[ Новые сообщения · Правила поведения · Участники · Поиск по темам · RSS лента ]
"Потому что Я Г-сподь, Б-г ваш, освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят" (Левит 11:44)
"Ибо все народы пойдут – каждый во имя божества своего, а мы пойдем во имя Г-спода Б-га нашего во веки веков." (Миха 4:5)
Шалом! Данный форум устроен по типу бейт-мидраш. Эта модель призвана помочь тем, кто желает изучать Тору и еврейскую мудрость, а учеников отличает стремление пополнить свои знания и найти им достойное применение. Люди данной категории не озабочены собственной репутацией или мнением большинства; их цель – сблизиться со Всевышним путем исполнения Его заповедей. Посещение «Бейт-Мидраш» не должно рассматриваться как место, где один человек обнажает духовную несостоятельность другого и претендует на исключительность собственного мнения. Суть общения и обучения – укрепление в праведности, исправление своего характера и, тем самым, участие в исправлении всего Мира (тикун олям).

У нас приветствуются ноахиты (бней-Ноах); геры (прозелиты), принявшие официальный или неофициальный гиюр, или находящиеся на пути к этому; выходцы из христианства или иных религий и культов; караимы; иудействующие, а также все Б-гобоязненные, неравнодушные к Б-гу Авраама, Исаака и Иакова, к Торе и Иудейскому образу жизни. Добро пожаловать!
Книга Мириам Исраэли Страна Аслана. Еврейский секрет Нарнии. "Хроники Нарнии" сквозь призму иудейского мировоззрения


  • Страница 1 из 1
  • 1
Бейт-мидраш / Дом учения » ИУДАИЗМ VS ХРИСТИАНСТВО » Павлинизм » "Гимн любви", или греческий софизм?
"Гимн любви", или греческий софизм?
ГалилеянкаОтправлено в: Суббота, 08 Сентября 2018, 16:08 | Сообщение № 1

Администратор
Сообщений: 5534
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
Думаю, всем известен знаменитый "гимн любви" Павла: 1кор. 13:4-8 "Любовь долготерпит, милосердствует (в ориг. - добросердечие), любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает".

Казалось бы, какие замечательные слова, какой идеал... недостижимый ни для одного человека. На самом деле, тезис "любовь никогда не перестает" подразумевает, что "подлинная любовь" н-и-к-о-г-д-а не перестает, а если перестала - уже "не подлинная". Таким образом, любовь человека, которая большую часть его жизни соответствовала "подлинной любви", будет полностью обесценена и окажется "не подлинной", если он в определенный момент проявит минутную слабость и безразличие к объектам своей любви. А ведь это "проза жизни". Все люди таковы. Наши чувства непостоянны. Никто не способен вечно пребывать в блаженном состоянии безусловной любви, ведь попытки нашего внутреннего дурного начала вредить нам и всячески мешать, никто не отменял.

При внимательном изучении Павлового определения любви становится ясно, что все упомянутые им качества относятся исключительно к сфере чувств, и складывается впечатление, что поступки человека вообще не принимаются в расчет. И это самое страшное. Это палка о двух концах. История христианства наглядно показала, как христиане, движимые "любовью к ближним" и желанием "спасти их души", - мучили, пытали, сжигали, убивали объекты своей "любви". Вообще, любовь, которая не ограничена четкими рамками, может привести к чудовищным последствиям. Если каждый из людей будет самолично решать, что есть милосердие, что - зло, а что - добро, что - неправда, а что - правда, и что есть истина, в мире воцарится хаос. Все "залюбят" друг друга до смерти.

К тому же, Павел не уточнил, к кому именно необходимо проявлять подобную любовь.

Вообще, греки любили классифицировать любовь. У них насчитывалось аж шесть видов любви: три основных, и три совокупных. Примечательно, что столь любимая христианами любовь-агапэ является как раз совокупностью эроса (физического влечения) и сторге (дружбы). Я считаю, что не всегда бескорыстная любовь-самоотдача - это хорошо. Она может привести к обесцениванию самого себя, а тот, кто не любит себя, не способен любить и окружающих.

