Галилеянка | Отправлено в: Воскресенье, 20 Июля 2014, 11:25 | Сообщение № 1 |
Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| Конспект лекции рава Эли Тальберга. Видео-материал здесь: 1 часть 2 часть
Недавно я задумался над вопросом: правда ли, что женщина более духовна чем мужчина, и решил проверить это через Тору.
В Торе есть 2 рассказа о сотворении, и соответственно, о сотворении женщины. Это самое начало Торы. 1 глава повествует о том как Элоким творил мир и, соответственно, сотворил человека. Чтобы был понятен смысл 1 главы мудрецы поясняют, что Имя Всевышнего Элоким означает проявление Б-га как Создателя законов природы, который реализует Себя через них. Гематрия слова Элоким равна гематрии слова а-тева = природа. Т.е. очень упрощенно - законы природы это одно из проявлений Творца.
В 1 главе описывается как Элоким (в природном аспекте) сотворил человека подобно всему в природе, а именно "захар и некева бара отам" - "самцом и самкой сотворил их". Т.е. человек как биологический вид, как все в природе, создан самцом и самкой. В рамках этой главы у нас нет никаких проявлений или намеков на то что женщина создана более духовной чем мужчина, и вообще, слово женщина здесь не появляется. Здесь фигурирует слово самка.
Второй рассказ Торы, говорящий о сотворении, использует другое Имя Творца - а-Шем Элоким. Элоким это природный аспект, а-Шем (Четырехбуквенное Имя) это над-природный аспект, т.е. это то проявление Всевышнего, которое не ограничено природными законами.
Так вот во втором рассказе говорится что а-Шем Элоким творит человека. Здесь Тора раскрывает нам сотворение человека в реальности природного с выходом в надприродное. И здесь уже сказано что а-Шем создал человека из земли "Адам мин адама", что у человека есть прямая связь с землей, это над-материальная связь, потому что она в реальности а-Шем Элоким, а не просто Элоким. И здесь же говорится о том, что женщина сотворена из Адама. Итак, получается Адам создан из адама (земли) а женщина создана из Адама. Т.е. женщина не создана напрямую из земли.
Мудрецы говорят что в Книге Творения каждое последующее творение более совершенно чем предыдущее. С другой стороны, параллельную идею можно увидеть в благословениях на еду. Так, плоды земли благословляются "боре при адама" (благословен плод земли) а плоды деревьев, несмотря на то что дерево тоже растет из земли - на них совсем другая браха "благословен плод дерева". Если человек не знает что у него в руках - плод дерева или плод земли, то лучше скажи "благословен плод земли" - не ошибешься, потому что дерево тоже растет из земли. Но если ты точно знаешь что это плод дерева, то ошибкой будет сказать на него "плод земли". Итак, получается, что несмотря на то, что дерево тоже растет из земли, плод дерева считается более тонким продуктом чем плод земли.
Подобно этому, человек создан из земли, а женщина создана из Адама. Т.е. Тора этим намекает что женщина более тонкое духовное существо чем мужчина. Опять же, если мы посмотрим на то, какие плоды Б-г дает человеку в пищу в первом рассказе и во втором рассказе, то мы увидим что в первом дается в пищу любой плод земли и плод дерева, а во втором рассказе, в реальности а-Шем Элоким, человеку дается в пищу только плод дерева. Говорится "от плодов дерева ешь, а от дерева познания добра и зла не ешь от него".
Итак, если мы немного отстранимся и посмотрим, а какие продукты насыщают организм, то мы увидим что фруктами насытиться невозможно, например персиками сыт не будешь, или будешь но ненадолго, а вот плоды земли, это злаковые культуры, это крупы, картошка, корнеплоды - это то, что насыщает. Плоды же деревьев они более полны клетчаткой, сахарами, витаминами, но основная наша пища это плоды земли.
Итак, второй рассказ Торы о сотворении человека, когда человек создан из земли, а женщина создана из человека, намекает нам на то, что женщина является более тонким творением Создателя чем мужчина, но это более тонкое творение только в реальности а-Шем Элоким, в которой есть выход в над-природное, потому что в природном аспекте, в реальности Элоким, женщина совсем не отличается от мужчины, она такая же биологическая форма, мужчина назван самцом, а женщина названа самкой.
