Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| Чтобы исправить себя, необходимо прежде всего понять свое место в мире, осознать, что в тебе самом скрыто как хорошее так и дурное начало.
Подобно тому, как человек сотворен с руками, ногами и прочим, и его это не удивляет, не должно его удивлять и присутствие в нем дурного начала, которое также заложено в нем изначально. Многие страдают, осознав, что у них есть дурное начало, но это не правильно! Так ты создан - и именно для того и создан, чтобы преодолеть и побороть дурное начало в себе.
Человек, который не осознает своего места в жизни, теряется всякий раз, когда чувствует, что дурное начало может возобладать. Такой человек никогда не сможет исправить себя. Чему это подобно? Человеку, который держит в руках карту, но не понимает, где находится. Даже если карта самая подробная и точная в мире, это не поможет ему найти дорогу.
А ведь карта, на которой отмечены пути раскаяния, сложна для прочтения, на ней обозначено множество невзгод и препятствий. Поэтому даже тот, кто может определить свое место на карте, должен тяжело трудиться, чтобы найти дорогу к исправлению, а если и этого не сумеет сделать, будет сомневаться и вечно блуждать...
Долог путь до точки, достижимой для великих праведников, которые вообще не грешат и в совершенстве исполняют все заповеди. Это дорога длиною в жизнь. Даже человек серьезный, изо всех сил стремящийся к совершенству и исправлению, обязательно много раз ошибается на пути - то впадет в этот грех, то в другой, здесь предавшись гневу, а там - злословию. Постоянно одолевающие страсти не дадут ему покоя. И это помимо множества испытаний, без которых не проходит не одна жизнь, - заработок, семья и прочее.
Короче говоря, человек в этом мире до самой смерти пребывает в состоянии войны. А на войне, как на войне, - иногда ты побеждаешь, иногда терпишь поражение, иногда берешь верх, а иногда сталкиваешься с превосходящими силами противника. Как в поединке двух воинов, если один превозмогает, то другой собирает все силы, чтобы выстоять. Кроме того, чем больше человек продвигается по пути раскаяния и исправления, тем сильнее становится дурное начало. Как говорили мудрецы: "У того, кто больше ближнего своего, - (дурное) начало еще больше его самого..."
Говорится об этом у рабби Нахмана: "Таково правило, что когда человек желает приблизиться к Г-споду благословенному, раскаяться и вернуться к Нему, его ждут тысячи и десятки тысяч взлетов и бесчисленные падения" (Ликутей алахот).
Получается, что человек, который каждый раз, когда ощущает, что его одолевает дурное начало, предается отчаянию, проведет в унынии всю жизнь и решительно проиграет войну. Лишь если он пробудится и поймет, что такова жизнь, то сможет на самом деле вступить в бой, рассчитывая на победу, более того - само сражение принесет ему великое удовольствие.
Второе важное правило, которое следует знать, - человек не сможет справиться с дурным началом без помощи Всевышнего. Говорили об этом мудрецы наши: "Каждый день дурное начало одолевает человека, и без помощи Всевышнего он не смог бы устоять".
Таким образом, задача человека в его противостоянии дурному началу заключается в постоянной молитве Господу. Следует умножать моления и просьбы, чтобы Творец помог тебе возобладать над дурным началом и не согрешить. Когда падаешь и отступаешь, не следует впадать в самобичевание - это не поможет. Тот, кто не понимает этого и продолжает гневаться на себя всякий раз, когда терпит неудачу, ничего этим не исправляет, а лишь усугубляет свое положение, так как от уныния и отчаяния теряет силы и не может сделать даже то, что в его силах.
Вот что говорит об этом рабби Нахман: "... Ведь у большинства тех людей, что далеки от Господа, благословен Он, в основном отдаление происходит от черной меланхолии и тоски, оттого что они пали духом, видя всю свою испорченность. Они поступали дурно, а каждый сам знает, что мучает и томит его сердце, - и от этого пали духом. Большинство из них полностью отчаялись в себе и поэтому совершенно не сосредотачиваются на молитве и не делают даже того, что пока еще в силах сделать."
Посему человек должен глубоко задумываться над тем, что когда он отчаивается, хоть и по поводу совершенных им действительно дурных поступков, уныние и черная меланхолия, в которые он впадает, - это дела нечистого, ослабляющего разум, чтобы довести, не дай Б-г, до полного падения. Посему надо крепиться изо всех сил и, согласно этому поучению, всякий раз выискивать в себе что-нибудь хорошее - положительные черты и прочее... Тем самым он (человек) себя оживит и развеселит, и еще увидит спасение - сможет молиться и впредь Господу, согласно написанному: "Буду воспевать Господа, пока жив" (Тегилим), - и тогда удостоится воистину вернуться к Б-гу " (Ликутей Моаран).
В Талмуде написано: "Святой, Благословен он, не тиранит свои творения" (Талмуд, Авода Зара), то есть Всевышний не требует от человека того, что находится за пределами его сил и возможностей. А уж Всевышний в точности знает наше место, о чем написано: "Знает Он природу нашу"(Теилим). Поэтому он говорит каждому из нас:
"Послушай, сын мой! Я не могу повелеть тебе не грешить вовсе, ибо есть много такого, что ты еще не в силах выполнить. Но раскаиваться в том, что ты нарушаешь эти повеления, ты можешь! Это в твоих силах. Лишь так ты когда-нибудь добьешься того, чтобы соблюдать и эти заповеди!"
Лишь если человек знает свое место, понимая, что ему пока еще не все по силам, работа над исправлением будет правильной и приятной. Лишь тогда он сможет все исправить, не преследуя себя и не впадая в депрессию и отчаяние из-за того, чего не в состоянии сделать, - ведь это известно и самому Творцу. Иначе человек сломается от чувства вины, вызванного иллюзией, будто он в силах преодолеть дурное начало. Между тем, это и есть воплощение дурного начала, ибо сам факт, что человек не одолел его, доказывает, что такой возможности не было.
По материалам книги р. Шалом Аруша "Сад веры".
Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!" Гибнет народ от недостатка ведения...
|