|
"Потому что Я Г-сподь, Б-г ваш, освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят" (Левит 11:44) "Ибо все народы пойдут – каждый во имя божества своего, а мы пойдем во имя Г-спода Б-га нашего во веки веков." (Миха 4:5) |
Шалом! Данный форум устроен по типу бейт-мидраш. Эта модель призвана помочь тем, кто желает изучать Тору и еврейскую мудрость, а учеников отличает стремление пополнить свои знания и найти им достойное применение. Люди данной категории не озабочены собственной репутацией или мнением большинства; их цель – сблизиться со Всевышним путем исполнения Его заповедей. Посещение «Бейт-Мидраш» не должно рассматриваться как место, где один человек обнажает духовную несостоятельность другого и претендует на исключительность собственного мнения. Суть общения и обучения – укрепление в праведности, исправление своего характера и, тем самым, участие в исправлении всего Мира (тикун олям). У нас приветствуются ноахиты (бней-Ноах); геры (прозелиты), принявшие официальный или неофициальный гиюр, или находящиеся на пути к этому; выходцы из христианства или иных религий и культов; караимы; иудействующие, а также все Б-гобоязненные, неравнодушные к Б-гу Авраама, Исаака и Иакова, к Торе и Иудейскому образу жизни. Добро пожаловать! |
Сказ(ка) о том, как самарянин еврейской болезнью заболел
| |
Галилеянка | Отправлено в: Воскресенье, 07 Августа 2016, 10:30 | Сообщение № 1 |
Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| Лука 17
Идя в Иерусалим, Он проходил между Самариею и Галилеею. И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас. Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились. Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя.
Проказа - это болезнь-наказание за злоязычие (в первую очередь). Ивритское слово "мецора" - прокаженный. Тосафот комментирует его: "Слово мецора делится на два слова — моци ра (“выносит плохое”, любит рассказывать плохое о людях)".
Соответственно, человек, который поражен этим наказанием, как следствием его греха, должен, прежде всего, осознать свою проблему и избавиться от нее - перестать употреблять "лашон а-ра" (дурной язык), который влечет за собой нарушение сразу многих запретительных заповедей Торы.
В Талмуде (Эрхи́н 16а) написано: "По причине семи грехов недуг поражения "цараат" (проказа) постигает людей: из-за злословия, из-за греха кровопролития, из-за греха ложной клятвы, из-за греха прелюбодеяния, из-за гордыни, из-за грабежа и по причине скупости".
Каков процесс очищения прокаженных? Рав Ицхак Зильбер учит: "Для очищения человека, пораженного проказой, после излечения необходимы две кашерные птицы, кедровая ветвь, червленая нить (шерстяная нитка, особым веществом окрашенная в красный цвет) и трава иссоп. Священник связывает красной ниткой ветку кедра с травинками иссопа, режет одну из птиц над глиняным сосудом с родниковой водой, в который стекает ее кровь, затем окунает в эту воду кедровую ветвь с иссопом и живую птицу и брызгает водой с них на очищаемого. В тот же день и на седьмой день после этой процедуры очищаемый окунается в миквэ, а на восьмой приносит в Храм соответствующие жертвы. Без этого он остается нечистым, сколько бы времени ни прошло после выздоровления".
Почему, согласно Торе (Левит 14), процесс очищения именно таков? "Пернатые непрерывно щебечут. Двух птиц берут как напоминание о болтовне очищающегося. Обычно лашон hа-ра идет от гордости — я умнее, я выше других, как глупы поступки такого то и т.д. Поэтому ветку кедра — одного из красивейших высоких деревьев — кусочком шерсти, окрашенной кровью особого червячка, соединяют с травой иссоп, растущей на крышах и стенах. Ты мнишь себя кедром? Ошибаешься — ты червяк, травинка. Семь раз брызгают на очищающегося — указание на семь причин, по которым он мог быть наказан. Одну птичку режут, а другую — отпускают. Станешь снова сплетничать — наказание может вернуться к тебе, как возвращается на старое место живая птица. Не будешь больше злословить — не вернется, как не возвращается птица мертвая".
