[ Новые сообщения · Правила поведения · Участники · Поиск по темам · RSS лента ]
"Ибо Я - Господь Б-г ваш: освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят" (Левит 11:44)
"Ибо все народы ходят, каждый во имя своего бога; а мы будем ходить во имя Господа Б-га нашего во веки веков" (Мих.4:5)
Шалом! Данный форум устроен по типу бейт-мидраш. Эта модель призвана помочь тем, кто желает изучать Тору и еврейскую мудрость, а учеников отличает стремление пополнить свои знания и найти им достойное применение. Люди данной категории не озабочены собственной репутацией или мнением большинства; их цель – сблизиться со Всевышним путем исполнения Его заповедей. Посещение «Бейт-Мидраш» не должно рассматриваться как место, где один человек обнажает духовную несостоятельность другого и претендует на исключительность собственного мнения. Суть общения и обучения – укрепление в праведности, исправление своего характера и, тем самым, участие в исправлении всего Мира (тикун олям).

У нас приветствуются ноахиты (бней-Ноах); геры (прозелиты), принявшие официальный или неофициальный гиюр, или находящиеся на пути к этому; выходцы из христианства или иных религий и культов; караимы; иудействующие, а также все Б-гобоязненные, неравнодушные к Б-гу Авраама, Исаака и Иакова, к Торе и Иудейскому образу жизни. Добро пожаловать!
Книга Мириам Исраэли Страна Аслана. Еврейский секрет Нарнии. "Хроники Нарнии" сквозь призму иудейского мировоззрения


Страница 1 из 212»
Бейт-мидраш / Дом учения » ПРИРОДА И ТАЙНЫ МИРОЗДАНИЯ » Тора и Наука » Экскурс в глубины микромира (время и пространство)
Экскурс в глубины микромира
АркадийОтправлено в: Пятница, 10 Августа 2012, 17:15 | Сообщение № 1

Участник
Сообщений: 539
C нами с 24 Апреля 2011
Откуда: Молдова
Статус: Отсутствует
Экскурс в глубины микромира.
• Плотность пресной воды составляет 1000 кг/м³. или 10/3 кг/м³
• Плотность нейтронных звёзд имеет порядок 10/17÷10/18 кг/м³.
• Теоретически верхнюю границу представляет планковская плотность (современная физика оценивает её в 5,1•10/96 кг/м³, хотя не исключено, что она очень сильно завышена).

Плотность тела человеческого соизмерима с плотностью воды.
Разница плотности, относительная разница 10/20 делить на 10/3 =10/17 по сравнению с нейтронной звездой, или 10/93 ( читать: десять в 93 степени) раз с теорией физики. Иными словами, если из материи "выдавить" вакуум, то "сухой остаток" не разглядеть в микроскоп.
Наглядности ради, материя на 99. 99…9 % пятнадцать девяток после точки процента состоит из вакуума. Это место для размещения духа.
Дух это не материя, для физики это вакуум по формулировке, что есть вакуум.
Духу совсем не тесно внутри материальных тел.
Вот с этим багажом прочтём мудрецов.
Цитата из Библии И сотворил Всесильный человека по образу Своему, по образу всесильного сотворил его.
Берешит 1:27
Данный стих порождает серьезную теологическую проблему - означают ли слова «по образу нашему, по подобию нашему», что Бог, подобно человеку, имеет тело?

Решительно отрицательный ответ на этот вопрос дает Рамбам. Издеваясь над подобным прочтением Торы, oн с сарказмом писал:

Люди («простолюдины, невежды») полагали, что слово «целем» («образ») на еврейском языке указывает на конфигурацию вещи и ее очертания, и привело их это к полнейшему соматизму из-за Его речения: "Сделаем человека по образу Нашему, и по подобию Нашему". И они подумали, что Бог обладает человеческой формой, то есть конфигурацией и очертаниями, что и заставило их сделать вывод о полнейшем соматизме, - и они уверовали в него. И считают они, что, отказавшись от этого верования, они объявили бы ложным текст [Писания], и даже сделали бы Божество не сущим, если бы Оно не было телом, обладателем лица и рук, таким же, как они сами, по конфигурации и очертаниям - разве что, согласно их фантазиям, более крупным и великолепным; да еще и материя Его не есть кровь и плоть - вот предел того, что они считают очищением [представлений] о Боге."
(Путеводитель колеблющихся 1:1 ")

Согласно Рамбаму, люди, читающие Тору таким образом, прежде всего не знают иврита. Ибо в Берешит 1:27 употреблено слово «целем». А для обозначения физической формы в иврите, по Рамбаму, употребляется иное слово – «тоар»:

"Итак, я утверждаю: для того, что общеизвестно среди широкой публики как форма, то есть для конфигурации вещи и ее очертаний, в еврейском языке есть особое имя – «тоар» («облик», «вид»). Сказано, [например]: "красив станом («тоар») и красив лицом" (Берешит 39:6), "Каков вид его («тоар»)" (Шмуэль I 28:14); "видом («тоар») как царский сын" (Шофтим 8:18)... Это выражение совершенно неприменимо к Божеству, да превознесется Оно, - да убережемся и спасемся мы [от этого]!"
(Путеводитель колеблющихся 1:1 )

Божество с комфортом может разместиться в Адаме нимало не соприкасаясь с ним, при этом может общаться и регулировать его, а также покинуть его и прихватить душу.
Фраза, что Бог есть дух, делает бессмысленным рассуждения об образе, форме, габаритах духа - вакуума. Вакуум внутри материи и составляет львиную долю её объёма. Точнее, объём материи это объём вакуума.
Материю всей вселенной можно разместить в одном Пульмановском вагоне, (за точность не ручаюсь). Вселенная это раздутая вакуумом кучка праха.
Вот в этом вакууме размещено всё Небесное воинство. Далеко ходить не надо, ангелы внутри нас. Летают как дирижабли и не задевают ни за что.

Внутри материальных тел так же просторно, как в межзвёздном пространстве, только масштабы разные.


Не закрывай глаза на правду.

Отредактировал/а: Аркадий - Суббота, 11 Августа 2012, 22:28
 
АркадийОтправлено в: Суббота, 11 Августа 2012, 10:54 | Сообщение № 2

Участник
Сообщений: 539
C нами с 24 Апреля 2011
Откуда: Молдова
Статус: Отсутствует
Экскурс в физический вакуум
Физическим вакуумом называют полностью лишённое вещества пространство, заполненное полем в таком состоянии. Такое состояние не является абсолютной пустотой. Квантовая теория поля утверждает, что, в согласии с принципом неопределённости, в физическом вакууме постоянно рождаются и исчезают виртуальные частицы: происходят так называемые нулевые колебания полей.
Некоторые из этих предсказаний теории поля уже были успешно подтверждены экспериментом. Так, эффект Казимира[1] и лэмбовский сдвиг атомных уровней объясняется нулевыми колебаниями электромагнитного поля в физическом вакууме..
В конце 1980-х проблема «раскачки» вакуумных флуктуаций заинтересовала многих ученых. Ее теоретический анализ показал, что вакуум способен рождать реальные фотоны не только около материальных тел, обладающих субсветовой скоростью, но и вблизи материалов, быстро изменяющих свои электрические или магнитные свойства. Такое превращение виртуальных вакуумных флуктуаций в реальные кванты назвали динамическим, или нестационарным, эффектом Казимира.
Нас интересует некоторые свойства вакуума:
1. Он не имеет материи, но "живой" в нём постоянно происходит рождение и анигиляция материальных частиц.
2. В нём рождаются фотоны света.
3. Свет живёт в вакууме от рождения и до своего финала, который не есть конец.
4. Вакуум насыщен полями, прежде всего электро магнитными.

Есть ли жизнь в вакууме это вопрос веры.


Не закрывай глаза на правду.
 
АркадийОтправлено в: Суббота, 11 Августа 2012, 16:54 | Сообщение № 3

Участник
Сообщений: 539
C нами с 24 Апреля 2011
Откуда: Молдова
Статус: Отсутствует
Экскурс в время
Вре́мя — одно из основных понятий философии и физики, условная сравнительная мера движения материи, а также одна из координат пространства-времени, вдоль которой протянуты мировые линии физических тел.
В философии — это необратимое течение (протекающее лишь в одном направлении — из прошлого, через настоящее в будущее)[1], внутри которого происходят все существующие в бытии процессы, являющиеся фактами. Тем не менее существуют теории с симметричным временем, например, теория Уилера-Фейнмана.

