[ Новые сообщения · Правила поведения · Участники · Поиск по темам · RSS лента ]
"Потому что Я Г-сподь, Б-г ваш, освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят" (Левит 11:44)
"Ибо все народы пойдут – каждый во имя божества своего, а мы пойдем во имя Г-спода Б-га нашего во веки веков." (Миха 4:5)
Шалом! Данный форум устроен по типу бейт-мидраш. Эта модель призвана помочь тем, кто желает изучать Тору и еврейскую мудрость, а учеников отличает стремление пополнить свои знания и найти им достойное применение. Люди данной категории не озабочены собственной репутацией или мнением большинства; их цель – сблизиться со Всевышним путем исполнения Его заповедей. Посещение «Бейт-Мидраш» не должно рассматриваться как место, где один человек обнажает духовную несостоятельность другого и претендует на исключительность собственного мнения. Суть общения и обучения – укрепление в праведности, исправление своего характера и, тем самым, участие в исправлении всего Мира (тикун олям).

У нас приветствуются ноахиты (бней-Ноах); геры (прозелиты), принявшие официальный или неофициальный гиюр, или находящиеся на пути к этому; выходцы из христианства или иных религий и культов; караимы; иудействующие, а также все Б-гобоязненные, неравнодушные к Б-гу Авраама, Исаака и Иакова, к Торе и Иудейскому образу жизни. Добро пожаловать!

  • Страница 1 из 1
  • 1
Благословение детей
ГалилеянкаОтправлено в: Воскресенье, 12 Февраля 2012, 23:31 | Сообщение № 1

Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
О нашем праотце Яакове в недельной главе Торы Ваехи сказано:
„И благословил он их в тот день, сказав: тобою будет благословлять Израель, 1 А говоря: „да сделает тебя Бог, как Эфраим и Менаше" (Брешит 48, 20).
В комментарии Иосифа Германа Герца 2 А к этой строфе Пятикнижия мы читаем: „Еще и сегодня каждый верующий еврейский отец возлагает каждый вечер накануне субботы руку на голову своего сына и благословляет его словами: „Да сделает тебя Всевышний как Эфраима и как Менаше".
У сыновей Иосифа Эфраима и Менаше было много достоинств. Но важней всего то, что они не отказались от своего еврейства ради высочайшего социального положения и завидной политической карьеры в Египте. Более того, несмотря на то, что они выросли во дворце, они, в сущности отказались от своего места в обществе блестящей египетской аристократии, открыто, во всеуслышание идентифицируя себя со своими родственниками - пришельцами, „чужаками", презренными пастухами.

Еврейские родители всегда обращаются с молитвой ко Всевышнему, чтобы их дети были так же верны Богу, как Эфраим и Менаше".
Хотя обычай (на иврите: Минхаг) благословлять детей в канун субботы и в праздники и не внесен в Кодекс еврейских законов „Шулхан Арух", текст соответствующего благословения приведен в большинстве молитвенников.
Примером этого является Сиддур „Кол Иосеф - народ Иосифа" (Издательство „МЕСОРА ЛТД И ОРТОДОКС ЮНИОН ", Иерусалим 1997, страница 355).
Благословляя сына, произносят слова нашего праотца Яакова. Наши мудрецы установили, что, благословляя дочь, говорят:
„Да сделает тебя Господь подобной Саре, Ривке, Рахели и Лее".
И независимо от пола ребенка продолжают, произнося слова „Биркат Коганим - благословения священников":

„Да благословит тебя Господь и охранит тебя!
Да озарит Господь тебя лицом Своим и помилует тебя!
Да обратит Господь лицо Свое к тебе и пошлет тебе мир!" (Бамидбар 6, 24 - 26).
Считаем необходимым напомнить всем, кто решил практиковать этот, имеющий глубокий смысл, еврейский обычай, что при благословении детей необходимо возлагать на голову своего ребенка обе руки. Правда, по мнению Виленского Гаона при благословении детей следует возлагать лишь одну руку, так как только священники - Коганим должны благословлять, возлагая обе руки. На рисунке Морица Оппенгейма, 3 А представленном в Иерусалимской „Еврейской энциклопедии" (том 4, страница 1087), виден благословляющий раввин, возложивший на голову мальчика свою правую руку. Благословение детей - есть ни что иное, как молитва об их благополучии. При этом ни в коем случае нельзя забывать, что истинное Благословение приходит от Всевышнего!

