Галилеянка | Отправлено в: Суббота, 09 Июля 2016, 06:39 | Сообщение № 1 |
Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| Имена (Шмот) — вторая книга Учения (Торы). Название книга получила по ключевому слову первого стиха. Также встречаются названия: И это имена, Книга исхода из Египта, Книга союза. В древнейших переводах утвердились названия: Ἔξοδος (гр.) и Exodus (лат.) — Исход. По-русски принятое название: Исход. Во второй книге Учения (Торы) около 1209 стихов, количество стихов колеблется из-за различного деления на стихи фрагмента Десяти речений (заповедей) в 20-ой главе. Книга разделена на сорок глав.
Условно Имена (Шмот) можно разделить на три части. В первой (1:1-7 — вступление, 1:8—13:16) рассказывается об освобождении сынов Израиля от египетского рабства; во второй (13:17—18:27) повествуется о странствиях, пока сыны Израиля не пришли к горе Синай; третья (19:1—40:38) — рассказ о союзе Господа с избранным Им народом и строительстве обиталища Господу.
Традиция считает автором книги Моше, с рассказа о рождении и спасении которого она начинается. Паро, боясь растущей численности и силы евреев, изнуряет их тяжелым трудом и приказывает повитухам убивать новорожденных еврейских мальчиков. Одного из них спасает дочь Паро и дает ему имя Моше. Выросший Моше видит египтянина, избивающего брата-еврея, убивает египтянина и бежит в Мидьян.
Пася скот своего тестя, Моше оказывается у несгорающего куста, и, привлеченный чудом, подходит к нему. Из куста к нему обращается Бог, дающий обетование привести народ Израиля в землю, молоком и медом текущую. Господь посылает Моше в Египет. Моше и брат его Аѓарон приходят к Паро с просьбой отпустить народ принести жертвы Господу. Всевышний ожесточает сердце Паро, и тот не отпускает евреев. После этого Господь насылает на Египет десять кар (казней египетских). Первая: кровь. Вторая: лягушки. Третья: вши. Четвертая: скопище (диких животных и насекомых). Пятая: мор (скота). Шестая: нарывы. Седьмая: град. Восьмая: саранча. Девятая: тьма (густая, осязаемая). Десятая: смерть первенцев. Господь заповедует Моше рассказать евреям, как провести ночь перед исходом (законы праздника Песах). Египтяне преследуют Израиль, а евреи, увидев преследователей, вопиют к Господу. Совершается чудо: сыны Израиля проходят в море по суше, а вернувшаяся вода уничтожает египетское войско, ринувшееся за ними. Моше поет песнь о чудесном избавлении.
Далее следует рассказ о странствиях Израиля в пустыне: мане (манне) и перепелах, о том, как Моше добывает посохом воду, о победе над Амалеком, о жертвеннике, который в память о победе строит Моше.
Когда Израиль приходит к горе Синай, Господь провозглашает Десять речений (заповедей). Вслед за этим следует изложение гражданских и уголовных законов, социально-этических наставлений и культовых предписаний. Моше восходит на гору Божию и проводит там сорок дней и сорок ночей. Господь заповедует Моше собрать приношение от сынов Израиля и построить Ему обиталище, которое показывает ему на горе и дает Моше скрижали свидетельства.
Тем временем Аѓарон по требованию народа делает божество — литого теленка. Моше разбивает скрижали и уничтожает теленка. Моше явлена слава Господня. По велению Всевышнего Моше вырубает новые скрижали и с ними поднимается к Господу. Моше со скрижалями, на которых записаны десять речений (заповедей), спускается с горы, и кожа лица его сияет.
Затем следует повествование о приношениях сынов Израиля для обиталища Господа, его строительстве, счета по строительству, и в заключение следует рассказ об установке соборного шатра и о том, что слава Господня наполняет его. Вторая книга Пятикнижия представляет собой эпическое произведение, главный герой которого Всевышний, избравший Израиль Своим народом, а Моше — Своим посланником. Отдельные части книги долгое время бытовали в устной традиции, передаваясь из поколения в поколение. Когда они были объединены, записаны и отредактированы, значительная часть стихов сохранила особенности устной поэтической речи: повторы, фонетические переклички, которые «связывают» разнородные доселе слова, многочисленные аллитерации. В некоторых стихах сохраняется и незавершенность, недосказанность, которая в устной речи могла компенсироваться различными невербальными средствами, такими, как жест.
В книге повествовательные фрагменты соседствуют с законодательными, она представляет собой прозу, перемежающуюся поэзией. Нередки случаи, когда проза «прорывается» поэтическими вкраплениями с характерными параллелизмами, тоническим метром и т.п. В значительной доле стихов изначально заложена возможность различного толкования, заданная средствами за редким исключением невозможными для воспроизведения в переводе, такими как аллюзии, аллитерации, многозначность слов. В таких случаях перед переводчиком стоит задача выбора главного направления движения текста, которое и определяет отношение к различным вариантам прочтения.
С древнейших времен текст книг Учения (Торы) делился на фрагменты для еженедельного чтения. Недельные главы книги Имена (Шмот) в соответствии с годичным циклом чтения (последние две чаще всего объединяются в одну недельную главу):
1. Имена (Шмот): 1:1—6:1. 2. Являлся (Ваэра): 6:2—9:35. 3. Приди (Бо): 10:1—13:16. 4. Когда отпустил (Бешалах): 13:17—17:16. 5. Итро (Итро): 18:1—20:22. 6. Законы (Мишпатим): 21:1—24:18. 7. Приношение (Трума): 25:1—27:19. 8. Вели (Тецаве): 27:20—30:10. 9. Будешь считать (Тиса): 30:11—34:35. 10. Собрал (Ваякѓель): 35:1—38:20. 11. Счета (Пекудей): 38:21—40:38.
ЧИТАТЬ ПРОДОЛЖЕНИЕ
Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!" Гибнет народ от недостатка ведения...
|
|
| |