[ Новые сообщения · Правила поведения · Участники · Поиск по темам · RSS лента ]
"Потому что Я Г-сподь, Б-г ваш, освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят" (Левит 11:44)
"Ибо все народы пойдут – каждый во имя божества своего, а мы пойдем во имя Г-спода Б-га нашего во веки веков." (Миха 4:5)
Шалом! Данный форум устроен по типу бейт-мидраш. Эта модель призвана помочь тем, кто желает изучать Тору и еврейскую мудрость, а учеников отличает стремление пополнить свои знания и найти им достойное применение. Люди данной категории не озабочены собственной репутацией или мнением большинства; их цель – сблизиться со Всевышним путем исполнения Его заповедей. Посещение «Бейт-Мидраш» не должно рассматриваться как место, где один человек обнажает духовную несостоятельность другого и претендует на исключительность собственного мнения. Суть общения и обучения – укрепление в праведности, исправление своего характера и, тем самым, участие в исправлении всего Мира (тикун олям).

У нас приветствуются ноахиты (бней-Ноах); геры (прозелиты), принявшие официальный или неофициальный гиюр, или находящиеся на пути к этому; выходцы из христианства или иных религий и культов; караимы; иудействующие, а также все Б-гобоязненные, неравнодушные к Б-гу Авраама, Исаака и Иакова, к Торе и Иудейскому образу жизни. Добро пожаловать!

  • Страница 1 из 1
  • 1
«Страна Аслана. Еврейский секрет Нарнии»
ГалилеянкаОтправлено в: Суббота, 16 Мая 2015, 11:21 | Сообщение № 1

Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
Предлагаю вашему вниманию свою книгу "Хроники Нарнии. Еврейский взгляд". С детства неравнодушна к Нарнии. Наверное, всегда чувствовала, что есть в этом произведении что-го гораздо более глубокое, чем кажется на первый взгляд. Честно говоря, после того, как углубилась в исследование Хроник на предмет их связи с иудаизмом, сама очень удивилась, потому что параллелей оказалось гораздо больше, чем я ожидала.

ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ:

http://levit1144.ru/Narnia.pdf

ПРОИЗВЕДЕНИЕ английского писателя Клайва Стейплза Льюиса «Хроники Нарнии» (Clive Staples Lewis, 1898-1963, “The Chronicles of Narnia”) состоит из семи книг, и представляет собой сказку в стиле фэнтези, которая описывает фантастический и миметический миры, и содержит в себе духовные аллегории. В произведении ярко отражена религиозная интертекстуальность, обогащающая собой художественный потенциал жанра, оптимальным образом подходящий для того, чтобы в иносказательной форме передать моральные идеи и образы из Священного Писания. Подобно большинству выдающихся детских книжек, таких как «Путешествие Гулливера», «Маленький Принц», «Алиса в Стране чудес», – «Хроники Нарнии» являются многоступенчатым произведением, скрывающим в себе пласты, доступные для понимания исключительно взрослой аудитории, обладающей, к тому же, необходимым уровнем познаний в сфере литературы, истории, философии, религии и древней мифологии. Мало того, читателям необходимо находиться на определённом духовном уровне, чтобы суметь постичь суть замысловатых метафор и аллегорий.

Нижеследующее философско-религиозное исследование представляет собой сравнительный анализ «Хроник Нарнии» с Торой, иудаизмом, ивритом и историей еврейского народа. Это может показаться неожиданным, принимая во внимание тот факт, что автор исследуемой книги был христианином валлийско-шотландской национальности. Однако с еврейской точки зрения, человек, даже порой сам не осознавая того, может являться проводником истинных знаний из «высших миров», а его произведения могут нести в себе искры святости. Автор признавался: «В каком-то смысле мне никогда не приходилось "создавать" историю... Я вижу картины. Некоторые из них чем-то, может быть, запахом, похожи друг на друга, и это их объединяет. Не нужно им мешать – наблюдай тихонько, и они начнут сливаться воедино. Если очень повезёт (со мной так ещё не бывало), целая серия картин сольётся до того здорово, что получится готовая история, а писателю ничего и делать не придётся. Но чаще (это как раз мой случай) остаются незаполненные места. Вот тут-то самое время подумать, определить, почему – такой-то персонаж в таком-то месте делает то-то и то-то. Я представления не имею, так ли работают другие писатели и вообще так ли нужно писать. Но я по-другому не умею. У меня первыми всегда появляются образы… Чтобы создать правдоподобный и не безразличный читателям "иной мир", следует воспользоваться единственным "иным миром", который нам известен, – миром духа».

