[ Новые сообщения · Правила поведения · Участники · Поиск по темам · RSS лента ]
"Потому что Я Г-сподь, Б-г ваш, освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят" (Левит 11:44)
"Ибо все народы пойдут – каждый во имя божества своего, а мы пойдем во имя Г-спода Б-га нашего во веки веков." (Миха 4:5)
Шалом! Данный форум устроен по типу бейт-мидраш. Эта модель призвана помочь тем, кто желает изучать Тору и еврейскую мудрость, а учеников отличает стремление пополнить свои знания и найти им достойное применение. Люди данной категории не озабочены собственной репутацией или мнением большинства; их цель – сблизиться со Всевышним путем исполнения Его заповедей. Посещение «Бейт-Мидраш» не должно рассматриваться как место, где один человек обнажает духовную несостоятельность другого и претендует на исключительность собственного мнения. Суть общения и обучения – укрепление в праведности, исправление своего характера и, тем самым, участие в исправлении всего Мира (тикун олям).

У нас приветствуются ноахиты (бней-Ноах); геры (прозелиты), принявшие официальный или неофициальный гиюр, или находящиеся на пути к этому; выходцы из христианства или иных религий и культов; караимы; иудействующие, а также все Б-гобоязненные, неравнодушные к Б-гу Авраама, Исаака и Иакова, к Торе и Иудейскому образу жизни. Добро пожаловать!
Книга Мириам Исраэли Страна Аслана. Еврейский секрет Нарнии. "Хроники Нарнии" сквозь призму иудейского мировоззрения


Страница 1 из 11
Бейт-мидраш / Дом учения » ИУДАИЗМ VS ХРИСТИАНСТВО » Павлинизм » Правильно ли всегда "поступать по удостоверению своего ума", (и быть уверенными в себе более, нежели в Торе?)
Правильно ли всегда "поступать по удостоверению своего ума",
ГалилеянкаОтправлено в: Пятница, 22 Сентября 2017, 16:18 | Сообщение № 1

Администратор
Сообщений: 5451
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
Рим. 14:5б "Всякий поступай по удостоверению своего ума"

Я, конечно, не люблю вырывать цитаты из контекста, но поскольку, априори, всем ясно, о чем именно говорил Павел, учитывая весь объем его проповедей (т.е. призыв поступать так, как "подсказывает ум и сердце", а не Заповеди), в данном случае, я думаю, можно разобрать только этот конкретный пассаж.

Греческий термин "(нои) плэрофорэйстхо", переведенный как "по удостоверению своего ума", означает также: 1. "исполнять", "наполнять"; 2. "полностью удостоверять"; 3. "быть вполне уверенным". Примечательно, что это слово используется в Септуагинте всего 1 раз, в Еккл. 8:11 "Не скоро совершается суд над худыми делами; и исполнено сердце сынов человеческих делать зло".

Попытаемся ответить на два ключевых вопроса:

1. Правильно ли это - полагаться только лишь на свой ум, исключая прямые повеления Творца?
2. Насколько допустима подобная уверенность в себе, и в чем на самом деле мы можем или не можем быть уверены?

Неудивительно, что христиане предпочитают полагаться на свой разум, ведь они убеждены, что "имеют ум Христов" (1кор. 2:16). Впрочем, стоит задуматься - а не страдает ли такой "ум" шизофренией (досл. "расщепление ума"), иначе как объяснить тот факт, что каждой группе христиан, поступающих "по удостоверению своего (или Христового) ума" их ум подсказывает разные, порой прямо противоположные вещи?..

Рав Моше Айнхорн: "рабейну Йона учит: ”надежда праведников не истомляет сердце. Она приносит веселье и радость, поскольку праведники надеются не на свою силу и крепость своих рук и полагаются не на свой рассудок, а на милосердие Г-спода, благословен Он. Также написано (Прит, 3:5): “Уповай на Г-спода всем сердцем своим, и не полагайся на разум твой”".

