1. Библейская версия С древнейших времён человечеству известна история происхождения жизни на Земле, поведанная самим Богом Его пророку Моисею на горе Синай. Моисей изложил её в первой главе книги «Бытие» (на иврите «ברֵאשִית» - «б’решит», что значит «в начале»), первой книги «Пятикнижия Моисеева» или «Торы» («תורַה», в переводе с иврита «закон»). Сейчас эти книги входят в состав Библии - собрание канонических (что означает «признаваемые верными») еврейских Писаний.
Если верить самой Библии, «Торá» была дана людям примерно в 2500-х годах от сотворения мира (по Григорианскому календарю - на рубеже XIV и XIII веков до н.э.). Учёные (и не очень) всех времён и народов ставили под сомнение и дату написания «Торы», и авторство Моисея, и даже само его существование. Верующие тоже разделены на конфессии, спорят между собой, по-разному определяют даты жизни библейских персонажей, даты библейских событий, даты написания и авторство разных частей Библии, по-разному трактуют библейские положения.
Тем не менее, Библия существует, и очень давно. Споры вокруг неё являются как минимум доказательством древности и значимости еврейских Писаний. Огромное количество участников, вовлечённых в эти споры, их длительность, накал страстей, использование исторических, литературоведческих, археологических, астрономических и других данных, привлечение учёных-экспертов, различных научных методов подтверждают ценность и важность библейского повествования. Действительно, влияние Библии на культуру, науку, историю развития всего человечества не сравнимо ни с чем, никакое другое учение не оказало такого колоссального воздействия.
Какова же библейская версия образования земли, возникновения жизни, появления различных видов растений и животных и происхождения человека?
Согласно Библии, Бог, существующий вне времени и пространства, «Безначальный» (1-е Иоанна 2:14) из ничего, только актом собственной воли сотворил («בּרא») весь материальный мир, свет, пространство, время и жизнь. Центром библейского повествования является Земля, с неё и начинается рассказ о Творении. За шесть дней Создатель сотворил Землю и звёзды, заставил все небесные тела вращаться, Землю заселил разнообразными растениями и животными, а также «из праха земного» (Бытие 2:7) создал человека, которого поместил в центре Своего Творения.
• 1-й день: создание Земли и неба, света и тьмы;
• 2-й день: создание запасов воды;
• 3-й день: формирование земной поверхности - морей и материков, приказание земле произрастить «зелень, траву, сеющую семя, дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его» (Бытие 1:11). «И произвела земля...» (Бытие 1:12);
• 4-й день: «создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днём, и светило меньшее, для управления ночью, и звёзды» (Бытие 1:16);
• 5-й день: «сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду её. ... И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле» (Бытие 1:21-22);
• 6-й день: «создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. ... И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Бытие 1:25-27).
Все цитаты приведены в редакции Синодального перевода (утверждён в 1876 году). В других переводах («Российское библейское общество», «Благая Весть», «Всемирный библейский переводческий центр» и др.) вместо слова «пресмыкающиеся» можно встретить «кишащие», «ползучие», «что движется», «которые снуют» и т.п. Подобную находчивость проявляют переводчики и при интерпретации других текстов, но это обилие вариантов не меняет сути библейского рассказа.
Как видно из приведённых цитат, для обозначения видов растений и животных в Библии употребляется слово «род». Слово «вид» в «Пятикнижии» упоминается всего несколько раз в значении «внешность», «облик», «состояние».
Во второй главе книги «Бытие» есть важные уточнения. Например, «Господь Бог создал ... всякий полевой кустарник, которого ещё не было на земле, и всякую полевую траву, которая ещё не росла» (Бытие 2:4-5). Или: «произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи» (Бытие 2:9). «Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных» (Бытие 2:19). Это означает, что не земля сама по себе «произвела» растения благодаря заложенным в неё свойствам, что биологические виды произошли не путём какой-либо трансформации из одного в другой, а что ВСЕ виды живых существ созданы лично Богом, благодаря Его воле, разуму и творческим способностям.
