|
"Потому что Я Г-сподь, Б-г ваш, освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят" (Левит 11:44) "Ибо все народы пойдут – каждый во имя божества своего, а мы пойдем во имя Г-спода Б-га нашего во веки веков." (Миха 4:5) |
Шалом! Данный форум устроен по типу бейт-мидраш. Эта модель призвана помочь тем, кто желает изучать Тору и еврейскую мудрость, а учеников отличает стремление пополнить свои знания и найти им достойное применение. Люди данной категории не озабочены собственной репутацией или мнением большинства; их цель – сблизиться со Всевышним путем исполнения Его заповедей. Посещение «Бейт-Мидраш» не должно рассматриваться как место, где один человек обнажает духовную несостоятельность другого и претендует на исключительность собственного мнения. Суть общения и обучения – укрепление в праведности, исправление своего характера и, тем самым, участие в исправлении всего Мира (тикун олям). У нас приветствуются ноахиты (бней-Ноах); геры (прозелиты), принявшие официальный или неофициальный гиюр, или находящиеся на пути к этому; выходцы из христианства или иных религий и культов; караимы; иудействующие, а также все Б-гобоязненные, неравнодушные к Б-гу Авраама, Исаака и Иакова, к Торе и Иудейскому образу жизни. Добро пожаловать! |
Видуй. Исповедание грехов
| |
M-SHULAM | Отправлено в: Четверг, 03 Сентября 2009, 08:15 | Сообщение № 1 |
Фесвитянин-самбатианец
Сообщений: 1902
C нами с 20 Марта 2008
Откуда: Российская Федерация
Статус: Отсутствует
| Очень важно, что на примере разбора молитвы "Видуй", мы сможем понять, насколько заблуждаемся, считая, что мы никак не причастны ко злу. Ведь даже неосторожное слово может привести к большой беде.... Жизнь человека протекает одновременно в нескольких плоскостях: в сфере мыслей и чувств, в сфере речи и действий. Тшува (возвращение), молитва, и в частности молитва "Видуй" касаются каждой из этих плоскостей. Еврейские мудрецы указывают, что разумная речь является основным отличием человека от животных и от более низких уровней Творения. Человеческая речь обладает огромным духовным потенциалом, как в аспекте созидания, так и в аспекте разрушения, как сказано: "Жизнь и смерть во власти языка" /Мишлей 18,21/. Всевышний принимает искреннее раскаяние в любое время. Наши мудрецы учат, что каждому человеку следует уделять несколько минут перед сном, чтобы проанализировать прошедший день, простить тех, кто нас обидел, и просить у Творца прощения за проступки, совершенные за день. Согласно Каббале (прим., пониманию Закона по духу), такое "оперативное" раскаяние является очень значимым. При этом, согласно нашей традиции, каждый период годового цикла имеет разную степень святости и предполагает разные формы отношений Всевышнего с народом Израиля. В частности, 40 дней от начала месяца Элул до Йом Кипура - это дни особого Б-жественного благоволения.. Как известно, вскоре после дарования Торы евреи оказались виновными в грехе золотого тельца, поставившем под угрозу само существование еврейского народа. Вождь и учитель народа - Моше Рабейну несколько раз обращался к Творцу с молитвами о прощении народа. Поднявшись в начале месяца Элул на гору Синай и пробыв там 40 дней, Моше добился прощения и получил вторые Скрижали Завета. Это произошло 10 Тишрей, т.е. в Йом Кипур. Такое соответствие неслучайно. Прощение, полученное евреями того поколения в Йом Кипур, связано с особой святостью этого дня, который является апогеем Божественного милосердия. Тора указывает на необычайную важность Йом Кипура для всех поколений евреев в мировой истории, включая наше. Один из мудрецов как-то сказал, что, если бы наш народ удостаивался иметь такой день один раз в 70 лет и понимал бы всё его величие, то и этого оказалось бы достаточно, чтобы мы были самыми счастливыми людьми. Великое милосердие Творца простирается гораздо дальше, и Он дарует нам Йом Кипур каждый год. Благоволение Всевышнего в дни Элула проявляется в том, что эти дни являются весьма благоприятными для тшувы (говорится, что в эти дни "ветер дует в спину" совершающим тшуву). Баал-Шэм-Тов, будучи каббалистом (прим., постигающим духовные миры) очень высокого уровня, как и Аризаль, мог, посмотрев на человека, определить, где и при каких обстоятельствах возникли причины проблем или болезней человека. И часто, знание причин и понимание механизмов исправления давало Баал-Шэм-Тову возможность помочь этим людям. Иногда для исправления требовалось поехать в определённое место или выполнить определённое действие, иногда Баал-Шэм-Тову было необходимо дать человеку целую программу действий, но в конечном итоге всё сводилось к одному понятию — ТШУВА. Что такое Тшува? Слово "тшува" часто неверно переводят, как "раскаяние". Но раскаяние — это не тшува, это только сожаление о поступке. Проблема в том, что человек, сожалеющий сегодня о содеянном, уже завтра может совершить то же самое. Тшува, конечно, содержит в себе момент сожаления, угрызения совести и т.д., но этого не достаточно. На самом деле, настоящая Тшува означает – Возвращение (от слова «лашув» - вернуться). Имеется в виду , что человек изначально был создан в состоянии близости ко Всевышнему, но в результате своих неправильных действий, мы отдаляется от Него, и поэтому следует вновь и вновь «возвращаться». Возвращаться к Источнику своей души, к своим корням, к Истине, к праведной жизни. Рамбам говорит о четырёх ступенях тшувы: Первая ступень(которая и есть Раскаяние) — придя к выводу о неправильном поступке, нужно признать ошибку и сожалеть о сделанном. Если человек не чувствует сожаления о совершенном проступке, то он даже не приступил к процессу Тшувы и ничего не может изменить. А ведь согласно еврейской традиции, человек, осуществляя тшуву, может исправить даже своё прошлое. Вторая ступень —волевая: принятие на будущее обязательства не повторять этот неправильный поступок. И наконец, Четвёртая ступень – возмещение ущерба, нанесенного другому человеку в результате неправильного поступка: просьбы о прощении по поводу причиненного морального урона или нанесенной обиды, компенсация финансовых потерь, и т.