Рав Ицхак Яаков Фукс учит: "Так же, как мы обязаны снискать любовь Небес, в той же мере мы должны заслужить ее и на земле. Более того, как это ни удивительно, мы можем понять, насколько мы любимы Творцом, видя, насколько мы желанны для людей. И только тогда, когда мы действительно людям по душе — в этом случае мы угодны и перед Б-гом. И совершенно естественно, что возникает вопрос: а как такое вообще возможно? Как можно быть по душе даже небольшой группе людей? Ведь так же, как люди не похожи друг на друга внешне, так же различны и их суждения. Здесь стоит отметить, что упомянутая «привлекательность» не обязана проявляться в аплодисментах одобрения, понимающей улыбке или в согласном покачивании головы. В Миш-не речь идет об особой милости Создателя, о которой сказано в Теилим (103:17): «И милосердие Г-спода во веки веков над боящимися Его». Т.о. человек, который действительно трепещет перед Б-гом и все поступки совершает во Имя Небес — трепетно соблюдает все законы, не оставляя без внимания ни единой заповеди Вс-вышнего, и в то же время реализует сказанное в стихе: «Пути ее — пути приятные, и все направление ее — к миру». Он изъясняется ясно и понятно, но так же и аккуратно, чтобы не задеть чувств ближнего, даже если тот не понимает, к чему такая педантичность. И когда реализуется строчка «Истину и мир возлюбите», приходит к человеку та самая милость, происходящая из милосердия, которое хранит Вс-вышний для служащих Ему истинно".

На вопрос "что такое любовь" отвечает рав Реувен Куклин: "Когда человек рождается, ему кажется, что он находится в центре мира, весь мир принадлежит ему и нет никого в мире, кроме него. Подрастая, постепенно начинает понимать, что кроме него есть в этом мире ещё люди, у которых есть собственная жизнь, собственные мысли, собственные чувства. Но поскольку человек никогда в своей жизни, даже прожив все 120 лет, не почувствует переживаний и боли других людей, не подумает «их мыслями», единственная возможность для него понять других людей — это через себя. Любовь — это способность ощутить себя единым целым с другими людьми. У человека, который любит свою семью, Я равняется всей его семье. А у того, кто любит всех жителей своего города, Я растёт и «охватывает» всех земляков. У того же, кто любит всех людей земного шара, Я «охватывает» весь мир. Такой человек чувствует, что он сам и все люди мира — единое целое. Это то, что хочет от нас Творец, когда повелевает: «Возлюби ближнего как самого себя» (Ваикра 19,18). Каждый еврей должен ощутить всех остальных евреев частью самого себя. Именно поэтому сказано «как самого себя» — ощутить их частью себя.

Как-то видел в детском журнале интересный вопрос, обращённый к юным читателям: «Скажите, дети, — было сказано там, — когда вы видите на экране компьютера льва, который гонится за оленёнком, какие мысли у вас возникают? Несомненно, вы подумаете: “Какой жестокий лев! Как было бы хорошо, если бы оленёнок от него убежал!” А что вы скажете, когда увидите маму-птичку, которая приносит червячка своим птенцам? Разрешите предположить, что вы воскликнете что-то вроде: как чудесно, теперь у птенцов есть пища! Но почему же мы не скажем наоборот? Когда увидим льва, почему не скажем: как чудесно, что у львят будет пища? А когда увидим птичку, почему не скажем: какая жестокая птица, какой бедный червячок?». В том журнале ответа на вопрос я не увидел. Но думаю, ответ на этот вопрос простой: мы себя всегда отождествляем с тем, кто нам приятен. Именно поэтому, когда мы видим льва, который гонится за оленёнком, сразу же становимся на сторону оленёнка, отождествляем себя с ним. Поэтому думаем: какой жестокий лев! А червячок для нас неприятен, птенцы гораздо милее. Поэтому, видя птичку, которая приносит своим детям червячка, мы отождествляем себя с птенцами и радуемся тому, что у них есть «завтрак».