В. И. Ленин: «В мире нет ничего, кроме движущейся материи, и движущаяся материя не может двигаться иначе, как в пространстве и во времени. Человеческие представления о пространстве и времени относительны, но из этих относительных представлений складывается абсолютная истина, эти относительные представления, развиваясь, идут по линии абсолютной истины, приближаются к ней». Тов. Ленин ошибался относительно «Кроме движущейся материи».

Чёрная дыра́ — область в пространстве-времени, гравитационное притяжение которой настолько велико, что покинуть её не могут даже объекты, движущиеся со скоростью света (в том числе и кванты самого света).

Время в вакууме стоит, по формуле диалектики (там не ходят такси).
Время в материальной среде измеряет движение (здесь ходят такси).
Чёрная дыра – конечная точка движения материи.
Время в чёрной дыре стоит (масса тормозит время), пространство искривлено, света нет.
Скорость света в вакууме имеет максимальное значение
Скорость света в материальной среде тормозится.
Скорость света в ч.д. равна нулю.
Вакуум, пространство - реальности.
Материя реальность.
Время, скорость - понятия.
Бог сотворил материальный мир, а Сам остался в вакууме.
Свет не материя, оставаясь в вакууме, подсвечивает материальный мир.
Слово на носителях: свете и материи – посредничает с разумом в материальной среде.
Бог наблюдает материальный мир, оставаясь в вакууме.
Человек размещён в материальном мире.

Это всё материал для размышления на темы: Где обитает Бог? Что значит "Бог в нас". Почему Бог и природа не одно и то же? Почему пантеизм живуч и исповедуется всеми религиями?


Не закрывай глаза на правду.

Отредактировал/а: Аркадий - Суббота, 11 Августа 2012, 22:41
 
LouizaОтправлено в: Суббота, 11 Августа 2012, 17:35 | Сообщение № 4

Участник
Сообщений: 1325
C нами с 22 Июня 2009
Откуда: Украина
Статус: Отсутствует
Quote (Аркадий)
Это всё материал для размышления.

Для того ,чтобы начать размышлять над этим, необходимо иметь определенный багаж знаний :
необходимо знать ( хотя бы ) методы современной дифференциальной геометрии и общую относительность, проблемы сингулярности в космологии , физический смысл кривизны пространства - времени , точные решения и задачу Коши в общей теории относительности ,а так же различные этапы расширения Вселенной.


Я могу только предоставить Вам информацию. Убеждения Ваши Вы должны формировать сами.
 
ivga54Отправлено в: Суббота, 11 Августа 2012, 20:03 | Сообщение № 5

Постоянный участник
Сообщений: 242
C нами с 07 Марта 2009
Откуда: Российская Федерация
Статус: Отсутствует
Quote (Аркадий)
Время в материальной среде измеряет движение.

Quote (Louiza)
Для того ,чтобы начать размышлять над этим, необходимо иметь определенный багаж знаний :

Дилетант: расстояние измеряется в минутах -надпись на машине, предлагающей услуги перевозки. biggrin
 
LouizaОтправлено в: Суббота, 11 Августа 2012, 20:12 | Сообщение № 6

Участник
Сообщений: 1325
C нами с 22 Июня 2009
Откуда: Украина
Статус: Отсутствует
Quote (ivga54)
Дилетант: расстояние измеряется в минутах -надпись на машине, предлагающей услуги перевозки

То же интересная версия... smile


Я могу только предоставить Вам информацию. Убеждения Ваши Вы должны формировать сами.
 
АркадийОтправлено в: Суббота, 11 Августа 2012, 22:09 | Сообщение № 7

Участник
Сообщений: 539
C нами с 24 Апреля 2011
Откуда: Молдова
Статус: Отсутствует
Quote (Louiza)
необходимо знать ( хотя бы ) методы современной дифференциальной геометрии и общую относительность, проблемы сингулярности в космологии , физический смысл кривизны пространства - времени , точные решения и задачу Коши в общей теории относительности ,а так же различные этапы расширения Вселенной.

Это не помешает, особенно хорошо звучит "бином Ньютона", но для размышления достаточно иметь разум.
Знания без размышлений бесполезны, а размышления без знаний опасны. Надо размышления сверять со знающими.
Итак, вперёд, ибо все знают, что это сделать нельзя, а приходит не знающий этого и делает.

В прошлом году на форумах физики с энтузиазмом говорили, что ещё немного и человек из вакуума будет качать энергию в неограниченном количестве.
Как просто разнести в пространстве и времени генерацию и анигиляцию частиц. И черпай энергию анигиляции. Нужен простак, чтобы дать идею.

Ленин не знал к чему приведёт революция, но на всякий случай её разжигал, хотя и умный был. Сей час не похороненный валяется, бедняга. Без мозгов и внутренностей.


Не закрывай глаза на правду.

Отредактировал/а: Аркадий - Понедельник, 13 Августа 2012, 14:43
 
НатаниэльОтправлено в: Воскресенье, 12 Августа 2012, 00:01 | Сообщение № 8

Участник
Сообщений: 673
C нами с 01 Сентября 2011
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
Quote (Аркадий)
Итак, вперёд, ибо все знают, что это сделать нельзя, а приходит не знающий этого и делает.

Голые знания очень часто приводят к тупику, только при наличии любви к Б-гу и в присутствии Всевышнего можно увидеть проявление Мудрости. Голые знания порой становятся источником многогранного страха? в связи с чем включаются <тормоза> <<прогресса>>.

Quote (Аркадий)
Ленин не знал к чему приведёт революция, но на всякий случай её разжигал, хотя и умный был.

Думаю, что Ульянов вполне мог предполагать всю картину "революции", его ограмаднейшая трагедия была в дикой самоуверенности, высокомерии, в жажде власти и в полном недоверии тому народу который он согласился подставить под эксперимент. Сама идея изначально была утопической, но Россия тогда довела себя, по ряду причин, до полного духовного и социального краха и являлась более удобным полигоном для испытания социологизмического "оружия".
Ум В.Ульянова заключался лишь в "водительстве" и свершению над Россией <<пути исправления>> приводя человечество к окончательному машиахальному этапу.

Quote (Аркадий)
Сей час не похороненный валяется, бедняга. Без мозгов и внутренностей.

Это результат того в каком "водительстве" находился В. Улянов и чем был наставляем, какие реальные цели он имел.
Он хоть и свершил Волю Всевышнего, НО, как в истории человечества про одного было сказано: "Один из вас является предателем............один из тех кто опускает мацу в одно блюдо со мной.....с Сыном, рождённым от людей, произойдёт в точности так, как было когда-то раскрыто, но великое горе тому кто свершит это предательство, хорошо было бы тому человеку если бы он не был рождён. Йегуда, предающий его, тут-же сказал:"Но ведь это же не я равви?!". Йешуа ответил ему: "Ты сам сказал!"(и определил свою судьбу)."
Так и тут, Воля Всевышнего была свершена, но так-как всё происходило под ведомством "Тёмной Стороны", то соответственно, такой "руководитель" уже никому не нужен. Примечательно , что те человеки которые позволяют себе подпасть под полный контроль "ситры-ахры", в конечном итоге, выпадают из бытия Вселенной и ликвидируются не только из Жизни, но и из Смерти.


Всё то,что проходит рядом
Всё то,что пролетает вновь
Может искру свою оставить
И зажечь светильник вновь
Главное не стать слепым
Главное не стать глухим
Главное увидеть Б-га
И всё то,что строится Им.


Отредактировал/а: Натаниэль - Воскресенье, 12 Августа 2012, 00:26
 
ГалилеянкаОтправлено в: Воскресенье, 12 Августа 2012, 00:40 | Сообщение № 9

Администратор
Сообщений: 5239
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
Quote (Аркадий)
Сей час не похороненный валяется, бедняга. Без мозгов и внутренностей
да зарыли его где-нибудь давным-давно, а в мавзолее лежат его забальзамированные двойники. По мере разложения трупов, их меняют, "обновляют". Кто там присматривается к ним, тем более в наше время. Вообще, кошмар конечно - смотреть на труп.


Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!"
Гибнет народ от недостатка ведения...
 
НатаниэльОтправлено в: Воскресенье, 12 Августа 2012, 03:10 | Сообщение № 10

Участник
Сообщений: 673
C нами с 01 Сентября 2011
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
Quote (Галилеянка)
Вообще, кошмар конечно - смотреть на труп.