Библия - это не учебник мироздания, она не содержит химических формул, законов физики и математических моделей. «Пятикнижие» Моисея должно было быть понятно его современникам. Акт Творения, редкие астрономические события, аномальные явления природы, удивительное поведение животных Библия называет чудесами. Все книги, вошедшие в канон, были написаны не позднее I века новой эры; искать в них руководство по получению материи из ничего или живого из неживого бессмысленно. Вот типичное для Библии описание механизма Творения, того, КАК всё было создано: «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его - всё воинство их ... ибо Он сказал, - и сделалось; Он повелел, - и явилось» (Псалтирь 32:6-9).
Многие считают Библию исключительно духовной книгой - сборником морально-нравственных наставлений. Но это не совсем так. Библия содержит множество положений естествознания - астрономии, геологии, медицины, биологии, генетики и т.д. Язык Библии рассчитан на людей с разным уровнем знаний. Развитие естественных наук, накопление человечеством знаний и эмпирического опыта, научные открытия на каждом этапе позволяют по-новому воспринимать положения Библии, заложенный в них смысл, выявляют логику библейского повествования. «Кто имеет уши слышать, да слышит!» (Евангелие от Матфея 11:15 и др.).
Итак, эволюцию видов как процесс постепенного превращения одного вида в другой за счёт накопления изменений, приобретаемых отдельными особями по каким-либо причинам и наследуемых от поколения к поколению, Библия исключает.
Из библейского повествования следует, что все виды появились последовательно: растения, рыбы, птицы, животные, человек; и в короткий период времени: за четыре дня, с третьего по шестой дни Творения. Все виды способны к воспроизводству, но каждый вид производит свойственный только ему плод, в котором в свою очередь уже заложено семя исключительно «по роду своему» (Бытие 1:11): «всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые» (Евангелие от Матфея 7:17-18). «Всякое дерево познается по плоду своему, потому что не собирают смокв с терновника и не снимают винограда с кустарника» (Евангелие от Луки 6:44).
Некоторые толкователи Библии в попытках увязать её с современной наукой утверждают, что слово «день» (на иврите «יום» - «йом») может означать «период времени», в том числе и миллиарды лет. Безусловно, значение каждого слова зависит от контекста, в котором оно употреблено. Именно поэтому считать день Творения равным миллиарду лет невозможно - такая трактовка не соответствует положениям 20-й главы книги «Исход», где изложены так называемые «десять заповедей». Устанавливая семидневную неделю с шестью рабочими днями и одним выходным, Моисей использовал то же самое слово - «יום» - и, более того, прямую ссылку на акт Творения: «ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них, а в день седьмой почил» (Исход 20:8-11; а также 23:12, 31:15, Второзаконие 5:14 и др.). При любом отношении к Библии наличие в ней предписания работать шесть миллиардов лет не представляется возможным.
Жизнедеятельность растений осуществляется за счёт фотосинтеза. Созданные в третий день Творения, растения смогли бы выжить и дать потомство только при наличии света, а источники света - Солнце, Луна и звёзды - по Библии были созданы лишь в четвёртый день. Многим видам растений для размножения необходимы насекомые, птицы и «звери земные», которые были сотворены и вовсе в 5-й и 6-й дни Творения. Животные также необходимы и для утилизации погибших растений и их частей. Необходимо принять во внимание и явление симбиоза, а особенно мутуализм - сосуществование организмов разных видов. Таким образом, ни 4-й, ни другие дни Творения не могли длиться миллиарды лет; Библия предполагает исключительно компактный период появления всех биологических видов и образования экосистем.
Слово «человек», использованное в книге «Бытие» (1:25-28, 6-й день Творения), - это перевод еврейского слова «אַדַם» («адáм»). На греческий язык оно, как правило, переводится словом «άνθρωπος», на латынь - «hominem». Евангельское «ίδε άνθρωπος» («се, человек» - Евангелие от Иоанна 19:5) переведено на латынь как «ecce homo». Во второй главе «Бытия» и далее слово «אַדַם» используется как собственное имя первого созданного Богом человека - Адам.
Но следует заметить, что слово «אַדַם» родственно другому еврейскому слову «אֲדַמַה» («адамá» - «земля», «грунт», «почва») и может переводиться на русский язык как «земной», «земляной», «образованный из земли».