Абраванель 4 в своем комментарии к „Биркат Коганим - благословению священников" писал, что еврейское слово „Браха" имеет много значений. И, естественно, единственно верное значение зависит от контекста и предопределяется им. Иногда под „Брахой" понимается изобилие благ, даримых Всевышним своим творениям. Если - же „Браха" направлена от творения к Творцу, то речь идет о благодарности, восхвалении и прославлении. „Браха, которую произносят священники, как это однозначно следует из текста „Биркат Коганим", - есть молитва о Божьем Благословении. Профессор Иерусалимского Еврейского университета, выдающийся еврейский ученый Нехама Лейбовиц, много и успешно работавшая над исследованием рассматриваемой проблемы, писала, что тот, кто видит в „Биркат Коганим" некое магическое средство, отступил от Торы Израеля и приблизился к идолопоклонству.

Автор: Ицхак Арен
Перевод Юлии Вайсберг и Владимира Вайсберга

Примечания переводчиков:
1. Израель - еврейский народ.
2. Иосиф Герман Герц - еврейский ученый, комментатор Торы, бывший главным раввином Британской Империи (25. 09. 1872 Румыния - 14. 01. 1946 Великобритания).
3. Мориц Даниель Оппенгейм - еврейский художник, автор знаменитой серии из 20 полотен „Картины из семейной жизни евреев" (1800 - 1882).
4. Абраванель Иссак бен Иуда - экзегет и философ, руководитель сефардских евреев (1437 - 1508). Главное произведение - „Рош амана - основы веры", в котором активно защищаются „13 постулатов веры" Маймонида.

***

„И возвратит он сердце отцов к сыновьям,
и сердце сыновей к отцам их"
(Пророк Малахи 3,24)

Статья профессора Арена „Благословение детей" верно раскрывает смысл этой прекрасной еврейской традиции, предостерегая, однако, от обожествления любого обычая или идеи. Статья вызвала у нас ряд соображений, которые мы хотели бы вынести на суд заинтересованного читателя.
Интересно и примечательно, что благословение мальчиков и девочек содержит разные пожелания. Отец просит Всевышнего сделать дочерей подобными нашим праматерям Саре, Ривке, Рахели и Лее. Казалось бы, что и сыновьям следует пожелать быть подобными нашим праотцам Аврааму, Ицхаку и Яакову. Но благословение содержит пожелание мальчикам быть подобными Эфраиму и Менаше.
Отметим также, что благословение детей перед Йом Кипур помимо текста, приведенного в статье профессора Арена, включает следующие слова: „Да будет нашему Небесному Отцу угодно, чтобы мои любимые дочери (сыновья) жили и здравствовали - и чтобы не отвечали, не дай Бог, за мои грехи. Да вложит Господь в ваши сердца любовь к Нему и трепет перед Ним. Да не оставит вас трепет перед Господом, чтобы вы не грешили. Да будет у вас желание (жить) по Торе, соблюдать все заповеди и исполнять волю вашего Небесного Отца. И да пошлет мне Бог своей щедрой рукой пропитание в достатке, добытое легко и спокойно, без нужды в подаянии смертного, - чтобы мог я кормить вас и насыщать, растить и воспитывать вас по законам доброты и справедливости и привести вас под Хупу (свадебный балдахин). Да взольет Господь на вас благодать и (ниспошлет) вам благословение и удачу во всех ваших делах. И да запишет Он вас вместе со всеми праведниками и всеми (сынами и дочерьми народа) Израиля в Книгу благой и долгой жизни, и скрепит (эту запись) печатью! Амен."

Как пишет профессор Арен, благословение детей - есть ни что иное, как молитва отца перед Всевышним. И главное содержание этой молитвы в обращении ко Всевышнему с просьбой о помощи детям быть и оставаться евреями, выполняя все Заповеди Торы. Но помимо духовного аспекта, и это ясно следует из приведенного выше текста, благословение - это молитва, которая несет в себе просьбу о земном, материальном, физическом благополучии детей. И в этом смысле чрезвычайно интересны мысли Ребе Менахема Менделя Шнеерсона:
„Животные не смотрят на звезды, ангелы прикованы к царству духов, человек же - мост Господа между небом и землей... Только человек может сделать то, чего ангелам не дано. Только он может открыть духовное в материальном (М.- М. Шнеерсон „Обретение неба на земле". Москва, издательство „Лехаим", 2002).
Итак, благословение детям содержит в себе два аспекта, две просьбы, две молитвы: о духовном здоровье и о материальном благополучии. Причем первая молитва важнее, ибо содержит в себе просьбу о гармоничном единении духовного и материального, о развитии материальной стороны жизни не в ущерб ее духовному содержанию.

Каждому отдельному человеку отведена особая роль в этом мире. То же относится и к отдельной общности людей. Так, у евреев своя, особая задача, отличная от задач, поставленных Всевышним перед другими народами. И аналогично этому цель существования, смысл жизни мужчин и женщин тоже несколько различаются. Всевышний обязал мужчин выполнять большее число заповедей. Женщины выполняют важнейшую задачу продолжения рода и воспитания детей. И это предопределило их преимущества пред мужчинами: они получили более тонкую и восприимчивую натуру, позволяющую им понимать и чувствовать глубинный смысл происходящего не только на интеллектуальном, аналитическом уровне, но и подсознательно, на уровне чувств. Это и предопределило способность женщин сохранять верность традициям, успешно воспитывать детей, сохранять еврейский характер семьи. Очень часто в нашей истории женщины защищали еврейскую веру, когда мужчины безрассудно предпринимали многочисленные попытки сойти с предписанного пути. „Идише маме" стала олицетворением и символом материнской любви и преданности „Женщины ближе к Божественному идеалу совершенства" (Раввин Соломон Мунк „Источник жизни"). Для нас важно сейчас отметить и подчеркнуть, что жизненные задачи женщин более универсальны и менее зависимы от внешних исторических обстоятельств.

Итак, благословляя дочерей, отец просит Всевышнего сделать их подобными нашим праматерям Саре, Ривке, Лее и Рахели. Жена Авраама и мать Ицхака отличалась выдающейся красотой:
„И было, когда он (Авраам) близко подошел к Египту, то сказал он Сарай (Саре), жене своей: вот, я знаю, что ты женщина прекрасная видом..." (Брешит 12, 11).
Сара обладала даром провидения, который был сильнее дара нашего праотца Авраама, и он внимательно прислушивался к ее советам и рекомендациям; вспомним хотя бы эпизод с изгнанием Агари и ее общего с Авраамом сына Ишмаеля, на тысячелетия предопределивший историческую судьбу многих народов. Духовный уровень Сары позволял ей распространять истинную веру среди женщин. Дом ее всегда был открыт для гостей. Ее личная лампада горела от пятницы до пятницы. И чудесное облако постоянно парило над ее шатром. Она была прекрасной матерью, и умерла, не вынеся потрясений, связанных с жертвоприношением ее единственного сына Ицхака.

Жену Исаака Ривку отличают приветливость и предупредительность, любовь и сострадание ко всему живому, уважение к мнению окружающих и постоянная готовность придти на помощь нуждающимся. Она, как и Сара, прекрасна. И Ицхак, подобно своему отцу, вынужден в схожих обстоятельствах выдавать ее за свою сестру. Ривка - женщина с сильными чувствами симпатии и антипатии. Она решительна и готова применить хитрость для достижения поставленной цели. Она сообразует свои действия со сложившимися условиями и обстоятельствами, которые тщательно исследует и анализирует. Но личные ее цели всегда совпадают с генеральной задачей, поставленной пред ней Всевышним. Она также была одарена пророческим духом. Один из Мидрашей пишет, что когда Ривка была введена Ицхаком в шатер его умершей матери, над ним вновь воспарило чудесное облако и лампада, зажженная при наступлении субботы, горела в течение всей недели. Ривка - любящая и разумная мать и жена.
Первая жена патриарха Яакова Лея не была столь красива:
„А у Леи глаза слабые" (Берешит 29, 17).
Тора многократно подчеркивает, сколь трагична была судьба Леи и сколь сильно она страдала, осознавая себя нелюбимой женой. Но она оставалась любящей и преданной женой и матерью. Она родила и вырастила семерых сыновей и одну дочь.

Вторая жена Яакова Рахель была более красива, но не более счастлива, чем ее сестра Лея, которая рожала Яакову детей, в то время как Рахель долго оставалась бесплодной. В конце концов, Всевышний услышал ее молитвы, и она родила сына Иосефа, которому суждено было изменить судьбу всего еврейского народа. При рождении второго сына Бениамина она умерла. Рахель характеризуется в Торе как чрезвычайно красивая женщина. Она была любящей натурой, способной на подвиг. И даже такие присущие ей черты как ревнивость и некоторая завистливость не могут испортить ее общей характеристики.
Таким образом, лучшие качества наших праматерей универсальны в том смысле, что они позволяют женщинам выполнять их главные, Богом заповеданные функции вне зависимости от внешних обстоятельств, от политического положения всего еврейского народа.
Другое дело - мужчины. Им приходится во всей своей деятельности по обеспечению жизненных условий своих семей считаться с окружающими условиями, с политическим, экономическим, культурным и социальным положением еврейского народа в местах рассеяния.
Пророческий дар Яакова позволил ему увидеть будущее рассеяние и жизнь нашего народа в условиях изгнания.