Если бы Иисус знал Тору и стремился следовать ей, то ему была бы прекрасно известна процедура очищения от проказы. Весьма странно, что он сказал людям "пойти показаться священникам", но "очистились" они так до священников и не дойдя. И какой смысл их было туда посылать? Такое чувство, что автор евангелия "упал меж двух стульев": с одной стороны, необходимо было связать эту историю со священниками, а с другой - доказать "чудо очищения" без участия оных.
Но суть даже не в этом. "Законы о чистоте и нечистоте любезны Всемогущему потому, что они свидетельствуют об особо святом характере еврейского народа. Согласно Торе, те же самые признаки, появляющиеся у нееврея, не оскверняют его". Соответственно, возникает проблема с самаритянином.
Несмотря на то, что самаритяне считают себя потомками колена Иосифа, и "истинными хранителями еврейской традиции", отвергая при этом Устную Тору, они - не евреи. Тора связывает происхождение самаритян с завоеванием Самарии ассирийцами в 722–721 гг. до н. э., которое сопровождалось депортацией еврейского населения этого района в глубинные районы Ассирийской империи и поселением на их место "людей из Вавилона, и из Куты, и из Аввы, и из Хамата, и из Сфарваима" (2Царств 17:24).
За 300 лет до описываемых в НЗ событий, самаритяне уже были вполне сформировавшейся религиозно-этнической группой, обособленной от евреев. Они враждебно относились к евреям, и в трудные времена всегда становились на сторону языческих завоевателей.
В НЗ налицо явное противоречие. С одной стороны, Мф 10:5 "Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите;", а с другой - Лука и "Иоанн" спешат представить самаритян как положительных героев, праведников, делающих добро и признающих Иисуса мессией, в отличие от "неверных Иудеев". Деяния 8 также свидетельствует о том, что евангелие проповедовали "во многих селениях самарянских".
В любом случае, возникает большое сомнение в том, что иноплеменник самаритянин вообще мог заболеть проказой, именно той, о которой повествует Тора. Есть различия между болезнью "проказа" и "цараат" из Торы, для которой характерны особые пятна на коже, которые свидетельствуют о духовной болезни человека и делают его нечистым, нуждающимся в очищении. Почему только евреи могли наказываться таким образом? От нашего народа, в котором пребывает Шехина, требуется поддерживать высочайшую степень святости. Поэтому, любое нарушение Торы могло повлечь за собой немедленное следствие-наказание. Самаритяне же к этому отношения не имели.
Если Иисус послал прокаженных в Храм для очищения, то почему они должны были вернуться к нему и прославлять его как бога? На каком основании? Может для самаритянина это было и допустимо, но никак не для Иудеев. К тому же, Иудеи должны были понимать, что даже если они "чудесным образом" и "выздоровели", то этого не достаточно, с точки зрения Торы. Необходимо провести дополнительные ритуалы и жертвоприношения. Возможно, они занялись подготовкой к этому, следуя указаниям Всевышнего, вместо того, чтобы идти, кланяться человеку и восхвалять его как бога.
В общем, "мораль сей басни", как и всех остальных в НЗ - "хороший верующий язычник, и плохие неверные и неблагодарные евреи". Не удивительно. Чего еще можно ожидать от этого писания, насквозь пропитанного эллинистическим, антисемитским и антииудейским душком.
Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!" Гибнет народ от недостатка ведения...
|
|
| |
Галилеянка | Отправлено в: Понедельник, 08 Августа 2016, 21:46 | Сообщение № 2 |
Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| Цитата Галилеянка ( ) Если бы Иисус знал Тору и стремился следовать ей, то ему была бы прекрасно известна процедура очищения от проказы. Весьма странно, что он сказал людям "пойти показаться священникам", но "очистились" они так до священников и не дойдя. И какой смысл их было туда посылать? можно, конечно, предположить, что Иисус послал прокаженных к священникам для того, чтобы те лишь засвидетельствовали об их исцелении, но этот факт ничего не меняет.
