Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| В недельной главе Р´э («Смотри…») много говорится о заповедях оказания милосердия и благотворительности (причем именно в той части этой главы, которую принято читать в шестой день недели). Первая заповедь – это заповедь аннулирования всех долгов в седьмой год – Шмита. Вторая заповедь – заповедь благотворительности и предоставления кредитов нуждающимся, причем подчеркивается, что тот, кто может дать кредит, должен не избегать давать деньги взаймы, даже если приближается Шмита (и есть опасность, что ссуда не будет возвращена). И третья заповедь – заповедь вручения подарка рабу-еврею, когда тот выходит на свободу. Благотворительность тождественна благословению Заметим, прежде всего, что в этой главе часто появляется слово «благословение» (ברכה): «…ибо премного благословит тебя Г-сподь» (כִּי בָרֵךְ יְבָרֶכְךָ ה’); «ибо Г-сподь, Б-г твой, благословит тебя, как говорил Он тебе» (כִּי ה’ אֱלֹהֶיךָ בֵּרַכְךָ כַּאֲשֶׁר דִּבֶּר לָךְ) – заповедь аннулирования долгов; «ибо за это благословит тебя Г-сподь, Б-г твой» (כִּי בִּגְלַל הַדָּבָר הַזֶּה יְבָרֶכְךָ ה’ אֱלֹהֶיךָ) – заповедь дачи ссуды; «…чтобы благословил тебя Г-сподь, Б-г твой» (אֲשֶׁר בֵּרַכְךָ ה’ אֱלֹהֶיךָ), «и благословит тебя Г-сподь, Б-г твой, во всем, что будешь делать» (“וּבֵרַכְךָ ה’ אֱלֹהֶיךָ בְּכֹל אֲשֶׁר תַּעֲשֶׂה”) –заповедь вручения рабу-еврею подарка, когда он выходит на свободу (анака, הענקה). Итого, во фрагменте Торы, читаемом в шестой день недели, слово "браха" (благословение) ברכה встречается шесть раз! Во всей недельной главе слово ברכה встречается многократно, но именно здесь, в шестой день, это слово повторяется особенно часто, причем очень интересно отметить следующее: считая с самого начала, шестое слово – «благословение» (בְּרָכָה) и шестое слово от конца этой главы: «по благословению» (כְּבִרְכַּת). Это напоминает нам слова мудрецов: «всякий дающий монету бедному благословляется шестью благословениями» (и на языке Каббалы число шесть намекает здесь на шестое качество, йесод (основа), «праведник – основа мира»; праведник – это тот, кто дает, не скупясь, на достойные цели, то есть дает цдаку, צדקה). Это ясно написано во многих стихах Торы: чем щедрее мы даем цдаку (на благотворительные цели и нуждающимся), от всего сердца раскрывая кошелек, тем все более и более щедрое благословление посылает нам Творец. Чем больше ты даешь – тем больше дадут тебе Свыше. И приведено в Ãлахе, что это единственное, в чем допустимо (и даже похвально) испытывать («проверять») Его, как сказано: «и испытайте Меня этим, сказал Г-сподь Цвакот, не открою ли вам окна небесные и не изолью ли на вас благословение сверх меры». Взгляд Торы на отношения между работником и работодателем Эта недельная глава является основой и важным принципом во всей сфере благотворительности и социальной поддержки. Рассмотрим подробнее последнюю заповедь, согласно которой полагается вручить подарок рабу-еврею перед тем как он выходит на свободу: «Если будет продан тебе твой брат, еврей или еврейка, то будет служить тебе шесть лет, а в седьмой год отпусти его от себя на волю. А когда отпустишь его от себя на волю, не отпускай его с пустыми руками. Ты должен дать ему подарок от своего мелкого скота и от твоего гумна, и от давильни твоей; от всего, чем благословил тебя Г-сподь, Б-г твой, дай ему. И помни, что рабом был ты на земле египетской, и вызволил тебя Г-сподь, Б-г твой…». Хотя эта заповедь имеет отношение только к рабу-еврею, а в наше время такого явления нет, в книге Хинух (в 482-ой заповеди) сказано, что общий принцип, изложенный здесь, актуален всегда: «также в наше время пусть умный услышит и сделает вывод: если он нанял работника-еврея и тот работал у него долго или даже недолго, пусть даст ему при его выходе от него нечто из того, чем его благословил Всевышний». Обратите внимание на первоначальный смысл заповеди, в которой речь идет о еврее, проданном в рабство, – и мудрецы объясняют, что имеется в виду вор, проданный