Как известно из личной биографии автора, он «потерял веру в детстве, может быть, когда молил не умолил Б-га исцелить больную мать. Вера была смутная, некрепкая, никак не выстраданная; вероятно, он мог бы сказать, как Соловьёв-отец, что "верующим он был, христианином не был"» (Н. Трауберг). А «обратился» он уже в очень зрелом возрасте. Летней ночью 1929 г., в своём кабинете в колледже, К. Льюис стал на колени и произнёс: «Господь есть Б-г». Об Иисусе как боге он тогда не помышлял. Лишь через несколько лет, в результате навязчивой «евангелизации» со стороны своего друга Дж. Р. Толкиена, он стал христианином. При этом следует отметить, что для человека, искавшего Творца, и не являвшегося евреем по национальности, христианство (как господствующая религия в Англии) представляло тогда, по сути, «единственный путь к Б-гу», доступный для широких масс. Поэтому человек становился христианином, не имея иной альтернативы приобщения к Творцу. Впрочем, в этом скрыто Провидение. Таким образом всякий, ищущий Б-га, получал доступ к Септуагинте, пусть и переведённому, но Слову Всевышнего. Как мы увидим дальше, именно Тора в первую очередь послужила источником многих аллегорий и параллелей в «Хрониках Нарнии», ведь, в любом случае, мышление христианина основано на иудео-эллинистической культуре, на фоне которой зарождалась его религия. Не случайно, наверное, Клайв Льюис любил называть себя «еврейским именем» Джек (оно изначально являлось уменьшительной формой имени Джон, которое, в свою очередь, восходит к еврейскому Йоханан – «ЙХВХ милует»). И, немаловажно упомянуть, что супруга автора, Хелен-Джой Дэвидман, была дочерью еврейских эмигрантов из Украины. Её старший сын Дэвид в детстве вернулся в ортодоксальный иудаизм. Льюис в своё время обращался к известному еврейскому профессору, историку Сесилю Роту, чтобы проконсультироваться с ним по поводу поиска кошерной пищи для пасынка, и возможности для него проводить Шабат (Субботу) как положено религиозному иудею.

По поводу того, как возникла идея книги, автор говорил: «Издатель попросил меня рассказать о том, как я написал "Льва, Колдунью и Платяной Шкаф". Попытаюсь. Правда, не стоит верить всему, что писатели говорят о своей работе. Это не значит, что они нарочно обманывают вас. Просто, когда человек пишет, он слишком увлечён самой историей и не может, откинувшись на спинку стула, размышлять, как ему это удаётся. Да это и помешало бы работе; попробуйте понять, что надо делать, чтоб завязать галстук, – вы тут же разучитесь его завязывать. А когда автор книгу закончит, он почти и не помнит, как писал её. Одно я знаю точно. Все семь книг о Нарнии и три фантастические повести начались с мысленных образов. Сперва историй не было, были просто картинки. "Лев" начался с такой: Фавн под зонтиком идёт по заснеженному лесу с пакетами в руках. Этот образ преследовал меня лет с шестнадцати. И вот однажды, когда мне было около сорока, я подумал: "А не написать ли об этом историю?". Сначала я не очень хорошо представлял, о чём она будет. По потом вдруг появился Аслан. Кажется, в то время львы снились мне очень часто. Иначе я не могу объяснить, откуда и почему возник лев. Но как только в книгу вошел он, всё стало на свои места. А вскоре появились и остальные шесть сказок. Так что, вы видите: я очень мало знаю о том, как родилась эта книга. Я не знаю, откуда взялись образы, и не верю, что кто-нибудь скажет точно, как он выдумывает истории. Сочинительство – загадочная штука. Когда у вас "есть мысль", можете ли вы точно объяснить, как она пришла к вам?».

