Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| Жил царь, у которого было все, чего ни пожелаешь, – только радости не было. И царь все время грустил. Раз позвал он мудреца и спрашивает: «Где радость достать?» Подумав, сказал мудрец: «Найди счастливого человека, по-настоящему счастливого, надень его рубашку, и к тебе придет радость». Разослал царь придворных по градам и весям – счастливого человека искать. И вот те раз! Никто из встреченных гонцами не был счастлив полностью: каждый чему-то радовался, а от чего-то печалился. Наконец, в одном городе услышали придворные, что на окраине, в избушке живет дровосек, и счастья у него через край. Примчались на окраину, видят – человек, голый по пояс, рубит дрова, и лицо у него лучится великой радостью! «Ты счастлив?» – спрашивают. «Счастлив», – отвечает человек. «В самом деле счастлив?» – «В самом деле». – «Целиком и полностью?» – «Целиком и полностью!» Обрадовались придворные: «Тебя-то нам и надо! Проси, что хочешь, – дворец, золото, сокровища любые! Только подари свою рубашку нашему царю, чтобы вылечить его от грусти!» – «Да я ее и даром бы отдал, – усмехается парень, – только вот беда – нет у меня рубашки…»
Одна из важнейших заповедей Торы гласит: «Служите Б-гу с радостью». Наши мудрецы истолковывают ее так: мало просто служить Б-гу, надо радоваться служению. Многие беды постигли евреев из-за того, что пренебрегли они именно этой заповедью. И к тем, кто пренебрег, обращены слова Святой книги, в которых явственно слышится укор: «Не служил ты Г-споду, Б-гу твоему с радостью и с добрым сердцем». Создатели хасидизма говорили: «В Торе не сказано, что печалиться преступно, что грусть – нарушение заповеди. Но нет большей помехи для искреннего служения Б-гу, нежели печаль в сердце».
Допустим, с печалью все более или менее ясно: все знают, что она такое, знают, что ничего хорошего в ней нет. С радостью сложнее. Ведь для каждого человека радость – это что-то свое, особое. Одному радость приносят деньги, другому – продвижение по службе, третьему – уважение близких и друзей... То, что радует тебя, совсем не обязательно обрадует твоего ближнего. Что же должно ощущать в душе, чтобы выполнить заповедь «Служите Б-гу с радостью»?
В обычном, бытовом представлении радость есть нечто, привходящее извне. Самый простой пример – богатство. Вещь материальная так и остается вне человека. Или возьмем другой источник радости, духовный. Скажем, уважение – это то, что испытывают к нам люди, и оно опять же существует вне нас. Иными словами, когда появляется что-то хорошее в реальной жизни человека, ему радостно; нет этого – он тоскует.
Такая радость порождает серьезную проблему: к хорошему вовне привыкаешь, его нужно все больше и больше. Даже столь благородный источник радости, как учение, постижение наук, искусств оборачивается постоянной погоней за знаниями. А, как известно, «умножающий знание умножает печали». Даже самая большая радость – любовь в семье, в конце концов приедается, если существует лишь на уровне быта и материального благополучия.
Кроме того, все эти «внешние» вещи имеют пренеприятное свойство – обретать власть над человеком, который воспринимает их как первопричину душевного веселья. «Если у тебя нет жены – тебе не с чего радоваться». «Если у тебя нет престижной работы – какая уж тут радость». «Если у тебя нет иномарки – это вообще не жизнь»… и т.д. В семье, например, супруги, изначально ждущие только радости друг от друга, своего рода «подарков извне», требуют все больших и больших подтверждений любви, пока не охладеют друг к другу совершенно. И тут уже не исключен развод.
Еще хуже положение человека, который, чтобы понять смысл слова «радость», всматривается в чужую жизнь. Вот сосед построил новый дом и ходит довольный; значит, пока у меня не будет дома лучше соседского, радости мне не видать, как своих ушей. По сути, такие люди не хотят просто стать счастливыми – им необходимо непременно быть счастливее других. В результате, радости они не знают вообще: всегда найдется человек, у которого есть нечто такое, чего наш угрюмец до сих пор не заполучил…
Наконец, многие люди полагают, будто радость связана с надеждой на лучшее. «Вот выйду замуж, тогда буду счастлива», – думает девушка. «Вот купим отдельную квартиру, тут-то и начнется счастье», – мечтают молодожены. «Вот съезжу в круиз…» «Вот стану начальником…» «Вот покажут меня по телевизору…» Есть даже печально известный термин – «счастливое завтра». Если вся жизнь – надежда на «завтра», никогда не будет счастливого «сегодня»: одна бесконечная погоня за призраками.
Но коль скоро любая радость, даруемая «внешним» бытием, преходяща, то что же такое радость, которая с нами всегда и которая позволяет выполнить заповедь «Служи Б-гу с радостью»? Мишна отвечает на этот вопрос так: «Кто богат? Тот, кто радуется участи своей». То есть радость – это сознание, что ты делаешь именно то, что должен делать. Каждому из нас Создатель определил участь, судьбу, предназначение в жизни, отличные от иных предназначений. И, стало быть, пример другого человека – не для меня: у него свое, у меня свое. Радость наполняет душу, если понимаешь: то, что есть, – это то, чему суждено быть.
Но никто при этом не призывает человека стать фаталистом и лежать весь век на боку, вообще не пытаясь улучшить свою жизнь. «Служить Б-гу» – значит трудиться, совершать усилия. Если в результате усилий ты что-то «заработал» (неважно, материальное или духовное), это входит составной частью в твою «участь», ты выполнил задачу, возложенную на тебя Создателем. Если у тебя ничего не изменилось в лучшую сторону – все равно, и это тоже входит в твою «участь». Именно так, с помощью «отрицательного опыта» ты выполнил свое предназначение. Иначе говоря, радость – не получить то, чего тебе хочется, а хотеть то, что ты получаешь.
Буддисты считают, что жить нужно для того, чтобы радоваться. Мы, евреи, в этом с ними согласны, но можем добавить и еще кое-что. Не только жить нужно, чтобы радоваться, но и радоваться нужно, чтобы жить. А радоваться прежде всего следует тому, что наш мир создан Б-гом, что мы имеем возможность служить Ему и выполнять каждый свою миссию – уникальную, никому другому не предначертанную. И эту радость можно нести Всевышнему.
Главный раввин России Берл Лазар
Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!" Гибнет народ от недостатка ведения...
|