|
"Потому что Я Г-сподь, Б-г ваш, освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят" (Левит 11:44) "Ибо все народы пойдут – каждый во имя божества своего, а мы пойдем во имя Г-спода Б-га нашего во веки веков." (Миха 4:5) |
Шалом! Данный форум устроен по типу бейт-мидраш. Эта модель призвана помочь тем, кто желает изучать Тору и еврейскую мудрость, а учеников отличает стремление пополнить свои знания и найти им достойное применение. Люди данной категории не озабочены собственной репутацией или мнением большинства; их цель – сблизиться со Всевышним путем исполнения Его заповедей. Посещение «Бейт-Мидраш» не должно рассматриваться как место, где один человек обнажает духовную несостоятельность другого и претендует на исключительность собственного мнения. Суть общения и обучения – укрепление в праведности, исправление своего характера и, тем самым, участие в исправлении всего Мира (тикун олям). У нас приветствуются ноахиты (бней-Ноах); геры (прозелиты), принявшие официальный или неофициальный гиюр, или находящиеся на пути к этому; выходцы из христианства или иных религий и культов; караимы; иудействующие, а также все Б-гобоязненные, неравнодушные к Б-гу Авраама, Исаака и Иакова, к Торе и Иудейскому образу жизни. Добро пожаловать! |
Гостеприимство
| |
Галилеянка | Отправлено в: Пятница, 08 Февраля 2013, 18:43 | Сообщение № 1 |
Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| В еврейском праве гостеприимство (на иврите ахнасат орхим) — не только чья-то приятная любезность, но и серьезная правовая норма. Негостеприимство, с другой стороны, — не просто недостойное поведение, но зло и нарушение запретов. Особенно негостеприимство характеризовало горожан библейских Сдома и Аморы. Когда сдомиты узнали, что племянник Авраама Лот пригласил двух гостей к себе в дом, они собрались у дверей и требовали выдать гостей на поругание. К счастью, эти гости Лота были ангелами, которые покарали сдомитов за негостеприимство и гнусную похотливость слепотой (Брейшит, 19).
Спустя пятнадцать веков Талмуд объяснил разрушение второго Храма, одну из величайших катастроф в еврейской истории, — в беспричинной ненависти, которую мудрецы истолковали как акт негостеприимства. У одного человека был друг по имени Камца и враг по имени Бар-Камца. Этот человек устроил пир и велел слуге пригласить Камцу с многими раввинами и учеными. Слуга ошибся и пригласил Бар-Камцу. Увидев врага, хозяин так разгневался, что потребовал от него убраться вон. Бар-Камца просил хозяина не прогонять его и предложил оплатить стоимость своего угощения. Хозяин отказался. Бар-Камца предложил половину стоимости всего застолья. Но хозяин все не соглашался. Наконец, гость предложил оплатить весь пир, после чего хозяин приказал слугам вывести его. И Бар-Камца начал мстить не только хозяину, но и всему Иерусалиму. Многие видные раввины присутствовали на пиру, посчитал он, никто не предотвратил его позора, и Бар-Камца донес римскому императору, что евреи замышляют заговор. По Талмуду, результатом негостеприимства этого безымянного хозяина и стало в конечном счете разрушение Иерусалима (Гитин, 556 — 56а).
Ахнасат орхим — на деле одно из самых приятных предписаний. Любой много путешествующий еврей знаком с евреями других стран и может подтвердить, как приятно пользоваться гостеприимством вдалеке от дома. Как-то раз мы с другом отправились на машинах на юг США. В пятницу утром в Центральной Луизиане мы решили провести субботу с евреями. Ближайшим городом оказалась Александрия, а в туристическом справочнике мы прочли: «Кто желает кашерного угощения, должен связаться с таким-то». Мы позвонили туда и провели субботу в семействе этого гостеприимного человека; мы дружим с ним и теперь.
