[ Новые сообщения · Правила поведения · Участники · Поиск по темам · RSS лента ]
"Потому что Я Г-сподь, Б-г ваш, освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят" (Левит 11:44)
"Ибо все народы пойдут – каждый во имя божества своего, а мы пойдем во имя Г-спода Б-га нашего во веки веков." (Миха 4:5)
Шалом! Данный форум устроен по типу бейт-мидраш. Эта модель призвана помочь тем, кто желает изучать Тору и еврейскую мудрость, а учеников отличает стремление пополнить свои знания и найти им достойное применение. Люди данной категории не озабочены собственной репутацией или мнением большинства; их цель – сблизиться со Всевышним путем исполнения Его заповедей. Посещение «Бейт-Мидраш» не должно рассматриваться как место, где один человек обнажает духовную несостоятельность другого и претендует на исключительность собственного мнения. Суть общения и обучения – укрепление в праведности, исправление своего характера и, тем самым, участие в исправлении всего Мира (тикун олям).

У нас приветствуются ноахиты (бней-Ноах); геры (прозелиты), принявшие официальный или неофициальный гиюр, или находящиеся на пути к этому; выходцы из христианства или иных религий и культов; караимы; иудействующие, а также все Б-гобоязненные, неравнодушные к Б-гу Авраама, Исаака и Иакова, к Торе и Иудейскому образу жизни. Добро пожаловать!
Книга Мириам Исраэли Страна Аслана. Еврейский секрет Нарнии. "Хроники Нарнии" сквозь призму иудейского мировоззрения


Страница 1 из 11
Бейт-мидраш / Дом учения » ИУДАИЗМ VS ХРИСТИАНСТВО » Павлинизм » "Добрая совесть" христиан - насколько она добра?
"Добрая совесть" христиан - насколько она добра?
ГалилеянкаОтправлено в: Суббота, 02 Сентября 2017, 15:30 | Сообщение № 1

Администратор
Сообщений: 5431
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
Совесть - один из ключевых аспектов христианства, а точнее - павлианства (поскольку, к примеру, в евангелиях такого понятия не наблюдается. В русском переводе НЗ термин "совесть" встречается лишь в Ин. 8:9, однако, в оригинале на греческом он отсутствует. Русский перевод: "Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим". Дословный перевод: "Они же, услышав, выходили один за другим").

Греческое слово "συνείδησις" (сюнэйдэсис) - "совесть", употребляется в НЗ 30 раз. Впервые оно появляется в книге деяний, и далее присутствует в посланиях к римлянам, коринфянам, евреям, Тимофею и Титу. Его можно встретить также и в 1 послании Петра, однако, как было доказано, это послание писал не Петр, а, скорее всего, позднейшие христиане Павлового течения.

Общепринятое определение термина "совесть" гласит: "Совесть — способность личности самостоятельно формулировать нравственные обязанности и реализовывать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых ею поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности".

Важный момент здесь - способность "самостоятельно формулировать нравственные обязанности". В таком случае, сам человек является тем, кто устанавливает эти критерии, и в соответствии с ними оценивает свою "нравственность".

Теперь обратимся к Священному Писанию. Там слово "совесть", как таковое, вообще не упоминается ни разу. Кстати, sofiya111 обратила внимание на этот факт еще 4.5 года назад. Думаю, настало время исследовать данный вопрос более основательно.

Еврейские мудрецы отмечают, что в ТаНаХе есть такое понятие как "муки почек": "Выражение это восходит к словам царя Давида в книге Псалмов (16,7): «Благословлю Господа, Который советовал мне, и ночами наставляли (мучили) меня почки мои». «Наставляли (мучили) меня почки мои» — йисруни хильйотай. Объясняет Мальбим этот стих так: хотя каждый человек наделён свободой выбора и свободен делать добро или зло, Всевышний не оставляет человека полностью во время осуществления свободы выбора. Из любви к Своим творениям Он помогает им спастись от греха. Помощь эта осуществляется двумя путями:1) Всевышний дал Тору, в которой мы находим совет, как преодолеть дурное стремление и спастись от него; 2) Всевышний вложил в душу человека нравственное чувство, называемое «совесть»; оно мучает человека, когда тот идёт дурным путём, и хранит от греха. За эту помощь царь Давид благословляет Всевышнего, говоря: «Благословлю Господа, Который советовал мне…» — Всевышний дал нам Свою Тору, которая «советует» нам, как спастись от дурного стремления. Затем царь Давид продолжает: «…и ночами наставляли (мучили) меня почки мои» — Всевышний поместил внутрь человека почки (совесть), которые мучат его и удерживают от совершения дурных дел".

