Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| Мое примечание: данное исследование, написанное не евреем, в некоторых местах довольно спорное, однако, может рассматриваться как еще одна точка зрения касательно личности и характера Иисуса Христа.
Гедрюс Шарканас
Евангелия предоставляют достаточно сведений о жизни христианского пророка, чтобы можно было утверждать, что Иисус Христос был богом, доброжелательным фокусником, опасным для общества преступником или просто психическим больным. Иисус Христос был осуждён и наказан смертной казнью, как случалось и сейчас случается со многими криминальными преступниками. С христианской точки зрения, Иисус Христос был мучеником, пожертвовавшим собой ради спасения людей и замученным без всякой его вины. Но Христа ведь не линчевали спонтанно. Иисуса Христа судили по римскому праву, который был высшим законом в Палестине того времени, а распятие на кресте тогда была стандартной казнью, к которой приговаривали криминальный преступников, а не каким-нибудь специальным средством пыток. Христиане верят, что ими богославляемый пророк христианства Иисус Христос (в жизни - Иешуа из Назарета) был богом или хотя бы сыном их бога и жил исключительно благородной жизнью. Но ведь Римская империя уже была более менее правовым государством, и если человека приговаривали к смертной казни, - для этого должна была существовать какая-то серьёзная причина.
Об Иисусе Христе, его характере и жизни можем судить только по евангелиям. Иисус Христос фактически не фигурирует ни в каких исторических источниках своего времени, если не считать нескольких упоминаний, очень уж напоминающих фальшивки, позже добавленные христианами. И в этом нет ничего странного, - ведь таких как Иисус Христос были сотни в первых столетиях нашей эры. Они называли себя пророками, наследниками еврейского царя Давида или мессиями, предсказывали конец света, странствовали по Палестине и пробовали собрать вокруг себя как можно больше последователей и начать вооружённую борьбу против римлян-завоевателей, - пророчество были привычным делом для еврейской культуры того времени. Иногда такие пророки достигали своей цели, и в каждом таком случае римлянам приходилось иметь дело с новым восстанием евреев. Потому к миру в своей империи стремившиеся римляне, уставшие от постоянной борьбы с сопротивлением никак не угомоняющихся евреев, старались пресечь деятельность наиболее успешных пророков, пока те ещё не успели приобрести угрожающего количества последователей. Так что современники не считали заслуживающим даже упоминания то, что вместе с другими пророками был наказан и Иисус Христос - с первого взгляда, рядовой еврейский мятежник.
Некоторые данные об Иисусе Христе и его жизни предоставляют евангелия - рассказы первых последователей о человеке, который был для них богом. Увы, для рядовых людей доступны только те евангелия, которые были отобраны христианскими священниками и канонизированы, а также включены в Библию. Без всяких сомнений, были избраны те евангелия, которые наилучшим образом соответствовали интересам христианской бюрократии, и Иисус Христос был отображён в них с самой лучшей стороны. Но и в четырёх евангелиях Нового Завета западной традиции: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, - предоставлено достаточно информации, позволяющей понять, каким Иисус Христос был на самом деле. Главное - не обращать слишком много внимания на множественные проповеди Христа для толпы, во время которых он чаще всего повторял мысли древних еврейских пророков, а судить по тому, что Иисус Христос говорил своим ученикам в интимной обстановке, а также по конкретным его действиям и поступкам. Средневековые переписчики могли исказить суть проповедей Иисуса Христа, но вряд ли они посмели нафабриковать много новых эпизодов.
С первого взгляда Иисус Христос выглядит доброжелательным фокусником. В евангелиях и других местах Нового Завета всё время акцентируется, что Иисус Христос прежде всего говорил о позитивных чувствах - любви к ближнему своему, сочувствии страдающим и бедным, прощении обид и т.д., потому может показаться, что Иисус Христос был абсолютным филантропом, который всю свою жизнь желал всем добра и делал только добро. Много внимания Новый Завет уделил и "чудесам", которые творил Иисус Христос, - таким как воскресение мёртвых людей, излечение неизлечимых больных, гуляние по воде, а также насыщение множества людей с малым количеством пищи и воды или вина. Почему-то в евангелиях даже не упоминается, что все эти "чудеса" были ничем иным как стандартными фокусами древних, какие умели показывать многие люди, и технологии которых скорей всего передавались с поколения к поколению в специализирующихся в "чудесах". Ведь именно потому Иисус Христос не имел успеха среди просвещённых евреев. Ведь то, чем так восхищались не евреи, а христиане прославляли и сейчас ещё прославляют как чудеса, совершённые их богом, для образованных евреев того времени было просто банальными фокусами, которые показывал каждый себя уважающий "пророк", а некоторых из них скорей всего профессиональные чудотворцы показывали на базаре по праздникам. Ведь даже в Библии упоминается, что Иисус Христос не смог ни камней в хлеб превратить, ни с крыши Иерусалимского храма спрыгнуть. Просьбы сделать это в евангелиях представляются как "искушения сатаны", принудившие пророка отстреливаться хитрыми фразами.