В прошлом завет гостеприимства был продолжением завета благотворительности. Много бедных евреев, особенно путешественников, нуждались в пище и крове. В Талмуде говорится, что перед едой раби Хуна выходил за дверь и говорил: «Пусть все голодные войдут и поедят» (Таанит, 206). Приглашение раби Хуна повторяется евреями в день пасхального «седера», однако сегодня многие двери остаются закрытыми и запертыми, хотя приглашение и сделано. Обращение пасхальной Агады гласит: «Пусть все голодные войдут и едят, пусть все нуждающиеся придут и празднуют Песах».
У нобелевского лауреата Ш. Агнона есть прекрасный рассказ «Празднующие Песах» — о разнице между голодными и нуждающимися. В городке на востоке Европы жил бедный шамаш (синагогальный служка); когда пришел Песах, у него не нашлось денег на покупку необходимых продуктов. В том же городке жила и богатая вдова, недавно похоронившая мужа. По обычаю, она накрыла на «седер» роскошный стол, но была в отчаянии от одиночества. Вдова случайно встретилась с голодным служкой и пригласила его на «седер». Во время трапезы они настолько понравились друг другу, что к концу «седера» стало ясно — их ожидает хорошее будущее, где служка больше не будет бедным, а вдова одинокой.
В современном еврейском мире осталось немного голодных и бездомных евреев. Но они еще есть. И заповедь ахнасат орхим приняла более социальный характер. Если в еврейской общине мало голодных, следует искать нуждающихся — например, среди новых членов общины. Многие синагоги и еврейские организации приглашают в местные семьи на пасхальный «седер» вновь прибывших советских евреев.
Еврейский закон требует, чтобы хозяин был щедр и гостеприимен; также он ожидает, что и гость будет благодарным. Две тысячи лет назад Талмуд критиковал неблагодарных гостей в словах, которые ничуть не устарели. Когда гость уходит, Талмуд велит ему думать про себя: «Как много беспокойства я доставил хозяину. Как много мяса он приготовил. Как много вина подал. Как много пирогов. И все это ради меня!» Талмуд противопоставляет подобный подход рассуждениям гостя, который думает: «И что такого он для меня сделал? Я съел только кусочек хлеба, только кусочек мяса и выпил только глоток вина. Все это было приготовлено им для своей жены и детей!» (Брахот, 58а).
При произнесении послеобеденной молитвы гость оставляет специальное благословение от имени семьи его хозяина.
Благодарность выражается не только общепринятыми словами. Притча XIX в. говорит о двух великих мудрецах, которые ужинали в трактире у одной вдовы. Один все время беседовал с говорливой хозяйкой, другой сидел молча, не ел и читал книгу. После еды вдова не взяла денег. Потом мудрец, который разговаривал, сказал другу: «Мне кажется, что эта еда украдена». — «Что ты имеешь в виду? — возразил другой. — Она же сказала, что не возьмет с нас денег?» — «Она не хотела денег, — ответил первый, — но вместо платы ей хотелось, чтобы мы ее выслушали и с ней поговорили. А ты этого не сделал».
В одном случае еврейский закон позволяет не говорить всю правду — это когда вас спрашивают, понравилось ли вам в гостях у такого-то. Если понравилось, можно это сказать, но не надо преувеличивать, чтобы потом хозяина не наводнили непрошеные гости.
По еврейскому фольклору, гость, остающийся более трех дней, слишком задерживается. Мидраш гласит: «В первый день по прибытии гостя в его честь закалывается телец, на второй день — овца, на третий — курица, на четвертый ему подают бобы» (Мидраш Тегилим, 23:3).
рав И. Телушкин
Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!" Гибнет народ от недостатка ведения...
|
|
| |
Галилеянка | Отправлено в: Среда, 15 Мая 2013, 21:29 | Сообщение № 2 |
Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| ДОМ, ОТКРЫТЫЙ ДЛЯ ГОСТЕЙ
Берл Лазар
В прошлой беседе, разбирая четвертую мишну «Пиркей Авот», мы поняли, как сделать еврейский дом всегда открытым для Торы. Пятая мишна продолжает эту тему, но под другим углом зрения: здесь речь идет о том, как открыть наш дом для людей. Первая часть мишны гласит: «Пусть двери твоего дома всегда будут широко открыты, пусть бедные будут твоими домочадцами».