Эту мысль подтверждает фраза, сказанная Богом Адаму при изгнании из рая: «возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Бытие 3:19). Множество прямых и косвенных подтверждений божественно-земного (Богом из земли) происхождения человека содержат и другие книги Библии. Например: «Ибо отходит человек ... И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его» (Екклесиаст 12:5-7). Словом «прах» в этих фрагментах переведено с иврита слово «עַפַר», означающее «пыль», «прах», «сухая земля», «глина», «пепел». Ещё один вариант перевода этого слова - «персть». В этом же значении апостол Павел использует греческое слово «χοϊός»: «Первый человек - из земли, перстный» (1-е Коринфянам 15:47).
Создание человека Библия представляет сложным многоэтапным процессом. Очень романтично, например, он описан в книге «Иов»: «Твои руки трудились надо мною и образовали всего меня кругом, ... Ты, как глину, обделал меня, ... вылил меня, как молоко, и, как творог, сгустил меня, кожею и плотью одел меня, костями и жилами скрепил меня, жизнь и милость даровал мне, и попечение Твоё хранило дух мой» (Иов 10:8-12). Кажущаяся простота библейских текстов тем не менее не позволяет воспринимать человека оживлённой по волшебству глиняной фигуркой. Очевидно, «перстью» или «прахом» Библия называет различные элементы и вещества, присутствующие на Земле и использованные для создания живого организма. Библия также указывает и главный компонент, необходимый для создания жизни. Чтобы неживое стало живым, кроме физических процессов и химических реакций необходимо «дыхание жизни»: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Бытие 2:7).
Тело человека имеет сложную внутреннюю структуру, состоит из множества тканей, органов и систем: «Тело же не из одного члена, но из многих» (1-е Коринфянам 12:14), «Бог расположил члены, каждый ... как Ему было угодно» (1-е Коринфянам 12:18). В организме человека нет ничего лишнего, «напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее» (1-е Коринфянам 12:22). Все «члены» одинаково важны и взаимозависимы. Нарушение функции любого из органов ухудшает жизнедеятельность всего организма: «страдает ли один член, страдают с ним все члены» (1-е Коринфянам 12:26). Многофункциональность органов, иммунная система, множество других защитных механизмов организма - свидетельства того, что «Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение, дабы ... все члены одинаково заботились друг о друге» (1-е Коринфянам 12:24-25).
Ни один орган в человеческом теле не может считаться рудиментом или атавизмом. Даже если функция органа ограничена какой-либо стадией развития организма или периодом жизни, его нельзя называть «лишним». Наоборот, «у вас и волосы на голове все сочтены» (Евангелие от Луки 12:7; Евангелие от Матфея 10:30).
Несмотря на биологическую тождественность человека всему живому миру (иначе ему просто было бы нечего кушать!), человек, согласно Библии, не имеет никаких эволюционных предков. Более того, Библия рассказывает о ряде принципиальных отличий человека от животных.
Человек создан, «чтобы возделывать землю, из которой он взят» (Бытие 3:23). Первая же заповедь, данная Богом человеку, утверждает его особый статус и предназначение: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Бытие 1:28). Человек - венец Творения; животные, растения, Земля в целом и вся вселенная создавались во имя и для блага человека. «Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих; всё положил под ноги его: овец и волов всех, и также полевых зверей, птиц небесных и рыб морских» (Псалтирь 8:6-9).
«Не всякая плоть такая же плоть; но иная плоть у человеков, иная плоть у скотов, иная у рыб, иная у птиц» (1-е Коринфянам 15:39). Библия говорит о возможности преобразования человеческого тела в некую «нетленную» форму. Более того, согласно Библии, возможно и обязательно произойдёт восстановление тел всех умерших людей. Это явление Библия называет воскресением (на иврите «היח», на греческом «ανάστασις» или «έγερσις»): «не все мы умрём, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, ... и мёртвые воскреснут нетленными ... Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие» (1-е Коринфянам 15:51-53). В Библии описано несколько случаев воскресения (4-я Царств 4:18-37; Евангелие от Иоанна 11:10-45; Деяния 9:36-42 и др.), в том числе массовое воскресение святых после казни Иисуса Христа: «и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святой град и явились многим» (Евангелие от Матфея 27:52-53). К сожалению, понять по таким описаниям механизм этого явления не представляется возможным.
