[ Новые сообщения · Правила поведения · Участники · Поиск по темам · RSS лента ]
"Потому что Я Г-сподь, Б-г ваш, освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят" (Левит 11:44)
"Ибо все народы пойдут – каждый во имя божества своего, а мы пойдем во имя Г-спода Б-га нашего во веки веков." (Миха 4:5)
Шалом! Данный форум устроен по типу бейт-мидраш. Эта модель призвана помочь тем, кто желает изучать Тору и еврейскую мудрость, а учеников отличает стремление пополнить свои знания и найти им достойное применение. Люди данной категории не озабочены собственной репутацией или мнением большинства; их цель – сблизиться со Всевышним путем исполнения Его заповедей. Посещение «Бейт-Мидраш» не должно рассматриваться как место, где один человек обнажает духовную несостоятельность другого и претендует на исключительность собственного мнения. Суть общения и обучения – укрепление в праведности, исправление своего характера и, тем самым, участие в исправлении всего Мира (тикун олям).

У нас приветствуются ноахиты (бней-Ноах); геры (прозелиты), принявшие официальный или неофициальный гиюр, или находящиеся на пути к этому; выходцы из христианства или иных религий и культов; караимы; иудействующие, а также все Б-гобоязненные, неравнодушные к Б-гу Авраама, Исаака и Иакова, к Торе и Иудейскому образу жизни. Добро пожаловать!

  • Страница 1 из 1
  • 1
Бейт-мидраш / Дом учения » ЕВРЕЙСКИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ » Этика и Мораль - Мусар » О парадоксе свободы выбора и предопределенности
О парадоксе свободы выбора и предопределенности
ГалилеянкаОтправлено в: Воскресенье, 22 Марта 2015, 13:35 | Сообщение № 1

Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
На первый взгляд существует противоречие между наличием у человека свободы выбора и всезнанием Творца. Налицо парадокс: если Творец заранее знает то, что человек выберет, это значит, что у него никакой свободы выбора нет и всё предопределено! А, с другой стороны, если утверждать, что Творец не обладает этим знанием, значит, Он не знает будущего, то есть не всезнающий, что по определению не может быть!

Обсуждение этого вопроса, одного из самых сложных в понимании еврейского мировоззрения, выходит далеко за рамки короткого стиля ответов, поэтому ограничимся общей идеей.

Итак, в постановке этого вопроса речь идёт о выборе человека и о знании Творца. Предположим, что нам понятно, что есть выбор человека, но понимаем ли мы, что есть знание Творца? Мы интуитивно предполагаем, что оно подобно человеческому. А так ли это?

Познание человека неразрывно связано с реальностью, в которой он находится. Это реальность Времени — прошлого, настоящего и будущего. Оно неизбежно ограничевает восприятие мира человеком исключительно этими временными рамками.

Как следствие:

Человеческое знание и сам объект познания существуют независимо друг от друга.

Предположим, что Абраша захотел узнать погоду в Москве. Это значит, что он этого в прошлом не знал. Когда же Абраша позвонит в Москву и ему расскажут о снегопаде, то только теперь, в настоящем, знание о погоде придёт к нему извне и станет частью его. То есть, само событие и сознание человека существуют раздельно.

Человеческая логика воспринимает мир посредством причинно-следственных связей. То есть, следствию в настоящем должна предшествовать причина в прошлом.

Вот такой процесс познания, свойственный человеку и приписываемый, по заблуждению, Творцу, неизбежно и приводит к вышеупомянутому парадоксу. Но подобно ли знание Творца человеческому? Простой анализ приводит нас к обратному выводу.

Творец сотворил время, значит Он — вне времени, то есть, нет у Него ни прошлого, ни будущего. Знание не может прийти к Творцу извне Его, так как всё в Нём. Это значит, что Его знания и Он сам есть единое целое, без причинно-следственных связей. Поэтому перед Творцом не только открыты наши ещё не принятые решения, но и вся история человечества управляется из будущего конца в прошлое начало.

