Галилеянка | Отправлено в: Пятница, 07 Сентября 2012, 23:59 | Сообщение № 1 |
Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| Существование человека оправдано с исторической точки зрения, если он в меру своих сил преобразует хаос в организованность ("...в музыку преобразили шум"). Но человек жаждет смысла не только как частичка человечества, но и как неповторимая индивидуальность в промежутке между собственными рождением и смертью. Ощущая в себе потенциал для осуществления законов гармонии, человек вынужден подчиняться законам физического выживания. Все страдания как человечества, так и личности, – результат принципиальной разницы между законами этапов "эволюции": начинающегося, и пока длящегося и преобладающего. Эта двойственность ярче всего проявляется в основе всякой нравственности – чувстве стыда, вызываемого зависимостью сугубо человеческого в человеке от его материальной, животной составляющей. Чем полнее понимание Вершины, тем трагичнее конфликт с действительностью. Но, с другой стороны, это и стимул к совершенствованию. Без неудовлетворённости нет стремления к изменению ситуации, нет понимания того, что должно удовлетворить.
Как ни стихийно идёт процесс, но осуществляется он через деятельность личностей, через преодоление конкретными людьми хаоса и инертности предыдущих уровней организованности. Смутно ощущающий свое предназначение в осуществлении абсолютного, как не ограниченного ничем, в том числе и временем, движимый общей для всей природы волей к жизни как к самоутверждению, чувствующий себя таким же сложным и значительным, как всё мироздание, человек попадает в трагическую ловушку. Он пытается приобщиться к вечности, утверждая себя всего, в том числе и то, что к вечности по своей сути не предназначено.
Чем бы самый удачливый эгоист ни утешался при жизни, всё обнаруживает свою тщету, обессмысливается неминуемой смертью. Человек – сплав природы и духа, миров материального и идеального. Личность, как особь вида живой природы – человечества, подчинена законам борьбы и смерти ради совершенствования и выживания вида. Как существо духовное, человеческая личность подчинена законам мира идеального – законам гармонии. Горячо и искренне любимая нами наша личность (насколько она принадлежит природному миру) после смерти, вместе с элементарными частицами вещества нашего тела, попадает в круговорот веществ, и становится исходным материалом для создания природой новых, более совершенных, форм.
Избавление от бессмыслицы смерти – в приобщении к тому, что вечно – к миру духа. Чем глубже человек постигает смысл любви, как осуществляемых в нашей действительности вечных законов идеального мира, чем полнее воплощает её в своей жизни, чем более осознаёт себя духовным существом и менее животным, чем более научается получать радость не от приобретения, а от дарения, тем он ближе к смыслу "эволюции", объединяющей всю природу в процессе приближения к Вершине (или Идее), к Единому; тем ближе он к бессмертию и освобождению от животного страха смерти. Сплав материи и духа огнём смерти разделяется на составляющие. Каждая из них получает достойное её бессмертие. Насколько личность исполнила закон осуществления абсолютного – любовь, насколько сумела обратить душевные и духовные силы вовне, а не на себя, настолько и осталась она в вечности.
Добровольное и осознанное подчинение вечным законам бытия даёт свободу, ощущаемую как спадение оков зависимости от чуждых духу законов низшей природы, как соединение с общим потоком жизни на пути к единой цели. На деле, в несозревшей ещё обстановке, это означает подвиг самоотречения, великий труд преодоления власти всей предшествовавшей природы над слабым еще, соответственно историческому возрасту, человеческим духом. Слово "самоотречение" не должно пугать, ибо отрекается человек от тоже своей, но низшей, составляющей в пользу своей же высшей – духовной части, то есть, самоотречение – путь к истинному, высшему самоутверждению.
Смысл для конкретного человека – понимание собственной жизни как осознанного существования личности во вселенной, аспектами которого являются мышление и чувствование; как явления уникального и абсолютного. И в осуществлении Идеи, которая лежит в основе мира идеального и является целью для материи. С какой бы из четырёх сторон человек ни приближался к Идее, всегда этому сопутствует повышение уровня комфортности в окружающем мире, выражающееся различными степенями блаженства и восторга. Не должна шокировать очевидная параллель: наивысшее физическое наслаждение связано с осуществлением функции продолжения рода, как главной для особи. Так и духовное наслаждение от приближения к Идее подтверждает главную функцию человека как существа не только физического. В жизни человека есть место, подсказываемое самой природой, как ключевое. В этой кульминационной точке встречаются две главные функции человека как существа и материального, и духовного. И блаженство, как свидетельство соответствия своему предназначению, человек получает двойное, или полное, максимально возможное в этом мире.
