Галилеянка | Отправлено в: Пятница, 12 Августа 2016, 13:13 | Сообщение № 1 |
Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| Лука 7
После сего Иисус пошел в город, называемый Наин; и с Ним шли многие из учеников Его и множество народа. Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города. Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь. И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань! Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его. И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой.
Отмечу сразу, что данная история является неудачной попыткой скопировать то, что совершил Всевышний через пророка Илию:
3 Царств 17
После этого заболел сын этой женщины, хозяйки дома, и болезнь его была так сильна, что не осталось в нем дыхания. И сказала она Илии: что мне и тебе, человек Божий? ты пришел ко мне напомнить грехи мои и умертвить сына моего. И сказал он ей: дай мне сына твоего. И взял его с рук ее, и понес его в горницу, где он жил, и положил его на свою постель, и воззвал к Господу и сказал: Господи Боже мой! неужели Ты и вдове, у которой я пребываю, сделаешь зло, умертвив сына ее? И простершись над отроком трижды, он воззвал к Господу и сказал: Господи Боже мой! да возвратится душа отрока сего в него! И услышал Господь голос Илии, и возвратилась душа отрока сего в него, и он ожил. И взял Илия отрока, и свел его из горницы в дом, и отдал его матери его, и сказал Илия: смотри, сын твой жив. И сказала та женщина Илии: теперь - то я узнала, что ты человек Божий, и что слово Господне в устах твоих истинно.
Истории абсолютно не сопоставимы, хотя, Лука старался, как мог. Он даже намекнул на Сидонскую вдову несколькими главами ранее (4 гл.), видимо, чтобы подготовить читателя к последующему эпизоду с воскрешением. Кстати, откуда он узнал, что жительница Наина была вдовой, а юноша - её единственным сыном? Вряд ли он лично был свидетелем описываемой ситуации.
Илия воззвал к Б-гу, а Иисус сам от себя говорил. Согласно Иудейской традиции, ребенка, которого вернул к жизни Илия, звали Иона, он стал учеником пророка, а затем - пророком. О том, что случилось с сыном вдовы Наинской, которого "воскресил" Иисус, ничего не известно. Почему он не стал самым преданным последователем своего спасителя, ведь кому, как не ему следовало верить в Иисуса... Впрочем, это касается и всех остальных людей, которые "на своей шкуре" испытали Иисусовы чудеса. Когда того распинали, их и близко не было видно у креста. Неужели, все они оказались настолько неблагодарны и бесчеловечны?!.. Проще усомниться в чудесах, чем поверить в такую повальную непризнательность.
"и с Ним шли многие из учеников Его и множество народа". Весьма странно, что такие толпы передвигались по стране. Я сильно сомневаюсь, что римляне, под чьей оккупацией находилась Иудея, потерпели бы подобное. Трудно представить себе эти две толпы - одна идет в город с Иисусом, а другая - из города с похоронной процессией. Какое бы там образовалось столпотворение... Люди бы забыли, кто и куда шел
И что это, собственно, за люди были, которые ходили за Иисусом? У них что, не было дома, работы, семей, обязанностей, раз они могли позволить себе следовать за ним на такие расстояния, переходя из города в город, из селения в селение... Даже у Петра была жена и дети, по всей видимости (это следует из того, что у него была теща. Если есть теща, значит, должна быть и жена? Разве нет?), и тоже не понятно, как он содержал семью, если постоянно был с Иисусом...
Что касается "города Наин", то городом он, собственно, никогда не был. Раньше это была деревня Наим, а сейчас в том районе находится магометанская деревушка, большинство населения которой относится к одному арабскому племени - семейству Зуаби. Сомневаюсь, что там когда-то были "городские ворота", хотя, безусловно, это лишь мои предположения. В общем-то, эта деревня когда-то находилась на пересечении Царской дороги - одного из древнейших торговых маршрутов в истории, который вел из Египта вдоль линии водораздела на плато, на восточном берегу Иордана, через Дамаск в Месопотамию и Персию. В Писании эта дорога упоминается в книге Числа 20:17, где Моисей просил у Едомского царя разрешения воспользоваться ей за плату, но тот, конечно же, не разрешил, и пригрозил выступить против израильтян с мечом. Такой "добрый дяденька" был...
Что касается вынесения умершего. Я, конечно, не историк, и не могу с уверенностью сказать, какие именно похоронные традиции были в Израиле 1 века, но не думаю, что они чем-то принципиально отличались от того, что есть сейчас.
