[ Новые сообщения · Правила поведения · Участники · Поиск по темам · RSS лента ]
"Потому что Я Г-сподь, Б-г ваш, освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят" (Левит 11:44)
"Ибо все народы пойдут – каждый во имя божества своего, а мы пойдем во имя Г-спода Б-га нашего во веки веков." (Миха 4:5)
Шалом! Данный форум устроен по типу бейт-мидраш. Эта модель призвана помочь тем, кто желает изучать Тору и еврейскую мудрость, а учеников отличает стремление пополнить свои знания и найти им достойное применение. Люди данной категории не озабочены собственной репутацией или мнением большинства; их цель – сблизиться со Всевышним путем исполнения Его заповедей. Посещение «Бейт-Мидраш» не должно рассматриваться как место, где один человек обнажает духовную несостоятельность другого и претендует на исключительность собственного мнения. Суть общения и обучения – укрепление в праведности, исправление своего характера и, тем самым, участие в исправлении всего Мира (тикун олям).

У нас приветствуются ноахиты (бней-Ноах); геры (прозелиты), принявшие официальный или неофициальный гиюр, или находящиеся на пути к этому; выходцы из христианства или иных религий и культов; караимы; иудействующие, а также все Б-гобоязненные, неравнодушные к Б-гу Авраама, Исаака и Иакова, к Торе и Иудейскому образу жизни. Добро пожаловать!

  • Страница 1 из 1
  • 1
Бейт-мидраш / Дом учения » КНИЖНАЯ ПОЛКА » ТаНаХ, Тора - Учение » Переводы ТаНаХа » Берешит (Бытие) в переводе с комментариями (рав М. Ковсан)
Берешит (Бытие) в переводе с комментариями
ГалилеянкаОтправлено в: Суббота, 09 Июля 2016, 06:36 | Сообщение № 1

Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
Учение (Тора) — первая часть ТАНАХа, Святого писания, состоящая из пяти книг, и поэтому ее принято также называть Пятикнижием, словом, впервые употребленным Оригеном. Учение — наиболее адекватный перевод слова «Тора», ибо, кроме основного, включает в себя также значение «закон». Книга Учения, Учение Господа, Учение Моше — это принятые названия первой части ТАНАХа, которые встречаются в основном у пророков. Слово «Учение» выбрано для наименования первой части Святого писания, несмотря на то, что в современном русском языке прочно утвердилось и слово «Тора», и сделано это потому, что заимствование мало что говорит современному русскоязычному читателю.

Учение (Тора) состоит из пяти книг, по древней месопотамской традиции именующихся по ключевому слову стиха, которым начинается книга: Вначале (Брешит), Имена (Шмот), Воззвал (Ваикра), В пустыне (Бемидбар), Слова (Дварим). В православном каноне названия книг — переводы с греческого: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие. Разделение на пять книг произошло задолго до разрушения Второго Храма, и, хотя толчком для этого было, вероятно, стремление сделать свитки удобными для чтения, каждая из пяти книг тематически целостна.

Согласно Традиции, текст Учения был записан Моше, кроме последних восьми стихов, где рассказывается о его смерти, которые были записаны его учеником и преемником Иеѓошуей сыном Нуна.

Пятикнижие — это рассказ о сотворении мира и человека, о начальных шагах развития человечества, о патриархах и рождении еврейского народа, о его страдании в Египте, пути в пустыне в землю, обетованную Господом, получении Учения на горе Синай, о законах служения Господу и законах гражданских. Заключительная книга Учения — предсмертная речь Моше, обращенная к народу, стоящему у границ земли, заповеданной Господом избранному Им народу.

Всего в Учении (Торе), согласно традиции, насчитывается 5845 стихов. С древнейших времен в Пятикнижии, а затем и в других частях ТАНАХа, утвердилось деление на открытые (текст начинается с новой строки) и закрытые (текст начинается на той же строке) части текста — паршиёт. Это деление обозначено особым масоретским знаком. Первое деление — основное, в переводе оно обозначено дополнительным пробелом между стихами. Согласно Рамбаму в Пятикнижии 669 паршиёт, 290 открытых и 379 закрытых.

Другое деление текста Учения — на парашот, фрагменты для еженедельного чтения в рамках годичного (вавилонская традиция) или трехгодичного (традиция Эрец Исраэль) цикла. Согласно вавилонской традиции, в Пятикнижии 54 (53) недельных главы (парашот), согласно традиции Эрец Исраэль — 154 (167). Деление на недельные главы согласно вавилонской традиции сегодня наиболее распространено, и их названия, а также соответствие делению на стихи и главы приведены в предисловиях к каждой из книг Пятикнижия. Принятая ныне нумерация стихов и деление на главы нееврейского происхождения. Оно заимствовано из рукописи Вульгаты (перевода на латынь) 13 в.