Во-первых, самаритянин в эту концепцию не вписывается. Он к Храму и еврейским обрядам отношения не имел, и "цараат" заболеть тоже не мог. У самаритян изначально был свой храм на горе Гризим, правда, к моменту новозаветных событий уже разрушенный хасмонейским царем, но, тем не менее, именно эту гору они считали священной и именно там поклонялись своему богу. Это подтверждает самаритянка у Ин. 4:20 "Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме".
Во-вторых, в любом случае, как я уже писала, простого исцеления от "цараат" вовсе недостаточно. Это не обычная болезнь, а духовная, требующая специальной процедуры очищения. В северо-западном углу Храма находилось помещение для прокаженных, в котором священники осматривали выздоравливающих. В нем находилась миквэ для очищающихся от цараат. (Миквэ - специальный бассейн, погружение в который согласно Торе, очищает от ритуальной нечистоты; цараат - согласно Торе, особое состояние человека, внешне выражающееся в появлении на его коже ярко-белых пятен и характеризующееся высокой степенью ритуальной нечистоты. После выздоровления такой человек обязан был пройти процедуру ритуального очищения и, в частности, совершить определенные жертвоприношения. Необходимо подчеркнуть, что состояние "цараат" вызывается чисто духовными причинами и имеет место лишь тогда, когда существует Храм, в котором Всевышний присутствует в среде народа Израиля) (источник)
Все-таки, напрасно Лука упомянул именно "проказу", лучше бы продолжал писать об "одержимости бесами"... Прокаженные не могли, и не должны были возвращаться к Иисусу тотчас же, поскольку им требовалось еще многое сделать, чтобы довершить свой процесс очищения. И, весьма логично, что они пошли славить и благодарить Б-га именно в Храм, по прямому пункту назначения. Это при условии, что данное исцеление было от Б-га. А если лично от Иисуса, то какой силой оно было сделано? Почему люди должны были воздавать славу именно ему, человеку Иисусу, а не Творцу в Храме? Если это не идолопоклонство, то что? На тот момент ведь Иисус еще не "воскрес", так откуда людям было знать, что он окажется самим богом?.. Понятно, что евангелие было написано спустя пару веков, когда уже божественность Иисуса была "неоспорима", но к тем прокаженным это отношения не имело.
Вообще, евангелисты очень часто забываются, и накладывают действительность своего времени на события времен Иисуса. А все потому, что первые христиане никаких текстов не писали и не составляли, потому что верили, что живут в последние дни, перед "концом света", со дня на день ожидая возвращения Иисуса "во славе". Так пару веков и прождали. А когда опомнились, уже было поздно. Вот и пришлось основательно потрудиться, чтобы экстренно создать собственный "священный текст", описывая события, о которых лишь "слышали звон, да не знали, где он".
Хоть тот контингент, на который рассчитаны писания НЗ, и "проглатывает" эту информацию без проблем, но евреев не так просто обвести вокруг пальца. И слава Всевышнему, что в НЗ столько ляпов, а то, не дай Б-г бы и Иудеи попались на удочку христианского эгрегора. Но Б-г хранит Свой народ.
Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!" Гибнет народ от недостатка ведения...
|
|
| |
Галилеянка | Отправлено в: Вторник, 09 Августа 2016, 07:04 | Сообщение № 3 |
Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| Кстати, возможно, что Лука писал эту историю с прокаженным, пытаясь воспроизвести то, что произошло с сирийским военачальником Нееманом. Лук. 4:27 "много также было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина". Кстати, не факт, что "никто не очистился", но не в этом суть.
"Проказа" у Неемана была лишь подобна той, которая бывала у евреев, т.к. вся его кожа стала белой.
