Louiza | Отправлено в: Среда, 15 Февраля 2012, 19:57 | Сообщение № 1 |
Участник
Сообщений: 1318
C нами с 22 Июня 2009
Откуда: Украина
Статус: Отсутствует
| Пророк на горе Давно придуман некий художественный образ на тему "еврейский пророк" – не в древнем изводе, а ч.н. в натуре, как это представляется в наше время.
Друг пришел и сказал, печально глядя на нашу обстановку: "А мне больше нравится религия Древней Эллады. Боги там разные на Олимпе, занятные истории, Зевс похищает Европу. Яркая, очень смелая религия. Была бы она живой сейчас – обязательно стал бы соблюдать".
На вопрос "что соблюдать?" толком ничего не ответил. Наверное, считает, что у греков были такие же легкие обряды, как и сказания.
И тут у нас затеялся легкий спор. На тему, чей взгляд на пророчества "круче". Ему нравится железобетонная конструкция судьбы-рока. Моя попытка объяснить альтернативный, еврейский взгляд на проблему удачей не увенчалась. Он сказал, что его как бы житейский опыт подсказывает, что греки ближе к истине: как мухе не биться, а смерти на липучке не избежать[1].
Так, ни в чем его не убедив, кинул ему под конец давно проверенный образ-притчу. И он вдруг задумался.
Нет, своих взглядов он не поменял, от любви к греческим сказаниям не отказался, да я его и не уговаривал. На иудаизм скептически смотреть не прекратил. Но по поводу образа еврейского пророка сказал, что дома у него есть картинка-иллюстрация.
И сегодня мейлом я получил на нее ссылку. См. ниже по тексту.
Итак, притча такая. Еврей-талмудист сидит на крутой горе и учит свою Тору[2]. Сидит на самом пике, а справа внизу под ним обрыв, пропасть, узкое ущелье. Там, внизу, на дне ущелья, грохочет речка. А по ней плывет лодка с гребцами-спортсменами. Эхо четко доносит каждое слово их разговора.
"Смотри, Арнольд Павлович, у нас тут на горе чудик сидит, еврей, вечно в книги глядит. Его все в округе знают. Ну чистый пророк. О чем ни спроси – всегда ответит. И обязательно сбудится. Можешь проверить".
"Да неужели? Эй, дяя-дяя!"
Пророк сверху отвечает: "Да. Я вас слушаю, молодые люди".
"Скажи, мы эту речку удачно проплывем? Или наковырнемся?"
Пророк внимательно смотрит вниз, потом обводит взглядом всю их трассу. Река под ним делает крутой поворот, огибая гору по периметру. Он видит с левой стороны от себя ряд порогов. Стремнина несется прямо на них.
"Наковырнетесь, – отвечает он им. – Если через 50 метров не завернете в боковую заводь, то ровно через 2 минуты 16 секунд попадете на скалы. Баркас в щепки, а вы промокнете".
"Ух ты, – радостно откликаются снизу. – Ровно через 2 минуты 16 секунд! Спасибо, дедушка. Сейчас проверим".
И ровно через 2 минуты они оказываются с другой стороны от пророка. Баркас в щепки. Общие смех и оживление.
Настоящее пророчество – точное знание. Сегодня говорят – обоснованное предсказание, просчитанный прогноз. Тайны тут (или кабалы) решительно никакой. Но снизу, из греческих теснин, все это выглядит, как чудо.
Впрочем, чудо и есть. Недаром говорят, что Торе открыты все тайны мира. Про нее сказано: "Никакая тайна ее не затруднит"[3]. ********************* [1] Из конспекта лекции "Свобода воли и предопределение":
"Существуют два подхода к человеческому восприятию того, что называется пророчеством, или предсказанием. Греческий подход жесток и не знает апелляций: жизнью правит рок, поэтому ничего, предписанного судьбой, нельзя изменить. Сами боги не властны управлять своей судьбой. Истинным властителем, которого боится сам Зевс, является Время, он же Хронос.
Еврейский подход в корне другой. Время – всего лишь атрибут мира, созданного Творцом. Всевышний создал время, как и все остальное: пространство, материю, сознание человека и пр. Он управляет временем, а не оно Им. Поэтому еврейский пророк может предсказывать, но не может утверждать, что ничего нельзя изменить. Он только скажет, что произойдет при тех или иных решениях, принятых человеком. Пророк даст рамки возможного исхода, но сам исход зависит от пути, выбранного людьми. Потому и не пришла погибель на город Нинве, в который был послан пророчествовать пророк Йона. Помните, он пришел (после долгих попыток уклониться от своей роли, после трехдневного сидения в чреве рыбы) в город грешников и начал призывать их к покаянию. Те покаялись – и никакой катастрофы, им предсказанной, не произошло. Потому и опечалился печалью великой... У греков за такой сюжет не взялся бы ни один из трагиков".
[2] Как сейчас помню, лист 75 трактата "Бава-Мециа", самый конец листа, начало шестой главы трактата, очень интересное обсуждение.
[3] Точная цитата (Даниэль 4:6): "Никакая тайна не затруднит тебя". Так сказал царь Навухаднецар (Навуходоносор) пророку Даниэлю, имея в виду, что еврейский пророк черпает знания у Всевышнего.
р.Реувен Пятигорский
Я могу только предоставить Вам информацию. Убеждения Ваши Вы должны формировать сами.
|
|
| |