Всё это следует из определения, что сущность Творца «простая».

Вывод:

Познание Творца носит совершенно другой характер, отличный от человеческого. Творец знает, что человек выберет, но это никак не противоречит возможности человека иметь свободу выбора. Парадокс знания будущего и свободного выбора в настоящем может существовать только в сознании человека, живущего в мире, ограниченном временными рамками и, как следствие, неспособного воспринять реальности вне времени.

Автор статьи - Раввин Ашер Кушнир


Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!"
Гибнет народ от недостатка ведения...
 
ГалилеянкаОтправлено в: Пятница, 08 Июля 2016, 21:22 | Сообщение № 2

Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
Сущность СВОБОДЫ ВЫБОРА

Если вы с рождения предпочитаете сладкое, а вам предлагают кислое и сладкое, то вы, на самом деле, не имеете проблемы выбора. Естественное желание — это то, с чем вы родились, а не то, что вы в себе выработали.
Когда же человек действительно сталкивается с проблемой выбора и может использовать данную ему свободу? Это происходит, когда он выбирает то, что не соответствует его естественным желаниям и врожденным наклонностям.
Конечно, некоторые люди стремятся идти наперекор своим желаниям только из склонности к неповиновению. Но это всего лишь неповиновение ради неповиновения. Это тоже нельзя назвать настоящей свободой выбора, так как в данном случае человек связывает себя не врожденными физическими, а приобретенными психическими предпочтениями.

Настоящий выбор — это способность пойти против своего естества, выбрать нечто не потому, что оно нам нравится, а потому, что представляется единственно правильным.

Как нам узнать, почему это правильно? Ответ прост: потому что так говорит Б-г, так постановил Создатель. Воля Всевышнего выше человеческого разума и человеческой воли, она — самый существенный фактор в этом мире. Поэтому, чтобы полностью реализовать свой человеческий потенциал, необходимо восстать против врожденных инстинктов, распознать волю Б-жью и следовать ей.

Люди могут возразить: «Настоящая свобода — это возможность выбирать и делать то, что хочу Я, а не кто-то другой, будь это Сам Б-г!» На первый взгляд, в этом утверждении есть доля истины. Делая исключительно то, что хотим, мы подчиняемся не желаниям другого — Б-га, а лишь собственным желаниям. Поступая так, мы действительно кажемся себе свободными.

Но в таком рассуждении имеется существенный изъян. До тех пор, пока мы не переломим наше врожденное «я», ни о каком «я» не может быть и речи. Только освободив наши желания и стремления от врожденных склонностей, мы сможем действительно осуществить свободу выбора. В противном случае это будет лишь иная форма рабства: мы сделаемся рабами самих себя.

Итак, единственная возможность вырваться из плена собственного «я», в котором мы находимся от рождения, это научиться подчинять свою волю воле Б-га, т.е. воссоздать себя в Б-жественном образе. Это и только это делает человека отличным от животного. Фактически это делает его более совершенным, чем просто человек, ибо человеческое существо наделено лишь потенциалом использовать свободу воли для подчинения воле Всевышнего. Но тот, кому удалось реализовать свой потенциал, кто сумел преодолеть власть врожденных инстинктов, чтобы служить воле Всевышнего, тот поднялся над человеческой расой. Это и есть Израиль.

Рав Эзриэль Таубер


Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!"
Гибнет народ от недостатка ведения...
 
Бейт-мидраш / Дом учения » ЕВРЕЙСКИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ » Этика и Мораль - Мусар » О парадоксе свободы выбора и предопределенности
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:
Функции форума
Ленточный Вариант Форума  |  Правила поведения  |  Участники  |  RSS Лента  |  Поиск по Названиям Тем

Предупреждение: данный форум строго модерируем. Проводятся постоянные ревизии, чистки, а также удаляются устаревшие и потерявшие актуальность темы.

Цветовая маркировка групп: Читатель ~ Участник ~ Постоянный участник ~ Администратор

Поиск по всему сайту


Форум основан 1 июня 2006 г.
Хостинг от uCoz