Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| Автор: Ицхак Ройтман
Уже, наверное, месяц как я не могу себя заставить написать (или даже перевести) ни одной строчки для «Хасидус.ру». Кризис жанра… Я блуждаю по диссидентским и харейдимным блогам, и пытаюсь найти тот неуловимый «баг» в программе, называющейся «тшува» (покаяние, возвращение к ответу). Багов, наверное, много, но где же тот главный «баг», из-за которого программа «тшува» у одних взорвалась «возвращением к вопросу», другие из-за этого «бага» превратились в каких-то зомбированных роботов, весь интерес которых – совершение установленных обрядов и обычаев (обычаи при этом имеют преимущество). Ну а третьи – собственно, абсолютное большинство – наблюдая это все с некоторого расстояния – решают, что это не для них. Не потому, что они не хотят соблюдать, не потому, что у них нет интереса к духовности – а потому, что не хотят превращаться в роботов, и ограничивать свою жизнь узкой клеткой общинной жизни.И все же – в чем же основной «баг»? Я уже как-то писал об этом – в молодости, в первые годы тшувы я очень любил читать Танах и Мидраш. Некоторые стихи Танаха врезались в память, так же как и некоторые мидраши. Один из самых поразительных, может быть, мидрашей – тот, который рассказывает о том, как Вс-вышний творил человека. Ангел милости сказал – «сотвори, ибо он будет творить милость». Ангел истины сказал «не сотворяй, ибо он весь будет полон лжи»… Продолжение хорошо известно: Вс-вышний выслушал всех выступавших, «бросил истину на землю», и сотворил человека. И поэтому сказано «истина произрастет из земли». Этот удивительный Мидраш, который продолжает звучать в моем сознании, и этот еще более удивительный стих Писания, когда «Вс-вышний бросает истину на землю» – тот самый Вс-вышний, который Б-г истины, и Тора которого – Тора истины, и печать Которого – истина – бросает истину на землю, ради того, чтобы сотворить человека – требует объяснения. Легко догадаться, что немало сказано и написано в объяснение этого мидраша, я же хочу изложить здесь лишь свое видение и ощущение. Сразу скажу – меня мало интересует «процесс» – собрание, обсуждение, «наказание» ангела истины, брошенного на землю, вроде бы, за «непослушание». Меня интересует результат, а результат состоит в том, что истина принадлежит земле, истина находится в земле, и истина «взрастает из земли». Возможно предположить, что то, что Вс-вышний бросил истину на землю – было отнюдь не наказанием, а наоборот: справедливое предположение ангела истины о том, что сотворенный человек будет «полон лжи» – нашло свое отражение в том, что истина была «брошена на землю», чтобы исправлять «полного лжи» сотворенного человека. Так или иначе – с того момента, как сотворен человека – истина находится на земле. - Замечательно, но причем здесь тшува? Еще как причем. «Вначале сотворил Вс-вышний небеса и землю». Сделав тшуву, мы оставили «землю» и устремились к «небесам». «Дух человека поднимается ввысь», человеку свойственно стремиться к небесам. Мы устремились к небесам – в поисках истины, понятно. Мы были уверены в том, что в нашем «мире лжи» истины нет, и что она присутствует лишь в «мире истины», в мире духовности и Б-жественности, в мире святости и соблюдения заповедей. И вот, поднявшись «вверх» – мы вдруг увидели, что не только не приобрели новой истины, но и потеряли старую. Что же теперь делать – возвращаться назад? Я бы не торопился назад, я бы постарался понять, что произошло, и что с этим делать. Итак, человек, находящийся «внизу» – до тшувы – видит, и чувствует, что истина находится «наверху» – в мире тшувы, в мире Торы и заповедей. Человек, совершивший тшуву, зачастую видит, что истина, к которой он так стремился, осталась там, внизу… Я не хочу, чтобы создавалось впечатление, что единственная цель данной статьи есть пропаганда хасидизма, но тем не менее: в хасидизме есть потрясающая идея, на мой взгляд, не только блестяще объясняющая вышеупомянутый парадокс, но и подсказывающая пути его разрешения. Хасидизм утверждает, что «начало связано с концом, и конец связан с началом». Другими словами, наивысший уровень Б-жественности связан с наиболее низким уровнем материальности. В хасидской терминологии, «сущность Б-жественности раскрывается в материальном мире». Известная хасидская концепция «жилища для Вс-вышнего в нижних мирах» базируется на том, что именно материальный мир, на первый взгляд, враждебный и отрицающий Б-жественность, является «сосудом» для сущности Б-жественности, способной раскрыться лишь в материальности. Слова «истина произрастает из земли» приобретают в свете этой концепции совершенно иное звучание: истина (сущность Б-жественности) сокрыта в земле, в материальном мире. Наша задача – раскрыть эту истину, помочь