Читатель этого перевода имеет возможность получить русскую версию книги «из первых рук», т.е. непосредственно с иврита. Перевод снабжен тремя видами комментариев: первый (с буквенной отсылкой) преследует цель познакомить читателя с важнейшими реалиями (историческими, природными и т.п.), с версиями прочтения на языке оригинала; второй (с цифровой отсылкой) посвящен исключительно вопросам перевода на русский язык, здесь иногда приводятся и варианты перевода; третий комментарий — литургический (в соответствии с законами и обычаями земли Израиля). Комментарии опираются на традиционные толкования и современные научные исследования. Прямая речь Всевышнего приводится без кавычек. Буквой ѓ передается отсутствующая в русском языке буква ה, звучание которой схоже с украинским "г".

Вначале (Брешит)

Предисловие

Вначале (Брешит) — первая книга Учения (Торы) и всего ТАНАХа. Название книга получила по первому слову первого стиха. В древнейших переводах утвердились названия: Γένεσις (гр.) и Genesis (лат.) — Происхождение. По-русски принятое название: Книга Бытия.

Вначале (Брешит) — самая большая книга Пятикнижия, в ней 1534 стиха, которые составляют приблизительно 26% из всего количества стихов Пятикнижия. Книга разделена на 50 глав.

Вначале (Брешит) состоит из двух частей. В первой говорится об истории человечества (первые 11 глав), во второй — о праотцах и зарождении еврейского народа (с 12 главы до конца книги).

Основные темы первой части.

Творение мира и человека. Сад в Эдене, создание жены. Адам и его жена съедают плод с дерева познания добра и зла, и Господь изгоняет их из Ган Эдена. Рождение Ѓевеля и Каина, Каин убивает брата. Изгнание Каина. Рождение Шета.

Решение Господа уничтожить извратившийся мир. Заповедь Ноаху построить ковчег. Уничтожение всего сущего на земле. Прекращение потопа. Жертвоприношение Ноаха. Союз Господа со всякой живой душой. Радуга — знак союза. Опьянение Ноаха. Проклятие Кнаану, сыну Хама. Смерть Ноаха. Башня Бавеля. Смешение языков.

Основные темы второй части.

Выполняя повеление Господа, Аврам приходит в Кнаан, а затем, спасаясь от голода, уходит в Египет. Аврам отделяется от Лота. Война царей. Аврам освобождает плененного Лота. Малки-Цедек, царь Шалема, благословляет Аврама. Союз Бога с Аврамом.

Сарай дает Авраму в жены Ѓагар, рабыню свою. Бегство Ѓагари и явление ей посланца Господня. Рождение Ишмаэля. Явление Господа Авраму. Его новое имя — Авраѓам. Союз обрезания. Новое имя Сарай — Сара. Господь сообщает о рождении Ицхака.

Явление Господа Авраѓаму. Три мужа посещают Авраѓама. Весть о рождении сына. Спор Авраѓама с Господом о праведниках и судьбе Сдома. Жители Сдома рвутся познать гостей Лота. Посланцы Господа спасают Лота, его жену и дочерей. Превращение жены Лота в соляной столб. Уничтожение Сдома, Аморы и всей долины. Происхождение Моава и сынов Амона.

Авраѓам селится в Гераре. Явление Господа Авимелеху, царю Герара, во сне. Рождение Ицхака. Изгнание Ѓагар и Ишмаэля, их чудесное спасение. «Связывание» Ицхака. Благословение Авраѓаму. Смерть Сары. Авраѓам приобретает пещеру Махпела в погребальное владение и хоронит там Сару. Сватовство правителя дома Авраѓама. Ицхак вводит Ривку в шатер своей матери. Смерть Авраѓама. Родословие Ишмаэля.

Рождение Эсава и Яакова. Эсав продает свое первородство. Явление Господа Ицхаку. Споры пастухов Ицхака и пастухов Герара о колодцах. Явление Господа Ицхаку и Его благословение.

Благодаря Ривке Яаков получает благословение отца. Ривка велит Яакову бежать от гнева брата в Харан. Сон Яакова. Лестница, достигающая небес. Благословение Господа. Обет Яакова. Яаков встречает Рахель у колодца. Работа за жен и рождение детей. Яаков с женами и детьми бежит от Лавана. Лаван нагоняет Яакова, и они заключают союз.

