[ Новые сообщения · Правила поведения · Участники · Поиск по темам · RSS лента ]
"Ибо Я - Господь Б-г ваш: освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят" (Левит 11:44)
"Ибо все народы ходят, каждый во имя своего бога; а мы будем ходить во имя Господа Б-га нашего во веки веков" (Мих.4:5)
Шалом! Данный форум устроен по типу бейт-мидраш. Эта модель призвана помочь тем, кто желает изучать Тору и еврейскую мудрость, а учеников отличает стремление пополнить свои знания и найти им достойное применение. Люди данной категории не озабочены собственной репутацией или мнением большинства; их цель – сблизиться со Всевышним путем исполнения Его заповедей. Посещение «Бейт-Мидраш» не должно рассматриваться как место, где один человек обнажает духовную несостоятельность другого и претендует на исключительность собственного мнения. Суть общения и обучения – укрепление в праведности, исправление своего характера и, тем самым, участие в исправлении всего Мира (тикун олям).

У нас приветствуются ноахиты (бней-Ноах); геры (прозелиты), принявшие официальный или неофициальный гиюр, или находящиеся на пути к этому; выходцы из христианства или иных религий и культов; караимы; иудействующие, а также все Б-гобоязненные, неравнодушные к Б-гу Авраама, Исаака и Иакова, к Торе и Иудейскому образу жизни. Добро пожаловать!
Книга Мириам Исраэли Страна Аслана. Еврейский секрет Нарнии. "Хроники Нарнии" сквозь призму иудейского мировоззрения


Страница 1 из 11
Бейт-мидраш / Дом учения » ИУДАИЗМ VS ХРИСТИАНСТВО » Павлинизм » "Плотское" и духовное (теология христианства и иудаизм)
"Плотское" и духовное
ГалилеянкаОтправлено в: Вторник, 16 Июля 2013, 22:18 | Сообщение № 1

Администратор
Сообщений: 5388
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
Современная европейская цивилизация построена на разделении религиозных и светских сфер человеческой жизни. В европейской цивилизации содержание религии - это прежде всего вопросы веры человека в Бога, которые рассматриваются как отделенные от мирских, светских сфер жизни - внешней и внутренней политики, экономики и т.д. Такая структура культуры опирается на христианскую концепцию религии, сформулированную в знаменитых словах Иисуса: "Воздавайте Богу Богово, а кесарю кесарево". Иисус конкретно говорил о деньгах и налогах, но эта формулировка приобрела более общее значение и стала пониматься в христианской культуре как общий принцип, разделяющий мир на область духовную, находящуюся в ведении религии, и область светскую, внерелигиозную. "Богово" было отделено от "кесарево", религиозное от плотского, материального и государственно-национального.

В иудаизме подход к этой проблеме совершенно иной. Иудаизм не признаёт разделения на "плоть" и "дух", на "мирское" и "духовное". Настоящая духовность, по мнению иудаизма, может быть достигнута только на базе освящения материи - как в индивидуальных, так и в общенациональных рамках, а потому ни одна сфера жизни религиозного еврея не остается вне ведения религии. Еврейские источники подробно рассматривают и обсуждают не только проблемы веры, не только вопросы культа и ритуала, - но также и те вопросы, которые в европейской системе мышления воспринимаются как светские и не относящиеся к религии.

Учение иудаизма обсуждает вопрос о том, в каких рамках разрешается торговать и в каких воевать, на каких принципах следует строить экономику и просвещение, жизнь семьи, народа и государства. С еврейской точки зрения, любая сторона человеческой жизни религиозно значима - и потому сотни страниц Талмуда посвящены тому, какие принципы следует соблюдать при обработке земли, сборе урожая, постройке домов и ведении торговли; детально рассматриваются, например, вопросы о том, как правильно поступить, если две тяжущиеся стороны претендуют на один и тот же предмет или сумму денег; как суд должен рассматривать те или иные финансовые или уголовные правонарушения; на каких принципах строится государство, как царь управляет народом, в каких случаях он может обявлять войну и как он может ее вести, и т.д. Размышляя над самыми разными вопросами частной или общественной жизни, религиозный еврей обращается за советом прежде всего к Библейскому тексту, к Талмуду и к другим религиозным источникам и зачастую находит именно там модели и способы решения современных проблем.