Сейчас мы рассмотрим духовность женщины в историческом плане. Чтобы было понятно о чем я скажу далее, приведу один спор мудрецов. В Пиркей де-рабби Элиезер приводится спор раби Акивы и раби Элиезера. "Раби Акива говорит: - "если бы была утеряна вся Тора но остались только 10 речений то я по ним восстановил бы всю Тору". Раби Элиезер отвечает ему и говорит: - "если бы была утеряна вся Тора но сохранилась бы только Книга Творения, то я по ней восстановил бы всю Тору". Спор этих двух мудрецов, - за ним стоит следующее. Раби Акива говорит о поведенческой базе Торы, т.е. о заповедях. Он говорит что все заповеди Торы имеют своим корнем 10 речений которые звучали у горы Синай. Т.е., если будет известно только 10 речений, то логикой можно из этого текста вывести все остальные заповеди Торы. Р. Элиезер говорит что в Торе есть не только поведенческая база но и мировоззренческая. Тора описывает в виде модели всю историю человечества, и в сжатой форме вся модель человечества зашифрована в Книге Творения, в первых главах Торы. И если бы сохранился только этот текст, то вся история человечества может быть прочитана, рассмотрена, распознана в этой Книге.
Так вот, мы продолжает разговор о духовности женщины. И мы уже сказали что вообще сама постановка вопроса о том, что женщина более духовна чем мужчина, возможна только в реальности а-Шем Элоким, что описано во втором рассказе Торы, где говорится о природном с выходом в над-природный аспект мироздания.
Во втором рассказе используется все время Имя Всевышнего а-Шем Элоким кроме одного места - диалог Евы со змеем. До него используется Имя а-Шем Элоким и после него. А в этом диалоге фигурирует только Имя Элоким. "А змей был самым умным из всякого зверя полевого которого сделал а-Шем Элоким", т.е. змей которого сотворил а-Шем Элоким это не те змеи, которые ползают, это змей в реальности а-Шем Элоким (над-природной), а те змеи, которых мы знаем созданы в реальности Элоким (природной). "И сказал женщине, действительно ли сказал Элоким не ешьте от всех деревьев сада, и сказала женщина змею: от всякого плода дерева можем есть, а от плода дерева которое в середине сада сказал Элоким не ешьте от него, не касайтесь его чтобы вы не умерли". И сказал змей женщине "смертью не умрете", потому что знает Элоким, что когда вы съедите от него откроются глаза ваши и будете как Элоким, знающие добро и зло. И увидела женщина что хорошо дерево для еды, и она ела, потом она дала мужу, и открылись их глаза, увидели что они наги, взяли лист инжира и сделали себе пояса, услышали голос а-Шем Элоким ходящим в саду".
Итак, посреди реальности сада, посреди реальности а-Шем Элоким вдруг появляется кусок, в котором используется только Имя Элоким. Что символизирует этот диалог? Почему змей вдруг пользуется только именем Элоким? В этом споре Евы со змеем Ева - представитель верующего человека, а змей - представитель материализма. И фактически, змей говорит женщине - насколько твое мировоззрение имеет опору в законах природы? В рамках Элоким есть ли место твоему мировоззрению или нет? И получается, что Ева, как верующий человек, спор материалисту змею проиграла. Т.е. действительно, мировоззрение, вера в Б-га - оно не находит яркую опору в законах природы. Ева этот спор проиграла. Что происходит дальше - они слышат голос а-Шем Элоким, возвращаются в над-природный мир, и тогда они испугались.
Если мы этот рассказ Торы наложим на историю человечества, то увидим следующее: эра материализма предлагает верующим людям проверить, насколько есть опора в законах природы их мировоззрению? И многие разочаровываются в вере. Эра материализма породила не только атеизм, она не только убила веру в над-природный аспект Б-га, но вместе с этим было убито все что свойственно над-природному аспекту, то, о чем говорится во втором рассказе Торы: убило понятие мужчины и женщины.
Термины "иш и иша" (мужчина и женщина) фигурируют только в пространстве а-Шем Элоким, в пространстве Элоким фигурируют только понятия "захар и некева" (самец и самка). Т.е. вместе с верой в Б-га было убито и понятие женщина, вместе с этим было убито понятие любовь. Именно во втором рассказе говорится что оставит мужчина оставит отца и мать и прилепится к жене своей и станут единой плотью - понятие двекут, и исходящее из него понятие любовь, они возможны только в рамках выхода в над-природное. Материализм убил и это понятие, отсюда и попытки ученых доказать что любовь это всего лишь игра гормонов. О каком уж приоритете в духовности у женщин может идти речь в рамках природы, ведь женщина всего лишь самка.
Итак, мы видим что эпоха материализма убила понятие Б-г, вместе с ним убила понятие женщина (все эти феминистические движения, целью которых было стереть разницу между мужчиной и женщиной, борьба за права женщин, чтобы женщина могла поднимать штангу, укладывать асфальт. Это все убило женщину, убило понятие любви). И соответственно, это привело к самым большим в истории проявлением ненависти - фашизму и сталинизму.
Но что произошло после этого? Люди начали опять слышать голос а-Шем Элоким. Начал возвращаться в мир над-природный аспект, и в рамках этого начали возвращаться в мир понятия Б-г, понятие женщина (более тонкое устройство женщины, духовность женщины), и начало возвращаться в мир понятие любви.
Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!" Гибнет народ от недостатка ведения...
|
|
| |