ей «вырасти» из земли. Вс-вышний дал нам замечательный «инструмент» для выращивания истины из земли. Инструмент этот называется «Тора и заповеди». Назначение Торы и заповедей, и для этого они были даны миру – чтобы раскрыть Б-жественность, святость и истину материальности. Отрываясь от земли, отрываясь от мира, сосредотачиваясь излишне на чистой духовности – мы отрываемся от своих корней, и наша Тора и заповеди становятся безжизненными и бессмысленными. Что это означает эмоционально и что это означает практически? Человек «до тшувы» имеет здоровый тонус: он знает, что он далек от истины, и что он должен приложить все усилия, чтобы ее найти. И вот, он находит: он находит иудаизм, религию истины, и становится религиозным евреем. И… тонус пропадает! Истина ведь уже найдена, зачем еще напрягаться, еще искать? Ведь, в общих чертах – я уже нашел ее! Предыдущий Любавичский Ребе как-то заметил, что мы «слишком правы». Это ощущение, что «моя партия» (мой двор, мое направление, мой рав) всегда правы – парализуют волю, сводят на нет тонус поиска, и человек останавливаться в своем духовном развитии. Зачем искать, если я уже итак нашел самую правильную в мире религию (иудаизм), самое правильное направление в иудаизме (нужное подчеркнуть: хасидизм, бреслав, хабад, литаим …), учусь уже в самой правильной ешиве (ешив много, все не перечислить – впишите сами нужное название), и мой раввин – самый правильный, самый главный, самый крутой раввин (по понятным причинам я не перечисляю здесь фамилий «самых главных» и «самых крутых»). Так или иначе – результат – как я уже сказал – потеря тонуса, потеря воли, потеря совести (я не говорю что это на сто процентов, но даже 50 процентов потери тонуса, воли и совести – это 50 процентов инвалидности). Самое грустное в этом то, что потеря тонуса к развитию и поиску неминуемо ведет к депрессии. Это факт, доказанный и проверенный современной нейропсихологической наукой. Человек создан, чтобы развиваться. Любое препятствие к развитию – или внешнее (среда, обстоятельства и т.д.) или внутреннее – когнитивное – неминуемо приводит к депрессии. А нежелание и неумение обнаружить эту депрессию, стремление подавить ее и продемонстрировать свой оптимизм только загоняют ее еще дальше вглубь. Собственно, можно даже не обращаться к нейропсихологии – сотворив человека, Вс-вышний благословил его «плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю и захватывайте ее». Первичный инстинкт человека, вложенный в него Вс-вышним – плодиться и размножаться – как физически, так и духовно, и «наполнять» землю – работать с этим миром, раскрывая в нем Б-жественность, и «захватывать ее» – преодолевая препятствия и вызовы. На днях мне попалась на глаза вот эта статья, приведу из нее одну, больше всего запомнившуюся цитату. Хотя речь там идет о литовских ешивах, на мой взгляд, явление, о котором идет речь, затрагивает не только литваков: В литовском мировоззрении, ешива воспринимается как «Ноев ковчег», спокойно плывущий по волнам бушующего и растерянного мира, что-то вроде островка истины в океане лжи и ничтожности этого мира. Ученики ешив – не отшельники, и их вмешательство во внешний мир может быть весьма впечатляющим, и вместе с этим – они смотрят на мир сквозь люк своего океанского лайнера. В своем сознании они не ощущают себя частью этого мира, а лишь смотрят на него сверху вниз. Если хотите, «быть внутри и ощущать вне». Такое ощущение опьяняет. Оно освобождает от каких бы то ни было обязательств перед обществом, не подвержено общественной критике, и не подвержена вообще какому бы то ни было воздействию извне – так считают обладатели подобного мировоззрения – изменениями и процессами, происходящими в обществе, в котором они находятся. Горячо рекомендую эту статью всем читающим на иврите. Выражаясь языком данной статьи, мы живем в мире, по которому бороздят «Ноевы ковчеги» различных направлений иудаизма, каждый из которых уверен на то, что монополия на истину принадлежит только ему, и что кроме ковчега – жизни больше нигде нет. [Я как-то ехидно заметил, что, если довести ситуацию до абсурда, можно сказать, что некоторые баал тшувы (покаявшиеся) ведут себя подобно дочерям Лота, уверенным, что после разрушения Содома никого не осталось в живых, и только они и Лот – единственные уцелевшие представители человечества. Соответственно, они идут на "мсирут нефеш", чтобы продолжить свой род…] И все же – что же можно сделать практически? Недавно мне довелось присутствовать на замечательной встрече – рава Ицхака Гинзбурга с представителями движения «Адраба». Собственно, я впервые услышал об этом движении, и три часа встречи стали для меня тремя часами истинного душевного наслаждения. Несколько слов о движении. Литваки. Баалей тшува, которые не