д. (Как легко заметить, то, что в обиходе принято называть раскаянием, совпадает лишь с первой ступенью Тшувы). Когда мы рассматриваем все эти четыре степени тшувы, то третей из них является молитва покаяния, - словесное признание человеком своих ошибок. Эта молитва и называется "Видуй"( וידוי от слова להודות – признаваться). Посмотрим, как работать с этой молитвой. Она начинается с признания, что мы действительно совершили проступки, а дальше идёт список этих действий: «виновными были», «предавали», «грабили» и т. д. Когда человек, ничего практически об иудаизме не знающий, начинает читать этот длиннющий список, у него возникает естественный вопрос: «О чём речь? Я никого не предавал, не грабил, не лицемерил, да и считать себя виноватым мне, по большому счёту, не за что!». Но, как правило, человек говорящий «А у меня нет особых грехов»,- не имеет представления о том, какие поступки засчитываются нашей традицией за грехи (подчас, довольно серьезные). Например, бизнесмен, заключающий "чистую" с точки зрения принятых в обществе законов сделку, часто не подозревает, что с позиции еврейского закона эта сделка может оказаться воровством. Остряк, «удачно» подшутив над своим другом в присутствии других людей, будет шокирован, узнав, что его поступок в определённом смысле сравним с покушением на жизнь.. Изложив "Исповедание" проступков в алфавитном порядке Алеф-Бет ( אשמנו-בגדנו), наши мудрецы определили нам общие категории, напоминающие о том, что мы совершили. Поскольку буквы лашон а- кодеш (святого языка) как кирпичики, из которых создано мироздание, то каждая из них — это чистая энергия, из которой всё создано. Мудрецы как бы говорят нам, что мы коррумпировали всё от «Алеф» до «Тав». Поэтому "Видуй" даёт нам возможность проследить наш путь и просмотреть наше поведение от начала (Алеф) до конца (Тав). Но, напоминают мудрецы, каждый проступок, что есть в молитве, — не единственный на данную букву, совершённый нами и мы можем самостоятельно дополнить этот список (и поэтому в Йом-Кипур, когда произносят «Видуй» , человек опытный приходит в бейт-кнесет (синагогу) с листочком, записав заранее на нем свои промахи). Самое главное — остановиться на каждом слове, и посмотреть, понятно ли его значение. 1. в отношении Творца, 2. в отношении других людей, и 3. в отношении себя — и посмотреть, где и что мы нарушаем. Чем больше человек растёт духовно, тем выше его степень чувствительности. Человек, не знающий этого, говорит, что он никого не предавал и никого не грабил, а рядом с ним, вроде бы, праведный человек, но почему-то так глубоко о чем-то переживает! Чтобы проработать категории наших промахов, нужно учитывать, говорит Виленский гаон, что все наши проступки проистекают изначально из черт нашего характера, - и они влияют на совершение того или иного проступка. Мы хорошо изучили свой характер? -=-=-=-=-=-=-=- И ещё один очень важный момент!!! Начиная заниматься внутренней работой, а тем более рассмотрением своих слабых качеств, в первую очередь, говорят наши мудрецы, надо потратить время на то, чтобы почувствовать, какой вы хороший человек. Если начать с того, что говорить себе: "У меня есть душа, которую мне дал Творец, у меня есть хорошие качества, которые я в себе развил, во мне есть много хороших вещей", — то мы находим много хорошего, сделанного нами. Наше мнение о себе поднимается вверх. Когда оно доходит до максимума, мы говорим: "Одно из хороших качеств человека — способность посмотреть на свои слабости", — и начинаем рассматривать свои слабые поступки. Это уводит нас опять вниз, и в итоге, мы приходим приблизительно туда, откуда начали. Такая вот динамика — волна вверх и волна вниз. Если же начать с негатива, то потом придётся, что называется, «за волосы себя вытаскивать» и даже, если и удастся это сделать - динамика процесса Тшувы будет совсем другая. Поэтому-то и подчёркивают наши мудрецы, что, решив заняться серьёзной работой над своими ошибками, вначале нужно найти в себе что-то по-настоящему хорошее. И только с опорой на «это хорошее» начинать смотреть на свои недостатки. Как мы уже говорили, жизнь человека протекает одновременно в нескольких ракурсах: в сфере мыслей и чувств, в сфере действии и в сфере речи. Для чего человеку нужна речь? Основной функцией речи является установление связей: связь с Всевышним ( через молитву), связь между людьми, наконец, связь человека с самим собой. С самим собой? Это как? Дело в том, что речь, произнесенная вслух, качественно отличается от "запертых" в голове мыслей. Мудрецы и комментаторы Торы раскрывают это отличие мысли от словесной исповеди: 1. Когда человек выражает свои мысли в словах, то из хаотично бегающих в голове, мысли выстраиваются в четкий порядок: "картина" совершенных в прошлом действий, становится яркой и понятной, и это устраняет мысленный "бардак". Поэтому, законченность и четкость словесной исповеди способствует ясному осознанию совершённого проступка. 2. Произнося речь, человек как бы запускает слова в действие, придавая мыслям совершенно иную силу (не случайно мы избегаем придания словесной формы некоторым своим мыслям, даже, когда этих слов никто не слышит, ведь мысли, произнесенные вслух, могут реализоваться). В частности,- подробное словесное признание с сожалением и стыдом о содеянном, укрепляет человека в его решении исправиться, и помогает ему избежать повторения плохого поступка в будущем. 3. Исповедуясь перед Творцом в совершенных плохих поступках и даже, только в намерениях, человек как бы провозглашает свою веру в то, что Всевышнему открыты и известны все его поступки, что Б-г всегда следит за всеми его делами и что Он справедлив, давая человеку, как награду, так и наказание. Одним этим провозглашением человек может подняться на такие духовные высоты, которые принципиально не доступны, если "держать все мысли при себе". И поэтому, достичь высокого духовного подъема невозможно даже в самых глубоких размышлениях, а, только, воспользовавшись речью и действием. Более того - в нашем случае, исповедь молитвы "Видуй" (молитвы-признания) является повелительной заповедью , как сказано у Рамбама в "Законах Тшувы": " Если человек умышленно или по ошибке нарушил любую из заповедей Торы, повелительную или запрещающую, то, когда он раскается в своем грехе, обязан исповедаться перед Б-гом, благословен Он, как сказано: "Если мужчина или женщина согрешат против человека, злоупотребляя (тем самым) против Г-спода, и провинится душа эта. То пусть исповедуются в грехе своём, который они совершили(Бамидбар 5,6-7) Здесь имеется в виду исповедь в словесной форме. Таким образом, путь Тшувы начинается от неуютного ощущения "плохости" содеянного и, пройдя через логический анализ и эмоциональные переживания, достигает уровня ясного осознания своих плохих поступков, большой частью исправления которых является слово (исповедь,"видуй") и действие. Заметим, что верно и обратное - исповедь, произнесенная без внутреннего сожаления о содеянном, является профанацией и, тем самым, становится лишь еще одним проступком в "коллекции" наших, и без того, неприглядных дел. Также и исповедь, сказанная без определенной решимости не повторять в будущем плохое действие, не приводит к его искуплению, как сказано: "Всякий, кто произносит слова исповеди, но в душе своей не принял решения оставить [свои грех], подобен тому, кто окунается [в микву], держа в руке нечистого гада. Это омовение не поможем [человеку очиститься] до тех пор, пока он не отбросит эту нечисть" (Рамбам "Законы Тшувы" 2,3)
Лучше говорить в пустоту, чем оставить ложь без ответа. Думай головой, а не Новым Заветом.