Возможно, воскресение как-то связано с ещё одним важным и не менее загадочным отличием человека от животных. Единственный из всех живых существ, «человек создан по образу Божию» (Бытие 9:6), «по подобию Божию» (Бытие 5:1; Иаков 3:9). Неконкретность этих формулировок породила массу разных толкований. Одно из них - представление о телесном сходстве и изображение Бога в виде гуманоида, как правило, преклонного возраста. Но библейские определения Бога: «Бог есть дух» (Евангелие от Иоанна 4:24), «Бог есть свет» (1-е Иоанна 1:5), «Бог есть истина» (Иеремия 10:10), «Бог есть любовь» (1-е Иоанна 4:8; 4:16), «Бог ... есть Творец» (Иеремия 10:16; 51:19) и другие ведут к иному пониманию принципов богоподобия. Вряд ли следует говорить об анатомическом сходстве и вообще о чём-то материальном. Скорее всего, речь идёт о душé или сознании человека - его чувствах и интеллектуальных способностях.
Книга пророка Даниила содержит рассказ об уроке, который Бог преподал вавилонскому царю Навуходоносору. Лишённый разума, он стал подобен животному, «сердце его уподобилось звериному, и жил он с дикими ослами; кормили его травою, как вола, и тело его орошаемо было небесною росою» (Даниил 5:21), «так что волосы у него выросли как у льва, и ногти ... - как у птицы. По окончании же дней тех, я, Навуходоносор, возвёл глаза мои к небу, и разум мой возвратился ко мне» (Даниил 4:30-31).
Именно разум считали главным отличием человека от животных цари Израиля Давид и Соломон. «Человек, который в чести и неразумен, подобен животным» (Псалтирь 48:21). «Главное - мудрость: приобретай мудрость, и всем имением твоим приобретай разум» (Притчи 4:7). Логично предположить, что именно разум делает человека богоподобным, потому что разум - одно из главных качеств Творца, «у Него премудрость и сила; Его совет и разум» (Иов 12:13), «и разум Его неизмерим» (Псалтирь 146:5). «Он … утвердил вселенную мудростью Своею и разумом Своим распростёр небеса» (Иеремия 10:12; 51:15).
Кстати, Соломона Библия называет самым мудрым царём всех времён и народов: «за то, что ты ... не просил себе долгой жизни, не просил себе богатства, не просил себе душ врагов твоих, но просил себе разума ... Я сделаю по слову твоему: вот, Я даю тебе сердце мудрое и разумное, так что подобного тебе не было прежде тебя, и после тебя не восстанет подобный тебе» (3-я Царств 3:5-14; 2-я Паралипоменон 11:7-12).
Библия говорит, что есть «внешний» человек и «внутренний» (2-е Коринфянам 4:16; а также Захария 12:1; Ефесянам 3:16; Евангелие от Луки 11:40; Римлянам 7:22; Откровение 2:23 и др.), есть «дух в человеке и дыхание Вседержителя даёт ему разумение» (Иов 32:8). Бог снабдил человека интеллектом, волей, способностями к речи, к абстрактному мышлению, к свободному целеполаганию, творческими способностями. Сознание человека содержит также иррациональные компоненты: эмоции, чувства, совесть, понятие о чести и долге, добре и зле, истине и лжи, любовь и ненависть, гнев и сострадание, печаль и радость, чувство юмора, тяга к прекрасному, готовность к самопожертвованию. Согласно Библии, именно богатый внутренний мир человека является главной его частью, определяющей его суть. Тело же - «суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога» (1-е Коринфянам 6:19).
Инстинкты животных не позволяют осознавать своё место и предназначение в мире, оценивать последствия собственных поступков, делать осознанный выбор и нести ответственность. Способность думать и чувствовать, наблюдать, воспринимать окружающую действительность, выносить суждения и делать умозаключения даны человеку не просто так. Разум и чувства должны привести человека к пониманию себя творением Божьим, к осознанию собственной греховности, искреннему раскаянию и обращению к Богу с просьбой о прощении и помощи в соблюдении заповедей. «Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня» (Псалтирь 50:12). В этом, собственно, смысл Библии, весь её пафос. А для человека это - единственный путь в «жизнь вечную» (Евангелие от Матфея 19:16-26; Евангелие от Марка 10:17-27; Евангелие от Луки 10:25-28 и др.).