Так что, невнимательно прочитав евангелия, кажется, что Иисус Христос был безвредным иллюзионистом, путешествовал себе по Палестине, проповедовал, показывал фокусы, называл себя сыном Бога и призывал людей быть лучше. Смерть Иисуса на кресте с первого взгляда выглядит как самопожертвование невинного человека за свою веру и светлые идеалы. Но если лучше вчитаться в Новый Завет, Иисус Христос показывается совсем в иной перспективе. Некоторые поступки христианского пророка показывают, что Иисус Христос выделялся своей ненавистью каждому, кто его не прославлял, а также поражающей холодностью, если не презрением, к своей семье. Иисус показывал явные признаки насильника и садиста, некоторые евангельские эпизоды вызывают серьёзные сомнения и насчёт психического здоровья Христа.
Иисусу Христу не был чужд садизм. Очень много о личности Иисуса говорит один из немногих евангельских эпизодов из детства христианского пророка. Однажды во время возвращения семьи из Иерусалима двенадцатилетний Христос, никого не предупредив, убежал от своих родителей. Те очень испугались, везде искали своего сына и, несколько дней спустя, нашли Иисуса в Иерусалимском храме. Когда мать Иисуса Христа пожаловалась: "Чадо! что ты сделал с нами? Вот, отец твой и я с великой скорбью искали тебя.", - жестокий мальчик безжалостно изрёк: "зачем было вам искать меня? или вы не знали, что мне должно быть в том, что принадлежит моему отцу?" (Луки, 2/42-49) Психоаналитики могли бы тут припомнить комплекс Эдипа и другие похожие синдромы, но из свидетельства евангелия ясно одно - Иисус ничуть не переживал от того, что причинил боль своим родителям. По его реакции можно судить, что переживания и боль родителей были приятными Иисусу, - ведь своим грубым ответом Иисус Христос ещё более ущемил свою мать и того, кто растил его как своего настоящего сына.
Иисус Христос как латентный садист открылся и в эпизоде, где один фарисей (сторонник строгого соблюдения словесной традиции иудаизма) позвал его на обед и высказал своё удивление, когда Иисус "возлёг" не умывши рук. (Как не раз упоминается в Библии, мыть руки перед едой считалось святой обязанностью каждого еврея, - вполне вероятно, что вследствие этого эпизода такой популярной стала пословица про церковь и свинью.) Тогда Иисус Христос с явным удовольствием начал издеваться над хозяином и всеми фарисеями, безжалостно унижая их, а также их веру, обычаи и всю еврейскую культуру. (Луки, 11/37-52) Даже если фарисей и был не прав, никакой порядочный человек, пророк или бог не мог бы так бесстыдно издеваться над людьми, которые пригласили его к себе в гости и вели себя так, как испокон веков вёл себя весь еврейский народ. Видимо, Иисус почувствовал, что хозяин и другие фарисеи его уважали, и, долго не мешкая, воспользовался своим статусом неприкосновенности гостя для того, чтобы безнаказанно удовлетворить свои садистские потребности. (Этот эпизод позже несметное количество раз повторяли христиане, которые многими столетиями издевались над евреями и всячески их унижали. Правда, евреи были одним из тех немногих нехристианских народов, которых христиане до конца так и не истребили в Средние Века, хотя и имели такую возможность).
Оба эти эпизода указывают на скрытую жестокость Иисуса Христа, его выдающийся нарцисизм, видимо, взращённый мыслями о своей божественной природе, который иногда помогал Христу демонстрировать бесконечную самоуверенность. Ведь именно благодаря этой, скорей всего напускной, граничащей с наглостью самоуверенности, некоторые менее образованные его современники поверили, что Иисус был пророком, мессией или даже богом.