|
|
| |
M-SHULAM | Отправлено в: Четверг, 03 Сентября 2009, 08:21 | Сообщение № 2 |
Фесвитянин-самбатианец
Сообщений: 1902
C нами с 20 Марта 2008
Откуда: Российская Федерация
Статус: Отсутствует
| Основные понятия молитвы "Видуй" Следующие шесть ключевых понятии встречаются во многих местах текста молитвы "Видуй". Три из них определяют понятие так называемого "греха", и три - это уровни прощения. Итак, "грех" (обычно людям трудно согласиться, что они грешны, т.к. в нееврейской интерпритации "грех" - это что-то ужасное, сравнимое, разве что, с убийством или жуткой непорядочностью. Интеллигентному человеку в такой ситуации, действительно, трудно обвинить себя в грехе, если он только не рассмотрит свое поведение в еврейском понимании этого слова). С еврейской точки зрения, грех - это: три, различные по степени тяжести, проступка: хэт (חטא ), авон ( עון )и пеша (פשע). Все эти понятия очень ёмкие и смысл их многогранен. Попытаемся кратко ознакомиться с их смыслом (более детальное знакомство с этими концепциями требует обращения к соответствующим книгам мудрецов). хэт —это непреднамеренный грех, т.е. проступок, который был совершен по незнанию или по невнимательности. авон - это преднамеренный грех, т.е. проступок, совершенный сознательно из-за стремления к "справедливости", к выгоде (достигаемой неправильными, но субъективно оправданными, методами) или просто, к удовольствию ( и всё это совершается по принципу "хотел, как лучше, а получилось, как всегда"). пэша — наиболее сильная форма греха, действия, совершаемые вопреки закону из принципиальных соображении, по существу являющиеся бунтом (начиная от злономеренной клеветы и заканчивая убийством, а также др.формы пэша). Очевидно, что как ответственность за совершение этих типов грехов, так и пути их исправления различны. Эти различия отражают понятия слиха (סליחה ), мехила (מחילה) и капара ( כפרה) . (примечание: слово "мехила"- (уступка, прощение) однокоренное со словом "махала" - (болезнь),и отсюда видим, что исцеление наступает в результате прощения и "уступки" Свыше) Согласно подходу Рамбама /см. Рамбам "Законы тшувы" 1,4/, некоторые т.н. легкие грехи прощаются полностью, как только сделана тшува. Более серьезные грехи, даже после немедленной тшувы, прощаются только в Йом Кипур. В случае еще более серьезных грехов для полного прощения необходимо испытать страдания, посылаемые после Йом Кипур. Наконец, наиболее тяжелые грехи искупаются раскаянием, Йом Кипуром и страданиями лишь частично, и только смерть полностью искупает вину. В рамках этого подхода понятия слиха, мехила и капара трактуются следующим образом: - слиха — прощение легких грехов (достаточно простого извинения); - мехила — прощение за грехи преднамеренного характера (может понадобиться более серьезная работа), - капара — искупление — наибольшая работа в процессе прощения, необходимая, когда грехи представляют собой бунт ( против Б-га, общества, человека в виде преступлений и насилия) или граничат с ним. И перед тем, как мы приступим,непосредственно, к самой молитве " Видуй", хотелось бы процитировать отрывок из книги р.Нахмана "ВСЕГДА ЕСТЬ НАДЕЖДА!": "ВОЗВРАЩЕНИЕ Я принадлежу моему другу (ани ле-доди) порыв души к своему Творцу. А мой друг - мне (вэ-доди ли) ответ Творца на этот порыв. (Песнь Песней, 2:\6) Это на самом деле два этапа встречи, которые учат нас, что Возвращение к Богу включает в себя два пути, два метода. Потому, что, Тшува, как любой опыт, состоит из "взлетов" и "падений". Поэтому существует способ поведения в благоприятные периоды, периоды "взлетов", и способ предвосхищать испытания во время периода "падений". Знание этих путей и их правильное использование позволит успешно совершить Тшуву. Когда мы почувствуем, что душа наша стремится вверх: "Я принадлежу моему другу", надо остерегаться самодовольства, которое может вызвать это состояние. Напротив, нужно удвоить требовательность к себе, так как подводный камень, который подстерегает в периоды взлета - это удовлетворенность первыми результатами, "почивание на лаврах". Благодаря постоянному самоанализу, воплощению на практике стиха: "принадлежу моему другу", можно будет избежать этого препятствия. Такой подход к тому же позволит запастись силой и стойкостью, которые окажутся очень полезными, когда неизбежно наступит период «падений". На смену лету приходит зима, за днем следует ночь, падениями и депрессиями усеян Путь Возврашения. Как противостоять этим трудным моментам, этим неизбежным испытаниям? Нужно просто запечатлеть у себя в сердце слова стиха: "Мой друг принадлежит мне". Каким бы ни было мое падение, Господь всегда со мной. Зная это и помня об этом в нужный момент, я смогу избежать ловушки отчаяния. Чувство покинутости, которое толкает нас к тому, чтобы все бросить из-за неудачи, не имеет смысла, поскольку Б-г рядом с нами, Он - даже в самой неудаче. Проникаясь этой истиной, мы сможем по крайней мере выполнить то, что для нас возможно, укрепляя себя всеми силами и повторяя: "Держись, Всевышний с тобой, не падай Духом!" Так мы сможем с успехом преодолеть бурю..." Я принадлежу моему другу! А мой друг - мне!...