Ключевой аспект: наличие Торы, которая формулирует нравственные обязанности, и является критерием, в соответствии с которым каждый из нас должен оценивать себя и свои поступки. Аксиома: нашу совесть можно назвать "доброй" только при условии, что не мы решаем, что есть добро, а что - зло, а Б-г (Тора).

Рав Рувен Пятигорский учит по этому поводу: "Вопрос: откуда у человека врожденное отвращение к наси­лию и убийствам? Нам говорят: отвращение идет из наличия в человеке совести, нашего внутреннего голоса. Распространенная ошибка! Совесть, действительно требует от нас быть порядочным человеком. Но порядочность при этом измеряется по собственной шкале ценностей. Если мы изменяем собственным представлениям о порядочности, совесть нас мучает. Если мы не нарушаем кодекса, принятого в том кругу, с которым мы себя отождествляем, то она молчит. Пример для размышления. На дворе стоит 37-ой год. Советская Россия, окруженная врагами и раздираемая "классовой борьбой". Молодой коммунист узнает, что у его лучшего друга, с которым он вот уже пять лет учится в Институте Красной профессуры, отец сидит в концлагере за контрреволюционную деятельность. Что делать? Заметьте, недавно вышел закон о привлечении к ответственности членов семей осужденных. Если донести, исполнив долг перед идеалами ленинизма-сталинизма, то внутренний голос будет казнить его каждый раз, как только он представит своего товарища в аду воркутинского концлагеря, из которого тому уже не выбраться по причине общей хилости здоровья. Придется заглушить этот внутренний голос – вином, добровольной отправкой на трудовой фронт (Днепрогэс!), еще как-то. Но если не донести, то не менее противный голос будет казнить его за то, что он нарушил присягу на верность партии, проявил слабость, личные интересы противопоставил интересам Пролетарской Революции. Одним словом, драма!

Скажите, какой из этих двух голосов будет голосом совести? Или у совести может быть два голоса? Согласны ли вы с таким выводом: наша совесть – это реакция на отклонение от наших же собственных нравственных идеалов. Она – голос, призывающий нас быть последовательно верными своим принципам. (Павлик Морозов поступил в согласии с голосом своей совести. Эйхман тоже.) Если наши нормы ложны, то сама совесть может заставить нас пойти на аморальный поступок. Это ее функция. Для этого она и существует
".

1Пет. 3:21 "Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа". Так, безусловно, мог написать только павлианин. Но не это сейчас важно. Хочется понять, о какой такой "доброй совести" речь? Где же критерии этой "доброты"? На каких "нравственных нормах" она основывается? Инквизиторы, пытавшие еретиков, дабы "спасти их души", были уверены в том, что делают благое дело, и "добрая совесть" их не обличала за столь чудовищные преступления.

Павел говорил своей пастве: 1кор. 10:27-31 "Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести. Но если кто скажет вам: это идоложертвенное, — то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести. Ибо Господня земля, и что наполняет ее. Совесть же разумею не свою, а другого: ибо для чего моей свободе быть судимой чужою совестью? Если я с благодарением принимаю пищу, то для чего порицать меня за то, за что я благодарю? Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию."

Интересное дело. Узнав о том, что пища - идоложертвенная, нужно отказаться от нее, но не потому, что она - мерзость перед Всевышним, а всего лишь "ради того, кто объявил вам". Верх лицемерия. И завершается пассаж призывом: "всё делайте во славу Божию". Какого же бога славит христианин, поедая пищу, приготовленную для идолов (или ту, которая запрещена Б-гом)?!?.. Очевидно, что совесть христианина не обличает его за это.