А Эфраим и Менаше были первыми евреями, родившимися и выросшими на чужбине в окружении другого народа, другой религии, другой культуры, других обычаев и традиций. И они сумели приспособиться к этим условиям и успешно жить и функционировать внутри чуждой системы, не ассимилировав, не растворившись в чужой среде, сохранив свою религию и тем самым сохранив свое еврейство и самих себя. Это есть главное, общее, определяющее свойство и Эфраима и Менаше.
Но попытаемся понять, каковы индивидуальные, только каждому из них присущие, сильные личные стороны в общей характеристике каждого из братьев. Талмуд в трактате Мидраш Раба пишет, что Менаше обладал более практичным, деятельным умом. Он, по мнению Раши, зафиксированном в его комментариях к Торе (Берешит 42,23 и 43, 17), служил переводчиком своему отцу, охрана границ и общая координация управления распределения хлеба в годы голода также выполнялась Менаше. Старший сын шел по стопам отца, он был вовлечен в политику. Он имел реальную власть и он заботился о благополучии всего еврейского народа. Но уже в самом имени его „Менаше" звучит тревожащая нас и сегодня нотка, предшествующая ассимиляции: „Имя первенцу Менаше, потому что Бог дал мне забыть все мое мучение и весь дом отца моего" (Берешит 41, 51).

Нарекая своего второго сына Эфраимом, Иосеф говорит:
„ ...потому что Бог сделал меня плодовитым в земле страдания моего" (Берешит 41, 52).
Египет, несмотря на все внешнее благополучие и успех Иосефа, остается для него землей страдания. Его Родина - будущая Земля Обетованная. Раши, ссылаясь на трактат Талмуда „Танхума", считает, что именно Эфраим был любимым внуком Яакова, учившимся у него основам Учения и традициям предков. И эта точка зрения разделяется Рабби Моше - Иехиелем га - Леви, знаменитым Ребе из Озерцов (1890, Украина - 1971, Израиль).
Таким образом, братья совместно олицетворяли идею из Трактата „Поучения отцов":
„Хорошо изучение Торы, когда оно сочетается с мирскими делами" (2,2).
Знаменитый эпизод благословения внуков Менаше и Эфраима Яаковом свидетельствует, как об этом пишет доктор Цви Браун в своей книге „Три минуты вечности" (Цюрих, 1996), о том, что для Иосефа „главное в материальном, в практической конкретной деятельности... Для самого же Яакова важнее изучение Торы, ибо „Яаков был человеком кротким, живущим в шатрах" (Берешит 25. 27), что, по мнению наших мудрецов, означает: „человеком кротким, живущим в Доме Учения". Сам Менаше и его практическая деятельность также важны и необходимы, но предпочтение Яаков отдает Эфраиму, отдает ученому Торы".

Еврейскому народу и, в первую очередь, его мужчинам приходится постоянно и неустанно искать гармоничное соотношение между еврейской жизнью и открытости к внешнему миру и к передовому уровню знаний. Надо всегда шагать в ногу со временем, быть на острие научной мысли и умело владеть всем багажом современных научных знаний. Но при этом ни в каких обстоятельствах нельзя терять своей Торы, своей религии, своих традиций, своей культуры. Задача - чрезвычайно трудная, но на то мы и есть „народ избранный".
Именно этого и желают еврейские отцы, благословляя своих сыновей и прося Всевышнего сделать их подобными Эфраиму и Менаше.

Владимир Вайсберг, Феликс Янкелевич


Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!"
Гибнет народ от недостатка ведения...
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:
Функции форума
Ленточный Вариант Форума  |  Правила поведения  |  Участники  |  RSS Лента  |  Поиск по Названиям Тем

Предупреждение: данный форум строго модерируем. Проводятся постоянные ревизии, чистки, а также удаляются устаревшие и потерявшие актуальность темы.

Цветовая маркировка групп: Читатель ~ Участник ~ Постоянный участник ~ Администратор

Поиск по всему сайту


Форум основан 1 июня 2006 г.
Хостинг от uCoz