В половой любви смысл космического процесса – одухотворение материи – воплощается в конкретной жизни почти каждого человека, цель "эволюции" начинает осуществляться сейчас, в привычной будничной обстановке. В направлении всех своих душевных и духовных сил не на себя, а на утверждение другого как противоположного и, в то же время, одноприродного тебе второго полюса единого целого, и есть осуществление полноты бытия через самоотрицание одного из полюсов в пользу другого и тем самым самоутверждение себя, как абсолютного, не ограниченного другим, а имеющего другого (как и себя) в абсолютном. В нашей несовершенной жизни каждый нуждается в сострадании и любви. Но всегда есть рядом кто-то, кто нуждается больше, чем ты сам. Осуществи в своей жизни главный закон мироздания, полюби другого "больше", чем себя, – и жизнь твоя получит смысл, совпадающий со всеобщим, что, впрочем, иначе и не может быть. В подвиге любви – и смысл космического процесса, и личное спасение.
Итак, цельное мировоззрение включает в себя универсальную для всех людей и времён веру в реальность Божественного как переживание личностью собственного родства с живым и полным средоточием блага и любви, одновременно являющимся источником сил, управляющих миром, и целью для всего существующего. Разнообразие же религий, переводящих веру на общепонятный язык, объясняется просто: в Едином заключено все, это Он является во всех явлениях, и познают Его всеми путями во множестве аспектов, а представляют в меру собственных возможностей и под влиянием окружающих условий.
В какой форме актуализировать веру современному человеку, всесторонне культурно развитому и сохранившему коренную религиозную потребность? Не волей обстоятельств рождения или встречи с проповедником, а осознанно. Выбор религиозной системы должен осуществляться без ущерба для всего богатства многосторонней личности, не на основе компромиссов и уступок, а с открытыми глазами, в результате взаимообогащения всех познавательных способностей. Приобретаемые религиозные истины должны не противоречить сложившимся ранее убеждениям, а подкреплять их, упорядочивая мировоззренческие установки.
На протяжении почти всего периода формирования западной цивилизации господствующей идеологией было христианство, поэтому любой культурный феномен несет на себе его отпечаток. И представления наши, и шкала ценностей, и мировоззрение в целом складываются в понятиях и терминах, имеющих христианские корни. Ставшее в последние годы привычным выражение “христианская духовность” даже воспитанное на атеизме сознание проглатывает как аксиому. А вот восприятие формально правильного термина “иудео-христианская цивилизация” требует некоторых усилий. Представление об иудаизме как об аутсайдере, у которого христианство естественным образом, с момента своего возникновения, перехватило инициативу, оставив его на обочине дороги прогресса человечества, прочно засело в нашем подсознании. Ставшее нарицательным выражение “талмудическая ученость”, и само название священных иудейских книг - “Ветхий завет” - только иллюстрация этого положения. А ведь в течение всей своей многовековой истории иудаизм был живым развивающимся организмом, чутко реагировавшим на запросы меняющейся жизни возникновением новых течений. И в последнее время это развитие идёт особенно бурно и плодотворно. Впечатляет общий принцип, по которому новые идеи – результат более глубокого проникновения всё в тот же Текст. Общее, возобновляющееся впечатление – свежести и древности, первичности и актуальности, глубины перспективы и прозрачности, ёмкости и конкретности мыслей и образов, соответствия фундаментальных понятий современным проблемам.
Не вдаваясь в сравнительный анализ религий, как отдельную большую тему, можно всё же констатировать его результат, к которому естественно приходит непредвзятый научный взгляд на проблему. Иудаизм – единственная религия, полностью соответствующая своему предназначению во всех аспектах: идеологическом, философском, этическом, педагогическом. Уникальное сочетание ясности и глубины идеи, им представляемой; всеобъемлющая система, в которую гармонично и без остатка укладываются все достижения мировой культуры. В частности, все вопросы, упомянутые в этом тексте, за многие века до их постановки западной мыслью были глубоко и полно, тонко и поэтично разработаны в Каббале, Талмуде и других комментариях к Писанию, священному и для христиан. (По мере знакомства с этими комментариями растет недоумение: как, обходясь без них, можно было считать, будто что-то в Писании понимаешь?)