Интересно, что слово «любовь» на арамейском языке — рахамим, что обозначает также «милосердие». К кому мы милосердны? К тому, на чьё место можем себя поставить, и поэтому мы его любим. Но Тора не желает, чтобы наша любовь распространялась только на тех, кто нам симпатичен. Тора повелевает нам любить всех евреев, а в священных книгах сказано (СэферТомер Двра), что важно любить и всё человечество. Как же мы сможем полюбить всех людей? Во-первых, понимая, что все, как и мы, — создания Творца. Таким образом мы почувствуем себя одним целым со всем человечеством. Но есть ещё один путь возлюбить ближнего. На этот путь намекает само слово аhава — «любовь». Корень этого слова hав, что на арамейском языке означает «дай». Природа человека такова, что когда он «вкладывает» во что-то, он привязывается к этому и чувствует, что это — часть его самого. Именно поэтому мудрецы сказали, что небольшой урожай, который человек сам взрастил, ему гораздо дороже, чем значительно больший урожай, над которым он не трудился. Когда мы даём что-либо ближнему, «вкладываем» в него, мы ощущаем его частью самих себя и поэтому можем его полюбить. Интересно, что наши мудрецы называют мужа и жену рэим аhувим, что значит «любящие друзья».

Рав Хаим из Воложина объясняет следующее. В книге Мишлей (25,17) сказано: «Удерживай ногу твою от дома ближнего твоего, не то он пресытится тобою и возненавидит тебя». Эта «рекомендация» царя Шломо относится только к обычным друзьям. С любящими друзьями по-другому: чем больше времени они проводят вместе, тем сильнее становится их любовь. Муж и жена являются этими любимыми друзьями, поэтому чем больше они бывают вместе, тем больше любят друг друга. Думаю, что объяснение слов рава Хаима простое: когда обычный друг приходит в гости, рады не ему самому, а тому удовольствию, которое он доставляет. Когда хозяин дома пресыщается гостем и тот перестаёт приносить ему удовольствие, хозяин начинает ненавидеть гостя. А любовь мужа и жены основана не только на удовольствии, которое они получают друг от друга, но и на их ощущении себя единым целым. Тревоги и заботы одного — это тревоги и заботы другого. Точно так же радость одного из них — радость и для другого. Поэтому чем больше муж и жена находятся вместе, чем больше они «вкладывают» в построение настоящей связи и единства, тем больше их любовь друг к другу. Рассказывают о рабби Арье Левине, одном из самых больших праведников прошлого поколения, что когда он пришёл с женой к врачу, сказал: «У нас болит нога жены».

Теперь мы сможем понять утверждение мудрецов в Пиркей Авот (5,19), что любовь корыстная (тлуйа бэ-давар — зависящая от наличия определённой вещи, свойства и т.п.), в конце концов, иссякнет. А любовь бескорыстная, безусловная (ше-эйна тлуйа бэ-давар) не исчезает никогда. В первом случае если не будет вещи, свойства, которые вызвали любовь, — и сама любовь пропадёт. А та любовь, при которой люди чувствуют себя единым целым, вечна
".

А рав Эльяким Залкинд поясняет, почему недостаточно просто любить Творца всем сердцем: "«И люби Всевышнего, Б-га твоего, всем сердцем твоим…» (Дварим 6, 5), «И вот, если послушаетесь заповедей Моих… любить Всевышнего, Б-га вашего, и служить Ему всем сердцем вашим и всей душой вашей…» (Дварим 11, 13). Именно это заповедует нам Тора и говорит об этом во многих местах. Так и царь Давид завещал своему сыну Шломо: «А ты, Шеломо, сын мой, знай Б-га отца своего и служи ему с полным сердцем и с честной душой, ибо все сердца испытывает Всевышний и всякое порождение мыслей знает» (Диврэй а-Йамим I 28, 9). И Рамбам в своей книге, где он перечисляет все заповеди Торы, первой называет — знание о существовании Творца, второй — о Его единстве, третьей заповедью — любовь к Нему, четвертой — трепет перед Ним, пятой — служение Ему. Но как можно ЗАПОВЕДАТЬ любить? Ведь любовь — это чувство, оно или есть, или его нет. Отвечают на это: заповедь любить требует от человека приложить усилия, чтобы пробудить и поддерживать в себе эту иногда дремлющую или даже никогда не испытанную и не предполагаемую в себе любовь. Но и после этого Ваш вопрос остается: ведь заповедать — как будто принудить к любви по договору, расчету, вместо чистого чувства сердца!