Эта разница в подходах является источником того недоумения, которое порой испытывает христианин, читая еврейскую религиозную литературу: с его точки зрения, многие вопросы, которые там обсуждаются, вообще выходят за рамки религии. Но все дело в том, что вообще понимать под понятием "религия". Иудаизм - это цельная система, по которой должна строиться жизнь человека, народа, государства. Таким образом, по европейско-христианским меркам иудаизм - это даже не чисто религия, а скорее цивилизация. Но для верующего еврея все области его жизни как личные, так и национально-государственные, представляют собой сферу религии, ибо каждая из них является одним из элементов диалога человека с Богом.

Различия в системах приоритетов

Понятно, что глубокое теологическое несоответствие между иудаизмом и христианством проявляется не только в области религиозной философии, но также и во всем мироощущении человека, принадлежащего к той или иной религиозной культуре, в его экзистенциальной и этической установках. Один из главных вопросов, в которых расходятся эти две религии, вопрос о том, что имеет для Бога (и, соответственно, для человека и для мироздания в целом) большее значение: вера людей или их поступки. В связи с этим мы наблюдаем существенное различие в соотношении между верой и делами в системах моральных приоритетов, сложившихся в христианской и еврейской культурах.

Конечно, и в той и в другой религии идеалом является человек, который соединяет глубокую религиозную веру с правильными и достойными делами. И там, и там можно встретить утверждение, что "вера проявляется через дела", "вера без дел мертва", и что "правильные дела должны подкрепляться также правильными намерениями и правильной верой". Но однако, поскольку идеала соединения веры и дел в жизни удается достичь далеко не каждому и далеко не во всех ситуациях - приходится поэтому поставить вопрос: что важнее для религиозного человека: правильная вера или правильные дела? Какой области своего существования человек должен уделить первостепенное внимание? На что должны ориентировать народ его духовные наставники?

От ответа на этот вопрос зависят как те этические принципы (в существовании которых человек, возможно, и не отдает себе отчета), по которым обычные люди строят свою повседневную жизнь, так и тот выбор, который совершает человек в кризисной, экстремальной ситуации.

Иудаизм утверждает, что для Всевышнего поступки людей важнее, чем их вера. Талмуд, основываясь на словах пророка Иеремии (16:11), подчеркивает: "В крайнем случае пусть лучше евреи оставят [Меня], но будут верны Моему Учению". Именно дела, а не вера сама по себе, являются в конце концов главным критерием, по которому оценивается человек; эта мысль проходит в иудаизме через века и пространства, захватывая все религиозные направления- от самых реформистских до самых ортодоксальных. В любой синагоге будут говорить о правильности дел. В одной будут призывать прихожан к более активной общественной деятельности , в другой больше будут говорить о помощи ближнему, в третьей - подчеркивать важность заповедей: пунктуального соблюдения Субботы или правильного поведения в семье. Но вы нигде не услышите раввина, который проповедовал бы спасение души посредством веры - тему, постоянно повторяемую в христианских проповедях и являющуюся краеугольным камнем для христианской доктрины.

Конечно, и в синагоге раввин будет говорить о вере - но не как о самодовлеющей ценности, а скорее как о внутренней силе, вдохновляющей людей на действия в соответствии с Учением Торы. Иудаизм оценивает человека прежде всего по его делам, христианство- прежде всего по его вере. Иудаизм говорит: прежде всего постарайся вести себя правильно, живи праведной жизнью; вера же - это очень сложный комплекс представлений, в ней есть много подводных камней, её часто очень трудно сформулировать, но размышляй об этом и изучай это - и ты постепенно придёшь к пониманию также и вопросов веры. Христианство же говорит: прежде всего поверь, обратись в нашу веру, мы точно скажем тебе во что тебе нужно верить, а затем подкрепляй свою веру праведными делами. (Это различие проявляется, например, в том, что если не-христианин хочет стать христианином, то ему достаточно декларировать свою веру и он может немедленно креститься; если же не-еврей хочет обратиться в иудаизм и стать евреем, то он поступает на курсы подготовки к "гиюру"", на которых учится обычно не менее года, изучает историю, Еврейскую Библию, законы, философию и т.д., проходит экзамены - и только потом может присоединиться к еврейскому народу). и хотя, повторим ещё раз, обе религии предпочтут чтобы человек и верил, и праведно поступал, но если мы "поставим вопрос ребром": тот человек, который вёл достойную и праведную жизнь, но в Бога вообще не верил - спасётся ли он? - то иудаизм ответит, что "да", а христианство - что "нет".