Иисус Христос был склонен к насилию. Одно из наиболее известных проявлений склонности христианского пророка к насилию - сцена, где озверевший от злости Иисус, выгнал торговцев и меновщиков из Иерусалимского Храма: "И, сделав бич из верёвок, выгнал из храма всех, также овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул" (Иоанна, 2/15). Убеждение Христа о несовместимости Храма с бизнесом весьма достойно уважения. (Интересно, как Иисус Христос реагировал бы на современный Ватикан, который с первого взгляда очень уж напоминает большой сувенирный магазин.) Всё-таки, то, что Иисус применил насилие против людей, для которых торговля в Храме, скорее всего, было единственным средством содержания своих семей, а не против руководства Храма, которое позволило торговлю (может быть, даже собирало специальный налог с торговцев), показывает, что Христос беспокоился далеко не о святости Храма. Напрашивается вывод, что Иисус просто воспользовался удобным случаем сыграть героя и безнаказанно побить ни в чём неповинных людей невысокого социального статуса, которые даже не попробовали сопротивляться истерическому пророку и его провожавшей компании последователей. Ведь если он попробовал бы поднять руку против настоящих виновников - высших священников, которые скорей всего сами организовали торговлю животными и размен денег для того, чтобы из далека прибывшим посетителям было бы удобнее приносить жертвы, - разгулявшегося Христа сократили бы в считанные мгновения.
Иисус Христос был способен рассердиться даже на ДЕРЕВО, которое не дало ему плодов весной! Кульминацией склонности Иисуса к насилию всё-таки следует считать знаменитый эпизод со смоковницей, описанный в нескольких евангелиях. (напр., Марка, 11/13-14 и 20-21 или Матфея, 21/19) Однажды Иисус захотел попробовать плодов у дороги росшей смоковницы, но была весна, и дерево, конечно, не смогло удовлетворить прихоть пророка. Тогда Христос страшно рассердился, проклял смоковницу, и, как свидетельствуют евангелия, несчастное дерево скоро засохло. (Это, кстати, тоже считается чудом, так как в Библии не говорится, что Иисус или кто-нибудь из его последователей отрубал бы корни смоковницы или поливал бы её каким-нибудь специальным раствором.) Сам факт, что Иисус был способен рассердиться даже на ДЕРЕВО, которое не дало ему плодов весной, и хотел уничтожить или даже физически уничтожил несчастную смоковницу, очень много говорит о его личности. Очевидно, что он хотел властвовать над всем живым, требовал безоговорочной послушности, а все непослушные должны были быть уничтожены.
Вышеописанные эпизоды позволяют делать вывод, что, скорее всего, Иисус Христос имел подавленную склонность к насилию, которая проявлялась тогда, когда он был уверен в своей ненаказуемости, или даже страдал от психологической некрофилии. (О психологической некрофилии - см. Э.Фромм / Анатомия человеческой деструктивности.- Минск, 1999.) (Жажду Иисуса уничтожить всё, что не хотело ему подчиниться, переняли и привели в исполнение средневековые христиане, которые не только безжалостно поубивали не захотевших перед ними унизиться европейцев и американцев, вырубили "священные" леса и уничтожили все "нехристианские" произведения искусства, - они преследовали даже им не угодивших чёрных кошек.)
Иисус Христос разжигал ненависть и призывал людей к насилию. Встретившись с глазу на глаз с недоброжелательно настроенными еврейскими священниками и в суде, Иисус Христос говорил исключительно благородно, мирно и мудро. Но, оставшись наедине со своими поклонниками, пророк часто показывал совсем иное своё лицо. Иисус публично и открыто не призывал разрушать храмы, но предсказывал разрушение Иерусалимского Храма (Матфея, 24/2 или Марка, 13/2) и даже предлагал иудеям разрушить их главную святыню, пообещав хитро в три дня её отстроить, - имея в виду (по словам Иоанна) храма "тела своего". Христос учил прощать людям их бытовые проступки, но отказ благословлять себя самого считал непростительным преступлением: "Кто не со мною, тот против меня", - объяснял христианский пророк (Луки, 11/23), - так что Иисус Христос не оставил своим последователям никаких сомнений, - все, которые его не благословляют, являются его врагами. Иисус постоянно повторял, что его настоящими последователями являются те, кто считают врагами своих близких и предают их ради своего пророка (напр., Матфея, 10/36-38) и давал понять, что ради него придётся применять насилие даже против самих близких своих родственников: "Предаст брат брата на смерть, и отец - сына; и восстанут дети на родителей и умертвят их". (Матфея, 10/21 и 18/15-17; также Марка, 13/12) Наконец, в интимной обстановке Иисус Христос прямо и честно признался своим ученикам: "Не думайте, что я пришёл принести мир на землю; не мир пришёл я принести, но меч, ибо я пришёл разделить человека с отцом его, и дочь с матерью её, и невестку со свекровью её..." (Матфею, 10, 34-35)
Уже имея многих последователей, Иисус иногда призывал к насилию и обращаясь к толпе: "От дней же Иоанна Крестителя доныне царство небесное силою берётся, и употребляющие усилие восхищают его...", или даже косвенным способом призывал людей бить неверных (напр., Луки, 19/27). Упоминал Христос и войне народов против народов (Марка, 13/8; Луки, 21/10). Так что Иисус Христос призывал своих последователей ненавидеть инакомыслящих и в их отношении применять насилие. Во всех четырёх евангелиях показываются косвенные и прямые призывы Христа ненавидеть тех, кто мыслит по-другому, и убивать их, хотя они и были бы самыми близкими родственниками. (Иисус применял довольно стандартную "пророческую" стратегию, - в начале говорил умеренно и в основном призывал к любви и прошении обид, а позже, уже став известным и собрав достаточно последователей, он стал всё больше и более настойчиво призывать к насилию против иноверцев. Это позже стало излюбленной тактикой христиан - они сначала хитро внедрялись в новые общества и страны как бы с благими и миролюбивыми намерениями, а как только захватывали власть, - убивали всех и каждого, кто не унижался перед ними.)