Но вернёмся от философских проблем к биологическим. Кроме механизма наследования видовых признаков, являющегося залогом неизменности биологических видов (в Библии - «род»), Библия констатирует наличие у живых организмов также механизма изменчивости, необходимого видам для сохранения, для приспособления их к изменяющимся условиям окружающей среды. Это было известно людям задолго до написания «Торы» Моисеем, и люди этим механизмом пользовались.
В 30-й главе книги «Бытие» содержится рассказ о селекционной работе одного из библейских героев - Иакова. Иакову было нужно, чтобы «рождался скот пёстрый, и с крапинами, и с пятнами» (Бытие 30:39), и он нашёл такой способ. Он заготовил «свежих прутьев тополевых, миндальных и яворовых, и вырезал на них белые полосы, сняв кору до белизны, которая на прутьях, и положил прутья с нарезкою перед скотом в водопойных корытах, куда скот приходил пить, и где, приходя пить, зачинал пред прутьями» (Бытие 30:37-38). Кроме того, «каждый раз, когда зачинал скот крепкий, Иаков клал прутья в корытах пред глазами скота, чтобы он зачинал пред прутьями. А когда зачинал скот слабый, тогда он не клал» (Бытие 30:41-42).
Очевидно, в таком виде Библия содержит информацию о богатом генетическом потенциале, заложенном в каждом «роде», о возможном проявлении различий у особей одного вида по окрасу и другим признакам, т.е. о существовании сортов или пород. В третьей книге «Пятикнижия» («Левит»), а также в пятой книге («Второзаконие») понятие «порода» введено прямо: человеку запрещается употреблять в пищу «сокола с породою его, всякого ворона с породою его» (Левит 11:14-15, а также Второзаконие 14:13-15) и т.д. Люди издревле выводили различные сорта или породы искусственно. Вполне возможно, что Иаков, живший ориентировочно в XVIII веке до Рождества Христова, был не первым селекционером.
Согласно Библии, человеческий «род» также имеет сложный генетический механизм. Из ребра Адама была сделана первая женщина - Ева, и «она стала матерью всех живущих» (Бытие 3:20). Т.е., все люди - потомки всего лишь одной человеческой пары, одного генотипа. Человеческий генотип был настолько совершенен, а условия на Земле были настолько «тепличными», что люди жили по несколько столетий (библейский рекордсмен долгожительства Мафусал прожил 969 лет - Бытие 5:27), а ближайшие родственники - родные брат и сестра - могли производить здоровое плодовитое потомство.
Примерно в 1666 году от сотворения мира на Земле произошла катастрофа планетарного масштаба - всемирный потоп (Бытие 6:17-8:19). Рельеф планеты, климат, давление, влажность, суточные и годовые перепады температур, ветры, уровень солнечной радиации и прочие условия радикально изменились. Выжить в этой катастрофе смогли только восемь человек: Ной, три его сына (Сим, Хам и Иафет) и их жёны. Они и их потомки «в земле Сеннаар» (Бытие 10:10) основали первую цивилизацию. В то время (период расцвета Шумерского царства, примерно XXIII-XXV векa до н.э.) на Земле был «один народ, и один у всех язык» (Бытие 11:6).
Но вслед за изменением условий жизни изменился и сам человек. До потопа человек должен был быть вегетарианцем: «Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; - вам сие будет в пищу» (Бытие 1:29). После потопа Бог дал иное повеление: «всё движущееся, что живёт, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам всё» (Бытие 9:3). Резко сократился срок жизни человека. В новых поколениях люди стали значительно отличаться друг от друга по фенотипическим признакам.
Кроме того, «рассеял их Господь по всей земле» (Бытие 11:9). Разобщённые географически популяции, обладая фенотипическими особенностями, создав разные языки, религии, ремёсла, культуру и т.д. образовали народы.