Лучше говорить в пустоту, чем оставить ложь без ответа. Думай головой, а не Новым Заветом.
|
|
| |
M-SHULAM | Отправлено в: Четверг, 03 Сентября 2009, 08:24 | Сообщение № 3 |
Фесвитянин-самбатианец
Сообщений: 1902
C нами с 20 Марта 2008
Откуда: Российская Федерация
Статус: Отсутствует
| А теперь прочитаем полный текст молитвы "Видуй", которую нам предстоит произнести в Йом Кипур, но над смыслом которой желательно начать работать уже сегодня (чтоб, как минимум, понять, какое отношение эта молитва имеет ко мне, безгрешному). Сразу оговоримся, что слово "грех" употребляемое в переводе молитвы, является весьма условным переводом, и не отражает истинной сути еврейской концепции греха (см. об этом ранее в тексте). В скобках обозначены дополнительные объяснения или перевод. Итак, основной текст молитвы "Видуй" : БОГ НАШ. И БОГ ОТЦОВ НАШИХ! Пожалуйста, ПУСТЬ ВЗОЙДЕТ К ТЕБЕ НАША МОЛИТВА, И Не ИГНОРИРУЙ НАШЕЙ МОЛЬБЫ, ИБО МЫ НЕ НАСТОЛЬКО ДЕРЗКИ, И НЕ НАСТОЛЬКО УПРЯМЫ ЧТОБЫ СКАЗАТЬ ПРЕД ТОБОЙ: "ГОСПОДЬ, БОГ НАШ И БОГ ОТЦОВ НАШИХ, ПРАВЕДНИКИ МЫ И НЕ ГРЕШИЛИ". ВЕДЬ, НА САМОМ ДЕЛЕ, МЫ И ОТЦЫ НАШИ ГРЕШИЛИ. МЫ ВИНОВНЫ: ПРЕДАВАЛИ, ГРАБИЛИ, ИЗРЕКАЛИ ХУЛУ, ВВОДИЛИ [ДРУГИХ ЛЮДЕЙ] В ГРЕХ, И ДЕЛАЛИ [ДРУГИХ ЛЮДЕЙ] ЗЛОДЕЯМИ НАМЕРЕННО ТВОРИЛИ ЗЛО, ПРИСВАИВАЛИ ЧУЖОЕ, ПРИСОЕДИНЯЛИСЬ КО ЛЖИ, ДАВАЛИ ДУРНЫЕ СОВЕТЫ, ЛГАЛИ, ВЫСМЕИВАЛИ, БУНТОВАЛИ (не подчинялись), ОСКОРБЛЯЛИ (гневили), БЫЛИ НЕПОКОРНЫ, ИЗВРАЩАЛИ [СВОИ ПУТИ], ГРЕШИЛИ, ПРИТЕСНЯЛИ (ненавидели), УПОРСТВОВАЛИ [В СВОИХ ЗАБЛУЖДЕНИЯХ, ГРЕХАХ] , ТВОРИЛИ ЗЛО, РАЗВРАТНИЧАЛИ (портили, разрушали)), ДЕЛАЛИ МЕРЗОСТИ, ЗАБЛУЖДАЛИСЬ, ВВОДИЛИ В ЗАБЛУЖДЕНИЕ ДРУГИХ. МЫ ОТКЛОНЯЛИСЬ ОТ ТВОИХ ЗАПОВЕДЕЙ И ОТ ТВОИХ БЛАГИХ (ДАННЫХ ДЛЯ НАШЕГО БЛАГА) ЗАКОНОВ, И НЕ СТОИЛО НАМ [ДЕЛАТЬ ЭТО]. И ТЫ ПРАВ ВО ВСЁМ, ЧТО С НАМИ ПРОИСХОДИТ, ИБО ТЫ ПОСТУПАЛ С НАМИ СПРАВЕДЛИВО, А МЫ ГРЕШИЛИ. ЧТО МЫ МОЖЕМ СКАЗАТЬ (ЧЕМ МЫ МОЖЕМ ОПРАВДАТЬСЯ) ПРЕД ТОБОЙ, ВОССЕДАЮЩИМ В ВЫСОТАХ, ЧТО МЫ РАССКАЖЕМ ПРЕД ТОБОЙ, ОБИТАЮЩИМ В НЕБЕСАХ? ВЕДЬ ВСЕ СКРЫТОЕ И ОТКРЫТОЕ ИЗВЕСТНО ТЕБЕ. (и начиная с этого места "ВИДУЙ" в заключительной молитве Йом Кипур - "Неила" отличается от нижеследующего текста): ТЕБЕ ИЗВЕСТНЫ СЕКРЕТЫ МИРА И ГЛУБОЧАЙШИЕ ТАЙНЫХ ВСЕГО ЖИВУЩЕГО. ТЫ ИССЛЕДУЕШЬ ВСЕ ЧАСТИ ЖИВОТА (нутра, нашего животного начала) И ЭКЗАМЕНУЕШЬ ПОЧКИ (символ разума и мышления) И СЕРДЦЕ. НЕТ НИЧЕГО УКРЫТОГО ОТ ТЕБЯ И НЕТ НИЧЕГО СОКРЫТОГО ОТ ТВОИХ ГЛАЗ. ИТАК, ПУСТЬ БУДЕТ (на то) ТВОЁ ЖЕЛАНИЕ, ГОСПОДЬ БОГ НАШ И БОГ НАШИХ ОТЦОВ ИЗВИНИТЬ НАС ЗА ВСЕ НАШИ УПУЩЕНИЯ (ПРОМАХИ), И ПРОСТИТЬ ВСЕ НАШИ ГРЕХИ, И ДАТЬ ИСКУПЛЕНИЕ ВСЕМ НАШИМ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ: ЗА ГРЕХ, КОТОРЫЙ МЫ СОВЕРШИЛИ ПЕРЕД ТОБОЙ ПОМИМО ВОЛИ И ПО [НАШЕЙ] ВОЛЕ, И ЗА ГРЕХ, КОТОРЫЙ МЫ СОВЕРШИЛИ ПЕРЕД ТОБОЙ НЕЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ СЕРДЦА; ЗА ГРЕХ, КОТОРЫЙ МЫ СОВЕРШИЛИ ПЕРЕД ТОБОЙ В НЕВЕДЕНИИ (ПО НЕВЕЖЕСТВУ), И ЗА ГРЕХ, КОТОРЫЙ МЫ СОВЕРШИЛИ ПЕРЕД ТОБОЙ ВЫСКАЗЫВАНИЕМ УСТ; ЗА ГРЕХ, КОТОРЫЙ МЫ СОВЕРШИЛИ ПЕРЕД ТОБОЙ РАСПУТСТВОМ, И ЗА ГРЕХ, КОТОРЫЙ МЫ СОВЕРШИЛИ ПЕРЕД ТОБОЙ ЯВНО И СОКРЫТО; ЗА ГРЕХ, КОТОРЫЙ МЫ СОВЕРШИЛИ ПЕРЕД ТОБОЙ СОЗНАТЕЛЬНО И ХИТРОСТЬЮ, И ЗА ГРЕХ, КОТОРЫЙ МЫ СОВЕРШИЛИ ПЕРЕД ТОБОЙ РАЗГОВОРОМ; ЗА ГРЕХ, КОТОРЫЙ МЫ СОВЕРШИЛИ ПЕРЕД ТОБОЙ, ОБМАНЫВАЯ И ОБИЖАЯ БЛИЖНЕГО, И ЗА ГРЕХ, КОТОРЫЙ МЫ СОВЕРШИЛИ ПЕРЕД ТОБОЙ ПОМЫСЛАМИ СЕРДЦА; ЗА ГРЕХ, КОТОРЫЙ МЫ СОВЕРШИЛИ ПЕРЕД ТОБОЙ В БЕСПУТНОМ СБОРИЩЕ, И ЗА ГРЕХ, КОТОРЫЙ МЫ СОВЕРШИЛИ ПЕРЕД ТОБОЙ СЛОВЕСНОЙ (НЕИСКРЕННЕЙ) ИСПОВЕДЬЮ; ЗА ГРЕХ, КОТОРЫЙ МЫ СОВЕРШИЛИ ПЕРЕД ТОБОЙ НЕУВАЖЕНИЕМ К РОДИТЕЛЯМ И НАСТАВНИКАМ, И ЗА ГРЕХ, КОТОРЫЙ МЫ СОВЕРШИЛИ ПЕРЕД ТОБОЙ ЗЛОУМЫШЛЕНО ИЛИ ПО ОШИБКЕ; ЗА ГРЕХ, КОТОРЫЙ МЫ СОВЕРШИЛИ ПЕРЕД ТОБОЙ НАСИЛИЕМ (СИЛОЙ РУКИ), И ЗА ГРЕХ, КОТОРЫЙ МЫ СОВЕРШИЛИ ПЕРЕД ТОБОЙ ОСКВЕРНЕНИЕМ (профанацией) ИМЕНИ (Твоего), ЗА ГРЕХ, КОТОРЫЙ МЫ СОВЕРШИЛИ ПЕРЕД ТОБОЙ ОСКВЕРНЕНИЕМ УСТ, И ЗА ГРЕХ, КОТОРЫЙ МЫ СОВЕРШИЛИ ПЕРЕД ТОБОЙ ПУСТОСЛОВИЕМ; ЗА ГРЕХ, КОТОРЫЙ МЫ СОВЕРШИЛИ ПЕРЕД ТОБОЙ (своим) ДУРНЫМ НАЧАЛОМ (побуждением), И ЗА ГРЕХ, КОТОРЫЙ МЫ СОВЕРШИЛИ ПЕРЕД ТОБОЙ ЗАВЕДОМО ИЛИ БЕЗ (нашего) ВЕДОМА И ЗА ВСЕ [ЭТО], БОГ ПРОЩЕНИЙ, ИЗВИНИ НАС, ПРОСТИ НАС, ИСКУПИ НАС. ЗА ГРЕХ, КОТОРЫЙ МЫ СОВЕРШИЛИ ПЕРЕД ТОБОЙ ОБМАНОМ И ЛИЦЕМЕРИЕМ (ЛОЖЬЮ), И ЗА ГРЕХ, КОТОРЫЙ МЫ СОВЕРШИЛИ ПЕРЕД ТОБОЙ ВЗЯТОЧНИЧЕСТВОМ; ЗА ГРЕХ, КОТОРЫЙ МЫ СОВЕРШИЛИ ПЕРЕД ТОБОЙ НАСМЕШЛИВОСТЬЮ, И ЗА ГРЕХ, КОТОРЫЙ МЫ СОВЕРШИЛИ ПЕРЕД ТОБОЙ ЗЛОСЛОВИЕМ; . ЗА ГРЕХ, КОТОРЫЙ МЫ СОВЕРШИЛИ ПЕРЕД ТОБОЙ В ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ, И ЗА ГРЕХ, КОТОРЫЙ МЫ СОВЕРШИЛИ ПЕРЕД ТОБОЙ В (неправильных) ЕДЕ И ПИТЬЕ; ЗА ГРЕХ, КОТОРЫЙ МЫ СОВЕРШИЛИ ПЕРЕД ТОБОЙ ЛИХВОЙ(сверхприбылью) И РОСТОМ (взымание ПРОЦЕНТОВ), И ЗА ГРЕХ, КОТОРЫЙ МЫ СОВЕРШИЛИ ПЕРЕД ТОБОЙ НАДМЕННОСТЬЮ (СПЕСЬЮ); ЗА ГРЕХ, КОТОРЫЙ МЫ СОВЕРШИЛИ ПЕРЕД ТОБОЙ ПРОИЗНЕСЕННЫМ (нашими) УСТАМИ, И ЗА ГРЕХ, КОТОРЫЙ МЫ СОВЕРШИЛИ ПЕРЕД ТОБОЙ ПОДМИГИВАНИЕМ ГЛАЗА; ЗА ГРЕХ, КОТОРЫЙ МЫ СОВЕРШИЛИ ПЕРЕД ТОБОЙ ВЫСОКОМЕРНЫМИ ВЗГЛЯДАМИ, И ЗА ГРЕХ, КОТОРЫЙ МЫ СОВЕРШИЛИ ПЕРЕД ТОБОЙ НАГЛОСТЬЮ (ДЕРЗОСТЬЮ). И ЗА ВСЕ [ЭТО], БОГ ПРОЩЕНИИ, ИЗВИНИ НАС, ПРОСТИ НАС, ИСКУПИ НАС. ЗА ГРЕХ, КОТОРЫЙ МЫ СОВЕРШИЛИ ПЕРЕД ТОБОЙ СБРАСЫВАНИЕМ (с себя) БРЕМЕНИ ЗАПОВЕДЕЙ (законов) И ЗА ГРЕХ, КОТОРЫЙ МЫ СОВЕРШИЛИ ПЕРЕД ТОБОЙ В ПРАВОСУДИИ, ЗА ГРЕХ, КОТОРЫЙ МЫ СОВЕРШИЛИ ПЕРЕД ТОБОЙ ЗЛЫМ УМЫСЛОМ ПРОТИВ БЛИЖНЕГО, И ЗА ГРЕХ, КОТОРЫЙ МЫ СОВЕРШИЛИ ПЕРЕД ТОБОЙ НЕДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬЮ, ЗА ГРЕХ, КОТОРЫЙ МЫ СОВЕРШИЛИ ПЕРЕД ТОБОЙ ЛЕГКОМЫСЛИЕМ, И ЗА ГРЕХ, КОТОРЫЙ МЫ СОВЕРШИЛИ ПЕРЕД ТОБОЙ УПРЯМСТВОМ; ЗА ГРЕХ, КОТОРЫЙ МЫ СОВЕРШИЛИ ПЕРЕД ТОБОЙ, СПЕША ТВОРИТЬ ЗЛО, И ЗА ГРЕХ, КОТОРЫЙ МЫ СОВЕРШИЛИ ПЕРЕД ТОБОЙ СПЛЕТНЯМИ; ЗА ГРЕХ, КОТОРОЙ МЫ СОВЕРШИЛИ ПЕРЕД ТОБОЙ ЛОЖНОЙ ИЛИ НАПРАСНОЙ КЛЯТВОЙ, И ЗА ГРЕХ, КОТОРЫЙ МЫ СОВЕРШИЛИ ПЕРЕД ТОБОЙ БЕСПРИЧИННОЙ НЕНАВИСТЬЮ; ЗА ГРЕХ, КОТОРЫЙ МЫ СОВЕРШИЛИ ПЕРЕД ТОБОЙ ПРИСВОЕНИЕМ ЧУЖОГО, И ЗА ГРЕХ, КОТОРЫЙ МЫ СОВЕРШИЛИ ПЕРЕД ТОБОЙ СМЯТЕНИЕМ СЕРДЦА. И ЗА ВСЕ (ЭТО), БОГ ПРОЩЕНИИ, ИЗВИНИ НАС, ПРОСТИ НАС, ИСКУПИ НАС. И ЗА ГРЕХИ, ЗА КОТОРЫЕ МЫ ОБЯЗАНЫ [ПРИНЕСТИ] ЖЕРТВУ ВСЕСОЖЖЕНИЯ, И ЗА ГРЕХИ, ЗА КОТОРЫЕ МЫ ОБЯЗАНЫ [ПРИНЕСТИ] ОЧИСТИТЕЛЬНУЮ ЖЕРТВУ, И ЗА ГРЕХИ, ЗА КОТОРЫЕ МЫ ОБЯЗАНЫ [принести] ЖЕРТВУ, ЧЕЙ РАЗМЕР МЕНЯЕТСЯ [В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИМУЩЕСТВЕННОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА], И ЗА ГРЕХИ, ЗА КОТОРЫЕ МЫ ОБЯЗАНЫ [ПРИНЕСТИ] ПОВИННУЮ ЖЕРТВУ ЗА НЕСОМНЕННОЕ ИЛИ [ЗА НАХОДЯЩЕЕСЯ] ПОД СОМНЕНИЕМ, И ЗА ГРЕХИ, ЗА КОТОРЫЕ МЫ ПОДЛЕЖИМ ПОБИЕНИЮ ЗА НЕПОКОРНОСТЬ, И ЗА ГРЕХИ, ЗА КОТОРЫЕ МЫ ПОДЛЕЖИМ СОРОКА УДАРАМ ПЛЕТЬЮ, И ЗА ГРЕХИ, ЗА КОТОРЫЕ МЫ ПОДЛЕЖИМ [ПРЕЖДЕВРЕМЕННОЙ] СМЕРТИ ОТ РУКИ НЕБЕС, И ЗА ГРЕХИ, ЗА КОТОРЫЕ МЫ ПОДЛЕЖИМ ОТСЕЧЕНИЮ НАШЕЙ ДУШИ ОТ ЕЕ ИСТОЧНИКА (карэт) И ПРЕКРАЩЕНИЮ НАШЕГО РОДА (бездетности), И ЗА ГРЕХИ, ЗА КОТОРЫЕ МЫ ПОДЛЕЖИМ ЧЕТЫРЕМ СМЕРТНЫМ НАКАЗАНИЯМ (ПО ПРИГОВОРУ) СУДА: ЗАБРАСЫВАНИЕ КАМНЯМИ, СОЖЖЕНИЕ, ОБЕЗГЛАВЛИВАНИЕ И УДУШЕНИЕ, ЗА [НЕИСПОЛНЕНИЕ] ПРЕДПИСЫВАЮЩИХ ЗАПОВЕДЕЙ И ЗА [НАРУШЕНИЕ] ЗАПОВЕДЕЙ ЗАПРЕТИТЕЛЬНЫХ, СВЯЗАНО ЛИ С ЭТИМ ФИЗИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ ИЛИ НЕ СВЯЗАНО С ЭТИМ ФИЗИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ, [ЗА] ТО, ЧТО ОТКРЫТО НАМ, И [ЗА] ТО, ЧТО СОКРЫТО ОТ НАС, ТО, ЧТО ОТКРЫТО НАМ, МЫ УЖЕ ИЗЛОЖИЛИ ПРЕД ТОБОЮ И ПРИЗНАЛИСЬ ТЕБЕ В ЭТОМ; А ТО, ЧТО НЕ ОТКРЫТО НАМ, ПРЕД ТОБОЮ ОНО ОТКРЫТО И ИЗВЕСТНО, КАК СКАЗАНО: "СОКРОВЕННОЕ - ГОСПОДУ, БОГУ НАШЕМУ, А ОТКРЫТОЕ - НАМ И СЫНОВЬЯМ НАШИМ НАВЕКИ, ЧТОБЫ ИСПОЛНИТЬ ВСЕ СКАЗАННОЕ В ЭТО ТОРЕ". ИБО ТЫ ПРОЩАЕШЬ ИЗРАИЛЮ И НЕ ВМЕНЯЕШЬ В ВИНУ КОЛЕНАМ ЙЕШУРУНА ВО ВСЕХ ПОКОЛЕНИЯХ, И, КРОМЕ ТЕБЯ, НЕТ У НАС ЦАРЯ, ИЗВИНЯЮЩЕГО И ПРОЩАЮЩЕГО, (ТОЛЬКО ТЫ ОДИН). БОГ МОЙ! ДО ТОГО, КАК Я БЫЛ СОЗДАН, Я НЕ СТОИЛ ТОГО [,ЧТОБЫ БЫТЬ СОЗДАННЫМ]. И СЕЙЧАС, КОГДА Я СОЗДАН, Я, КАК БУДТО, НЕ [БЫЛ] СОЗДАН ПРАХ Я ПРИ ЖИЗНИ, [И] ТЕМ БОЛЕЕ, ПОСЛЕ СМЕРТИ, ВОТ, Я ПЕРЕД ТОБОЙ КАК СОСУД, ПОЛНЫЙ СТЫДА И ПОЗОРА. ПУСТЬ БУДЕТ БЛАГОВОЛЕНИЕ ТВОЕ, ГОСПОДЬ, БОГ МОИ И БОГ ОТЦОВ МОИХ, ЧТОБЫ Я НЕ ГРЕШИЛ БОЛЕЕ. А ТЕ ГРЕХИ, КОТОРЫЕ Я СОВЕРШИЛ ПЕРЕД ТОБОЮ, СОТРИ ПО ВЕЛИКОЙ МИЛОСТИ СВОЕЙ, НО НЕ ПОСРЕДСТВОМ СТРАДАНИЙ ИЛИ ТЯЖКИХ БОЛЕЗНЕЙ.
Лучше говорить в пустоту, чем оставить ложь без ответа. Думай головой, а не Новым Заветом.
|
|
| |
M-SHULAM | Отправлено в: Четверг, 03 Сентября 2009, 08:26 | Сообщение № 4 |
Фесвитянин-самбатианец
Сообщений: 1902
C нами с 20 Марта 2008
Откуда: Российская Федерация
Статус: Отсутствует
| А теперь, ознакомившись с полным текстом молитвы "Видуй", попробуем разобраться - КАКОЕ К НАМ ИМЕЕТ ОТНОШЕНИЕ ВСЕ ВЫШЕПЕРЕЧИСЛЕННОЕ??? Мы вполне можем согласиться, что иногда приходилось врать и даже лицемерить, не всегда удавалось нам почтительно относиться к родителям и учителям, мы даже подсмеивались и говорили о людях нелестное и т.д. Но.... ГРАБИЛИ? ПРИСВАИВАЛИ ЧУЖОЕ? ПРЕДАВАЛИ? РАЗВРАТНИЧАЛИ? СОВЕРШАЛИ МЕРЗОСТИ? ЭТО НЕ ИМЕЕТ К НАМ НИКАКОГО ОТНОШЕНИЯ!!! МЫ НАСТОЛЬКО ОТ ЭТОГО ДАЛЕКИ, ЧТО ДАЖЕ САМА МЫСЛЬ ОБ ЭТИХ ПРЕСТУПЛЕНИЯХ ВЫЗЫВАЕТ ОТВРАЩЕНИЕ! НО ТАК ЛИ УЖ ДАЛЕКИ ? Чтоб ответить на этот вопрос, нужно внимательно заглянуть в глубь этой молитвы, что мы и попытаемся сделать (нам не понадобиться увеличительное стекло, - даже при самом беглом рассмотрении все станет видимым и до грустного понятным): Итак, начинаем cамоанализ по-еврейски: Мы виновны (виноваты) : Непонятно первое же слово. Казалось бы, «мы виноваты» должно идти не в списке грехов, а во вступлении к молитве. Вот начало: "Б-г наш и Б-г отцов наших! ...