Рав Саба из Новардока учит: "Люди знают, что, проявляя мелочность и властность, они лишают себя радости в этой жизни и истинного совершенства. Почему же они раздражаются, когда им говорят что-то, что им не по сердцу? Ведь, борясь за свое честолюбие, они вредят своей собственной душе, и им не на что опереться. Так почему бы не бороться, наоборот, за то, чтоб не наносить себе вреда и не лишать себя опоры? Почему люди держатся за свои дурные склонности и не готовы в этом пойти на уступки? Необходимо знать, что основа работы над собой — шлифовка характера согласно закону Торы. Но, если, работая над собой, человек выходит за рамки Торы, он ничего не добьется, даже если ему кажется, что он сокрушил свою волю. Поскольку, ломая свою волю в чем-то одном, нет никакой гарантии, что человек не сдастся на произвол своим желаниям в другом. И только если вся работа над собой обусловлена соблюдением закона, у человека вырабатывается общее правило, распространяющееся на все его поступки[1]. А тот, кто, тем не менее, рассчитывает на ломку своих желаний, не сверяя свое поведение с требованиями Торы, тем самым рушит всю истинную работу над собой. Ведь почему он не борется за существование Торы, другими словами — само свое существование и существование работы над собой? Почему полагается на свой разум, предавая Тору?[2] И в том, что он знает, почему не решает бороться за осуществление верных расчетов? Во всех этих битвах человек будто находится под наркозом, не ощущая своей болезни и не стремясь к ее излечению. Просто поразительно, как человек борется за смертельный яд, не думая бороться за эликсир жизни. Разве это не глупость? Какая подмена! За чем он гонится? За тем, в чем он постоянно будет раскаиваться? И от чего он убегает? От того, что приносит ему беспрестанное наслаждение и в этой, и в будущей жизни".

Примечания:

[1] Вот, как комментирует Мишлей 31:11 Виленский Гаон: «Тора — общее правило для всего. Поэтому “уверено в ней сердце ее (Торы — прим. перев.) мужа” — уверено от всех напастей в мире. Как говорили наши благословенной памяти мудрецы: “Если ты видел мудреца Торы, который мстит и злопамятствует и т.д. опоясайся им и т.д., но если невежда — благочестив, не живи с ним в соседстве” (Шабат 63а). Потому что в том, что касается положительных свойств характера, то при наличии какой-то одной положительной черты, например, скромности, он застрахован лишь от гордыни, но не застрахован от сладострастия, и то же самое с остальными свойствами характера. Но с Торой человек застрахован от всех дурных качеств».

[2] Лучше понять это нам поможет комментарий Виленского Гаона на Мишлей 11:6. «Праведность прямодушных спасет их» — прямодушный человек это тот, кто следует за своим разумом, но идет при этом прямым путем, не сворачивая с пути Торы ни вправо, ни влево, но совмещает свой ум со своими склонностями. Но следуя за своим разумом, легко отступить от Торы, полагаясь на свой ум. Однако таких людей спасает их праведность, и только благодаря ее защите они не попадают в ловушку. «А предатели попадутся на ломке своей» — предатели — полная противоположность прямодушных. Они полагаются на свой разум и предают Всевышнего. И это ломка предателя, следующего за своим разумом. Хоть он и работает над собой, ломая себя, эта самая работа станет ему ловушкой».

А теперь обратимся к материалу, который, на мой взгляд, в полном объеме отвечает на заявленный в начале темы второй вопрос.

Рав Акива Татц учит: "Тщательное изучение вечных человеческих вопросов и проблем показывает, что их общая причина – отсутствие уверенности в правильности выбранного пути. В течение всей жизни, каждый день, в любом начинании человек старается найти правильный путь, и почти всегда его одолевают сомнения, и ему кажется, что достичь поставленной цели невозможно. Часто люди чувствуют, что они преодолели бы любые невзгоды, смогли бы пережить многие трудности, если бы знали заранее и точно, что они на верном пути и делают то, что следует делать, и это правильный выбор. Когда человек уверен, что тот путь, которым он идет, – путь истинный и абсолютно правильный, — он гораздо легче преодолевает трудности пути. Но, к сожалению, так бывает очень редко. Обычно человек решает поступить так-то и так-то, считает это вроде бы верно принятым решением, правильным, а назавтра приходит новый взгляд, что всё принятое было ошибкой, и человек искренно удивляется, как он мог принять прежнее решение, как он мог такое сделать! Теперь в следующий раз сделать выбор для него будет еще сложнее: человек уже в сомнениях, он чувствует, что не может принять решение, как правильно действовать. И так он топчется на месте: сегодня три шага вперед, завтра — два назад. Страшнее всего ложь, которая кажется похожей на правду. Каббалисты называют наш мир «мир сомнений». Это причудливая смесь верного и неверного, правды и лжи, хорошего и плохого, истинного и ложного. Его также называют «мир лжи». И это уже характеристика мира в иудаизме — Олам а-Шикра («мир лжи».). Каждый хочет видеть не истину, а то, что ему в данный момент выгодно, пусть по самым «возвышенным» в его глазах соображениям. Проблема состоит в том, что почти всегда ложь рядится в одежды правды, содержит в себе некоторую долю истины, несет миру нечто внешне убедительное. Если бы этого не было, тогда отстраниться от неправды было бы совсем просто. Получается, что в нашем мире нет ничего однозначно хорошего или плохого?.. Каждый выбор имеет свою цену. Коль скоро это так, если нам необходимо совершить по-настоящему однозначный выбор, мы чувствуем себя неспособными действовать. Мы полностью парализованы.