Христианам этот эпизод, помимо того, что там исцеляется язычник, приглянулся еще и потому, что тот, по слову пророка Елисея, получил исцеление в священной для них реке - Иордане. Сириянину, безусловно, не требовались никакие дополнительные очистительные процедуры в Храме, поскольку его болезнь была не духовной, а обычной, физической (той, что сейчас называют "лепра").
Лука же, описывая свою историю с десятью прокаженными, "посылает их к священникам", явно подразумевая именно еврейский вариант "цараат", хотя самаритянину идти к священникам вовсе не следовало. "Духовный контекст" этой истории из НЗ призван свидетельствовать о "духовном очищении" благодаря Иисусу. Но увы, пазл не сложился.
В чем суть истории Неемана?
О. И. Баддиль, в переводе р. Меира Мучника, пишет:
1. Одна из основных тем недельной главы – это Цараат, и Ѓафтара повествует о том, как пророк Элиша исцелил проказу, которой был поражен Нааман.
2. Эта Ѓафтара взята из той части Второй Книги Царей, где записаны разные чудеса, который содеял Элиша, когда унаследовал мантию лидера еврейского народа у своего учителя пророка Элияху. Первое чудо, упомянутое в Ѓафтаре, происходит при следующих обстоятельствах. К Элише приходит человек и приносит ему дар – около двадцати булок ячменного хлеба. В то время в Земле Израиля свирепствовал жестокий голод, который навел ХаШем из-за того, что царь Ахав с женой Изевель распространяли по всей стране идолопоклонство (на тот момент царем был Йеровам, сын Ахава), поэтому это приношение еды было как нельзя кстати. Но Элиша не берет еду себе, а указывает, что хлеб нужно распределить среди сотен голодающих исследователей Торы. Слуга Элиши Гейхази подумал, что, быть может, Элиша не осознавал, что для всех этих людей этого количества хлеба вряд ли хватило бы: «Что?! Я должен раздать эти булки сотням людей?» Но Элиша отвечает: «Да! Ибо так сказал ХаШем: “Ешьте – и будет вам вдоволь, и останется”». Так и случилось.
3. На протяжении всей истории нашего пребывания в Земле Израиля мы были окружены врагами. Но пока мы с верностью соблюдали Тору и заповеди, ХаШем нас хранил, и никто на нас не нападал и не вступал с нами в конфликт. Только когда люди пренебрегали Б-гом и Его Торой - тогда начинались беды. И о таком времени повествует следующая часть Ѓафтары. Йеровам был сыном идолопоклонников, и на этот раз стране стал досаждать соседний Арам (предок современной Сирии). Иногда стороны сходились в открытом сражении, но больше это была война на истощение: моджахеды совершали налеты на еврейские поселения, жгли их и уводили жителей в рабство.
4. На границе с Землей Израиля жил Нааман, главнокомандующий сирийской армии. Он был доблестным воином и фаворитом арамейского царя, ибо именно он – хотя и совершенно случайно – убил в сражении еврейского царя Ахава. Но Нааман страдал от недуга – Цараат. Обычно законы Цараат не действуют по отношению к неевреям – как и вообще все законы «Тум’ы» и «Тахары». Но все-таки это портило его внешность, к тому же рабыня его жены, пленница, захваченная в одном из рейдов в Землю Израиля, рассказала своей госпоже, что у нее на родине Цараат считается уродством и нечистью. Она посоветовала, чтобы Нааман поехал в Землю Израиля и попросил исцеления у Элиши, Б-жьего человека. Нааман рассказал царю о том, что поведала «девушка из Земли Израиля», и попросил выдать ему письмо, адресованное израильскому царю, с требованием приказать пророку исцелить его. Царь согласился, и Нааман в сопровождении большого войска и с драгоценными дарами выезжает в Землю Израиля и появляется при дворе еврейского царя в его столице Шомрон.
