Почему сначала Б-г открыл Тору женщинам?
Даже в наши дни большинство женщин любезно соглашаются с традиционным правилом «дамы, вперед», вне зависимости от того, о чем идет речь: о спасении с тонущего корабля или о поданной руке при выходе из авто. Обычно эти слова воспринимаются как признание слабого пола именно слабым. На самом же деле эта традиция появилась по совершенно другой причине (по крайней мере, в еврейской традиции).
Около 3300 лет назад, когда Всевышний рассказывал Моше Рабейну о том, как следует подготовить еврейский народ к Дарованию Торы на горе Синай, Он сказал: «Так молви дому Яакова и скажи сынам Израиля» (Шмот 19:3). Наши мудрецы объясняют, что в данном случае дом Яакова — это женщины; а сыны Израиля — мужчины. Иными словами, Творец сообщил о том, что сначала Моше должен говорить с женщинами.
До этого момента закон говорил о первенстве мужчин. Как известно, Адам был создан раньше Хавы. Перед началом Всемирного потопа первыми в ковчег поднялись Ноах и его сыновья, а уже после них — их жены. По крайней мере, именно в таком порядке они перечислены в Торе (Берешит 7:13). Во время странствий Яакова с семьей мужчины ехали верхом впереди, а женщины следовали за ними (Берешит 31:17). Эйсав же поставил женщин перед мужчинами (Берешит 36:6). Комментаторы обращали особое внимание на это отличие и объясняли его моральным превосходством Яакова над братом.
Так почему же сначала Б-г открыл Тору женщинам? Для ответа на этот вопрос Мидраш предлагает нам несколько объяснений. Согласно одному из них, женщины более религиозны, чем мужчины (это утверждение верно и сегодня, спустя немало веков); соглашаясь принять Тору, они повели мужчин за собой (этот принцип также остался неизменным). Рабби Тахлифа из Кейсарии придерживается противоположного мнения: по его убеждению, женщинам больше присущ дух бунтарства, поэтому их доверие нужно было завоевать в первую очередь. «И сказал Создатель самому Себе: Когда Я создавал этот мир, сначала по слову Моему появился Адам, и только за ним — Хава, которая согрешила и перевернула целый мир. Если же и теперь Я не обращусь сначала к женщинам, они не отнесутся к Торе с должным уважением».
Хасидское учение раскрывает более глубокий смысл и объясняет сущность мужчины и женщины. Мужчина — как «линия света» (кав), которая проникает внутрь пространства (маком пануй), созданного Б-гом для сотворения в нем мира. Но ситуация складывается таким образом, что маком пануй не является абсолютным вакуумом — часть Б-жественного света остается за его пределами, формируя невидимое присутствие Всевышнего, являющееся основой и наполнением нашего существования. Именно эта часть Б-жественного света и становится источником женского начала.
Мужчина — творец и завоеватель; его роль в творении заключается в изгнании земной тьмы и привнесении света с Небес. Женщина больше сосредоточена на земной жизни, она расставляет приоритеты, находит Б-жественность в нашем мире, но не затрагивает внешние миры.
И мужчина, и женщина являются неотъемлемыми составляющими Б-жественного плана: наша миссия заключается в приведении Б-га в нашу жизнь (роль мужчины) и в обеспечении пространства для присутствия Б-га на земле (функция женщины). Мужчины изгоняют тьму из нашего мира, а женщины обнаруживают и поддерживают скрытый свет.
Первые 24 века истории человечество постоянно боролось с тьмой, поэтому роль мужчины приобрела большее значение. Но настал день, когда Всевышний, желая обеспечить Себе место на земле, к созданию которого он стремился с момента Сотворения мира, приготовился раскрыть Себя на вершине горы Синай и передать избранному Им народу Тору, содержащую четкие указания того, каким образом нужно строить Его дом. Мужчинам по-прежнему предстоит вести битву, но с момента Дарования Торы все битвы приобрели единый смысл — они ведутся за мир как за место Б-жественного присутствия.
И Всевышний сказал Моше Рабейну о том, что пришло время говорить с женщинами.
Янки Таубер Материал подготовила Шейндл Кроль
Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!" Гибнет народ от недостатка ведения...
|