судом за кражу, поскольку ему было нечем заплатить убытки пострадавшему. То есть, даже если этот человек скатился до воровства, мы должны относиться к нему доброжелательно и дать ему особый подарок, сверх платы, полагающейся ему за выполненную работу! Ãлаха подчеркивает, что даже если работа раба вообще не принесла никаких доходов: «дом не благословился благодаря ему», тем не менее, нужно выполнить эту заповедь – это подарок для того, кто просто работал у тебя, а не выплата дивидендов за улучшение твоего экономического состояния. Ниже описывается еще один важный принцип в отношении к рабу: из строфы «чтобы хорошо ему было у тебя», мы выводим, что господин должен обеспечить ему хорошие условия, по крайней мере, не худшие, чем у него самого: “Каждого еврейского раба или еврейскую рабыню господин должен уравнять с собой в еде и питье и в одежде… как сказано: «чтобы хорошо ему было у тебя». Чтобы не было, ты ешь хлеб белый, а он ржаной… отсюда выражение: «любой покупающий себе еврейского раба, покупает себе господина», ты обязан относиться к нему как к брату …” (Маймонид, Законы о рабах). Разумеется, все, что сегодня называется социальным обеспечением, уже включено в эту заповедь, но, кроме того, она выражает особое доброжелательное отношение к работнику (или рабу) кроме имеющего отношение к заработной плате. Так, например, Ãлаха определяет, что хозяин обязан дать не денежный подарок, а именно то, что само является благословением ( «от своего мелкого скота и от твоего гумна, и от давильни твоей» ) – то, что в состоянии размножаться. Само слово анака, הענקה намекает на нечто особенное, например, драгоценность (ожерелье на шее называется анак, ענק), или что-то очень большое (как человек-гигант анак, ענק), от слова онег, ענג (удовольствие, при замене ק на ג по правилам Каббалы). То есть, работодатель (господин) должен дать работнику (рабу) ощущение, что он ценит его, желает ему добра и очень хочет, чтобы у него было благословение. В таком подарке, называемом маанак, מענק, есть что-то очень личное, и поэтому, согласно Ãлахе, даже если у раба есть кредиторы, его долги не распространяются на маанак, они могут наложить на него руку (на другие его денежные средства, например – на зарплату), а работник от хозяина получает этот подарок в любом случае. Цдака от всего сердца О заповеди цдака и предоставлении ссуды сказано: «Если будет в еврейском народе нищий…не ожесточи сердца твоего и не сожми руки своей перед твоим братом нищим. Но открывай руку твою ему, и давай ему в долг по мере нужды его, всё, чего недостает ему. Берегись, чтобы не было в сердце твоем негодной [мысли], то есть: приближается седьмой год, год отпущения… И недоброжелательно [посмотрит] твой глаз на брата твоего, нищего, и ты не дашь ему, и возопит он на тебя к Г-сподь, и будет на тебе грех. Давать ты должен ему, и пусть не досадует сердце твое, когда даешь ему; ибо за это благословит тебя Г-сподь, Б-г твой, во всех делах твоих и во всем, к чему приложишь руку твою. Ибо не переведется нищий на земле, потому Я заповедую тебе так: Открывай руку твою брату твоему, бедному твоему и нищему твоему на твоей земле». В этих стихах очень бросается в глаза удвоение в словах: “פָתֹחַ תִּפְתַּח… וְהַעֲבֵט תַּעֲבִיטֶנּוּ… נָתוֹן תִּתֵּן… ” и отсюда мудрецы делают вывод: давать «даже 100 раз», нет предела цдаке! Там же подчеркивается, что эту заповедь нужно выполнять «открывая руку» от всего сердца: «не ожесточи сердца твоего… чтобы не было в сердце твоем негодной [мысли]… пусть не досадует сердце твое». Любавичский Ребе объясняет, что цдаку нужно давать с добром сердцем и радушным выражением лица, так как это является частью самой заповеди милосердия» (а не чем-то дополнительным к ней). Ребе объясняет также, что есть здесь два разных аспекта: פָתֹחַ תִּפְתַּח – «открывай руку твою ему и давай ему в долг» – способствует в основном улучшению душевных качеств самого дающего (и иногда нужно преодолеть свою первую недоброжелательную реакцию и заставить себя дать, тогда