На какой круг читателей рассчитаны «Хроники»? К. Льюис писал: «… Думаю, мне не надо напоминать вам, что чёткая классификация книг по возрастным группам, столь любезная сердцу издателя, имеет мало общего с действительностью. Тот, кого сейчас упрекают, что он слишком стар для детских книг, в детстве выслушивал упреки, что читает слишком серьёзную литературу. Достойные читатели не подчиняются расписанию. Точно не скажу, почему однажды я вдруг почувствовал, что не просто сказка, а сказка для детей – это как раз то, что я должен написать, хоть убей. Если детская книга – просто верная форма для того, что автору нужно сказать, тогда те, кто хочет услышать его, читают и перечитывают её в любом возрасте. И я готов утверждать, что книга для детей, которая нравится только детям, – плохая книга. Хорошие – хороши для всех. Вальс, который приносит радость лишь танцорам, – плохой вальс». Когда автору задали вопрос касательно аллегорий, присутствующих в повести, он ответил: «Прямая аллегория – как задача с ответом; великая книга – как цветок, чей аромат напоминает нам что-то еле уловимое. Думаю, это "что-то" – ощущение жизни как она есть. Бывают реалистические книги, где люди и предметы – в точности как в настоящей жизни, но аромата, ощущения нет. Я никогда не видел орков, энтов или эльфов, но само ощущение, чувство огромного прошлого, нависшей опасности, героических подвигов, совершаемых самыми прозаическими с виду персонажами, расстояний, просторов, бесприютности – настолько точно, что как бы переживаешь это сам. Особенно разрывается душа, когда читаешь про самые красивые места, как Лотлориен. И это так похоже на подлинную историю мира: "Тогда, как и ныне, мрак надвигался, и не совсем понапрасну свершались великие подвиги. Ни оптимизма (это последняя война и после неё всё будет замечательно), ни пессимизма (это последняя война и цивилизация погибнет) – нет. Мрак наступает снова и снова, никогда совсем не побеждает и никогда не бывает совсем побеждён"». Он также сказал: «Вы ошибаетесь, когда думаете, будто всё в книгах "представляет" что-нибудь в этом мире». С одной стороны, действительно, в книге есть второстепенные персонажи и сюжетные линии, которые, на первый взгляд, не содержат никакой выраженной аллегории. Но, с другой стороны, мне кажется, что даже сам автор до конца не осознавал всю глубину своего произведения. Наверное, это и называется истинным вдохновением. Принцип герменевтического круга, основанный на диалектике части и целого, помогает осознать важность частного в понимании целого, и наоборот. При осмыслении повести важна каждая деталь, в особенности, если это касается духовных понятий. Безусловно, идеология автора находит отражение в его творчестве, поэтому рассматривая произведение с еврейской точки зрения, можно понять некоторые «огрехи», выбивающиеся из общей «иудейской канвы»: к примеру, упоминаемое в книге употребление в пищу свинины и медвежатины, или, конечно же, намёк на то, что Аслан – это бог Иисус. С одной стороны, автор в письмах детям, поклонникам своего творчества, напрямую писал о том, кто такой Аслан, как его зовут в нашем мире, и что символизирует его «смерть и воскресение». С другой стороны, христианские параллели, которые присутствуют в книгах, он называл «предположительными». К. Льюис утверждал: «Изначально не планировалось ничего, связанного с христианством, этот элемент проявился как бы сам по себе». Поэтому, безусловно, в Хрониках присутствует символизм, который с натяжкой можно охарактеризовать как христианский (при том, что источник всего «исконно христианского» – иудаизм), но иудейский символизм во много раз превосходит его и в качественном, и в количественном отношении. В этом вы сможете убедиться лично, прочитав нижеследующий нарративный анализ. Если автор не планировал ничего, связанного с христианством, то уж с иудаизмом – тем более. Получается так, что истина, рождённая вдохновением, в обход авторской интенции, вышла на свет и затмила собой всё остальное, ведь это та Истина, которая, по сути, служит источником всех прочих «истин», являющихся лишь её искаженным отражением.

До сих пор, книга «Хроники Нарнии» исследовалась герменевтами только на предмет обнаружения в ней христианской аллегории, либо изучалась филологами и разного рода критиками с целью изучить писательский талант автора. К примеру, Андрей Филозов, в своей статье «Под знаком льва», пишет о К. Льюисе: «Чем лучше вы знакомитесь с автором, его довольно своеобразным мировоззрением, специфическим языком и манерой излагать свои мысли, тем менее понятным делается то признание, которым Льюис пользуется повсеместно. Даже совсем не владея его биографией, по одним только текстам можно без труда догадаться, что наш герой был исключительно сложным человеком. Его логика, несмотря на весь профессионализм (Льюис был высокообразованным человеком, даже рафинированным интеллектуалом, преподавал в Оксфорде и Кембридже), очень часто не выдерживает критики. Художественный дар этого властителя дум можно, во всяком случае, поставить под сомнение». Это одна сторона медали. Другая – многие считают К. Льюиса гениальным писателем, а Хроники – шедевром. Такой разброд мнений указывает на то, что его произведение «цепляет» людей. Немало диссертаций защищено по «Нарнии». Значит, «не всё так просто в нарнийском королевстве». Хотя, сам автор ни на что, по моему мнению, не претендовал. Он говорил: «Я написал то, что мне хотелось прочитать. Люди этого не писали, пришлось самому». И ведь не только ему одному хотелось читать и перечитывать «Нарнию». Это произведение, ставшее классикой английской литературы, нашло своего читателя среди представителей различных идеологий и вероисповеданий. К. Льюис признавался, что хотел написать реальную историю, лишённую «витражных стёкол церкви» и нравоучений воскресных школ. Ему хотелось пройти мимо этих «бдительных драконов», и он был уверен, что у него получится. Что ж, сейчас мы можем с уверенностью признать, что у него действительно получилось создать многоплановое произведение, содержащее глубинный смысл, который, при этом, не сразу бросается в глаза, и не заслоняет собой сказочное повествование.