В отличие от эволюционной гипотезы, предполагающей медленное постепенное накопление незначительных изменений от поколения к поколению, Библия говорит о резком появлении значительных отличий в признаках уже у внуков Ноя. Сыновья Сима образовали группу семитских народов, расселившихся в Междуречье и в Аравии; сыновья Хама (хамиты) заселили Ханаан (современная Палестина) и Африку; самую большую группу народов образовали потомки Иафета (иафетиты) - это индоевропейская семья: европейцы, индусы, китайцы, индейцы, аборигены Австралии и все остальные народы. Основы библейской генеалогии содержатся в 10-й и 11-й главах книги «Бытие».
Один из типичных для Библии случаев «народообразования» приведён в 25-й главе «Бытия». Ревекка, жена Исаака, забеременела. «Сыновья в утробе её стали биться ... Господь сказал ей: два племени во чреве твоём, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему. ... и вот близнецы в утробе её. Первый вышел красный, весь, как кожа, косматый; и нарекли ему имя Исав. Потом вышел брат его, держась рукою своею за пяту Исава; и наречено ему имя Иаков. ... и стал Исав человеком искусным в звероловстве, человеком полей; а Иаков человеком кротким, живущим в шатрах» (Бытие 25:22-27). Исав получил «прозвание: Едом» («אֻדום», это слово на иврите означает «красный» - Бытие 25:30), его потомков Библия называет идумеями (Бытие 36:9). Одним из самых известных идумеев стал царь Ирод, во время правления которого родился Иисус Христос. Иаков тоже получил ещё одно имя - Израиль (Бытие 32:28), его двенадцать сыновей (Бытие 35:22; 42:13; 49:28 и др.) образовали еврейский народ.
Примерно таким образом образовались «острова народов в землях их, каждый по языку своему, по племенам своим, в народах своих» (Бытие 10:5).
Не все библейские народы сохранились до наших дней. Ещё до Рождества Христова, например, успели исчезнуть с лица Земли хетты и филистимляне. Об их существовании, истории, культуре, генетических особенностях сейчас известно лишь из документов соседних народов и археологических раскопок. За более чем четыре тысячелетия многие народы успели в силу различных обстоятельств многократно переселиться, разделиться, смешаться, поменять самоназвание, получить наименование от новых соседей. Но многие народы сохранили свою библейскую географию и названия. Например, «יִהוּדים» («егудим» - иудеи), «מִצְרִים» («мицрим» - египтяне), «יַוַנִים» («яваним» - греки).
Констатируя деление людей на множество больших и малых групп, на племена и народы, Библия тем не менее не даёт ни малейшего повода для расизма и других форм национальной нетерпимости. Библейские положения не позволяют делить людей на «низшие» и «привилегированные» расы. Отличаясь по множеству признаков: окрасу, ареалу обитания, размеру популяции, структуре питания, политическим взглядам, вероисповеданию, социальному положению и т.д. и т.п., все люди планеты остаются одним видом, кровными родственниками, произошедшими от одного праотца.
«От одной крови Он произвёл весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределённые времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога ...» (Деяния 17:26-27); «Не гнушайся Идумеянином, ибо он брат твой; не гнушайся Египтянином, ибо ты был пришельцем в земле его» (Бытие 23:7); «... нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но всё и во всём Христос» (Колоссянам 3:11).
Библейская «эволюция» - это не совершенствование и не улучшение. Это, скорее, деградация. «Расслоение» генома человека, приведшее к расхождению в признаках, нельзя назвать положительным явлением. Наборы аллелей, образующиеся в генотипах отдельных особей, и генофонды целых народов далеко не идеальны. Кроме уже упомянутого сокращения срока жизни Библия начинает говорить о болезнях. К моменту написания «Торы» Моисеем болезни были уже настолько массовым явлением, что проблемам их диагностики, лечения и профилактики, описанию правил личной гигиены и санитарно-эпидемиологических мероприятий посвящено огромное количество текстов, в том числе несколько глав книги «Левит» (Исход 30:17-21; Левит 13:1-15:33; Числа 19:11-22; Второзаконие 23:10-14 и др.). Ситуацию X века до новой эры зафиксировал израильский царь Давид: «Дней лет наших - семьдесят лет, а при большей крепости - восемьдесят лет; и самая лучшая пора их - труд и болезнь, ибо проходят быстро» (Псалтирь 89:10).
