9 апреля исполняется 62 года со дня смерти Дитриха Бонхёффера, лютеранского пастора, казненного нацистами за борьбу против Гитлера. Епископ Евангелической Лютеранской Церкви Германии Вольфганг Хубер назвал его святым, «в протестантском значении этого слова». Я полагаю, что не только в том смысле, что все верующие во Христа и рожденные свыше – освящены Богом. Но также и потому, что он не побоялся пожертвовать собой ради спасения людей. Сегодня, однако, если бы кто-то повел себя, как Бонхёффер, он почитался бы не святым, а “ястребом”, проамериканским империалистом, преступником заповеди «Не убий!», мятежником, оранжистом… Продолжил учебу в Нью-Йорке, после прихода к власти в Германии национал-социалистов, отказался поддержать политику Гитлера, нацеленную на восстановление страны и достоинства немецкого народа. После начала Второй мировой войны Бонхёффер уехал в США, но вскоре решил вернуться, чтобы активно бороться с нацизмом. В апреле 1943 года он был арестован по обвинению в подготовке покушения на Гитлера и спустя два года казнен.
Как, все же, циклична история! Прошло всего 70 лет, и на наших глазах разворачиваются события, напоминающие канун второй мировой войны. Как и тогда, сегодня есть силы, заявляющие о своих претензиях на мировое господство, только теперь не под расовыми лозунгами, а религиозными, исламскими. Как и тогда, они оправдывают свои теракты ссылками на некую историческую несправедливость и вековые обиды. Как тогда Гитлер, так сегодня Ахмадинежад заявляет о желании окончательно решить еврейский вопрос. Конечно, существует и разница. Один – сжигал евреев, другой – собирается стереть с карты их государство, позволяя, впрочем, им существовать в качестве людей второго сорта. Как и тогда, накапливается оружие. Здесь тоже существует разница: Гитлер в свое время недооценил значение атомной бомбы; Ахмадинежад этой ошибки повторять не хочет. И мировое сообщество ведет себя похожим образом, как тогда: не хочет верить в серьезность претензий исламистов, закрывает глаза на рост угрозы, пытается умиротворить агрессоров и террористов с помощью уступок. Люди, подобные Бонхёфферу, сейчас непопулярны. У нынешнего времени другие герои.
Находясь в тюрьме, Бонхёффер писал очерки и письма, которые впоследствии были изданы сборником «Сопротивление и покорность». Идеи немецкого пастора и богослова приобретают особое значение в период исламистской агрессии. Часть политиков ставит на одну доску террористов и тех, кто с ними борется, защищая своих граждан. Бонхёффер называл таких «разумными». «Близорукие, они хотят отдать справедливость всем сторонам и, ничего не достигнув, гибнут между молотом и наковальней противоборствующих сил». Чего стоят, например, такие обороты, применяемые журналистами, как: «За время американской оккупации, в Ираке погибло больше людей, чем при Саддаме…». Осознанно это делается или уже подсознательно, но такие уловки не случайны. Они предназначены для того, чтобы создать у читателя ощущение, будто это американские оккупанты уничтожают мирных иракцев, и таким образом, поставить на одну доску террористов, взрывающих своих соотечественников на рынках и в университетах, и людей, рискующих своей жизнью ради защиты мирного населения.
Другие – преимущественно евангельские христиане, придерживаются пацифистских принципов, почитая их истинно евангельскими. Таких людей пастор Дитрих называл «этическими фанатиками», указывая, что их судьба еще трагичней, чем близоруких политиков. «Чистоту принципа, - писал Бонхёффер, - фанатик мнит достаточной, чтобы противопоставить ее силе зла. Но подобно быку он поражает красную тряпицу вместо человека, размахивающего ею, бессмысленно расточает силы и гибнет. Он запутывается в несущественном и попадает в силки более умного соперника». Именно это мы наблюдаем сейчас в деятельности христианских организаций, призывающих к переговорам с террористами. Они отправляются в Тегеран, чтобы заявить невменяемым политикам, типа Ахмадинежада, о своей особой, миротворческой, позиции, не замечая, что оказываются использованными в пропагандистских целях. Так было с Всемирным Советом Церквей или Христианской Мирной Конференцией – организациями, которые то ли по глупости, то ли по недомыслию, под видом борьбы за мир, лили воду на мельницу советской пропаганды.
Кто устоит, - спрашивал Бонхёффер, - в этом противоборстве со злом, которое стало таким изворотливым? «Не тот, чья последняя инстанция—рассудок, принципы, совесть, свобода и порядочность, а тот, кто готов всем этим пожертвовать, когда он, сохраняя веру и опираясь только на связь с Богом, призывается к делу с послушанием и ответственностью; тот, кому присуща ответственность, и чья жизнь—ответ на вопрос и зов Бога. Где они, эти люди?» Дитрих Бонхёффер был одним из этих людей, который понял, что “безупречная репутация и приватная святость” – фальшивые монеты, котирующиеся только на фарисейском рынке. Ими невозможно ни Богу угодить, ни изменить жизнь людей к лучшему.
В этом году исполнился 101 год со дня рождения Дитриха Бонхёффера. В Америке числом 101 обычно называют различные начальные курсы. Неплохо было бы христианам, в память о 101-ой годовщине, пройти начальный «Курс неравнодушного христианина» немецкого пастора, собиравшегося убить Гитлера, Дитриха Бонхёффера.
Источник