Разрыв с этикой иудаизма в концепции апостола Павла

Согласно иудаизму, первостепенный долг человека - привести свое поведение в соответствие с библейскими заповедями и законами. Христиане, поначалу соблюдав тот процесс постепенного смещения религии в сторону веры хорошо виден в Новом Завете. Прослеживая в нем развитие христианской концепции, мы видим, что главенство веры над действием не было в нём изначально, а явилось более поздним наслоением. Иисус говорит своим ученикам: "Я пришел не для того, чтобы отменить Закон [Тору] или Пророков ... Истинно говорю вам: пока существуют земля и небо, ни одна буква не исчезнет из Закона...". В том же месте Иисус декларирует обязательность соблюдения еврейского Закона: "Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царствии Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царствии Небесном..." (Матф.5:17-19). После смерти Иисуса его ученики вначале продолжали проповедовать соблюдение базовых еврейских законов. Например, они соблюдали закон об обрезании (Деяния 15:1) и настаивали на том, что соблюдение его необходимо всем: "Пока не будете обрезаны сами по Моисееву закону, не будете спасены" (Послание к Галатам 2:12).

Но достаточно скоро, и в особенности тогда, когда новая религия приобретает популярность среди неевреев - людей, по происхождению и воспитанию далеких от иудаизма,- в христианстве начинает доминировать другое веяние, идеологом которого, согласно Новому Завету, является апостол Павел из Тарсиса.

Именно Павел (который сам не был непосредственным учеником Иисусом и не был лично знаком с ним, но присоединился к группе учеников Иисуса позже) был инициатором той реформы в раннем христианстве, которая окончательно разделила христианство и иудаизм. Павел выдвинул новую концепцию, которая дала легитимацию отказу от соблюдения Закона.

Логика, которой оперировал Павел, такова: прежде всего он стал утверждать, что в иудаизме несоблюдение даже одной заповеди Торы навлекает на человека проклятие, Павел подкреплял свои слова ссылкой на стих из Второзакония (27:26), который он цитирует так: "Проклят всякий, кто не исполняет постоянно всего, что написано в Книге Закона" (Послание к Галатам 3:10)5). Но, продолжает Павел, человек, будучи существом несовершенным и слабым, не может не грешить и не нарушать Закон: ... "Ибо, если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона" (Послание к Галатам 3:21). Отсюда, по мнению Павла, следует, что человек уже заведомо проклят Законом: "А все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою [т.е. на них распространяется проклятие]" (Послание к Галатам 3:10). Чтобы спастись от проклятия, человек должен быть спасен от Закона, и для избавления ему предлагается единственный путь - искупление грехов через веру в Иисуса. Христиане обычно обосновывают замену, произведённую Павлом, - тем, что "духовность человечества возросла". Они говорят следующее: "Христос искупил нас от проклятия Закона..." (Послание к Галатам 3:13). Завершающая формулировка доктрины Павла такова: "Мы признаем, что человек оправдывается перед Богом только верою [в Иисуса], независимо от дел Закона" (Послание к Римлянам 3:28)6).

Сформулированная Павлом идеология христианства означала полный и окончательный разрыв с иудаизмом. Все, что Павел говорит о Законе, очень далеко от иудаизма и в сущности представляет собой злую карикатуру на него,- и однако именно нарисованная Павлом искаженная картина еврейского Учения, о котором у читателя Нового Завета создаётся мнение, что нарушитель мельчайшей буквы еврейского Закона якобы проклят навеки, - именно оно закрепляется в христианской культуре.