Патриархи - Авраам, Исаак и Иаков - брали себе жён из числа ближайших родственников. Сарра, жена Авраама была «подлинно сестра мне: она дочь отца моего, только не дочь матери моей; и сделалась моею женою» (Бытие 20:12). Будучи бесплодной до девяноста лет, Сарра родила столетнему Аврааму здорового сына (Бытие 17:17) и сама выкормила его грудью (Бытие 21:7-9). Исаак женился на Ревекке, дочери своего двоюродного брата (Бытие 25:20). Иаков взял в жёны дочерей своего дяди Лавана (Бытие 28:2). Две дочери Лота, забеременев от своего отца, стали родоначальниками двух библейских народов - Моав и Аммон (современная Иордания) (Бытие 19:31-38).
Но спустя всего несколько сот лет после жизни патриархов Моисей записал в Законе категорический запрет на браки ближайших родственников: «Никто ни к какой родственнице по плоти не должен приближаться с тем, чтобы открыть наготу» (Левит 18:6-17). Уместно предположить, что это связано с появлением наследственных болезней и необходимостью их профилактики: здоровые гены, как правило, доминантны и подавляют болезни, которые вызываются рецессивными генами.
Библия категорически запрещает внебрачные сексуальные связи: «да будут преданы смерти и прелюбодей и прелюбодейка» (Левит 20:10); крайне отрицательно говорит о гомосексуализме: «Если кто ляжет с мужчиною, как с женщиною, то оба они сделали мерзость: да будут преданы смерти» (Левит 20:13); запрещает скотоложство: «Кто смесится со скотиною, того предать смерти, и скотину убейте. Если женщина пойдёт к какой-нибудь скотине, чтобы совокупиться с нею, то убей женщину и скотину» (Левит 20:15-16). Библия также строго регламентирует сексуальные отношения в законном браке. Все эти постановления повторяются в Библии многократно. Очевидно, что важнейшей их задачей является профилактика появившихся венерических заболеваний.
Спустя почти тысячу лет после потопа Моисей устанавливает новую «диету». Повеление Ною: «всё движущееся, что живёт, будет вам в пищу» (Бытие 9:3) меняется на закон о чистой и нечистой пище (Левит 11:1-47; Второзаконие 14:3-21 и др.). Не объясняя почему, Библия делит животных, птиц и рыб на пригодных и непригодных для употребления в пищу человеком. Запрещается употреблять мясо хищников и тех, кто питается падалью. Впрочем, такое обобщение весьма условно, тем более, что в приведённых в Библии списках «чистых» и «нечистых» животных есть непонятные сегодня названия. Несколько раз в Библии запрещается употреблять в пищу животный жир: «никакого тука ни из вола, ни из овцы, ни из козла не ешьте» (Левит 7:23), а также субпродукты: «обе почки и тук, который на них, который на стегнах, и сальник, который на печени» (Левит 3:4 и др.).
Особняком в Библии стоит запрет на употребление в пищу крови (Бытие 9:4; Левит 17:10-16; Второзаконие 12:23-25 и др.): «не ешьте крови ни из какого тела» (Левит 17:14), «на землю выливайте её, как воду» (Второзаконие 12:16). Это правило было предписано ещё Ною и сохраняется до наших дней. Первый апостольский собор, состоявшийся в 48 году в Иерусалиме (Деяния 15:4-29), несмотря на решение «не затруднять обращающихся к Богу из язычников» (Деяния 15:19), оставил в силе требование воздерживаться «от блуда, удавленины и крови» (Деяния 15:20). В отличие от других установлений о правильном питании, запрет на употребление крови Библией объясняется: «потому что душа всякого тела есть кровь его» (Левит 17:14). Но имеет ли такое объяснение какое-либо отношение к биологии, сказать тяжело; многие и учёные, и верующие считают запрет есть кровь исключительно ритуальным.
Библия говорит, что Бог, «сотворивший небо и землю и море и всё, что в них» (Деяния 4:24), продолжает непосредственное управление Своим творением - наблюдает за развитием ситуации на Земле и при необходимости вмешивается. Бог «восседает над кругом земли» (Исаия 40:22), «повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Евангелие от Матфея 5:45), «образует горы, и творит ветер» (Амос 4:13), «острова как порошинку поднимает» (Исаия 40:15), «изменяет времена и лета, низлагает ... и поставляет царей; даёт мудрость мудрым и разумение разумным» (Даниил 2:20-22), «над царством человеческим владычествует ... и поставляет над ним, кого хочет» (Даниил 5:21), при этом «не утомляется и не изнемогает» (Исаия 40:28).