мы не настолько дерзки и не настолько упрямы,чтобы сказать пред Тобою, Господь Б-г наш и Б-г отцов наших, (что) праведники мы и не грешили (не совершали промахов) - ведь, на самом деле, и мы, и отцы наши совершали промахи:" Вот тут-то и упомянуть бы, что из-за этого совершения промахов мы и виноваты, а в чём виноваты, сказать в списке ниже. Но, вместо этого "мы виноваты" открывает список грехов: "виноваты, предавали, грабили..." Логично ли? Первое объяснение этому в том, что повышенное чувство вины уже является грехом. В связи с чем? Как уже не единожды упоминалось, понятие грех — не еврейское. Правильнее было бы перевести слово חטא хэт - как промах. Рассмотрим его (хэт) с трёх точек зрения: Б-га, людей и меня (конкретного человека). В чём смысл явления, названного словом тшува? В том, чтобы человек перестал делать то, что он делал не правильно, чтобы пересмотрел свою позицию и исправил. А что происходит, когда человек испытывает повышенное чувство вины? Чувство вины должно быть, как звонок. Он прозвенел — мы должны посмотреть, что же было не так, и моментально отключить этот «будильник». А когда он звенит постоянно, то прежде всего это приводит человека к депрессии, что Торой категорически запрещено. Когда мы сделали что-то неправильно, надо извиниться перед другим человеком, сказать, что были неправы, и проблема будет исчерпана. Если же вместо этого мы начинаем испытывать повышенное чувство вины, мы стараемся не встречаться с теми, кого обидели. То есть это чувство отдаляет человека от возможности сделать исправление (тшуву). И пока мы не избавимся от чувства вины - мы не сможем "отыскать" в себе совершённые проступки (из-за боязни признаться, что у нас есть какое-то негативное качество). И потому повышенное чувство вины абсолютно непродуктивно. Напомним, что иудаизм оценивает все события как неслучайные, как пришедшие нас чему-то научить. Говорит русская пословица, что "за одного битого, двух небитых дают". То есть на человека, допустившего ошибку, но совершившего затем исправление (тшуву), можно полагаться больше, чем на того, кто никогда не допускал ошибки, но в котором мы не уверенны - как он себя поведёт в подобной ситуации. Как ведут себя люди, когда они паникуют или в обстоятельствах, когда они чего-то не ожидали? Нередко даже очень хороший человек поступает в тяжёлой ситуации не адекватно тому, как он хотел бы себя вести. Спросите его через много лет, и он скажет, что помнит и сожалеет о содеянном. Но если он через столько лет помнит и жалеет, то понятно, что содеянное не было его сутью. Потому что, будь это его натурой, ему бы нравилось делать подобное и он бы не сожалел, а продолжал бы " в том же духе". Есть люди, обвиняющие себя спустя десятки лет после совершения ими неверного поступка. Причем, если спросить их, совершили бы они тот же поступок, оказавшись в аналогичной ситуации, то, как правило отвечают, что множество раз были в похожей ситуации , но никогда больше не повторяли прошлой ошибки. Так почему бы им не отпустить, в конце концов, это чувство вины!? Для людей это новинка, что можно себя простить, убедившись, что прежние ошибки не повторяться. Но Тора говорит, что вы обязаны себя простить. Это не еврейская черта -повышенное чувство вины. Потому нужно не виноватым себя чувствовать, а меняться. Не многие понимают, что повышенное чувство вины принижает чувство собственного достоинства. А человек с низким чувством собственного достоинства ведёт себя соответствующе. К стати, поэтому в иудаизме запрещено применение тактик, повышающих чувство вины. Это входит в заповедь не причинять боль словами. Итак, нужно посмотреть, где чувство вины (стыда) мешает нам вернуться к Творцу? (часто именно чувство вины останавливает человека на пути к Творцу - "зачем мне меняться, если я всё равно ничего не соблюдаю?") Во-вторых, каким образом чувство вины (стыда) мешает нам исправить ошибки по отношению к людям? Нужно обдумать, с кем из людей мы бы хотели обсудить некоторые проблемы. Если у нас есть проблемы с людьми, то мы должны выяснять их именно с людьми. Недостаточно попросить прощения у Творца, надо вначале попросить прощения у человека. И, третье - нужно разобраться, где чувство вины мешает нам исправить отношение к самому себе? Нужно найти в себе то, что нам не нравится (не достаточно хорош(а), не достаточно сообразителен(а), не достаточно красив(а) и т.д....), принять это в себе и исправить. Есть вещи, которые мы делаем вроде бы случайно, по отношению к Творцу, по отношению к людям, по отношению к себе. Мы не придаём значения тому, насколько важно какое-то действие. Внутренняя неуверенность, что, мол, я не очень значимый, не очень хороший человек — создаёт ощущение, что вещи, которые я делаю, тоже не очень значимы. И в результате возникает ощущение, что можно что-то сделать халатно, кое-как, поскольку всё равно то, что я делаю, не имеет особого значения. Чтобы исправить такое халатное отношение, надо почувствовать, что то, что вы делаете, имеет значение абсолютно вселенской, космической важности. Ваше внутренне согласие или несогласие с этим утверждением укажет вам на то, где вы находитесь в данный момент. Ведь каждая мицва, каждое действие, которое вы совершаете, оставляют след во Вселенной навсегда и влияют на всё. Если бы мы действительно понимали, что, каждая сделанная мицва приносит духовную энергию во вселенную, нам, другим людям и меняет мир, то, конечно, мы делали бы всё очень тщательно. Мы должны помнить, что, работая над собой и исправляя свои ошибки, делаем очень важную, очень хорошую работу, которую делают по-настоящему очень хорошие люди. Ведь часть этого определения ХОРОШИЙ ЧЕЛОВЕК — это человек, который исправляет свои слабости и ошибки!
