Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| Вадим Черный:
В посланиях Павла встречаются тезисы, общие с Евангелиями. Однако цитаты или даже достоверные ссылки отсутствуют. Возникает вопрос, какой из текстов первичен.
Евангельские тезисы более изящны, литературны, чем у Павла. Красоте слов, риторике в те времена придавалось очень большое значение. Особенно в Греции и Риме, где проповедовал Павел. Вряд ли он игнорировал бы сравнительно отточенные формулировки Евангелий, заменяя их собственными корявыми построениями. По-видимому, именно Послания были первичными текстами, на основе которых уже потом были отшлифованы евангельские тезисы.
Послания довольно велики, превосходя по размеру, например, канонические Евангелия. Их с самого начала воспринимали как теологические построения, а не письма. Поэтому поздние редакторы Евангелий имели все основания заимствовать из Павла.
Для посланий, особенно в некоторых главах, как Римлянам 3, характерно наличие очень большого числа недостоверных и сильно искаженных ссылок на ТаНаХ. Ошибки заметны даже в сравнении с Септуагинтой. Видимо, автор этих глав черпал знания в справочной литературе - каких-то реферативных набросках библейских тезисов.
Послания пестрят (ошибочными) логическими построениями, попытками доказывания, повторами. В общем-то, это не тот стиль, которого мы привыкли ожидать от откровения. А ведь в Павле должен был говорить не он сам, а святой дух. Мф 10:20: "Ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас". Ин 14:26: "Дух Святый... научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам". Кроме того, святой дух повествовал на плохом греческом.
Послания Павла сильно противоречат друг другу как в теологии, так и в фактах. Они различаются по стилю. Оценки их аутентичности разнятся от Римлянам, 1 и 2 Коринфянам, Галатам, Филлипийцам, 1Фессалоникийцам, Филемону до только Галатам.
Даже короткий список вряд ли правилен. Так, Римлянам, похоже, скомпилировано из нескольких текстов разной направленности. 1 Коринфянам явно содержит многочисленные поздние вставки. Галатам противоречит Евангелиям и Деяниям, не говоря уже о прочих посланиях. Не лучше обстоит дело и с остальными письмами.
Александрийский список делает ссылки на Рим, 1 и 2 Кор, Гал, Эфес, Филиппийцам, Кол, 1Фес, Евреям. По мнению Ludemann, 2 Фесс написано Ипполитом.
Общепризнанно, что пасторали Титу и Тимофею - фальсификации (например, Hanson, Houlden, Davies).
Они впервые упомянуты Irenaeus ок. 185г. На них не ссылается Марцион, приверженец Павла, ок. 140г. Впрочем, по мнению Тертуллиана, Марцион отказался от пасторалей (видимо, поскольку они описывают устройство церкви, а не общин Марциона). Три пересечения с Поликарпом, ок. 135г., не упомянуты как ссылки на Павла и являются вполне общепринятыми тезисами.
Hanson полагает, что автор пасторалей не строит доктрину, но приводит в доказательство традицию: те или иные обряды.
Wells приводит ряд обоснований:
1. пасторали начинают цитировать во второй половине 2 в., на 80 лет позднее остальных посланий; 2. они отсутствуют в сборнике P46; пасторали представляют Павла как признанного авторитета церкви, а Тимофея и Тита, как мелких учеников; в описании будущих ересей автор переходит в настоящее время; 3. пасторали показывают знакомство с (возможно) позднее написанными Деяниями (преследования Павла в Писидии); 4. в спорных вопросах апеллирует к традиции и оскорблениям, хотя Павел все-таки использовал доводы; 5. примитивные этические концепции пасторалей и теологические конструкции Павла; 6. не ожидание второго пришествия, а жизнь в существующем мире; 7. брак даже для служителей церкви; 8. желание Б. спасти всех, а не избранных, как Рим 9; 9. формальное обращение к служителям церкви по должности, а не ко всей общине или с указанием функций, а не постов, а также собственно наличие авторитетных церковных администраторов; 10. церковная иерархия в учении вместо гностического прямого контакта верующих со святым духом; 11. нарушение хронологии: после заключения в Риме пасторали описывают миссионерство Павла и опять заключение в Риме, хотя в Деяниях Павел четко говорит, что не вернется; 12. литературный греческий пасторалей не соответствует простому (грубому) языку посланий Павла.
Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!" Гибнет народ от недостатка ведения...
|