Посланцы Божьи встречают Яакова. Его дары брату Эсаву. Яаков борется с мужем, получая новое имя Исраэль (Израиль). Мирная встреча Яакова с братом Эсавом. Яаков ставит жертвенник в Шхеме. История с Диной. Бог, явившись Яакову, благословляет его и нарекает именем Исраэль. Смерть Рахели и рождение Биньямина. Сыновья Яакова. Смерть Ицхака.

Сны Иосефа. Решение братьев убить Иосефа. Иосефа продают в Египет.

Иеѓуда и Тамар. Рождение Переца и Зераха.

Благодаря Иосефу процветает дом его господина. Клевета жены Потифара. Иосеф в тюрьме толкует сны придворных Паро. Иосеф разгадывает сны Паро, и он ставит Иосефа над Египтом. В сытые годы Иосеф собирает продовольствие. Женитьба и рождение сыновей Иосефа. Братья приходят в Египет купить зерно. Братья с Биньямином приходят к Иосефу. Посланный вдогонку за братьями находит подложенную чашу в поклаже Биньямина. Братья возвращаются в дом Иосефа, и Иеѓуда предлагает остаться рабом вместо Биньямина. Признание Иосефа братьям. Они возвращаются в Кнаан и обо всем рассказывают отцу, его встреча с Иосефом. Яаков и сыновья селятся в земле Гошен. Иосеф за хлеб порабощает египтян. Яаков заклинает Иосефа не хоронить его в Египте.

Перед смертью Яаков зовет Иосефа, объявляет Эфраима и Менаше своими сыновьями и благословляет их. Завещания-благословения Яакова своим сыновьям. Смерть и похороны Яакова. Смерть Иосефа и его заклятие.

Отдельные части Вначале (Брешит) долгое время бытовали в устной традиции, передаваясь из поколения в поколение. Когда они были объединены, записаны и отредактированы, значительная часть стихов сохранила особенности устной поэтической речи: повторы, фонетические переклички, которые «связывают» разнородные доселе слова, многочисленные аллитерации. В некоторых стихах сохраняется и незавершенность, недосказанность, которая в устной речи могла компенсироваться различными невербальными средствами, такими, как жест.

Текст Вначале (Брешит) представляет собой прозаическое повествование, перемежающееся поэзией. Нередки случаи, когда проза «прорывается» поэтическими вкраплениями с характерными параллелизмами, тоническим метром и т.п. В значительной доле стихов изначально заложена возможность различного толкования, заданная средствами за редким исключением невозможными для воспроизведения в переводе, такими как аллюзии, аллитерации, многозначность слов. В таких случаях перед переводчиком стоит задача выбора главного направления движения текста, которое и определяет отношение к различным вариантам прочтения.

С древнейших времен текст книг Учения (Торы) делился на фрагменты для еженедельного чтения. Недельные главы книги Вначале (Брешит) в соответствии с годичным циклом чтения:

1. Вначале (Брешит): 1:1—6:8.
2. Ноах (Ноах): 6:9—11:32.
3. Иди себе (Лех леха): 12:1—17:27.
4. Явился (Ваера): 18:1—22:24.
5. Жизнь Сары (Хаей Сара): 23:1—25:18.
6. Родословие (Толдот): 25:19—28:9.
7. Ушел (Ваеце): 28:10—32:3.
8. Послал (Ваишлах): 32:4—36:43.
9. Поселился (Ваешев): 37:1— 40:23.
10. По окончании (Микец): 41:1—44:17.
11. Подошел (Ваигаш): 44:18—47:27.
12. Жил (Ваехи): 47:28—50:26.

ЧИТАТЬ
ПРОДОЛЖЕНИЕ


Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!"
Гибнет народ от недостатка ведения...
 
Бейт-мидраш / Дом учения » КНИЖНАЯ ПОЛКА » ТаНаХ, Тора - Учение » Переводы ТаНаХа » Берешит (Бытие) в переводе с комментариями (рав М. Ковсан)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:
Функции форума
Ленточный Вариант Форума  |  Правила поведения  |  Участники  |  RSS Лента  |  Поиск по Названиям Тем

Предупреждение: данный форум строго модерируем. Проводятся постоянные ревизии, чистки, а также удаляются устаревшие и потерявшие актуальность темы.

Цветовая маркировка групп: Читатель ~ Участник ~ Постоянный участник ~ Администратор

Поиск по всему сайту


Форум основан 1 июня 2006 г.
Хостинг от uCoz