В чем же первопричина человеческих сомнений? Ответ должен быть в Торе… Адам стоял перед выбором: следовать ли указаниям Бога или вкусить плод древа познания добра и зла? Мир, в котором жил Адам, был совершенен, но дерево манило к себе, ибо в нем была какая-то загадка. Оно содержало в себе некую тайную силу, способную освободить зло в мире. Мы поэтому спрашиваем: «Почему это дерево названо «древом познания добра и зла»?» Почему не просто «зла», если оно имеет отношение к источнику зла во всем мире? Если бы это дерево было однозначно древом зла, то, скорее всего, Адаму не составило бы особого труда не вкушать его плоды, и тогда было бы очень просто избежать грехопадения. Но в нашем мире добро и зло всегда рядом, всегда связаны друг с другом, поэтому так сложно их разделить, понять, что правильно, а что – нет… Когда Адам стоял у этого злополучного дерева, он был чист, и в мире еще не было феномена порока. Но с того часа, как Адам съел от сладкого «запретного плода», злые силы пришли в мир, растворились в нем или затаились в человеке. С тех пор люди лишились способности ясно понимать мир, читать его, как открытую книгу, так, как это было раньше. Поэтому каббалисты называют это дерево: «древо сомнения». Что произошло после того, как человек «поел с дерева»? Он спрятался в саду. Он решил спрятаться от Бога, который находится повсюду!? Как Адам мог подумать, что такое возможно? Кто же знал Создателя, если не Адам?! Знал, как ни один человек после него! С одной стороны, Адам был уверен в том, что Всевышний существует, и он прятался от Него, ибо чувствовал за собой вину; с другой стороны, он каким-то образом надеялся и верил, что в его силах затаиться от Него или переложить свою вину на другого. Удивительна и реакция Создателя. «Где ты?» — спрашивает Он, Творец Мира, который все видит и знает. Он спрашивает так, как будто не знает, где Адам. Но на самом деле в его вопросе заключен иной смысл: «Где ты, Адам? Со Мной ли ты? Помнишь ли ты Меня?»

Бог позволяет человеку видеть мир так, как он хочет. Если человек хочет чувствовать себя независимым от Всевышнего, – Он позволяет ему сделать это. Человеку позволительно заблуждаться, терять связь с Создателем и ощущать свое горькое одиночество и абсолютную неприкаянность, что ужасно омрачает его жизнь. Вечный враг еврейского народа — Амалек. Потомок Амалека, Аман хотел погубить наш народ (история Пурима). Числовые значения слова «сомнение» и имени Амалек равны. Бааль-Шем-Тов сказал, что у этих слов одинаковая гeматрия, то есть Амалек – это тот, кто вызывает во мне сомнения. Сомнения в вере, сомнения в Боге, в Торе, Устной и Письменной, в цадиках, в праведнике нашего поколения – современном Моше Рабейну («Мордехай в своем поколении, как Моше в своем»). Именно Амалек вызывает сомнения относительно того, кто является праведником нашего времени. Написано, что Амалек – наглость клипы-скверны. В Мишне сказано, что накануне прихода Машиаха в мире усилится наглость. И когда ее будет очень много, – это станет признаком скорого прихода Машиаха. Талмуд рассказывает, что имя Амана было произнесено в райском саду, после греха Адама, когда Бог задал Адаму следующий вопрос: «И сказал Он: кто сказал тебе, что ты наг? не от дерева ли, о котором Я заповедал тебе не есть от него, ел ты?» — Берешит, 3:11 «ѓамин ѓаэц?» המין-העץ– имя Амана. Адам был изгнан из Рая, и не было для него пути обратно. Вход в Ган Эден преграждали стражи с вращающимися мечами. Комментаторы объясняют, что этот вращающийся меч – символ нашей жизни, полной сомнений. Сегодня ситуация выглядит так, но завтра все повернется и будет иначе, а человек в сомнениях и тревоге ищет и не может найти дорогу в райский сад. По сути, он так и не знает, где он, и вечно сомневается, по какой дороге пойти, чтобы вернуться назад. Смута и неясность – основа нашего мира. Каббалисты связывают это с плодом древа познания, которое вкусил Адам. С тех пор во всем и во всех есть и хорошая, и плохая сторона. Так вся человеческая пища содержит в себе и нужные и бесполезные вещества. Первые — очень важны для поддержания жизни, усваиваются организмом и приносят ему большую пользу, вторые — превращаются в неприглядные отходы. Находясь в пустыне, в состоянии приподнятом и на высоком уровне духа, евреи питались маном, который полностью усваивался. Высокое духовное существование поддерживалось чистой пищей, и не было никаких отходов, никаких низменных сторон существования и бытия, не было необходимости в разделении. Но в обычной жизни нам постоянно приходится отделять хорошее от плохого, выделять чистое, духовно совершенное, от ложного, маскирующегося зла. Наша цель - приблизиться к моральной чистоте.