Лучше говорить в пустоту, чем оставить ложь без ответа. Думай головой, а не Новым Заветом.
|
|
| |
M-SHULAM | Отправлено в: Четверг, 03 Сентября 2009, 08:30 | Сообщение № 5 |
Фесвитянин-самбатианец
Сообщений: 1902
C нами с 20 Марта 2008
Откуда: Российская Федерация
Статус: Отсутствует
| Предавали... Второе слово списка промахов молитвы "Видуй" — (мы) предавали. И вновь люди неподготовленные говорят: "Неправда, не предавал я никого!!!" Но давайте опять не будем спешить. Задумаемся над значением слова предавать. Как бы вы определили, что такое предательство? Согласно толковому словарю, слово "предать" - в том числе означает: 1) Нарушить доверие. 2) Выдать секрет. 3)Обмануть, ввести в заблуждение, увести с правильного пути. 4)Сделать незащищённым. Посмотрим с точек зрения Б га, людей и себя самого, каким образом мы нарушали доверие Творца? Каким образом мы предавали людей, нарушали их доверие (обманом или вводя их в заблуждение, или уводя с правильного пути, или делая незащищёнными)? Как мы предаём сами себя? Мы обещаем себе, ставим перед собой цель и не достигаем её, тянем время и оправдываем себя всячески, обманывая этим в первую очередь самого себя. Очень важно быть честным перед самим собой. Как мы предаём людей? Мы обманываем чьи-то ожидания или бываем неблагодарными. Особенно это касается наших отношении с близкими. Это также использование слабостей человека. Вместо того, чтобы помочь ему, сделать его более сильным, мы используем его слабости и в результате предаём его интересы. Как мы предаём Творца? Нарушая доверие. Каждый утро мы начинаем с благословения: "Модэ ани Лэфанэйха" ("Я благодарю Тебя..."), которое завершается словами "раба Эмунатеха" ("велико Твоё доверие ко мне"). Но, начав с заявления, что Творец мне доверяет, что Он мне дал свободу выбора, мы затем делаем вещи, абсолютно не соответствующие. То есть каждый раз, совершая что-то неподобающее, мы нарушаем доверие, на нас возложенное. А что нам доверил Творец? Реализацию Торы в нашей повседневной жизни. Жить этим самому и показывать, учить этому других — смысл нашего существования здесь. Не делая этого, мы нарушаем доверие Творца - Того, Кто нас сюда послал. Грабили... Третье слово в списке промахов "Видуя" — мы грабили Да-да, речь о грабеже. Представляете: грабили?! Это же надо, в чём требуют признаться? Но, оказывается, грабить можно не только забираясь в карман. Мы воровали, грабили, хитрили, «отодвигали чужую межу», пользовались чужой собственностью без оплаты и/или без спроса и т.п. Мы не возвращали долги (в том числе финансовые), мы скрывали истину, нарушали чужую личную жизнь, злоупотребляли доверием, и все это тоже является прикрытыми формами воровства. Очень часто мы даже не можем раскаяться в этом, ибо не знаем, кому и сколько мы нанесли вреда. Мы воровали у Творца. например, пользовались благами этого мира без отдачи или ели без благословений. Грабежом является и опоздание человека на встречу, когда другой вынужден ждать его: у этого второго украдено время. Мы крадём у другого человека сон (даже, когда совсем нечаянно его будим), уважение (отзываясь о нем плохо при других людях), мир (устраивая разборки и скандалы). Да, можно украсть нормальное, мирное расположение. Можно украсть хорошее настроение и, к сожалению, точку на этом не поставишь... Как мы грабим себя? Мы крадём у себя время, сон, то, что Всевышний даёт,- силу. Не даём себе получать удовольствие, положительные эмоции, положительное настроение. Сказано, что состояние радости — это мицва. Если вы с Творцом, то радуйтесь жизни. А человек крадёт у себя это состояние радости. И даже возможности мы у себя тоже крадём. Очень хорошо, просматривая перечень промахов (проступков) - думать не абстрактно, а записать конкретные события из собственной жизни подходящие под ту или иную категорию. Например: "тогда-то опоздал на 40 минут на встречу и этим украл у делового партнера (друга, супруга) время и "нервы", или "будучи в плохом расположении духа, грубо относился к близким мне людям и этим украл у них хорошее настроение" и т.д. и т.