в смертном царстве трупак всегда в почёте !


Всё то,что проходит рядом
Всё то,что пролетает вновь
Может искру свою оставить
И зажечь светильник вновь
Главное не стать слепым
Главное не стать глухим
Главное увидеть Б-га
И всё то,что строится Им.
 
ХульдаОтправлено в: Воскресенье, 12 Августа 2012, 04:34 | Сообщение № 11

Участник
Сообщений: 428
C нами с 20 Сентября 2009
Откуда: Латвия
Статус: Отсутствует
Quote (Аркадий)
Время, скорость - понятия.

Для начала возьмём понятие "время". На иврите, как и следует нам пытаться изучать Писание. И что же? Я начала изучение этого понятия и... запуталась. Где встречается слово "время" זְמָן в Писании? Сразу на память приходит Коэлет,3.

[BibleQuote]1 Всему (свое) время, и (свой) срок всякой вещи под небесами:
2 Время рождаться и время умирать; Время насаждать и время вырывать насаженное.
3 Время убивать и время исцелять; Время взламывать и время строить.
4 Время плакать и время смеяться; Время скорбеть и время плясать.
5 Время разбрасывать камни и время собирать камни; Время обнимать и время удаляться от объятий.
6 Время искать и время терять; Время хранить и время бросать.
7 Время разрывать и время сшивать; Время молчать и время говорить.[/BibleQuote]
Посмотрела, что пишет З.Дашевский:
Quote
Слово «время» называется на иврите «зман», и это очень интересное слово, правда, в Торе мы его не встретим ни одного раза. В Танахе слово «зман» появляется очень поздно; в книге Коhелет оно повторяется многократно. На танахическом иврите невозможно задать вопрос: «сколько времени?», нет такого понятия. Можно спросить, сколько дней, сколько оборотов, километров и т.д. В чём смысл корня этого слова? – Это «приготовление»; время «приготовляет».

Так вот, "время", זְמָן "зман", здесь только самое первое (своё время), далее употребляется другое слово "время" עת

Т.е. слово "зман" здесь выделенное мною первое слово, остальные слова "время" - "эт". Мнение раввина Михаила Ковсана на этот счёт (см.Перек гимель - Часть3)
Ну и как-же понять понятие "время"? В Иерусалиме есть интересный аттракцион Маалит ха-зман (Лифт Времени).

Неем 2:6 И сказал мне царь и царица, которая сидела подле него: сколько времени продлится путь твой, и когда возвратишься? И благоугодно было царю послать меня, после того как я назначил время2165 -זְמָן‎-.

Есф 9:27 постановили Иудеи и приняли на себя и на детей своих и на всех, присоединяющихся к ним, неотменно, чтобы праздновать эти два дня, по предписанному о них и в свое для них время2165 -זְמָן‎-, каждый год;

Есф 9:31 чтобы они твердо наблюдали эти дни Пурим в свое время2165 -זְמָן‎-, какое уставил о них Мардохей Иудеянин и царица Есфирь, и как они сами назначали их для себя и для детей своих в дни пощения и воплей.

Еккл 3:1 Всему свое время2165 -זְמָן‎-, и время всякой вещи под небом:
(места в ТаНаХе, где употребляется слово "зман")

Песах называют “зман херутейну”, время нашей свободы; Шавуот - “зман матан торатейну”, время дарования Торы, Суккот - это “зман симхатейну”, время нашей радости.


Утешайся Господом, и Он исполнит желание сердца твоего.

Отредактировал/а: Жанна - Воскресенье, 12 Августа 2012, 06:13
 
ГалилеянкаОтправлено в: Воскресенье, 12 Августа 2012, 09:36 | Сообщение № 12

Администратор
Сообщений: 5239
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
Quote (Жанна)
В Иерусалиме есть интересный аттракцион Маалит ха-зман (Лифт Времени).
надо же, недавно узнала о нем, и мы как раз собираемся его в ближайшее время посетить smile

Quote (Натаниэль)
в смертном царстве трупак всегда в почёте !
особенно у католиков и православных, они ведь даже мощи эти целуют...


Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!"
Гибнет народ от недостатка ведения...
 
АркадийОтправлено в: Понедельник, 13 Августа 2012, 15:16 | Сообщение № 13

Участник
Сообщений: 539
C нами с 24 Апреля 2011
Откуда: Молдова
Статус: Отсутствует
Quote (Жанна)
Еккл 3:1 Всему свое время2165 -זְמָן‎-, и время всякой вещи под небом:
(места в ТаНаХе, где употребляется слово "зман")

Здесь время в смысле даты, а время как субстанция не существует, это понятие. Соединять в предложении "пространство время" и понимать под этим нечто конкретное, а это всё равно как "вода разум". На вид что то умное, а на поверку бессмысленное словосочетание.
Процесс интегрирования ведут как бы по времени, а фактически задают интервалы независимого аргумента для продвижения вычисления.
Или говорят о четвёртой степени свободы - времени. Или говорят, что Бог обитает вне времени: в прошлом, настоящем и будущем одновременно.
Соединяют реальность и понятие, как будто от этого станет яснее.

Давайте поразмышляем о том, что душа человеческая заключена в материальное тело. Для кого то это счастье - можно всё попробовать, то есть добро.
А кто то тяготится этим заключением и стремится душой подняться в высшие сферы, для него реальность - зло.


Не закрывай глаза на правду.

Отредактировал/а: Аркадий - Понедельник, 13 Августа 2012, 15:17
 
НатаниэльОтправлено в: Понедельник, 13 Августа 2012, 15:52 | Сообщение № 14

Участник
Сообщений: 673
C нами с 01 Сентября 2011
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
Quote (Аркадий)
Давайте поразмышляем о том, что душа человеческая заключена в материальное тело. Для кого то это счастье - можно всё попробовать, то есть добро.
А кто то тяготится этим заключением и стремится душой подняться в высшие сферы, для него реальность - зло.


В этом один из ключей открывающих "дверь" к пониманию существующего состояния пребывания: в религии или вне её.


Всё то,что проходит рядом
Всё то,что пролетает вновь
Может искру свою оставить
И зажечь светильник вновь
Главное не стать слепым
Главное не стать глухим
Главное увидеть Б-га
И всё то,что строится Им.
 
LouizaОтправлено в: Понедельник, 13 Августа 2012, 18:11 | Сообщение № 15

Участник
Сообщений: 1325
C нами с 22 Июня 2009
Откуда: Украина
Статус: Отсутствует
Quote (Аркадий)
Экскурс в время
Вре́мя — одно из основных понятий философии и физики, условная сравнительная мера движения материи, а также одна из координат пространства-времени, вдоль которой протянуты мировые линии физических тел.
В философии — это необратимое течение (протекающее лишь в одном направлении — из прошлого, через настоящее в будущее)[1], внутри которого происходят все существующие в бытии процессы, являющиеся фактами. Тем не менее существуют теории с симметричным временем, например, теория Уилера-Фейнмана.

Понятие "время" занимает в еврейской традиции более важное место, чем у других народов.
В реке времени

Человек наделен способностью ориентироваться во времени. Но если пользоваться терминами физики, то окажется, что в пространственно-временном континууме, в котором мы существуем, параметр времени имеет очень любопытные свойства. Если пространство допускает свободное перемещение в любом направлении, то в том, что касается времени, это не так. По отношению к нему мы статичны; время как бы обтекает нас, двигаясь в одном и том же направлении, и мы не властны над этим.

Это ощущение погруженности в омывающий поток времени не является достоянием какой-либо одной культуры. Оно общее для всех. Понятийно-логические и культурные различия выступают на первый план позже, когда начинается рефлексия первоначального ощущения: что собой представляет река времени, откуда и куда она течет, как мы с ним соотносимся?

Куда мы обращены во времени? Ответ на этот вопрос кажется очевидным: куда же, кроме будущего? Ведь оно ожидает нас, а прошлое уже миновало, осталось позади. Для иудаизма же картина не столь очевидна. Мы вглядываемся в минувшее. Именно оно раскрыто перед нами, а будущее - неведомо. Язык Торы запечатлел такое отношение к потоку времени: лефанай - "передо мной" - одновременно означает "в моем прошлом". А о будущем сказал пророк: "Подайте знаки о предстоящем, и мы будем знать..." (Йешаяhу, 41:23). Ле-ахор - "о предстоящем" - дословно "о находящемся сзади", у нас за спиной.

