Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| Вопрос:
"Когда говорят о душе, то за жизненные инстинкты отвечает нефеш бегема (животная душа), в печени нефеш и в мозгу нешима. Это 3 независимые души? Если человека парализовало (он ещё жив, но как растение), или бывший мудрец и умница становится подобен 3-х летнему ребёнку до конца дней своих, значит ли это, что божественная часть души уже ушла к Создателю? Душа у индивидуума одна, или её части - как единый гуф, единое тело, у которого даже руки-ноги обруби, но жизнь возможна. А обезглавь, то и целые руки-ноги не помогут? Где находится интеллектуальная часть души после нарушений работы мозга?" Елена.
Отвечает р. Леви Ицхак Кантарович:
Здравствуйте!
Если я правильно понимаю Ваш вопрос, он состоит из трёх частей: 1) Нефеш, руах, нешама - это три независимые души или нет? 2) Подразделяются ли они на более или менее жизненно важные (как органы в теле человека). 3) Что происходит с Б-жественной душой человека, потерявшего рассудок или находящегося в состоянии «растения»?
1. Сообщают нам мудрецы, что человек связан с несколькими духовными уровнями: нефеш бегемит (животная душа), руах (сфера, включающая в себя определенные качества характера, чувства) и нешама – Б-жественная душа (на самом нижнем уровне место ее влияния - разум человека).
Прежде чем говорить о людях в «крайних» состояниях, стоит задаться вопросом: что происходит с Б-жественой душой человека, который считается «полноценным»? Где она находится?
В отличие от животной души, которая связана с кровью человека (как написано в Ваикра/Левит, 17:11: «Ибо душа плоти - в крови она...»), Б-жественная душа - Нешама - находится вне материальной части человека. Это тонкая, величественная духовная сущность, которая извне направляет человеку положительные посылы, склоняющие его выбор в сторону добра (т.е. к служению Творцу и выполнению Его заповедей). Если человек выбирает зло, то его духовная сторона (нефеш бгемит и руах) оскверняется. Б-жественная же душа (нешама) остаётся чистой, но «отдаляется» от человека. В некоторых случаях связь с Б-жественной душой может быть нарушена – такое может произойти не только с неполноценными людьми, но также и с теми, кто внешне здоров, но нарушает волю Творца (не соблюдают Шабат, кашрут и многое другое)
2. Существование материи связано с формой и временем. Обладая структурой, материя подвержена разрушению, тело – смерти, и некоторые органы имеют большую значимость для существования тела в сравнении с другими. Душа же - нематериальная сущность, и хотя в ней различаются разные уровни святости, все они духовны относительно тела. (Определенное подобие этим уровням можно увидеть и в теле человека: к примеру, пятки человека являются низменной частью тела, и принимают на себя все негативные моменты плоти, а голова считается более возвышенной частью тела).
3. Что же касается Вашего вопроса по поводу человека, находящегося в состоянии «растения». Какие сферы души ещё действуют в нём, а какие нет? В аспекте Вашего вопроса можно сказать, что нет спора – Б-жественная душа не влияет в такой ситуации на тело человека. Также очевидно, что не проявляется и руах (сфера качеств и чувств человека). И поэтому тело продолжает жить только за счёт влияния нефеш - животной души, ибо сама по себе плоть человека – «прах земной».
Тут можно сказать, что есть несколько мнений по вопросу, с какого момента следует считать человека умершим: по некоторым мнениям, человека, у которого не работает мозг, но работает сердце, считают мёртвым. Спор заключается в том, достаточно ли минимального влияния, которое оказывает нефеш, чтобы считать человека живым. Конечно, эти мнения основываются на талмуде и комментаторах, но мы не можем это приводить в рамках ответа на вопрос.
Однозначно можно сказать, что духовный план человека не повреждается при разрушении тела. И даже если человек на данный момент находится в больнице в состоянии «растения», этот же человек в его духовном плане «ожидает» разрешения этой ситуации (хотя вне тела нет понятия времени).
Спасибо за вопрос!
р. Леви Ихцак
Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!" Гибнет народ от недостатка ведения...
|