всевышнего?
Объяснение будет не очень легким, но, поняв его, вы получите интеллектуальное удовлетворение, удовольствие. Так что попытайтесь.
Согласитесь с таким утверждением: причина предшествует следствию. Это так? Да. Это так. Наличие солнца предшествует излучению. Есть промежуток времени, отделяющий причину от следствия.
Далее, мы говорим, что Б-г бесконечен (причем это лишь одно из Его свойств), а раз он бесконечен, то нельзя вычленить в Нем начало и конец. Или только начало (что было бы довольно странным — ведь если разрезать круг, то наряду с началом у него сразу же появится и конец). Попытаемся понять, что означает фраза «Всевышний был всегда».
Сразу возникает представление о каких-то массивных миллионах лет. Увы, это не правильно. Дело в том, что время изобрел и ввел в употребление Всевышний. Поэтому я не могу сказать, что у Него была некая первопричина, которая Ему предшествовала, ибо чтобы предшествовать, нужно время, а время исходит лишь от Него. Я не могу, логически мысля, поставить никакой фактор в качестве причины, предшествующей Б-гу, ведь раз нет временной полосы, то нет и предшествования.
Вопрос: Зачем нужно искать проблемы, конфликтовать, спорить — не лучше ли жить себе спокойно и не думать об этих глубоких вещах?
Ответ: Да, действительно! Мне это напоминает ощущение отмороженных ног — раз они отморожены, то они ничего и не чувствуют. Возвращать им чувствительность — процесс довольно болезненный. Стоит лечить ноги? Как вы считаете? Или?..
Переход от неверия к вере тоже может быть болезненным процессом, но это переходное состояние. Здоровая нога тоже обычно не болит. Осуществив переход, уже не будете испытывать боли и конфликтности.
Вопрос: Каким образом Бесконечный создал нечто ограниченное?
Ответ: На самом деле, задумаемся и для примера возьмем семечко, из которого выросло дерево. В семени потенциально уже имелось все дерево целиком, с его ветвями, листьями и плодами. А Бесконечное не состоит из ряда конечных данных, не является набором чего-либо. Стало быть, нельзя дать Всевышнему определение «Бесконечный», ибо оно сразу же налагает ограничения. Мы говорим иначе — Он выше и Бесконечного, и конечного. Он способен их сочетать. Он может создать квадратный круг. Другие народы по своей ментальности, как правило, до такого уровня постижения не доходят, они останавливаются на тезисе, что Б-г есть, что Б-г один и т.п.
Вопрос: Мы читаем в Торе, что нужно познать Б-га. До какого уровня познать? Где границы выполнения этого повеления?
Ответ: Границы я бы очертила так: как в примере с машиной, в которой были затуманены стекла и водитель включил пару дворников и дорога сразу стала прекрасно видна — так и мы, видя вокруг себя туман, должны включить логику, задействовать свой элементарный разум и начать прочищать себе духовные линзы. Убираем или счищаем ложные представления. По методу исключения, - Б-г не ограничен. Б-г не имеет начала либо конца. Нет причины, ему предшествующей. Он властвует во времени и пространстве, им же сотворенных. До сюда меня доводит мой собственный разум, дальше — пусть вера сообщит дополнительные познания о Б-ге уже на мистическом уровне.
Вопрос: Но ведь эту идею способны понять и другие народы? В чем же исключительность евреев?
Ответ: Мы говорим о Б-ге, как о единственно существующей реальности. В книге «Тания» приводится цитата, из которой явствует, что Б-г один, и это комментируется так: понятно, что Б-г один, а не два, один на небесах, а другой прячется под водой, разве об этом речь? Речь о том, что совершенно исключено наличие чего-либо помимо Всевышнего, ибо Ему свойственна Бесконечность, а она по определению нигде не заканчивается, следовательно, негде начаться чему бы то ни было иному.
Отсюда тезис об иллюзорности мира. Когда человек осознает, что его самого в общем-то как бы и нет, то его воля утрачивает эгоцентрическую направленность, он принимает на себя иго заповедей.
У других народов такого восприятия нет. Эго остается там, где и было, только параллельно с ним есть некая концепция Б-га. Также и заповеди, которые они считают для себя обязательными, весьма немногочисленны и расплывчаты, необременительны, так как человеческое эго не подавляют и даже не затрагивают. У евреев же все очень конкретно, детализировано и расписано до мелочей. У неевреев есть различие между «мирским» и «Божиим». Но фактически это означает, что Б-г у них ограничен. Раз где-то начинается мирское, то Он где-то заканчивается, не так ли?
Вопрос: Вы опираетесь в своих высказываниях на работы Рамбама, но ведь у Рамбама было немало противников и его даже подвергли отлучению в некоторых кругах?
Ответ: Да, и я предпочла бы быть вместе с ним на положении отверженного, чем среди тех, кто подвергал его преследованию. Здесь надо пояснить, что в еврействе, как мы упомянули ранее, существуют разные направления, и некоторые придерживаются крайне отрицательного взгляда на познание Б-га путями разума и логики.
Хасидизм же, и особенно хасидизм Хабада, основан на максимальном приложении интеллектуальных сил для достижения настоящей веры в Б-га. При таком подходе Всевышний становится ближе, и некоторых это пугает. Мы как будто «чрезмерно» заняты им, «слишком» наполняем Им свою жизнь, свои мысли, свою речь. Другие ставят акцент на иных путях служения. Но мне непонятно, как они могут выполнить написанное в Торе «заповедай сердцу своему», ведь сердце не терпит затверженных догм, сердцу нужны вещи понятные и близкие, поэтому без разумных объяснений тут не обойтись.
А иногда и этого бывает недостаточно, и тогда хасидам нужен «лехаим».
Вопрос: Что такое ХаБаД?
Ответ: Слово «ХаБаД» составлено из трех понятий — это аббревиатура. Озарение мудростью, логическое постижение, ведущие к конкретизации и применению знаний на практике — вот как примерно можно растолковать эти три понятия в переводе.
Что ж, подведем итоги.
Мы познакомились с основами логического мышления, которые вплотную подводят нас к факту существования Высшей Силы и необходимости познания тех целей, ради которых Всевышний сотворил мир.
Из выступлений перед участниками программы «Таглит»