Конечно, идея, на которой базируется Павел о том, что человек якобы проклят Богом за нарушение любого закона, - совершенно чужда иудаизму. Наша религия не могла бы в течение тысяч лет организовывать жизнь общества (вначале- государства, а затем- еврейских общин в изгнании), если бы не признавала, что живой, реальный человек в состоянии поддаться слабости и преступить Закон. За сотни лет до Павла еврейским пророком было сказано, что "нет человека праведного на земле, который делал бы только добро и не грешил бы" (Экклезиаст 7:20). Это относится как к отдельным людям, так и ко всему народу. Библия говорит о том, что даже величайшие праведники, такие, как Моисей и Давид, в определенных ситуациях не могли совладать с собой и совершали грех, но затем раскаивались и возвращались в лоно Закона, Учения и заповедей Божьих, после чего к ним возвращались Божественная благодать и пророческий дар. В еврейской Библии нет и речи об их вечном проклятии за нарушение той или иной заповеди Закона (как это следовало бы из концепции Павла).

При том, что иудаизм, безусловно, ни в коем случае не желает, чтобы люди нарушали законы Торы. Он провозглашает, что тот, кто оступился, всегда может раскаяться и вернуться к Богу на путях 'тшувы'. Буквальное значение ивритского слова 'тшува', которое обычно переводят как 'раскаяние',- это 'возвращение'. Еврейская 'тшува' состоит из четырех7) частей, или шагов: нарушитель заповеди должен осознать свой грех; он должен испытывать искреннее раскаяние и угрызения совести; он должен постараться исправить последствия греха, и, наконец, он должен принять сознательное и твердое решение вернуться к Учению и соблюдать его Законы впредь. Полная 'тшува' искупает грех и возвращает человека к Богу: это путь, по которому оступившийся человек может вернуться к Торе и прийти к святости. Павел как бы отменяет все эти моменты: в его представлении еврейский Закон грозен, неумолим и непрощающ; вот почему он выставляет веру в качестве спасения от своей карикатуры на Закон.

Утверждение, что Бог предает проклятию людей, которых Он Сам же создал несовершенными, предполагает в Нем весьма жестокие наклонности, но именно таков был характер созданной учением Павла карикатуры на библейского Бога. Именно эта карикатура лежит в основе распространенного мифа о том, что Бог евреев якобы мстителен и жесток, в то время как Бог Нового Завета, Бог христиан- добр, любящ и благостен.
В результате победы в христианстве концепции Павла миллионы христиан по сей день убеждены, что для Бога поведение и поступки людей менее важны, нежели их убеждения и вера. Вот почему в истории христианства бывали эпохи, когда людей (даже праведных и добрых) жестоко преследовали только за их убеждения или за отклонение от догматов веры. На примате веры над делами в течение веков основывались такие печальные явления, как инквизиция (суд веры), насильственное крещение под страхом смерти (чтобы человек, пусть даже насильно, был обращен в 'правильную веру' и таким образом спасен), физическое (иногда даже поголовное) уничтожение еретиков во время религиозных войн и т. п. В истории иудаизма никогда не было насилия над еретиками из-за вопросов веры; Саадия-Гаон, например, мог вести очень резкую полемику с караимами (еретическое движение в иудаизме в 8-10 веках), но никогда и речи не было о том, что следует бороться с ними путем физического уничтожения.

Из примата веры над делами происходит принципиальная разница между иудаизмом и христианством в подходе к иноверцам. Извне может показаться, что христианская религия, основанная на знаменитых словах о том, что "нет эллина и иудея", является более демократичной и плюралистической, чем иудаизм - религия одного народа, потомков Авраама. На самом деле все наоборот: нет эллина и иудея среди тех, кто пришел к Иисусу; те же, кто не верит в него, будь они даже добрыми и человечными, лишены, с точки зрения христиан, надежды на спасение. Иудаизм же, как мы уже говорили, не требует от всего человечества принятия своих теологических концепций; напротив, достойные люди - праведники народов мира, то есть те, кто исполняет основные общечеловеческие нравственные заповеди и не запятнал себя грубым идолопоклонством,- достойны спасения за свои добрые дела, даже если они верят в Единого Бога по-своему, а не так, как мы. Вот почему в иудаизме нет и не может быть миссионерства; по той же причине миссионерская пропаганда в течение веков была интегральным элементом христианства. Источник этого принципиального различия между религиями сформулирован Павлом, говорившим, что "если добрыми делами можно достигнуть спасения, то нет тогда никакого смысла в распятии Христа. Христос, следовательно, пожертвовал своей жизнью понапрасну"(Послание к Галатам 2:21). (Здесь подчеркнуть, что среди высказываний Павла можно найти и иные, говорящие о действенности еврейского Завета с Богом ("Закона"), например; и на этих иных высказываниях основана сегодня позиция тех кругов церкви, которые отвергают "теологию замещения", признают действенность для евреев их собственного исходного еврейского Завета с Богом и стремятся к взаимопониманию с иудаизмом, а слова Павла - "апостола язычников" - о необходимости веры в Иисуса относят к не-еврейским народам , не имеющим без этого своего Завета с Богом (подробнее об этом см. во втором разделе книги). Однако в классическом христианстве прошлых веков господствовала "теология замещения", и она подчёркивала у Павла именно те высказывания, которые были ориентированы на замену иудаизма христианством.