Обратимся к нашим святым книгам. На иврите слово «сомнение» – сафек, а «уверенность» – вадай. Удивительно, что эти слова не встречаются ни в одной из книг Танаха. Источник появления этих слов – раввинистическая литература. Это значит, что слово «сомнение» было придумано людьми. Это результат нового опыта и итог нарушения чистого восприятия мира, ибо, если какого-то слова нет в Торе, значит, в нем нет необходимости. Если такой идеи нет в Торе, значит, и в объективной реальности ее нет. Сомнение – признак изменения восприятия человека, чувство, обусловленное новым сознанием, обретенным после того, как Адам вкусил плод древа познания. А если нет сомнения, то нет и уверенности, есть просто факт признания реальности. Как это ни парадоксально, но мы говорим о том, в чем мы уверены, только тогда, когда мы сомневаемся в чем-то. Если человек говорит: «Я уверен, что видел его вчера», — значит, он совсем в этом не уверен. Иначе он сказал бы: «Я его видел вчера». Сомнение порождено нами, и мы должны стремиться к его преодолению, следовательно, в духовной сфере нам необходима определенность, постоянное продвижение к уверенности. В еврейские праздники: на Рош ѓа-шана и Йом Кипур, когда мы стремимся к предельной ясности, эта ясность выражается, прежде всего, в абсолютной уверенности в существовании Бога и нашей огромной потребности в Его поддержке и благословении: Слово «уверенность», как и слово «сомнение» тоже связано с «человеческим» опытом; наша битва за определенность веры состоит в кристаллизации восприятия человека. Мы обязаны заставить истину сиять ясно и заново, проявлять упорство в достижении этой цели — стремиться к правде, преодолевая соблазны, уводящие нас с верного пути. Пусть вы еще не вышли в путь, но знать, какой дорогой идти, – это уже огромное счастье. Тора — вектор, направление пути, а ваш путь целиком и полностью зависит от вашей части освоения и исполнения Торы – это ваша дорога
".


Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!"
Гибнет народ от недостатка ведения...
 
_Ник_Отправлено в: Среда, 27 Сентября 2017, 08:28 | Сообщение № 2

Участник
Сообщений: 1
C нами с 25 Сентября 2017
Откуда: Украина
Статус: Отсутствует
"Априори всем ясно" - это слишком высокомерно заявление, как будто сказавший это имеет возможность проникать в умы всех. 

Обратимся к нашим святым книгам. На иврите слово «сомнение» – сафек, а «уверенность» – вадай. Удивительно, что эти слова не встречаются ни в одной из книг Танаха. Источник появления этих слов – раввинистическая литература. Это значит, что слово «сомнение» было придумано людьми. Тут автор признает, что все цитируемые им "аргументы" из Талмуда - придуманы людьми.

Добавлено (27 Сентября 2017, 08:28)
---------------------------------------------
априори, всем ясно, о чем именно говорил Павел, учитывая весь объем его проповедей (т.е. призыв поступать так, как "подсказывает ум и сердце", а не Заповеди


Если учитывать именно весь объем проповедей Павла, то обсуждаемая вами цитата из Рим.14:5 вовсе не говорит о пренебрежении Павлом Заповедей, ибо он говорит, например, такое: "...не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут" (Рим.2:13).

