Сразу после дарования Торы Б-г призвал Моше подняться на гору Синай. Моше пообещал народу, что вернется ровно через сорок дней; однако евреи посчитали за первый сам тот день, когда Моше поднялся на гору Синай, и ожидали его прихода на один день раньше. Итак, накануне того дня, когда Моше должен был спуститься с горы, евреи решили, что сорок дней прошли, и значит, с Моше что-то случилось, и он не вернется. Евреи испугались: «кто же теперь будет вести нас», потому они сделали золотого тельца и сказали: «Вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской» (Шмойс, 32: 4). В еврейской жизни и позже бывало, что народ, воспринимая чужие влияния, поклонялся идолам: Баалу, Астарте, Молоху и т. д. Но только золотой телец был идолом собственного еврейского изобретения, прошедшим через всю еврейскую историю. Когда Иеровоам, царь Северного (Израильского) царства, захотел достичь религиозной независимости, он «сделал двух тельцов золотых и сказал: довольно ходили вы в Иерусалим; вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской. И поставил одного в Бейт-Эле, а другого поместил в Дане» (Млохим I, 12: 28). Позже, когда пророк Элияѓу выступил против идолопоклонства, он смог привлечь на свою сторону большие массы евреев и уничтожить служителей Баала — иноземного божества, ввезенного в Израильское царство из Финикии. Но даже в этот момент, когда идолопоклонство потерпело сокрушительное поражение, Элияѓу не смог уничтожить служение тельцу, и оно продолжалось до самого падения Северного царства.
Почему евреев привлекал именно образ тельца? Тора описывает создание тельца у горы Синай лишь в общих словах: «И подступили сыны Израилевы к Аѓарону, и дали ему золото свое, и он бросил его в огонь, и вышел телец» (Шмойс, 32: 24). Мидраш, однако, добавляет весьма неожиданные подробности. Мидраш рассказывает, что, уходя из Египта, евреи должны были выполнить обещание, данное Йосефу — вынести с собой его кости. Тело Йосефа после смерти положили в саркофаг и опустили на дно Нила; чтобы поднять его, Моше бросил в реку табличку со словами але, шор, т. е. «поднимись, бык» (бык — символ колена Йосефа) — и саркофаг всплыл на поверхность; евреи подняли его и понесли с собой. Но история на этом не кончилась, ибо эту табличку выловил один еврей и спрятал у себя.
Когда же около горы Синай Аѓарон, надеясь сдержать волнения народа, бросил золото в огонь, подошел этот еврей и подбросил в пламя табличку. Слова «поднимись, бык» опять материализовались, но совершенно в ином смысле — золотой телец поднялся из огня.
Этот Мидраш подчеркивает связь Йосефа с золотым тельцом. Одно и то же желание «поднимись, бык» будучи осуществленным правильно, реализует и поддерживает активность категории Йосефа внутри еврейского народа. И оно же, будучи осуществленным с неправильными намерениями, приводит к идолопоклонству — поклонению золотому тельцу. Не случайно, что именно в Израильском царстве, основным стержнем которого были потомки Йосефа — колена Эфраима и Менаше, — поклонение тельцу приобрело такие большие и постоянные масштабы. Этот Мидраш объясняет, что поклонение быку — это обожествление определенных качеств еврейского народа, связанных с образом Йосефа. Дело в том, что бык в те времена служил главной «материальной силой»: на нем пахали, возили тяжести, с его помощью мололи зерно. Сходная особенность была характерным свойством Йосефа. Он постоянно стремился изменить, улучшить окружающий мир. В молодости он старался исправить поведение братьев. Попав в рабство к Потифару, царедворцу фараона, Йосеф очень быстро превратился в управляющего его громадным владением — «ибо во всем, что Йосеф делает, Г-сподь дает успех в руке его» (Брейшис, 39: 3). Позже, выдвинув план спасения Египта от голода и став «вторым после фараона», Йосеф переустроил страну: развил строительство, сельское хозяйство, структуру управления и т. д. При этом сам Йосеф подчеркивал, что достижение власти над материальным миром — не цель жизни, а лишь подготовительный этап для последующей духовной работы; он говорил братьям: «ибо меня послал Б-г [устроить жизнь в Египте] перед вами, чтобы сохранить вас для великого спасения» (Брейшис, 45: 7).
В отличие от Йосефа, мы, его потомки, склонны иногда забывать об этом и «обожествлять» способность евреев преобразовать материальный мир. В древности жажда того, чтобы жизнь определялась понятными, материальными основами, реализовалась в поклонении тельцу. Сегодня она выражается в «прагматических теориях», но суть ее неизменна. Когда евреи настолько увлекаются материальным переустройством мира, что оно становится для них основной, «конечной» задачей, то это и есть классическая форма еврейского национального идолопоклонства, прошедшая с нами через все века.
УСТНАЯ ТОРА О ГРЕХЕ ЗОЛОТОГО ТЕЛЬЦА
После получения Торы на горе Синай евреи напоминали скорее ангелов, чем людей — таков был их духовный уровень. Царь Давид сказал об этом поколении: «Счастливы те, чьи пути совершенны, которые ходят путями Торы Всевышнего» (Теѓилим, 119: 1). Г-сподь избрал Поколение Пустыни из всех поколений для получения Его Торы, зная, что все они — праведники.
Но если так, то почему они споткнулись и совершили грех золотого тельца? Почему Всевышний не защитил их от греха, как Он обычно защищает своих праведников? Всевышний не расстроил их замысел и позволил тельцу стать реальностью, чтобы подать знак надежды всем будущим поколениям Израиля. Случай с золотым тельцом должен был доказать, что, как бы далеко не уклонилась еврейская община от путей Торы, для нее всегда остается возможным раскаяние и возвращение. Если после такого страшного греха, как грех тельца, Всевышний вновь принял сынов Израиля, то теперь никто не сможет заявить, будто пал слишком низко, чтобы вернуться к Всевышнему.
Следует также иметь в виду, что испытание определяется на Небесах пропорционально величию человека (или поколения). Чем выше духовный уровень, тем суровее испытание. Как Адам, первый человек, подвергся испытанию (огромному искушению запретным плодом), чтобы определить, подчинил ли он до конца свои собственные представления воле Всевышнего, так и община Израиля в начале своей истории была подвергнута суровому испытанию. Евреи должны были отказаться от всех человеческих умозаключений и подчиниться словам Всевышнего. Всевышний испытывал полноту их веры в слова пророка Моше. Моше обещал вернуться к ним, и требовалось, чтобы они верили этому, несмотря на то, что логические рассуждения приводили их к выводу, что он не вернется и что следует искать ему замену.
Всевышний оценил проступок поколения пустыни, учитывая его огромные возможности. Он осудил всю общину за то, что она не протестовала против зла и пожертвовала золото на изготовление изваяния, хотя в действительности лишь три тысячи человек (полпроцента общины — причем, все они были иноплеменниками, присоединившимися к евреям, когда те вышли из Египта) со всем пылом служили золотому тельцу…
Взято из еженедельной газеты южно-украинского объединения иудейских общин.