[ Новые сообщения · Правила поведения · Участники · Поиск по темам · RSS лента ]
"Потому что Я Г-сподь, Б-г ваш, освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят" (Левит 11:44)
"Ибо все народы пойдут – каждый во имя божества своего, а мы пойдем во имя Г-спода Б-га нашего во веки веков." (Миха 4:5)
Шалом! Данный форум устроен по типу бейт-мидраш. Эта модель призвана помочь тем, кто желает изучать Тору и еврейскую мудрость, а учеников отличает стремление пополнить свои знания и найти им достойное применение. Люди данной категории не озабочены собственной репутацией или мнением большинства; их цель – сблизиться со Всевышним путем исполнения Его заповедей. Посещение «Бейт-Мидраш» не должно рассматриваться как место, где один человек обнажает духовную несостоятельность другого и претендует на исключительность собственного мнения. Суть общения и обучения – укрепление в праведности, исправление своего характера и, тем самым, участие в исправлении всего Мира (тикун олям).

У нас приветствуются ноахиты (бней-Ноах); геры (прозелиты), принявшие официальный или неофициальный гиюр, или находящиеся на пути к этому; выходцы из христианства или иных религий и культов; караимы; иудействующие, а также все Б-гобоязненные, неравнодушные к Б-гу Авраама, Исаака и Иакова, к Торе и Иудейскому образу жизни. Добро пожаловать!

  • Страница 1 из 1
  • 1
Бейт-мидраш / Дом учения » ЕВРЕЙСКИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ » Этика и Мораль - Мусар » Мораль - не от человека, а от Б-га
Мораль - не от человека, а от Б-га
ГалилеянкаОтправлено в: Среда, 15 Мая 2013, 21:42 | Сообщение № 1

Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
Берл Лазар

Первая мишна трактата «Пиркей Авот» начинается словами: «Моше получил Тору с Синая и передал ее Йеошуа, Йеошуа — старейшинам, старейшины — пророкам, а пророки передали ее мужам Великого собрания».

Возникает сразу несколько вопросов. Почему сказано: «Моше получил Тору»? Ведь сама Тора говорит, что у Синая стоял весь народ! Почему «получил Тору с Синая» а не «получил Тору от Б-га»? И главное: почему история обретения Торы приводится именно здесь? На первый взгляд ей место в самом начале Талмуда, где мы разбираем законы, касающиеся отношений человека с Б-гом, — а не в «Пиркей Авот», своде морально-этических принципов еврейства.

Но наши мудрецы объясняют, что все логично. Более того — необходимо. Если мы рассматриваем моральные нормы, надо прежде всего договориться о главном: мораль — не от человека, а от Б-га, от Торы! Многие убеждены, что есть некая «человеческая мораль», мораль без религии. Их логика такова: мораль — это правила поведения по отношению к другим людям, значит, сами люди и вырабатывают эти правила. Но наша традиция исходит из противоположного постулата: законы и правила поведения имеют право на существование, только если идут от Б-га. Тора дает нам не только заповеди из сферы отношений человека с Б-гом, но и заповеди морального плана.

«Человеческой морали» быть не может по определению. Ведь во всех действиях человека в обществе замешан личный интерес: человек наделен свободой выбора, поэтому он никогда не станет совершать поступки, в которых прямо или косвенно не заинтересован. Свой интерес для человека всегда и обоснован, и справедлив. Но интерес у каждого свой: если пытаться строить мораль на представлении о том, что «справедливо для меня», придется свой интерес, свою «справедливость» навязывать. А поскольку у других людей другие интересы — придется навязывать силой…

Последние несколько столетий — когда особенно много говорилось о «человеческой морали», морали без Б-га — дали нам, к сожалению, слишком много примеров ее пагубности: колониальные и мировые войны, геноцид, нацизм, терроризм…

Очень дорогую цену платит человечество за попытки выстроить мораль без Б-га. И все эти попытки обречены на неудачу. Именно поэтому «Пиркей Авот» в первой же своей мишне напоминает нам об истории обретения Торы, содержащей в себе кодекс единственно верной морали — той, что идет от Б-га. И эта же мишна показывает, какие качества человек должен развивать, чтобы принять Тору в свою душу. Именно с этим связано упоминание о том, что «Моше получил Тору с Синая».

В мидраше говорится, что, когда Б-г решил дать евреям Тору, к нему явились все горы, и каждая просила, чтобы это судьбоносное событие произошло именно на ней. К удивлению высоких и красивых вершин, Б-г выбрал Синай, низкий и не слишком привлекательный. Сказано в книге Теилим: «Что вы скачете, холмистые горы? Эту гору возжелал Б-г, чтобы обитать на ней»…

Выбор пал на Синай именно потому, что это была вершина скромная и непритязательная. По этой же причине Б-г передал Тору Моше — «самому скромному из людей». Скромность, учит мишна, — это единственное место и единственное состояние для обретения Торы. Только когда человек признает, что не все понимает и нуждается в указаниях своего небесного Отца, он готов принять Тору. Именно поэтому в мишне говорится, что Моше «получил Тору»: это дар от Б-га, его надо принимать в том виде, в каком Всевышний его дал, и соблюдать неукоснительно, не пытаясь «подчистить» в соответствии с сиюминутными интересами.

…Есть история о двух евреях, спорящих в раввинском суде об ответственности за убытки: один жалуется на непоставленный товар, другой ссылается на холод и плохие дороги. Раввин возлагает ответственность на второго, поскольку по законам Торы договор в любом случае надо соблюдать. А тот еврей в крик: «Б-г дал Тору в пустыне, там было жарко! Вот если бы Он дал ее в Сибири — наверняка где-то оговорил бы, что снег и мороз освобождают от договорных обязательств!»

Перед нами классический пример «человеческой морали»: мой личный интерес всегда должен быть оправдан! Кстати, наши мудрецы и этот вопрос разъясняют. Почему, спрашивают они, Б-г даровал Тору в пустыне, а не в Иерусалиме или в каком-нибудь ином крупном городе Древнего мира? Именно потому, что в пустыне ничего нет, человеку в буквальном смысле слова не за что ухватиться, здесь самое правильное место для получения вечного Закона, — Закона, который мы должны соблюдать, где бы мы ни находились и в каких бы условиях ни существовали.


Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!"
Гибнет народ от недостатка ведения...
 
Бейт-мидраш / Дом учения » ЕВРЕЙСКИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ » Этика и Мораль - Мусар » Мораль - не от человека, а от Б-га
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:
Функции форума
Ленточный Вариант Форума  |  Правила поведения  |  Участники  |  RSS Лента  |  Поиск по Названиям Тем

Предупреждение: данный форум строго модерируем. Проводятся постоянные ревизии, чистки, а также удаляются устаревшие и потерявшие актуальность темы.

Цветовая маркировка групп: Читатель ~ Участник ~ Постоянный участник ~ Администратор

Поиск по всему сайту


Форум основан 1 июня 2006 г.
Хостинг от uCoz