Попробуем начать с начала. «В начале сотворил Б-г небо и землю» (Берешит 1,1). Всевышний был до того, как сотворил мир. И сотворил мир из ничего. И если не будет ни нас, ни мира, ничто не изменится в Его единстве и совершенстве. Но Он создал нас по причине, известной Ему. И подобно тому, как изделие любого мастера принадлежит своему создателю и предназначено служить ему, исполнять его замысел (иначе — зачем оно сделано?), и мы — принадлежим своему Творцу. «Я принадлежу другу моему…» (П.Песн. 6, 3). «И создал… человека… и вдохнул в ноздри его дыхание жизни, и стал человек душой живой» (Берешит 2,7). Всевышний при сотворении человека, вдохнув в него, как будто, Своим дыханием живую душу, — заложил таким образом в нашу сущность глубинное знание о том, что мы полностью принадлежим Ему и что наше настоящее стремление и суть — служить Ему всеми силами, которые Он нам дал. В любви и трепете перед Его величием, в благодарности за то, что создал нас. И так должно было быть. Однако поколения сменяли поколения и люди ЗАБЫЛИ о своем предназначении, заглушили «своими» стремлениями голос собственной души, подменили служение Творцу служением «идолам» — силам, плодам своего воображения или изделиям своих рук, самим себе. (Кроме отдельных праведников, продолжавших служить Творцу и передавать традицию знания о Нем и о цели творения). И так — до Авраама, который ВСПОМНИЛ о предназначении, назвал Всевышнего — Властелином всего (А-дон), возвестил об этой истине в мире. Потомков праотца Авраама, еще через несколько поколений, Творец вывел из Египта и даровал им Тору.

И тогда, при выходе еврейского народа из Египта, Всевышний открылся им, показал, что лишь Он — Творец мира, Дающий существование всему. Начал приоткрывать им и одаривать их удивительной радостью Своей близости. В Его чудесах, в заботе о них в пустыне, в Его постоянном присутствии рядом с ними, в сладости изучения первых тем Торы, которые Он передал им еще до Синая. И даже в испытаниях, которые Он посылал им. И они потянулись к своему Творцу, Избавившему и Ведущему их, всем сердцем. «…Сказал Всевышний: Я помню о (твоей) милости (ко Мне) в юности твоей… как шла ты за Мною по пустыне, по земле незасеянной» (Ирмияу 2,2). Они были благодарны Всевышнему, положились во всем на Него, зная, что Он желает им только блага, хотели сделать все, что укажет им. Чувствовали раскрывшуюся и непрерывно растущую в их сердцах любовь к Нему, Источнику самих их душ. И хотя в испытаниях, которые должны были пройти, им не всегда удавалось устоять, связь с Ним навсегда была запечатлена в их душах. Так был заключен этот союз по взаимной любви и желанию сделать все «друг для друга». Вовсе не по расчету. «Я принадлежу другу моему, а мой друг — мне…»