Подобный, на первый взгляд, ничем не обоснованный подход в действительности лучше отражает реальность. Ведь в прошлое мы в состоянии заглядывать настолько далеко, насколько позволяет нам историческая память, тогда как будущее, даже самое ближайшее, скрыто. Будущее, являясь из небытия, в краткий миг настоящего становится доступным и пластичным. А затем, становясь прошлым, все полнее открывается взору, становится все понятней. Эта схема точно отражает еврейскую ментальность. Поскольку мы обращены лицом к минувшему, прошлое становится не только яснее и четче - оно входит в нашу жизнь как его интегральная часть. Именно в него мы вглядываемся постоянно, тогда как о будущем остается только гадать, к нему обращены наши надежды и мечты. И для всех, кроме пророков, способных воспринимать сокрытое, будущее - область фантазий и снов.

Другой, более важный вопрос: куда течет река времени? Мы можем вообразить ее русло прямым или, по крайней мере, ведущим в определенном направлении. Можем сказать, что эта река вообще никуда не впадает, а история не имеет конца. Но даже те, кто полагает, что река времени куда-то стремится, представляют ее "устье" по-разному.

Одни убеждены, что течение истории, как и любой реки, направлено под уклон, и потому неизбежный конец ее - в бездне. Наука подтверждает это, говоря о неуклонно накапливающейся энтропии - процесс, который в перспективе должен привести к разрушению всех и всяческих связей, к распаду всего сущего на исходные элементы, пребывающие в абсолютной неподвижности и лишенные какого бы то ни было взаимодействия. В нордической мифологии подобный трагический финал именуется "сумерками богов".

Есть и другое представление об истории - как о бесконечном поступательном движении, которое именуют "прогрессом". Река времени течет вверх! С такой оптимистической ноты начинается ода прогрессу. В мировоззрении многих наших современников убежденность в благотворности прогресса до сих пор сочетается с верой в его естественность: чем дальше уводит река времени, тем увереннее продвигаемся мы по пути прогресса, ибо таков объективный закон.

В основе того и другого видения лежит представление о прямолинейности исторического процесса (или судьбы человечества, или потока времени - как мы это ни назовем) и его устремленности в определенном направлении. И в том, и в другом случае процесс этот имеет начало, как река - исток. Подобно ей, его течение непрерывно и устремлено к цели. На пути встают препятствия, отклоняющие и искривляющие русло, однако им не под силу остановить течение реки.

Наряду с представлением о линейности времени с незапамятных времен существует представление о его цикличности. Согласно ему, река истории образует кольцо. Она вливается сама в себя, и в ее водах мы не заметим ни необратимых изменений, ни новизны. Древний, поэтический и удручающий образ вечного возвращения дает книга "Коhелет" - "Екклесиаст": "То, что было, то и будет; и что совершалось - то и совершится; и нет ничего нового под солнцем" (1:9). Всякое изменение в мире - движение по кругу, образующее замкнутый цикл: "Кружит, кружит, ходит ветер, и на круги свои возвращается ветер" (там же, 1:6). У этой концепции есть и современные адепты. Известен взгляд на историю как на череду генетически связанных цивилизаций, чья судьба подчиняется циклической закономерности: они сменяют друг друга подобно траве, которая увядает осенью и вновь расцветает весной. Под это представление и подпадает пользующаяся в наши дни популярностью космологическая теория пульсации Вселенной. Цикл начинается со сверхгигантского взрыва, затем происходит медленное угасание, и снова следует взрыв. И пусть периодичность циклов растянута на непредставимо долгие сроки, это не меняет существа дела.

Цикличность и линейность времени

Ни одна из упомянутых схем не исчерпывает еврейское представление о времени. С одной стороны, традиционный образ жизни постоянно возвращает еврея к датам, обладающим непреходящим значением. Чередование дней, месяцев, лет имеет сакральный смысл. Разумеется, важно не само календарное круговращение времени, а выделенные из него дни - субботы, праздники, новомесячья и т.д. Каждые семь лет наступает шмита ("субботний год"), а каждые пятьдесят – йовель ("юбилейный"). Некоторые из циклов совпадают с астрономическими - например, месячный и годичный. Другие никак с ними не связаны - например, неделя, шмита и йовель. Иными словами, циклическая концепция времени обусловлена не только сменой фаз луны или времен года. Она соответствует философской идее вечного возвращения "на круги свои". Стихи Танаха, а еще больше тексты сидура (молитвенника), посвященные каждому из выделенных дней и периодов, доказывают это: вот неделя, восходящая к вершине-субботе, вечному напоминанию о сотворении мира; праздники, не дающие забыть об исходе из Египта и о событиях, сопровождавших его; Рош hа-шана как символическое напоминание о начале творения и так далее. Философский смысл круговращения времени, проступающий сквозь ритуал, хорошо осознавался еще в древности. Это можно увидеть в толкованиях мудрецов разных эпох. Выдающийся мудрец раби Авраhам Ибн Эзра интерпретирует подобным образом субботний и юбилейный циклы. Более того, в той же связи он упоминает циклы Великого субботнего и Великого юбилейного годов, чья протяженность, соответственно, семь тысяч и пятьдесят тысяч лет. В праздники - в ночь пасхального седера, при строительстве суки - особенно ощущается элегический мотив книги "Ко+елет": что было, то и будет. Ведь и то, и другое является актом символического переживания когда-то происшедших событий, которые повторяются вновь и вновь. Но в философской, а еще больше в мистической еврейской литературе, многократно подчеркивается, что смысл праздников не исчерпывается символическим напоминанием о событиях далекого прошлого. По сути, праздник обладает достоверностью подлинного возвращения. Более того: историософская концепция иудаизма усматривает в определенных событиях нечто гораздо большее, чем исторический прецедент. Эти события рассматриваются даже не в качестве архетипов, а как своего рода матрицы всей последующей истории. Например, исход из Египта - ключевое событие еврейской истории, систематически повторяющееся в ней в виде цикла "Изгнание - Избавление". Его значение выходит за сугубо исторические рамки, ибо он реализуется в духовной биографии каждого человека. Еврей в каждом поколении не просто должен считать, что он сам вышел из Египта. История исхода становится и историей его собственного духовного развития. Рабство и избавление от него, переход через море, война с Амалеком и получение Торы – вот этапы развития человеческой личности.

Однако это еще не вся картина традиционного восприятия времени. Под солнцем, под которым "нет ничего нового", течет, тем не менее, и иное, не цикличное время, и оно целенаправленно. Концепция цикличности уживается в иудаизме с телеологическим взглядом на историю. Река времени берет начало в сотворении мира и устремляется к "концу дней", навстречу грядущему Машиаху (Мессии) и жизни вечной. Правда, русло ее весьма извилисто и изобилует излучинами. И хотя, с одной стороны, сказано у пророка: "Как в дни исхода твоего из Египта, явлю ему чудеса" (Миха, 7:15), - очевидно, что конечное Избавление будет совсем иным, еще более величественным и грозным, чем Исход из Египта. Ибо содрогнется и изменится весь мир, неотвратимо приближающийся к небывалой, невиданной по своему драматизму развязке. Вера в приход Машиаха представляет собой нечто гораздо большее, чем ожидание космического "хэппи энда". Ибо речь идет о событии, скрытом от нас в будущем, но диктующем нам определенный образ жизни, влияющем на наше поведение сегодня. Эта вера отражает не только еврейский оптимизм, для которого имелось так мало оснований на протяжении последних двух тысячелетий, но и способ мышления, и даже образ действий в материальной и духовной сфере. Наш мир не только преддверие иного мира, некий коридор, ведущий к тронному залу. Ему отведена значительно более важная роль, чем преддверие к качественно новому этапу существования, хотя и эта его функция весьма значима. Причем не только для индивидуума, но и для всего общества, ибо социальный modus vivendi, сам жизненный путь множества людей в духовной и практической сфере ведет к этому событию. Успех или неудача на этом пути приобретают решающее значение для жизни каждого из нас. Подобная мысль особенно часто встречается в сочинениях Аризаля и его учеников. Приход Машиаха и конечное Избавление - не столько предопределенное судьбой событие, сколько результат конкретных действий личности и общества, результат постоянных усилий, направленных на исправление мира. Уверенность в этом не может не влиять самым радикальным образом на частную и общественную жизнь, предопределяя облик целых общин. А ее отголоски до сих пор оказывают влияние на множество людей, никогда не сталкивавшихся с этой идеей в ее первозданном виде.