Учитывая религиозную принадлежность автора, а также кое-какие аллюзии на «Новый завет» в «Хрониках», неудивительно, что некоторые именуют это произведение «христианским катехизисом». Но если его и можно охарактеризовать как «катехизис», то уж скорее иудейский, и даже, в какой-то мере, – каббалистический. Впрочем, даже среди самих христиан существует немало разногласий по поводу отношения к Нарнии. Многие из них однозначно отвергают эту книгу, считая её «бесовщиной», прежде всего потому, что повествование переполнено персонажами, которые заимствованы из античной мифологии. Однако автор никогда не представлял мифических персонажей в качестве «ложных богов», он лишь использовал их образы для выражения необходимых аллегорий. Тем более, что «античные боги предстают у Льюиса очищенными от всего грубо-телесного и жестокого, связанного с ними в древних мифах» (С.В. Шешунова). В соответствии с миро-моделирующей концепцией жанра, мир Нарнии представляет собой не просто иную реальность. Он является художественным, аллегорическим отражением современной действительности, или, иными словами, новой, но легко узнаваемой реальностью, сотканной из общеизвестных элементов и образов.

Безусловно, аллегории, связанные с иудаизмом в Хрониках, вовсе не очевидны, не сразу уловимы, и, наверняка, очень удивили бы даже самого автора. Впечатляющим же является тот факт, что, как мне удалось обнаружить, иудейские параллели, представленные в книге, идут не вразнобой, они не разрозненны, а согласованы между собой, чётко укладываясь в стройную концепцию всего повествования. Этот факт ещё раз убеждает меня поверить в то, что эти «образы», которые автор видел во сне и в процессе размышлений, а затем выразил в книге (может быть, не до конца понимая их глубинный смысл), приходили к нему от Б-га Авраама, Исаака и Иакова. Поэтому, принимая во внимание многочисленные метафоры и аналогии, связанные с Торой и законами метафизики и высших миров, которые мне удалось обнаружить в книгах, я, методом экспликации, позволила себе интерпретировать большинство «христианских» аллюзий иначе, раскрывая их смысл в более глобальном масштабе, взяв за основу иудейский подтекст. Данное исследование – это, своего рода, репрезентация книги с точки зрения еврейской мудрости и еврейского взгляда на мир.

Задачей данного исследования является попытка доказать, что история Нарнии отражает фактическую и духовную историю Израиля и еврейского народа. Вопреки христианским теологам, утверждающим, что тема, объединяющая «Хроники Нарнии» в единую интегрированную концепцию – это «жертва и искупление Христа», я считаю, что фундаментальная тема книги далеко не так однозначна, она гораздо более обширна и глубока. Можно отметить две основные идейные линии, которые связывают всё повествование в цельную концепцию, от начала и до конца: первое – «исправление человека»: трансформация личности героев, их «духовное взросление», ради которого им было позволено посетить Нарнию; их стремление к самосовершенствованию, выражающееся во внутренней духовной борьбе, что, в конечном итоге, способно привести к «победе над самим собой», и второе – «исправление всего мироздания»: борьба с проникшим в Нарнию злом, ставшая главным стержнем развития нарнийской истории, как прообраз мировой истории, миссии еврейского народа и извечной борьбы за исправление греха Адама. При этом, важно отметить, что данные принципы не согласуются с христианской дихотомией, согласно которой существует далёкий Б-г и «человек-песчинка», не могущий исправиться и повлиять на мир, и ждущий, что бог принесёт себя в жертву самому себе, чтобы искупить у себя же грехи своих собственных творений. Ключевая же идея книги отражает иудейский принцип сотрудничества с Творцом в плане исправления всего творения. Аслан постоянно спускается в мир и взаимодействует с нарнийцами, ожидая, что они будут выполнять его миссии и следовать его «Знакам», точно так же, как и Единый Б-г постоянно взаимодействует со Своим народом, ожидая послушания Его Заповедям и исправления мира посредством исправления самих себя. Мир Нарнии (как и наш) имеет чёткую полярную структуру, он разделён на положительную и отрицательную стороны, на добро и зло. В обоих мирах (в Нарнии и у нас) существуют одни и те же нравственные категории, и все испытания главных героев связаны именно с нравственным выбором, от которого зависит не только их личная судьба, но и участь всех миров, а золотое правило нравственности (о любви к ближнему) в нашем мире выражено не иначе, как в Торе, откуда оно было позже скопировано всеми прочими религиями.