Но иудаизм – религия евреев, и как бы ни был убеждён нееврей в её истинности, к нему она вроде не имеет отношения. Ответ, как всегда, находится внутри иудаизма. Слово Сущего, дарованное на Синае избранному народу, конечным адресатом имеет всё человечество. Иудаизм – не одна из религий, а универсальное учение, поясняющее это Слово. И его первозданный свет, чудесно сохраненный “народом святым”, уже начинает восприниматься не только евреями. Реализуется это знаменательное явление в форме движения “Бней Ноах” (“Сыновья Ноя”). Принятие на себя исполнения семи законов Торы для сыновей Ноя людьми, формально не имеющими отношения к еврейству, позволяет им исповедовать чистую веру в единого Творца, руководствуясь накопленной тысячелетиями мудростью. Сегодня этому способствует сочетание объективных условий: осознание ограниченных возможностей науки и философии; разочарование в традиционных религиях; обилие и доступность материалов по иудаизму на распространенных языках.
Нельзя не сказать о жизненной насущности этой темы именно в наши дни. Человеческое разнообразие сделало возможным существование в рамках авраамической религии такого явления как бесчеловечный экстремизм. В сентябре 2001-го года по григорианскому календарю ясно обозначились непримиримость и широкая поддержка этого явления. Недвусмысленно обозначен и враг исламского фундаментализма – иудео-христианская цивилизация со всеми её ценностями. То, с чем сейчас столкнулся западный мир, уже давно стало повседневностью для евреев, живущих на Святой Земле. И террористы не делают секрета из того, кто их ближайший и главный враг. Сегодня мир с очевидностью делится на тех, кто относится к убийству как к вынужденной аномалии, или как к норме, даже доблести. Линия раздела добра и зла, правды и лжи проходит через Иерусалим. Это так же верно, как и то, что истина содержится в Священном Писании, реализуется сегодня в Земле Израиля, а вскоре восторжествует на всей земле. Запоздалое понимание этих взаимосвязанных вещей может дорого стоить человечеству. А путь к пониманию лежит через изучение иудаизма.
Еврейское понимание истории как выполнения воли Всесильного, как движения к Нему, блестяще подтверждено самим существованием евреев вопреки объективным законам, управляющим судьбами народов. Чудесное возрождение государства и языка – не лучшее ли это доказательство верности такого понимания? Пора понять всем, и прежде всего христианам, что нерв истории – судьба еврейского народа, и отношение к ней – показатель истинности или ошибочности позиции.
Принципиальная готовность человечества к практическому исполнению своего предназначения доказана гениями любви, действовавшими в нашем, далеко ещё не гармоничном, мире по законам мира идеального. Из многих и многих, современному человеку наиболее известны М. Ганди, Мать Тереза, А. Швейцер, Я. Корчак. Конкретный человек свободен подключиться к труду человечества, который всё равно будет исполнен, с ним или без него, либо остаться частью бездуховной, и потому смертной, природы. Если же он хочет приобщиться к смыслу и бессмертию, воплотив в своей жизни олицетворение духовности – любовь, то начинать можно и нужно сейчас и с себя. Для этого вовсе не обязательно быть гигантом духа или ожидать чудесных времён. Семья, близкие – идеальное поле действия, а самоотдача в любви – единственный путь к собственному счастью. Как говорил Шри Ауробиндо, самое большое чудо заключается в том, что Божественное – тоже естественно.
Мир создан ради человека, а человек – ради того, чтобы дать ему счастье. Достижение этого невозможно без участия человека, наделенного свободой выбора по подобию Творцу, и состоит, по определению философии, во «внесении положительного вклада в космическую эволюцию» (В. Турчин), а в терминах религии – в служении Всевышнему, ибо только Он знает, в чем состоит счастье Его творений и на каких путях оно может быть получено. Тому, как именно это осуществить, и посвящены Письменная и Устная Тора, т.е. вся необъятная мудрость иудаизма. Как сказал еврейский мудрец Гиллель, «иди и учи».
Из книги Иудаизм для всех
Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!" Гибнет народ от недостатка ведения...
|
|
| |