Представление о времени в иудаизме, таким образом, возникает перед нами как соединение двух концепций. С идеей цикличного времени сосуществует идея времени линейного, движущегося к заданной цели. Будущее предстает качественно отличным от прошлого, являясь не столько его продолжением, сколько результатом. В действительности между обеими концепциями нет противоречий, ибо они представляют собой различные аспекты единого диалектического процесса, сочетанием линейного и циклического движения образуя движение по спирали.

Спиральное движение отличается от линейного и цикличного трехмерностью, подтверждая как сентенцию из книги "Коhелет" - "то, что было, то и будет", так и слова раби Нахмана из Браслава об "очень старом, которое также совершенно новое".

Хотя спираль - сложная геометрическая фигура, ее подобия широко распространены в живой природе – от молекул ДНК до виноградной лозы. В свое время некоторые исследователи полагали, что все живое стремится развиваться по спирали.

Такие "биологические" ассоциации не должны вызывать удивление - ведь это далеко не единственный пример глубинной связи иудаизма с миром природы, его формами и образами. Связь спиральной временной структуры с биологической системой не исчерпывается формальным внешним сходством, она более глубока и сущностна. Не только отдельный человек уподоблен дереву ("…ибо человек - дерево полевое…"; "Дварим" - "Второзаконие", 20:19). История народа также подобна ему, ибо "…как дни дерева, такими будут дни народа Моего…" (Йешаяhу, 65:22). Конечно, подобные высказывания можно счесть поэтическими метафорами. Но они перекликаются с еврейской концепцией времени, говоря о связи прошлого с настоящим.

Испытание временем

В упрощенном, механистическом представлении прошлое связано с настоящим цепью причинно-следственных связей. События вызывают последствия, которые сказываются в будущем, и их воздействие тем ощутимей и продолжительней, чем сильней был толчок. Такую связь можно уподобить кругам на воде, расходящимся от брошенного камня: чем тяжелей камень, тем дольше не успокаивается гладь, тем выше волны и шире круги. Исторические события часто уподобляют таким камням, брошенным в реку времени. Сначала ее поверхность приходит в волнение, но постепенно успокаивается, и забвение сглаживает морщины на ее лице. Камень спокойно лежит на дне, словно он никогда и не нарушал плавное течение вод. Единственное преимущество такого примитивного представления о связи прошлого с настоящим – его кажущаяся очевидность. В действительности же связь между исторической причиной и следствием не столь тривиальна. Не всякое нашумевшее событие оставляет в жизни мира или человека глубокий след, в то время как иногда, напротив, - малозаметное происшествие, которое почти не привлекло внимания современников, с годами приобретает все большее значение и влияние его не уменьшается, а растет. Все это заставляет усомниться в истинности механистической модели и искать аналогии в живой природе.

Именно такой представляется мне концепция времени в иудаизме. Можно сказать, что пространственно-временной континуум, одним из параметров которого является время, представляет собой единую живую реальность. Объективно время, подобно пространству, обладает протяженностью во всех направлениях. Неважно, находимся ли мы в определенной точке в данную минуту или нет, - ее существование в трехмерной системе координат не зависит от нашего присутствия. Введя четвертую, временную ось, мы получим пространственно-временной континуум, в котором время продолжает существовать в каждом хронологическом отрезке, даже если мы уже покинули его. События не тонут в реке времени, подобно камням, просто течение относит нас от них. Прошлое и будущее становятся "севером" и "югом" на темпоральном компасе. Отсчет времени отныне подобен измерению высот и глубин, а "уход" прошлого означает всего лишь потерю нашей власти над ним. Мы не в силах изменить прошлое, но это единственное, что отличает его от настоящего. Настоящее пластично, оно доступно трансформации - наряду с предполагаемым будущим, на которое мы также отчасти в состоянии влиять. А прошлое ускользнуло, оно более нам не подвластно. Унесенное потоком времени, минувшее приобрело четкие очертания, став неизменным.

Теперь, если вспомнить слова пророка "как дни дерева, такими будут дни народа Моего", они уже не покажутся простой метафорой. Ведь дерево - это и молодые свежие ростки, которые тянутся ввысь, и старые, утратившие гибкость ветви, и омертвелые участки коры, и даже высохшие сучья. Могучий ствол, крепкие корни придают дереву устойчивость, укореняют его в почве. В них - его прошлое. А юные податливые ростки, нежные, еще не сформировавшиеся побеги - это настоящее дерева, его сегодняшний рост. И есть еще почки, едва наметившаяся завязь - будущее дерева, его надежда.

Прошлое не только запечатлено в событиях, некогда отметивших дерево своими знаками. Оно продолжает жить и в настоящем. Холодная зима или благодатное лето не проходят бесследно. Они воплощаются в размере кроны, мощи ствола, обилии плодов. Прошлое формирует облик настоящего и остается в нем. И чем моложе дерево, тем ярче оно запечатлевает свое прошлое. Глубокая зарубка на стволе, след от удара молнии куда заметнее на молодом дубке, чем на старом, гораздо сильней изменяют его облик. Каждый организм переживает период становления, когда на него легко оказать влияние, приводящее к серьезным изменениям. Возмужав, он приобретает устойчивость, и тогда лишь воздействиям исключительной силы удается изменить его.

В свете сказанного становится понятным, сколь важную роль в жизни еврейского народа играет его прошлое. Более того: во многих случаях минувшее не менее актуально для нас, чем сегодняшний день, и вызывает живую реакцию на давние события и действия персонажей исторической драмы. Об этом свидетельствуют глаголы настоящего времени при ссылках на авторитеты - "Абайе говорит", "Рава утверждает", "Рамбам пишет". Голоса мудрецов древности звучат не менее громко, чем речи наших выдающихся современников, и их влияние не уступает влиянию последних. Создается впечатление, что вся история еврейского народа, с его мудрецами и мучениками, царями и пророками, разворачивается одновременно. Ее действительно можно уподобить дереву, чьи корни, ствол, ветви и листья представляют собой единое целое. Мы обращаем взгляд к минувшему не только для того, чтобы извлечь из него урок, отыскать параллели настоящему, - сквозь призму прошлого мы всматриваемся в себя, видим, как оно продолжает создавать наш сегодняшний день. Его события являются прямым продолжением и естественным следствием того, что происходило когда-то. Важное событие прошлого оказывается, таким образом, формообразующим по отношению к настоящему и продолжает существовать в этом качестве, даже если его связь с современностью нелегко разглядеть.

Погружаясь с помощью современных средств массовой информации в огнедышащие горнила войн и революций, мы бываем уверены, что стали свидетелями великих исторических сдвигов. И как же часто спустя совсем немного времени мы убеждаемся, что подлинное значение этих событий никак не соответствовало их масштабам, а влияние на будущее оказалось ничтожным! Следы грандиозных общественных переворотов быстро изглаживаются и из памяти, и из жизни, подобно легкой царапине на коре могучего дерева. Когда мудрецы Израиля ввели в календарь Хануку, то этот праздник был установлен не в год победы евреев над врагами, а лишь на следующий. Причину этого объяснил раби Ицхак-Меир из Гура. По его словам, мудрецы выжидали, чтобы проверить: действительно ли свершившееся событие наложило отпечаток на будущее? И лишь когда через год, в те же дни, ощущение праздника возникло вновь, сомнения были отброшены.

В Танахе мы найдем свидетельства того, как складывалась еврейская концепция времени. Весьма знаменательно, что повествование в нем сосредоточено на личностях, тогда как обстоятельствам почти не уделяется внимание. В фокусе неизменно архетипические образы. Адам, первый человек, его жена Хава (Ева), их потомки - вот те, чьи поступки предопределили облик человеческого рода. В одном ряду с ними стоят праотцы, чьи судьбы многократно тем или иным образом воспроизводились в истории нашего народа, а характерные черты кардинальным образом повлияли на его облик. Смысл изречения "деяния отцов - указание сыновьям" - в метафизической повторяемости событий. Жизнь предков не только положительный или отрицательный пример для потомков. Она – фундамент будущего, предопределяя судьбу последующих поколений. Уже говорилось, что духовный облик народа Израиля сложился "по образу и подобию" праотцев. Значительная часть комментариев Рамбана к Торе посвящена иллюстрации и развитию этого положения. Он показывает, каким образом события частной жизни Авраhама, Ицхака и Яакова становились прообразом, формой, в которую отливалась жизнь их потомков. Подобно этому исход из Египта не стал легендой о великом и невозвратно ушедшем прошлом, но приобрел типологические черты, проступающие в судьбе каждого нового поколения. Это справедливо и по отношению к образам Давида, великого еврейского царя, и строителя иерусалимского Храма Шломо (Соломона). Даже мельчайшие детали их повседневной жизни приобрели важнейшее значение.