На еврейских похоронах и церемонии прощания с умершим все его тело и лицо должны быть постоянно закрыты. У нееврейских народов распространен обычай выставлять останки умершего на всеобщее обозрение. Такая церемония категорически отвергается еврейской традицией и рассматривается как непочтение к умершему, насмешка над ним. Поэтому, не совсем понятно, как именно выносили тело юноши. Складывается впечатление, что он был "при полном параде", готовый подняться и идти домой, когда Иисус подошел к нему и "воскресил". Усопший должен был быть укутан в саван, включая лицо, поэтому, подняться и сесть в таком положении было бы весьма затруднительно. А говорить - тем более. И что именно он говорил, интересно...
Есть еще такой закон: встретивший похоронную процессию, сопровождающую еврея в последний путь, должен присоединиться к ней и пройти хотя бы 4 "локтя" со всеми участниками. Не заметно, чтобы Иисус и шедшие с ним последовали этому...
С какой бы целью Иисус, прекрасно понимая, что трупная нечистота обладает наибольшим осквернением, с точки зрения Торы, прикоснулся к носилкам, на которых лежал усопший? Ведь были же случаи, когда он творил "чудеса" одним лишь словом. Лазарю он, к примеру, просто приказал "Иди вон!". А тут зачем-то прикоснулся, стал нечист, но его, судя по всему, это не смутило. Он пошел себе дальше, увлекая за собой толпу народа, которую, впрочем, этот факт тоже совсем не удивил...
Но самое интересное - на каком основании после "чуда воскрешения" народ признал Иисуса именно пророком?
Рав Бенцион Зильбер учит:
Кто такой пророк с точки зрения Торы? Пророчество — это дар, подарок Всевышнего, который может быть вручен далеко не каждому. Функция пророка — не простая и не легкая функция наблюдателя с высот, с которых открываются последствия наших поступков. Рамбам в «Законах основ Торы» говорит, что пророком может быть только человек большого ума и высокого морального уровня (он всегда владеет своими страстями, и страсти никогда не владеют им), не занимающийся пустяками и погруженный в познание Б-жественного управления миром. Комментируя слова «из твоей среды» (18:15), Сифре говорит: изнутри тебя, но не из-за пределов твоей страны. Таким образом, к пониманию, что пророками будут люди из еврейского народа, добавляется понимание, что пророчествовать они будут только на территории Эрец-Исраэль. Начнут пророчествовать в Эрец-Исраэль, а продолжать могут и за ее пределами, добавляет Раши в начале комментария на книгу пророка Иехезкеля. Если вы спросите: а как же наш праотец Авраам, который тоже обладал пророческим даром, — ведь Б-г говорил с ним непосредственно и это происходило за пределами обещанной нам страны? — отвечу комментарием Мехилте на книгу «Шмот»: это было еще до вступления еврейского народа в Эрец-Исраэль, и тогда это было иначе.
Тора дает нам ключ к различению пророка от лжепророка. Лжепророк — это человек, говорящий то, чего не слышал от Всевышнего, или говорящий то, что Всевышний не велел ему говорить и поручил сказать другому пророку, или говорящий от имени чужих божеств, идолов. Проверяется пророк по исполнению пророчества. Причем такого, которое предсказывает что-то доброе. Пророчество, предсказывающее наказание, не может служить проверкой, потому что наказание Всевышним может быть отменено, если люди исправляют свои грехи и свои ошибки. Пророчествующего от имени идолов мы вообще не должны слушать, даже если он творит чудеса. Очевидно ложным является и пророчество, противоречащее Торе.
Пророк, который встает и говорит, что послан Б-гом, не должен менять судьбы мира и творить чудеса. От него не требуют: рассеки море! Ему говорят: предскажи события. И ждут. Проверять пророка мы обязаны неоднократно. Если какая-то часть или деталь его предсказания не сбылась, он не пророк. В нашей истории, увы, встречались и лжепророки, и во времена Первого Храма, и в Средние века. Прежде, чем начать разговор о пророках, предваряя его, Тора запрещает нам заниматься колдовством, слушать всевозможных предсказателей, гадалок, шаманов, кудесников, толкователей примет, заклинателей, магов и т.д. «Отвратителен Г-споду всякий делающий такое», — говорит Тора (Дварим, 18:12). — «Не такое дал тебе Г-сподь, Б-г твой. Пророка… поставит тебе Г-сподь; его слушайте» (18:14, 15).
Народ, по определению, не мог на основании "чуда" признать кого-то пророком. По крайней мере, это относится к еврейскому народу и еврейскому пророку. Лука же выдумывал историю со своей, языческой позиции, которая космически далека от Иудейских реалий.
Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!" Гибнет народ от недостатка ведения...
|
|
| |