5. Прочитав письмо, Йеровам впадает в истерику. Он рвет на себе одежды и сокрушается о войне, которая явно начнется после того, как он не сможет выполнить требование своего воинственного врага. «Что я, Б-г, чтобы исцелять Цараат? – восклицает он в присутствии своих придворных, - Смотрите, как он ищет повод начать со мной войну!» Но когда о его панической реакции услышал Элиша, находившийся тогда в Шомроне, то передал ему послание: «Пришли ко мне этого человека, и увидит, что есть пророк в еврейском народе, и что Вс-вышний Б-г всегда близок к своему народу (даже если ты, Йеровам, еврейский царь, отказываешься это видеть!)»
6. Царь отсылает Наамана к пророку и, слегка уязвленный этим очевидным пренебрежением к собственной персоне, Нааман (со всей свитой) предстает у входа в дом Элиши. В момент приезда Наамана Элиша дает лекцию по Торе, и, не желая прерывать изучение Торы и отвлекать учеников, он просто велит передать Нааману, что пусть пойдет и окунется семь раз в водах реки Иордан – и будет исцелен.
7. Это уже явное оскорбление, и Нааман в бешенстве. «Какое возмутительное поведение! – говорит он солдатам, - Я-то думал, что Б-жий человек выйдет ко мне, произнесет заклинания, помолится Б-гу и наложит на меня свои руки – а он что делает? Посылает меня купаться в Иордане! Да реки Дамаска лучше всех вод Израиля, искупаться я и в них могу!» И он решает возвратиться в свою страну и доложить своему царю об этом наглом оскорблении – которое, разумеется, приведет к серьезным последствиям. Но кто-то из свиты говорит ему: «Господин мой! Ведь если бы Б-жий человек велел тебе пройти долгий процесс очищения, разве бы ты не подчинился? Так теперь он велит тебе всего лишь окунуться в Иордане. Почему бы не попробовать?» Голос разума побеждает, и Нааман спускается к Иордану. Он окунается семь раз, как говорил пророк, и мгновенно исцеляется.
8. Это открытое чудо превращает Наамана из надменного и агрессивного вояки в кающегося и скромного человека. Он приходит к Элише и говорит: «Теперь я знаю, что нет бога кроме Б-га Израиля, а его пророки – святые люди!» Он упрашивает Элишу принять принесенные им дары, но Элиша, не желая уменьшить эффект прославления Имени Б-га (Кидуш ХаШем), клянется, что ничего не возьмет. Это все содеял Б-г, а не он.
9. Нааман воистину впечатлен. Он немедленно принимает решение не поклоняться и не воздавать молитвы никому, кроме Б-га. Он принимает на себя соблюдение Семи законов потомков Ноаха, и других тоже. (Семь законов потомков Ноаха таковы: не поклоняться другим богам, кроме ХаШема; не хулить Имя Б-га; не убивать; не красть; не нарушать моральных норм; не есть мясо еще живых животных и не проявлять по отношению к ним жестокость; установить и поддерживать институты закона и правопорядка, и судебные заведения, обеспечивающие соблюдение всеми этих законов Б-га.) Нааман дает обязательство быть даже строже к себе, чем ему было необходимо: обычно нееврей имеет право поклоняться идолам при условии, что признает, что ХаШем – Высший Б-г, а Нааман заявил, что будет поклоняться только Самому Б-гу. И если до Элиши дойдут сообщения, что его, Наамана, видели в храме идолов, то пусть знает, что он им поклонялся только потому, что был обязан сопровождать царя – и за это заранее просит прощения. Ибо царь опирается на его руку, и поэтому он должен поклониться идолам вместе с царем. Но он знает, что на самом деле единственной реальной силой в мире является ХаШем, и что Он – Б-г Израиля.
10. Нааман также просит у Элиши разрешение взять с собой немного земли, взятой из Святого Израиля, чтобы построить из нее жертвенник во славу Б-гу. Элиша дает на это разрешение, и с миром отсылает его домой.
Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!" Гибнет народ от недостатка ведения...
|
|
| |
| |