Прежде всего, что такое «широко открытые двери»? Это основа обустройства дома, в корне отличающаяся от широко распространенного принципа «мой дом — моя крепость». Традиция учит, что первый еврейский дом, дом праотца Авраама, имел двери со всех четырех сторон — чтобы путешественник или странник, откуда бы он ни шел, никогда не видел перед собой глухую стену. Гостеприимство — самая важная основа еврейского дома. Это не означает, конечно, отказа от приватности, от личного жизненного пространства. Но «приватность по-еврейски» — это не закрытость, а наоборот, готовность всегда принять гостя, показать ему свой дом, рассказать о своей жизни, поделиться своей радостью. Любой гость должен чувствовать себя в еврейском доме, как дома!
Открытость еврейского дома достигает одновременно двух целей. Во-первых, так человек помогает ближнему: дает ночлег путешественнику, кормит голодного, обеспечивает доброжелательное общение одинокому. А во-вторых, и это не менее важно, он открывает свой дом для благословения от Б-га, всегда воздающего сторицей за выполнение заповеди любви к ближнему. Сказано в Торе (Дварим, 15.5): «…когда будешь давать, не должно скорбеть сердце твое, ибо за то благословит тебя Б-г во всех делах твоих, и во всем, что будет делаться твоими руками». Давая радость другим, мы доставляем не меньшую радость самим себе.
Известна история о богатом бо-гобоязненном еврее, жившем в одном из городов Российской империи. Этот человек распространил свое гостеприимство настолько, что открыл странноприимный дом, где каждый проезжий еврей мог бесплатно получить еду и ночлег. Но все же он не был уверен, что осуществил заповедь благотворительности — и, когда в город прибыл Алтер Ребе, обратился к нему за советом. «Я опасаюсь, — сказал еврей, — что делаю это не ради истинного служения Б-гу, а ради удовольствия, что меня хвалят и прославляют как мецената…» Алтер Ребе задал только один вопрос: «А люди, которые у тебя останавливаются, уходят сытыми?» И, услышав утвердительный ответ, успокоил собеседника: «Главное — состояние тех, кому ты помог: если у них все хорошо, значит, ты выполнил заповедь как следует».
Итак, ты даешь гостю все самое лучшее и сам получаешь благословение от Б-га на все твои дела. Но возникает вопрос: не нарушает ли принцип «все лучшее — гостю» прав твоей собственной семьи? Если твой дом всегда открыт, а сам ты каждый день проводишь время в заботах о приезжих, о бедных, обо всех, кто постучал в двери, — не будут ли твои собственные дети чувствовать себя обездоленными, лишенными должного внимания? В конце концов чувство обиды может породить у детей неприязнь к самому принципу гостеприимства, и они, когда вырастут, вообще не захотят помогать ближнему. Мишна дает нам указание, как избежать этого: «Пусть бедные будут твоими домочадцами».
При поверхностном взгляде кажется, что в этих словах содержится призыв уважительно относиться к тем, кому помогаешь. Отчасти это и верно: еврейская благотворительность традиционно выполняет двойную задачу — помочь человеку в нужде и одновременно не повредить его чувству собственного достоинства. Одно дело — дать нуждающемуся человеку деньги и отправить его идти своей дорогой; совсем другое — принять его как родного, показать, что ты его уважаешь и ценишь, и, если помочь, так помочь как другу и близкому человеку. Недаром в Талмуде сказано, что совершающий благотворительность получает шесть благословений, а совершающий благотворительность так, чтобы получатель чувствовал себя комфортно, удостаивается одиннадцати благословений…
Однако в не меньшей степени требование «сделать бедного своим домочадцем» направлено на решение проблем, которые могут возникнуть в самом еврейском доме. Если дети видят, что родители относятся к гостям как к «домочадцам», как к близким родственникам — такое отношение передастся и детям, и всем членам семьи. И тогда никто не станет возражать против того, что самая красивая, самая парадная комната в доме называется «гостиная» — комната для гостей!
Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!" Гибнет народ от недостатка ведения...
|
|
| |
| |