Насильственные действия и поступки, а также призывы к насилию Иисуса Христа должны быть квалифицированы как преступления. Насилие против мирных людей всегда и везде считалось преступлением. Без сомнения, если какой-нибудь последователь Иисуса начал бы разрушать магазины Ватикана, как несовместимые со статусом "священного трона" и избил бы продавцов плетью, католическая церковь без промедления подала бы такого выскочку в суд и постаралась бы, чтобы он был строго наказан. Призывы к ненависти и насилию тоже везде считалось и сейчас считается преступлением. И в наше время как насильники, так и те, кто призывают к насилию, изолируются от общества, а в некоторых странах - могут получить даже высшую меру наказания. Так что Понтий Пилат принял абсолютно заурядный приговор по правовой практике того времени - Иисус Христос понёс ответственность за свои преступления по тогда действительным Римским законам, которые и сейчас нередко считаются одними из самых прогрессивных во всей истории человечества. Похоже, что и сам Иисус понимал, что подстрекал своих последователей на преступления против человечности: "Остерегайтесь же людей, ибо они будут отдавать вас в судилища <...> и будете ненавидимы всеми за имя моё" (Матфея, 10/17,22).
Иисус Христос скорей всего имел серьёзные проблемы с психическим здоровьем. Сейчас всё-таки кажется, что Иисус Христос был наказан слишком строго. Если бы его судили в нынешние времена, видимо, прежде всего обратили бы внимание на его психическое состояние. Раньше упомянутые эпизоды: как Иисус убежал от своих родителей, обед в гостях у фарисея, насилие в храме и, особенно, "убийство" смоковницы свидетельствуют, что Христос страдал от серьёзных психических расстройств, - в его характере можно увидеть черты садизма и психологической некрофилии, подавленную и, скорей всего, даже неосознанную склонность к насилию. Видимо, Иисус очень страдал оттого, что он не был сыном мужа своей матери и поэтому не мог даже надеяться стать полноправным членом еврейского общества. Скорей всего, в детстве Иисусу приходилось терпеть презрение и издевательства его сверстников, и в итоге Христос развил в себе сильный комплекс неполноценности. Эпизод бегства от родителей показывает, что Иисус очень переживал из-за своего статуса, и, как часто случается в подобных случаях, это чувство переросло в нарцисизм - бесконечное возвышение себя, заносчивость и любование собою. С патологическим нарцисизмом скорей всего была связана ещё одна психически здоровому человеку непостижимая черта Иисуса - то, что он стыдился своей семьи или даже избегал её.
Как можно судить по евангелиям, в родном Назарете Иисусу чудеса не очень удавались, в чём он и сам признался и оправдывал себя звучными фразами (Матфея, 13/57,58; также Луки, 4/23). Потому близкие Христа никак не хотели признать его божественность. ("Ибо и братья его не веровали в него", - Иоанна, 7/5.) Видимо, Иисус Христос, который сам очень уж редко следовал своим проповедям, им так никогда и не простил такой дерзости. Он много раз подчёркивал, что отношение с ним куда важнее семьи, а о пренебрежении Христа к его не благословлявшим матери и братьям можно судить по эпизоду, когда те искали Иисуса, но когда нашли его в окружении группы последователей, тот не соизволил даже поговорить со своими близкими, называя матерью и братьями своих последователей. (напр., Матфея, 12/47-49) С другой стороны, обескураживает представление Христа о браке, как вечном сексуальном рабстве. (Матфея, 19/4-6 или Луки, 16/18) Категорическое отрицание возможности достойного расторжения брака, которое переплюнуло даже строжайшую еврейскую мораль, провоцирует выдвинуть гипотезу, что Иисус Христос (хотя бы до того времени, когда встретил Марию Магдалинскую) не имел успеха среди женщин и потому брак представлял себе как средство превращения женщины в сексуальную рабыню (иногда Христос просто восхвалял жизнь без секса).