желают превращаться в роботов, чувствуют себя чуждыми системе и отвергаемыми системой. (Это в Хабаде берут в школы всех подряд, в литовских школах и ешивах баал тшувных детей сплошь и рядом не берут). Самое главное – люди мыслящие и чувствующие, а не просто повторяющие заученные истины. Рав Гинзбург предложил, кстати, создать движения баалей тшува. (Сразу хочу заметить, что я отнюдь не считаю, что рав Гинзбург должен «автоматически» возглавить это движение). Мне кажется, здравая и своевременная идея. Возможно, и на русской улице необходимо такое движение – русских баалей тшува. Только для этого каждый из нас должен выйти из своих «четырех локтей» уверенности, что абсолютная истина принадлежит только мне, только моему движению, только моему раввину. И что все остальные – идиоты… И прийти к мысли, что только в соединении с другим, отличным от меня, я могу найти также и свое истинное совершенство. Первая ступень единства, как известно из хсидус (возможно, известно и до хсидус, но я читал в хсидус) – это осознание собственного несовершенства, и осознание того, что у меня есть то, чего нет у другого, и у другого есть то, чего нет у меня. Если мы прийдем на встречу с мыслью, что у меня есть все, а другой – заблуждающийся, которого следует поставить «на путь истинный» и для достижения цели все средства хороши – легко понять, чем закончится такое «объединение». Но для этого нужно научиться трезво оценивать действительность, и «признавать истину в своем сердце». «Эйн махлокес бимциюс» – «Нет спора о реальности». Чем ближе все мы будем к реальности – тем меньше у нас будет поводов для раздора, и тем больше будет у нас единства. Ну тесно, тесно баал тшуве в мире средневековой схоластической учености – не важно – талмудической, или мусарной, или даже (страшно даже произнести – каббалистической и хасидской). Я предвижу сразу грозный окрик: ты что, уже прочитал все 60 томов рава Гинзбурга, все 200 томов последнего Любавичского Ребе, весь Талмуд со всеми комментариями, что ты ищешь еще чего то? Нет, не прочитал и малой доли. Но – даже прочтение малой доли дает представление о том, чего там нет и никогда не будет и не может быть. Я возвращаюсь к началу статьи – я глубоко убежден, что лишь соединение Торы с реальностью, разума Торы с наукой – порождает по-настоящему плодотворную работу разума. Опять же – соединение честное, без предубеждений и опасений к собеседнику, без попытки «судить» собеседника, без ненужной апологетики. Апологетика – это комплекс неполноценности, попытка убедить окружающих в том, что «я не хуже других». Апологетика – верный путь к конфликту. Нужна не апологетика – а честный диалог, основанный на здоровой вере религиозного человека в том, что Тора – источник Б-жественной истины, но для раскрытия этой истины Тора должна соединиться с истиной земной. Соединение истины Торы с истиной науки приведет Мошиаха, честный диалог Торы и науки (не обгиюривание науки, как это предлагают некоторые уважаемые раввины, а именно диалог). Это не я придумал, так в Зогаре сказано. Возможно (при всей кажущейся крамольности данной мысли), что и линия диалога «евреи-неевреи» не обязательно должна строиться на обсессии вокруг «семи заповедей сынов Ноаха». Куда лучше и плодотворнее – честный диалог. Снова – не агитация, не «наставление на путь истинный» кого бы то ни было – известно, насколько Любавичский Ребе был против «религиозных диспутов», а именно – диалог на равных, в поисках истины. Поясню свою мысль банальным примером, часто приводимым в каббале и хасидизме. Прообраз любого единения среди людей – это единение мужчины и женщины. Понятно, что для того, чтобы они смогли быть вместе, мужчине совершенно необязательно превращаться в женщину, так же и женщине не нужно превращаться в мужчину. Как стремление превратиться в женщину, так и стремление превратить женщину в мужчину (или, хотя бы – воспринимать ее как нечто подобное мужчине) – есть «катнус мойхин», малость мозгов. Истинный брак – когда мужчина осознает себя как мужчину, женщина осознает себя как женщину и оба они понимают, что для того, чтобы у них были дети – они должны остаться самими собой, и при этом слиться в единое целое. То же относится к рассмотренным выше видам единства – между религиозными и нерелигиозными, между различными направлениями иудаизма, и даже между евреями и неевреями. Каждый должен остаться самим собой, осознать свою сущность, и при этом – осознать, что другой – отличен от него, и не должен уподобляться ему, и имеет нечто, что нет в нем самом. Единство разных, но равных. Ни у кого нет монополии на истину – только у Вс-вышнего. В сотворенном мире истина находится в диалоге.
Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!" Гибнет народ от недостатка ведения...
|