И вместе с тем масштабные события, представлявшиеся современникам чрезвычайно важными и, казалось бы, заслуживавшие почетного места в исторической летописи, сплошь и рядом удостаиваются в Танахе лишь беглого упоминания. Таковы сражения и победы, завоевания и падения царств, о которых сообщается мимоходом. Дело в том, что подобные "великие деяния", в сущности, ничего не давали грядущему, из них невозможно было извлечь драгоценные зерна, способные принести плоды поколениям потомков. Понятно, что, хотя события такого рода не проходят бесследно, их отпечаток на теле времени подобен шраму на древесной коре. Но ведь рана, как бы ни была она глубока, ничего не прибавляет растению. Именно потому завоевания и победы не произвели впечатления достаточно сильного, чтобы запечатлеть их на века.

Концепция "живого" времени объясняет также и то, каким образом не только прошлое влияет на настоящее и будущее, но и те, в свою очередь, в некоторой мере способны влиять на него. Великое событие современности способно не только скорректировать интерпретацию прошлого, но и действительно в состоянии отчасти его изменить. Продолжая нашу "растительную" аналогию, вспомним, что старые части биологической системы столь же доступны изменениям, как и молодые, с той лишь разницей, что для этого требуется гораздо больше усилий. Чем значительнее прикладываемое усилие, тем глубже проникают изменения, охватывая уже не только сферу развития и роста, но и омертвелые, отжившие пласты. Это относится и к человеческой личности: ведь и в основе раскаяния лежит переосмысление и, как следствие, трансформация совершенных в прошлом поступков. Их исправление происходит, фигурально выражаясь, "задним числом". Условием покаяния является решение изменить свое поведение в будущем. Рамбам (" Яд хазака") пишет: "Будет свидетельствовать о нем Тот, Кому ведомо сокрытое, что он не станет больше грешить". Однако наряду с этим существует и ретроактивный аспект. Покаявшийся из страха перед наказанием удостаивается прощения грехов, отныне они засчитываются ему как невольные ошибки. Но грехи того, кто раскаивается из любви к Всевышнему, побуждают к служению Ему, благодаря этому меняют знак на противоположный и засчитываются как заслуги. Так настоящее изменяет прошлое. Однако добиться этого нелегко. Мудрецы всех поколений не скупились на объяснения того, сколь чудовищное усилие требуется для достижения полного "раскаяния из любви". Об этом, в частности, говорят Рамбам в сочинении, цитата из которого приведена выше, и раби Шнеур-Залман из Ляд в своей знаменитой "Танье". Однако как ни труден путь возвращения к праведности, он был бы вовсе немыслим, если бы минувшее уходило безвозвратно. Дереву тоже нелегко выпрямить давно огрубевший ствол. Этого не достичь легким прикосновением, каким распрямляют молодой побег. Но зато свежий росток без труда изменит не только свою форму, но и функции отдельных частей, казалось бы, уже устоявшиеся, - ведь в силу своей инертности прошлое трансформируется тем медленнее, чем дальше оно ушло.

Подобный взгляд на мир порождает иное восприятия времени. Время уже не слепая стихия, устремляющаяся неизвестно куда, неведомо какими путями. Оно, словно живое существо, органически соединяет в себе прошлое, настоящее и будущее. В физике мы приравниваем временные отрезки друг к другу подобно другим параметрам. Но все они не абстрактны, существуя в определенном контексте, придающем им конкретный смысл. Если они равны, это еще не значит, что они тождественны. Единица измерения в реальном пространстве имеет конкретное наполнение: она зависит от того, что ею измеряется. То же - и со временем. Минута - не только условный отрезок безвозвратно ушедшей действительности, это - неповторимое мгновение, которое невозможно пережить вторично. Вопреки своей цикличности время уходит навсегда. Соединившись, цикличный и поступательный характер времени придают неповторимое звучание каждой из временных "нот" - мгновений равной длительности. Величайшее отвращение, испытываемое еврейской традицией к пустому времяпровождению, проистекает не только из сознания невозвратимости упущенного, но и из ощущения уникальности, незаменимости каждого мига.

...Время обтекает и наполняет нас и само наполняется нами. Струясь длинным извилистым руслом истории, оно неизменно остается живым, вечно возвращаясь к истокам, но при этом неуклонно двигаясь вперед.

р. А. Штейнзальц


Я могу только предоставить Вам информацию. Убеждения Ваши Вы должны формировать сами.
 
АркадийОтправлено в: Понедельник, 13 Августа 2012, 19:12 | Сообщение № 16

Участник
Сообщений: 539
C нами с 24 Апреля 2011
Откуда: Молдова
Статус: Отсутствует
Quote (Louiza)
...Время обтекает и наполняет нас и само наполняется нами. Струясь длинным извилистым руслом истории, оно неизменно остается живым, вечно возвращаясь к истокам, но при этом неуклонно двигаясь вперед.

р. А. Штейнзальц

Прекрасно Штейнзальц! Такой аспект познания Творца.
Не в порядке упрямства, а из принципа. Всё же время не субстанция. А свершения от Творца. Не так ли? Таков Его принцип правления по времени.
Не будем забывать, что есть желающие из времени извлекать энергию. Думаю, это они напрасно.


Не закрывай глаза на правду.

Отредактировал/а: Аркадий - Понедельник, 13 Августа 2012, 19:19
 
ХульдаОтправлено в: Понедельник, 13 Августа 2012, 19:37 | Сообщение № 17

Участник
Сообщений: 428
C нами с 20 Сентября 2009
Откуда: Латвия
Статус: Отсутствует
Quote (Аркадий)
Прекрасно Штейнзальц!

Оченнь прекрасно!

Quote (Аркадий)
Не будем забывать, что есть желающие из времени извлекать энергию. Думаю, это они напрасно.

А вот, Аркадий, не говорите так! У каждого периода времени своя энергетика, можно пропустить "своё время", н-р, еврейские праздники, именно в Песах надо есть мацу, в Суккот строить сукку, это энергетикой заряжает еврея на весь год (как минимум). А как же Шабат7 Это - Дворец во времени, это Будущее, будни (трудовые) для шабата, или шабат для будней? По Торе - первое. Всё для шабата, мы шесть дней трудимся, чтобы потом "время остановилось".

Прекрасная статья Акивы Татца

Время
Акива Татц

Время — это главный сосуд, содержащий остатки Творения

Мы уже знаем, что наш жизненный опыт формируется поэтапно — вдохновение, потеря вдохновения и борьба за возвращение вдохновения. Мы видели, что в ткань нашего разума и души вплетены элементы, соответствующие этим этапам. Рассмотрим теперь сущность времени, поищем в нем истоки той энергии, которая питает жизненный опыт. Умение воспринимать время таким образом помогает добиться гармонии между разумом и душой, с одной стороны, и временем, с другой. Оно учит нас скользить по волнам времени.

Время — это главный сосуд, содержащий остатки Творения. Время не однородно и не однопланово — оно течет циклично под воздействием пульсаций энергии. Эти циклы точно соответствуют различным энергетическим уровням, упомянутым нами применительно к человеческой природе, точнее, они составляют структуру или вместилище сущности человека. Однако, мы существуем во времени и тесно взаимодействуем с ним. Если мы умеем чувствовать поток временных циклов, нам не составит труда правильно настроить нашу духовную энергию и в результате значительно ускорить свой духовный рост.

Время проходит циклично через цепь моментов, часов, дней, недель, месяцев и лет. На самом деле, эти циклы имеют форму спиралей, потому что нет двух одинаковых мгновений — мы неизменно возвращаемся к одним и тем же моментам, но на более высоком уровне. От нас требуется «исправить» или правильно зарядить энергией каждый момент. Ни один момент времени не возвращается к нам дважды в одном и том же виде, и поэтому каждый день жизни и даже каждый ее миг требует особого духовного напряжения. Рабби Хаим из Воложина («Нефеш хаим») объясняет, что сегодняшний «шахарит» (утренняя молитва) совсем не такой, каким будет завтрашний «шахарит» — ибо сегодня не похоже на завтра и требует совершенно особых энергетических затрат. Те же самые слова, которые мы произнесем завтра на молитве, окажут абсолютно иное воздействие на высшие миры. Эти моменты времени представляют собой наше самое бесценное достояние — саму нашу жизнь.

