[ Новые сообщения · Правила поведения · Участники · Поиск по темам · RSS лента ]
"Потому что Я Г-сподь, Б-г ваш, освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят" (Левит 11:44)
"Ибо все народы пойдут – каждый во имя божества своего, а мы пойдем во имя Г-спода Б-га нашего во веки веков." (Миха 4:5)
Шалом! Данный форум устроен по типу бейт-мидраш. Эта модель призвана помочь тем, кто желает изучать Тору и еврейскую мудрость, а учеников отличает стремление пополнить свои знания и найти им достойное применение. Люди данной категории не озабочены собственной репутацией или мнением большинства; их цель – сблизиться со Всевышним путем исполнения Его заповедей. Посещение «Бейт-Мидраш» не должно рассматриваться как место, где один человек обнажает духовную несостоятельность другого и претендует на исключительность собственного мнения. Суть общения и обучения – укрепление в праведности, исправление своего характера и, тем самым, участие в исправлении всего Мира (тикун олям).

У нас приветствуются ноахиты (бней-Ноах); геры (прозелиты), принявшие официальный или неофициальный гиюр, или находящиеся на пути к этому; выходцы из христианства или иных религий и культов; караимы; иудействующие, а также все Б-гобоязненные, неравнодушные к Б-гу Авраама, Исаака и Иакова, к Торе и Иудейскому образу жизни. Добро пожаловать!

  • Страница 1 из 1
  • 1
Бейт-мидраш / Дом учения » ЕВРЕЙСКИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ » Благотворительность - Трума » О благотворительности
О благотворительности
ГалилеянкаОтправлено в: Понедельник, 10 Сентября 2012, 10:14 | Сообщение № 1

Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
Слово цдака означает «справедливость» или «праведность», но обычно переводится как «благотворительность».

Говорят, однажды американский президент Кулидж (известный своей немногословностью) вернулся с церковной службы.
«О чем говорил священник? — спросила его жена.
— О грехе,— ответил Кулидж.
— А что именно он сказал?
— Он против греха».

Можно предположить, что пишущие о цдаке столкнутся с такой же трудностью, как и тот священник. Понятно, что оказать благотворительность, дать деньги на цдаку — доброе дело. Что тут еще добавить? Еврейские источники обнаруживают здесь гораздо более глубокий смысл.

Слово цдака происходит от ивритского цедек («справедливость»). Совершение справедливых поступков — основное правило иудаизма. «К правде (цедек), к правде стремитесь»,— говорит Тора (Дварим, 16:20). Столетия спустя Талмуд учил: «Цдака равна всем другим заповедям, взятым вместе» (Бава батра, 96). С точки зрения иудаизма, дающий деньги на цдаку поступает справедливо; не дающий — несправедливо. Еврейское право рассматривает такое отсутствие справедливости не только как моральную низость, но и как нарушение закона. Известные истории самоуправляющиеся еврейские общины определяли размер цда-ки так же, как теперь государство определяет размер налогов.

Тора предписывает евреям через каждые три года отдавать десятую часть своих доходов в пользу бедных (Дварим, 26:12) и дополнительный процент своего дохода — ежегодно (Ваикра, 19:9—10). Сотни лет спустя, после разрушения Храма и отмены ежегодного сбора на нужды храмовых священников и левитов, Талмуд предписал каждому еврею отдавать около десятой части годового дохода в качестве цдаки («Миш-нэ-Тора», Законы, касающиеся даров бедным», 7:5).

Несколько лет назад мой друг Деннис Прейгер сформулировал задачу, которую не раз ставил перед тысячами студентов, евреев и неевреев, проведя своего рода социологическое исследование.

Два человека имеют одинаковые доходы и расходы. К ним обращается бедный, остро нуждающийся в пище и деньгах для своей семьи. Первый, выслушав рассказ о страданиях бедного, плачет и от доброты сердца дает ему 5 долларов. Второй тоже сочувствует, но не плачет и не хотел бы тратить свои деньги. Но поскольку религия предписывает ему отдать десятую часть дохода бедным, дает 100 долларов. Кто поступил лучше — тот, кто дал 5 долларов от чистого сердца или кто дал по велению религии 100 долларов? Оказалось, что от 70 до 90 % студентов считают лучшим того, кто дал 5 долларов.

Такой ответ предполагает, что в секуляризованном обществе даже благотворительность стала эгоистическим актом. Многие меньше заботятся о благе другого, чем о своих собственных чувствах. Стоило спросить тех же студентов: а вот если бы вы сами нуждались в деньгах, то что бы предпочли? И многие дали другой ответ. Я думаю, Прейгер сформулировал идею правильно: «Иудаизм велит вам отдавать 10% своих доходов каждый год и от всего сердца. Но если бы все зависело от ваших чувств, то в большинстве случаев ждать милосердия пришлось бы очень долго. Поэтому иудаизм предписывает — дай 10 %, и если твое сердце возрадуется, прекрасно. А тем временем сделано доброе дело».