Прежде, чем изучать мой «хиду́ш» (ивр. «новая интерпретация», «новое прочтение»), рекомендую прочесть оригинал «Хроник Нарнии», иначе будет невозможно понять, о чём идёт речь. Даже если вы смотрели экранизации, или читали книги о Нарнии в далёком детстве, советую освежить их в памяти. Если вы не знакомы с иудаизмом, я уверена, что многое в данном обзоре покажется вам «странным» и, вероятно, не совсем «удобоваримым». Заранее приношу свои извинения, если написанное заденет ваши религиозные чувства. Это исследование, которое, признаю, не лишено доли морализаторства, может заинтересовать, в первую очередь, бывших христиан и мусульман, ноахитов, «иудействующих», а также всех серьёзных, вдумчивых и непредвзятых людей, неравнодушных к Б-гу Авраама, Исаака и Иакова. Для удобства я буду цитировать ТаНаХ (Тора, Пророки и Писания) в синодальном переводе, который является наиболее привычным для большей части русскоязычной аудитории. Отмечу также, что моё мнение касательно тех или иных духовных вопросов может, по какой-либо причине, не всегда отражать, скажем так, «официальную точку зрения» иудаизма, даже несмотря на то, что в иудейской религии нет «однозначных доктрин», как, к примеру, в догматическом христианстве. Моя позиция основывается исключительно на личном жизненном опыте и мировоззрении, а также на знаниях, накопленных до сего дня. Как говорил А.С. Пушкин: «Мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь». Мои познания в иудаизме, безусловно, весьма скудны по сравнению с познаниями тех, кто посвящает свою жизнь изучению Торы, но моей целью в данном случае и не является подробное исследование всех глубин еврейской религии. В процессе работы над книгой, а он занял больше трёх лет, я сама научилась много большему, чем знала до того, как приступила к работе. Этими знаниями мне и хотелось бы поделиться. Представленный ниже анализ книги с позиции иудаизма – экстраординарен и уникален в своём роде. Читателям, я думаю, не помешает возможность расширить свой кругозор, и ознакомиться с точкой зрения (касательно нарнийских параллелей), кардинально отличающейся от общепринятой.

Итак, открывая «Хроники Нарнии», мы приоткрываем дверцу Платяного Шкафа, ведущую в иной мир. Цель нижеследующего анализа – понять, что же это за мир, который, с еврейской точки зрения, скрывается за той Дверцей. Я предлагаю вам взглянуть на Нарнию другими глазами, и приобщиться к частичке древней, глубинной мудрости, которую Всевышний открывал Своему народу на протяжении тысячелетий.

ЧИТАТЬ:

http://levit1144.ru/Narnia.pdf

ОРИГИНАЛ "ХРОНИКИ НАРНИИ" К.С. Льюиса можно прочесть, например, здесь: http://lib.ru/LEWISCL/


Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!"
Гибнет народ от недостатка ведения...
 
ГалилеянкаОтправлено в: Воскресенье, 17 Декабря 2017, 11:28 | Сообщение № 2

Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
Хочу принести свои извинения за то, что поспешила выложить "сырую" версию книги, полную стилистических и пунктуационных ошибок. Я так воодушевилась самим процессом поиска параллелей с иудаизмом, что не сильно обращала внимание на орфографию; хотелось быстрее поделиться "нарытой" информацией. Впрочем, в последнее время я вплотную занимаюсь кардинальным редактированием книги, её оформлением, дополнением и корректировкой. Процесс ещё не завершен, но, с Б-жьей помощью, он "кипит".


Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!"
Гибнет народ от недостатка ведения...
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:
Функции форума
Ленточный Вариант Форума  |  Правила поведения  |  Участники  |  RSS Лента  |  Поиск по Названиям Тем

Предупреждение: данный форум строго модерируем. Проводятся постоянные ревизии, чистки, а также удаляются устаревшие и потерявшие актуальность темы.

Цветовая маркировка групп: Читатель ~ Участник ~ Постоянный участник ~ Администратор

Поиск по всему сайту


Форум основан 1 июня 2006 г.
Хостинг от uCoz