Выдержки из книги П. Полонского "Евреи и христианство. Несовместимость двух подходов к миру"
Книга полностью


Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!"
Гибнет народ от недостатка ведения...
 
ГалилеянкаОтправлено в: Понедельник, 29 Июля 2013, 18:46 | Сообщение № 2

Администратор
Сообщений: 5388
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
Детские аспекты христианской теологии

Три года назад был вывешен на нашем сайте урок "Ответ миссионерам".
А вчера вдруг обнаружился мой старый дневник. Такой же блог, только для себя. Предлагаю оттуда полстранички.

** **

Сижу, никого не трогаю, готовлю материалы к завтрашней записи видео-урока про миссионеров. В принципе, вся лекция выстроена, осталось закрепить некоторые пункты, привести ссылки (а это дело муторное: ну, не специалист я в христианской апологетике), снизить накал того, что "анти", и подчеркнуть побольше позитива с нашей стороны за счет убирания "под кат" негатива (как они нам видятся) в их положениях.

И вдруг натыкаюсь! Читаю дважды, мотаю головой, ничего сразу не могу понять. Просто не верю своим глазам. Судите сами:

"Августин утверждает, что бог[1] разделил людей на избранников и проклятых не за их заслуги или грехи, а по своему произволу. Все одинаково заслуживают проклятия, и потому проклятые не вправе роптать на свою судьбу. Отрывок из Павла[2] показывает, что, по мнению Августина, злые люди злы потому, что они прокляты, а не потому прокляты, что они злы".

Такова точная цитата из перевода труда Бертрана Рассела "История западной философии". Книга вторая, часть первая, глава четвертая, "Философия и теология Августина". В отрывке говорится о его работе "Град Божий", это первая треть Пятого века.

Обратите внимание – христианская теология утверждает (только не говорите мне, что Августин у них маргинал): некоторые люди прокляты божеством, поэтому они злы, а не наоборот. Вот вам работа принципа, согласно которому "творец мира" абсолютно всемогущ – в том смысле, что ему ничто не может быть причиной, даже людская праведность. А значит, свободы воли нет!

Вывод: можете делать, что угодно, но верьте, что он вас спасет и избавит от мук послесмертного наказания.

Ни разу не писал ничего против христиан – и сейчас не пишу. А просто удивляюсь. И эти люди (я про миссионеров, "работающих" среди евреев) пришли к нам, чтобы увлечь в свои сети?!
_____________________________
[1] Специально снизил накал полемики, а заодно заглавность первой буквы. Ибо к Всевышнему, как мне кажется, это не имеет никакого отношения.
[2] "Второе послание фессалоникийцам", 11:12.

р. Реувен Пятигорский


Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!"
Гибнет народ от недостатка ведения...
 
Бейт-мидраш / Дом учения » ИУДАИЗМ VS ХРИСТИАНСТВО » Павлинизм » "Плотское" и духовное (теология христианства и иудаизм)
Страница 1 из 11
Поиск:
Функции форума
Ленточный Вариант Форума  |  Правила поведения  |  Участники  |  RSS Лента  |  Поиск по Названиям Тем

Предупреждение: данный форум строго модерируем. Проводятся постоянные ревизии, чистки, а также удаляются устаревшие и потерявшие актуальность темы.

Цветовая маркировка групп: Читатель ~ Участник ~ Постоянный участник ~ Администратор

Поиск по всему сайту


Форум основан 1 июня 2006 г.
Хостинг от uCoz