Так как иудаизм считает цдаку формой налога, а не доброхотным деянием, еврейская община считает обнародование сведений о дарениях такой же нормой, как американская практика — предъявление деклараций о доходах. В обоих случаях открытость заставляет людей действовать более справедливо.

Вот некоторые характерные еврейские поучения о цдаке.

А. Когда лучше быть еретиком.
«Все творения Б-га имеют цель»,— сказал хасидский ребе своим последователям. «Но какова в этом случае цель ереси, отрицающей Б-га?» — спросил ученик. «Ересь полезна тем,— ответил ребе,— что если перед тобой стоит нуждающийся, нужно вообразить, что Б-га нет. и этому человеку некому помочь, и спасти его можешь только ты».

Б. Высший уровень цдаки.
«Есть восемь степеней цдаки, одна выше другой. Самая высокая... когда помогают бедному еврею подарком, или ссудой, или включением его в ваше дело, или нахождением для него работы,— укрепляя руку его, чтобы ему больше не нужно было обращаться за помощью» («Мишнэ-Тора», Законы о дарах, 7:7).

В. Цдака.
«Цдака может и не спасти нас, но сделает нас достойными спасения» (так профессор Реувен Кимельман перефразировал слова Авраама-Йегошуа Гешеля: «Молитва может не спасти нас, но сделает нас достойными спасения»).

Г. В традиционной еврейский жизни везде находилось место цдаке.
«Жизнь в местечке начинается и кончается цдакой. Когда рождается ребенок, отец дает деньги для раздачи бедным. На похоронах родные покойного раздают монеты нищим, наводняющим кладбище и поющим: «Цдака спасет от смерти». Каждый поворот жизни напоминает о необходимости благотворительности... Случается ли хорошее или дурное — мы кладем монету в ящик. Прежде чем зажечь свечи субботы, хозяйка кинет монету в один из ящичков... Дети воспитываются в традициях подавать. Отец учит сына подавать нищим, а не делает это за него. Детей часто просят дать милостыню, когда нуждающиеся совершают традиционный обход домов. Жест подаяния становится почти рефлексом» (Марк Зборовский и Элизабет Герцог).

Йосеф Телушкин. Еврейский мир: Важнейшие знания о еврейском народе, его истории и религии. - М.:Лехаим, 1998.- 574с.


Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!"
Гибнет народ от недостатка ведения...
 
ГалилеянкаОтправлено в: Понедельник, 10 Сентября 2012, 10:20 | Сообщение № 2

Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
Есть ли у нас благотворительность?

Тора учит: "…не ожесточи сердца своего и не сожми руки твоей пред нищим братом твоим. Но открой ему руку свою и дай ему…" (Дварим, 15 - 7; 8).

Я процитировал лишь одно из многих мест в Торе, где говорится о необходимости помогать другим. Есть еще и запрет сжинать край поля, подбирать упавшие во время жатвы отдельные колоски, законы седьмого и пятидесятого годов, особое внимание к сиротам и вдовам и …

… И были всегда в еврейских общинах старосты, собиравшие деньги у богатых и распределявшие их среди нуждающихся, и стоят во всех синагогах копилки с надписью "Ц Д А К А".

Помощь была всегда. А благотворительности - не было, и понятия такого нет в Торе. Так уж получилось, что тысячи лет помогали евреи обнищавшим братьям своим, а о благотворительности и не знали. Да и откуда было нам знать о таком благородном деле, если оно не соответствует нашему миропониманию.

Справедливость - это в рамках иудаизма. Именно справедливость обязывает нас давать цдаку (слово с иврита и переводится: "справедливость"). Человек, цдаку не дающий, не только не на высоте в моральном плане, но и попросту нарушает Закон. Б-гом данный Закон нарушает.

Но чем же отличаются цдака и благотворительность?

Как говорили в славном городе Одессе: "Это две большие разницы".

Во-первых: цдаку мы даем не от щедрот наших, и, отнюдь не потому, что деньги карман тянут, а потому, что так велит Тора. (Приятно от всего сердца получать, зато, когда знаешь, что это по закону получить положено, чувствуешь себя уверенней). Во-вторых: нам, существам разумным и имеющим свободу выбора, Творец предлагает участвовать в распределении благ. То есть работать вместе с Ним. (На языке Торы мицва (заповедь) и цевет (коллектив) - слова одного корня. А случайные совпадения в Торе, как известно, исключены).

Всевышний дает нам богатство: "Если Г-сподь не созидает дома, напрасно трудятся строящие его; если Г-сподь не стережет города, напрасно усердствует страж" (Псалмы, 127 - 1 ).