...ожесточение произошло в Израиле отчасти, пока войдет полнота язычников (Рим.11:25)... ...меньший его брат [Ефрем] будет больше его, и от семени его произойдет полнота язычников (Быт.48:19)
 
ГалилеянкаОтправлено в: Среда, 27 Сентября 2017, 11:20 | Сообщение № 3

Администратор
Сообщений: 5451
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
Цитата _Ник_ ()
проникать в умы всех
поясню: априори понятно для всех не пристрастных и здравомыслящих людей, которые объективно подходят к "Павлианскому корпусу" текстов НЗ. smile

Цитата _Ник_ ()
Тут автор признает, что все цитируемые им "аргументы" из Талмуда - придуманы людьми.
здесь автор объясняет, что понятия "сомнение" и "уверенность" не существуют в объективной реальности изначально сотворенного мира. Они возникли позже, в результате "изменения восприятия человека, чувство, обусловленное новым сознанием, обретенным после того, как Адам вкусил плод древа познания". Мудрецы Талмуда, получая Откровение от Всевышнего, растолковывают суть этих терминов миру. Появление данных толкований в Талмуде как раз таки подтверждает Б-жественный источник Откровения. Сами слова "придуманы людьми", но то, что скрывается за значением этих слов - открыто мудрецам Самим Всевышним.

Цитата _Ник_ ()
но исполнители закона оправданы будут
вот это действительно вырвано из контекста. Рим. 2:13-15 "(потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут, ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую)"

Исполнители КАКОГО ЗАКОНА буду оправданы, по мнению Павла? Того абстрактного "закона", который, якобы, "написан в сердцах язычников"? Он ведь тут же говорит, что язычники "сами себе закон". Как можно, не имея перед собой, грубо говоря, "списка Заповедей", знать, что эти Заповеди конкретно требуют от тебя?! Самый простой пример: написана ли в сердцах язычников заповедь, запрещающая поедание свинины? Если нет, то они следуют какому-то иному, своему собственному закону, который не имеет отношения к Торе Всевышнего.

Даже если человек не убивает, и не ворует, не факт, что он - праведник в глазах Б-га. Возможно, он блудит или нарушает другие, "менее серьезные" Заповеди. Выше сказано об этом: "Виленский Гаон: «Тора — общее правило для всего. Поэтому “уверено в ней сердце ее (Торы — прим. перев.) мужа” — уверено от всех напастей в мире. Как говорили наши благословенной памяти мудрецы: “Если ты видел мудреца Торы, который мстит и злопамятствует и т.д. опоясайся им и т.д., но если невежда — благочестив, не живи с ним в соседстве” (Шабат 63а). Потому что в том, что касается положительных свойств характера, то при наличии какой-то одной положительной черты, например, скромности, он застрахован лишь от гордыни, но не застрахован от сладострастия, и то же самое с остальными свойствами характера. Но с Торой человек застрахован от всех дурных качеств»".

К тому же, нет смысла лукавить, говоря об "оправдании". Христиане уверены, что "Иисус исполнил Закон" вместо них, и именно "благодаря его исполнению" они будут "оправданы". "Получая оправдание даром...", "спасение не от дел, чтобы никто не хвалился" - это тоже написано Павлом.


Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!"
Гибнет народ от недостатка ведения...
 
ГалилеянкаОтправлено в: Среда, 27 Сентября 2017, 19:10 | Сообщение № 4

Администратор
Сообщений: 5451
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
Цитата Павел ()
но исполнители закона оправданы будут
дополню свою мысль: Павел, мягко говоря, лукавит, говоря об оправдании. Никакой человек, по определению, не может быть оправдан, поскольку безгрешных людей не существует. Каждый из нас может надеяться лишь на ПРОЩЕНИЕ по милости Творца. Говоря "исполнитель закона будет оправдан", Павел выдвигает эту тезу исключительно для того, чтобы далее обосновать, что все люди грешны, и "оправдаться" могут только благодаря "жертве Иисуса". Однако, на самом деле, юридически, вообще никто не может быть оправдан. Поэтому, вопрос в другом: кто будет прощен: те, кто "сами себе закон", или те, кто стараются, как могут, исполнять Заповеди Торы? Впрочем, это вопрос риторический. К чему следует стремиться: к оправданию или к исправлению?


Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!"
Гибнет народ от недостатка ведения...
 
Бейт-мидраш / Дом учения » ИУДАИЗМ VS ХРИСТИАНСТВО » Павлинизм » Правильно ли всегда "поступать по удостоверению своего ума", (и быть уверенными в себе более, нежели в Торе?)
Страница 1 из 11
Поиск:
Функции форума
Ленточный Вариант Форума  |  Правила поведения  |  Участники  |  RSS Лента  |  Поиск по Названиям Тем

Предупреждение: данный форум строго модерируем. Проводятся постоянные ревизии, чистки, а также удаляются устаревшие и потерявшие актуальность темы.

Цветовая маркировка групп: Читатель ~ Участник ~ Постоянный участник ~ Администратор

Поиск по всему сайту


Форум основан 1 июня 2006 г.
Хостинг от uCoz