Всё во вселенной существует и развивается по законам, установленным Богом: «Я создал землю и сотворил на ней человека; Я - Мои руки распростёрли небеса, и всему воинству их дал закон Я» (Исаия 5:12). Слепая случайность, согласно Библии, не существует. Все события предопределены Богом и Его законами, имеют свои причины и следствия. «В полу бросается жребий, но всё решение его - от Господа» (Притчи 16:33).
Библейские пророки утверждают, что Бог управляет деторождением. Он в состоянии сделать любого человека неплодным, «заключить» и «отверзнуть» утробу женщины. «Вот наследие от Господа: дети; награда от Него - плод чрева» (Псалтирь 126:3). Жёны многих библейских героев не могли зачать ребёнка, будучи в детородном возрасте и совершенно здоровы; и, наоборот, беременели и рожали здоровых детей, когда все надежды уже были потеряны. Так было с Саррой (Бытие 16:2, 17:15-19), жёнами Иакова Лией и Рахилью (Бытие 29:31-30:24), женой Маноя, ставшей матерью Самсона (Судьи 13:2-25), Елисаветой, матерью Иоанна Крестителя (Евангелие от Луки 1:5-25), а также со многими другими персонажами Библии.
Бога считали истинной причиной своего появления на свет Иов (Иов 1:21; 10:18-19; 31:15), Давид (Псалтирь 21:10; 70:6; 118:73; 138:13-16), Иеремия (Иеремия 1:4-5) и другие пророки, а также герои их рассказов. «Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей. ... Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них ещё не было» (Псалтирь 138:13-16).
Самый известный и загадочный случай деторождения, описанный в Библии - это история рождения Иисуса Христа. Его мать Мария забеременела и родила Младенца, не познав мужчину, «от Духа Святого» (Исаия 42:1-6, 49:1-5; Евангелие от Луки 1:26-38; Евангелие от Матфея 1:18-25).
КАК происходит образование новой жизни и как однажды это было возможно без мужского семени, Библия не объясняет, объявляя это «делом Бога» и констатируя невозможность понимания этого процесса человеческим разумом: «Как ты не знаешь путей ветра и того, как образуются кости во чреве беременной, так не можешь знать дело Бога, Который делает всё» (Екклесиаст 11:5).
Библия также констатирует невозможность существования материального мира без постоянной заботы Бога: «Кто кроме Его промышляет о земле? И кто управляет всею вселенною? Если бы Он обратил сердце Своё к Себе и взял к Себе дух её и дыхание её, вдруг погибла бы всякая плоть, и человек возвратился бы в прах» (Иов 34:13-15).
Вся вселенная и та форма жизни, которая существует сейчас на Земле, - не вечны. Библия содержит так называемый эсхатологический комплекс - учение о «конце света». Божий замысел относительно материального мира и человека был нарушен из-за мятежа одного из ангелов, в результате которого в мир проник грех, а за ним - смерть. Рано или поздно мир прекратит своё существование. Бог знал об этом заранее и разработал план спасения. Он создаст «новое небо и новую землю» (Исаия 65:17, 66:22; Откровение 21:1).
Новый мир будет существовать вечно, он уже не будет иметь греха, в нём не будет времени, страданий, смерти, он будет состоять из нетленного. Люди будут обитать вместе с Богом. «И отрёт Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло. ... И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать во веки веков» (Откровение 21:1-22:5). «Волк и ягнёнок будут пастись вместе, и лев, как вол, будет есть солому, а для змея прах будет пищею: они не будут причинять зла и вреда» (Исаия 65:17-25).
Все умершие будут воскрешены и вместе с живыми подвергнуты проверке на предмет возможности существования в новом мире. Критерий, по которому Бог будет судить, прост - доказанная земной жизнью способность отказаться от греха, разумом и сердцем принять Бога и жить по Его законам.
Идею создания мира и жизни неким разумным сверхъестественным существом называют креационизмом (от лат. creare - создавать).