Говоря конкретнее, каждый момент заряжен специфической энергией, помогающей нам достигнуть того, что нам требуется достигнуть в данный момент. Время — это не пассивная матрица с оттисками наших действий; это исходная энергия действий.

Рассмотрим данное положение на конкретных примерах. Отмечая годовщину того или иного события, мы обычно думаем, что это событие произошло много лет назад в это время, которое в силу такого совпадения заслуживает того, чтобы выделить его из будней. Например, мы празднуем Песах весной, поскольку Исход произошел именно в это время года — так исторически сложилось. На самом деле, тут обратная зависимость. Исход произошел в весенний сезон, потому что мистические силы времени сделали его тогда возможным, даже необходимым. Время — это причина, а не посторонний наблюдатель. Можно напомнить, что Авраам-авину ел мацу в период Песаха, хотя Исход произошел лишь несколько столетий спустя, и, по существу, ему было нечего отмечать — даже еврейский народ еще не появился на исторической сцене. Просто энергия того времени года требовала мацы, требовала Песаха. Нет сомнений, мы празднуем Песах в память об Исходе, но сам Исход со всеми его атрибутами представляет собой воплощение тех энергетических сил, которые заложены во времени.

То же самое относится и к другим еврейским праздникам, более того, к каждому дню в отдельности. Таково истинное значение известной фразы «ба-ямим а-эм ба-зман а-зе — В те дни, в наше время». В это время года появляется энергия, эквивалентная той, которая пульсировала в мире тогда, «в те дни», и мы должны не предаваться сентиментальным воспоминаниям, а деятельно использовать ее.

Итак, мы видим, что год представляет собой цикл, состоящий из неповторимых, уникальных пунктов. Каждый такой пункт обладает громадным энергетическим зарядом; он вырабатывает волны энергии, которые порождают конкретные события, и создает условия для определенных достижений именно в той хронологической точке. Каждый пункт времени требует от нас определенных усилий — как на индивидуальном, так и на общенациональном уровне. Каждая жизнь — это круг или спираль; каждый день нашей жизни требует определенной восприимчивости, определенного роста, конкретного достижения. Нам предоставляются благоприятные моменты, которые больше не повторятся. Именно так можно объяснить крылатую фразу из Книги Коэлет (Экклезиаст): «Всему свое время, и свой срок всякой вещи под небесами…».

***

Рассмотрим теперь, в чем может заключаться уникальность момента, какие возможности в нем заложены. В Талмуде разбирается эпизод из Пятикнижия, в котором Моше-рабейну просит Б-га открыть ему Свою славу, полнее раскрыть Свое Присутствие. Б-г отказывает ему на том основании, что Моше не может видеть больше того, что уже видел.

Ответ Моше нетрудно заранее предугадать: «Но Г-сподь, когда я стоял у горящего куста, Ты Сам хотел открыться мне. Однако мне было страшно тогда смотреть на Тебя. Теперь я чувствую себя увереннее, я могу смотреть и поэтому прошу Тебя — раскройся больше передо мной».

Талмуд приводит ответ Б-га: «Кше-рацити, ло рацита; ахшав ше-ата роце, эйни роце — Когда Я хотел открыться перед тобой, ты не хотел. Теперь, когда ты хочешь, Я не хочу». Далее объясняется: когда Моше спрятал свое лицо в первый раз, боясь взглянуть на Творца, он ничего плохого не сделал. Он вел себя логично и похвально. Поэтому речь идет не о наказании за проступок. Идея совсем другая: то было подходящее время для более глубокого раскрытия Б-жественной Сущности, но пророк упустил его. А теперь — не время. Перед нами наглядный урок на тему «упущенные возможности».

В Песни Песней сказано: «Я сплю, но бодрствует сердце мое; я слышу звук — это стучится друг мой: Отвори мне, сестра моя, подруга моя, голубка моя, чистая моя… Я скинула одеяние свое, как же надену я его?! Омыла ноги мои, как же замараю я их?!» И чуть дальше: «Встала я отворить возлюбленному моему… а он ускользнул, сокрылся». Минутное промедление из-за лени — и возможность упущена. На стук в дверь надо отвечать немедленно.

Следует развить в себе глубокую восприимчивость к потоку энергии во времени; мы должны знать, ощущать, чего и когда можно достигнуть. Знатоки еврейской мистики подробно разбирали этот вопрос. Ученики великого каббалиста Аризаля, рабби Ицхака Лурии, жившего в Цфате более четырех веков назад, вспоминали, как однажды в пятницу перед наступлением шаббата, когда они стояли со своим учителем в окрестности города, готовясь встретить царицу-Субботу, он неожиданно повернулся к ним и живо сказал: «Давайте пойдем в Иерушалаим». Ученики были поражены: Иерушалаим далеко от Цфата, а до захода солнца оставались считанные минуты. Что он задумал? Аризаль, видимо, имел ввиду, что они перенесутся в Святой город вне времени; возможно, в его странном предложении скрывалось нечто еще более глубокое и значительное, чем намерение посетить Иерушалаим. В группе возникло минутное замешательство, кто-то несмело заметил, что надо бы предупредить семью, — и Аризаль печально сказал: «Все, уже поздно».

Великий ученик (талмид) Аризаля рабби Хаим Витал упоминает такой эпизод в своих записках. После смерти учителя он находился в Иерушалаиме. Однажды к нему пришел иерусалимский султан и приказал открыть воды Гихона. Гихон был подземным водным источником, протекавшим под Иерушалаимом. Его замуровал царь Хизкияу, как сказано в Талмуде, против воли мудрецов того поколения.

Очевидно, закрытие и открытие этих вод имели куда более глубокое значение, чем соображения технической целесообразности, но мы ограничимся лишь внешней канвой событий. Султан знал, что великий каббалист рабби Хаим Витал обладает достаточной трансцендентальной силой, чтобы «распечатать» источник, спрятанный много веков назад. Рабби Витал боялся выполнить это указание, но он знал, что ему грозит смерть, если он откажется. Поэтому он с помощью особого каббалистического приема мгновенно перенесся в Дамаск.

В ту же ночь к нему во сне явился его ребе, Аризаль. «Почему ты отказался сегодня открыть Гихон?» — спросил он своего ученика.

«Я боялся использовать святые имена Б-га для выполнения этого приказа», — ответил реб Хаим.

«А как ты очутился в Дамаске?»

Реб Хаим, видимо, не нашелся, что ответить, и Аризаль продолжил: «Ты знаешь, что твоя душа — это “гилгуль” (реинкарнация) царя Хизкияу и что ты пришел в этот мир для того, чтобы вновь открыть этот источник, замурованный много лет назад?»

Нетрудно представить себе состояние реб Хаима в этот момент. Он дал учителю такой ответ (эти слова приведены в его записках): «Я вернусь туда завтра и все сделаю».

Ответил Аризаль: «Нет, теперь ты ничего не сможешь сделать. Сегодня был этот день, но благоприятная возможность необратимо упущена».

Не вдаваясь дальше в эту бездонную мистику, отметим лишь главное: отрезки времени наделены огромной силой, и мы должны учиться правильно и своевременно использовать предоставленные нам возможности. Нельзя упускать драгоценные мгновения! Но нельзя и подталкивать время — «дохек эт а-шаа»; ведь действие, совершенное слишком рано, так же бесплодно, как и запоздалое действие. Группа евреев из колена Эфраима покинула Египет раньше других; эти нетерпеливые зелоты были убеждены, что время спасения пришло. Но они ошиблись, и, в результате, все погибли. Всему свое время.

***

Но как правильно рассчитать время? Как не пропустить свой шанс? Мы знаем, что Б-г никогда не дает нам таких задач, которые мы не способны выполнить. Если Он хочет, чтобы мы использовали какую-то возможность, нам будет дан соответствующий знак, вполне доступный нашему пониманию. Человек с развитой душой получит тонкий намек. Когда Элиша был молод и в один из дней пахал на отцовском поле, к нему приблизился великий пророк Элияу, духовный лидер того поколения. Он на ходу набросил на Элишу свой плащ, и этого оказалось достаточно: Элиша попрощался с родителями и пошел вслед за человеком, в котором он признал своего наставника. Со временем он сам стал пророком и одним из величайших героев еврейской истории. А все началось с «адерет Элияу», плаща Элияу. Одного жеста оказалось достаточно для судьбоносного решения. Элиша знал, что надо относиться серьезно к намекам великих людей. У таких вещей, как наброшенный плащ, есть глубокое значение. Их нельзя игнорировать.