Еврейские мудрецы учат: "Возможность проигнорировать голос совести

Не существует человека, у которого нет и никогда не было совести. Каждый рождается с той или иной мерой совести. Однако совесть можно убить. Пишет р. Хаим Фридлендер в книге Сифтей Хаим: «Человек создан с внутренними чувствами, называемыми совестью, и он совершает свои действия в соответствии с совестью. И когда он терпит неудачу, совершая грех, совесть кричит изнутри, чтобы он исправил сделанное, раскаялся и привёл свои действия в соответствие со своим внутренним миром. Но, конечно, необходимо ухо, способное услышать крик совести. Человек может также проигнорировать или заглушить этот крик, но, в любом случае, когда он первый раз совершает грех, совесть его кричит, и мучает его, и требует раскаяться. Но если человек проигнорирует её крик, он уже не будет чувствовать, как совесть мучает его и побуждает к раскаянию. А если он повторит свой грех, то на этот раз грех убьёт совесть. С этого момента совесть не кричит и не побуждает. Совесть уже не требует от него ничего, она уже мертва». Сказано в Талмуде (Кидушин 20а): «Если человек не прислушался к голосу совести, Б-г наказывает его муками». Р. Хаим так объясняет это изречение: «Пока совесть ещё жива в человеке, существует надежда, что исправление придёт изнутри: ухо сможет услышать, и тогда человек пробудится и раскается, приведёт свои дела в соответствие со своим внутренним миром. В этом случае надежда не потеряна. Но если человек продолжает грешить и приходит к нему второе бедствие — он повторяет тот же грех, — то этот грех уже представляется ему разрешённым действием. Отныне он уже не сможет услышать крик своей совести. Единственная возможность — “пока не примет ещё одно бедствие”, т.е. может случиться так, что к раскаянию его побудят события внешнего мира — бедствия и мучения, и он раскается из-за бедствий и мучений, которые потрясут его и заставят задуматься о том, что он делает».

Обычно совесть мучает человека, когда тот чувствует, что совершил какой-то поступок, который ему не подходит. Поэтому сказали мудрецы (Пиркей Авот 12:13): «Не будь грешником в своих глазах». Объясняет Рамбам: если человек ценит себя низко — не будет ему страшно совершить низость. И ещё в одной ситуации человек не чувствует угрызений совести, совершив грех. Это происходит тогда, когда он совершенно не осознаёт, что его поступки дурны. Например, есть люди, для которых позлословить о ком-то совершенно не представляется грехом. Но Тора относится к злословию как к одному из самых тяжких грехов, который, в определенном смысле, приравнивается к убийству, прелюбодеянию и идолопоклонству. У йецер а-ра (дурного начала) есть очень грозное оружие в войне с совестью. Это оружие называется «разделение». Работает это так: обычно люди остерегаются воровать, но иногда позволяют себе проехать на автобусе зайцем, убеждая себя, что это вовсе не кража. Йецер а-ра часто убеждает человека: то, что ему хочется сделать, вовсе не является тем аморальным поступком, совершить который он так опасается.

Из того, что сказано выше, следует: недостаточно во всех делах руководствоваться голосом совести, ведь ее так легко убить или обмануть. Человек, который хочет идти прямым путём, должен прислушаться к голосу Творца, Который говорит ему, какие действия являются добром, а какие — злом. И услышать его можно только с помощью изучения Торы.

Без страха перед Небесами совесть не имеет достаточной силы

В недельной главе Вайера (Бэрейшит 20) рассказывается: когда праотец Авраам был в Граре, он не хотел открывать тамошним жителям, что Сара его жена. Он боялся, что кто-то из них захочет взять её в жёны и ради этого убьют его. Поэтому он сказал, что Сара — его сестра. Авимелех, увидев красоту Сары, пожелал взять её в жёны и приказал слугам доставить её во дворец. Но ночью во сне Всевышний открыл Авимелеху, что Сара — жена Авраама, и предостерёг его: если он прикоснётся к Саре — умрёт. Рано утром Авимелех призвал Авраама и спросил его: «Что ты имел в виду (букв. что ты видел?), когда делал это дело?» (стих 10). Мальбим разъясняет вопрос Авимелеха: почему ты боялся, что тебя убьют, чтобы забрать Сару? «Разве ты видел, что люди моего царства проливают кровь или отнимают жён у мужей?» Мы — культурное государство, у нас много философов, просвещённых людей, у всех у нас есть совесть. Почему ты боишься, что кто-то поступит по отношению к тебе так отвратительно?