Навязывая людям своим противоречивые ценности, Иисус постоянно повторял: "истинно, истинно говорю вам" и т.п., что в принципе не свойственно взрослому человеку. Это свидетельствует о том, что Иисусу всё-таки не хватало внутренней уверенности в себе, особенно тогда, когда люди начинали в нём сомневаться. Сама эклектичность и противоречивость наставлений Христа и самой его морали говорит о нестабильной его психике. Ведь Иисус Христос переменно объяснял, что он несёт то любовь, то меч, то Христос учил уважать и любить своих близких, то оставить их ради него. Себялюбивый Иисус даже приказал одному из своих последователей не участвовать в похоронах своего отца, чтобы тот мог его сопровождать (Луки, 9/59-60). Одни ценности Христос восхвалял собравшимся его послушать случайным людям, другие, часто совершенно противоположенные - своим ученикам, а когда его расспрашивали образованные евреи или в суде - Иисус Христос вообще старался как-нибудь хитро избежать прямых ответов.
В Евангелии от Марка также упомянуто, что однажды, когда Иисус Христос особенно агрессивно проповедовал, и его послушать собралось много народу, обеспокоенная его семья пришла забрать Иисуса домой: "И, услышав, ближние его пошли взять его, ибо говорили, что он вышел из себя" (Марка, 3/21) - скорей всего семья пророка боялась, что Иисус снова натворит что-нибудь несуразное, и пришла его спасать. По этому эпизоду можно судить, что Иисус Христос с молодости считался не очень ответственным за свои слова и поступки, скорей всего страдал от приступов истерии, а члены его семьи постоянно заботились о его состоянии и всячески опекали бедного Иисуса. Так что в наши времена Иисус Христос вряд ли мог бы нести уголовную ответственность. Но нельзя забыть, что в первом веке нашей эры не только не было столько тюрем, сколько их позже понастроили христиане, чтобы преступников можно было держать много лет, но и психиатрия была только в своём зародыше, и экспертизы психического состояния предполагаемых преступников тогда ещё не проводились.
Понтий Пилат не сумел остановить насилие. Когда смертный приговор Иисусу Христу был приведён в исполнение, на некоторое время волнения его последователей в Палестине поутихли, но через пару веков Европу захлестнула волна жестокости и насилия, к которым подстрекал и которые предсказывал Христос, - христиане, инициированные Павлом и Петром, объединились против культуры и гуманизма Антики и их полностью уничтожили. Так, как и предсказывали Иисус, а также другие библейские пророки, в раннее Средневековье все, кто не унизились перед христианскими священниками, были убиты, их храмы - разрушены, большинство произведений искусства - уничтожены, книги - сожжены, и даже большинство "священных" деревьев вырубили средневековые христиане - без сомнения, самые свирепые варвары во всей истории человечества. История европейской культуры была повёрнута назад больше чем на тысячелетие. Всё, во что верил и что уважал Понтий Пилат, было сметено с лица Земли. Средневековые христиане, старательно выполняя кровавые заветы Иисуса Христа, объявили грехом любовь Антики к жизни и человеку, на её месте возвышая импотенцию, мазохизм и некрофилию, - высшими добродетелями стали подлость ради церкви и унижение себя перед христианскими священниками.
Сам Иисус Христос никого не убил (если не считать строптивой смоковницы), почти так же, как и Гитлер, но во имя христианского бога было сделано столько кровавых преступлений, что в сравнении с ними даже жестокости фашистов выглядят как незначительный эпизод истории христианской культуры. Даже и в нынешние времена, когда современные христиане, бесстыдно разглагольствуя о демократии, правах человека и любви к ближнему своему, хладнокровно убивают сотни тысяч мирных вьетнамцев, югославов или иракцев, поневоле ещё раз задумываешься, кем же всё-таки на самом деле был загадочный христианский пророк Иисус Христос.
Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!" Гибнет народ от недостатка ведения...
|