Один из учеников Хафец-Хаима получил удивительно мудрое напутствие от своего ребе. В молодости он покинул иешиву Радина, но прежде, чем отправиться в путь, пришел к Хафец-Хаиму, чтобы попрощаться с ним и попросить у него «браху» (благословение). Он подошел к Хафец-Хаиму, но не успел произнести ни слова, как тот неожиданно выпалил: «Я — коэн».

Ученик замер на месте, не в силах понять, что имеет ввиду его учитель.

Но Хафец-Хаим невозмутимо продолжал: «А ты — нет. Тебе известно, что это значит? Я скажу тебе. Когда придет Машиах и будет воздвигнут Бейт-Амикдаш (Храм), мы все побежим туда. Когда ты подойдешь к воротам, тебе скажут: “Тебе нельзя входить — ты не коэн”. А меня впустят. Ты знаешь, почему? Потому что более трех тысяч лет назад в Синайской пустыне был совершен тяжкий грех и потребовалось защитить честь Б-га. Моше встал и воскликнул: “Ми ла-Шем элай — Кто за Б-га — ко мне!” Люди из колена Леви, мои предки, немедленно откликнулись и подбежали к нему. А твои предки смолчали. И вот результат. Отсюда и разница между нами».

Затем после паузы он добавил, глядя на своего оторопевшего ученика: «Когда-нибудь и где-нибудь, находясь там, в большом мире, ты услышишь призыв: “Ми ла-Шем элай — Кто за Б-га — ко мне!” Как только прозвучат эти слова — не медли, беги!»


Утешайся Господом, и Он исполнит желание сердца твоего.
 
LouizaОтправлено в: Понедельник, 13 Августа 2012, 23:21 | Сообщение № 18

Участник
Сообщений: 1325
C нами с 22 Июня 2009
Откуда: Украина
Статус: Отсутствует
Quote (Аркадий)
Не в порядке упрямства, а из принципа. Всё же время не субстанция. А свершения от Творца

Значение слова свершение - это Процесс действия по значению глагола.: свершать, свершить, свершаться, свершиться.

Одна из кардинальных для понимания природы времени проблем — выбор между субстанциональной и реляционной концепциями.
Реляционные взгляды связывают представления о времени только с отношениями между частицами материи или между происходящими с ними событиями, т.е. время рассматривается как свойство материальных тел.
В субстанциональных концепциях время изучается как естественнонаучный феномен, в котором проявляются определенные самостоятельные сущности, а не специфический тип отношений между сущностями. Понятие субстанции крайне не однозначно как в естествознании, так и в методологии науки. Часто под субстанцией понимают те сущности, бытийный статус которых отличен от статуса материальных частиц-фермионов, например, пространство, поле, физический вакуум или в историческом плане — флогистон, упругий светоносный эфир, энтелехию...

Субстанция - это вид материи, отличный от представленных частицами-фермионами, атомами и молекулами субстратов, принадлежащий глубинным уровням строения материи и, возможно, непосредственно не идентифицируемый существующими экспериментальными технологиями.

В середине нынешнего века астрофизик Н.А.Козырев ввел в динамическое описание Мира новую, обладающую “активными” свойствами сущность, не совпадающую ни с веществом, ни с полем, ни с пространством в обычном их понимании (Козырев, 1991). Сам автор, называя эту сущность “потоком времени”, никогда не связывал ее с какой-либо из философских концепций.

Н.А.Козырев описывал новую сущность в явно “субстанциональных” терминах: “время является грандиозным потоком, охватывающим все материальные процессы во Вселенной, и все процессы, происходящие в этих системах, являются источниками, питающими этот общий поток” (Козырев, 1963, с.96).

Время в субстанциональных подходах становится следствием открытости Вселенной. Изменчивость Мира генерируется “протекающей” через него субстанцией (или веществом, или энергией), а протекание отожествляется с “течением” времени. При этом в понятии генерирующего потока сливаются понятия материи (частицы которой есть сингулярности потока), пространства (совокупности субстанций потока) и времени (изменчивости, порождаемой и параметризуемой потоком). Фактически субстанциональные воззрения порождают новую парадигму — открытого, нелинейного, самоорганизующегося, усложняющегося, генерируемого “временем” Мира.


Я могу только предоставить Вам информацию. Убеждения Ваши Вы должны формировать сами.
 
АркадийОтправлено в: Пятница, 17 Августа 2012, 14:30 | Сообщение № 19

Участник
Сообщений: 539
C нами с 24 Апреля 2011
Откуда: Молдова
Статус: Отсутствует
Тему я бы назвал по другому:"Где и как обитает Бог?"

Экскурс не самоцель, а серьёзный вопрос и ответ, в свете современных научных взглядов на природу.

Придётся взять на себя смелость заявить, что Творец скрыл Себя непрозрачной материей, обитает везде и всегда в вакууме (в нематериальной среде) в природе, проживает с нами рядом и одновременно во все времена. ИМХО.

Вывод нужно подвергнуть серьёзной критике, добро пожаловать.

Quote (Louiza)
Время в субстанциональных подходах становится следствием открытости Вселенной. Изменчивость Мира генерируется “протекающей” через него субстанцией (или веществом, или энергией), а протекание отожествляется с “течением” времени. При этом в понятии генерирующего потока сливаются понятия материи (частицы которой есть сингулярности потока), пространства (совокупности субстанций потока) и времени (изменчивости, порождаемой и параметризуемой потоком). Фактически субстанциональные воззрения порождают новую парадигму — открытого, нелинейного, самоорганизующегося, усложняющегося, генерируемого “временем” Мира.


У Козырева ВРЕМЯ гипертрофировано до разумной субстанции буквально САМ БОГ.

Каково будет сформулировать: Время есть форма существования материальных и духовных тел?
1Кор. 15:40 Есть тела небесные и тела земные; но иная слава небесных, иная земных.

Тогда отпадает человеческий тезис, что Бог вне времени. Ибо тогда и небожители, духи вне времени.


Не закрывай глаза на правду.

Отредактировал/а: Аркадий - Пятница, 17 Августа 2012, 14:56
 
LouizaОтправлено в: Пятница, 17 Августа 2012, 17:52 | Сообщение № 20

Участник
Сообщений: 1325
C нами с 22 Июня 2009
Откуда: Украина
Статус: Отсутствует
Quote (Аркадий)
Тему я бы назвал по другому:"Где и как обитает Бог?"
Это вопрос риторический.
С таким же успехом можно задать вопрос:"Что будет , если водитель, едущий со скоростью света, включит фары?"
Quote (Аркадий)
У Козырева ВРЕМЯ гипертрофировано до разумной субстанции буквально САМ БОГ.

Ничего подобного. Он такое не утверждал никогда.
На основании многолетних исследований , Козырев обнаружил ,что Пространство может обладать не только геометрическими
свойствами, то есть быть пустым, но у него могут быть и физические свойства, которые мы называем силовыми полями. Поэтому
совершенно естественно полагать, что и ось собственного времени не всегда является пустой и что у времени
могут быть и физические свойства.
Благодаря этим свойствам время может воздействовать на физические системы,
на вещество и становиться активным участником Мироздания .


Я могу только предоставить Вам информацию. Убеждения Ваши Вы должны формировать сами.
 
Бейт-мидраш / Дом учения » ПРИРОДА И ТАЙНЫ МИРОЗДАНИЯ » Тора и Наука » Экскурс в глубины микромира (время и пространство)
Страница 1 из 212»
Поиск:
Функции форума
Ленточный Вариант Форума  |  Правила поведения  |  Участники  |  RSS Лента  |  Поиск по Названиям Тем

Предупреждение: данный форум строго модерируем. Проводятся постоянные ревизии, чистки, а также удаляются устаревшие и потерявшие актуальность темы.

Цветовая маркировка групп: Читатель ~ Участник ~ Постоянный участник ~ Администратор

Поиск по всему сайту


Форум основан 1 июня 2006 г.
Хостинг от uCoz