В действительности, в глубине «души» у каждого творения (даже у животных, растений и неживого мира) есть благодарность и любовь к своему Творцу. Однако, заключенный союз «принуждает» НЕ ЗАБЫВАТЬ об истинной сути вещей. И нет здесь договора по расчету. Если человеку скажут: люби своих близких, задушевных друзей и будь добр с ними, ведь они родные для тебя и ты сам знаешь, что любишь их, ответит ли он: зачем вы принуждаете меня, лучше я буду любить их добровольно? Или, напротив, поблагодарит за совет и напоминание, так как, к сожалению, иногда случается, что забывает об этом? Но здесь есть еще один аспект: качественное отличие любви, закрепленной союзом, от любви «по душевному порыву», «добровольной» и «свободной». (Может быть, подобное отличию семьи, построенной на любви и ответственности друг за друга, — от всего остального). Известно, что у того, кто полагается только на чувства, порывы любви могут сменяться периодами безразличия, даже отторжения. Ведь порывы чувств переменчивы, как ветер. В настоящей любви существует ответственность и постоянство, и чувство близости не проходит, а растет и крепнет. Путь, которым мы идем и который заповедан нам, — не растворение, не одноразовый или многоразовые порывы любви к Творцу. А жизнь во все более и более постоянной связи с Всевышним, Который любит нас и Которого учимся любить с трепетом мы. И подобно тому, как связь с близкими людьми строится не только на порыве любви, а, прежде всего, на глубинных основах, труде над пониманием и умением помочь друг другу, на совместном преодолении трудностей и испытаний жизни, — так наша связь с Всевышним — во всем, во всех без исключения областях жизни. И еще. Иногда человек может отдаваться чувству любви, но делать это только для себя. Настоящая любовь связана со стремлением отдавать. А для этого необходимо всмотреться, разобраться, что же действительно нужно и хорошо тому, кого любишь, что порадует его, чего желает он.

Но Всевышний тоже любит нас. И поэтому не оставил нас во тьме и неведении безнадежно искать: что Он хочет от нас, что же мы можем сделать для Него? (Да и как нам понять это, ведь Он беспредельно велик и непостижим, а значит — и Его желание непостижимо, пока не известит о нем). Но Он открылся нам, спас и повел за Собой, «раскрыл» Небеса и даровал нам Тору, Учение о Себе и о нас, откровение о том, чего Он хочет от Своих творений. И сказал: если вы хотите быть со Мной — исполняйте это Учение, не по расчету, а в поисках истины, в поиске Меня. И теперь наша задача — разобраться в Учении и исполнить его. «Вложив» благодарность, трепет, любовь, всё свое сердце, свою индивидуальность. «…если послушаетесь заповедей Моих… любить Всевышнего, Б-га вашего, и служить Ему всем сердцем вашим и всей душой вашей…» (Дварим 11,13). Но чтобы разобраться и исполнить заповеди, необходимо глубоко изучать Учение Творца, Его Тору, пронизывающую все стороны жизни. Ведь все стороны и ситуации жизни — от Творца. Нет ничего случайного, не обусловленного Его замыслом. И жизнь столь многогранна. И в каждой ситуации можно порадовать, а можно, не дай Б-г, огорчить Его (как можно, не желая того, не поняв, обидеть любимого человека). Для этого нам и дан разум. Чтобы разобраться в том, чего ждет от нас Творец, что мы можем «дать Ему», сделать «для Него», — нужно знание того, о чем Он сообщил нам, даруя Свое Учение. И это — изучение Торы, которая очень глубока и охватывает всё творение. Законы поведения в мире — как общие, так и индивидуальные для каждого человека, для его специфики. И дарована она для передачи из поколения в поколение, от мудрецов Торы — к их ученикам. Тем, кто изучает всеми силами не «чужие мнения», а Тору Всевышнего, полученную от своих учителей
".

Итак, любовь - это поступки. Если они соответствуют Воле Творца, явленной в Торе, и даруют благо ближним - они и есть показатель подлинной любви. А чувства, которые при этом испытывает человек, хотя и важны, но отходят на второй план.


Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!"
Гибнет народ от недостатка ведения...
 
Бейт-мидраш / Дом учения » ИУДАИЗМ VS ХРИСТИАНСТВО » Павлинизм » "Гимн любви", или греческий софизм?
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:
Функции форума
Ленточный Вариант Форума  |  Правила поведения  |  Участники  |  RSS Лента  |  Поиск по Названиям Тем

Предупреждение: данный форум строго модерируем. Проводятся постоянные ревизии, чистки, а также удаляются устаревшие и потерявшие актуальность темы.

Цветовая маркировка групп: Читатель ~ Участник ~ Постоянный участник ~ Администратор

Поиск по всему сайту


Форум основан 1 июня 2006 г.
Хостинг от uCoz