Авраам отвечает на это (стих 11): «Так как я подумал, что нет вовсе страха Б-жия на месте сём, и убьют меня из-за жены моей». Объясняет Мальбим: «Сказал ему [Авраам]: даже если человек или народ выглядит большим философом, и установил для себя прямые обычаи, и приучил себя к добрым свойствам по своему разумению, и творит суд и милость — всё по своему разумению. При всём этом мы не можем полагаться, что в тот момент, когда соблазняет этого человека или народ его вожделение совершить злое дело, разум его окажется сильнее его вожделения. Наоборот: когда загорится в нём огонь вожделения к прекрасной женщине или богатству ближнего, и не будет вокруг посторонних глаз, тогда и разум его поддастся обману и [оправдает] и убийство, и разврат, и любое другое зло. Есть только одна сила в душе человека, на которую можно полагаться в таком случае: это страх перед Всевышним, укоренённый в душе… Потому что когда душа человека исполнена страха перед Всевышним, Который видит в нём всё открытое и скрытое и наблюдает за всеми его делами, то даже если возобладает в нём дурное начало, он будет страшиться и стыдиться Великого Царя, Который видит всё, что он делает. Тогда он остережётся творить зло… И это то, что ответил ему Авраам: “Так как я подумал — хотя я и видел, что народ твой обладает добрыми свойствами, творит суд и милость, и не видел в них никакого порока, кроме одного — что нет страха перед Всевышним на месте сём. [Страх перед Небесами может быть у людей только в том случае, если они верят в то, что Всевышний наблюдает за каждым, видит, знает и следит за всем, что происходит. Страха Б-жия не может быть у тех, кто верит, что мир существовал всегда и им управляют законы природы]. И убьют меня из-за жены моей. Я не могу полагаться на них в тот момент, когда они увидят прекрасную женщину и загорится в них огонь вожделения. Тогда они не смогут одолеть своё дурное начало и убьют меня, потому что не страшатся Всевышнего, а один только разум (т.е., человеческая совесть) и разумные обычаи не устоят перед силой вожделения”».

Действительно, каждый может вспомнить примеры: многие люди, считающиеся большими философами, несмотря на все красивые речи, дурно обходятся с окружающими, особенно когда что-то препятствует исполнению их желаний. Рассказывают о великом Аристотеле. Его как-то застали за совершением неблаговидного поступка и спросили: как может быть, чтобы человек его уровня поступал подобным образом? Ответил философ: «Сейчас я не Аристотель». В противоположность этому, человек, у которого есть страх перед Небесами, чаще всего прислушивается к голосу совести и не снижает уровня, т.к. всегда помнит, что Всевышний — «вся земля полна Славы Его!» (Ис. 6, 3) — видит все его дела. Совесть — внутренний голос, который Всевышний «встроил» в человека, чтобы тот мог исправлять свои поступки. Но человек не всегда прислушивается к этому голосу. Тому, кто хочет, чтобы совесть вела его прямым путём, следует выполнять три правила, и тогда пути человека будут прямыми:

1) Выделить время, чтобы слушать этот голос.
2) Изучать Тору, чтобы знать, что в действительности является добром, каких действий ждёт от него Всевышний.
3) Принять в свою душу страх перед Небесами, чтобы и в момент великого желания совершить грех слушать голоса совести
".

Зададимся резонным вопросом: каким же путем ведет христианина его "добрая совесть", если дозволяет ему нарушать Заповеди Творца и не обличает его в нечестии?!?!

Павел учил о Скинии: евр. 9:9 "Она есть образ настоящего времени, в которое приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным приносящего, и которые с яствами и питиями, и различными омовениями и обрядами, относящимися до плоти, установлены были только до времени исправления".

Всевышний не раз говорит в Писании, что Храмовое служение - установление вечное. Никакого "по плоти" и "до времени". ВЕЧНО. На каком основании "учитель язычников" решил, что обряды, заповеданные Творцом, "не могут сделать в совести совершенным приносящего"? А что может? Эфемерная "вера в Иисуса"?.. Как уже было сказано выше, лишь совесть, которая руководствуется критериями Торы, и которая обличает человека за нарушение Заповедей - только она может помочь приблизиться к совершенству.

Так на каких же критериях основывается христианская "совершенная совесть", о которой постоянно твердил Павел? Сам-то он был уверен в своей "доброй совести" (евр. 13:18; деян. 23:1), которая, впрочем, позволяла ему жить как язычник. За ним эту уверенность унаследовали и все христиане. Но способствует ли такая совесть праведной жизни, с точки зрения Б-га? Способна ли она вести христиан прямым путем? Лично я в этом сильно сомневаюсь.


Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!"
Гибнет народ от недостатка ведения...
 
Бейт-мидраш / Дом учения » ИУДАИЗМ VS ХРИСТИАНСТВО » Павлинизм » "Добрая совесть" христиан - насколько она добра?
Страница 1 из 11
Поиск:
Функции форума
Ленточный Вариант Форума  |  Правила поведения  |  Участники  |  RSS Лента  |  Поиск по Названиям Тем

Предупреждение: данный форум строго модерируем. Проводятся постоянные ревизии, чистки, а также удаляются устаревшие и потерявшие актуальность темы.

Цветовая маркировка групп: Читатель ~ Участник ~ Постоянный участник ~ Администратор

Поиск по всему сайту


Форум основан 1 июня 2006 г.
Хостинг от uCoz