п. И желательно так проработать весь список - конкретно и обстоятельно. Будет также очень продуктивным - рядом со своими проступками сделать пометки о том, как исправить ту или иную ошибку и не повторять её в будущем. Такой список лучше всего сохранить до следующего года, чтоб была возможность проанализировать и сравнить.... Продолжаем путешествие по "грехам" и , как и в трех предыдущих примерах, рассматриваем все наши проступки в отношении Творца, других людей и себя или в обратном порядке - в отношении себя, людей и Творца: ИЗРЕКАЛИ ХУЛУ Мы говорили гадости, обижали других словами. Мы дискредитировали Творца и людей своими речами. Мы разносили сплетни, клеветали и совершали проступок "лашон-а-ра". Мы лицемерили, говорили одно, э думали другое, культивировали двойные стандарты. и даже сейчас, произнося "Видуй", мы не можем с уверенностью сказать, что глубоко, всем сердцем переживаем наши проступки, а не отделываемся словами. ПОДТАЛКИВАЛИ [ДРУГИХ ЛЮДЕЙ] К ПЛОХИМ ПОСТУПКАМ Мы подталкивали других людей к совершению проступков (своими неверными советами и "науськиваниями" на людей, например, никогда нельзя давать совет, выслушав лишь одну сторону, ведь обычно одностороннее мнение субъективно), мы причиняли людям духовный ущерб, занижали их стандарты, в частности, в отношении исполнения заповедей. в том числе, мы вредили этим своим близким. Мы давали плохой пример детям, портили их, не уделяли достаточно внимания их воспитанию, не учили или недостаточно учили их Торе, заповедям и путям Творца. И ДЕЛАЛИ [ДРУГИХ ЛЮДЕЙ] ПРЕСТУПНЫМИ Из-за нашего влияния люди делали дурные поступки, в частности, такие, за которые человек называется злодеем (раша). Мы провоцировали других людей на нарушения. Например, во время ссор и споров мы провоцировали их агрессивную реакцию. Мы осуждали невинных, ложно их обвиняя, и покрывали виновных. Мы напрасно подозревали людей в совершении предосудительных поступков и в нарушении заповедей, и преступая, таким образом, заповедь судить ближнего с лучшей стороны. НАМЕРЕННО ТВОРИЛИ ЗЛО Мы совершали грехи, зачастую точно зная, что действовали против воли Творца. мы замышляли и обдумывали злое. Мы искали и находили оправдания нашим плохим путям на базе собственных моральных или философских установок (например, считали злоязычие или месть абсолютно оправданными). ПРИСВАИВАЛИ ЧУЖОЕ Мы получали выгоду, злоупотребляя слабостями других людей (манипулировали детьми, супругом(й), подчиненными и т.д.), использовали невыгодное положение других в личных целях. Мы применяли нажим при заключении договоров и сделок и вынуждали партнеров идти на соглашения не вполне по их воле. СВЯЗЫВАЛИ СЕБЯ С ЛОЖЬЮ Мы помогали лжи распространиться или окрепнуть, возводили напраслину, мы были причастны ко злу в то время, когда могли этого избежать (не слушать, не поддерживать разговор, не давать втягивать себя в интриги и споры). Мы не сделали достаточных усилии, чтобы защитить себя и других от запрещенного и ложного. ДАВАЛИ ДУРНЫЕ (ИЛИ НЕОБДУМАННЫЕ) СОВЕТЫ Мы сбивали людей с прямого пути, давая плохие или необдуманные советы (иногда преднамеренно, иногда — от безразличия). Мы воздерживались, когда могли дать полезные советы и, таким образом, помочь людям, нуждающимся в нашей поддержке. Мы выбирали себе кривые пути, зная об этом, или по халатности. Мы укоренили свои грехи до такой степени, что исправить их стало необычайно сложно. ЛГАЛИ (ДАВАЛИ ЛОЖНЫЕ ОБЕЩАНИЯ) Мы давили безответственные обещания (о многих из которых потом просто забыли), не держали слова, не выполняли обещанного или не прилагали достаточных усилий для выполнения, как по отношению к Творцу, так и по отношению к людям. ... Вика Шехурдин, группа "Еврейский мир" в "Одноклассниках". Из этой темы мы видим, что Закон (Тора) на самом деле "зеркало", в котором человек видит свое несовершенство и познает грех. Все серьезно.
Лучше говорить в пустоту, чем оставить ложь без ответа. Думай головой, а не Новым Заветом.
|
|
| |
M-SHULAM | Отправлено в: Четверг, 03 Сентября 2009, 09:11 | Сообщение № 6 |
Фесвитянин-самбатианец
Сообщений: 1902
C нами с 20 Марта 2008
Откуда: Российская Федерация
Статус: Отсутствует
| Осудите сначала себя самого, научитесь искусству такому, а уж после судите врага своего и соседа по шару земному. Научитесь сначала себе самому не прощать ни единой промашки, а уж после кричите врагу своему, что он враг и грехи его тяжки. Не в другом, а в себе побеждайте врага, а когда преуспеете в этом, не придется уж больше валять дурака- вот и станете Вы ЧЕЛОВЕКОМ Марина(Мирьям) Литвак
Лучше говорить в пустоту, чем оставить ложь без ответа. Думай головой, а не Новым Заветом.
|
|
| |
ivga54 | Отправлено в: Четверг, 03 Сентября 2009, 15:12 | Сообщение № 7 |
Участник
Сообщений: 242
C нами с 07 Марта 2009
Откуда: Российская Федерация
Статус: Отсутствует
| Не знаю, читали ли старцы мудрецов, но в православных молитвах немало похожих мыслей и слов...
|
|
| |
Аяла | Отправлено в: Пятница, 04 Сентября 2009, 23:23 | Сообщение № 8 |
Постоянный участник
Сообщений: 32
C нами с 30 Июня 2009
Откуда: Соединенные Штаты
Статус: Отсутствует
| Спасибо , M-Shulam , за молитву,,Видуй,,
Элоhим йеварех этхем!
|
|
| |
ученик | Отправлено в: Понедельник, 26 Сентября 2011, 21:59 | Сообщение № 9 |
Постоянный участник
Сообщений: 428
C нами с 16 Августа 2007
Откуда: Российская Федерация
Статус: Отсутствует
| ой,спасибо,мы как раз хотели поискать про молитву Видуй подробно, с текстом, а здесь всё уже было.
Мы заметили, что очень многие события в нашей жизни выпадали именно на это время. Связанные с осмыслением пройденного, да и не только.
Отредактировал/а: ученик - Понедельник, 26 Сентября 2011, 22:08 |
|
| |
| |