как נָתוֹן תִּתֵּן – «давать ты должен ему» – способствует в основном улучшению материального положения получающего цдаку –два аспекта заповеди милосердия. Истинная забота о ближнем – а не просто для того, чтобы успокоить свою совесть – выражается в том, что я действительно должен постараться понять, чего ему не хватает (например, нужны ли ему деньги или он не знает, как правильно вести свое домашнее хозяйство), начиная с глубокого понимания души другого человека до удовлетворения всех его потребностей, тела и души, например, помочь ему найти невесту! Чувствительность к другим, проявляемая посредством сочувствия и милосердия, выражается в слове "ему" - ло (לוֹ), повторяющемся много раз в этих стихах – просто заботиться о нем (לוֹ)! Списание долгов Теперь мы подошли к заповеди списания долгов: «уберет каждый давший взаймы руку свою от того, что даст в долг ближнему своему. Не взыскивай с ближнего твоего и с брата твоего, ибо провозгласил списание [долгов] Г-сподь. С чужеземца взыскивай, а от того, что (следует) тебе с брата твоего, отведи руку твою. Однако не будет у тебя нищего, ибо премного благословит тебя Г-сподь…Ибо Г-сподь, Б-г твой, благословит тебя, как говорил Он тебе, и будешь давать в долг многим народам, ты же в долг брать не будешь, и властвовать будешь над многими племенами, а над тобой не будут властвовать». Заповедь милосердия и предоставления кредитов и заповедь анака рабу относятся к простой реальности будней, но заповедь списывания долгов (шмита) выглядит как праздничная. Действительно, эта заповедь сегодня регулируется не Торой, а постановлением мудрецов, и весьма отличается от описанной выше. Из текста Торы видно, что она принадлежат всецело к идеальной реальности, когда в еврейском народе нет неимущих, и он не порабощен другими народами. Существует поразительный контраст между заповедью цдака, начинающейся словами: «если будет у тебя нищий» и заканчивающейся: «ибо не переведется нищий на земле» – а здесь сказано: «однако не будет у тебя нищего»! Об этом говорят мудрецы: «в то время, что вы выполняете волю Всевышнего, нищие у других, а не у вас, а когда вы не выполняете волю Всевышнего, нищие будут у вас» (Раши). Заповедь списания долгов возможна именно в период идеальной ситуации, когда нет бедных в Израиле! Требование списать долг действительно является жестким требованием, более трудным, чем анака рабу или благотворительность и тому подобное. Ведь эти деньги я честно заслужил, я определенно дал их с тем, чтобы мне их возвратили (причем без процентов) – и теперь я должен отказаться от них и сказать: «Я аннулирую долг»! Уже в самих стихах Торы видно, что есть трудность сделать это, и поэтому нужно предупредить людей, чтобы они не отказывались давать деньги в кредит, и более того: когда Старый Гилель увидел, что на деле люди избегают предоставлять кредит, он ввел закон прозбуль, позволяющий получать долги после седьмого года (яркий пример как о определенных случаях постановления мудрецов могут обходить указание Торы). Гилель понимал, что соблюдение шмиты по Закону Торы может иметь место только тогда, когда народ находится на высоком духовном уровне веры и упования на Б-га, поэтому, спустя определенный период времени, мудрецы решили ввести прозбуль для нейтрализации аннулирования долгов. Реальность, о которой говорит Тора, изначально предполагает особый духовный климат, в котором мы можем поддерживать высокую степень благотворительности. На языке Каббалы это соответствует миру Ацилут – Б-жественному миру, где все хорошо и нет места чувству замкнутости в себе и эгоизму. В мессианский период – который наступит скоро в наши дни – возвратится заповедь списывания долгов к своему источнику из Торы, тогда у нас не будет бедных (так что в мицве цдака просто отпадет необходимость, «заповеди будут отменены в будущем»), и все наши долги, личные и общие, будут полностью отменены! рабби Ицхак Гинзбург
Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!" Гибнет народ от недостатка ведения...
|