Более того, Б-г учит нас, как правильнее вложить свои деньги. В притчах царя Соломона есть такая фраза: "Заимодавец Г-спода - милующий бедного, и за его благодеяние Он уплатит ему" (Мишлей 19 - 17).

Мудрецы наши разработали подробную инструкцию, как нам на практике выполнять заповедь цдаки.

Всякий, кто милосерден, удостаивается милосердия. Никогда не беднеет человек оттого, что дает. Поэтому, даже нищий, живущий на цдаку, должен отдавать несколько монеток своему товарищу. Ну а тот, кто имеет заработок, обязан отдавать бедным от 10% до 20% своего дохода. (Больше 20% на цдаку не дают. Человек должен заботиться о семье, и о своем деле). Рамбам отмечает, что давать надо "благожелательно и радостно".

Насчитывают наши мудрецы восемь ступеней цдаки:

1. дает, огорчаясь;
2. дает слишком мало, но доброжелательно;
3. дает, когда его просят;
4. дает прежде, чем попросили;
5. бедный знает, от кого он получил, а дающий не знает, кому дал;
6. дающий знает, кому он дал, а получающий не знает, от кого получил;
7. дающий не знает, кому дал, а бедный не знает, от кого получил;
8. поддержать бедного займом, или дать ему работу, чтобы у него не было впредь необходимости обращаться за помощью.

Вот так от ступени к ступени раскрываем мы перед нуждающимся наш кошелек, наше сердце, наш разум.

(р. Борух Клейнберг)


Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!"
Гибнет народ от недостатка ведения...
 
ГалилеянкаОтправлено в: Понедельник, 10 Сентября 2012, 14:06 | Сообщение № 3

Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
Цитата Галилеянка
«Иудаизм велит вам отдавать 10% своих доходов каждый год и от всего сердца. Но если бы все зависело от ваших чувств, то в большинстве случаев ждать милосердия пришлось бы очень долго. Поэтому иудаизм предписывает — дай 10 %, и если твое сердце возрадуется, прекрасно. А тем временем сделано доброе дело».
мне очень понравился этот вывод. Я думаю, что он относится к выполнению любой заповеди. Вот христиане постоянно упрекают евреев в том, что мы, мол, все делаем лишь потому, что так велит Закон. А они, якобы, искренне, потому что "рождены свыше". В общем-то, чисто формально, поверхностно, можно сказать, что так и есть. Только плоды действий чрезвычайно разнятся.

У евреев существует реальная взаимопомощь, и большинство помогающих не просто дают, но и радуются этому. Остальные же всего лишь на пути к этой радости и в конечном итоге достигнут ее (ведь этого можно достичь только делая и делая, а не сидя сложа руки и ожидая - когда же наконец мне захочется начать раздавать "свои" деньги ближним). В противоположность этому христиане жалостливо кидают гроши в церковные копилки (на содержание бездельников-пасторов и прочих прихлебателей), и уверены, что "дают взаймы Господу". Даже те, кто пытаются отделить реальную "десятину", отдают ее в церковь, поощряя при этом работу этой религиозной машины. Помощь отдельным людям или семьям в основном осуществляется ради того, чтобы привлечь их в христианство. Я, безусловно, не обобщаю, и уверена, что есть вполне искренние люди (и далеко не только в христианстве) которые помогают реально и безвозмездно, но не о них речь. Глобально, в христианстве происходит именно так, как я описала, к большому сожалению...

Так что, действительно, как говорят в Одессе:
Цитата Галилеянка
"Это две большие разницы".


Талмуд Бава Батра 10а: "Р. Йосеф B. Р. Иегошуа сказал. Он был болен и вышел из тела [когда душа ненадолго покидает тело, а затем возвращается]. Его отец спросил его:" Что ты видел, когда выходил из тела? Он ответил: "Я видел перевернутый мир, те, которые находятся на высоте в этом миру [уважаемы за их богатство и власть] находятся в самом низу в мире грядущем, а те, которые "внизу" в этом мире [бедные и угнетенные], там находятся на высоте". Его отец сказал ему: "Ты видел не перевернутый мир, а настоящий, разумный мир".


Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!"
Гибнет народ от недостатка ведения...
 
Бейт-мидраш / Дом учения » ЕВРЕЙСКИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ » Благотворительность - Трума » О благотворительности
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:
Функции форума
Ленточный Вариант Форума  |  Правила поведения  |  Участники  |  RSS Лента  |  Поиск по Названиям Тем

Предупреждение: данный форум строго модерируем. Проводятся постоянные ревизии, чистки, а также удаляются устаревшие и потерявшие актуальность темы.

Цветовая маркировка групп: Читатель ~ Участник ~ Постоянный участник ~ Администратор

Поиск по всему сайту


Форум основан 1 июня 2006 г.
Хостинг от uCoz